Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"

Узнать цену реферата по вашей теме


Безопасность труда на рабочем месте контролера ОТК

Содержание.


Стр.


Введение ____________________________________________________3


1.Условия труда и факторы их формирования._____________________4


2.Классификация условий труда_________________________________8


3.Оценка условий труда на рабочем месте контролера ОТК__________11


3.1Оценка тяжести труда.____________________________________11


3.2Оценка напряженности труда. _____________________________12


3.3Оценка действия вредных факторов рабочей среды.___________15


3.4Итоговая оценка условий труда.____________________________17


Заключение. _________________________________________________18


Список используемой литературы._______________________________19


Введение


Рабочее место
– первичное звено производства, находящееся в непосредственном ведении одного рабочего или бригады и включающее в себя комп­лект материальных элементов, обеспечивающих процесс труда.


Безопасность жизнедеятельности на рабочем месте– это комплекс мероприятий, на­правленных на создание на рабочем месте необходимых условий для высокопроизводительного труда, на повышение его содержательнос­ти и охрану здоровья рабочего.


Комплекс мероприятий охватывает:


– выбор рациональной организации рабочего места и его осна­щение оборудованием и инвентарем;


– создание комфортных условий труда;


– рациональную планировку;


– бесперебойное обслуживание рабочего места по всем его функ­циям.


В данной работе будут кратко описаны основные моменты обеспечения безопасных условий труда контролера ОТК при работе на пробойной установке с напряжением до 1000 Вольт при проверке электротехнических приборов.


1.Условия труда и факторы их формирования.


Находясь на работе, человек тратит комплекс жизненных сил и энергии не только на достижение определенных результатов труда, но и на реакцию организма, связанную с условиями труда. Условия труда — это совокупность факторов внешней среды, которые влияют на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Условия труда на каждом рабочем месте формируются под воздействием таких групп факторов: производственных, санитарно-гигиенических, факторов безопасности, инженерно-психоло-гических, эстетичных и социальных. Производственные факторы обусловлены особенностями техники и технологии, уровнем механизации и автоматизации труда, качеством оснащения рабочих мест, режимами труда и отдыха. От них зависят физические усилия и нервное напряжение, рабочее положение работника, темп и монотонность работы. Санитарно-гигиенические факторы — это температура, влажность, загрязненность воздуха, шум, вибрация, освещенность, на рабочем месте. Факторы безопасности предусматривают защиту работников от травм, поражений током, химического и радиационного загрязнение. Инженерно-психологические факторы определяют комфортность на рабочих местах, совершенство конструкции техники, органов управления и средств контроля за ходом технологического процесса, удобство обслуживания машин и механизмов.


Находясь на работе, человек тратит комплекс жизненных сил и энергии не только на достижение определенных результатов труда, но и на реакцию организма, связанную с условиями труда. Условия труда — это совокупность факторов внешней среды, которые влияют на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Условия труда на каждом рабочем месте формируются под воздействием таких групп факторов: производственных, санитарно-гигиенических, факторов безопасности, инженерно-психологичес-


ких, эстетичных и социальных.


Производственные факторы обусловлены особенностями техники и технологии, уровнем механизации и автоматизации труда, качеством оснащения рабочих мест, режимами труда и отдыха. От них зависят физические усилия и нервное напряжение, рабочее положение работника,


темп и монотонность работы.


Санитарно-гигиенические факторы — это температура, влажность, загрязненность воздуха, шум, вибрация, освещенность на рабочем месте.
Факторы безопасности предусматривают защиту работников от травм,


поражений током, химического и радиационного загрязнения.


Инженерно-психологические факторы определяют комфортность на рабочих местах, совершенство конструкции техники, органов управления и средств контроля за ходом технологического процесса, удобство обслу-живания машин и механизмов.


Эстетические факторы определяют красоту производственной среды, приятность форм, цветов и звуков, на рабочем месте, успокоительное оформление зон отдыха и тому подобное.


Социальные факторы определяются взаимоотношениями в трудовом коллективе, стилем руководства, миссией и целями предприятия и мерой их идентификации, с интересами работника. Под действием этих факторов формируется морально психологический климат в коллективе.


В соответствии с рекомендациями Международной организации труда
выделяют десять основных групп факторов производственной среды, которые влияют на работоспособность человека и вызывают у нее усталость:
-физическое усилие
(передвижение или поддерживание грузов, усилия натиска, на предмет труда и тому подобное). Различают четыре уровня физического усилия: незначительное, среднее, тяжелое и очень тяжелое;
-нервное напряжение
(сложность расчетов, высокая ответственность, интеллектуальная нагрузка, особенные требования, к качеству или точности, опасность для жизни и здоровья и тому подобное). Выделяют три уровня нервного напряжения: незначительная, средняя, повышенная;
-темп работы
(количество трудовых движений за единицу времени). Различают три уровня: умеренный, средний, высокий;
-рабочее положение
(положение тела человека относительно средств производства). Различают четыре вида рабочего положения: ограниченное, неудобное, неудобно ограниченное и очень неудобное;
-монотонность работы
(многоразовость повторения однообразных кратковременных операций, действий, циклов). Различают три уровня:


незначительная, средняя, повышенная;


-температура, влажность, тепловое излучение
в рабочей зоне. Различают пять стадий влияния отмеченных факторов: незначительный, повышенный


(сниженный), средний , высокий, очень высокий;


-загрязненность воздуха
(содержимое примесей в 1 куб. м воздуха и влияние их на организм человека). Различают пять степеней загрязненности воздуха: незначительная, средняя, повышенная, сильная, очень сильная;
-производственный шум
(частота шума в герцах, сила шума в децибелах). Различают умеренный, повышенный и сильный шум;
-вибрация, вращение, толчки
на рабочем месте. Различают три уровня значений этих факторов: повышенные, сильные, очень сильные;
-освещенность
в рабочей зоне. Различают два уровня значений этого фактора: недостаточная и плохая .


Изучение условий труда на конкретном предприятии проводится для того, чтобы, во-первых, обнаружить направления и пути их улучшения, и во-вторых, чтобы компенсировать работникам вредное влияние условий труда на их здоровье в денежной или другой форме (повышенная заработная плата, льготы в пенсионном обеспечении, специальное питание, сокращенная длительность рабочего времени и тому подобное). Основной задачей изучения условий труда остается поиск возможностей создания на рабочих местах нормальных условий для работы в таких направлениях как:


-техническое
(создание новой техники , которая обеспечивает сохранение здоровья и минимизацию затрат труда);


-технологическое
(внедрение новых технологических режимов);
-организационное, психофизиологическое и социальное
направления заключаются в оздоровлении производственной среды, в повышении инте-


реса к работе и ее результатам;


-эстетическое
(изменение цветов, звуков, света, форм, которые применяются в производстве, и внедрения в них художественных элементов, положительно влияющих на самочувствие человека во время работы и способствующих повышению результативности труда).


Условия труда характеризуются совокупностью факторов производст-


венной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и


работоспособность человека в процессе труда. В Российской Федерации применяется следующая классификация условий труда: безопасные условия труда, вредные условия труда, опасные условия труда. Она будет рассмотрена в следующей главе.


2.Классификация условий труда.


Безопасными
условиями труда считаются такие условия, при которых


воздействие на работающих людей опасных и вредных производственных


факторов не превышает гигиенических нормативов.


Вредные
условия труда характеризуются превышением параметров опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте по их вредному действию над гигиеническими нормативами.


Оценка вредности условий труда на рабочем месте проводится на основании определения их степени опасности и вредности по уровню превышения значений опасных и вредных производственных факторов над значениями гигиенических нормативов и условий опасности для организма человека.


Рассмотрим классификацию условий труда по степени вредности и опасности.


Исходя из гигиенических критериев и принципов классификации труда, последние подразделяются на четыре класса.


1 класс

характеризует оптимальные условия труда

, т.е. такие условия труда, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для сохранения высокого уровня работоспособности.


Оптимальные нормативы производственных факторов установлены:


− для микроклиматических параметров производственной среды;


− для факторов трудового процесса.


Для других действующих факторов условно за оптимальные принимают такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.


2 класс

относится к допустимым условиям труда

. Допустимые условия труда характеризуются такими факторами среды и трудового процесса, которые не превышают значений, установленных гигиеническими нормативами для рабочем месте, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.


Такие условия труда не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство.


Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.


3 класс

– это вредные условия труда

. Они характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих значения гигиенических норма-тивов и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и степени выраженности изменений в организме работающих людей подразделяются на четыре степени вредности.


1 степень 3 класса (3.1)

– объединяют условия труда, характеризующиеся такими отклонениями факторов от гигиенических нормативов, которые, как правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболевания.


2 степень 3 класса (3.2)

характеризуются условиями труда с такими уровнями опасных и вредных производственных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости с временной утратой трудоспособности, повышению частоты общей заболеваемости, появлению начальных признаков профессиональной патологии.


3 степень 3 класса (3.3)

выражаются условиями труда, которые приводят к развитию, как правило, профессиональной патологии в легкой форме в период трудовой деятельности, росту хронической обще соматической («сома» обозначает тело) патологии, включая повышение уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности.


4 степень 3 класса (3.4)

– это условия труда, при которых могут возникать выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечается значительный рост хронической патологии, высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.


4 класс

– опасные условия труда, характеризуются такими уровнями опасных и вредных производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.


Оценка условий труда в соответствии с характеристикой действующих факторов на рабочем месте дается в зависимости:


− от содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны (по числу раз превышения значений предельно допустимых уровней);


− от наличия биологических факторов;


− от уровня шума и вибрации;


− от действия электромагнитных излучений и полей (по числу критериев, превышающих значения предельно допустимых уровней);


− от показателей микроклимата для производственных помещений и открытых территорий в теплый и холодный периоды года;


− от показателя ТНС-индекса для производственных помещений и открытых территорий в теплый период года;


− от параметров световой среды производственных помещений (для посто-янных рабочих мест);


− от показателей тяжести и напряженности трудового процесса.


В Российской Федерации для оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности рабочего процесса используется Руководство
Р 2.2.2006-05


«Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда
».


Анализ условий труда контролера ОТК с учетом совокупности вредных факторов рабочей среды, тяжести и напряженности труда, произведенный в соответствии с данным Руководством, рассмотрим в следующей главе.


3.Оценка условий труда на рабочем месте контролера ОТК.


3.1 Оценка тяжести труда.


Тяжесть трудового процесса оценивают по ряду показателей, выраженных в


эргонометрическнх величинах, характеризующих трудовой процесс, незави-симо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в этом процессе. Нормативы различаются лишь по полу работника, в зависимости от того, мужчина он или женщина.


Основными показателями тяжести трудового процесса являются:


- физическая динамическая нагрузка;


- масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;


- стереотипные рабочие движения;


- статическая нагрузка;


- рабочая поза;


- наклоны корпуса;


- перемещение в пространстве.


Рассмотрим физическую динамическую нагрузку
в трудовой деятельности контролера ОТК. Работник, находясь на рабочем месте у пробойной установки, берет с транспортировочного устройства (тачки) прибор весом 14 кг, устанав-ивает его в установку (для чего перемещает на расстояние 0,8м.), выполняет необходимые операции по проверке и перемещает агрегат обратно. Всего за смену происходит около 50 таких манипуляций. Для расчета внешней механи-еской работы вес прибора умножаем на расстояние перемещения и еще на 2, т.к. каждый агрегат перемещается дважды, а затем количество проверок в смену .


Итого: 14кг х 0,8м х 2 х 50 = 1120 кг-м.


По нормам руководства данная нагрузка не превышает оптимальную, т.е. по показателю 1.1 данная работа относится к 1 классу
.


Оценим условия труда по массе поднимаемого и перемещаемого груза
. Подъем и перемещение груза весом до 15 кг происходит постоянно в течение рабочей смены. Согласно нормам Руководства нагрузка по перемещению груза относится к допустимой, т.е. ко 2 классу

.


По количеству стереотипных рабочих движений
и статической нагрузке
условия работы относятся к оптимальным (1 класс
).


Рабочая поза
– свободная, стоя проводится до 40% рабочего времени, имеется возможность смены рабочего положения тела. Вынужденных наклонов корпуса
свыше 30 градусов практически нет. Перемещения в пространстве
, обусловленные технологическим процессом, составляют по горизонтали
1 км за смену, по вертикали
– 200м. По всем критериям, указанным в этом абзаце, условия труда относятся к оптимальным, т.е. к 1 классу

.


Таким образом, большинство показателей тяжести трудового процесса контролера ОТК относится к оптимальным, а один показатель - по массе поднимаемого груза – к допустимым (2 класс). Получается, что окончательная оценка тяжести трудового процесса контролера ОТК – класс 2.


3.2. Оценка напряженности труда.


К показателям напряженности трудового процесса отнесены следующие нагрузки: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, при определении напряженности труда следует учитывать также монотонность нагрузок и режим работы.


Оценим напряженность труда согласно соответствующим критериям Руководства, указанным в таблице 18 этого руководства.


Интеллектуальные

нагрузки характеризуются следующими показателями:


− содержанием работы;


− восприятием сигналов (информации) и их (ее) оценкой;


− степенью сложности задания;


− характером выполняемой работы.


Критерий 1.1 – содержание работы
. В процессе работы решаются простые альтернативные задачи (типа «годен» - «не годен») по прилагаемым инструк-циям, это относится к 2 классу

.


Критерий 1.2 – восприятие сигналов
. После восприятия сигналов (измерения параметров) необходимо сопоставить их с номинальными значениями и на этой основе произвести их заключительную оценку, поэтому класс напряженности (согласно таблице 18 Руководства) – класс 3.1


1.3 – распределение функций по степени сложности задания –
относится к классу 1

(легкому), т.к. по роду деятельности требуется лишь обработка и выполнение задания.


1.4 – характер выполняемой работы
– работа ведется по установленному графику с возможностью коррекции его деятельности - класс 2

.


Рассмотрим напряженность труда контролера в плане сенсорных нагрузок.


Критерий 2.1 – длительность сосредоточенного наблюдения
– составляет до 25 % времени рабочей смены – класс 1

.


2.2 – плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений за час работы
в среднем составляет около 60 , т.е. до 75 – класс 1

.


2.3 – число производственных объектов одновременного наблюдения
не превышает трех, т.е. относится к группе «до пяти» - класс1

.


2.4 – размер объекта наблюдения
– в основном нормально различимые объекты (более 5 мм), но иногда бывает необходимость различать достаточно мелкие надписи, подключать разъемы и т.д. – класс2

.


2.5 – работа с оптическими приборами
– практически отсутствует – класс1

.


2.6 – наблюдение за экранами видеотерминалов
– не превышает 2 часов за смену – класс1

.


2.7 – нагрузка на слуховой анализатор
. В процессе работы периодически возникают акустические помехи, речь во время которых слышна лишь на расстоянии до 3,5 метров – класс2

.


2.8 – нагрузка на голосовой аппарат
небольшая – класс1

.


Эмоциональные нагрузки

тоже имеют свои критерии оценки:


3.1 – степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки
. – Контролер несет ответственность за выполнение элементов своей работы – класс1

.


3.2 – степень риска для собственной жизни
– вероятна, т.к. происходит работа с оборудованием напряжением до 1000В – класс 3.2

.


3.3 – степень ответственности за безопасность других лиц
– прямая ответственность в должностную инструкцию не внесена, поэтому этот критерий – класс1

.


3.4 – конфликтные ситуации
– за смену не превышают уровень от от 1 до 3, т.е. находятся в пределах допустимого – класс2

.


Чтобы оценить монотонность нагрузок,

надо проанализировать следующие критерии:


4.1 – число элементов, необходимых для реализации простого задания
(например, проверка прибора) – более 10 – класс1

.


4.2 – продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повто-ряющихся операций
– более 100 – класс1

.


4.3 – время активных действий (% от рабочего времени)
– более 20% -класс1

.


4.4 – монотонность производственной обстановки
. На пассивное наблюдение за ходом технологического процесса уходит менее 75% времени, поэтому этот критерий можно тоже оценить как класс1

.


Режим работы

имеет три критерия оценки. Рассмотрим и их.


5.1 – фактическая продолжительность рабочего дня
– 8 часов – класс2

.


5.2 – сменность работы
– односменная без ночной смены – класс1

.


5.3 – наличие регламентированных перерывов и их продолжительность
. В нашем случае при восьмичасовом рабочем дне имеется 45-минутный перерыв, что составляет свыше 9 % рабочего времени, т.е. – класс1

.


Оценим по совокупности критериев напряженность трудового процесса. Из 23 критериев два относятся к вредному классу, шесть – ко второму(допустимому) классу, 15 – к первому (оптимальному). Согласно методике определения напряженности труда рассмотренный нами вид деятельности имеет допустимую степень напряженности - класс2.


3.3 Оценка действия вредных факторов рабочей среды


Химический фактор.

Содержание вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны не превышает предельно допустимых концентраций (ПДК), поэтому условия труда по этому критерию – допустимые (класс2

).


Биологический фактор.

Работник не имеет контакта по ходу работы с возбудителями и больными инфекционными и опасными болезнями, содержание патогенных микроорганизмов в рабочей зоне не превышает ПДК. Условия труда по биологическому фактору – допустимые (класс2

).


Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД)

. Атмосфера в цехе согласно требований для цехов точного машиностроения должна быть очищена от пыли и вредных примесей, соответственно пылевая нагрузка на организм работника не превышает контрольную пылевую нагрузку (КПН), содержание вредных примесей в воздухе не превышает ПДК. Условия труда по этому критерию – допустимые (класс2

).


Виброакустические факторы

. На рабочем месте ультразвук и инфразвук отсутствуют, уровни локальной и общей вибрации, а также шума не превышают ПДК, поэтому условия труда по виброакустике – допустимые (класс2

).


Микроклимат

. Для оценки микроклимата необходимо измерить основные его параметры и сравнить с нормативами согласно СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». При определении нормативов необходимо учитывать категорию работ по энергозатратам – в нашем случае это категория IIа, т.к. энергозатраты составляют от 175 до 232 ватт.


Температура на рабочем месте
. Температура воздуха варьируется в пределах от 20 градусов в холодное время года до 26 в теплое – согласно СанПиН укладывается в допустимые нормы. Температура поверхностей имеет температуру окружающей среды, и тоже не выходит из допустимого диапазона.


Тепловое излучение
отсутствует.


Относительная влажность воздуха
также не выходит за пределы допустимого диапазона – от 20 до 55 %.


Скорость движения воздуха
не превышает 0,1 м/с – оптимальные условия.


Согласно Руководству Р 2.2.2006-05 условия труда по критерию микроклимата относим к допустимым – класс2

.


Световая среда

. Освещение на рабочем месте соответствует нормам для предприятий точного машиностроения. Коэффициент естественной освещен-ности больше 0,5; параметры искусственного освещения – освещенность и коэффициент пульсации - не выходят за пределы нормативных значений, блесткость отсутствует. Таким образом, условия труда по параметрам световой среды относим к допустимым – класс2

.


Неионизирующие магнитные поля и излучениия

. В нашем случае такие вредные факторы, как геомагнитное поле, постоянное магнитное поле, электромагнитные излучения радиочастотного диапазона находятся в пределах естественного фона – класс1. Электрические и магнитные поля промышленной частоты 50 Гц естествееный фон превышают, но менее предельно допустимого уровня (ПДК) – класс2. Общий класс условий труда по этому фактору – класс2

(допустимые условия).


Ионизирующие излучения

отсутствуют, условия по этому фактору – оптимальные .


3.4 Итоговая оценка условий труда.


Теперь на основе вышеприведенных данных об условиях труда произведем итоговую оценку условий труда. Для этого заполним таблицу:



Получается, что все критерии определения вредности условий труда находятся в пределах допустимых или оптимальных. Итоговая оценка условий труда – допустимые условия (класс2)

.


Заключение.


В данном реферате было изучено рабочее место контролера ОТК с точки зрения соблюдения условий труда и произведена их оценка. На основе учета нормированных факторов определения условий труда и характеристик рабочего процесса сделан вывод, что условия труда контролера ОТК по классификации, принятой в Российской Федерации относятся к допустимым – класс2

.


Созданные условия должны обеспечивать комфортную ра­бо­ту Соблюдение условий, определяющих оптимальную ор­ганизацию рабочего места контролера ОТК при работе на пробойной установке, позволит сох­ранить хорошую ра­ботоспособность в течение всего рабочего дня, что позволит свести к минимуму выпуск некачественной продукции без ущерба для здоровья работника, осуществляющего контроль качества выпускаемой продукции.


Список используемой литературы


1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями. – М:, Эксмо, 2010.


2. Руководство Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация. – М:, Деан, 2006.


3. Анфиловьев Б.А.
Справочно-методическое пособие по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» - Самара, СамГАПС, 2004.


4. Арустамов А.Э.
Охрана труда. Справочник./ Составитель проф. А.Э.Арустамов – М:, Дашков и К, 2008.


5. Глебова Е.В.
Производственная санитария и гигиена труда. Учебное пособие. – М:, Высшая школа, 2005.


6. Микрюков В.Ю.
Безопасность жизнедеятельности. Учебник. – М:, Феникс, 2006.


7. Резчиков Е.А.
Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. - М., МГИУ, 2005.


8. Сидорова А.И.
Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – М:, Кнорус, 2009.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технология нуклеофильного замещения функциональных групп в органических соединениях
Реферат 3 Потсдамская конференция лидеров ссср, Великобритании и США 4 взятие советскими войсками Берли­на
Реферат Description of a person and a place
Реферат Конверсия основных положении теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания
Реферат Конкурсно развлекательная программа как средство развития творческих способностей младших школ
Реферат Королевство Норвегия
Реферат Иван Грозный” и В.Кобрина “Иван Грозный”
Реферат Doll House Essay Research Paper One of
Реферат Econpric Essay Research Paper Economics Essay
Реферат Организация маркетинговой деятельности на предприятии (на примере Торгово-технического Дома ОАО "Татнефть")
Реферат Социально-экономические факторы развития туризма
Реферат Judith Herrin Carolingian Innovation From The
Реферат Формирование читательских умений у младших школьников
Реферат Совершенствоание планирования на предприятии
Реферат Стальной открытый навес в г. Темрюке