Реферат по предмету "Теория государства и права"

Узнать цену реферата по вашей теме


Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы России

Содержание Введение
2 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы российского государства
4 1.1. Нормы международного права
4 1.2. Принципы международного права
9 1.3. Общепризнанные принципы и нормы в правовой системе России
11 Заключение
18 Литература
19
Введение
XX век оказался самым жестоким из всех известных истории.Вооруженные конфликты разного масштаба продолжались непрерывно. Достижениянауки и техники использовались, прежде всего, в военных целях. В наше времяхранимые государствами тысячи ядерных зарядов с достаточной степеньювероятности могут выйти из-под контроля. Крайне остро стоит проблемапредотвращения распространения оружия массового поражения. Все более грознуюопасность представляют деградация окружающей среды и международный терроризм.
Необходим более высокий уровень управления социальнымипроцессами, как на национальном, так и на глобальном уровне. Существенноесовершенствование управления выдвинулось на первый план. В результатевозрастает роль таких инструментов управления, как государство, международныеорганизации, право. Особое значение приобретает взаимодействие международного ивнутреннего права государств.
Одним из основных и необходимых инструментов управлениямеждународными отношениями служит международное право. При его помощи создаетсяи поддерживается мировой порядок. Оно делает поведение государств болеепредсказуемым.
Безопасным может быть лишь мир, основанный на законности. МеждународныйСуд ООН подчеркнул, что поддержание международного правопорядка «являетсяжизненно важным для безопасности и благополучия сложного международного сообществанаших дней».
Новый мировой порядок мыслим лишь как порядок демократический.Никто не может обладать монополией на принятие решений. Государства обладаютравным правом на участие в решении международных проблем, и, прежде всего тех,что непосредственно затрагивают их интересы. Необходимо обеспечить уважениезаконных интересов всех государств, несмотря на их многообразие.  И в этом планеважная роль принадлежит международному праву. На его основе происходитсогласование интересов. Достигнутый баланс закрепляется, находит выражение внормах. Последние содействуют сохранению достигнутого и служат инструментомреализации вытекающих из этого задач.
Отражая не только национальные интересы государств, но и интересыих сообщества в целом, международное право становится не простомежгосударственным правом, но и правом международного сообщества в целом.
Баланс силы подлежит замене балансом интересов, которыйспособен быть основой стабильности мирового порядка.
Нормы международного права
Норма международного права — этосозданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающеедля них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом. Ееспецифика определяется тем, что она является элементом особой правовой системы.
Специфика международно-правовыхнорм и их системы сказывается на их конструкции. Главное состоит в том, чтобольшинство норм содержит лишь диспозицию, а санкции определяются системой вцелом. Конкретные контрмеры в случае нарушения норм могут предусматриватьсяотдельными договорами.
Будучи общим правилом, норма неможет представлять оптимальное решение для всех случаев, скорее она служит дляэтого исходным пунктом.
Есть основания различать, но непротивопоставлять, нормы де-юре и нормы де-факто. Первые — это официальнопризнанные правила, вторые — те же правила, но уже с учетом того, как ониреализуются в практике. Эти различия, разумеется, должны иметь пределы. Отходот сложившихся стандартов реализации нормы означает ее нарушение.
Усложнение правовых функцийпредопределяет многообразие нормативного инструментария. Появляются новые видынорм, совершенствуется их взаимодействие в системе. Об углублении системногохарактера международного права свидетельствует, в частности, рост числа норм,способных оказывать регулирующее воздействие лишь в совокупности с другиминормами. Примером тому служат весьма распространенные в договорном правеопределения.
В политике и доктрине широкоераспространение получила точка зрения, отрицавшая возможность существованияуниверсальных норм. Однако сама жизнь доказала, что даже в условиях холоднойвойны универсальные нормы могут быть достаточно эффективными, безуниверсального международного права глобальная система международных отношенийфункционировать не может.
Международная практика исходит изреальности существования универсальных норм.
Главными отличительными признакамиуниверсальных норм являются глобальность действия, всеобщая обязательная сила,создание и отмена их международным сообществом в целом.
Региональные нормы историческипредшествовали универсальным. Последние создавались на базе первых, используяих опыт. Этот процесс продолжается и поныне. Вместе с тем универсальноемеждународное право содействует прогрессу региональных систем, передавая имопыт как более развитых региональных систем, так и универсальной системы.
Регионализмприобретает новое измерение с развитием интеграционных процессов. Вопределенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, чтопорождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплотьдо создания наднационального регулирования. Общее международное правообеспечить такое регулирование не может. Поэтому в регионе интеграции возникаюткомплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмыправотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом планеЕвропейский Союз.
Сегодня нетолько региональные, но и национальные правовые системы должны приводиться всоответствие с универсальными международными стандартами, содействовать ихреализации.
Партикулярные или локальные нормыраспространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, вбольшинстве случаев — на двусторонние отношения. Их основным источникомявляются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Международный СудООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.
В целом локальные нормы служатинтересам повышения уровня международно-правового регулирования и роли права вмеждународной жизни. Поэтому общее международное право открывает значительныйпростор для регулирования на локальной основе.
Одной из характерных чертсовременного международного права является наличие в нем комплекса императивныхнорм, обладающих особой юридической силой. Последняя заключается внедопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных государств дажепутем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будутнедействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными ипротиворечащие ей существующие нормы.
Без императивного регулирования немогли обойтись и международные отношения в прошлом. Оно императивно определялопорядок создания норм — только соглашением. Императивным был принцип “договорыдолжны соблюдаться”, без которого нет международного права. Императивными былизапреты пиратства и работорговли, а также некоторые правила ведения войны.Новизна состоит в том, что ныне императивные нормы образуют целый комплекс,определяющий характер международного права, его цели и принципы, основноесодержание. Кроме того, императивные нормы получили официальное признание.
Диспозитивные нормы — это нормы, допускающие отступление от них посоглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права изаконные интересы третьих государств. Большинство универсальных и локальныхнорм составляют нормы диспозитивные. В этом находитсвое выражение высокий уровень индивидуализации международно-правовогорегулирования.
Диспозитивные нормы обладаютполной юридической силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязанывыполнять диспозитивную норму, а в случае еенарушения несут ответственность.
К процессуальным нормам относятсяте, которые регулируют процессы создания и осуществления международного права.Учитывая специфику регулируемых ими отношений, их функции и имеющийсянормативный материал, можно говорить о формировании международногопроцессуального права.
Процессуальное право — новаяотрасль международного права. Ранее существовали отдельные нормы такого рода.Потребность в повышении эффективности международного права побуждалагосударства уделять больше внимания процессу его функционирования.Первостепенное значение для формирования процессуального права имело принятие в1969 г. Венской конвенции о праве международных договоров, значительная частьпостановлений которой носит процессуальный характер, регламентируя создание,действие и прекращение действия договорных норм.
По способу регулирования различаютзапрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы.Важно то, что доминирует в содержании нормы, например, запрещающая нормазапрещает угрозу силой или ее применение.
Существуют нормы отсылочные,обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах.Такого рода нормы можно встретить во многих договорах. Отсылают и к неправовымнормам.
Выделяют организационные нормы,которые имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулированиидеятельности международных органов и организаций
Технические нормы регулируют нефункционирование технических систем, а сотрудничество государств, обязывая ихобеспечить соблюдение устанавливаемых правил теми, кто эксплуатирует этисистемы. По своему содержанию нормы являются техническими, но по механизмудействия — международно-правовыми.
В литературе обсуждается вопрос оналичии в международном праве программных норм. Они не только закрепляют то,что есть, но и определяют, что должно быть, во многих случаях посвящены именнобудущему поведению. Большая часть договоров программирует развитиесотрудничества.
Программный элемент в основныхпринципах имеет два аспекта. Первый состоит в том, что они сначала признаются вкачестве международно-правовых норм, а затем постепенно утверждаются в практикегосударств.
Особенно показателен принципуважения прав человека, который для значительного числа государств носитпрограммный характер в результате неготовности их социально-политических системк реализации международного стандарта в полном объеме.
Второй программный элемент принциповсостоит в том, что они в юридически обязательной форме определяют основныенаправления развития международного права. Это же относится и к программномухарактеру целей международного права.
Многие положения программ носятхарактер рекомендаций. Исключительно важной формой рекомендательных нормявляются резолюции международных органов и организаций.
Концепция рекомендательных норммеждународного права вызвана к жизни, прежде всего стремлением объяснитьприроду резолюций международных организаций. При этом игнорируются различиядвух явлений — рекомендательных норм и рекомендаций как международных актов.
В первом случае речь идет онормах, которые призваны регулировать отношения рекомендательным способом,устанавливая желательную, целесообразную модель поведения, но не обязываяследовать ей. Во втором случае имеются в виду акты, обладающие силойрекомендаций, например резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которые могутсодержать категорические предписания, но не обладают юридической силой.
Принципы международного права
Характерной особенностьюмеждународного права является наличие в нем комплекса основных принципов, подкоторыми понимаются обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а такжеглавное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой.Эти принципы наделены также особой политической и моральной силой. Очевидно,поэтому в дипломатической практике их обычно именуют принципами международныхотношений. Сегодня любое значимое политическое решение может быть надежным,если оно опирается на основные принципы.
В рамках международного правасуществуют различные виды принципов. Среди них важное место занимаютпринципы-идеи. К ним относятся идеи мира и сотрудничества, гуманизма,демократии и др. Они нашли отражение в таких актах, как Устав ООН, пакты оправах человека, и во многих других документах. Основной объем регулирующегодействия принципы-идеи осуществляют через конкретные нормы, отражаясь в ихсодержании и направляя их действие. Вместе с тем они и сами по себе служатрегулятором международных отношений.
В многочисленных международныхактах перечень основных принципов не одинаков, но совпадает в наиболееавторитетных универсальных актах, каковыми являются Устав ООН и принятаяГенеральной Ассамблеей в развитие его положений Декларация о принципахмеждународного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества междугосударствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. В этих документахперечислены следующие принципы:
— неприменение силы или угрозысилой;
-    мирное разрешение споров;
-    невмешательство;
-    сотрудничество;
-    равноправие и самоопределение народов;
-    суверенное равенство государств;
-    добросовестное выполнение обязательствпо международному праву.
Заключительный акт СБСЕ 1975 г.дополнил приведенный перечень тремя принципами: нерушимость границ,территориальная целостность, уважение прав человека. Последние два не быливыделены в качестве самостоятельных в Декларации 1970 г., но были отражены всодержании других принципов. Что же касается принципа нерушимости границ, то онне получил универсального признания, а потому носит региональный характер.
Принципы выполняют важные функции.Они определяют основы взаимодействия субъектов специфическим образом, закрепляяосновные права и обязанности государств. Принципы выражают и охраняют комплексобщечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие важнейшие ценности,как мир и сотрудничество, права человека. Они служат идейной основойфункционирования и развития международного права. Принципы — это фундаментмеждународного правопорядка, они определяют его политико-правовой облик.Принципы являются критерием международной законности.
Общепризнанные принципы и нормы в правовойсистеме России
Характерная черта современногомеждународного права состоит в том, что осуществление им своих функций возможнолишь при все более тесном взаимодействии с внутренним правом государств. Сдругой стороны, нормальное функционирование национальных правовых системзависит от взаимодействия с международным правом. Углубление взаимодействиямеждународного и внутригосударственного права носит характер объективнойзакономерности, которая отражает более общую закономерность — углублениевзаимодействия национального общества с мировым сообществом. «Сегодня оносоздает права и обязательства не только для государств, но и непосредственнодля физических и юридических лиц, имеет прямое действие вовнутригосударственной сфере»[1].
Во имя обеспечения единствамеждународного сообщества государства должны подчиняться установленному имипорядку, который является социально и политически необходимым. Это касаетсядеятельности не только международной, но и внутригосударственной в той мере, вкоторой она затрагивает международные отношения.
"… Международное правопредставляет собой главную цитадель правопорядка… Международныйправопорядок… оказывает непосредственное влияние на государственно-правовоерегулирование"[2].
Под влиянием международного правапроисходят важные изменения во внутреннем праве. Наиболее показательны в этомплане нормы о правах человека, образующие сердцевину конституций. Принимаютсязаконы, призванные обеспечить реализацию международных норм. В качестве примераможно назвать российские законы о международных договорах, о международных ивнешнеэкономических связях субъектов Федерации, о континентальном шельфе, обисключительной экономической зоне.
Рост влияния международного правана право государств породил тенденцию к конституционализации международногоправа. Все большее число конституций содержат положения, посвященныемеждународному праву и призванные обеспечить его реализацию. Более того, многиеиз них устанавливают приоритет международно-правовых норм.
Об углублении взаимодействия двухсистем права, его характерных чертах и тенденциях развития свидетельствует,прежде всего, конституционное право, представляющее основу правовой системыгосударства.
В преамбуле Конституции РФпровозглашено, что многонациональный народ Российской Федерации сознает себячастью мирового сообщества. Одним из объективных факторов, характеризующих этосообщество, является взаимодействие в его рамках суверенных государств.
«Общепризнанные принципы инормы международного права и международные договоры Российской Федерацииявляются составной частью ее правовой системы. Если международным договоромРоссийской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, топрименяются правила международного договора»[3].
Международные договоры РоссийскойФедерации регулируют отношения России с зарубежными государствами имеждународными организациями. Они заключаются в соответствии с Конституцией ифедеральными законами от имени Российской Федерации уполномоченнымифедеральными органами. После официального признания, ратификации и одобрениямеждународные договоры в установленном порядке приобретают обязательную силу натерритории России.
В Федеральном законе «Омеждународных договорах Российской Федерации», принятом ГосударственнойДумой 16 июня 1995 года и вступившем в силу 21 июля 1995 года, даноопределение подобных договоров. Так, «международный договор Российской Федерации»означает международное соглашение, заключенное Россией и иностраннымгосударством (или государствами) либо с международной организацией в письменнойформе и регулируемое международным правом.
«Взаимодействие международнойи внутренних правовых систем осуществляется на всех уровнях, включаяправосознание и организационно — правовые механизмы»[4]. Международное право оказывает существенное влияние нафункционирование внутреннего права, на процесс принятия решений при создании ипри применении права. Принимая решение, государственные органы учитывают егомеждународные последствия. Нормы международного права нередко служат образцомдля правового регулирования внутри страны и т.д.
Между тем современное общее,обычное право содержит все больше норм, имеющих прямое отношение к внутреннемуправу. Достаточно напомнить об общепризнанных принципах и нормах о правахчеловека, которые обязательны для всех государств независимо от их участия вдоговорах о правах человека.
Общепризнанные принципыпредставляют собой разновидность норм международного права. Это егоуниверсальные нормы. Они, как и иные общепризнанные нормы, имеют наиболее общуюформу выражения и признаны всеми или абсолютным большинством государств вкачестве обязательных. Более узкая группа общепризнанных принципов (норм) — основные принципы международного права. Это — нормы, отражающие коренные,фундаментальные интересы государств и народов. Они представляют собойнормативную основу всей системы международного права, служат его фундаментом.Одним из свойств основных принципов является также их взаимообусловленность,т.е. содержание каждого из них должно рассматриваться в контексте содержаниядругих.
Высказывается мнение, будтопреимущественной силой в правовой системе России обладают лишь договоры, а кобщепризнанным принципам и нормам, существующим в форме обычая, это неотносится.
 С подобным мнением трудносогласиться. Правильнее иное понимание  Конституции,    что подтверждается    иКонституционным Судом РФ.
«Общепризнанные принципы инормы международного права, а также международные договоры России имеютпреимущественную силу перед национальными законами...»[5].
Высокий статус приданмеждународным нормам о правах человека и Конституцией России. Права и свободычеловека и гражданина признаются и гарантируются «согласно общепризнаннымпринципам и нормам международного   права   и   в   соответствии   с  настоящей Конституцией» (ч. 1 ст. 17).
В случае расхождения закона ииного нормативного акта с международным договором, в котором участвуетРоссийская Федерация, или с общепризнанными нормами международного праваприменяются правила, установленные этими нормами или договором. Согласно статье46 Конституции каждый вправе в соответствии с международным договоромРоссийской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав исвобод граждан, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средстваправовой защиты.
Международные договоры являютсясущественным элементом стабильности международного правопорядка и отношенийРоссии с зарубежными странами. Российская Федерация выступает занеукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает своюприверженность основополагающему принципу международного права — принципудобросовестного выполнения международных обязательств.
Осуществление международно-правовыхобязательств принято связывать с термином «имплементация», котораяможет иметь место как на межгосударственном, так и на внутригосударственномуровнях. Применительно к внутригосударственным отношениям, определенные вопросыкоторых относятся к предмету данной статьи, имплементация отражает обязанностьгосударства посредством уполномоченных им органов предпринять все необходимыемеры и действия по выполнению его международных обязательств. В то же времясанкционирование внутригосударственным актом — Конституцией РФ — введения норммеждународного права во внутригосударственные отношения не ликвидирует значенияэтих норм как международно-правовых установлений, воплощенных, в частности, вмеждународных договорах Российской Федерации.
«Войдя благодаря инкорпорациив систему российского национального права, они не теряют международно-правовогокачества, то есть остаются частью международно-правовой системы»[6]. В связи с этим на них распространяются положения правамеждународных договоров относительно действия договоров во времени, впространстве, применительно к наступлению определенных обстоятельств (разрывдипломатических отношений, начало военных действий, ситуация, связанная соговоркой о неизменных обстоятельствах, и т.д.). На инкорпорированныймеждународный договор продолжают распространяться и те правила толкования,которые обычно применяются при толковании норм международного права.
Таким образом,международно-правовые нормы, введенные во внутригосударственную правовуюсистему, не меняют своего качества и продолжают также оставаться частью системынорм международного права. Однако процесс осуществления этих норм, порядок ихимплементации регулируются в данном случае нормами внутригосударственногоправа, если иное не определено международным договором государства.
В то же время международноеобязательство, согласованное с требованиями Конституции, создает благоприятныеправовые условия для принятия решений, способствующих его имплементации. Важнымфактором в этом процессе является опора правоприменителя на общепризнанныепринципы и нормы международного права, которые, как уже отмечалось, наряду смеждународными договорами России являются составной частью ее правовой системы.
Примером использованияКонституционным Судом международно-правовых актов,  касающихся обеспеченияправа собственности, явилось дело о проверке конституционности Федеральногозакона от 15 апреля 1998г. «О культурных ценностях, перемещенных в СоюзССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РоссийскойФедерации». «Правовые основания нахождения указанных культурныхценностей на территории России определены международно-правовыми актами,принятыми в период и после окончания Второй мировой войны и сохраняющими своедействие для возникших в силу этих актов имущественных отношений в настоящеевремя.
Конституционный Суд опирался и наодин из основных и общепризнанных принципов международного права — принципмеждународно-правовой ответственности государства — агрессора за развязывание иведение агрессивной войны, позволивший возложить после окончания войны набывшие неприятельские государства обязательства по обычной и компенсаторнойреституции культурных ценностей».[7]
В деле о проверкеконституционности положения п. 2 ст. 1070 ГК РФ, согласно которому вред,причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьиустановлена приговором суда, вступившим в законную силу, Конституционный Судоценил смысл положения рассматриваемого акта «исходя из его места всистеме правовых актов, в том числе международных договоров РоссийскойФедерации, которые согласно статье 15 (часть 4) Конституции РоссийскойФедерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации»[8].
Использование КонституционнымСудом в своих решениях общепризнанных принципов и норм международного права имеждународных договоров Российской Федерации способствует как их имплементации,так и совершенствованию действующего законодательства.
Международные отношения несводятся только к отношениям между государствами как основными субъектамимеждународного права. Политические партии, профсоюзные и иные общественныеорганизации различных государств также активно сотрудничают между собой ипринимают важные международные документы, оказывающие очевидное воздействие навнутригосударственную жизнь. Такие отношения условно принято называтьмеждународными политическими отношениями. Принимаемые в их рамках нормы, дажеесли они формально не трансформируются в нормы национального избирательногоправа, все-таки влияют на политические установки и документы, а, в конечномсчете — на законодательные и подзаконные акты в области избирательногопроцесса.
Заключение
Все сказанное позволяет сделатьопределенные выводы.
Постепенно конституции государствобретают черты основных законов членов международного сообщества. Это находитвыражение в первую очередь во все более широком признании приоритетамеждународного права. Наблюдается тенденция к росту роли международного права.
Углубление взаимодействиямеждународного и внутреннего права государств ведет к образованию глобальнойправовой системы или суперсистемы.
В ее рамках национальные правовыесистемы активно взаимодействуют друг с другом, с региональными системами иобщим международным правом. В основе ее лежит принцип демократии, дающийвозможность согласования различных правовых систем.
Система норм международного праваи нормы внутригосударственных правовых систем взаимосвязаны и влияют друг надруга. Посредством этого взаимодействия происходит согласование норм указанныхсистем и проявляется их социальная ценность, позволяющая судить об ихэффективности: социальная ценность нормативности в праве связана с той ролью,которую играют социальные нормы в жизни общества.
Связующим  звеном системы норммеждународного права во взаимодействии с внутригосударственной нормативнойсистемой является принцип добросовестного выполнения международныхобязательств.
Литература
Конституция Российской Федерации.- М., 1993.
Королев С.В. Компаративистикапубличного права. – М, 1998.
Лукашук И.И. Нормы международногоправа в правовой системе России. — Спарк, 1997.
Марочкин С.Ю. Соотношениеюридической силы норм международного и внутригосударственного права в правовойсистеме Российской   Федерации. – Российский   журнал    международного  права, 1997, № 2.
Поленин С.В. Взаимодействиемеждународных и внутригосударственных     правовых   систем. – Правовая системасоциализма. – М, 1987.
Тиунов О.И. Конституционный СудРоссии и международное право. – Российский ежегодник международного права,1995.
Тиунов О.И. Международноегуманитарное право. – М, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.