Реферат по предмету "Финансовые науки"

Узнать цену реферата по вашей теме


Содержание, принципы и особенности функционирования финансов некоммерческих организаций

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ СФЕРЫ
1.1Понятие некоммерческих организаций и их особенности
1.2Организационно-правовые формы
ГЛАВА2. СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХОРГАНИЗАЦИИ
2.1Источники формирования финансовых ресурсов
2.2Принципы и структура формирования финансов
2.3Финансовые риски
ГЛАВА3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
3.1Финансовый план
3.2Финансовый контроль
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Некоммерческая организация может осуществлять несколько видовдеятельности. Они не могут противоречить законодательству и должнысоответствовать целям, для которых организация была создана.
Некоммерческие организации осуществлять предпринимательскуюдеятельность лишь для достижения своих уставных целей и в соответствии с ними.Такой деятельностью признается:
— приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающихцелям создания некоммерческой организации;
— приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных инеимущественных прав;
— участие в хозяйственных обществах и участие в товариществахна вере в качестве вкладчика.
Перечень возможных видов этой деятельности содержится в ст.24 Федерального закона от 12.01.96 «О некоммерческих организациях». Напредпринимательскую деятельность организаций отдельных видов установленыограничения. В частности, Федеральный закон от 12.01.96 «О профессиональныхсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» допускает участие профсоюзов всоздании только банков и некоторых других организаций (ст. 24), Федеральныйзакон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»запрещает им создание хозяйственных обществ совместно с другими лицами (ст.12). Споры, возникающие в связи с осуществлением общественными и религиознымиобъединениями предпринимательской деятельности, подлежат рассмотрениюарбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством.
Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов попредпринимательской деятельности в порядке, установленном для коммерческихорганизаций. Для некоммерческих организаций, которые ведут бухгалтерский учет сиспользованием Плана счетов бюджетных учреждений, в рабочих планах счетовдолжны предусматриваться субсчета для отражения операций, связанных спредпринимательской деятельностью. Некоммерческая организация отвечает пообязательствам тем имуществом, на которое по законодательству может бытьобращено взыскание. Перечень имущества, на которое может быть обращеновзыскание (точнее, той его части, на которую взыскание обращено быть не может),определяется гражданско-процессуальным законодательством.
Имущество некоммерческой организации формируется за счетследующих источников:
— регулярных и единовременных поступлений от учредителей(участников, членов);
— добровольных имущественных взносов и пожертвований;
— выручки от реализации товаров (работ, услуг);
— дивидендов (доходов, процентов), получаемых по акциям,облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
— доходов, получаемых от собственности некоммерческойорганизации;
— других не запрещенных законодательством поступлений.
Законодательно могут устанавливаться ограничения на источникидоходов некоммерческих организаций отдельных видов.
Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов)определяется учредительными документами некоммерческой организации.
Запрещается распределять между участниками прибыль,полученную некоммерческой организацией.
Финансовым документом, на основании которого некоммерческиеорганизации осуществляют деятельность, является ежегодная смета доходов ирасходов.
Данный вопрос широко и разнообразно освещен во многихлитературных источниках (Гражданский Кодекс РФ, Макарова О.А. Финансыпредприятий; Шиткина И.С. Деятельность некоммерческих организаций).
Актуальность данного вопроса обосновывает выбор темы курсовойработы «Особенности организации и функционирования финансов некоммерческихорганизаций РФ».
Цель: выявить сущность особенностей организации ифункционирования финансов некоммерческих организаций РФ.
Задачи:
— изучить и проанализировать литературные источники поданному вопросу;
— выявить и изучить характеристику некоммерческой сферы;
— выявить и изучить принципы и особенности функционированияфинансов некоммерческих организаций;
— выявить и изучить пути совершенствования управленияфинансами некоммерческих организаций.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ СФЕРЫ
1.1 Понятие некоммерческих организаций и их особенности
Наиболее значительную группу юридических лиц, регистрируемыхпо специальному порядку, составляют некоммерческие организации, т.е.организации, не имеющие извлечения прибыли в качестве такой цели и нераспределяющие полученную прибыль между участниками.
Общее нормативно-правовое регулирование статусанекоммерческих организаций, помимо ГК РФ, осуществляет также Федеральный законот 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
При этом подчеркнем, что правила, закрепленные в Законе онекоммерческих организациях, распространяются лишь на те некоммерческиеорганизации, которые непосредственно подпадают под действие этого Закона.Определяющим в этом смысле является п. 2 ст. I Закона о некоммерческих организациях, в соответствии скоторым «настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всемнекоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории РоссийскойФедерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральнымзаконом и иными федеральными законами». Соответственно, иными федеральнымизаконами, определяющими правовой статус отдельных организационно-правовых формнекоммерческих организаций, могут устанавливаться специальные правила ихгосударственной регистрации, отличные как от правил регистрации некоммерческихорганизаций, так и от общих правил регистрации, закрепленных в Законе орегистрации. В настоящий момент такие правила предусмотрены в отношении всехобщественных объединений, религиозных организаций, торгово-промышленных палат идр. Некоторыми законами, например, определяющими статус товариществсобственников жилья, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческихобъединений, установлено правило, в соответствии с которым их регистрацияосуществляется по общим правилам, предусмотренным Законом о регистрации.
В соответствии со ст. 13.1 Закона о некоммерческихорганизациях принятие решения о регистрации некоммерческих организацийосуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительнойвласти или его территориальным органом. Постановление Правительства РФ от 15апреля 2006 г. N 212 «О мерах по реализации отдельных положенийфедеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»также прямо не указывает на этот орган, но определяет, что им является орган,принимающий решение о государственной регистрации общественных объединений. Всоответствии с действующим законодательством такими полномочиями наделеныорганы Федеральной регистрационной службы, находящиеся в ведении Министерстваюстиции.
В соответствии с п. 4 и 5 ст. 13.1 Федерального закона«О некоммерческих организациях» предусмотрен специальный переченьдокументов, необходимых для государственной регистрации некоммерческойорганизации в связи с ее созданием.
Согласно с п. 8 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организацияхсрок, в течение которого органы Федеральной регистрационной службы должныпринять решение о государственной регистрации некоммерческой организации,составляет не более 14 рабочих дней.
Специфику государственной регистрации некоммерческихорганизаций составляет особый список оснований для отказа в такой регистрации.В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» введена ст. 23.1,которая и посвящена правовому регулированию этого вопроса. В соответствии с еенормами список оснований для принятия соответствующего решения по сравнению сЗаконом о регистрации (ст. 23) значительно расширен и включает в себя следующиеоснования:
1) если учредительные документы некоммерческой организации противоречатКонституции РФ и законодательству РФ;
2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация стаким же наименованием;
3) если наименование некоммерческой организации оскорбляетнравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
4) если необходимые для государственной регистрациидокументы, предусмотренные Федеральным законом, представлены не полностью, либооформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
5) если выступившее в качестве учредителя некоммерческойорганизации лицо таковым в силу закона являться не может[1].
1.2 Организационно-правовые формы
Выделим организационно-правовые формы некоммерческих организаций.
Общественные объединения
Одной из наиболее распространенных форм некоммерческихорганизаций, к которым предъявляются специальные требования их регистрации,являются общественные объединения. Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 3) под общественным объединениемследует понимать «добровольное, самоуправляемое, некоммерческоеформирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основеобщности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественногообъединения».
Решение о государственной регистрации общественногообъединения принимается органом Федеральной регистрационной службы РФ.
Документы, необходимые для государственной регистрации общественногообъединения, определяются в абз. 6, 9 ст. 21, абз. 3 ст. 25 Закона обобщественных объединениях.
Срок государственной регистрации общественного объединениязависит от регистрируемого факта. Так, срок регистрации общественногообъединения при создании, реорганизации, внесения изменений в устав объединенияили в сведения об объединении в Едином государственном реестре юридических лицсоставляет 30 дней. А срок регистрации общественного объединения в связи с еголиквидацией значительно ниже и составляет всего 10 дней.
Решение об отказе в государственной регистрации объединенияможет быть принято только по очерченным в законе основаниям. Правоваярегламентация оснований принятия решения об отказе в регистрации общественногообъединения содержится в ст. 23 Закона об общественных объединениях. Согласноее содержанию основаниями отказа являются следующие ситуации:
1) если устав общественного объединения противоречитКонституции РФ и законодательству РФ;
2) если представлен неполный перечень определенных Федеральнымзаконом «Об общественном объединении» необходимых для государственнойрегистрации документов либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядкеили представлены в ненадлежащий орган;
3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединениялицо не может быть учредителем;
4) если ранее зарегистрированное общественное объединение стем же названием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;
5) если установлено, что в представленных учредительныхдокументах содержится недостоверная информация;
6) если название общественного объединения оскорбляетнравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
Политические партии
Отдельной организационно-правовой формой общественногообъединения является политическая партия. Необходимость ее вычленения из иныхорганизационно-правовых форм общественных объединений сводится к специфическимцелям, которые преследуют политические партии в своей деятельности. Согласност. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» под политической партией понимается «общественное объединение,созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизниобщества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в,общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целяхпредставления интересов граждан в органах государственной власти и органахместного самоуправления».
Так же как и в отношении всех общественных объединений,решение о государственной регистрации принимается органами Федеральнойрегистрационной службы РФ.
Для регистрации политической партии необходимы документы,предусмотренные ст. 16 — 18 Закона о политических партиях.
Основания для отказа в государственной регистрации политическойпартии или ее регионального отделения закреплены в ст. 20 Закона о политическихпартиях. Политической партии может быть отказано в государственной регистрациив случаях, если:
1) положения устава политической партии противоречатКонституции РФ. федеральным конституционным законам. Федеральному закону «Ополитических партиях» и иным федеральным законам;
2) наименование и (или) символика политической партии несоответствуют установленным Законом требованиям, а именно: в наименованииполитической партии используется наименование иных существующих в РФполитических партий и других общественных объединений, а также политическихпартий, прекративших свою деятельность вследствие осуществления ими (а такжепланирования осуществления) экстремистской деятельности; в наименованииполитической партии используется наименование органов государственной власти иорганов местного самоуправления, а также имя и (или) фамилия гражданина;наименование политической партии не соответствует требованиям законодательстваРФ об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав;наименование политической партии оскорбляет расовые, национальные илирелигиозные чувства; символика политической партии совпадает с государственнойсимволикой РФ, государственной символикой субъектов РФ, символикоймуниципальных образований, а также с государственной символикой иностранныхгосударств; в качестве эмблемы и иных символов политической партии использованыэмблемы и иные символы существующих в РФ политических партий и других общественныхобъединений, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которыхна территории РФ запрещена; символика политической партии не соответствует требованиямзаконодательства РФ об охране интеллектуальной собственности и (или) авторскихправ; символика политических партий оскорбляет или порочит Государственный флагРФ, Государственный герб РФ, флаги, гербы, гимны субъектов РФ, муниципальныхобразований, иностранных государств, а также в случае оскорбления символамиполитической партии расовых, национальных или религиозных чувств;
3) не представлены документы, необходимые для государственнойрегистрации;
4) органом, принимающим решение о государственной регистрацииполитической партии, установлено, что содержащаяся в представленных длягосударственной регистрации политической партии документах информация несоответствует требованиям Федерального закона «О политическихпартиях»;
5) нарушены сроки представления документов, необходимых длягосударственной регистрации политической партии.
Религиозные организации
Особое положение среди юридических лиц занимают религиозныеорганизации. Их особенность заключается в том, что они создаются на основедуховного объединения граждан для исповедания и проповедования определеннойверы.
Органом, принимающим решение о государственной регистрациирелигиозной организации, является соответствующий орган Федеральнойрегистрационной службы. Помимо типичного для некоммерческих организацийспециального органа, принимающего решение о регистрации, перечня необходимыхдля регистрации документов, при государственной регистрации религиознойорганизации действует еще одно, специфическое правило: в ее рамках можетпроводиться религиоведческая экспертиза. Основными задачами экспертизыявляются: определение религиозного характера регистрируемой организации на основаниипредставленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения исоответствующей ему практики; проверка и оценка достоверности сведений,содержащихся в представленных религиозной организацией материалах, относительнооснов ее вероучения. По результатам проведения экспертизы представленныхдокументов экспертный совет составляет экспертное заключение, содержащееобоснованные выводы в отношении возможности (невозможности) признанияорганизации в качестве религиозной и достоверности сведений относительно основее вероучения и соответствующей ему практики. Отказ в государственнойрегистрации религиозной организации, в соответствии со ст. 12 Федеральногозакона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозныхобъединениях», возможен в случаях, если:
1) цели и деятельность религиозной организации противоречатКонституции РФ и законодательству РФ — со ссылкой на конкретные статьи законов;
2) создаваемая организация не признана в качестверелигиозной;
3) устав и другие представленные документы не соответствуюттребованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения не достоверны;
4) в Едином государственном реестре юридических лиц ранеезарегистрирована организация с таким же наименованием;
5) учредитель (учредители) некомпетентны.
Профсоюзы
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз -это добровольноеобщественное объединение граждан, связанных общими производственными,профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целяхпредставительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Всоответствии с абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона о профсоюзах органом, принимающимрешение о государственной регистрации профсоюза, является орган, принимающийрешение о государственной регистрации общественного объединения.
Перечень документов, необходимых для государственнойрегистрации профсоюза, определен абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона о профсоюзах. Вотношении профсоюзов законом (абз. 8 п. 1 ст. 8 Закона о профсоюзах)предусмотрено важное положение, согласно которому профсоюзу не может бытьотказано в государственной регистрации. Более того, любой отказ вгосударственной регистрации может быть обжалован в суд. Таким образом, орган,принимающий решение о регистрации общественных объединений, в любом случаеобязан принять решение о регистрации профсоюза, несмотря даже на возможныенесоответствия представленных документов требованиям законодательства.
Кредитные организации
Одной из форм осуществления предпринимательства являетсядеятельность кредитных организаций. Законодательством предусмотрены особыетребования к правовому статусу таких юридических лиц, поскольку они тесносвязаны с возможностью нарушения интересов большого числа граждан и юридическихлиц. При этом ущерб, который может быть причинен, иногда исчисляется большимиденежными средствами. Основу правового статуса кредитных организаций закрепляетФедеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковскойдеятельности» (с изм. и доп.). Органом,принимающим решение о государственной регистрации кредитной организации,является Банк России. Пакет документов для регистрации определен в ст. 14Закона о банках.
Государственная регистрация кредитных организаций отличаетсяособой сложностью этой процедуры. Она регулируется, помимо законодательныхдополнительно Инструкцией Центрального банка РФ от 14 января 2004 г N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитныхорганизаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», атакже иными подзаконными актами Банка России. Особой специфичностью обладаетперечень оснований для отказа в регистрации кредитных организации (ст. 16Закона о банках). Отказ допускается по следующим основаниям:
1) несоответствие кандидатов, предлагаемых на должностируководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации иего заместителей, квалификационным требованиям, установленным федеральнымизаконами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.Под несоответствием кандидатов, предлагаемых на указанные должности, этимквалификационным требованиям понимаются:
отсутствие у них высшего юридического или экономическогообразования и опыта руководства отделом, иным подразделением кредитнойорганизации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций,либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким отделом, подразделением;
наличие судимости за совершение преступлений в экономическойсфере 158 -204 УК РФ);
совершение в течение одного года, предшествовавшего днюподачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации,административного правонарушения в области торговли и финансов, установленноговступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматриватьдела об административных правонарушениях;
наличие в течение двух лет, предшествовавших дню подачи вБанк России документов для государственной регистрации кредитной организации, фактоврасторжения с указанными лицами трудового договора
(контракта)по инициативе администрации на основаниях, предусмотренных п. 7 ст. 81Трудового кодекса РФ;
предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачив Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации,к кредитной организации, в которой каждый из указанных кандидатов находился надолжности руководителя кредитной организации, требования о замене его вкачестве руководителя кредитной организации в порядке, предусмотренномФедеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)»;
несоответствие деловой репутации (т.е. оценкипрофессиональных и иных качеств лица, позволяющих ему занимать соответствующуюдолжность в органах управления кредитной организации) указанных кандидатовтребованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствиис ними нормативными актами Банка России;
наличие иных оснований, установленных федеральными законами;
2) неудовлетворительное финансовое положение учредителейкредитной организации или неисполнение ими своих обязательств перед федеральнымбюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года;
3) несоответствие документов, поданных в Банк России длягосударственной регистрации кредитной организации и получения лицензии наосуществление банковских операций, требованиям федеральных законов ипринимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России;
4) несоответствие деловой репутации кандидатов на должностичленов совета директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям,установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ниминормативными актами Банка России, наличие у них судимости за совершениепреступления в сфере экономики[2].

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯФИНАНСОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Источники формирования финансовых ресурсов
Финансовые ресурсы некоммерческой организации — это денежныеоды, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставнойдеятельности организации. Организационно-правовая форма и вид деятельностинекоммерческой организации будет оказывать влияние на состав источниковфинансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования[3].
Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческихорганизаций различных организационно-правовых форм,- определеннызаконодательством.
Однако состав источников и их соотношение неодинаково дляорганизаций различных организационно-правовых форм.
Некоммерческие организации отличаются высокой диверсификациейисточников финансирования. Некоммерческие цели хозяйствования требуют от них нетолько разработки собственных доходных направлений деятельности, но ипривлечения внешних источников финансирования со стороны государства, населенияи частного сектора.
Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организацийделятся на три группы:
• привлеченные,
• государственные,
• собственные средства.
К привлеченному финансированию относятся благотворительные, спонсорскиесредства, гранты фондов, членские взносы и др. Государственное финансированиеобъединяет прямые и косвенные субсидии государства.
Собственные средства включают доходы от основной икоммерческой деятельности.
Таблица 1 — Источники формирования финансовых ресурсовнекоммерческих организацийПривлеченные Государственные Собственные Благотворительные средства Прямое финансирование
Доходы от основной
деятельности Спонсорские средства Косвенное финансирование Доходы от предпри нимате л ьской деятельности Гранты -ленские взносы . ервные взносы Заемные средства (кредиты, мунисы)
Благотворительностьиспонсорство
Если сущность благотворительностидостаточно полно раскрывается в ст. 1 закона РФ «О благотворительнойдеятельности и благотворительных организациях», как «добровольная деятельностьграждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях)передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств,бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»,то понятие спонсорства очень узко определено ст. 19 закона РФ рекламе», как «осуществлениеюридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества,результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) вдеятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) наусловиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах».
Однако спонсор может требовать в качестве ответной услуги нетолько рекламу, но и другие прямые и косвенные выгоды, например, организациювыставок, пресс-конференций с его участием, что ведет к продвижению в обществеимиджа фирмы. Итак, спонсорство — вид экономической сделки, в процессе которойпроисходит обмен денежных средств, товаров, услуг, работ на возможностиразмещения рекламы, проведения PR-мероприятий,стимулирования сбыта и В отличие от благотворительности, представляющей формудобровольной бескорыстной поддержки некоммерческой деятельности со стороныфизических и юридических лиц, спонсорство характеризуется исключительнокоммерческими интересами.
Пожертвование
Пожертвованием, согласно ст. 582 части второй Гражданского КодексаРФ, признается дарение вещи или права в полезных целях (т.е. нельзя пожертвоватьработы или услуги), Пожертвования могут делаться гражданам; лечебным, воспитательным,благотворительным, научным и учебным учреждениям, учреждениям социнальной защиты,фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозныморганизациям. Для этих лиц пожертвования не облагаются налогом на прибыль. Вовсех остальных случаях (в частности, для таких организационно-правовых форм некоммерческихорганизаций, как некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации,ассоциации и союзы и др.), пожертвования расцениваются как обычное дарение иоблагаются налогом на прибыль в составе внереализационных доходов.
Патронаж и меценатство
Патронаж в российском законодательстве определен в отношениитолько дееспособных граждан. Под ним, согласно ст. ГК РФ. понимается регулярное(постоянное) оказание помощи в осуществлении прав, их защите и исполнении обязанностейсовершеннолетнему дееспособному гражданину, нуждающемуся в такой помощи по состояниюсвоего здоровья. Однако патронаж может быть трактован намного шире, как вотношении физических, так и юридических лиц. Особую актуальность патронажприобретает для некоммерческих видов деятельности. Патронаж — это оказание долгосрочнойматериальной и организационной поддержки некоммерческой деятельности в ответ наполучение определенных прав на участие в управлении. Патрон может быть наделенправом участия в разработке стратегии развития, текущем планированиинекоммерческой деятельности и т.д.
Меценатство — организация и поддержка общественно-значимых мероприятий впросветительских целях (преимущественно в сфере культуры и искусства).
Членские взносы. Членскиевзносы также не имеют однозначной трактовки в российском законодательстве.Закон РФ «О некоммерческих организациях», рассматривая права и обязанностичленов некоммерческих организаций, не дает общего определения отношенийчленства. Закон РФ «Об общественных объединениях» в ст. 6 в качестве членоврассматривает физических и юридических лиц, «чья заинтересованность всовместном решении задач объединения в соответствии с нормами его уставаоформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющимиучитывать количество членов общественного объединения в щелях обеспечения ихравноправия». Однако в законе не указано на взаимовыгодный и дифференцированныйхарактер членства, связанный с регулярной уплатой различных членских взносовдля получения товаров и услуг организации.
Членские взносы — регулярное отчисление средств внекоммерческую организацию с целью получения определенного пакета товаров иуслуг.
В России государственные субсидии остаются значительнымресурсом, отставляя от 20% до 70% доходов некоммерческих организаций. Вместе стем, структуре финансирования российских некоммерческих организаций появляютсяи новые тенденции.
Во-первых, большое внимание уделяется привлечению новых источников финансирования вформе благотворительных, спонсорских взносов и др. В России речь идет восновном только о корпоративном финансировании. Доля благотворительных средствнаселения в бюджете некоммерческих организаций составляет крайне малую часть.Это связано с низким уровнем доходов населения, не позволяющим ему заниматьсяблаготворительной деятельностью; неразвитостью традиций меценатства, а также сотсутствием эффективных мер стимулирования благотворительной деятельности состороны государства.
Во-вторых, кроме благотворительных и спонсорских взносов юридических лиц,значительный удельный вес в структуре привлеченных источников финансированияроссийских некоммерческих организаций составляют гранты благотворительныхфондов и организаций.
Некоммерческие организации в основном получают гранты отамериканских фондов и организаций, таких как Фонды «Евразия», «Форда», роса»,«Мючуал Андестендинг», Мировой Банк Реконструкции и Развития т др.
В-третьих, в российской некоммерческой сфере большое распространение получила системачленства. Однако если в американских некоммерческих организациях членствоориентировано на средние слои населения, то в России — на очень обеспеченныхграждан.
В целом, согласно структуре доходов российских некоммерческихорганизаций, доля членских взносов в их бюджетах остается достаточно низкой посравнению с американскими организациями.
Также выделим источники формирования финансовых ресурсовнекоммерческих организаций как доходы от собственной деятельности. К таковой могутотноситься как основные (выставочная, образовательная, концертная деятельность ит.д.), так и дополнительные (коммерческая деятельность и др.) направленияработы[4].

2.2 Принципы и структура формирования финансов
Особенности организации финансов некоммерческих организацийкак самостоятельных хозяйствующих субъектов определяются целевойнаправленностью уставной деятельности, порядком и источниками еефинансирования. Взносы участников в некоммерческую организацию являютсядобровольными. Возможность ведения предпринимательской деятельности внекоммерческих организациях оговаривается в уставных документах и подчиненадостижению целей их создания с учетом того, что основная цель таких юридическихлиц — удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, ведениеобщественно полезной деятельности, защита общественных интересов. Планированиефинансовой деятельности осуществляется на основе составления органом управлениянекоммерческой организации годовых или квартальных бюджетов доходов и расходов,которые утверждаются в соответствии с уставом общим собранием учредителей,участников, членов или высшим органом управления некоммерческой организации.
Некоммерческая организация не выплачивает вознаграждениечленам высшего органа управления за выполнение возложенных на них функций кромекомпенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшегооргана управления.
Как и другие хозяйствующие субъекты, некоммерческаяорганизация ведет бухгалтерский (финансовый) учет, составляет бухгалтерскую ифинансовую отчетность, производит налоговые платежи и другие отчисления,предусмотренные законодательством. По окончании финансового года высший органуправления некоммерческой организации отчитывается перед общим собраниемучредителей, участников или членов о проделанной работе за год и исполнениибюджета доходов и расходов. Размеры и структура дохода некоммерческой организации,а также сведения о размерах и составе ее имущества, о расходах, численности исоставе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда гражданв деятельности некоммерческой организации, в отличие от коммерческихорганизаций, не могут быть предметом коммерческой тайны. Финансы некоммерческихорганизаций и коммерческих организаций имеют различия по следующимнаправлениям:
1. формирование первоначального капитала (имущества иденежных средств);
2. процедура создания юридического лица;
3. порядок осуществления хозяйственной деятельности;
4. реализация права собственности на имущество;
5. порядок распределения прибыли;
6. порядок управления юридическим лицом;
7. объем и порядок ответственности по своим обязательствамперед третьими лицами; порядок ликвидации юридического лица.
Финансы коммерческих организаций основываются на следующихпринципах, реализуемых через осуществление предпринимательской деятельности:
— самофинансирование;
— самоокупаемость;
— саморегулирование;
— материальная и финансовая ответственность;
— коммерческая тайна.
Финансы некоммерческих организаций строятся на такихпринципах, как:
1) внешнее финансирование (образование денежных фондов засчет членских взносов, пожертвований, грантов, благотворительной помощи, бюджетныхассигнований);
2) целевой характер расходования денежных фондов на основеутвержденной сметы (бюджета доходов и расходов);
3) затратность, убыточность деятельности (отсутствиеполучения прибыли, отсутствие самоокупаемости);
4) открытость финансов, общественный контроль, отсутствиекоммерческой тайны в деятельности некоммерческой организации;
5) подотчетность лицу источнику финансирования;
6) реализация общественных интересов, ведение деятельности,предусмотренной исключительно учредительными документами;
7) моральная и социальная ответственность участниковнекоммерческой организации за результаты ее деятельности.
Финансовые отношения некоммерческих организаций возникают последующим основаниям:
1) между некоммерческой организацией и ее учредителями,членами, участниками по поводу создания и осуществления деятельности, внесениячленских взносов;
2) между некоммерческой организацией и грантодателями,пожертвователями, благотворителями, спонсорами по поводу получения финансовойпомощи и целевого финансирования;
3) между некоммерческой организацией и бюджетом по поводууплаты налогов и сборов;
4) между некоммерческой организацией и бюджетом по поводу
предоставления бюджетных ассигнований, размещения социальногозаказа;
5) между некоммерческой организацией и ее сотрудниками поповоду выплаты заработной платы и социального обеспечения;
6) между некоммерческой организацией и коммерческим банком поповоду расчетно-кассового обслуживания и кредитования;
7) между некоммерческой организацией и коммерческими организациямив связи с осуществлением предпринимательской деятельности[5].
2.3 Финансовые риски
Финансовое обеспечение устойчивого развития некоммерческих организацийв условиях переходного периода — особенно сложная практическая задача,требующая и специального методического обоснования, поскольку на общие рискирыночного характера вкладываются специфические риски переходного периода,которые необходимо учитывать для минимизации возможных потерь. Однако этазадача еще более усложняется в связи с тем, что в российской науке в областирисков решаются главным образом математические задачи по оценке вероятностинаступления того или иного события и в меньшей степени анализируются отраслевыеособенности проявления рисков. Анализ соответствующей литературы показывает,что практически нет публикаций по сравнительной оценке рисков различных форм предпринимательскойдеятельности и совсем не изучены особенности рисков некоммерческих организаций.
Так как риски — форма проявления неблагоприятных факторов, влияющихна деятельность субъекта предпринимательской деятельности, при анализе рисковнекоммерческих организаций необходимо определять факторы, и условия, которыемогут обеспечить устойчивое функционирование организационных структур данноготипа. Факторы, определяющие финансовую устойчивость некоммерческих организаций,- это внешние и внутренние факторы. И те и другие могут образовывать и разные подгруппы,связанные с разными аспектами деятельности некоммерческой организации.
Условия же успешного функционирования таких организаций на разныхуровнях экономики можно свести к следующим.
На макроуровне это — наличие потребности общества в деятельностимежоммерческих организаций, устойчивое функционирование экономической системы, устойчивостьфинансовой системы и ее подсистем (налоговой, банковской), устойчивость правовогорегулирования статуса некоммерческой организации.
На микроуровне к таким условиям относятся: наличиедокументов, регламентирующих деятельность некоммерческой организации,финансовых ресурсов для организации ее деятельности, материально-техническойбазы, управленческого персонала и методики финансового планирования этойдеятельности.
Внешними рисками при этом являются риски, обусловленныеотсутствием или снижением спроса на услуги некоммерческой организации, рискфорс-мажорных обстоятельств — при резком изменении экономической ситуации встране, изменении налоговой системы, банкротстве банков, изменениях в платежнойсистеме и в принципах правового регулирования деятельности некоммерческихорганизаций. К внутренним рискам относятся риски, обусловленные недостаточнойкомпетентностью руководства, ошибками в финансовом планировании и вбухгалтерской отчетности некоммерческой организации, риски, связанные спроблемами финансирования деятельности некоммерческой организации и развития ихматериально-технической базы.
В случае невозможности выполнения некоммерческой организациейее уставных задач она может быть ликвидирована по течению суда. В случаефорс-мажорных обстоятельств организация несет существенные потери (из-заневозможности получить дополнительные финансовые ресурсы от спонсоров и членовнекоммерческой организации, из-за потери средств в результате банкротствабанков, из-за начисления штрафных санкций, изменения налогового илигражданского законодательства). Рисковая ситуация в данном случае влечет засобой вероятность потери прежде всего денежных средств. Ошибки в финансовом планированиимогут сделать невозможным выполнение организацией своих обязательств и привестик потере ею ликвидности и платежеспособности. Ошибки в бухгалтерском учетеведут к потерям в виде штрафных санкций, наложенных контролирующими органами, кпотере ликвидности и платежеспособности. Недостаток финансовых ресурсов влечетза собой дополнительные расходы, связанные с выплатой процентов по банковскимкредитам, и, следовательно, порождает кредитный риск. Отсутствие современнойматериально-технической базы снижает уровень доверия спонсоров и ограничиваетвозможности выполнения уставных задач. Некомпетентность руководства приводит кпотерям и при формировании финансовых ресурсов и при их использовании.
Риск ликвидности, риск неплатежеспособности, кредитный риск -основныериски некоммерческих организаций.
Другие рыночные риски, имеющих финансовую форму, связаны стем, что некоммерческие организации могут иметь в собственности или воперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, инвентарь, денежныесредства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги, земельные участки (всоответствии со ст. 25 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Риск вэтом случае состоит и в том, что у этих активов может быть снижена или утраченаи рыночная стоимость вследствие изменения рыночной конъюнктуры, наступленияфорс-мажорных обстоятельств, мошеннических операций.
Учитывая, что каждая группа рисков приводит с определеннойвероятностью (Р(Ар)) к определенным потерям (При) и предполагает затраты дляпреодоления последствий наступивших рисков (Зрн), обобщенную формулу оценкипотерь некоммерческой организации, обусловленных финансовыми рисками, можнопредставить в следующем виде:
3=Р(Ар)*(Прн+Зрн),
где 3 — потери некоммерческой организации в результатенаступления
рисковых ситуаций;
Р(Ар) — вероятность наступления рисковой ситуации Ар;
Прн — потери в результате наступления рисковых событий;
Зрн — затраты, связанные с преодолением последствий рисковыхсобытий.
Деятельность некоммерческих организаций характеризуетсявысоким уровнем риска прежде всего из-за их высокой зависимости от внешнихисточников финансирования.
Поскольку финансовый риск можно трактовать как вероятностьфинансовых потерь в процессе деятельности субъекта экономики, финансовые рискинекоммерческих организаций — это вероятность недополучения финансовых ресурсовдля осуществления уставных целей деятельности, а также финансовых потерь впроцессе деятельности. Как показывает анализ публикаций по проблемам рисков,статистический метод их оценки приемлем в условиях устойчивой экономики и придостаточной информации о финансовых затратах и результатах. Трудностьзаключается лишь в том, существует ли репрезентативная статистическая база.
Более предпочтителен экспертный метод оценки рисков,позволяющий оценить уровень риска как для отдельных проектов и направленийдеятельности, так и для всей организации в целом. Для оценки финансовых рисковнекоммерческих организаций необходимы специальные методы и процедуры, преждевсего на микроэкономическом уровне, поскольку внешние риски некоммерческаяорганизация в состоянии учитывать лишь посредством процедур страхованияактивов, а преодолевать связанные с ними потери лишь при диверсификации своейдеятельности.
Важнейшими резервами в повышении финансовой устойчивостинекоммерческих организаций являются; формирование финансовой политики, соответствующейспецифике деятельности организации; разработка процедур финансовогопланирования, позволяющих диверсифицировать источники финансовых ресурсов инаправления их использования с целью получения дополнительных доходов приреализации уставных целей; совершенствование системы финансово-организационныхотношений по поддержке общественно значимых проектов на федеральном ирегиональном уровне.
Система управления финансовыми рисками может быть встроена всистему финансового, менеджмента либо осуществляться по специальному договору скоммерческим банком. При этом создание системы управления финансовыми рискамитребует дополнительных затрат, а деятельность по сбору информации о факторах,влияющих на и финансовую устойчивость некоммерческих организаций, и по анализуих специфики может быть неэффективной у ряда из них, учитывая достаточнуюсложность управления финансовыми рисками[6].

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИНЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
3.1 Финансовый план
В отличие от бюджетных учреждений некоммерческие организациииных организационно-правовых форм по аналогии с коммерческими организациями отражаютобъемы финансовых ресурсов и направления их использования в финансовом плане,конкретная форма которого определяется уставными документами организации.Финансовый план может быть представлен в форме баланса доходов и расходов либов виде сметы доходов и расходов, имеющей, в отличие от сметы доходов и расходовбюджетного учреждения, два дополнительных раздела, отражающих взаимоотношения сбюджетной системой и расчеты с кредитными организациями. Бюджетные ассигнованияв финансовом плане некоммерческой организации отражаются единой суммой в видесубсидий -и субвенций, получаемых в рамках федеральной целевой программы либо ввиде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых организациями погосударственным или муниципальным контрактам. Планирование бюджетныхассигнований производится на основе заявок на участие в федеральной целевойпрограмме либо конкурсе на размещение государственного муниципального контрактаи соответствующих расчетов. Планирование других видов финансовых ресурсовпроизводится в порядке, аналогичном для коммерческих организаций. Утверждаетсяфинансовый план высшим органом управления некоммерческой организации. Присоставлении финансовых планов некоммерческих организаций всехорганизационно-правовых форм применяются методы финансового планирования,используемые и коммерческими организациями: экстраполяции, нормативный,индексный, балансовый. Особенностью применения нормативного метода в финансовомпланировании в бюджетных учреждениях является обязательность использования норми нормативов, установленных в законодательном порядке, либо расчетных норм,установленных финансовыми органами[7].
Порядок внесения изменений в финансовые планы некоммерческих организацийиных организационно-правовых форм определяется ими самостоятельно на основеанализа исполнения финансовых планов и не регулируется законодательством. Этиизменения вносятся высшим органом управления некоммерческой организации,утвердившим финансовый план.
3.2 Финансовый контроль
Государственный финансовый контроль является неотъемлемойчастью государственного управления и осуществляется в рамках бюджетногозаконодательства. Он призван обеспечить законность, целесообразность ирезультативность образования, распределения и использования государственных финансовыхресурсов. Эту функцию управления государство делегирует органам государственногофинансового контроля, деятельность которых, как и любого органа власти,определяется законами, нормативными правовыми актами и другими документами (письмами,увязаниями, аналитическими записками и т.д.).
Согласно ст. 266 БК РФ финансовый контроль, осуществляемыйорганами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администрациймуниципальных образований, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетногонадзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальныхобразований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители,распорядители бюджетных средств.
Форма и порядок осуществления финансового контроля органамиисполнительной власти устанавливаются БК РФ, иными актами бюджетногозаконодательства и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ имуниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.
Общие положения
Приказ Минфина России от 25.12.2008 N 146н «Обобеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля»(далее — Положение о финансовом контроле) издан с целью нормативного иметодического обеспечения деятельности по осуществлению государственного(муниципального) финансового контроля федеральными органами исполнительнойвласти, органами исполнительной власти субъектов РФ иисполнительно-распорядительными органами должностными лицами) муниципальных образований.Иными словами, издан единый нормативный документ, в котором установлены единыетребования для осуществления финансового контроля.
Требования к осуществлению контрольной деятельности
Во-первых, работники финансового контроля при егоосуществлении должны руководствоваться следующими принципами:
— независимость. Не иметь родства с должностными лицамиобъекта финансового контроля, не являться в проверяемом периоде должностнымилипами объекта финансового контроля;
— профессиональная компетентность. Обладать профессиональнымизваниями, способствующими качественному проведению финансового контроля;
— должная тщательность. Выражается в качественном, профессиональном,своевременном подходе к исполнению обязанностей.
Во-вторых, во всех случаях осуществление финансового контроляневозможно без его планирования. План проверок составляется сроком на год исодержит наименование объекта финансового контроля, проверяемый период, суммыфинансирования за указанный период, форму контрольного мероприятия, срокпроведения проверки (ревизии), ответственных исполнителей.
Субъектами государственного финансового контроля являютсягосударственные контролирующие органы, объектами — органы государственнойвласти, организации, физические лица. Предмет «государственногофинансового контроля — финансовая деятельность объектов в различных аспектах.Многообразие финансовых отношений обусловливает многочисленность видов государственногофинансового контроля.
Государственный аудит — вид финансового контроля,осуществляемый специализированными контролирующими органами, не зависящими оторганов исполнительной власти и подотчетными органам законодательной власти.
В Российской Федерации государственный аудит проводится нафедеральном, региональном и муниципальном уровнях.
На федеральном уровне органом государственного аудитаявляется Счетная палата РФ, которая подотчетна Федеральному Собранию РФ ируководствуется Федеральным законом от 11.01.1995 N 4-ФЗ „О Счетной палатеРоссийской Федерации“.
Задачи Счетной палаты:
— организация и осуществление контроля за своевременнымисполнением доходов и расходов федерального бюджета, бюджетов федеральныхвнебюджетных фондов;
— определение эффективности и целесообразности расходовфедеральных средств и использования федеральной собственности;
— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектовфедерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
— финансовая экспертиза проектов федеральных законов,нормативных правовых актов, предусматривающих расходы средств федеральногобюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета;
— анализ выявленных отклонений от установленных показателейфедерального бюджета, подготовка предложений, направленных на их устранение;
— другие задачи.
В ходе исполнения своих задач Счетная палата осуществляетконтрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и деятельность.Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в том числе на органыместного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании,иные финансово-кредитные учреждения независимо от видов и форм собственности.При проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых организацийвсю необходимою документацию по вопросам ее проведения.
Комплексные ревизии и тематические проверки проводятся поместу расположения проверяемых объектов. О результатах проведенных ревизий ипроверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу,доводит их до сведения руководителей федеральных органов исполнительной власти,организаций. В случае выявления нарушений, подлежащих уголовной илиадминистративной ответственности, Счетная палата передает соответствующиематериалы в правоохранительные органы.
На региональном уровне в субъектах Российской Федерациисозданы органы, аналогичные Счетной палате РФ, подотчетные органамзаконодательной власти субъектов Российской Федерации.
На местном уровне также создаются органы государственного(муниципального) аудита, подотчетные местным органам представительной власти.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ»Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации" контрольный орган муниципального образования(контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целяхконтроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядкаподготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, атакже в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления ираспоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Налоговый контроль — это контроль со стороны государственныхконтролирующих органов за правильностью начисления, правильностью и своевременностьюуплаты в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов,сборов и платежей.
На основании ст. 82 Налогового кодекса РФ налоговым контролемпризнается деятельность уполномоченных органов по контролю за
соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами иплательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.
Уполномоченным органом по проведению налогового контроляявляются Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы(управления в субъектах Российской Федерации, инспекции на местах).
Налоговый контроль осуществляется должностными лицаминалоговых органов посредством проведения налоговых проверок, полученияобъяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, проверки данных учета иотчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для получения дохода(прибыли), и в других формах.
Бюджетный контроль — контроль со стороны контролирующихорганов за расходованием средств федерального, региональных, местных бюджетов,бюджетов внебюджетных фондов.
Согласно Бюджетному кодексу РФ органами бюджетного(государственного (муниципального) финансового) контроля являются:
— Счетная палата РФ;
— контрольные и финансовые органы исполнительной власти;
— контрольные органы законодательных органов субъектов РФ ипредставительных органов местного самоуправления.
Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительнойвласти, органами местного самоуправления, проводят: Федеральная службафинансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектовРоссийской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители,распорядители бюджетных средств.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора(Росфиннадзор) проводит последующий финансовый контроль за использованиемсредств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов.Росфиннадзор может контролировать исполнение бюджетов субъектов Российской Федерациии местных бюджетов, получающих финансовую помощь из федерального бюджета.
Федеральное казначейство выполняет предварительный и текущийконтроль за непревышением лимитов бюджетных обязательств, непревышениемкассовых расходов, соответствием операций, проводимых бюджетополучателем иоплачиваемых федеральному бюджету, кодам бюджетной классификации.
Контрольные и финансовые органы субъектов РоссийскойФедерации и муниципальных образований осуществляют предварительный, текущий ипоследующий финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главныхраспорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующихбюджетов.
Главные распорядители, распорядители бюджетных средстввыполняют предварительный, текущий и последующий финансовый контроль за использованиембюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств. Главныераспорядители проверяют подведомственные предприятия и учреждения.
Ведомственный финансовый контроль — контроль, осуществляемыйминистерствами, ведомствами, главными распорядителями, распорядителями бюджетныхсредств в отношении подведомственных организаций, предприятий, учреждений ит.п.
Его проводят не только органы исполнительной власти, но иорганы, не относящиеся к исполнительной власти (например, Департаменторганизации судебной деятельности Верховного Суда РФ).
Ведомственный финансовый контроль предусматриваетосуществление предварительного, текущего, последующего контроля заиспользованием бюджетных средств: рассмотрение и утверждение смет, лимитовбюджетных обязательств, иных плановых документов подведомственных организаций;санкционирование их наиболее крупных расходов; проведение проверок и ревизий деятельности подведомственныхорганизаций.
Кроме контроля за использованием бюджетных средств, в ходеосуществления ведомственного контроля министерства и ведомства отслеживаютиспользование государственного и муниципального имущества подведомственнымиорганизациями: использование имущества по назначению, предусмотренному уставными целями,сдача подведомственнымиорганизациями имущества в аренду, передача в залог, выполнение иныхобязательств в отношении имущества, продажа и ликвидация государственного имуниципального имущества.
Организация финансового контроля как элемента управленияфинансами некоммерческих организаций различается в организациях разныхорганизационно-правовых форм. Государственному финансовому контролю подверженыпроцесс планирования и исполнения смет доходов и расходов всех бюджетныхучреждений, в то время как в некоммерческих организациях иныхорганизационно-правовых форм государственный финансовый контроль ограничентолько вопросами выполнения организацией налоговых обязательств и целевого иэффективного использования бюджетных средств[8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Некоммерческие организации предоставляют услуги обществу иудовлетворяют социальные нужды. В государственном секторе и другихнекоммерческих организациях эквивалентом богатства акционера будет«ценность за счет денег». В отсутствие прибыли основной финансовойцелью должно стать финансирование операций и поиск необходимых средств.
В некоммерческих организациях роль финансового управляющегобудет заключаться в консультировании администрации по финансовым аспектам всехрассматриваемых вариантов и определении тех из них, которые приносят наибольшийфинансовый доход. Исполнительное решение, учитывающее все качественные аспекты,будет приниматься соответствующим руководителем, правительственным министромили главой департамента после рассмотрения предложений финансовогоуправляющего.
В отсутствие прибыли и нераспределенной прибыли предприятиягосударственного сектора получают финансирование либо из государственныхфондов, либо за счет займов; другие некоммерческие организации должны получатьсредства за счет своих членов или от групп населения. В отсутствие конкуренциистимулом для уменьшения издержек и повышения действенности будет недостатоксредств. Из этого следует, что управление финансовой деятельностьюнекоммерческих организаций должно быть направлено на проверку предложений позатратам, обеспечивающим, насколько возможно, получение выгоды от истраченныхденег и проведение экономичных, результативных и эффективных операций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс РФ[Текст]: офиц. текст.
2. Федеральный закон«О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 [Текст]: офиц. Текст. — № 7-ФЗ.
3. Кудрявцева, Г.А.Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций: проблемыправоприменения: правоприменительная практика [Текст] / Г.А. Кудрявцева //Юридический мир – 2002. — №3 – С. 58-59
4. Шиткина И.С.Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций [Текст] / И.С.Шиткина // Гражданин и право – 2002 — №4 – С. 62
5. Афанасьева Е.Г.Деятельность некоммерческих организаций [Текст] / Е.Г. Афанасьева. – М.:Проспект, 2008. – 412с.
6. Бушев А.Ю.Деятельность некоммерческих организаций [Текст] / А.Ю. Бушев. – М.: ЮНИТИ,2008. – 489с.
7. Грязнова А.Г. Финансы[Текст] / А.Г. Грязнова. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 609с.
8. Кудрявцева Г.А.Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций [Текст] / Г.А.Кудрявцева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 384с.
9. Лапуста М.Г. Финансы[Текст] / М.Г. Лапуста. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 345с.
10. Макарова О.А.Финансы предприятий [Текст] / О.А. Макарова, — М.: ЮНИТИ, 2007. – 354с.
11. Скамай Л.Г.Экономика предприятий [Текст] / Л.Г. Скамай, — М.: ИНФРА-М, 2006. – 482с.
12. Столбов А.Н.Экономика предприятий [Текст] / А.Н. Столбов, М.: ЮНИТИ, 2007. – 352с.
13. Шиткина И.С.Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций [Текст] / И.С.Шиткина, — М.: Март, 2007. – 311с.
14. Шуляк П.Н. Финансы предприятия [Текст] / П.Н. Шуляк, – М.:ИТК «Дашков и Ко», 2007. – 301с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социологические воззрения Спенсера, Дюркгейма, Вэбера
Реферат Расчет распылительной сушильной установки прямоточного действия с дисковым распылением для получ
Реферат Способы выражения грамматических значений
Реферат Позитивная дискриминация
Реферат Закон Оукена
Реферат Вспомогательный справочный аппарат в энциклопедиях
Реферат I Love You Essay Research Paper I
Реферат Формирование трудолюбия у младших школьников в семье
Реферат наука и этика. евгеника
Реферат Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия ОАО Дзержинский мясокомбинат
Реферат Трехфазные цепи
Реферат Самый центр Сибири
Реферат Фальсификация лекарственных средств
Реферат Анализ движения денежных средств на торговом предприятии
Реферат Унитаризм, федерализм, конфедерализм и формирование в их рамках современных структур, отвечающих за разработку государственной политики