Реферат по предмету "Уголовное и уголовно-исполнительное право"

Узнать цену реферата по вашей теме


Проблемы современной пенитенциарной прессы России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ  «ПРАВОВЕДЕНИЕ»
Проблемы современной пенитенциарной прессы России
ВЫПОЛНИЛА
студентка группы 3821
Александра Зайцева
ПРОВЕРИЛ
д.ю.н., профессор
Курчеев В.С.
НОВОСИБИРСК
2006Содержание
 TOC o «1-3» h z u Введение. PAGEREF _Toc153019310 h 3
Глава 1 Пенитенциарная пресса России как феномен. PAGEREF _Toc153019311 h 6
Глава 2 Проблемы современной пенитенциарнойпрессы России. PAGEREF _Toc153019312 h 9
Заключение. PAGEREF _Toc153019313 h 13
Список используемой литературы… PAGEREF _Toc153019314 h 14
Введение
Важнейшие социальныефункции — функция трансляции представлений о реальности, воспитания исоциализации — фактически полностью возлагаются на современные средствамассовой информации. Человек выстраивает свою субъективную картину мира наоснове той информации о реальности, которую он получает от СМИ, последние также являются немаловажным фактором адаптации человека в обществе, егоприспособления к жизни в той или иной стране в то или иное время[1]. Однакоесли в повседневной жизни мы фактически не испытываем затруднений вовзаимодействии с обществом, в котором мы живем, то человек, надолго отлученныйот эффективного общения с внешним миром, будет испытывать информационный голоди, возможно, не сможет адаптироваться в изменившемся обществе. Частный случайтакого временного разрыва с обществом — временное лишение свободы.
Одной иззвеньев цепи пенитенциарной системы в России является особая, пенитенциарнаяпресса — явление во многом уникальное: ни в одной из современных крупныхстран нет понятия «специальной прессы для заключенных». Как правило, взарубежных тюрьмах заключенные выписывают печатные издания в таком же порядке,как это делают все законопослушные граждане. Пенитенциарная пресса Россиипризвана взять на себя функцию воспитания заключенных и их социализации —ведь в основе существования самой пенитенциарной системы лежит идеяисправления, а не наказания преступника. Появление специализированного изданиядля заключенных относится к концу XIX, однако тогда пенитенциарные журналыи газеты распространялись без ограничений, их авторами преимущественно былисами заключенные, а подписка была свободной. В Советском союзе вседореволюционные издания прекратили свое существование, пенитенциарная прессастала узконаправленной и распространялась исключительно в местах лишениясвободы.[2]Сегодня пенитенциарные газеты выходят в 50 регионах страны тиражом от 1 до 15тысяч экземпляров, распространяются по свободной подписке, однако эти газеты незаинтересовывают свободных читателей, а заключенные выбирают их по причинедешевизны годовой подписки (например, подписка на пенитенциарную ежемесячную газетуКрасноярского края «Закон и жизнь» стоит 75 рублей[3]). Посообщению Радио «Свободы», "Еще лет 10 назад одной из самых больших групп подписчиковпериодических изданий были арестанты. В те времена, в отличие от сегодняшних,работой в зоне была обеспечена большая часть осужденных. При всех вычетах ивыплатах по искам деньги, хоть и небольшие, на «карточку»зачислялись. А вот тратить их было почти не на что: расходы на«ларек» были установлены на нищенском уровне — от 2 до 10 рублей. Наподписку же денег тратить можно было сколько угодно. В любой зоне можно былонайти подписчиков даже на такие экзотические издания, как «ДокладыАкадемии наук», «Советская педиатрия» или «Психологическийжурнал». Сегодня пересылка центральной прессы не по карману даже вольномучеловеку. Поэтому иногда единственным доступным средством массовой информациидля заключенных стала газета, которую выпускает региональное управлениеисполнения наказаний"[4].
Итак, мы убедились, что пенитенциарнаяпресса выступает в России важным средством социализации заключенных и призванаоказывать положительное воспитательное воздействие. Доля заключенных (поотношению ко всему населению) в России примерно в пять раз выше, чем в такихстранах ЕС, как Швеция, Великобритания, Италия или Франция. Это дорогообходится российскому бюджету и негативно сказывается на заключенных, которыесталкиваются с огромными трудностями при реадаптации в обществе послеосвобождения. В странах ЕС, как и в России, криминологи считают, что угрозатюремного заключения, возможно, не является лучшим сдерживающим фактором дляпреступности, а статистика показывает, что уровень рецидивов среди бывшихзаключенных весьма высок. Мы полагаем, что современная пенитенциарная журналистика,как и в целом пенитенциарная система России, находится в кризисном состоянии ине справляется со своими основными функциями — социализации и воспитанияпреступников.
О проблемахпенитенциарной прессы и пойдет речь в данной работе, где объектом исследованиявыступает пенитенциарная журналистика, а предметом — печатные издания длязаключенных конца XX-начала XXIвека. Основные методы нашего исследования —анализ и изучение документов.
Следует отметить, чтоспециальной литературы по проблемам печатных изданий пенитенциарных учрежденийпрактически не существует. Отметим только одну известную нам книгу А.Ю.Горчевой «Пресса Гулага (1918 — 1955)», вышедшую в издательстве МосковскогоУниверситета в 1996 году. Книга посвящена истории тюремной прессы и еестановлению. О состоянии современной пенитенциарной прессы говорит лишь однанаучная публикация кандидата филологических наук 3.П. Симоновой«Пенитенциарная пресса России» в альманахе Факультета журналистики МГУ за 1997 год «Журналистика в 1996 году».Таким образом, тема пенитенциарной журналистики в современной Россиипрактически не разработана.
Глава 1 Пенитенциарная пресса России как феномен
Какуже отмечалось выше, пенитенциарная пресса России — достаточно уникальноеявление, малоизученное и практически оторванное от реальности. В этомнаблюдается определенная трагичность: пенитенциарная газета призвана быть тойсвязующей нитью, которая будет соединять общество и личность заключенного, ведьотбывающий срок наказания — это также и гражданин страны, который современем должен будет выйти на свободу (исключая заключенных пожизненно) иадаптироваться в изменившемся обществе. Но «связующая нить» оказываетсяоторвана от современной жизни страны — о нем фактически не знает общество,что говорит о плохо налаженных информационных связях.
Облики содержание современной пенитенциарной газеты основывается на тюремнойжурналистике советского периода. Идеи суггестивного воздействия на заключенных былисформулированы уже в 1930-е годы. «Включенный в атмосферу целесообразной,великой работы для всех и для него, анархист – правонарушитель не сразу,конечно, замечает, как его озлобление против людей обращается на борьбу скамнем, болотом, рекой. Но все же довольно быстро он начинает чувствовать себяполезным, а почувствовать себя полезным сегодня – это значит признать себяболее значительным, чем ты был вчера. Человек воспитан историей как существотрудодейственное, и, будучи поставлен в условия свободного (развития егоразнообразных способностей, он начинает бессознательно подчиняться основномусвоему назначению: изменять формы и условия жизни сообразно росту его все болеевысоких требований, возбуждаемых успехами его же труда».[5]
Это воспитание трудомявляется, пожалуй, центральной темой в рассматриваемых изданиях 30-80 гг.прошлого века. Как кажется, в печатных изданиях 60-х годов вообще не шла речь овозможности внутреннего духовного роста человека. Человек был важен, преждевсего, как труженик, рабочий, создатель материальных благ[6]. Вэтом виделись подлинные нравственные качества человека, а его внутренний мир иего значимость как действительно уникальной личности выносились за скобки и непринимались во внимание.
Описываемые газетывыходили на двух полосах. Заголовок газет обязательно сопровождался девизом.Выбор его, разумеется, был не случаен:
«В условиях социализмакаждый выбившийся из трудовой колеи человек может вернуться к полезнойдеятельности» («К честной жизни»);«Труд в СССР является обязанностью и деломчести каждого способного к труду гражданина» («Уралец» и «Трудовое знамя»).[7]
Сами по себе названиягазет представляют собой яркий пример эвфемизма.
Подобные газеты не были рассчитаны наширокие читательские массы, поэтому на второй полосе, в самом низу всегдапечаталось: «За пределы подразделения газету не выносить!» («Трудовое знамя») — под «подразделением» имеется в виду территория колонии.
Содержание газет поразительнооднотипно. Эта похожесть отчасти задается рубриками, которые представлены вгазетах: «Из зала суда», «Слово воспитателя», «Школа и труд», «Письмаосвободившихся», «Готовь себя к честной трудовой жизни» — из «Трудовогознамени»; «Пишут освободившиеся», «Из почты воспитателей», «О тех, кто нашел своеместо в жизни», «Из зала суда», «Читатель о себе и в назидание другим», «Натемы морали», «Удостоены помилования» — из газеты «К честной жизни».
«Исправительные» целиясно излагаются в газетных публикациях. Воспитание трудом является, пожалуй,центральной темой в рассматриваемых изданиях.
Тот же тематическийпринцип лежит в основе отбираемых текстов для рубрики «Писатели о жизни итруде»:
1.    Если бы ты всегда и везде, всю своюжизнь оставлял бы для людей только хорошее… — легка и приятна была бы твоя жизнь.Тогда бы чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебябогатым душой (М. Горький).
2.    Уничтожение дармоедов и возвеличениетруда – вот постоянная тенденция истории (Н. Добролюбов).
3.    Труд составляет самую крепкую инадежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, напользу которого направлен этот труд (Д. Писарев).
4.    Человек должен трудиться, работать впоте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни,его счастье, его восторги (А. Чехов).
Слово «труд» (имеется ввиду, конечно, труд физический), как видно из приведенных текстов, являетсянаиболее часто встречающимся. Труд есть «история», «основа счастья», «цельжизни», «средство связи между человеком и обществом».
Статистика, приводимая вгазетном тексте, становится одной из форм воздействия на осужденного. При этомвнимание акцентируется на положительной стороне происходящего: «Каждый второйзаключенный – общественник и непримиримо относится к нарушителям дисциплины».Каждый второй – это может быть целых 50%, а может быть и всего половина.Получается, что половина заключенных или является этими нарушителями, илиотносится к ним равнодушно. Вообще перестановка акцентов является необходимымсредством «смягчения» недостатков: обсуждаются негативные процессы, ихрезультаты, а не причины (они не подлежат огласке).
Глава 2 Проблемы современной пенитенциарной прессы России
Проблемаадекватного конструирования реальности личностью заключенного и социализацииличности уже отбывшего наказание является одним из самых острых вопросовсовременной российской пенитенциарной системы. Известно, что процент рецидивапреступлений чрезвычайно высок, для России 1991-2000 годов это 65%, для2001-2006 — 37%, и одной из базисных причин рецидива преступленийисследователи называют неспособность к адаптации в изменившемся обществебывшего заключенного.[8]В настоящее время в пенитенциарнойсистеме применяется ряд психологических методик (например “Психологическаякоррекция в Исправительно-трудовых учреждениях” разработанная институтом МВДРоссии), мировой опыт психологической помощи заключенным также достаточнообширен: это и оказание психологической помощи в традиционном смысле, идиагностическое консультирование и профилактические мероприятия, и улучшениепсихологического состояния осужденных в целях деструктивных конфликтов инегативного восприятия исправительных воздействий, и проведение исправительнойпсихологической коррекции осужденного. Однако как бы ни были удачны методикипсихологической адаптации осужденного и практикующие их психологи, все женеобходимо понимать, что способность к социализации и конструированияадекватной картины реальности достигается лишь с помощью комплексных мер. Ведьв повседневной жизни представление о том, каково общество, в котором мы живем,мы получаем от средств массовой информации, от личного общения со знакомыми,близкими и незнакомыми нам людьми, а так же из личного опыта увиденного илипрочувствованного. Жизнь в условиях тюремного заключения лишает личностьмножества социальных связей и, следовательно, комплексности восприятия реальности, именно поэтому важно обеспечиватьсистемность в социализации заключенного: прежде всего, предоставлять емуинформацию о происходящем в мире.
Пенитенциарныегазеты в современном виде существуют с 1990-го года. В 70-е годы прошлого векаиздание такой прессы было приостановлено по идеологическим причинам ивозобновлено только в 1980 году, однако современные пенитенциарные газеты вомногом унаследовали традиции пенитенциарной печати советского периода. Рядоваягазета для заключенных издается в следующем содержательном формате: первыеполосы — приказы и постановления, репортажи из зала суда, комментариипрокурора. Затем — новости из колоний, профилактика и лечение болезней. Ближе кконцу — религиозная страничка, стихотворения осужденных. Последние страницы,как правило, отводятся развлечениям — кроссвордам, анекдотам, гороскопам.От современной «свободной» прессы пенитенциарную отличает прежде всегоотсутствие рекламы и узость тем, обусловленная прежде всего закрытостьюпенитенциарной системы в целом, неверным толкованием суггестивной функциижурналистики и тем, что современная пенитенциарная газета не имеет конкуренции,не участвует в свободном рынке СМИ и, следовательно, не имеет стимулов длятого, чтобы делать свои издания по-настоящему интересными.[9]
Функция перевоспитанияреализуется современной пенитенциарной газетой в крайне выхолощенной форме: онасводится к пересказам правил поведения в местах лишения свободы[10] илитрансляции правил поведения через язык тоталитарного дискурса в текстах статей:
Ø    тотальноеиспользование эвфемизмов не только на уровне словоупотребления, но и на уровнесмысла текста («Допустил грубости к работникам администрации»)
Ø     использование речевых штампов, клише(«Выслушивают приговор самого справедливого в мире суда», «на свободу – счистой совестью»)
Ø     повышенная, плохо скрываемая суггестивность,заданная особыми воспитательными целями изданий; («Он не слушал маму, грубилей, несмотря на протесты, исчезал по вечерам и докатился до преступления. Такойчеловек недостоин жить сейчас в обществе свободных людей. Это надо заслужить»)
Ø     эллиптическое построение текстов;
Ø    постояннаяссылка на авторитетность той или иной личности, органа («Нет такого дня, чтобыв редакцию не поступали добрые вести от освободившихся.… Именно с помощьювоспитателей и общественности они поняли и убедились, что в преступной жизнинет и не может быть никакой романтики».)[11]
Эти жехарактеристики текста были свойственны пенитенциарной прессе советскогопериода.[12] Другой, еще более грубойошибкой издателей пенитенциарных газет, является отбор информации без учетааудитории. «Но больше всего в некоторых тюремных газетах умиляют гороскопы,составленные без учета специфической аудитории. «Будьте предельновнимательны за рулем», — советует астролог заключенному, который до руляна данной неделе может добраться только в случае побега. «Не лучшее времядля крупных финансовых операций и капиталовложений», — прочитает зэк и,прислушавшись к совету астролога, купит в местном ларьке не 300, а 200 граммовчая. Но хуже нет, наверное, в этих местах предупреждения, чем «вашесексуальное притяжение для других возрастет неимоверно»».[13]
Эти примерыговорят о том, что фактически издатели пенитенциарной прессы не заинтересованыв своем читателе, а это ставит под угрозу эффективность воздействия СМИ насознание заключенного. Игнорирование интересов аудитории читателей,искусственное умалчивание тех или иных событий или искусственное преувеличениенезначимых событий приводит к психологическому отторжению той информации,которую преподносит печатное издание. «Событий в колонии мало, один день похожна другой. И мы придаём незначительному событию статус знаменательного.Посадили цветок, поставили клетку с хомячком — событие, именуемое открытиемживого уголка. А важное остаётся за скобками. Объединение Красноярского края —какая богатая тема. Мы лишь упомянули о ней».[14]
Современныеметоды воздействия на сознание читателя, используемые, в частности, в рекламныхтекстах, достаточно эффективны, однако не применяются широко в пенитенциарнойпрессе, где повсеместно используется казенный, клишированный язык, который неможет ни оказывать положительное воздействие на психику заключенного, ниспособствовать конструированию адекватной картины реальности. Незаинтересованностьизданий в читателе отражается ответной незаинтересованностью заключенного в тойинформации, которую ему преподносят газеты, а несоответствие внешнего обликапенитенциарных газет (качества печати) рядовым косвенно влияет на восприятиемира отбывающими срок наказания[15].
Заключение
Данная работавыявила несколько основных препятствий, не позволяющих пенитенциарной прессеосуществлять свои базовые функции (адекватного конструирования реальности,социализации и воспитания):
1.               Незаинтересованностьпенитенциарных изданий в собственной аудитории
2.               Публикациитекстов, лежащих вне интересов аудитории — как следствие неизученностиэтих интересов
3.               Отсутствиеконкуренции и контроля качества
Одним изсамых простых на наш взгляд решений этой проблемы могло бы стать упразднениепенитенциарной прессы и введение системы, позволяющей другим изданиям бытьдоступными для заключенных (здесь можно было бы ввести запреты на такназываемую «желтую прессу», при этом заключенным стали доступны серьезныерелигиозные издания, издания по психологии и др.). Или же необходимо ввестиискусственным образом контроль качества текстом пенитенциарной прессы, изучитьинтересы читательской аудитории заключенных, добиться того, чтобыпенитенциарные газеты писались специалистами в области психологии и PR(«паблик рилейшинз»), посколькунеэффективность функционирования пенитенциарной прессы очевидна.
Список используемой литературы
1.               НикласЛуман. Реальность масс-медиа. М.,2005г.
2.               ГорчеваА.Ю. Пресса Гулага (1918-1955). М.,1996г. С. 5-9
3.               Журналист.Июнь 2006г. С.74
4.               АрхивРадио «Свободы». 2002 г., публикация в сети Интернетhttp://www.mn.ru/print.php?2002-43-44
5.               Симонова3.П. Пенитенциарная пресса России// Журналистика в 1996 году. Ч. IV. М., 1997
6.               КалашниковаМ.В. «А поразмышлять нашим читателям есть о чем…»: воспитание примером.Публикация в сети Интернет http://www.iriss.ru
7.               Московскиеновости. №43, 2002г.
8.               Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: История строительства 1931 –1934 гг. / Под ред. М. Горького, Л. Авербаха, С. Фирина. – (место издания неуказано), 1998 г.  – Стр. 15.

[1]Никлас Луман. Реальность масс-медиа. М.,2005г. С.20-55
[2]Горчева А.Ю. Пресса Гулага (1918-1955). М.,1996г. С.5-9
[3] Журналист. Июнь 2006г. С.74
[4]Архив Радио «Свободы». 2002 г., публикация в сетиИнтернет www.mn.ru/print.php?2002-43-44
[5]Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: История строительства 1931 – 1934гг. / Под ред. М. Горького, Л. Авербаха, С. Фирина. – (место издания неуказано), 1998 г.  – Стр. 15.
[6] Публикация в сети Интернетhttp://www.iriss.ru: КалашниковаМ.В. «А поразмышлять нашим читателям есть о чем…»: воспитание примером.
[7] «Уралец» и «Трудовое знамя» — это, фактически, одна ита же газета, только в разные годы издававшаяся под разными заголовками. В1990-е годы она называлась «Зона» и издавалась Управлением исполнения наказанийСвердловской области. О ее существовании в настоящее время ничего не известно.
[8]Симонова 3.П. Пенитенциарная пресса России//Журналистика в 1996 году. Ч. IV. М., 1997 С.51
[9]Симонова 3.П. Пенитенциарная пресса России//Журналистика в 1996 году. Ч. IV. М., 1997 С.55
[10]Журналист. Июнь 2006г. С.74
[11] Симонова 3.П.Пенитенциарная пресса России// Журналистика в 1996 году. Ч. IV. М., 1997,публикация в сети Интернет http://www.iriss.ru: Калашникова М.В. «А поразмышлять нашим читателям есть о чем…»: воспитаниепримером.
[12] Горчева А.Ю. Пресса Гулага (1918-1955). М.,1996г. С. 5-9
[13] Московские новости. №43, 2002г.
[14] Журналист. Июнь 2006г. С.74
[15] Там же.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.