Реферат по предмету "Экология"

Узнать цену реферата по вашей теме


Проблема водных ресурсов в Тунисе

Реферат: Проблема водных ресурсовв Тунисе

Арабские страны расположены в одном из наиболее засушливыхрегионов мира, поэтому проблема нехватки пресной воды стоит здесь весьма остро.Охватывая до 5% всего населения Земли, страны Ближнего Востока и СевернойАфрики располага/>ет менее 1% всех ежегодных возобновляемыхмировых запасов пресных вод. В докладе ФАО о положении с водными ресурсами варабском мире особо подчеркивается это обстоятельство и отмечается, что дляполного удовлетворения нынешнего уровня нужд населения арабских стран в воде былбы необходим еще один источник воды, эквивалентный Нилу.
Объем используемых водных ресурсов определяется, какизвестно, имеющимися наземными и подземными запасами вод, водой, поступающей ввиде осадков, а также из некоторых других источников. В соответствии ссуществующими мировыми стандартами считается, что для нормальногоудовлетворения нужд страны объем поступающих из всех наличных источников воддолжен составлять не менее 1325 куб. м в расчете на одного жителя. При этомнаиболее благоприятная ситуация с водными ресурсами среди арабских страннаблюдается в Марокко – 1185 куб. м на человека. В то же время в 1990 г. неменее чем в восьми арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки этотпоказатель опускался ниже 500 куб. м/год на одного жителя. В Тунисе онсоставляет 532 куб. м/год1.
Чтобы понять, почему столь быстро иссякают имеющиеся водныересурсы, необходимо выяснить, куда они направляются и как расходуются. Спроблемой использования воды тесно связана проблема сохранения этих ценных вусловиях засушливого климата ресурсов и поиска их дополнительных источников.Этот вопрос актуален для всего региона. Об использовании водных ресурсов поотраслям народного хозяйства в странах Магриба можно судить по следующим данным(1990 г., в %)3.
Очевидно, что в системе распределения водных ресурсов вовсем регионе наблюдается явный дисбаланс. Основным потребителем воды во всехстранах Магриба является сельское хозяйство, одна из наименее производительныхотраслей (по вкладу в ВВП), куда направляется львиная доля имеющихся водныхресурсов (от 74 до 91%). В Тунисе этот показатель один из наиболее высокихпосле Марокко, где большое внимание уделяется орошаемому земледелию, исоставляет 80%. Между тем, сельское хозяйство в Тунисе обеспечивает только10–11% ВВП, к тому же весьма значительное количество воды и вовсе теряетсяиз–за утечек, несвоевременной очистки и ремонта ирригационной сети иводопроводов. Вода тратится во все возрастающих количествах, а посколькуразработка водных ресурсов и распределение воды финансируются государством, этоникак не стимулирует ее экономное расходование потребителями.
Следующий по количеству потребитель воды – население.Совершенно очевидно, что с его быстрым ростом и набирающей темпы урбанизациейпотребности этой категории пользователей в будущем будут все время расти. И,наконец, оставшаяся, самая небольшая доля водных ресурсов, направляется нанужды динамично развивающейся промышленности, которая испытывает растущий голодв них.
Сложившееся соотношение между пользователями водных ресурсови приоритетом в этом аграрных отраслей в целом понятно, поскольку в силуклиматических особенностей основная часть земель сельскохозяйственногоназначения в странах Северной Африки находится в зоне риска. Проблема, однако,заключается в том, чтобы путем сокращения потерь воды, поиска альтернативных ееисточников изменить существующее соотношение между пользователями, увеличивдолю воды, направляемой на нужды промышленности и растущего населения.
В Тунисе, как впрочем и в других странах Магриба, сельскохозяйственноепроизводство в значительной степени зависит от количества и регулярностиосадков. Земледелие без искусственного орошения практически возможно лишь насевере, в Телле, в районе, ограниченном на юге рекой Меджердой, где выпадает от600 до 1000 мм осадков в год. Далее, к югу, возможности земледелия безискусственного орошения резко снижаются.
Для засушливых степных районов Центра и Юга, где другихисточников орошения, кроме ресурсов подземных вод, практически не имеется,проблема воды приобретает исключительно важное значение. В районе к югу отМеджерды до Тунисского хребта, где выпадает от 400 до 600 мм осадков,расположены основные массивы посевов зерновых культур, обеспечивающих важнейшуючасть продовольственной корзины страны. Это районы Эль–Кеф, Мактар, Сукэль–Хемис, Тебурсук, Меджез эль–Баб, Загуан, Солиман. Выпадающих здесь осадковбывает обычно достаточно для возделывания пшеницы. В засушливые годы, которые,как правило, выпадают раз в 5–6 лет, случаются сильные неурожаи.
Между горными цепями Тунисского хребта и Гафсы, наприбрежной восточной низменности, в Сахеле, в районах Энфиды, Кайруана, Суса,Сфакса, выпадает всего от 200 до 400 мм осадков в год. К югу от Гафсыколичество осадков еще больше уменьшается: от 100 до 200 мм. А районы полупустынии пустыни (Кебили, Тозёр) получают менее 100 мм осадков. Положение осложняетсяеще и тем, что влага, попадая в почву, быстро испаряется из–за высокойтемпературы. Полупустыней в Тунисе занято до 30% всей территории. Поэтомубольшое значение для развития сельскохозяйственного производства приобретаетпроблема освоения полупустынных районов и введение засушливых земель всельскохозяйственный оборот.
Поверхностные источники орошения в Тунисе весьмаограниченны. Единственная река с постоянным водотоком по всему руслу – этоМеджерда, протекающая на севере и являющаяся основным источником для ирригации.На ее долю приходится почти 60% ирригационного потенциала страны. Однако режимее стока непостоянен и полностью зависит от атмосферных осадков. Летом среднемесячныйрасход воды составляет всего 3–4 куб. м/сек., осенью 30–40, зимой – свыше 50куб. м/сек. В феврале он может доходить и до 90 куб. м/сек., а во время сильныхзимних дождей расход воды в нижнем течении может превысить 2000 куб. м/сек.Другие водотоки Туниса (Меллег, Милиан, Мергеллиль, Зеруд, Кебир) имеютвторостепенное значение.
Режим еще более мелких тунисских водотоков, неглубоких рек(вади) тесно связан с режимом осадков и потому чрезвычайно непостоянен. Южнее36–й параллели русла многих из них, как правило, пересыхают и наполняются водойтолько во время зимних дождей, превращаясь в бурные потоки, сметающие все насвоем пути. Проливные дожди приводят к разрушительным наводнениям (к примеру,осенью 1969 г.), наносящим громадный урон сельскому хозяйству. Поэтому большоезначение приобретает задержка и регулирование речного стока при помощи плотин ииспользование паводковых вод для водоснабжения и ирригации.
Стремясь повысить продуктивность сельского хозяйства,улучшить продовольственное обеспечение населения и обеспечить развивающуюсяпромышленность сырьем, правительство Тунисской Республики придает исключительноважное значение освоению водных ресурсов страны и развитию орошаемогоземледелия. На эти цели направляется до 40% всех капиталовложений в аграрныйсектор.
В середине 80–х годов потенциальные водные ресурсы Тунисаоценивались в 4355 млн. куб. м в год. Их распределение по территории страныимеет свои особенности. До 60% всего водного потенциала (2630 млн. куб. м)приходится на наземные водные ресурсы, подавляющая часть которых (80%)сосредоточена в северных районах. Аридные же южные районы страны богатыподземными водами. На них приходится 72% всех ресурсов подземных вод глубокогозалегания4. Освоение этих ресурсов весьма перспективно. Разведанные запасыпозволяют ежегодно использовать 1725 млн. куб. м воды, но на сегодняшний деньиспользуется не более 55% этого потенциала.
Несмотря на большой объем работ по бурению артезианскихскважин, строительству колодцев, сохранению оазисов, осуществленных за годынезависимости, этого все еще недостаточно для оптимального освоения ресурсовподземных вод. Причины заключаются, прежде всего, в недостаточном развитииинфраструктуры в полупустынных и пустынных районах, нехватке финансовыхсредств. И это сдерживало освоение ресурсов подземных вод в центральных и южныхрайонах. В последние годы, однако, внимание властей к этой проблеме усилилось всвязи с планами расширения орошаемого земледелия в засушливых районах подогородные культуры, ранние овощи, находящие хороший сбыт на рынкахзападноевропейских стран.
Правительство планирует решать задачи развития орошаемогоземледелия на засушливых землях путем осуществления небольших ирригационныхпроектов, предусматривающих максимальное использование ресурсов подземных вод ивключающих бурение артезианских скважин, сооружение колодцев, монтаж насосныхустановок, строительство оросительных систем. При этом особо надо отметить иразвитие в последние годы оазисного земледелия. Число и площади оазисоввозрастают благодаря новым глубоким скважинам и росту населения. Однако,опустынивание подчас сводит к минимуму усилия государства, и это также одна изсерьезных проблем по сохранению водных ресурсов, стоящая перед властями.Несмотря на то, что часть почв в оазисах (область Нефзава) покрыта гипсовойкоркой мощностью до 1 м, препятствующей промыванию после использованиявысокоминерализованных ирригационных вод, почвы во многих местахблагоприятствуют высоким урожаям овощей, фруктов и, в особенности, фиников.Власти Туниса пытаются контролировать использование дефицитных в ряде оазисовподземных вод, запрещая частные скважины, финансируя проекты реконструкциитрадиционных оросительных систем5.
Значительно лучше освоены водные ресурсы северных районовстраны, где активно используются как наземные водные источники, так и влага,поступающая в виде атмосферных осадков. Здесь же сосредоточены важнейшиегидротехнические сооружения и расположен основной клин орошаемых земель.Строительство крупных гидротехнических сооружений, в том числе многофункциональныхплотин, водоводов, сети ирригационных каналов в независимом Тунисе всегдасоставляли важнейшую часть программы освоения водных ресурсов. Именно на нееприходится до 90% всех инвестиций в освоение водных ресурсов страны. Если донезависимости в Тунисе насчитывалось всего четыре плотины с общим объемомводохранилищ 383 млн. куб. м, то в период 1960–1987 гг. было построено 13плотин, в том числе такие крупные, как Бир–Мшерга, Сиди–Салем, Сиди–Саад,Бу–Гертма, Джумин, Кассеб, Уэд–Небана и др. с суммарным объемом задерживаемойводы в 1270,3 млн. куб. м. В середине 90–х годов общий объем водных резервуаровсоставил около 1500 млн. куб. м, т.е. за четыре десятилетия независимогоразвития он увеличился почти в 4 раза6.
Поставивперед собой цель максимального использования имеющихся в стране водныхресурсов, правительство продолжало крупномасштабное ирригационноестроительство. В 1988 г. было начато сооружение водовода, связывающего плотинуСиди–Салем и плотину Седженан с заводом в Матёре, где засоленная вода должнасмешиваться с водой из хранилища Седженан и поступать затем для снабжения г. Тунисаи орошения посевов зерновых и плантаций цитрусовых на севере. К 1993 г. работыпо сооружению двух крупных плотин (Эль–Хуареб и Седженан) были практическизавершены, и правительство объявило о новом грандиозном проекте: сооруженииплотины в Зуитине с водохранилищем в 130 млн. куб. м и плотины Сиди эль–Баррак,создающей емкость объемом 250 млн. куб. м, а также строительстве несколькихмалых плотин в предгорье, что является завершающей фазой правительственныхпланов по максимальному использованию водных ресурсов к концу века. Работы надкомплексом Сиди эль–Баррак начались в 1994 г. и должны быть закончены в 1999 г.,строительство обойдется в 122 млн. тун. динаров.
Министерство сельского хозяйства Туниса заявило, что к 2000г., общий объем водохранилищ составит 2600 млн. куб. м, при этом объемводохранилищ, создаваемых крупными плотинами, составит 2000 млн. куб. м. Онирасположены преимущественно на северо–западе страны. С открытием громадногоподземного озера в Сахаре значительно возрастают и возможности освоения новыхземель и развития «пустынного» земледелия7.
Такое крупномасштабное гидротехническое строительствотребует вложения колоссальных средств, которых у Туниса нет. Поэтому длягидрологических изысканий, строительства плотин и оросительной сети в широкихмасштабах привлекается иностранный капитал. Оценка состояния водных ресурсов,изыскательные работы, строительство гидротехнических объектов, осуществлениенекоторых проектов проводились, как правило, при финансовом и техническомсодействии США, ФРГ, Франции, Канады, Швеции, Бельгии и некоторых другихзападных стран и международных организации (ФАО, Мирового банка), а такжебогатых арабских нефтедобывающих государств. В последние годы усилился притокфинансовых средств из ЕС.
В марте 1992 г. ЕС предоставило Тунису субсидию в 45 млн.экю на осуществление проекта сохранения земельных и водных ресурсов,включающего строительство 243 запруд и создание водохранилищ на гористыхсклонах, сооружение 1000 небольших объектов по очистке сточных вод и ремонтнескольких плотин. Другие объекты, финансируемые ЕС, включают ремонторосительной сети 13 зон в гувернорате Кассерин, строительство плотины в Хасиэль–Фред, а также предоставление кредита в 12 млн. экю на развитие мелких исредних фермерских хозяйств на орошаемых землях, в гувернорате Эль–Кеф и врайоне Седженан, ранее уже согласованного с ЕС8.
Правительство также надеется на получение от западных странкредита в 50 млн. долл. на осуществление пятилетнего проектасельскохозяйственного развития в южной и западной части гувернората Загуан.План включает проведение работ по увеличению водоснабжения к 2001 г. на 41 млн.куб. м в год, развитию орошаемого земледелия и обустройству 13 тыс. гасельскохозяйственных земель9.
Некоторые важные гидротехнические объекты были построеныпри финансовом содействии бывшего СССР. Так, с помощью СССР были построеныплотина и гидроэлектростанция на р.Кассеб (1968 г.), комплекс гидротехническихсооружений в районе озера Гараэт–Ашкёль, осуществлялось строительствогидротехнического комплекса, включающего плотину на р.Джумин, и канал Джумин –Меджерда, а также плотину на р.Резала. В 1985 г. между СССР и Тунисом былоподписано соглашение об участии СССР в строительстве плотин Сиди эль–Баррак иСедженан и водовода Седженан – Джумин. На эти цели Тунису был предоставленкредит в 10 млн. долл. В феврале 1994 г. палата депутатов Туниса ратифицироваласоглашение с Россией о сотрудничестве в области строительства гидротехническихсооружений, подписанное обеими сторонами в ноябре 1993 г. По этому соглашениюРоссия продолжит оказывать содействие в строительстве ряда гидротехническихобъектов, включая плотину Сиди эль–Баррак на северо–западе страны. РФ приметтакже участие в разработке второй очереди канала Седженан – Джумин и каналаДжумин – Меджерда. Для реализации этих проектов Россия обязалась предоставитьТунису кредит в размере 8,5 млн. долл. Эта сумма представляет собой остатокзайма, который Советский Союз должен был предоставить Тунису по соглашениюмежду двумя странами от октября 1983 г.
В настоящее время бoльшийакцент делается на строительство небольших по размерам земляных плотин местногозначения. Их легче строить, чем крупные гидротехнические объекты, они требуютменьших финансовых затрат, но вместе с тем играют важную роль в регулированииводного стока и в борьбе с эрозией почв, что представляет серьезную проблему встране. Достаточно отметить, что в центральной части Туниса уже до 45% всейплощади земель подвержены эрозии, что в условиях засушливого климата создаетсильную угрозу опустынивания10.
Построенные плотины и сеть оросительных каналов позволяюторосить 256,7 тыс. га земли, в том числе 101,8 тыс. га в государственномсекторе сельского хозяйства и 154,9 тыс. га – в частном. Однако фактическиорошается около 190 тыс. га, или только 4% обрабатываемых земель. Но посравнению с 1956 г., когда орошалось всего 65 тыс. га, прогресс налицо,поскольку площадь орошаемых земель увеличилась в 2,9 раза.
Общая площадь земель под поливными культурами (с учетомповторных сборов) составляет в Тунисе 206,4 тыс. га. Орошаемое земледелиеобеспечивает 32% всей сельскохозяйственной продукции по стоимости. Около 55%всего объема продукции с орошаемых земель дают овощи, 37% – фрукты, 8% другиекультуры11.
Как уже отмечалось, сельское хозяйство – самый крупный, ноне единственный потребитель воды. В связи с быстрой урбанизацией и бурнымростом городского населения в конце XX века, потребности жителей в водевозрастают в геометрической прогрессии. В настоящее время по затратам нахозяйственные нужды среди стран Магриба Тунис занимает 3–е место, оставляя засобой лишь Марокко (см. таблицу выше).
Основная часть чистой питьевой воды, которой снабжаютсятунисские города, поступает из подземных источников. Однако системаводоснабжения столицы г. Туниса и его пригородов питается преимущественно изназемных источников, резервуаров, созданных плотинами Уэд эль–Лиль и Уэд–Кебир.Еще в середине 70–х годов расход потребляемой воды составлял около 40 млн. куб.м в год. Тогда тунисские специалисты подсчитали, что для того, чтобы обеспечитьнормальное водоснабжение городов и поселков чистой водой в будущем,потребовалось бы увеличение систем городского водоснабжения по крайней мере вдва раза.
За минувшие годы осуществлен большой объем работ построительству плотин и емкостей для улучшения снабжения водой столицы и другихкрупных центров, реконструкции и ремонту старой и сооружению новой системыраспределения воды в городах, улучшению водоснабжения более мелких городскихцентров и поселков, в особенности в центральных и южных районах. Все этопривело к улучшению условий жизни населения как в городах, так и в сельскойместности. В результате степень обеспеченности жителей Туниса доброкачественнойпитьевой водой составила в середине 80–х гг. 89% (98% в городах и 79% всельской местности), а обеспеченность адекватными санитарными устройствами –46% (66% в городах и 29% в сельской местности).
Гидрографические условия и слабый гидропотенциал тунисскихрек обусловили и особенности использования водных ресурсов в энергетическихцелях. При французском протекторате Тунис считался абсолютно бесперспективным вотношении гидроэнергоресурсов. Лишь после обретения суверенитета в страненачалось гидроэнергетическое строительство. На северо–западе были построены ГЭСЭль–Аруссия на р. Силиана, Набер на р. Меллег и Фернана на р. Бу–Гертма в 150км от г. Туниса. Установленная мощность тунисских ГЭС на 1993 г. составила 64тыс. кВт или всего 4,5% установленной мощности всех тунисских электростанций,подавляющее большинство которых составляют ТЭС. Доля энергии, вырабатываемойГЭС, по отношению к общему объему выработанной электроэнергии крайне невелико исоставляет только около 1% (64 млн. кВт/час в 1993 г.)12. К тому жепроизводство электроэнергии на ГЭС испытывает значительные колебания год отгода в связи с непостоянством стока рек, на которых они расположены.Подавляющая часть производимой в Тунисе электроэнергии приходится на тепловыестанции, работающие на мазуте и природном газе. Тем не менее, нельзя сбрасыватьсо счета и ГЭС, поскольку они играют важную роль в электроснабжении крупныхгородских центров, в том числе и столицы.
Итак, за годы независимого развития правительство Тунисаприложило немало усилий для развития водного хозяйства страны с цельюудовлетворения нужд аграрного сектора и потребностей населения в воде. Вместе стем потребности этих категорий пользователей воды все время растут.Увеличивающийся спрос на водные ресурсы предъявляет и интенсивно развивающаясяпромышленность. Однако достижения в области промышленности и сельскогохозяйства, улучшение условий жизни населения в Тунисе, как и в других странахМагриба, сопровождаются постепенным истощением водных ресурсов. В начале 90–хгодов Тунис использовал их уже на 75%, а в начале XXI века, по подсчетамэкспертов, воды в Тунисе для удовлетворения всех потребностей уже будет явно нехватать.
Для предотвращения возможного кризиса водного хозяйства вТунисе, как и в других арабских странах, страдающих от нехватки воды, требуетсяпроведение целого комплекса специальных мер и, как отмечалось, крупныекапиталовложения. Согласно оценкам экспертов Мирового банка, для предотвращенияострой нехватки воды в течение 10 лет в водное хозяйство стран Ближнего Востокаи Северной Африки необходимо вложить средства в размере 45–60 млрд. дол. США. Внекоторых странах региона такие инвестиции могут составить до 2% ВВП.
Разработанная Мировым банком программа поддержки и развитияводного хозяйства стран региона предусматривает принятие в течение 10 летследующих мер:
– сокращение использования водных ресурсов на целиирригации на 10% при одновременном развитии сельскохозяйственного производства;
– сокращение водных потерь при транспортировке на 40%;
– увеличение использования на 50% водных ресурсов напромышленные и потребительские нужды;
– обеспечение доступа к чистой питьевой воде не менее чем90% населения.
Последовательное выполнение всех пунктов этой программы, помнению экспертов, поможет предотвратить кризис водного хозяйства в странахрегиона к 2005 г.13.
Дальнейшее увеличение объема водопотребления, а такженеобходимость более рационального использования водных ресурсов требуеткачественного совершенствования системы их использования, а также поиска новыхисточников снабжения водой. Власти Туниса в полной мере сознают что решениепроблемы кризиса водоснабжения зависит не только от решения чисто техническихвопросов ликвидации потерь воды путем внедрения водосберегающих технологий имодернизации гидротехнического оборудования, но и от поиска и активногоиспользования альтернативных источников водоснабжения, использованиятрадиционных методов сохранения водных ресурсов, улучшения общей экологическойобстановки. Тунис – одна из немногих арабских стран, где создано и активнодействует министерство по охране окружающей среды. Увязка вопросов решения ипредотвращения кризиса водоснабжения с решением общеэкологических проблемстраны – отличительная черта водохозяйственной политики правительства Туниса нанынешнем этапе.
С целью улучшения водоснабжения власти предусматриваютпроведение следующих мероприятий: более экономное использование воды наорошение, бытовые и промышленные нужды; предотвращение утечки воды притранспортировке (при этом в среднем теряется до 30% воды); повторное применениеиспользованных вод; опреснение морской воды и соленых вод источников.
Большое значение в общем комплексе мер придается переброскеводы на довольно большие расстояния, из западных в северо–восточные районы, гдепроживает более половины населения страны. В 1980 г. было переброшено 569 млн.куб. м воды, в 2000 г. предполагается перебросить 1063 млн. куб. м. При этомпредпочтение отдается сооружению закрытых водоводов, чтобы предотвратитьиспарение влаги14.
В плотно населенных предгорных районах для эффективнойзащиты земли от эрозии и сохранения воды необходимо поддержание ивосстановление традиционных для страны гидротехнических сооружений. В этойсвязи власти считают необходимым обратить особое внимание на положительную рольв сохранении водных ресурсов традиционных плотин «табиа», являющихся результатом многовекового опыта и системземледелия на «джессурах», освоенных спомощью этих плотин участках горных долин. По мнению тунисских специалистов,поддержание этих традиционных сооружений в предгорных зонах должно находитьсяво взаимодействии со строительством в этих и других районах современныхгидротехнических сооружений. На эти цели и улучшение общей экологическойобстановки государство выделяет значительные средства. В соответствии с 9–мпланом социально–экономического развития страны на 1997–2001 гг. на защитуокружающей среды предусматривается направить до 6% государственного бюджета15.
В рамках текущего плана развития предусматриваетсяассигнование 32 млн. тун. динаров (29,5 млн. долл.) на развитие сельскогохозяйства в гувернорате Кассерин. При этом основная часть средств пойдет наосуществление водных проектов, включая бурение 24 артезианских скважин исоздание 15 небольших резервуаров для хранения запасов воды. Планируетсяпривлечь и иностранный капитал, в частности, для строительства плотины Эль–Х’мав гувернорате Бен–Арус и водохранилища объемом 1,1 млн. куб. м. Проект включаетстроительство водоотводного канала, а также проведение ирригационных идренажных работ. Разрабатываются планы и проводятся консультации относительнореставрации античных римских бассейнов для хранения воды в Гафсе. Проект,который планируется осуществить с помощью германской фирмы Кредитанштальт,включает подготовку ТЭО, изучение всех имеющихся данных и выполнениереставрационных работ16.
Один из путей пополнения водных ресурсов, к которому сбольшим вниманием относятся тунисские власти – это использование длятехнических нужд очищенных сточных вод. В настоящее время в Тунисе используетсяежегодно около 140 млн. куб. м очищенной воды. Бoльшая часть этих резервов, свыше 130 млн. куб. м, расходуется на орошениеземель, остальная направляется на промышленные нужды. В ближайшем будущемпредполагается ввести в строй два предприятия по регенерации воды в г. Туниспроизводительностью 60 тыс. куб. м воды в день стоимостью 50 млн. долл., и триболее мелких предприятия в городах Сус, Сфакс и Кайруан, каждое стоимостью по10 млн. долл. Проект предусматривает очистку сточных вод и прокладку труб вчетырех городах, включая прокладку канализационных труб общей протяженностью600 км. Стоимость всего проекта, как предполагается, может составить 300 млн.долл. При этом участие Мирового банка в этом проекте может составить 80–100млн. долл., которые будут предоставлены для закупок импортного оборудования иуслуг, остальные средства будут предоставлены тунисской стороной17.
Значительный интерес к освоению водных ресурсов иразработке проектов новых альтернативных источников водоснабжения в Тунисепроявляет в последнее время Япония. Японский фонд экономического сотрудничествас зарубежными странами намерен предоставить Тунису кредит в 140 млн. долл. вцелях финансирования проекта развития городской канализации и ирригационныхсистем в различных частях страны. Эти средства должны пойти на осуществлениеследующих целей:
– расширение и модернизацию системы очистки сточных вод г.Сфакса и создание канализационной сети в Кебили, Дузе и Зрибе. На эти цели фондвыделяет 51,4 млн. долл. тунисскому Национальному управлению питьевой воды;
– совершенствование ирригационных систем в 153 небольшихоазисах Габеса, Гафсы, Кебили и Тозера в целях сокращения потерь воды путемпрокладки полиэтиленовых и бетонных труб. Кредит на эти цели составит 65,3 млн.долл.;
– строительство ирригационной системы в районе Губеллат насеверо–западе провинции Беджа, в том числе строительство насосных станций,резервуаров для воды и проведение дренажных работ. Стоимость – 21,2 млн. долл.;
– описание существующих возможностей, сбор дополнительныхматериалов и проработка детального проекта строительства плотины в районе КапСеррат с водохранилищем в 26,6 млн. куб. м, на что выделяется 1,6 млн. долл.18.
Государство стремится привлечь частный капитал косуществлению проекта по очистке загрязненных территорий. Самый амбициозный идорогостоящий из этих проектов, который обойдется в 240 млн. долл.,представляет собой очистку загрязненного Тунисского озера, осушение 1000 га. наюжном его берегу под строительство к 2015 г. административных и жилых зданий иотелей для растущей столицы, а также расширение портовых сооружений. Другойпроект предусматривает очистку и оздоровление загрязненной территории Тапарураблиз Сфакса, где планируется построить туристический комплекс19.
Очистка Тунисского озера, прибрежных вод и побережья заливаГабес, морского побережья близ Сфакса имеют, безусловно, важное значение дляулучшения экологии. Не меньшую роль играет и борьба с опустыниванием. Угрозаопустынивания и быстрого истощения плохо защищенных от засухи земель, врезультате чего сокращается площадь сельскохозяйственных угодий, в последниегоды возрастает. В последние десятилетия отмечается наступление пустыни Сахарана южные районы Туниса, и это заметно увеличило риск сельскохозяйственногопроизводства. В связи с этим государство разработало крупномасштабный планборьбы с опустыниванием предсахарских районов и созданием в них небольшихземледельческих зон и ареалов, что выдвигает на первый план мобилизацию водныхресурсов. В программе предусмотрено в течение 25 лет оросить из подземныхисточников в южных районах Туниса 80 тыс. га земель, на которых будут разбитыплантации фруктовых деревьев, посажены оливы и посеяны зерновые культурызасухоустойчивых сортов.
Власти также вынуждены принимать и специальные защитныемеры экологического характера в связи с бурным развитием туризма (являющегося,кстати, важнейшим источником поступления иностранной валюты в казну) впредсахаорских и сахарских районах. Дело в том, что процесс развития туризмаздесь протекает быстрее, чем к нему может приспособиться окружающая среда, всвязи с чем создается угроза нарушения существующего пока в этих районаххрупкого природного равновесия. К тому же туристические комплексы являютсякрупнейшими потребителями воды, которая всегда была дефицитной. Поэтому властивынуждены принимать меры по регулированию потока туристов, устремляющихся в этиместа.
Большое значение в борьбе с наступлением песков придаетсярасширению зеленых насаждений. Принимаемые властями в этом отношении мерыдолжны оказать положительное влияние и на регулирование водного баланса,сохранение быстро истощающихся водных ресурсов, в особенности в засушливыхцентральных и южных районах.
В 1956 г. древесная растительность занимала около 4%земель, к 80–м годам – 6%, что свидетельствует о значительных усилияхгосударства в отношении лесопосадок. Этот показатель увеличился благодаря тому,что в 60–е годы проводились интенсивные лесопосадки, тогда ежегодно деревьямизасаживалось по 20 тыс. га. Затем темпы озеленения замедлились, и в 80–е годыежегодно деревьями засаживалось в среднем лишь по 4 тыс. га. В ноябре 1985 г. вТунисе состоялся специальный семинар, посвященный вопросу расширения лесныхмассивов и лесозащитных полос в рамках мероприятий по защите окружающей среды.Были разработаны необходимые рекомендации, а впоследствии утвержден план защитылесов и интенсификации лесопосадок до 2000 г. На эти цели планировалосьвыделить средства в размере 21 млн. динаров.
Восстановление лесов признано одним из приоритетныхнаправлений защиты окружающей среды, сохранения водных ресурсов и общегоэкономического развития. Десятилетний план облесения страны осуществляется с1990 г. и уже приносит ощутимые результаты. К 2000 г. планируется довестивосстановление леса на площади, составляющие 15% земельных угодий20. Чтобысоздать к этому сроку новые лесные массивы на 400 тыс. га, нужно ежегодновысаживать деревья на пространствах в 30 тыс. га, не считая посадок наопустыненных землях кормовых кустарников и борьбы с эрозией почвы на 1 млн. га.Лишь таким образом, как считают специалисты, можно было бы остановить тревожноесокращение сельскохозяйственных угодий из–за постоянного наступления песков.
Осуществляя национальную программу облесения, Тунисобратился к другим странам – членам Союза Арабского Магриба с предложениемобъединить усилия в области развития лесного хозяйства, охраны окружающей средыи защиты сельскохозяйственных угодий от наступления пустыни. По вопросам защитыокружающей среды Тунис сотрудничает с ООН, которая проявляет готовностьрасширять это сотрудничество в реализации национальной программы облесения иборьбы с опустыниванием.
Таким образом, поставив перед собой задачу максимальногоиспользования водных ресурсов, правительство Туниса сознает возможность ихистощения и одновременно стремится решать на комплексной основе проблемы поискановых источников получения воды, охраны окружающей среды, борьбы сопустыниванием, озеленения и регулирования водного баланса. В этом отношениивласти действуют весьма энергично, что вселяет надежду на то, что стране после2000 года удастся избежать кризиса водного хозяйства.
тунис водный ресурс река

Литература
1. Middle East EconomicDigest (MEED), L. vol. 40, № 4, 26.01.1996, p. 7;
2. Тунисская Республика. Справочник. М., 1993, с. 278;
3. Реферативный журнал «Географиязарубежной Азии и Африки» (Далее РЖГеография), М., 1987, № 12, с. 40;
4. The Middle East andNorth Africa 1996, L. p. 928;
5. MEED, vol. 41, № 5,31.01.1997, p. 27;
6. РЖ География,1997, № 3, с. 12;
7. Energy StatisticsYearbook 1993, UN, N.Y., 1995, p. 376;
8. MEED, vol. 40, № 4,24.01.1996, p. 9;
9. MEED, vol. 40, № 1,05.01.1996, p. 16;
10. MEED, № 9,28.02.1997, p. 33;
11. MEED, vol. 40, № 1,05.01.1996, p. 16;
12. Аль–Хуррийа, Тунис,11.11.1993, с. 7.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анкет а
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение образования и социально-педагогической деятельности» Цели и задачи дисциплины
Реферат Анхель аранго день, когда Нью-Йорк влез на небо
Реферат Анализ потребительских предпочтений в отношении пива
Реферат Анализ рисков планетарных и глобальных катастроф
Реферат Массовые беспорядки в Лос-Анджелесе
Реферат Аны прав личности, укрепления связей между административными органами и населением, существенный источник информации, необходимой при решении различных вопросов
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Администрирование локальных сетей» Направление 010400. 62 «Прикладная математика и информатика»
Реферат Аналіз регуляторного впливу до проекту рішення Волноваської міської ради Про затвердження Положення "Про порядок розміщення зовнішньої реклами на території м. Волноваха"
Реферат Анализ Специальной теории относительности: знамение нашего времени. Каланов Т. З. Рукопись, 04 июля 2005 год
Реферат Фашизм и неофашизм: сущность, сходство и различие
Реферат Анализ деятельности рмо учителей гражданско-правовых дисциплин в 2009/2010 учебном год
Реферат Аннотация примерной программы дисциплины «Математический анализ» Рекомендуется для направления подготовки
Реферат Анализ государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве жилья за 1 квартал 2011 год
Реферат Андрея Рублева «Троица»