Реферат по предмету "Философия"

Узнать цену реферата по вашей теме


Диалектический материализм в трудах В.И. Ленина

Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
Государственное ОбразовательноеУчреждение
«Московский Государственныйуниверситет Пищевых Производств»
Реферат по курсу «Философия»
Тема: «ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ВТРУДАХ В.И. ЛЕНИНА. ИСТОКИ И ПРАКТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГОМАТЕРИАЛИЗМА»
Москва 2011.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Основыи происхождение диалектического материализма
2. «Материализми эмпириокритицизм»
3. «Государствои революция»
4. «Философскиететради»
Заключение
Список литературы

Введение
XIX век открывает новыйэтап в истории русской философии, характеризующий ее усложнением, появлениемряда философских направлений, связанных как с идеализмом, так и сматериализмом. Возрастает роль профессиональной философской мысли, прежде всегоза счет развития философского образования в стенах университетов и духовныхакадемий. Происходит расширение философских контактов с Западом, осваиваютсяновейшие достижения европейского интеллекта (Кант, Шеллинг, Гегель, Конт,Спенсер, Шопенгауэр, Ницше, Маркс).
Важные философскиезамыслы в XIX в. принадлежали часто не систематизаторам-теоретикам, а членамфилософских кружков (любомудры, славянофилы и западники), публицистам илитературным критикам (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Д.И.Писарев, А.А. Григорьев, Н.К. Михайловский), религиозным писателям (К.Н.Леонтьев), выдающимся художникам слова (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой),революционным теоретикам (П.Л. Лавров, М.А. Бакунин) и т. д. Именно мыслители такоготипа, носители «вольной философии», были инициаторами новых философскихидей, развивали и обогащали терминологию, хотя они и не создавали законченныхфилософских систем.
Всех этих мыслителейхарактеризует то, что они принадлежали к различным «идейнымтечениям», которые являлись философскими лишь отчасти, так как включали всебя значительный слой нефилософской — богословской, исторической,эстетической, социально-политической, экономической и др. — проблематики. Идеитаких мыслителей, как П.Я. Чаадаев, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев и др.,использовались и в XIX, а затем и в XX в. разными идейными течениями, и опятьже не только в сугубо философском, но и в культурологическом, богословском идаже геополитическом контексте.
Причина, по которойрусская интеллигенция теснее всего была связана с «вольной», а непрофессиональной, университетской, философией, заключается в том, чтоправительство, с одной стороны, и ученые-философы — с другой, по-разномупонимали цели распространения философских знаний. В России только поддержка состороны государства могла обеспечить функционирование системы профессиональнойподготовки в области философии.
Университеты и ученыестояли за автономию, за права совета профессоров на руководство ходомакадемической жизни и свободу академических союзов, обществ и собраний.Напротив, виды правительства в области высшего образования и науки былиохранительными в смысле защиты от «революционной заразы» из Европы.Отсюда — правительственные притеснения, ограничения преподавания философии.
Человеком, который наоснове существовавших ранее философских представлений и моделей, в первуюочередь философии материализма и диалектики, опираясь на опыт Маркса иЭнгельса, сумел «увязать» научную философию с практическими, революционнымиидеями об общественном, политическом и экономическом устройстве, стал Владимир ИльичЛенин. Его политические революционные идеи имели глубокое научно-философскоеобоснование. Может быть, именно это позволило ему добиться успеха и понимания усамых разных слоев населения; после осуществления им революции и захватагосударственной власти предложенная им философия стала господствующей, воспринималасьи преподавалась в университетах как научная догма.
Философские взгляды ВладимираИльича Ленина (1870—1924) изложены в большом числе публикаций, многие изкоторых не являются работами чисто философского характера, а затрагивают такжеширокий круг других проблем. Основные философские произведения Ленина:«Материализм и эмпириокритицизм» (1909), «Государство и революция» (1917),«Философские тетради» (впервые опубликованы отдельным изданием в 1933 г.), «Означении воинствующего материализма» (1922).
Ленин проявил себя какпредставитель марксистской философии, продолживший разработку её проблем, вусловиях вступления капитализма, по его определению, в стадию империализма, атакже в связи с новыми достижениями в развитии науки и, прежде всего,естествознания. Им дано определение понятия материи, развиты и конкретизированыдругие важнейшие философские понятия, такие, как пространство, время,причинность, закономерность и т. д. Он выдвинул положение о неисчерпаемостиматерии.
Ленин развил марксистскуютеорию познания, в особенности теорию отражения, учение о практике, о её роликак основы и критерия познания объективной истины, о соотношении абсолютной иотносительной истин. Ему принадлежит знаменитая «формула» процесса постиженияистины: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике —таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»1. Он сформулировали разработал положение о том, что материалистическая диалектика и есть теорияпознания. Конкретизируя эту мысль, он выдвинул положение о единстве диалектики,логики и теории познания.
Одним из основныхнаправлений деятельности Ленина как философа бесспорно является развитие им проблемматериалистической диалектики. Он акцентировал внимание на богатстве диалектикикак науки, на многогранности её содержания. В самой диалектике Ленин выделилучение о противоречиях как о её «ядре», как о самом основном в марксистскомметоде. Кроме того, весьма существенным в диалектическом подходе он считал«конкретный анализ конкретной ситуации».
В работах Ленина многоместа уделено проблемам исторического материализма, философского учения обобществе. Он внес вклад в разработку проблем, связанных с теорией классов иклассовой борьбы, дал определение классов, развил учение обобщественно-экономической формации, о научном предвидении историческогоразвития, о революции, государстве, соотношении экономики и политики. Им былапровозглашена идея культурной революции после завоевания пролетариатом власти.Эта идея предполагала осуществление всеобщей грамотности, приобщение трудящихсяк мировым духовным завоеваниям, формирование новой интеллигенции из среды рабочихи крестьян, выработку у трудящихся высоких нравственных качеств. диалектический материализм ленин
Значительную частьтворческого наследия Ленина занимают работы, посвященные теоретическомуобоснованию проблемы построения социализма и коммунизма. Ему принадлежит идеясоздания социалистического общества в одной отдельно взятой стране, предложеныпути и способы её реализации.

1. 
1. Основыи происхождение диалектического материализма
Философиядиалектического материализма, восходящая к работам основоположников марксизма,в вопросах онтологии базировалась на синтезе материалистических учений иматериалистически истолкованной диалектики Гегеля, что позволяет ее по многимпунктам относить к классической модели онтологии. Однако качество целого несводимо, как мы помним, к качеству образующих его частей. Само такоеобъединение материализма и диалектики обнаружило радикальную новизну инеклассичность. Во-первых, появилась возможность построения целостной, нооткрытой и незамкнутой философии природы с учетом все время обновляющегосямассива научных данных и, во-вторых, возможность распространитьматериалистические представления на сферу общественных явлений. Первая из этихвозможностей как раз и была реализована Энгельсом в «Диалектике природы».Второй теоретической предпосылкой к появлению диалектического материализмаявился материализм Фейербаха.
«Философский словарь»,изданный в СССР, дает следующее определение: «Диалектический материализм —философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущностьбытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения впроцессе предметно-практической и духовно-теоретической деятельности.Диалектический материализм создан в XIX веке Марксом и Энгельсом и развит вновых исторических условиях Лениным, другими философами-марксистами.Теоретическими источниками диалектического материализма явились прежде всегокритически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философскийматериализм Фейербаха. Марксистская философия является прямым продолжениемлучших, наиболее прогрессивных учений прошлого. Диалектический материализмвбирает в себя наиболее значительные достижения современной мировой философскоймысли, стремясь связать их с передовой культурой и духовными поисками нашейэпохи.
Основнымисистемообразующими принципами диалектического материализма являются:
принцип единства ицелостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себявсе проявления, все формы действительности от объективной действительности(материя) до субъективной действительности (мышление);
принцип материальностимира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается внем и определяет его содержание; («Не сознание людей определяет их бытие, а,наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». — К. Маркс, «Ккритике политической экономии»)
принцип познаваемостимира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой егопознанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективнойреальности, является общественно-производственная практика;
принцип развития,обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных,общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явленияв мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическомразвитии, источник которого — возникновение и разрешение внутреннихпротиворечий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиальноновых качественных явлений и процессов;
принцип преобразованиямира, согласно которому историческая цель развития общества состоит вдостижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждойличности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренногопреобразования общества и достижения социальной справедливости и равноправиячленов общества;
принцип партийностифилософии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между философскимиконцепциями и мировоззрением человека, с одной стороны, и социальной структуройобщества — с другой.
Не сводя всеразвитие философии исключительно лишь к борьбе идеализма и материализма, данныйпринцип требует чёткого определения философской позиции и глубокого пониманияпознавательного, методологического и социального смысла каждого философскогоучения, школы или направления.»
«Философскаяэнциклопедия» под редакцией Константинова раскрывает диалектический материализмследующим образом:
«Диалектическийматериализм – философия марксизма, являющаяся мировоззрением рабочего класса.Будучи подлинно научной, единственно истинной философией, Д. м. в современнуюэпоху представляет собой передовое научное мировоззрение всего прогрессивногочеловечества. Д. м. – это наука, изучающая отношение сознания к объективномуматериальному миру, наиболее общие законы движения и развития природы, обществаи сознания. Философия марксизма называется Д. м., так как она представляетсобой органическое единство материализма и диалектики. Она называетсяматериалистической, так как исходит из признания материи единственной основоймира, рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной материи, функциюмозга, отражение объективного мира; она называется диалектической, так какпризнает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитиемира как результат действующих в нем самом внутренних противоречий.
Д. м. отражает наиболееобщие законы бытия и познания в системе категорий и составляет целостнуюсистему философского знания – мировоззрение. В то же время, поскольку этомировоззрение правильно отражает закономерности развития бытия и сознания,обращено к конкретному научному исследованию, к преобразующей мир революционнойпрактике, марксистская философия выступает как научный метод познания впреобразования мира. Все основные положения марксистской философии – какматериализма, так и диалектики, составляя в своей совокупности научноемировоззрение, вместе с тем являются составными частями единого филос. методаисследования и революционного преобразования мира. …
Вне последовательногоматериализма нет научной диалектики, которая по своему существу чуждаидеализму. Последовательно диалектическое понимание материальности миранесовместимо, например, с идеалистическим утверждением, что движущие силыразвития мира находятся за его пределами. Научная диалектика обнаруживает этисилы в самом материальном мире, во внутренней противоречивости вещей ирассматривает движение и развитие материи как ее самодвижение и саморазвитие.Основанное на данных наук и общественной практики, последовательноматериалистическое решение основного вопроса философии неизбежно приводит кдиалектическому объяснению и процесса познания. Сознание, будучи вторичным поотношению к материи, представляет собой свойство высокоорганизованной материи,возникает на определенной стадии ее развития и совершенствуется в зависимостиот материальной практики людей. …
Диалектика как наука овсеобщих формах и законах развития объективного мира образует неразрывноеединство с логикой и теорией познания. Это единство имеет своим объективнымоснованием единство законов бытия и мышления. Развитая на материалистическойоснове, диалектика дает научное решение вопросов, которые до этого обособлялисьв отдельные от диалектики области – логику и гносеологию. …
Материалистическаядиалектика есть учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так ичеловеческого сознания. Эти законы отражаются и фиксируются в системекатегорий. Категории – это наиболее общие, основные понятия и вместе с темсущественные определения форм бытия и отношений вещей; категории выражаютуниверсальные формы обобщения бытия и познания. Поскольку все категориивзаимосвязаны и постоянно развиваются, а в своем развитии они подчиненыосновным законам диалектики, постольку законы диалектики, в свою очередь,выражают соотношения между категориями как общими сторонами и отношениямивещей. Так, напр., соотношения между содержанием и формой, сущностью иявлением, необходимостью и случайностью представляют собой, помимо ихспецифики, проявление действия закона единства и борьбы противоположностей.Являясь результатом познания объективного мира, категории становятсяпредпосылкой, а в своей совокупности – всеобщим методом научного исследования.При этом не все категории, так же как и не все законы, играют одинаковуюметодологическую роль. Такие, напр., категории, как причинность, развитие,противоречие, закономерность, – это не просто универсальные формы человеческогомышления, но и основные принципы познания мира.»
2. «Материализм иэмпириокритицизм»
СочинениеВ.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об однойреакционной философии» представляет собой критический анализ сочинений Е. Маха и других авторов, которые пытались сформулировать «новыйвзгляд» на классические представления материализма. В этой работе Ленинобрушивается с критикой на представления о вторичности материи, о восприятии еёкак продукта наших ощущений. В то же время Ленин обнаруживает собственные мыслио сути материи, строении окружающего мира и теории его познания.
«Основныепосылки теории познания Маха и Авенариуса откровенно, просто и ясно изложеныими в их первых философских произведениях. К этим произведениям мы и обратимся,откладывая до дальнейшего изложения разбор поправок и подчисток, впоследствииданных этими писателями.
«Задачанауки, — писал Мах в 1872 году, — может состоять лишь в следующем: 1.Исследовать законы связи между представлениями (психология). — 2. Открыватьзаконы связи между ощущениями (физика). — 3. Разъяснять законы связи междуощущениями и представлениями (психофизика)». Это — вполне ясно. Предметфизики — связь между ощущениями, а не между вещами или телами, образом которыхявляются наши ощущения. И в 1883 году в своей «Механике» Махповторяет ту же мысль: «Ощущения — не „символы вещей“. Скорее»вещь" есть мысленный символ для комплекса ощущений, обладающего относительнойустойчивостью. Не вещи (тела), а цвета, звуки, давления, пространства, времена(то, что мы называем обыкновенно ощущениями) суть настоящие элементы мира".Об этом словечке «элементы», явившемся плодом двенадцатилетнего«размышления», мы будем говорить ниже. Теперь нам надо отметить, чтоМах признает здесь прямо, что вещи или тела суть комплексы ощущений, и что онвполне отчетливо противопоставляет свою философскую точку зренияпротивоположной теории, по которой ощущения суть «символы» вещей(точнее было бы сказать: образы или отображения вещей). Эта последняя теорияесть философский материализм. Например, материалист Фридрих Энгельс —небезызвестный сотрудник Маркса и основоположник марксизма — постоянно и безисключения говорит в своих сочинениях о вещах и об их мысленных изображенияхили отображениях (Gedanken-Abbilder), причем само собою ясно, что эти мысленныеизображения возникают не иначе, как из ощущений. Казалось бы, что этот основнойвзгляд «философии марксизма» должен быть известен всякому, кто о нейговорит, и особенно всякому, кто от имени этой философии выступает в печати. Новвиду необычайной путаницы, внесенной нашими махистами, приходится повторятьобщеизвестное.»
В сочинении«Материализм и эмпириокритицизм» Ленин в очередной раз противопоставляет философииматериализма и идеализма, опирается при этом на труды Энгельса, настаивает направоте материалистических взглядов. ««Откуда берет мышление этипринципы?» (речь идет об основных принципах всякого знания). «Из себясамого? Нет… Формы бытия мышление никогда не может почерпать и выводить изсебя самого, а только из внешнего мира… Принципы — не исходный пунктисследования а его заключительный результат; эти принципы не применяются кприроде и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа, нечеловечество сообразуется с принципами, а, наоборот, принципы верны лишьпостольку, поскольку они соответствуют природе и истории. Таково единственноматериалистическое воззрение на предмет, а противоположный взгляд Дюринга естьидеалистический взгляд, переворачивающий вверх ногами действительноесоотношение, конструирующий действительный мир из мыслей...» (Энгельс, S.21). И этот «единственно материалистический взгляд» Энгельспроводит, повторяем, везде и без исключения, беспощадно преследуя Дюринга засамомалейшее отступление от материализма к идеализму. Всякий, кто прочтет скапелькой внимания «Анти-Дюринга» и «Людвига Фейербаха»,встретит десятки примеров, когда Энгельс говорит о вещах и об их изображениях вчеловеческой голове, в нашем сознании, мышлении и т. п. Энгельс не говорит, чтоощущения или представления суть «символы» вещей, ибо материализмпоследовательный должен ставить здесь «образы», картины илиотображение на место «символа», как это мы подробно покажем в своемместе. Но сейчас речь идет у нас совсем не о той или иной формулировкематериализма, а о противоположности материализма идеализму, о различии двухосновных линий в философии. От вещей ли идти к ощущению и мысли? Или от мысли иощущения к вещам? Первой, т. е. материалистической, линии держится Энгельс.Второй, т. е. идеалистической, линии держится Мах. Никакие увертки, никакиесофизмы (которых мы встретим еще многое множество) не устранят того ясного инеоспоримого факта, что учение Э. Маха о вещах, как комплексах ощущений, естьсубъективный идеализм, есть простое пережевывание берклианства. Если тела суть«комплексы ощущений», как говорит Мах, или «комбинацииощущений», как говорил Беркли, то из этого неизбежно следует, что весь миресть только мое представление. Исходя из такой посылки, нельзя прийти ксуществованию других людей, кроме самого себя: это чистейший солипсизм. Как ниотрекаются от него Мах, Авенариус, Петцольдт и К, а на деле без вопиющихлогических нелепостей они не могут избавиться от солипсизма».
«Материализм в полномсогласии с естествознанием берет за первичное данное материю, считая вторичнымсознание, мышление, ощущение, ибо в ясно выраженной форме ощущение связанотолько с высшими формами материи (органическая материя), и «в фундаменте самогоздания материи» можно лишь предполагать существование способности, сходнойс ощущением. Таково предположение, например, известного немецкогоестествоиспытателя Эрнста Геккеля, английского биолога Ллойда Моргана и др., неговоря о догадке Дидро, приведенной нами выше.»
Здесь следует особоотметить, что Ленин в своих материалистических взглядах ссылается напредположения и заслуги западных ученых – философов, обнаруживает глубокоезнание прогрессивной западной философской мысли. В дальнейшем именно на ихоснове Ленин выстроит революционные общественно-политические теории.
«Что же касаетсяматериализма, которому и здесь противопоставляет свои взгляды Мах, не называя«врага» прямо и ясно, то мы уже на примере Дидро видели настоящиевзгляды материалистов. Не в том состоят эти взгляды, чтобы выводить ощущение издвижения материи или сводить к движению материи, а в том, что ощущениепризнается одним из свойств движущейся материи. Энгельс в этом вопросе стоял наточке зрения Дидро.» Движению материи отводится важное место в современнойфилософской науке; современные научные представления во многом повторяют взглядыЛенина и его предшественников.
Глава V18 тома Собрания Сочинений Ленина оканчивается словами: «Современная физикалежит в родах. Она рожает диалектический материализм. Роды болезненные. Кромеживого и жизнеспособного существа, они дают неизбежно некоторые мертвыепродукты, кое-какие отбросы, подлежащие отправке в помещение для нечистот. Кчислу этих отбросов относится весь физический идеализм, вся эмпириокритическаяфилософия вместе с эмпириосимволизмом, эмпириомонизмом и пр. и т. п.» Такимобразом, Ленин утверждает диалектический материализм как единственную истиннонаучную философскую теорию, основанную на законах другой естественной науки –науки о законах природы.
3. «Государствои революция»
В работе «Государство иреволюция» Ленин рассматривает чрезвычайно важный философский вопрос, особеннобурно обсуждавшийся сторонниками различных «идейных течений» и относящийся,скорее, к прикладной философии: вопрос о государстве, его назначении, отношениик обществу. «Вопрос о государстве приобретает в настоящее время особеннуюважность и в теоретическом и в практически‑политическом отношениях.Империалистская война чрезвычайно ускорила и обострила процесс превращениямонополистического капитализма в государственно‑монополистическийкапитализм. Чудовищное угнетение трудящихся масс государством, которое теснее итеснее сливается с всесильными союзами капиталистов, становится все чудовищнее.Передовые страны превращаются – мы говорим о «тыле» их – в военно‑каторжныетюрьмы для рабочих» (предисловие к первому изданию). Уже в предисловииобнаруживается классовый подход автора к происхождению государства. Первыйпараграф 1 главы так и называется: «Государство – продукт непримиримостиклассовых противоречий.»
В данной работе Ленинтакже опирается на теорию государства, предложенную Марксом и Энгельсом,согласно которой, в трактовке Ленина, долгое время было принято рассматриватьгосударство как аппарат насилия. Современные теории государства принимают такойподход лишь отчасти. При этом Ленин говорит об искажениях теорий Маркса иЭнгельса, допущенных его современниками, с целью лишить её революционнойостроты. «При таком положении дела, при неслыханной распространенности искажениймарксизма, наша задача состоит прежде всего в восстановлении истинного ученияМаркса о государстве. Для этого необходимо приведение целого ряда длинных цитатиз собственных сочинений Маркса и Энгельса… Все, или по крайней мере всерешающие, места из сочинений Маркса и Энгельса по вопросу о государстве должныбыть непременно приведены в возможно более полном виде, чтобы читатель могсоставить себе самостоятельное представление о совокупности взглядовосновоположников научного социализма и о развитии этих взглядов, а также чтобыискажение их господствующим ныне «каутскианством» было доказано документально ипоказано наглядно.»
«Начнем с самогораспространенного сочинения Фр. Энгельса: «Происхождение семьи, частнойсобственности и государства», которое в 1894 году вышло в Штутгарте уже 6‑ымизданием.
«Государство – говорит Энгельс,подводя итоги своему историческому анализу, – никоим образом непредставляет из себя силы, извне навязанной обществу. Государство не есть также«действительность нравственной идеи», «образ и действительность разума», какутверждает Гегель. Государство есть продукт общества на известной ступениразвития; государство есть признание, что это общество запуталось внеразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримыепротивоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы этипротивоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, непожрали друг друга и общества в бесплодной борьбе, для этого стала необходимойсила, стоящая, по‑видимому, над обществом, сила, которая бы умеряластолкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, происшедшая изобщества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него,есть государство» (стр. 177–178 шестого немецкого издания).
Здесь с полной ясностьювыражена основная идея марксизма по вопросу об исторической роли и о значениигосударства. Государство есть продукт и проявление непримиримости классовыхпротиворечий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда ипоскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. Инаоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречиянепримиримы.»
«По Марксу, государствоне могло бы ни возникнуть, ни держаться, если бы возможно было примирениеклассов. У мещанских и филистерских профессоров и публицистов выходит, –сплошь и рядом при благожелательных ссылках на Маркса! – что государствокак раз примиряет классы. По Марксу, государство есть орган классового господства,орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», которыйузаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов.» Из такогопредставления о государстве Ленин делает следующий вывод: «Упускается из видуили затушевывается следующее: если государство есть продукт непримиримостиклассовых противоречий, если оно есть сила, стоящая над обществом и «все болееи более отчуждающая себя от общества», то явно, что освобождение угнетенногокласса невозможно не только без насильственной революции, но и без уничтожения тогоаппарата государственной власти, который господствующим классом создан и вкотором это «отчуждение» воплощено.»
4. «Философскиететради»
«Философские тетради»,произведение В.И. Ленина, в котором разработан ряд принципиальных положений одиалектике как логике и теории познания марксизма, а также о категориях какосновном содержании теории диалектики.
«Философские тетради»– это десять тетрадей конспектов и выписок из книг (К. Маркса и Ф. Энгельса, Г.Гегеля, Л. Фейербаха, Аристотеля, Ф. Лассаля и др.), сделанных Лениным в период1914–16, а также отдельных набросков, наиболее развернутым и важным из которыхявляется фрагмент «К вопросу о диалектике». Впервые опубликованы в1929–30. «Философскиететради» в целом представляют собой подготовительныйматериал для задуманной Лениным работы по теории материалистической диалектики.Идеи «Философские тетради»составили методологическую основу теории империализма, использованы Лениным встатьях по экономике и политике, например «Крах Интернационала»,«Русские зюдекумы», «Детская болезнь „левизны“ вкоммунизме», «Еще раз о профсоюзах...», «О значениивоинствующего материализма» и др.
Работа Ленина над"Философские тетради"была вызвана необходимостью дальнейшей разработки философии марксизма вусловиях, когда теоретики 2-го Интернационала отрицали наличие в марксизмесобственной философской системы, в особенности теории познания, и настаивали насоединении экономического учения Маркса с кантианством.
Изучая труды Гегеля,Ленин подмечает непоследовательность гегелевской диалектики и вместе с темподчеркивает, что без ее критического освоения нельзя проникнуть в существомарксистского метода мышления. Именно Гегелю первому удалось угадать "…в смене, взаимозависимости всех понятий, в тождестве их противоположностей, впереходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий, именнотакое отношение вещей, природы" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с.179). Вместе с тем мистицизм гегелевской позиции заключается в обожествлении«логической идеи», мышления. Отсекая эти черты идей Гегеля, Ленинприменяет учение о развитии к процессу познания. Диалектика неполна безвыражения движения в логике понятий, т. е. она имеет подлинный смысл как логикаи теория познания. В этой связи приобретает особенное значение категория практики,которую в идеалистическом виде начал вводить в логику Гегель. Предметнаядеятельность рассматривается Лениным как основа для формированиякатегориального, логического строя мышления, в котором воспроизводитсядиалектика объективного мира. Поэтому диалектика как философская наука естьодновременно и онтология (учение о бытии), и гносеология (теория познания),есть содержательная логика, которая ни в коей мере не может быть сведена кобщей схеме, иллюстрируемой «суммой примеров» (см. там же, с. 316).
Большоеметодологическое значение имеет ленинское положение о том, что теориядиалектики должна быть сгустком, итогом, обобщением всей истории познания,включая историю умственного развития человеческого рода и индивидуума, историюязыка, физиологию органов чувств, историю философии, историю всех отдельныхотраслей знания. Ленин высоко оценивает гегелевскую идею о том, чтоисторико-философское развитие, освобожденное от случайностей историческойформы, должно составить существенное содержание научной философии.
Ленин подчеркиваетактивность сознания, находящую выражение в преобразовании человеком природной исоциальной действительности, в созидании культуры на основе познанияобъективных законов мира. «Сознание человека не только отражаетобъективный мир, но и творит его» (там же, с. 194).
Конспектируя«Святое семейство» Маркса и Энгельса, Ленин прослеживает процессперехода их на позиции научного социализма и выделяет главные моменты этогопроцесса: 1) подход «к идее общественных отношений производства»; 2)критика филантропических теорий социализма и осознание революционной ролипролетариата; 3) анализ того направления французского материализма, котороеподводит к социализму. В «Философскиететради» Ленина изложена программа философскихисследований, включающая задачи разработки диалектики как цельной философскойнауки, глубокого освоения классического философского наследия и острой,принципиальной критики буржуазной философии. Они сыграли громадную роль вразвитии марксистско-ленинской философии, определили направление исследованийфилософов-марксистов.

Заключение
В данной работепредставлен лишь краткий обзор философии диалектического материализма –философии, которая сформировала целостное мировоззрение, представляла собойзаконченную философскую систему в 20 веке – веке научных достижений и открытий,время коренного переворота во всех областях знания. В Советской средней иВысшей школе Диамат изучался как самостоятельный предмет, ему посвящены сотни итысячи страниц в различных «Философских энциклопедиях», учебных пособиях. Как ив любой науке, в Диамате был выделен свой предмет исследования, свои законы,терминология, методы и другие необходимые атрибуты настоящей науки. В рефератетакже представлен обзор работ Ленина – человека, вознесшего на пьедестал философиюдиалектического материализма, обзор основных философских, общественно –политических теорий Ленина и его предшественников. Была предпринята попыткапроследить, как на волне развития философии, как научной, так и «идейной» нарубеже 19-20вв. произошла буквальная революция взглядов. Эта революция проявиласебя и в естественных науках, но прежде всего – в науках общественных, и вконечном итоге вылилась в государственную революцию не только в Российскойимперии, но и других странах. Следует отметить, что до сих пор основныефилософские понятия диалектического материализма сохраняют свою актуальность иявляются господствующими во всем цивилизованном мире.

Список литературы:
1. В.В.Миронов. Философия: учебник для ВУЗов. По материалам ресурса society.polbu.ru/mironov_philosophy
2. ФилософскийЭнциклопедический Словарь. М., Советская энциклопедия, 1989г.
3. ЛенинВ.И. Полн. собр. Соч. Т.18, с 152-153. vilenin.eu/t18/p036
4. ФилософскаяЭнциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф.В.Константинова. 1960—1970.
5. О«Философских тетрадях» В.И. Ленина, М., 1959; Суворов Л.Н.
6. Вопросыдиалектики в «Философских тетрадях» В.И. Ленина, М., 1960; КасымжановА.Х.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.