Реферат по предмету "Философия"

Узнать цену реферата по вашей теме


Нужна ли философия науке

Контрольная работа по философии:
Нужна ли философия науке?
2008 год

Содержание
 
Введение
1. Наука в современном мире
2. Основания научного знания
3. Философия и развитие науки
Заключение
Библиография

Введение
 
Философия – одна издревнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивойформой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призваниемфилософов стал поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов,относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей.Это особенно ощутимо в эпохи перемен с их сложным сплетением проблем – ведьименно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Такв истории было всегда. Но, пожалуй, никогда еще время не ставило так острозадач философского осмысления всего происходящего, как в переживаемый сейчаспериод истории, в самом начале IIIтысячелетия.
Наука развиваетсясемимильными шагами, все более и более облегчая жизнь человека, помогая емуразвиваться и уничтожая его…
Нужны ли принципы, идеикатегории и понятия философии современной науке?

1. Наука в современноммире
 
Основная формачеловеческого познания – наука – в наши дни оказывает все большее исущественное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так илииначе надлежит ориентироваться и действовать. Философское видение мирапредполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, какона устроена и как развивается, что она может и на что позволяет надеяться, ачто ей недоступно.
У философов прошлого мыможем найти много ценных предвидений относительно усиливающегося значениянауки. Однако они представить не могли такого массированного, подчаснеожиданного и даже драматического воздействия научно-технических достижений наповседневную жизнь человека, котороя приходится осмысливать сегодня.
Современная наука вомногих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, котораясуществовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь ее облик ихарактер ее взаимосвязей с обществом.
Говоря о современнойнауке в ее взаимодействии с различными сферами общества и отдельного человека,можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых,функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки какнепосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальнойсилы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используютсяпри решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества.
Порядок, в которомперечислены эти группы функций, в сущности отражает исторический процесс формированияи расширения социальных функций науки, то есть возникновения и упрочения всеновых каналов ее взаимодействия с обществом. Так, в период становления наукикак особого социального института (это период кризиса феодализма, зарождениябуржуазных общественных отношений и формирования капитализма, то есть эпохаВозрождения и Новое время) ее влияние обнаружилось прежде всего в сферемировоззрения, где в течение всего этого времени шла острая и упорная борьбамежду теологией и наукой.
В эпоху средневековьятеология постепенно завоевала положение верховной инстанции, призваннойобсуждать и решать коренные мировоззренческие проблемы, такие как вопрос остроении мироздания и месте в нем человека, о смысле и высших ценностях жизни ит.п. В сфере же зарождающейся науки оставались проблемы более частного и«земного» порядка.
Великое значениекоперниковского переворота, начавшегося четыре с половиной столетия назад,состоит в том, что наука впервые оспорила у теологии ее право монопольноопределять формирование мировоззрения. Именно это стало первым актом в процессепроникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельностичеловека и общества; именно здесь обнаружились первые реальные признаки выходанауки в мировоззренческую проблематику, в мир размышлений и устремленийчеловека.
Период становления науки– это создание интеллектуального климата, выработка соответствующего строямышления, и основная заслуга в этом философии. Вплоть до середины XIX века результаты научных исследованийприменялись на практике эпизодически. Со временем, однако, становилосьочевидным, что сугубо эмпирическая основа практической деятельности слишкомузка и ограничена для того, чтобы обеспечить непрерывное развитиепроизводительных сил, прогресс техники.
Важной сторонойпревращения науки в непосредственную производительную силу является создание иупрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний,появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования иразработки, создание сетей научно-технической информации и другие. Причем вследза промышленностью такие каналы возникают и в других отраслях материальногопроизводства и даже за его пределами. Все это повлекло за собой значительныепоследствия и для науки, и для практики. Возрастающая роль науки в общественнойжизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты еевзаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остроставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формамипознавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.). Этапроблема, будучи философской по своему характеру, в тоже время имеет большуюпрактическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимойпредпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами.
2. Основания научногознания
 
Современная наукадисциплинарно организованна. Она состоит из различных областей знания,взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительнуюсамостоятельность.
В структуре научногознания выделяют, прежде всего, два уровня знания – эмпирический итеоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в тоже времяспецифических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическоеисследование.
Эмпирическое познаниепредполагает формирование на основе данных наблюдения особого типа знания –научного факта. Формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения)доминируют в процессе теоретического осмысления действительности. Теория всегдасодержит чувственно-наглядные компоненты. На низших уровнях эмпирическогопознания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне – рациональное.
Основания каждойконкретной науки имеют достаточно сложную структуру. Выделяют, по меньшей мере,три главных составляющих блока оснований науки: идеалы и нормы познания,научную картину мира и философские основания.
Как и всякаядеятельность, научное познание регулируется определенными идеалами и нормами,которые выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: длячего нужны те или иные познавательные действия, какой тип продукта (знания)должен быть, получен в результате их осуществления и каким способом получитьэто знание.
Этот блок включает идеалыи нормы, во-первых, доказательности и обоснования знания, во-вторых, объясненияи описания, в-третьих, построения и организации знания.
В идеалах и нормативныхструктурах науки выражена некоторая обобщенная схема метода, поэтому спецификаисследуемых объектов непременно сказывается на характере идеалов и нормнаучного познания, и каждый новый тип системной организации объектов,вовлекаемый в орбиту исследовательской деятельности, как правило, требуеттрансформации идеалов и норм научной дисциплины.
Научная картина мираскладывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, исодержит общие представление о мире, вырабатываемые на соответствующих стадияхисторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиноймира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества.Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям оструктуре и развитии природы, принято называть естественнонаучной картиноймира.
Синтез знаний, получаемыхв различных науках, является весьма сложной процедурой. Он предполагаетустановление связей между предметами наук. Видение предмета наук – этоткомпонент знания часто называют научной картиной мира. Научная картина мирафункционирует и как исследовательская программа, которая направляет постановкузадач эмпирического и теоретического поиска и осуществляет выбор средств ихрешения.
Философские идеи ипринципы – это идеалы и нормы науки, содержательные представления научнойкартины мира, которые обеспечивают включение научного знания в культуру.
Философские основаниянауки наряду с функцией обоснования уже добытых знаний выполняют такжеэвристическую функцию. Она активно участвует в построении новых теорий,направляя перестройку нормативных структур науки и картин реальности.Используемые в этом процессе философские идеи и принципы могут применяться идля обоснования полученных данных результатов (новых картин реальности и новыхпредставлений о методе). Но совпадение философской эвристики и философскогообоснования не является обязательным. Может случиться, что в процессеформирования новых представлений исследователь использует одни философские идеии принципы, а затем развитые им представления получают другую философскуюинтерпретацию, и только на этой основе они обретают признание и включаются вкультуру.
3. Философия иразвитие науки
 
Философские основаниянауки не следует отождествлять с общими массивом философского знания. Избольшего поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих вкультуре каждой исторической эпохи, наука используется в качествеобосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы. Философия не являетсятолько рефлексией над наукой. Она – рефлексия над основаниями всей культуры. Вее задачу входит анализ под определенным углом зрения не только науки, но идругих аспектов человеческого бытия – анализ смысла человеческой жизни,обоснование желательного образа жизни и т.д. Обсуждая и решая эти проблемы,философия вырабатывает и такие категориальные структуры, которые могут бытьиспользованы в науке.
Философия в целом обладаетопределенной избыточностью содержания по отношению к запросам науки каждойисторической эпохи. При решении философией мировоззренческих проблемвырабатываются не только те наиболее общие идеи и принципы, которые являютсяпредпосылкой освоения объектов на данной стадии развития науки, но иформируются категориальные схемы, значимость которых для науки обнаруживаетсялишь на следующих этапах эволюции познания. В этом смысле можно говорить обопределенных прогнозирующих функциях философии по отношению к естествознанию.Так, идеи атомистики, первоначально выдвинутые еще в античной философии, лишь вXVII-XVIII веках превратились в естественнонаучный факт;развитый в философии Лейбница категориальный аппарат был избыточен длямеханического естествознания XVIIвека и ретроспективно может быть оценен как предвосхищение некоторых наиболееобщих особенностей саморегулирующихся систем и т.п.
Двойственная функцияфилософских оснований науки – быть эвристикой научного поиска и средствомадаптации научных знаний к господствующим в культуре мировоззренческимустановкам – ставит их в прямую зависимость от более общей ситуациифункционирования философии в культуре той или иной исторической эпохи.
Начавшийся в ходереволюции в естествознании XIX-началаXX века переход от классической кнеклассической науке расширил круг идей, способных стать составной частьюфилософского базиса естествознания. Наряду с онтологическим аспектами еекатегорий ключевую роль стали играть гносеологические аспекты, позволяющиерешить проблемы относительной истинности научных картин мира, преемственности всмене научных теорий. В современную эпоху, когда научно-техническая революциярадикально меняет облик науки, в ее философские основания включаются и теаспекты философии, которые рассматривают научное познание как социальнодетерминированную деятельность.
В результате при решениикардинальных научных проблем содержание философских категорий весьма частообретает новые оттенки, которые затем выявляются философской рефлексией ислужат основанием для нового обогащения категориального аппарата философии.Извращение этих принципов чревато большими издержками, как для науки, так и дляфилософии.

Заключение
 
Философия раскрываетсякак обобщенная концепция жизни общества в целом и различных его подсистем –практики, познания, политики, права, морали, искусства, науки, включая иестествознание, на основе которого во многом воссоздается научно-философскаякартина природы. Наиболее емкое уяснение общественно-исторической жизни вединстве, взаимодействии, развитии всех ее составляющих осуществляется сегодняв рамках культурно-исторического подхода.
Философия многогранна.Обширно поле, многообразны проблемные пласты, области философскогоисследования.
Наука являетсярезультатом развития философии, разработки и достижения науки «возвращаясь вфилософию» обогащают ее и дают новые проблемные направления для развития.
Наука, получив следующийтолчок в форме идеалов, норм, научной картины мира, философских принциповприобщает их к практике, строит новые теории.
Философия направляетперестройку нормативных структур науки и картин реальности. Используемые в этомпроцессе философские идеи и принципы могут применяться и для обоснованияполученных результатов (новых картин реальности и новых представлений ометоде).

Библиография
 
1. Поппер К. Логикаи рост научного знания. М.: Прогресс, 1987.
2. Гайденко П.П.Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М.: Наука, 1987.
3. Косарева Л.М.Рождение науки нового времени из духа культуры. М., 1997.
4. Современнаяфилософия и наука: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада.М., 2000.
5. Введение вфилософию: Учебное пособие для вузов/Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Республика, 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.