Реферат по предмету "Теория государства и права"

Узнать цену реферата по вашей теме


Основные правовые семьи мира

Федеральное агентство по образованию
МеждународныйИнститут Экономики и ПраваКурсовая работа
По дисциплине: Теории праваи государства.Часть 1.Тема:  Основные правовые семьи мира
Выполнила:
Студентка 2 курса юридического
 факультета дневного отделения
Солдатова Ирина Александровна
Проверила:
КривенченкоАлла Владимировна
Москва, 2005                                   СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ                                                                                         3
I.СУЩНОСТЬ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ                                          5
1.1 Понятиеправовой системы и правовой семьи                           5
1.2Классификация правовых систем                                               6
1.3Выводы                                                                                           8
II. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ                       9
2.1Особенности романо-германской правовой семьи                    9
2.2Выводы                                                                                         12
III. АНГЛОСАКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ                         13
3.1Особенности англосаксонской правовой семьи                       13
3.2Выводы                                                                                        15 
IV. СЕМЬЯ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА                                          17
4.1Особенности мусульманского права                                        17
4.2Особенности иудейского права                                                 19
4.3Выводы                                                                                        21
V. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ                       23
5.1Особенности социалистической правовой семьи                    23
5.2Выводы                                                                                        24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                26
Списокиспользованной литературы                                              29ВВЕДЕНИЕ
Правовая картина мира состоит из ряда существующих и действующих насовременном этапе развития общества национальных правовых систем. Все ониопределенным образом взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают влияние друг надруга. Степень взаимосвязи и взаимодействия национальных правовых системопределяется тем, что одни из них имеют больше общих признаков и черт, чемостальные, а другие, напротив, обладают большим количеством специфических черти особенностей относительно друг друга и имеют очень мало общего.
Актуальность данной темы обусловлена двумя  причинами. Первая сводитсяк тому, что по мере развития экономики, науки, культуры, новых технологий иобразования углубляются и расширяются связи между народами, а, следовательно –между их правовыми системами, и эти связи требуют всестороннего изучения.Вторая причина имеет практический характер: понимание необходимости и важностиразвития разносторонних связей со всеми странами и народами, осознание, какоенегативное влияние оказывает изоляция и самоизоляция какого-либо государства наего экономическое, социально-политическое и культурное развитие.
Исследованию правовых систем и правовых семейсовременного мира отечественными и зарубежными учеными всегда уделялось и посей день уделяется достаточно большое внимание. Об этом свидетельствуют,например, многочисленные научные издания в виде книг, брошюр, статей,материалов международных конференций, конгрессов, симпозиумов и так далее. 
Изучениемправовых систем занимается сравнительное правоведение, или компаративистика.Один из наиболее видных деятелей в этой области – французский ученый РенеДавид, давший собственную классификацию правовых семей, основанную на сочетаниидвух критериев: идеологии и юридической техники[1].
Немецкиеюристы К. Цвайгерт  и Х. Кетц создали другую классификацию,основой которой является критерий правового стиля[2].
Средиотечественных авторов работами в области сравнительного правоведения известенА. Х. Саидов, выделивший, опираясь на марксистско-ленинскую типологию, в  основе которой  лежит критерий общественно-экономической формации   (рабовладельческое   право, феодальное право,  буржуазное право,  социалистическое  право), следующие правовые семьи:романо-германскую,  скандинавскую,латиноамериканскую, правовую  семью   «общего  права», дальневосточную правовую  семью, семьюсоциалистического  права[3].
Цель данной работы – выявление особенностей правовых семей мира. Исходяиз этой цели, возникают следующие задачи: рассмотрение понятий правовой системыи правовой семьи, рассмотрение различных подходов к классификации правовыхсемей, изучение особенностей романо-германской, англосаксонской правовых семей,изучение особенностей семьи религиозного права, а также особенностей семьисоциалистического права.
 
 
  I. СУЩНОСТЬПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ        1.1 Понятие правовойсистемы и правовой семьи
Всовременном  мире  каждое государство имеет  своёправо.   Право разных     стран сформулировано на разных языках,использует различную технику и  созданодля обществ с весьма различными структурами, правилами, верованиями[4].  Чтобы иметь представление о какой-либоправовой системе, надо знать  о такомпонятии, как правовая семья. Знание же особенностей каждой правовой семьипозволяет делать выводы о праве интересующего нас государства.
Насегодняшний момент существует множество определений понятия «правовая система»:у ученых до сих пор не сложилось единого мнения относительно этого термина. Помнению А. Х. Саидова, правовая система – этосовокупность общих принципов права, правовой культуры, правовой доктрины,правовых традиций, санкционированных и несанкционированных обычаев и другихэлементов в определенном государстве[5].
РенеДавид в определение этого понятия непременно включал идеологию и определил правовуюсистему как совокупность юридических принципов, институтов и норм, юридическойдоктрины и господствующей идеологии в определенном государстве в определенныйотрезок времени.
Различия между правом разных стран значительноуменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм,  а из их  более постоянныхэлементов,  использованных для создания,  толкования, оценки норм.  Сами нормы могут быть бесконечноразнообразны,  но способы  их выработки,  систематизации,  толкования показывают наличие некоторых типов,  которых  не так  уж  много. Поэтому возникла группировка правовых систем в «семьи»[6].
Правовая семья – совокупность национальных правовыхсистем, выделенных на основе общности их различных признаков и черт[7].         1.2 Классификация правовыхсистем
Необходимость и важность классификации правовыхсистем имеет две причины: во-первых, разностороннее познание правовой картинымира требует не только ее общего рассмотрения, но и изучения ее по отдельнымчастям, то есть, правовым системам; во-вторых, это обуславливается сугубопрактическими целями – унификацией действующего законодательства исовершенствованием национальных правовых систем[8].
Как отечественные, так и зарубежные ученые непришли к единому мнению по поводу определения конкретных видов критериевклассификации.
Рене Давид в качестве критериев выдвинул дваположения: юридическую технику,которой пользуются юристы той или иной страны, и идеологию, включающую в себяфилософские, политические  иэкономические принципы правовой системы данного государства.  Руководствуясь этими критериями, автор всесуществующие в мире правовые системы на следующие правовые семьи:романо-германскую, англосаксонскую, или семью «общего права», исоциалистическую[9].
Немецкиеюристы К. Цвайгерт  и Х. Кетц создали другую классификацию,основой которой является критерий правового стиля, который состоит из пятиэлементов: происхождение и развитие правовых систем, своеобразие юридическогомышления, особенности правовых институтов, источники права, идеологические факторы.Исходя из этого, выделяются вот какие правовые семьи: романская, германская,скандинавская, англо-американская, социалистическая, а также право ислама ииндуистское право[10].
Наоснове критерия общественно-экономической формации К. Маркс и Ф. Энгельс разделилиправо на рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое[11].  А.Х. Саидов выделяет внутри буржуазноготипа  права семьи:  романо-германскую,  скандинавскую,  латиноамериканскую, семью   «общего  права»    и дальневосточную  правовую семью.  Они  рассматриваются наряду с семьей  социалистического  права. В  пределах  социалистической правовой семьи существовалиотносительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые  системы социалистических стран Европы,  правовые  системы социалистических  стран Азии и правовая система республики Куба[12].
КомпаративистыДж. Мэрримен и Д. Кларк, используя в качествекритерия классификации правовые традиции, приходят к выводу о том, что всовременном мире существуют три основные правовые семьи  — континентальное, общее и социалистическоеправо, а также все остальные правовые семьи (исламское, индусское, иудейское,китайское, корейское и японское право)[13].
Вначале XXвека существовала классификация наоснове расового и языкового критериев, правовые системы были объединены в триправовые семьи – индоевропейскую, семитскую и монголоидную[14].        1.3 Выводы
Относительно определения понятий «правовая система»и «правовая семья» до сих пор не существует единого мнения, так как приформировании понятий разные авторы берут за основу или выделяют в качествеглавных различные элементы.
Единойклассификации правовых систем не существует по схожей причине: ученыеосновываются на разных видах критериев. Наиболее широкой известностью ипопулярностью пользуется классификация, созданная Рене Давидом.


II.РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ
2.1Особенности романо-германской правовой семьи
Романо-германская правовая семья сформировалась вконтинентальной Европе. Первым периодом формирования этой семьи считаетсяпериод до XIIIвека, когда только собирались материалы, но еще не былопопыток провести их синтез, когда не было еще какой-либо системы. Второй периодначался с возвращения изучения в университетах римского права. Третий периодначинается с распространения романо-германской правовой системы за пределамиЕвропы. К семье романо-германского права относятся правовые системы государствконтинентальной Европы, Латинская Америка, значительная часть Африки, страныближнего Востока.
Романо-германскаяправовая семья сложилась на основе изучения римского права в итальянских,французских и германских университетах, создавших в XII– XVIвеках набазе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическуюнауку[15].Однако многие компаративисты переоценивают степень влияния римского права навсю систему романо-германского права. Римское право оказывало разноевоздействие на процесс формирования и эволюции правовых системромано-германской семьи. В Германию римское право пришло гораздо позднее, чем воФранцию и Англию, — в XVвеке. В Германии оно почти подавило национальную правовую систему, вотличие от других стран этой семьи, из-за феодальной раздробленности, слабойцентрализации власти и влияния римско-католической церкви.
Трудыученых-юристов наряду с другими источниками права имеют большое значение вромано-германском праве. Согласно сложившейся в этой семье концепции, право недолжно быть лишь профессиональным достоянием юристов и служить лишь основаниемдля существования их как класса. Право не стоит особняком от всего, что прямоне касается юриспруденции, оно связано с любой сферой общественной жизни[16].В процессе формирования  и развития праваисходят не из конкретных судебных решений, а из определения общих принципов иправовых доктрин.
Встранах романо-германской правовой семьи считается, что для юриста лучшим способом установления справедливого,соответствующего праву решения, является обращение к закону как к важнейшемуисточнику права[17]. Этомнение установилось с XIXвека, когда в большинстве государств романо-германской семьи были принятыкодексы и писаные конституции. Закон рассматривался как лучший техническийспособ установления четких норм. Правовая норма перестала выступать лишь как средство решения конкретногослучая, ее понимают как правило поведения, обладающее всеобщностью и имеющееболее серьезное значение, чем только лишь ее применение судьями в конкретномделе[18].В отличие от стран англосаксонской правовой семьи, здесь норма права несоздается судьями[19].Приоритет всегда отдается не «судейским» нормам, а нормам статутного права.
Длябольшинства правовых систем романо-германского права характерно деление их наотрасли и институты права. Оно имело огромное не только теоретическое, но ипрактическое значение. Наиболее важной классификацией норм в праве этой семьиявляется разделение их на нормы публичного и частного права. Такое разделениеобусловлено в основном влиянием римского права на процесс формирования иразвития романо-германского права. На данный момент существует несколькодесятков доктрин относительно этого разделения. Наблюдается рост общейтенденции усиления роли публичного права за счет ослабления права частного[20].  Практический характер разделения права  романо-германской семьи на публичное ичастное отображает существование двух различных иерархий судебных органов[21].
Кодификацияправа, начавшаяся в странах Западной Европы в Средние века,   сильно повлияла на характер и процессразвития романо-германского права. Кодификация романо-германского прававыделяется тем, что имеет глубокие и прочные исторические корни, проявляетсякак своеобразная юридическая техника, имеет глобальный характер и своюсобственную идеологию[22].  Суть идеологии заключалась в том, чтобы,преобразуя, а иногда и аннулируя существующее на данный момент право, создатьновую правовую реальность. Положительная роль кодификации заключалась в том,что благодаря ей исчезли многочисленные юридические архаизмы и множественностьобычаев, мешавших практике.[23]  Недостатки ее в следующем: она упустила университетскую традицию «обучить поискамсправедливого права, предложить право – образец,  а не систематизацию или комментарии права тойили иной страны»; способствовала юридическому позитивизму, усиленномунационализмом[24].
Всистеме романо-германского права четко проведены различия междугражданским  и коммерческим правом. ВоФранции и некоторых других странах это привело к возникновению коммерческихсудов и созданию актов коммерческого права. Наряду с гражданскими кодексамиесть и торговые, например, в Бельгии (1807 г.), в Германии (1897 г.), воФранции (1807 г.), в Австрии (1862 г.) и многих других странах[25].
2.2Выводы
Однойиз наиболее явных особенностей романо-германской правовой семьи является становление и развитиеромано-германского права на основе права римского. Следующая особенностьсостоит в сильном тяготении права романо-германской семьи к концептуальности и доктринальности. Что касается системы источников права, тоособую значимость имеет закон. Романо-германское право четко делится на частноеи публичное, оно имеет ярко выраженный кодифицированный характер. В системеромано-германского права четко проведены различия между гражданским и
коммерческим правом, наряду с гражданскими кодексами естьи торговые.


III. АНГЛОСАКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ
        3.1 Особенностианглосаксонской правовой семьи
Право англосаксонской семьибыло создано в Англии после норманнского завоевания. В настоящее время даннаясемья включает в себя правовые системы почти всех англоязычных стран. Датойсоздания англосаксонского права принято считать XIII век, когда королевские суды начализаседать в Вестминстере. В начале XVII века был достигнут компромисс между судами общего права исудом  лорда-канцлера. В XIXиXX веках  английская юриспруденция уделяла большоевнимание материальному праву, на основе которого осуществиласьсистематизация  решений общего права. Вовторой половине XIXвека устранены формальные различия между судами общего права и канцелярскимисудами справедливости. В XX веке в общем правевозросла роль законов и регламентов.
В основу права англосаксонскойсемьи изначально были заложены решения королевских судов. Конечно, законы,принимаемые парламентом, играют важную роль, но уже в процессе   подготовки и принятия парламентских актовобязательно учитываются уже существующие судебные решения[26].  Однако ошибочно полагать, что существуетприоритет «судейских» норм перед статутными и конституционными нормами[27]. 
С конца XIII века и до первой половины XVIсистематически  издавались в специальных «Ежегодниках» судебные отчеты. В XVIвеке онибыли заменены частными отчетами, а в XIX веке «Судебными отчетами», в которых публиковались  судебные прецеденты. В связи с доминирующейролью прецедентного права в англосаксонской семье  законодательство  входящих в нее стран до  XIX века представляло собой гору неупорядоченных и плохосогласованных между собой  правовых норм [28].
В отличие от романо-германскойсемьи, англосаксонская испытала слабое влияние римского права. Последнееимело   преимущественно частный характер,поэтому не могло быть использовано королевскими судами.  В Англии существовали местные традиции и обычаи, которые были несовместимы с  нормами, институтами, доктринами и принципамиримского права, а потому препятствовали его укоренению. Эволюционное развитиеАнглии не вызывало необходимости перенимать римское право.
Относительно слабое развитиезаконодательства давало  возможностьсудам формировать в процессе своей деятельности не только нормы материального,но и процессуального права, уделять повышенное внимание не столько  самому судебному решению, сколько порядку ипроцедуре его принятия[29].  Вплоть до XIX века главным для английского юриста было найти форму искаобращения в Королевский суд  дляизбежания  тех препятствий процедурногохарактера, которые могли встретиться ему на этом пути. Самая большая трудностьсостояла в возбуждении самого судебного процесса[30].Следовательно, для всех юристов англосаксонской семьи

аспекты процессуального права особенностями развития  государственно-правовой жизни Англии и другихстран  все больше выдвигались на второйплан.
Судебная власть Англии и рядадругих стран англосаксонской правовой семьи довольно действенна исамостоятельна. Эта власть обладает прерогативой в процессе создания не толькоматериального права, но и судебных процедур. Суды обладают неоспоримым правомосуществления правосудия. На суды возлагаются широкие и действенные полномочия,позволяющие оказывать огромное влияние на процесс развития правовой системы, насамо общество и государство.
В отличие от других правовыхсемей, судебный процесс в странах англосаксонской правовой семьи носит  обвинительный характер.  В соответствии с уголовно-процессуальными игражданско-процессуальными нормами обязательства по сбору доказательствналагаются на участников процесса, а суд остается нейтральным, заслушивает и оценивает аргументы обеих сторон[31].
3.2 Выводы
Англосаксонская правовая семья, или семья «общего права», базируется натак называемом «судейском праве». Англосаксонское право имеет ярко выраженныйказуальный характер, из источников права доминирует правовой прецедент,кодификация почти отсутствует. Важной особенностью является то, что даннаяправовая семья практически не испытала на себе влияние римского права.Процессуальное право имеет гораздо большее значение, чем материальное. Судебныйпроцесс носит обвинительный характер. По сравнению с другими правовыми семьямисудебная власть в странах общего права очень независима от  других ветвей государственной власти.

IV. СЕМЬЯ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА
4.1 Особенности мусульманского права
Мусульманское право представляет собой систему норм,выражающих в религиозной форме волю и интересы религиозной знати, которыеизначально санкционировались и поддерживались демократическим мусульманскимгосударством[32].Сложившись еще в VII– Xвеках в период становления иразвития феодальных отношений в Арабском халифате, мусульманское правонеизменно выступает как одна из сторон ислама.
Согласно догмам ислама, мусульманское право происходитот Аллаха, который открыл это право и довел его до всего общества через пророкаМухаммеда, личность которого занимает важное место в религиозной доктринеислама.
Основной источник – Коран, главная священная книгамусульман, в которой собраны в основном заповеди общего характера относительномолитвенных ритуалов, поста, паломничества. Мусульманские юристы невоспринимают Коран ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса права, таккак отдельные положения, содержащиеся в нем, недостаточны для кодификации.Коран является моральной и религиозно-философской основой мусульманского права.Большинство норм Корана очень обширно и неимперативно:это оставляет огромные возможности для проявления в установленных имирелигиозных рамках правовой инициативы[33].
Также важнейшим источником является Сунна – сборникадатов, традиций относительно действий и высказываний Мухаммеда, обработанныхизвестными в VII– IXвека богословами и юристами. Сунна – своеобразныйитог толкования Корана, она не содержит каких-либо ярко выраженных нормативныхположений, четких указаний на права и обязанности сторон.
Иджма–согласованное заключение древних правоведов об обязанностях правоверных. Онавыступает в качестве своеобразного способа восполнения пробелов в мусульманскомправе в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительногоответа на возникающие вопросы[34].
В юридической литературе относительно мусульманскогоправа говорится об ограниченном характере аналогии[35].
Согласно теории мусульманского права государство неможет создавать право, законодательствовать. В лице своего главы оно может лишьиздавать административные акты и следить за правильным осуществлениемправосудия.
Приспособление мусульманского права к изменяющимсяусловиям происходило не только при помощи актов суверена, но и при помощиобычаев, соглашений, юридических стратагем и фикций. Не все обычаи согласуютсяс мусульманским правом, те же, которые согласуются, дополняют его и расширяютсферу его применения. Так же, как и обычаи, соглашения не являются источникамиправа, однако играют важную роль в его эволюции. Суть стратагем и фикцийзаключается в том, чтобы учитывать прежде всего букву, а не дух закона, внешниеобстоятельства рассматриваемых дел, а не побудительные мотивы, обходить всякогорода приемами и оговорками действующие нормы мусульманского права[36].
В последнее время в сферах, которые не затрагиваютперсональный статус (лицо, семью, наследование), применение норм мусульманскогоправа уступило место применению норм, заимствованных в романо-германской илианглосаксонской семьях. Во многих мусульманских странах вестернезированыконституционное, административное, уголовное, трудовое права[37]. Всвязи с этим произошел упадок традиционных судов. Для применения шариата, как идля применения современных кодексов, теперь приходится обращаться к юристам,получившим западное образование. Это ситуация угрожает мусульманскому правугораздо больше, чем принятие кодексов.
4.2 Особенности иудейского права
Иудейское право является одной из древнейшихрелигиозных правовых систем, существующих в современном мире. Началомстановления и развития иудейской правовой системы считают приблизительно Iвек до н. э.
В научной литературе существуетнесколько вариантов деления всей истории развития еврейского общества,государства и правовой системы на этапы. Например, Д. Рид выделяет пятьпериодов: «эпоха левитов» (до середины I века до н. э.), «эпоха фарисеев» (II век до н. э. – II век н. э.), «эпоха талмудистов» (II век – XVIII век), «промежуточный» период (XIXвек)и «эпоха сионизма» (с XXвека)[38].
В развитии иудейского правасуществовали противоречия, возникающие из-за множественности религиозныхтечений и доктрин, из-за внутриполитической раздробленности древних иудеев.Противоречия также были связаны с внешним противодействием развитию иудейскогоправа и с открытой борьбой иудаизма  сдругими религиями. Древние иудеи очень враждебно относились к язычеству иисповедующим его народам, что, конечно же, порождало ответную реакцию.
Иудейское право  — комплекс обязанностей, охватывающий всеаспекты еврейской жизни. В первую очередь, этот комплекс относится к нормампубличного права. По отношению к иудейской вере главной обязанностью для иудеяявляется строгое соблюдение религиозных канонов и верность Богу[39].Есть группа обязанностей, связанных  собязательным соблюдением религиозных праздников[40].Существуют обязанности, связанные с жертвоприношениями и строгим их соблюдением[41].
Иудейское право имеетспецифические функции. Прежде всего, это функции, связанные с формированиемеврейского сообщества и поддержанием его в духовно-нравственном ирелигиозном 

единении. Иудейское право влияет на экономическую,политическую, социальную сферы жизни общества. Существует группа функций,которая связана с воздействием на современное израильское право.
В отличие от других правовыхсистем, иудейское право определенным образом воздействует, но не регулируетпрямо все общественные отношения израильского общества. Основным объектомрегулирования являются брачно-семейные отношения.
Иудейская правовая системаимеет следующие источники права: Библия, Талмуд, религиозные традиции и обычаи,правовая доктрина. Библия – сборник религиозных сочинений разных периодов иразного характера с VIIIвека до н. э. по II век н. э., состоящая из двух частей – Ветхого и Н


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Философский анализ трансформаций свободы (логико-исторический аспект)
Реферат Философское значение глобальных проблем современности
Реферат Філософське розуміння свободи
Реферат Французская философия 18 века. Просвещение
Реферат Формализация в научном познании
Реферат АУДИТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА РАСЧЕТНЫХ СЧЕТАХ В БАНКАХ
Реферат Формирование социально-гуманитарной методологии в философии истории
Реферат Философское отношение к вере
Реферат Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики
Реферат Философское моделирование как метод познания окружающего мира
Реферат Философский кроссворд
Реферат Формирование консервативной политико-философской концепции М.Н. Каткова
Реферат Формування духовної культури особистості на порозі ХХІ століття
Реферат Этничность, раса, способ производства: неомарксистская перспектива
Реферат Философское учение о ценностях (аксиология)