Реферат по предмету "Управленческие науки"

Узнать цену реферата по вашей теме


Технический менеджмент

ПРЕДМЕТ ТЕХНИЧЕСКОГОМЕНЕДЖМЕНТА.
                 Историяизобретательства.
      Cегодня мы начинаемизучение совершенно нового предмета, которо-
го пока не существует впрограммах вузов.  Нам с вами вместе предстоит
создать этот предмет, так как отвашей активности и готовности к твор-
честву будет зависетьсодержательность и наполненность занятий.
      Итак, что же такоетехнический менеджмент?  Менеджмент-это управ-
ление производством, совокупностьпринципов, методов, средств и форм  уп-
равления производством, которые разрабатываются  и применяются с целью
повышения эффективностипроизводства и увеличения прибыли.
      Технический  менеджмент — это  совокупность  принципов, методов,
средств и форм управлениятехникой, а точнее развитием техники.
      Но разве можно научитьсяуправлять тем, не знаю чем? Можно ли уп-
равлять развитием техники, не зная  механики,  сопромата, электротехни-
ки, физики, теории машин имеханизмов, материаловедения, обработки матери-
алов-всех знаний, которые даеттехнический университет или вуз?
      Однако все  мы пользуемсятехникой и управляем ею,  не зная даже
принципов ее устройства: утюг,телефон, телевизор, автомашина — мы ис-
пользуем только ихфункциональные свойства.
      Но вот надоотремонтировать вещь — и мы вынуждены или обращаться
к специалисту,  или  узнавать принципы ее работы и особенности связей
между ее деталями.  А чтобыусовершенствовать вещь,  надо уже знать  и
физические законы,  которым она  подчиняется и физические свойства ее
деталей.
      А уж для создания новойвещи необходимо, очевидно, владеть всеми
знаниями о будущей вещи — еефизикой, химией, знать математические за-
кономерности, описывающие взаимодействие  ее  деталей между собой и с
внешним миром.
      Как же  управлятьразвитием техники,  не владея всей суммой этих
знаний? Ведь невозможноовладеть всеми знаниями во всех областях тех-
ники !
      Как же быть ?  Стать узкимспециалистом в какой-то области можно
— так и делают,  но в результатеостаются обнаженными стыки наук,  где
как раз и спрятаны новыеоткрытия.  Именно поэтому многие новые откры-
тия делали  дилетанты.  Чтотакое дилетант ?  Дилетант — это любитель,
занимающийся каким-то искусствомили наукой без специальной подготовки.
                               - 2 -
      Академик Образцов  / отецартиста С.В.Образцова,  который создал
«Театр кукол» в Москве/ говорил, что " Новое в науке и искусстве чаще
всего открывают любители, потомучто у нового нет профессии. Паровозник
вряд ли изобретет электровоз. Он будет все время  улучшать  отдельные
части парового двигателя, алюбитель догадается воткнуть электромотор.
Станиславский — любитель,  иЭдисон,  и Циолковский и Форд.  В  общем,
профессионал, выросший излюбительства, чаще всего новатор ".
    Основы многих наук былизаложены дилетантами.  Теплотехника / врач
Р.Мейер, пивовар Д.Джоуль,  врачГ.Гельмгольц /;  математика /  юристы
А.Ферма и Г.Лейбниц, биологЛ.Эйлер, врач Д'Аламбер, цирюльник С.Пуас-
сон, военный  Р.Декарт /;  юристЭ.Хаббл — автор теории разбегания га-
лактик; лингвист Ч.Таунс — одиниз авторов лазера, врач Р.Эшби — один
из основателей кибернетики.
     Я не призываю вас кдилетантизму во всем.  Принцип хорошего спе-
циалиста :  все знать о немногоми понемногу обо всем.  Но как говорил
исследователь творчества ПетрКлиментьевич Энгельмейер в книге, издан-
ной в 1910 году«Дилетантизм имеет одну хорошую сторону и одну дурную.
Хорошая его сторона,  т.е. силадилетанта, состоит в том, что его мысли
свободны для новых комбинаций,не будучи заранее парализованы традици-
ей школы.  А слабость дилетантасказывается в плохом отстаивании своих
идей, так  как  ему  не  достаеттой эрудиции,  которая необходима для
прочного обоснования идей».
      То есть надо и быть дилетантоми не быть им.  Это диалектическое
противоречие. В процессеизучения технического менеджмента мы будем  с
вами на практике разрешать,продуктивно разрешать это противоречие.
      Оказывается, как доказалисвоими работами наши  ученые-дилетанты
Г.С.Альтшуллер, Ю.П.Саламатов, Б.Л.Злотин,  А.В.Зусман и другие — су-
ществуют общие законы развитиятехнических систем,  зная которые можно
прогнозировать развитиеконкретной технической системы.
     Законы развития техническихсистем и возможность  прогнозирования
их развития будут первыми темаминаших занятий.
      В результате анализа иобобщения основных  приемов,  используемых
изобретателями на базе изучениясвыше 40 тысяч заявок и патентов,  ро-
дилась теория решенияизобретательских задач /ТРИЗ/,  с которой  мы  с
вами должны познакомиться.  Этатеория использует понятие Веполя — ве-
щества и поля,  их взаимосвязейпри решении конкретных изобретательских
                               - 3 -
задач. Кроме того,  отказываясьот физических экспериментов, мы лишаемся
побочных результатов.  Пропадаеттак называемый «эффект Колумба»: ис-
кал Индию,  а открыл Америку. Зашоренность человека  на  определенную
цель играет с ним скверныешутки. Так, Эдисон наблюдал термоэмиссионное
свечение, но даже не запатентовалего,  посчитав забавным  фокусом.  А
исследование этого процессапривело к открытию электрона и стало осно-
вой ламповой электроники.
     Итак,  недостатком является логичность ЭВМ, поиск по  определен-
ному алгоритму в заданныхусловиях,  отсутствие диалектической логики,
отсутствие постановки и решениятехнического противоречия.
    «Усредняя мнениягениев, мы в лучшем случае получим мнение посредс-
твенности. Убирая противоречивые  мнения  — обедним модель экспертных
знаний. Остается один путь — искать логику  работы  с  противоречиями,
что, конечно, не так-топросто»(Шрейдер Ю.А.«Природа»,1986,N10).
     Новые убытки от МПиО : 50%  поисковых работ закрывается;  25% из
                               - 8 -
оставшихся не выдерживаюттребований производства и лишь 20%  приносят
успех фирме.
     МПиО не дает возможностиувидеть новые задачи.  Менисковый телес-
коп Максутова мог быть изобретенеще во времена Ньютона.  Идею  лазера
советский ученый Фабрикантпредложил в 1939 году,  в 1951 подал заявку
на изобретение,  котораяэкспертами была разбита в пух и прах. Решение
было пересмотрено только в 1964году.
     Пенициллин предложилФлеминг в 1929 году,  но оказывается в  1871
году его предлагали русскиеврачи Манассеин и Полотебнов,  в 1906 году
— болгарин Григоров.  МПиОответственен за отсутствие критериев оценки
новых идей.
     За год до изобретениятелефона в 1876 году был арестован  человек
по обвинению в попытке получитьв банке кредит под фальшивым предлогом.
Он предложил телефон.
     Вспомним историиИлизарова,  Федорова. Рассказ о нашей истории со
стальным пакетом.
     В борьбе  с инерционностью  мышления  на западе стали предлагать
психологические способы борьбы. В 1957 году Алекс Осборн предложил ме-
тод мозгового штурма(МШ).
     Биография автора МШ : стройка,  посыльный, клерк, помощник уп-
равляющего малого  завода (новыеизделия),  компаньон рекламной фирмы.
Предложил МШ в 1937 году и после20 лет эксплуатации  опубликовал  ре-
зультаты.
     Основная идея мозговогоштурма: процесс генерирования идей необ-
ходимо отделить от процесса ихоценки.
     Боязнь участников — критика- гибель идей в зародыше.  Осборн зап-
ретил критику — поощрялись всеидеи, даже шуточные. В группу генерато-
ров не включают руководителя,  апроцесс генерирования ведут в  непри-
нужденной обстановке  с записью  на магнитофоне.  Полученный материал
оценивается группой экспертов.
     Философская основа МШ — фрейдизм :  море подсознательного регули-
руется тонким слоем сознания.Оно удерживает нас от нелогичных поступ-
ков, налагает массу запретов. Ноизобретение — это преодоление привыч-
ных представлений о возможном иневозможном.  Мозговой штурм создает в
пиковые моменты  условия  для прорыва  смутных иррациональных идей из
подсознания.
.
                               -9 -
     С МШ первые 10-15 летсвязывали  большие  надежды.  Однако  потом
оказалось, что он хорошо«берет» организационные задачи, а современные
изобретательские задачи штурмуне поддаются.  Г.С.Альтшуллер  неоднок-
ратно наблюдал, как при МШрешающая идея тонула в массе ложных идей.
     Среди многих  попытокулучшить метод МШ следует отметить синекти-
ку,  разработанную У.Гордоном(США). У.Гордон тоже не психолог. Сменил
4  университета,  не  окончив ниодного,  перепробовал полтора десятка
профессий,  получил полсотнипатентов на изобретения. В 1952 году Гор-
дон  организовал первуюпостоянную группу для решения изобретательских
задач.  К 1960 году группавыросла в фирму «Синектикс  инкорпорейтед»,
принимавшую заказы на решениезадач и обучение творческому мышлению.
     Суть синектики: постоянныегруппы, не боящиеся критики, стимуля-
ция операционных  процессов (использование аналогий) и нетрадиционных
(неуправляемых) процессов — интуиции,  вдохновения.
В дальнейшем все шаги АРИЗа будутсопровождаться примечания-
   ми, которые имеют сквознуюнумерацию. Примечания являются содежа-
   тельной частью АРИЗа.  Всешаги сопровождаются конкретными приме-
   рами.
   Пример. ТС для приемарадиоволн включает антенну  радиотелескопа,
   радиоволны, молниеотводы, молнии. ТП1: если молниеотводов много,
   они надежно защищают антеннуот молний,  но поглощают радиоволны.
   ТП2: если  молниеотводовмало,  то заметного поглощения радиоволн
   нет, но антенна не защищенаот молний. Необходимо при минимальных
   изменениях обеспечить защитуантенны от молний без поглощения ра-
   диоволн. (В этой формулировкеследует заменить «молниеотвод» сло-
   вами «проводящийстержень» «проводящий столб» или просто «провод-
   ник»)
   Примечания.
   1. Мини-задачу получают изизобретательской ситуации вводя  огра-
   ничения: все  остается безизменений или упрощается,  но при этом
   появляется требуемоедействие  (свойство)  или  исчезает  вредное
   действие (свойство).
        Переход от ситуации кмини-задаче не означает перехода к ре-
   шению небольшой задачи. Наоборот,  требование получить результат
   «без ничего»ориентирует на обострение конфликта и заранее  отре-
   зает путь к компромисснымрешениям.
   2. При записи шага 1.1следует указать не только технические час-
                               - 3 -
   ти системы,  но и природные, взаимодействующие с техническими. В
   рассматриваемом примеретакими  природными  частями  ТС  являются
   молнии и принимаемыерадиоволны.
   3. Технические противоречия(что это такое) составляют  записывая
   одно состояние элементасистемы:  что в нем хорошо и что плохо, а
   затем противоположноесостояние того же элемента с  оценкой,  что
   хорошо и что плохо.
        Когда в условиях задачидано только изделие (ТС нет),  то ТП
   получают рассматривая условнодва состояния изделия, хотя одно из
   них заведомо недопустимо.
        Например дана  задача: «Как  наблюдать невооруженным глазом
   микрочастицы в прозрачнойжидкости,  если они так малы,  что свет
   обтекает их?» ТП1:«Если частицы малы, то жидкость остается опти-
   чески чистой, но частицыненаблюдаемые».
                 ТП2: «Есличастицы большие,  то они наблюдаемые, но
   жидкость теряет оптическуючистоту, что недопустимо».
   ТП2 вроде  бы  исключается по  условиям  задачи — изделие менять
   нельзя! Так и есть,  но ТП2дает дополнительно требование к изде-
   лию: маленькие частицыоставаясь маленькими должны стать большими.
   4. Термины, относящиеся кинструменту, к изделию и внешней среде,
   необходимо заменять простыми  словами для снятия психологической
   инерции. Потому, что термины:
   — навязывают старыепредставления о технологии работы инструмента:
   «ледокол» колетлед, «якорь»- цепляется зубьями;
   — затушевываются  особенностивеществ в задаче:  «опалубка» — это
   не просто «стенка»,а «железная стенка»;
   — сужают представления овозможных состояниях вещества:  «краска»
   тянет к жидкому или твердому,а может быть и газообразное.
   ШАГ 1.2.  Выделить и записатьконфликтующую пару:  изделие и инс-
   трумент. Если инструментможет иметь два состояния,  то надо ука-
   зать оба  состояния.  Еслиесть пары однородных взаимодействующих
   элементов, то достаточновзять одну пару.
        Пример: Изделия — молнияи радиоволны. Инструмент — проводя-
   щие стержни.
  Примечание 30. Правила 4-7относятся ко всем шагам четвертой час-
   ти АРИЗ.
   ШАГ 4.1. Метод ММЧ: а)используя метод ММЧ (моделирование малень-
   кими человечками),  построитьсхему конфликта;  б) изменить схему
   А, чтобы маленькие человечкидействовали не вызывая конфликта; в)
   перейти к технической схеме.
   Примечание 31.  Метод ММЧсостоит в том, что конфликтующие требо-
   вания схематическипредставляются в виде условного рисунка (  или
   нескольких последовательныхрисунков), на котором действует боль-
   шое число «маленькихчеловечков» (группа,  несколько групп, «тол-
   па»). Изображать  в виде«МЧ» следует только изменяемые части мо-
   дели задачи (инструмент,икс-элемент).
   В шаге 4.1. действие б) частовыполняют, совместив на одном рисун-
   ке два изображения: плохоедействие и хорошее действие. Если собы-
   тия развиваются во  времени, стоит выполнить несколько последова-
   тельных рисунков.
        Рисунки надо  делать хорошо:  а) они выразительны и понятны
   без слов, б) даютдополнительную информацию о физическом противо-
   речии, указывая в общем видепути его устранения.
        32. Шаг 4.1.  — вспомогательный.  Он нужен,  чтобы нагляднее
   представить, что должныделать частицы в ОЗ.  Метод ММЧ позволяет
   увидеть, что надо сделать безфизики (как это сделать). Снимается
   психологическая инерция,фокусируется воображение, т.е. метод ММЧ
   — психологический.  Нопоскольку он осуществляется с учетом зако-
   нов развития ТС, то нередкоприводит к техническому решению зада-
   чи. Прерывать решение неследует -  мобилизация  ВПР  обязательно
   должна бытьпроведена.
АНАЛИЗ СПОСОБА УСТРАНЕНИЯ ФП.
        Главная цель  этой части- проверка качества полученного от-
   вета. ФП должно бытьустранено идеально, «без ничего». Лучше зат-
   ратить несколько  часов  наполучение более сильного ответа,  чем
   много лет бороться за плоховнедряемую слабую идею.
   ШАГ 7.1.  Контроль ответа. Рассмотреть вводимые вещества и поля.
   Можно ли не вводить новые В иП,  использовав ВПР -  имеющиеся  и
   производные? Можно  ли использовать саморегулируемые В ?  Ввести
   соответствующие поправки втехнический ответ.
   43.  Саморегулируемые (вданной задаче) В — это  такие В,  которые
   определенным образом меняютсвои свойства в зависимости от внешних
   условий.  Например, потеря магнитных свойств при  нагревании выше
   точки Кюри. Применение  такихвеществ  позволяет  менять состояние
   системы или проводить в нейизмерение без дополнительных устройств.
   ШАГ 7.2. Провестипредварительную оценку полученного решения.
   Контрольные вопросы: а)обеспечивает ли полученное решение выпол-
   нение главного требованияИКР-1 («элемент сам...»)?
   б) Какое ФП устраненополученным решением?
   в) Содержит ли полученная ТСхотя бы один хорошо управляемый эле-
   мент? Какой? Как осуществитьуправление?
   г) Годится ли решение, найденное для одноцикловой" модели задачи
   для «многоцикловой»работы.
        Если полученное решение  не удовлетворяет хотя бы одному из
   контрольных вопросов,вернуться к п.1.1.
   ШАГ 7.3.  Проверить  попатентным данным формальную новизну полу-
   ченного решения.
   ШАГ 7.4. Какие подзадачивозникнут при технической разработке по-
   лученной идеи?  Записать возможные подзадачи:  изобретательские,
   конструкторские, расчетные,организационные.
                               - 3 -
                ЧАСТЬ 8.ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННОГО ОТВЕТА.
   Хорошая идея дает ключ комногим аналогичным задачам.
   Цель этой части — максимальноиспользовать ресурсы найденной идеи.
   ШАГ 8.1. Определить, какдолжна быть изменена надсистема, в кото-
   рую входит измененная ТС.
   ШАГ 8.2.  Проверить, может лиизмененная ТС (или надсистема) при-
   меняться по-новому.
   ШАГ 8.3. Использоватьполученный ответ при решении других задач:
   а) сформулировать вобобщенном виде полученный принцип решения;
   б) рассмотреть возможностьпрямого применения полученного принци-
   па при решении других задач;
   в) рассмотреть возможность использованияпринципа,  обратного по-
   лученному;
   г) построить морфологическуютаблицу (например,  типа «расположе-
   ние частей  -  агрегатные состояния изделии» или «использованные
   поля — агрегатные состояниявнешней среды») и рассмотреть возмож-
   ные перестройки ответа попозициям этих таблиц;
   д) рассмотреть изменениенайденого принципа при изменении  разме-
   ров системы  (или  ее главныхчастей):  размеры стремятся к нулю,
   размеры стремятся кбесконечности.
   44.  Если  работа ведется нетолько ради решения конкретной техни-
   ческой задачи, тщательноевыполнение шагов  8.3.а  -  8.3.д  может
   стать  началом  разработки общей теории, исходящей из полученного
   принципа.
 АНАЛИЗ ХОДА РЕШЕНИЯ.
        Каждая решенная  по АРИЗ  задача должна повышать творческий
   потенциал человека.  Издесь,  как в шахматах: класс повышается в
   результате анализа сыгранныхпартий. В этом смысл девятой части.
   ШАГ 9.1. Сравнить реальныйход решения задачи с теоретическим (по
   АРИЗ). Отклонения записать.
   ШАГ 9.2. Сравнить полученныйответ с данными информационного фон-
   да ТРИЗ (стандарты,  приемы, физэффекты ). Если в информационном
   фонде нет подобногопринципа,  записать его в предварительный на-
   копитель. 5-В опробован намногих задачах  -  поэтому  предлагая
                               - 4 -
   изменения в  АРИЗ  надо иметьв виду,  что предлагаемые изменения
   могут, облегчая решения однихзадач, мешать решению других задач.
   Поэтому любое  предложениежелательно вначале испытать отдельно -
   опробуя его на 20-25достаточно трудных задач.
        Очень полезно построитьобщую структуру АРИЗ-85-В  и  связей
   между  его отдельными частямии шагами.  Рассматривая построенную
   структуру, можно отметитьнесколько особенностей АРИЗ-85-В.
        1. АРИЗ  использует метод  последовательных приближений при
   анализе и формулировке задачи: мы дважды возвращаемся к шагу 1.1.
   в первой части (с шага 1.3. и с шага 1.6.) и трижды возвращаемся
   к анализу задачи в шестой части: с шага 6.2. к шагу 1.1., с шага
   6.3. к  шагу 2.1.  и с шага6.4.  к шагу 1.4.  Наконец,  возможен
   возврат к шагу 1.1. изседьмой части АРИЗ.
        2. Ариз  несколько  раз обращается  к использованию системы
   стандартов: на шаге 1.7., нашаге 3.6., на шагах 4.6., 4.7. и на
   шаге 5.1.
        3. Полученное на одномиз этих шагов решение задачи проверя-
   ется в  седьмой  части АРИЗна шаге 7.2.  и при отрицательном ре-
   зультате проверки АРИЗ вновьвозвращает нас к анализу  задачи  на
   шаг 1.1.
        Как видно из общейструктуры АРИЗ, главное внимание сосредо-
   точено на анализе задачи(часть 1), модели задачи (часть 2), фор-
   мулировке ИКР и  ФП  (часть 3),  уточнению  формулировки  задачи
   (часть 6)  и  анализу решения (части 7,8,9).  И только две части
   АРИЗ — часть 4 (мобилизация иприменение ВПР)  и часть 5 (примене-
   ние информационного фонда)предназначены для получения конкретных
   рецептов решения задачи.
        Таким образом,  АРИЗ является  мощным аналитическим методом
   решениятворческих задач.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.