Реферат по предмету "Таможенная система"

Узнать цену реферата по вашей теме


Фискальные и протекционистские таможенные пошлины, их роль в регулировании ввоза товаров в страну

Оглавление
Введение
1. Сущность, назначение таможенных пошлин
2. Реализация функций таможенных пошлин
3. Повышение роли таможенных пошлин в регулирование ввозатоваров в РФ
Заключение
Список литературы
Введение
Таможенная политикаявляется частью внешнеэкономической политики государства и представляет собойсистему мер, правил и процедур, регулирующих перемещение через таможеннуюграницу товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов винтересах защиты и развития национальной экономики.
Внешнеэкономическаяполитика государства всегда направлена на достижение экономикой данной страныопределенных преимуществ на мировом рынке, и одновременно на защиту внутреннегорынка от конкуренции иностранных товаров.
В системегосударственного регулирования ВЭД особое место занимают таможенные пошлины.Таможенные пошлины — это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФпри ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этойтерритории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
В настоящее время рольтаможенной пошлины в регулировании импорта товаров велика, так как приреализации своих функций таможенная пошлина регулирует потоки иностраннойпродукции на отечественный рынок. Это выражается в установлении на импортныетовары протекционистских и фискальных ставок таможенной пошлины.
Учитывая значениетаможенной пошлины во внешней торговле для любой страны, представляетсяактуальным анализ действующих таможенных пошлин Российской Федерации а такжеопределение их влияния на импорт товаров.
Целью данной работыявляется: изучить фискальные и протекционистские таможенные пошлины, и их рольв регулирование ввоза товаров в страну.
Для достижения цели былипоставлены следующие задачи:
1.           Понять сущностьтаможенного тарифа и его влияние на ввоз товаров в РФ;
2.           Определитьвлияние таможенных пошлин на конкурентоспособность ввозимых товаров;
3.           Рассмотреть рольтаможенного тарифа в защите отечественных производителей;
4.           Изучить величинуплатежей перечисляемых в федеральный бюджет ФТС РФ;
5.           Выявление путейповышения влияния таможенных пошлин в регулировании ввоза товаров в РФ.
1. Сущность, назначение таможенных пошлин
Тарифное регулирование — форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулированияимпорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительноеправо на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые черезтаможенную границу РФ.
Главным инструментом в руках государства при регулированиивнешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенныйтариф — наиболее распространенный инструмент государственного регулированиявнешней торговли, действующий через механизм ценообразования.
Механизм таможенно-тарифного регулирования:
-                    обоснование иопределение уровня таможенных пошлин;
-                    оценкусоциально-экономических последствий изменения таможенных режимов;
-                    формированиетаможенного тарифа;
-                    применениетаможенных режимов;
-                    определениестраны происхождения товаров;
-                    определениетаможенной стоимости;
-                    применение особыхвидов таможенных пошлин.
Функциитаможенного тарифа:
-фискальная — обеспечивает необходимое пополнениедоходной части бюджета;
-защитная — предохраняет отечественное производство(отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностраннойконкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;
-стимулирующая – стимулирует ввоз товаров, которыене производятся, или производятся в количестве, недостаточном дляудовлетворения потребности граждан.
Протекционистская функциясвязана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин симпортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации навнутреннем рынке страны-импортера и рем самым повышается конкурентоспособностьаналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.
Фискальная функция таможенноготарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин вдоходную часть бюджета страны.
Кроме вышеназванных функций таможенный тариф, влияя на внутренниецены, до определенной степени содействует развитию национального производства иэкспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страныповышается общий уровень цен на такие товары и национальные производителиполучают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций вэкономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, атакже для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.
Таможенный тариф в рядеслучаев может быть использован для развития национального экспорта путемодностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок вотношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.
Одним из основныхэлементов проводимой в стране экономической реформы, предусматривающей переходот административных методов управления к экономическим, является усиление ролитаможенно-тарифного регулирования внешней торговли.
Таможенно-тарифные меры — совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий,осуществляемых в установленном законодательством порядке государственнымиорганами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности.      Воснове реализации таможенно-тарифного регулирования лежит применениетаможенного тарифа.
Таможенный тариф — сводставок таможенных пошлин, применяемых товарам, перемещаемым через таможеннуюграницу РФ, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатуройвнешнеэкономической деятельности СНГ. Таможенная пошлина — обязательный взнос,взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозетовара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такоговвоза/вывоза.[8]
Принципы построениятаможенного тарифа:
1. принцип эскалации(повышение ставок таможенных пошлин по мере роста степени технологической переработкитоваров):
a) сырье (0 – 5%);
b) полуфабрикаты (5 – 10%);
c) готовые (свыше 10%).
2. эффективного тарифа –установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развитияпроизводства с высокой долей вновь созданной стоимости.
Основные цели таможенноготарифа РФ:
·     рационализация товарной структурыввоза товаров в РФ;
·     поддержание рационального соотношениявывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
·     создание условий для прогрессивныхизменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;
·     защита экономики РФ отнеблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
·     обеспечение условий для эффективнойинтеграции РФ в мировую экономику; [10]
Ставки таможенных пошлинявляются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающихтовары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, заисключением случаев, предусмотренных законом.
В отношении товаров,происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми непредусматривают режим наибольшего благоприятствования, либо странапроисхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлинувеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления РФ тарифных льгот(тарифных преференций).
 Экономическаясуть таможенной пошлины состоит в том, что она представляет собой разницу междумировой и национальной стоимости. Из определения следует, что пошлина является разницей вуровнях мировых цен и экономически обоснованных внутренних цен, то есть, приналичии отечественного производства товаров ее величина определяетсясложившимися различиями в уровнях мировых и национальных издержек производства,задачей при обосновании таможенных пошлин является объективное отражение в нихэтой разницы.[7]
Таможеннаяпошлина взимается по единым ставкам, утвержденным федеральными нормативно –правовыми актами, является обязательным условием перемещения товара черезтаможенную границу, а обязанность по их взиманию возложена на таможенные органыРФ.
Таможеннаяпошлина не носит компенсационного характера, не предназначена для покрытиярасходов таможенных органов, а также для финансирования деятельноститаможенного ведомства. Ее основная функция – регулирующая, что не исключаетфискального предназначения данного платежа. Проблема снижения высоких ставоктаможенных пошлин актуальна в наше время. Руководствуясь фискальнымиинтересами, государство, к сожалению, мало заботится об истинном предназначенииданного платежа как регулятора отношений в сфере внешнеэкономическойдеятельности.
Наиболеесущественные признаки таможенной пошлины:
1.    это обязательныйвзнос в федеральный бюджет, не нарушающий конституционного права на свободупредпринимательской деятельности;
2.    таможеннаяпошлина опосредована перемещением товаров через таможенную границу и являетсясредством для достижения такой цели;
3.    это возмездныйплатеж, так как фактически является платой за предоставление возможностиперемещать товар через таможенную границу;
4.    не обладаетпризнаком регулярности, так как обязанность по ее уплате возникает лишь снеобходимостью вступления субъекта в таможенные правоотношения;
5.    право уплатытаможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам;
6.    уплатаобеспечивается принудительной силой государства
Экономическая рольтаможенной пошлины состоит:
-  таможенная пошлина создаетстоимостной барьер повышения цен ввозного товара;
-  таможенные пошлины могутстимулировать развитие отдельных отраслей государства, экономики.
Принципы формированияпошлин:
-  принцип научной обоснованности;
-  учет приоритетов развития и поддержканационального производителя;
-  принцип эскалации – повышение ставоктаможенных пошлин по мере роста степени технологической обработки товаров;
-  поддержание равно выгодной средыотечественных и иностранных товаров на рынке, приоритетов для национальной экономики;
-  введение новых ставок таможенныхпошлин.[7]
Говоря об импортныхпошлинах, следует иметь в виду, что все страны защищают национальноепроизводство с помощью таможенного обложения импортных товаров. Таможенныепошлины формируются на основе разницы между мировыми и национальными ценами. Вразвитых странах уровень импортных таможенных пошлин относительно низок, вменее развитых и развивающихся — при высоких национальных издержках — таможенные пошлины на импортные товары достаточно высоки. В РФ, в условияхэкономической нестабильности, в последние годы внутренние цены росли, в товремя как мировые цены оставались стабильными либо снижались. В этих условияхне было предпосылок для снижения импортных пошлин, напротив, их повышениевполне оправдано состоянием отечественного производства. У нас сейчас довольновысокие ставки импортных пошлин, хотя по многим товаров они недостаточны длязащиты национальных производителей.
Защитные пошлины необходимы для того, чтобы дать возможностьутвердится новым отраслям отечественной промышленности. Временная защита молодыхнациональных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущиймомент более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся отраслямокрепнуть и стать эффективными производителями. Этот аргумент в пользупротекционизма основывается на сомнительном возражении против свободнойторговли. Возражение заключается в том, что при наличии зрелой иностраннойконкуренции ни у одной отрасли не было и не будет возможности для осуществлениядолгосрочных мер, направленных на расширение производства и повышение эффективности.
В последнее время аргументация необходимости помощи молодымотраслям несколько изменилась. Неожиданно столкнувшись с усилением иностраннойконкуренции, представители промышленности получили возможность утверждать, чтоона нуждается в защите для получения времени для модернизации и для повышенияконкурентоспособности продукции. Однако проблема заключается в том, чтопротекционизм, увеличивая прибыли и тем самым предоставляя средства длямодернизации, в то же время понижает остроту вопроса о необходимости этихизменений. Вместо ожидаемого повышения эффективности функционирования отраслипротекционизм может вызвать ее дальнейшее снижение.
Более того, такого рода методы могут стать сигналом длядругих отраслей, что они также вправе рассчитывать на аналогичную защиту вслучае столкновения с сильной конкуренцией со стороны импорта.
Считается, что тарифы необходимы для защиты отечественныхфирм от иностранных производителей, которые сбывают на рынке страны свою избыточнуюпродукцию по демпинговым ценам ниже ее себестоимости. Существует две причины,почему иностранные фирмы могут быть заинтересованы в продаже своих товаров поценам ниже себестоимости. Во-первых, эти фирмы могут использовать демпинг дляподавления местных конкурентов, захвата монопольного положения на рынке ипоследующего цен. Во-вторых, демпинг может являться сложной формой ценовойдискриминации — назначения разных цен разным клиентам. В целях максимизациисвоих прибылей иностранный продавец может принять решение о реализации своейпродукции по высоким ценам на монополизированном внутреннем рынке и сбросеизбыточной продукции по низким ценам на внешние рынки. Избыточные объемыпроизводства могут быть необходимы для снижения издержек на единицу продукциипри крупномасштабном производстве.
Подводяитог сказанному, отметим, что основным инструментом таможенно-тарифного методагосударственного регулирования внешнеторговой деятельности в РоссийскойФедерации является таможенная пошлина. Будучи обязательным платежом, взимаемымв связи с перемещением товаров через таможенную границу, таможенная пошлинаимеет налоговый характер, что отличает ее от таможенных сборов и других видовобязательных платежей во внешнеторговой практике — антидемпинговых,компенсационных, специальных и иных защитных пошлин.
Таможеннаяпошлина представляет собой инструмент механизма таможенно-тарифногорегулирования, основными элементами которого являются:
— ставка таможенной пошлины;
— товарная номенклатура;
— порядок установления страны происхождения товара;
— порядок определения таможенной стоимости;
— зависимость величины ставки от торгово-политического режима, применяемогоРоссийской Федерацией к стране происхождения товара.
Начисление,уплата и взимание пошлины на товар производятся на основе его таможеннойстоимости в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Ввод,отмена таможенных пошлин оказывают непосредственное влияние на экономическиеинтересы импортеров и экспортеров, хозрасчетную эффективность ввоза и вывозаопределенных групп товаров. Таможенные пошлины участвуют в формировании уровнязатрат на импорт и экспорт товаров, что, в свою очередь, может проявляться науровне цен ввозимой и вывозимой продукции. Влияние уровня ставок таможенныхпошлин на объемы импорта и экспорта зависит от степени воздействия на уровеньрыночных цен, которые, в свою очередь, оказывают влияние на объемыплатежеспособного спроса и предложения конкретных товарных рынков.2. Реализация функций таможенных пошлин
На мировом рынкеприсутствует большое количество поставщиков товаров аналогичных производимым вРоссии. Многие их них по техническим и ценовым параметрам превосходятотечественных производителей. Этим и объясняется высокий уровень внешнеторговойконкуренции. Российские производители не могут достойно конкурировать синостранными аналогами, а, следовательно, они должны быть защищены государствомпо средствам таможенного тарифа, а именно — таможенных пошлин, с помощьюкоторых регулируется поступление импортных товаров на отечественный рынок.
Объем импорта товаров в2009г. составил, по данным ФТС России, 167,371 млрд. долларов США против267,100 млрд. долларов США в 2008 году (снижение на 37,3%)
/>/>
Рис. 1. Доляимпортных товаров на Российском рынке, %.
Как видно изрисунка 1 рост импорта в 2008г. наблюдается по всем направлениям — от пищевыхпродуктов до продукции машиностроения. По оценкам, в 2008 году доля импортныхпродуктов питания в России составляла более 40 процентов, а для двух столиц — более 70 процентов. Это ставит под угрозу продовольственную безопасность: доляимпорта не должна превышать 20 процентов на внутреннем рынке. В среднем доляимпорта во внутреннем потреблении превысила половину. Импорт подрывает основы имногих других отраслей. Так, эксперты предрекают «закат отечественногопроизводства» многих видов медицинского оборудования. Если в 1999 годудоля отечественной продукции на нашем фармацевтическом рынке составляла 46процентов, то сегодня она сократилась почти вдвое.
Доля импортной текстильной продукции нароссийском внутреннем рынке составляет 75% от общего объема рынка, чтоспособствует вытеснению продукции отечественной текстильной и швейной промышленностидешевой импортной. Доля зарубежных поставщиков возросла по продукции пищевойпромышленности с 37 до 40%, деревообрабатывающей – с 26 до 28, металлургическойупала – с 34 до 22%, а по продукции химической промышленности – осталась напрежнем уровне (66%). Несколько выросла доля импорта на рынках товаров легкойпромышленности – с 57 до 61%, и существенно, с 36 до 52%, – на рынках машин иоборудования. Отечественное производство обеспечило 75% прироста объемов рынкапродовольствия, 74 – продукции лесопереработки и 80% – металлопродукции. Импортзакрыл 63% прироста потребностей в продукции легкой промышленности, 67 –химической и 55% – машиностроения. Ситуация на внутрироссийском рынкеспортивных товаров характеризуется обострением конкуренции, усилением позицийкрупных международных компаний (доля импортных изделий на рынке составляет40-65%), развитием региональных рынков, Доля цветов российского производствасоставляет чуть более 8% от общего объема продаж, остальная часть приходится наимпорт. В 2009 г. видна тенденция к снижению доли импортной продукции поотношению к отечественной, но она все равно остается высокой, это угрожает экономическойбезопасности России. (рис. 1)
Так как, доля импортнойпродукции не должна превышать 20 %. У нас же она остается в среднем на уровне40 %, по некоторым отраслям (продовольственные товары и древесина) они колеблютсяв районе 20 %, но, например, по продукции химической промышленности и текстиляони крайне высокие 66% и 71 %. Для страны, располагающей значительнымипроизводственными мощностями в легкой, химической и электротехническойпромышленности, подобный высокий уровень зависимости от импорта непродовольственныхпотребительских товаров не может быть признан нормальным. Уменьшить зависимостьот импорта, удержать его в разумных пределах можно различными способами: либо спомощью протекционистских мер, либо — импортозамещения.
Такимобразом, необходима защита отечественных производителей со стороны государства,в том числе и при помощи таможенных органов. Так как сегодня большое количествоимпортной продукции не дает отечественному производителю развиваться.
Таблица 1
Соотношенияадвалорных, специфических и комбинированных ставок таможенного тарифа РФ 2008, 2009 годах.
Количество товарных позиций в Таможенном тарифе
Доля в Таможенном тарифе (%)
2008
2009
2009/2008, %
2008
2009
Всего
11 368
11 165
98,2
100,0
100,0
0% 1 258 1 196 95,1 11,1 10,7 Адвалорные 5% 3 394 3 316 97,7 29,9 29,7 Адвалорные 10% 1 680 1 652 98,3 14,8 14,8 Адвалорные 15% 2 293 2 235 97,5 20,2 20,0 Адвалорные 20% 774 804 103,9 6,8 7,2 Специфические 345 247 71,6 3,0 2,2 Комбинированные 1 611 1 660 103,0 14,2 14,9
ПроанализировавТаможенный Тариф 2007г., можно определить, что Таможенный Тариф состоит из11165 товарных позиций. Большинство ставок ввозных таможенных пошлин являетсяадвалорными 9203 (82,4 %); 1660 ставок (14,9 %) – комбинированными и 247 ( 2,2%) – специфическими. По сравнению с 2008 г. количество ставок сократилось на 203 штуки, что составило 98,2 % от 2008 г. Из таблицы видно, что 34,8 % от общего числа адвалорных пошлин составляют 15-20% что говорит об их явнойпротекционистской функции, они устанавливаются на те товары, производство которыхв РФ находится на достаточно высоком уровне, и которые нуждаются в государственнойзащите от чрезмерной иностранной конкуренции. Доля адвалорных ставок втаможенном тарифе 2007г. очень высока (85%), и начисляются они на такие товарыкак сырье, материалы, продовольствие, различные средства и вещества, многиевиды готовых изделий и оборудования, для которых свойственна значительнаядифференциация производимой продукции. Такая пошлина динамично реагирует наколебания цен, оставляя неизменным уровень защиты. Защитная роль адвалорныхпошлин заключается в установлении более высоких процентных ставок наимпортируемые товары, производство которых хорошо развито в нашей стране, илинизких (иногда нулевых) процентных ставок на те товары, производство которыхслабо развито или вообще отсутствует в Российской Федерации.
10,7 % от адвалорныхпошлин составляют пошлины ставка которых 0%, говорит о достаточно высокойстимулирующей роли адвалорных пошлин. Нам необходимо стимулировать ввоз товаровнеобходимых для развития отечественного производства. Это те товары защитакоторых не требуется, так как их производство в России находится на низкомуровне. Но они нам необходимы для развития экономики. Доля адвалорных пошлин составкой в размере от 5-10% — 44,5 %, это говорит о том что на сегодняшний деньглавная функция адвалорных пошлин – фискальная.
Именнотовары, пользующиеся особым, широким спросом, в большинстве случаев неизменяющимся при изменении цены, облагаются высокими фискальными пошлинами вразмере от 20 до 100%. В разделах Таможенного тарифа XIV «Жемчуг природныйи культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценныеметаллы...» и XIX «Оружие и боеприпасы; их части ипринадлежности» преобладающей ставкой является 20 % (в 100 % случаев отобщего количества), а в разделе V «Минеральные продукты» — 5% (99% от общегоколичества), что объясняется спецификой товаров, включенных в эти разделы, итем самым реализуется защитная функция пошлин.
Таблица 2
Структура импорта повидам ставок ввозных таможенных пошлин в 2008, 2009 годах (импорт в режиме «длявнутреннего потребления»)
 
Объемы импорта,
млрд. долл. США
Доля
в объеме импорта, % 2008 2009 2009/2008, % 2008 2009
Всего
214,9
134,5
62,6
100,0
100,0 0% 49,5 30,5 61,6 23,0 22,7 Адвалорные 5% 45,9 28,8 62,7 21,4 21,4 Адвалорные 10% 27,7 19,0 68,6 12,9 14,1 Адвалорные 15% 25,4 17,6 69,3 11,8 13,1 Адвалорные 20% 7,3 5,1 69,9 3,4 3,8 Специфические 4,2 2,4 57,1 2,0 1,8 Комбинированные 54,1 29,2 54,0 25,2 21,7
Если рассмотретьструктуру импорта в млрд. долл., можно сделать вывод, что большую долю занимаюттовары ввезенные по ставкам пошлин выполняющим фискальную функцию (35,6%).Товары ввезенные по 0 ставкам составили 22,7 % от общего импорта, носократились по сравнению с 2008 г. на 48,4%. Количество товаров облагаемыхпошлинами 15-20% ( выполняющих защитную функцию) ввезено на территорию РФ насумму 23,7 млрд. долл., что составляет 16,9 % от общего импорта. Такимобразом, в Россию продолжают ввозиться товары предоставляющие угрозуотечественным производителям, несмотря на высокую ввозную пошлину, хотя объемих снижается (по сравнению с 2008 г. на 27,5 %) .
Таблица 3
Объем отгруженных товаровсобственного производства по отдельным видам экономической деятельности РФ,млрд. руб.[1]
Виды экономической деятельности
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г. Добыча полезных ископаемых 3062 3721 4489 5272 4948 в том числе: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 2686 3293 3984 4651 4419 добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 376 428 505 621 529 Обрабатывающие производства 8872 11185 13978 16864 13625 в том числе: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 1486 1729 2143 2656 2774 текстильное и швейное производство 101 131 137 157 143 производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 19,7 24,7 29,5 34,4 33,7 обработка древесины и производство изделий из дерева 145 165 221 245 193 целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 315 389 498 550 516 производство кокса и нефтепродуктов 1438 2002 2277 2984 2256 химическое производство 672 764 945 1312 1022 производство резиновых и пластмассовых изделий 199 260 357 405 349 производство прочих неметаллических минеральных продуктов 426 569 853 1010 665 металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 1903 2416 2953 3295 2336 производство машин и оборудования 477 621 796 1001 731 производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 452 600 829 910 822 производство транспортных средств и оборудования 833 1024 1284 1513 1102 прочие производства 223 277 376 457 281
Анализируяданные таблицы 3 можносделать вывод, что в России наибольшую долю в структуре производства составляютполезные ископаемые, на втором месте пищевые продукты, товары металлургическогопроизводства и готовые металлические изделия, кокс и нефтепродукты. Наименьшуюдолю в структуре занимают такие товары как: изделия из дерева, товарытекстильного и швейного производства, кожа, изделия из кожи, обувь.
Длятруб, бульдозеров, тракторов, швейных машин, ткани всех видов, трикотажа, масларастительного характерен повышенный рост производства и высокая стабильность.
Производствотаких товаров как электроэнергия, газ, минеральные удобрения, вагоны грузовые,автобусы, автомобили, металлорежущие станки, велосипеды, стиральные машины, холодильникии морозильники, деловая древесина, пиломатериалы, кирпич, стекло оконное, водкаи ликероводочные изделия, сахар-песок, рыбопродукты росло на протяжениипоследних 3-х лет. Рост следующих товаров: уголь, нефть, прокат, сталь, чугун,волокна и нити химические, синтетические смолы и пластмассы, сода каустическая,вагоны пассажирские был средним, но стабильным.
Основываясь на статистических данных, все товары можно условно поделитьна две группы:
1.               товары,производство которых в нашей стране высокое или стабильное (металлическиеизделия, прокат черных металлов, трубы,бульдозеры, тракторы, металлорежущие станки, швейные машины, клееной фанере, ткани всехвидов, трикотаж, масло растительное, зерноуборочные комбайны, телевизоры,молочные продукты, колбасные изделия, сыры, рыбопродукты;
2.               товары, уровеньпроизводства которых пониженный (средний). К ним относятся пиломатериалы, синтетическиесмолы и пластмассы, сода каустическая, кузнечно-прессовые машины, цемент,сборные железобетонные конструкции, обувь, изделия из кожи, масло животное,мука. Слабым ростом (или даже падение) характеризуются следующие:электроэнергия, газ, минеральные удобрения, вагоны грузовые, автобусы,автомобили, велосипеды, ДСП, ДВП, целлюлозно-бумажная продукция, стиральныемашины, холодильники и морозильники, деловая древесина, пиломатериалы, кирпич,стекло оконное, водка и ликероводочные изделия, сахар-песок, яхты, гребныелодки, мясо, крупа).
Так жемы видим, что в настоящее время существует 4 крупные отрасли в Российской экономики,это пищевая и машиностроительная, лесообрабатывающая и целлюлозно-бумажное. Которыетребует особого государственного внимания, и защиты от чрезмерной иностраннойконкуренции. Так же можно выделить группу со средним уровнем производства, новозможным дальнейшим развитием, к которой относятся: текстильное и швейноепроизводство, производство неметаллических минеральных продуктов, металлургическоепроизводство готовых металлических изделий и производство электрооборудования.И производства, которые незначительно развиты в нашей стране и ориентированы воосновном на вспомогательные функции обеспечения локального спроса. Этопроизводства кожи, изделий из кожи, обуви; производства кокса и нефтепродуктов;химическое производство; производство резиновых и пластмассовых изделий;производство оборудования.
Рассмотримтаможенные ставки на товары основных отраслей промышленности. Средняя ставка втаможенном тарифе 2007 г. на продукцию пищевой промышленности, составляет13,96%, что говорит о не достаточной защищенности отечественного производителя,следует подумать о более высоких ставках на данный вид продукции, что быподдержать отечественное производство. На продукцию машиностроительногопроизводства средняя пошлина составляет 13,48%, Правительство РФ, активноподдерживает данную отрасль, однако она нуждается в инвестициях, так как нужнамодернизация оборудования и введение новейших технологий, для повышенияконкурентоспособности конечного продукта производства данной отрасли. Производствалесообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли, так же требуют поддержкигосударства и усиления защиты, так как средние ставки составляют 15,37% и11,14% соответственно. А отрасль нуждается в срочной модернизации, что бывыпускать конкурентоспособную продукцию высокого качества. Государство должнопривлекать как можно больше инвестиции в эти отрасли, для обновления износившегосяоборудования и для диверсификации производства, что усилитьконкурентоспособность данных отраслей и поможет экономики России перестроитьсяна производство высококачественной готовой продукции, а не на сырье иполуфабрикаты. Средняя ставка на сельскохозяйственную продукцию составляет13,35, что недостаточно для оптимальной защиты продукции от импортнойконкуренции.
Таблица 4
Средниецены по основным группам товаров на мировом и отечественном рынках, в рублях Средние мировые цены, руб Средние потребительские цены по РФ отечественного производителя, руб Средние потребительские цены импортных товаров, руб 2008г 2009г 2008г 2009г 2008г 2009г Мясо свежее и мороженое (без мяса птицы) 136,5 142,3 174,86 185,60 162,5 171,5 Мясо птицы свежее и мороженое 81,3 93,7 99,94 103,01 94,7 98,1 Рыба свежая и мороженая 48,69 56.64 85,6 95,5 82,5 94,3 Масло сливочное и прочие молочные жиры 75,96 93,3 175,54 191,68 123,5 131,7 Цитрусовые плоды 42,3 52,1 51,20 57,63 48,3 52,1 Кофе 88,56 96,9 97,43 117,90 91,5 103,6 Злаки 10,80 17,6 27,22 25,97 21,3 23,5 Изделия и консервы из мяса 94,1 120 54,03 60,29 121,65 124,5 Сахар белый 17,2 19,8 23,07 33,02 25,5 31,2 Обувь кожаная, за пару 1340 1520 1904,47 2190,48 1505,45 2100,34 Комбинированные холодильники-морозильники, за шт. 10620 12510 14579,32 18940,77 13546,45 16987,45 Телефонные аппараты для сотовых сетей или других беспроводных сетей связи, за шт. 4260,35 4050,47 6700,35 6530,23 6400,55 6230,37 /> /> /> /> /> /> /> /> />
Анализируя данные таблицы4, мы видим что мировыецены практически на все товары ниже отечественных, причем иногда более чем в1,5 раза (злаки, кофе, масло). Цена этих же товаров на внутреннем рынке хоть изначительно выше мировых, но все же ниже отечественных. Производство этихтоваров в России достаточно развито, но они не могут конкурировать с дешевойимпортной продукцией, следовательно необходимо увеличить ставки ввозныхтаможенных пошлин на эти товары и попытаться снизить издержки их производство.Так же желательно снизить ставки на ввозное оборудование, так как основныефонды отечественных предприятий изношены, и им необходима закупка новогооборудования, с целью ускорения производства и снижения себестоимости.
В целях защитыотечественных товаропроизводителей продукции агропромышленного комплекса вусловиях мирового экономического кризиса, а также в условиях обостренияконкуренции со стороны импортируемых товаров повышены ставки ввозных таможенныхпошлин на: сухое молоко (с 15% до 20%), сливочное масло (с 15% от таможеннойстоимости, но не менее 0,22 евро за 1 кг до 15%, но не менее 0,35 евро за 1 кг), соевый шрот (с 0 до 5%), рис (с 0,07 евро за 1 кг до 0,12 евро за 1 кг, введение сезонной пошлины с 15 февраля по 15 мая 2009 года в размере 0,16евро за килограмм), маниоковый и кукурузный крахмалы (с 20% от таможеннойстоимости, но не менее 0,06 евро за 1 кг до 20% от таможенной стоимости, но не менее 0,15 евро за 1 кг); повышены ставки ввозных таможенных пошлин вотношении говядины (коды ТН ВЭД 0201,0202) с 30%, но не менее 0,3 евро за 1 кг до 50%, но не менее 1 евро за кг, а также сохранены на практически запретительном уровне 2009года ставки ввозных таможенных пошлин в отношении свинины (коды ТН ВЭД 0203)-75%, но не менее 1,5 евро за 1 кг и мяса птицы (коды ТН ВЭД 0207) – 80%, но неменее 0,7 евро за 1 кг — здесь мы видим явную защитную функцию ввозныхтаможенных пошлин.
Для повышенияконкурентоспособности отечественной свиноводческой отрасли в 2009 г были увеличены ставки ввозных таможенных пошлин на живых товарных свиней (коды ТН ВЭД 0103 91,0103 92) с 5% до 40%, но не менее 0,5 евро за 1 кг.
Меры поповышению конкурентоспособности отечественных хозяйствующих субъектов включалив себя не только повышение, но и при необходимости – снижение ввозныхтаможенных пошлин. В частности, обнулены ставки ввозных таможенных пошлин наотдельные виды гражданских пассажирских и грузовых самолетов, не производимых вРоссии. Данная мера является частью системных решений по поддержке российскихавиаперевозчиков. Она позволит отечественным компаниям не потерять своипозиции, оставаясь конкурентоспособными на мировом рынке, используя самолетыиностранного производства на равных условиях с зарубежными конкурентами, покароссийские производители не могут удовлетворить все потребности отечественныхавиакомпаний.
Также в целяхобеспечения благоприятных условий для развития российского производства былпринят ряд решений, направленных на расширение сырьевой базы, повышение степенизагрузки производственных мощностей в условиях финансового кризиса (отменаввозных пошлин на сырье, комплектующие и технологическое оборудование, непроизводимое в России).
Примером комплексногоподхода к формированию конкурентных позиций российских производителей являютсямеры по стимулированию производства телевизионной техники. Наряду с обнулениемввозных пошлин на плазменные и жидкокристаллические экраны, были повышеныставки пошлин на готовые плазменные и ЖК-телевизоры. Также введены нулевыеставки пошлин на интегральные схемы для производства телевизоров. Экономия отприменения нулевых ставок на данные комплектующие для российских производителейтелевизоров в январе-июле 2009 г составила более 6 млн. долл., что оказалоположительное влияние на снижение себестоимости и, соответственно, повышениеконкурентоспособности.
В 2009г.методами таможенно-тарифной политики активно регулировались процессы повышенияконкурентоспособности российского экспорта. С учетом высокой фискальнойсоставляющей экспортного обложения, тактика установления вывозных пошлиносновывалась на том, чтобы меры, принимаемые в этой области, не привели бы кснижению ценовой конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках и,как следствие, потере рынков сбыта. Более того, в отношении ряда товаров вкачестве антикризисной меры были отменены экспортные пошлины, что привело кувеличению их ценовой конкурентоспособности на внешних рынках в условияхглобального кризиса.
Важной меройпо поддержке отечественных нефтепроизводителей и экспортеров явилось принятиефедерального закона от 3 декабря 2008г. N234-ФЗ, предусматривающего переход наежемесячный мониторинг и расчет ставок вывозных таможенных пошлин на нефть инефтепродукты, а также сокращение срока введения в действие ставок. Данныеизменения в законодательстве позволили снизить налоговую нагрузку на нефтяныекомпании в условиях снижения цен на нефть на мировых рынках.
Какпоказывает анализ современной структуры российского импорта, она достаточнодалека от оптимальной. Пока наш импорт четко ориентирован на удовлетворениетекущих потребительских нужд. Значительное место в нем занимают продовольствиеи сельскохозяйственное сырье, алкогольные и другие напитки, сигареты,медикаменты, парфюмерные, косметические и моющие средства, различная бытоваятехника и изделия легкой промышленности. Потребительский характер российскогоимпорта проявляется достаточно четко.
В целяхзащиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могутвременно применяться следующие виды пошлин: специальные пошлины;антидемпинговые пошлины; компенсационные пошлины. В отличии от обычныхтаможенных пошлин особые пошлины вводятся только при условии проведенияспециальных расследований относительно влияния импорта на ухудшение состояниясоответствующей отрасли и срок их действия ограничен. Особые пошлиныуплачиваются сверх ставки обычной таможенной пошлины.
Обязательнымусловием применения особых пошлин является наличие существенного ущерба отраслироссийской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежныхтоваров. Если возникновения существенного ущерба связанно с ввозом натаможенную территорию РФ товаров по искусственно заниженным ценам, поприменяются антидемпинговые пошлины. Компенсационные пошлины применяются вслучаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров при производстве или вывозекоторых прямо или косвенно использовались субсидии. В случае, когда товарввозиться по нормальным не заниженным ценам и в его отношении не использовалисьсубсидии, но этот импорт явно наносит существенный ущерб отрасли отечественнойэкономики, применяются специальные пошлины.
Временнаяспециальная и специальные пошлины не применяются в отношении товаров,помещаемых под следующие таможенные режимы: магазин беспошлинной торговли,таможенный склад, транзит, переработка товаров под таможенным контролем,свободная экономическая зона, свободный склад, реимпорт, перемещение припасов,условия которых предусматривают освобождение от уплаты ввозных таможенныхпошлин и неприменение мер экономической политики.
Внастоящее время в России специальной пошлиной облагаются: трубы из черныхметаллов, происходящие из Украины; варенные конфеты, тоффи и карамели, за исключениемтоваров, происходящих из Республики Беларусь; крахмал картофельный, крахмалкукурузный, за исключением крахмала, ввозимого из стран – участниковТаможенного союза; сахарный сироп, за исключением товаров, происходящих изРеспублики Беларусь; компрессоры, используемые в холодильниках, кромеиспользуемых в гражданской авиации, за исключением компрессоров, ввозимого изстран – участников Таможенного союза.
Таблица 5.
Товары, на которыеустановлены протекционистские пошлины
Код товарной группы
Наименование позиции
Преобладающая ставка пошлины 02 Мясо и пищевые мясные субпродукты 15%, но не менее 0,2 евро за 1 кг – 25%, но не менее 0,2 евро за 1 кг 17 Сахар и кондитерские изделия из сахара 270 долларов США за 1000 кг 19 Готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала или молока; мучные кондитерские изделия 15% 22 Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус 20%; 100%, но не ме- нее 2 евро за 1 л 31 Удобрения 10% 39
Пластмассы и изделия из них:
— изделия для транспортировки или упаковки товаров, из пластмасс; пробки, крышки, колпаки и другие изделия для закупорки, из пластмасс 10, 20% 42 Изделия из кожи 20, но не менее 1,9 евро за 1 кг 44
Древесина и изделия из нее:
— изделия столярные и плотницкие, деревянные, строительные
15%
20% 47,48 Масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; Бумага и картон 15% 58 Специальные ткани; тафтинговые текстильные материалы; кружева; гобелены; отделочные материалы; вышивки 20% 61,62,63 Предметы одежды; прочие готовые текстильные изделия 20%, но не менее 2 евро за 1 кг — 20%, но не менее 0,7 евро за 1 кг 65 Головные уборы и их части 20% 68 Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов 15% 69 Керамические изделия 20% 70 Стекло и изделия из него 15% 71 Жемчуг природный 20% 76 Алюминий и изделия из него 20% 88 Летательные аппараты, космические аппараты, и их части 20%
Производство этих товаров(табл. 5) в нашей стране слабо развито и поэтому для поддержки развитияотстающих производителей государство устанавливает высокие таможенные пошлины.Размер ставок на эти товары колеблется от 15-20%. Самые высокие практическизапретительные ставки введены на ввоз спирта этилового с концентрацией спирта 80%или более – 100% от таможенной стоимости или 2 евро за 1 л. без дифференциации и по субпозициям и подсубпозициям.
Можно сделать вывод отом, что применение протекционистских ставок необходимо, так как высокие ставкиограничивают ввоз товаров, которые составляют конкуренцию отечественнымтоварам, а, следовательно, помогают развиваться молодым отраслям.Протекционистские пошлины в мировой практике промышленно развитых страннедостаточно высоки для прекращения импорта, но они все же ставят иностранногопроизводителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннемрынке.
Таможеннаяполитика России нацелена так же на выполнение фискальной функции. Уплачиваемыетаможенными органами таможенные платежи (пошлины, НДС, акциз, таможенные сборы)являются важным источником государственных доходов. О значении этой задачитаможенного регулирования свидетельствуют бюджетные задания по таможеннойпошлине и иным таможенным платежам.
Но несмотря на это в большинстве стран фискальная функция таможенного тарифа отошлана второй план (таможенные пошлины, как правило, составляютлишь несколько процентов в общей сумме бюджетных доходов). Но в рядеразвивающихся стран, особенно промышленно наименее развитых, эта функцияпо-прежнему имеет важное значение. К их числу относится и Россия, как былосказано выше.
С учетомтого, что таможенный тариф выполняет, прежде всего, фискальную функцию, подходыпо формированию таможенно – тарифной политики ориентированы на фискальные меры.При такой оценке таможенного тарифа он имеет ряд слабых сторон:
1.               Во-первых,абсолютный размер ставок пошлин не учитывает платежеспособность населения.
2.               Во-вторых, призавышенных ставках пошлин, а они установлены на уровне 30% от таможеннойстоимости, не учитывались реалии, связанные с возможностью «ухода» отпричитающихся платежей через декларирование товаров не своим наименованием покоду товарной номенклатуры, где ставки пошлин ниже.[11]
Как ужеговорилось, таможенные платежи являются одним из основных и самых надежныхисточников пополнения доходной части бюджета. На рисунке 2 показана доляперечислений таможенными органами в федеральный бюджет за 2007-2009гг.
/>
Рис. 2Доля платежей перечисляемых ФТС в федеральный бюджет РФ за 2007-2009гг

Изрисунка 2 мы видим, что в целом таможенные платежи составили 42% от доходнойчасти федерального бюджета в 2007г., 51% от доходной части федерального бюджета2008г. и 47% от доходной части федерального бюджета 2009г. По всем периодамплановое задание по перечислению таможенными органами средств в бюджет былоперевыполнено в среднем на 5%.
Какправило, таможенные пошлины установленные с целью пополнения доходной частибюджета применятся к товарам, производство которых хорошо развито и налажено навнутреннем рынке, т.е. те которые не нуждаются в защите государства и могутдостойно составлять конкуренцию иностранным аналогам- товары первой группы.(таблица 3.)
Таблица 6.
Товары, на которыеустановлены фискальные пошлины
Код товарной группы
Наименование позиции
Преобладающая ставка пошлины, в % 03 Рыба и ракообразные, моллюски и другие водные безпозвоночные 10 16 Готовые продукты из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных 15 51 Шерсть, тонкий и грубый волос животных; пряжа и ткань из конского волоса 15 52
Хлопок
— ткани х/б 15 54 Химические нити 10 55
Химические волокна
— ткани из синтетических волокон 10 60 Трикотажное полотно машинного или ручного вязания 10 73 Изделия из черных металлов 15 84
Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; и их части:
— бульдозеры, грейдеры
— машины швейные
— станки металлорежущие
10
20
10 85 Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности: 10, 15
Даннаятаблица подтверждает, что на товары, производство которых развито в нашейстране, установлены довольно высокие ставки. Следовательно, эти ставки не несуткакой-либо протекционистской нагрузки, а выполняют главным образом фискальныефункции. Именно товары, пользующиеся особым, широким спросом, в большинствеслучаев не изменяющимся при изменении цены, облагаются высокими фискальнымипошлинами в размере от 20 до 100%. Такие товары представлены в ТаможенномТарифе РФ группами 22 «Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус», 24 «Табаки промышленные заменители табака», 36 «Взрывчатые вещества; пиротехническиеизделия; спички; пирофорные сплавы; некоторые горючие вещества», 71 «Жемчугприродный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы и изделияиз них, монеты», 87 «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного илитрамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности».
Таблица 7
Реализация функцийтаможенных пошлин по разделамтаможенного тарифа РФ
Функция
Группа товаров
Размер ставки Защитная 1603, 1604, 1605 15% 1701 140-340 долл. США за 1000 кг 1702 0,23 евро за 1 кг 1806 0,6 евро за 1 кг 1901, 1903, 1904 15% 2003, 2005, 2006 15% 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106 15% 2201, 2202 15%, но не Порассмотренным разделам функции таможенных пошлин реализуются в полной мере.Защищается национальная готовая пищевая продукция 15% ставками и комбинированнымиставками для взимания больших сумм в бюджет. Защищаются российскиепроизводители алкогольной и табачной продукции высокими ставками таможенныхпошлин. В то же время стимулируется ввоз продукции для детского питания,сырьевые товары и полуфабрикаты, на которые ставки снижены до 5% и 0%. Наиболееярко представляет фискальную функцию 71 группа, где ставки на товары роскоши(жемчуг, драгоценные камни, бижутерия) составляют 20% от стоимости товара.Многие ставки выполняют одновременно защитную и фискальную функции, чтопозволяет в полной мере реализовывать основные цели пошлин
 
Таблица8
Эскалацияпо некоторым группам таможенного тарифа 2007г Раздел 2 «Продукты растительного происхождения» Средняя ставка по товарной группе Средняя ставка по всему разделу 06 07 08 08 10 11 12 13 14 Сырье 5 14,8 5 5 4,8 - 4,7 - 13 7,5 п/ф - 15 9,25 - - 10 5 5 - 8,9 готовые 14,9 15 10 3,23 - - - - - 11
Раздел 10 « Масса из древесных или других волокнистых материалов…» Средняя ставка по товарной группе Средняя ставка по всему разделу 47 48 49 Сырье 15 - - 12,87 п/ф 14,41 - - 12,87 готовые 15 13,15 9,23 12,87
Раздел 15 « Недрагоценный металлы и изделия из них» Средняя ставка по товарной группе Средняя ставка по всему разделу 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 Сырье 5 - 5 5 10 5 5 13,8 - - 4,78 п/ф 4,97 - 5 - - - - 15 - - 1,99 готовые 5 13,6 5 15 15,8 5 5 15 9,2 17,8 10,64 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Поданным таблицы 8, можно заметить, что в таможенном тарифе 2007г. есть явныеаномалии и неадекватности. Особенно если рассматривать ставки таможенных пошлинс позиции защиты и развития отечественных производителей. Взятый в произвольномпорядке разделы 2, 10 и 15, свидетельствуют о не адекватном подходе кприменению таможенных ставок на товары данных товарных групп. Так, среднийразмер пошлин на полуфабрикаты и готовую продукцию в 07 группе одинаковый. В 09группе средняя ставка пошлины на сырье больше чем на готовую продукцию исоставляет 5 и 3,23% соответственно. Аналогичная ситуация и в 47, 72 и 79группах, ставки пошлин на сырье и готовую продукцию одинаковы. Сравнивая ставкив целом по всем этим разделам можно увидеть, что принцип эскалации соблюдаетсялишь во 2 разделе. В 10 разделе средние ставки пошлин на сырье, полуфабрикаты иготовые товары равны, а в 15 – самый низкий размер ставок на полуфабрикаты, ане на сырье, как это должно быть в соответствии с принципом эскалации.
Такимобразом, рассмотрев данные таблицы 8, мы можем сделать вывод: что в таможенномтарифе 2007г. имеется ряд недоработок и не объективных обоснований размера таможенныхпошлин. При построении таможенного тарифа, следует руководствоваться, преждевсего, влиянием таможенного тарифа на развитие и поддержку отечественногопроизводства.
Итак,после проведенного анализа ставок действующего тарифа можно сделать вывод о том,что все виды ставок таможенной пошлины выполняют фискальную функцию, то естьпополнение бюджета РФ. Также некоторые ставки выполняют защитную функцию, тоесть защищают отечественных товаропроизводителей от иностранных конкурентов.Таможенный тариф путем удорожания ввозимых товаров защищает отечественныхпоставщиков аналогичных или взаимозаменяемых товаров от чрезмерной иностраннойконкуренции на внутреннем рынке, особенно нежелательной, когда значительныйимпорт ограничивает возможности сбыта продукции национальных предприятий.Потребность в защите отечественного товаропроизводителя связана с тем, что намировом рынке в силу ряда причин существуют поставщики товаров болееконкурентоспособные, чем отечественные производители.
Повышениерол3.Повышение роли таможенных пошлин в регулирование ввоза товаров в РФ
Таможенная пошлина какэкономическая категория появилась на этапе возникновения обмена результатамитруда между отдельными государственными образованиями, т.е. несколько позже,чем сформировались категории цены и налога. Первоначально таможенные пошлиныслужили только фискальным инструментом государства для пополнения своихдоходов, хотя они оказывали более глубокое воздействие на экономическиепроцессы внутри государства, так как тесно связаны с ценами.
Если исходить из того,что развитие производства отечественных товаров необходимо для общества, то длярасчета таможенной пошлины принимаются такие цены отечественных производителей,которые обеспечивали бы возможность возмещения объективно складывающихся затрати прибыль, достаточную для расширения и модернизации производства продукции Приэтом, если зарубежные и отечественные производители работают примерно водинаковых условиях, предполагающих развитие конкурентной борьбы, то цены наимпортную и отечественную продукцию на рынке должны выравнивать. При отсутствиитаких условий необходимо, чтобы через таможенные пошлины учитываласьвозможность более быстрого снижения затрат иностранными производителями, чемотечественными.
Эффективность таможенныхпошлин в значительной степени может быть повышена за счетуглубления ихдифференциации, которая зависит от группировки товаров по условиямпроизводства, потребительским свойствам, и приоритетности.
В российском импортномтарифе необходимо выделить пошлины, снижение которых выгодно дляотечественной экономики, и пошлины, которые можно снизить для уменьшения общегоуровня таможенного обложения, чтобы сохранить или увеличить ставки защитныхтаможенных пошлин для тех видов производств, которые в этом нуждаются.
В сложившихсяэкономических условиях наши предприятия практически лишены возможностиразвивать и совершенствовать технический уровень производства и не могутпротивостоять зарубежному производителю в конкурентной борьбе. При сохранениисформировавшихся в экономике процессов конкурентоспособность отечественныхпроизводителей будет снижаться по сравнению с иностранными предприятиями. Этитенденции необходимо закреплять. Таможенные пошлины должны отслеживаться икорректироваться по мере изменения экономической ситуации, а не потребованию отдельных производителей, что не противоречит стабилизацииэкономики.
Своевременнаякорректировка таможенных пошлин и правильное определение таможенной стоимостиневозможны без сопоставительного анализа уровня и динамики цен: мировых,производителей — поставщиков импортной продукции, отечественных производителейаналогичной продукции и реально складывающихся цен на внутренних рынках. Дляэтого в таможенной системе имеются предпосылки: данные таможенной статистики,возможность получения ценовой и другой информации из зарубежных государств,непосредственные контакты с участниками внешнеэкономической деятельности.
В условиях нашей страны ианализ цен и таможенных тарифов необходимо проводить также и в региональномразрезе. Эта работа могла бы выполняться в региональных таможенныхуправлениях по номенклатуре товаров, актуальной для каждого региона, гдепостепенно формировался бы банк данных, необходимых для принятия решений овнесении предложений по применению тарифных ставок. Возможно, речь может идти оведущей роли таможенной службы в отслеживании динамики и уровня цен итаможенных тарифов и внесений предложений по изменению последних.
Цены и таможенные пошлинызависят от валютного курса рубля. Максимальное приближение его к паритетнойпокупательной способности — одно из важных условий эффективного участия страныв международном разделении труда, что позволяет ориентироваться на реальнуюнароднохозяйственную эффективность экспорта и импорта. Отклонение от этогопаритета повышает или понижает расчетную эффективность экспортно-импортныхопераций, которые не совпадают с реальной народнохозяйственной эффективностьютем в большей степени, чем больше разрыв в курсе и паритетной покупательнойспособности отечественной валюты. Это мешает формированию эффективной структурыэкспорта и импорта продукции, ведет к потерям общественного труда. Подобныеколебания следует учитывать при определении таможенных пошлин, их пересмотре.Падение курса рубля создает предпосылки для снижения ввозных пошлин поопределенным группам товаров с целью оказания давления на отечественныхтоваропроизводителей в сдерживании цен, когда их прибыль начинает превышатьобоснованные пределы. А в условиях роста цен на импортные, затем наотечественные товары при проводимой жесткой финансово-денежной политикеускоряется разрыв в росте цен и доходов, что обусловливает более стремительноеснижение производства. В такой ситуации своевременное снижение ввозныхтаможенных пошлин способствует конкуренции на внутреннем рынке и сдерживаетобщее повышение цен. Кризис в августе 1998 г. показал необходимость такой политики, но государственные структуры оказались малоподготовленными для такогоманевра из-за отсутствия прогноза экономической ситуации и мер противодействиякризисным явлениям. В результате в ряде регионов, где импорт занималзначительный удельный вес, например в Москве цены, отечественныхпродовольственных товаров быстро достигли уровня импортных товаров безувеличения объемов производства.
При изменении курсарубля к доллару необходимо также своевременно корректировать вывозные пошлины. По-видимому, целесообразноустанавливать ступенчатые таможенные пошлины, учитывающие степень различия вуровне мировых и внутренних цен. Несвоевременное введение или изменение ввозныхтаможенных пошлин приводит к потерям государственного бюджета, и, конечно,потребителей, поскольку повышается заинтересованность в экспорте и снижаютсяпоставки на внутренний рынок.
Из всеговыше сказанного следует, что принятие, выше изложенных, предложений можетобеспечить благоприятные условия для деятельности существующих и развития новыхотечественных предприятий, работающих в этой области.
Заключение
В даннойкурсовой работе была рассмотрена сущность таможенного тарифа, выделенымеханизмы таможенно-тарифного регулирования и были рассмотрены основные функциитаможенного тарифа, протекционистская и фискальная.
Рассматриваятаможенные пошлины, стало ясно, что сегодня основной функцией таможенноготарифа является фискальная, что недопустимо в современных условиях. Выполняяфискальную функцию, таможенные пошлины оказывают большое влияние на структуруэкспорта, т. е. выполняют регулирующую роль.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что все виды ставок таможенной пошлинывыполняют фискальную функцию, то есть пополнение бюджета РФ.
Также было выявлено, чтоприменение протекционистских ставок необходимо, так как высокие ставкиограничивают ввоз товаров, которые составляют конкуренцию отечественнымтоварам, а, следовательно, помогают развиваться молодым отраслям.
 В ходенаписания курсовой работы, были определены основные отрасли российскойэкономики, которые могут конкурировать с иностранными товарами, но для этогонеобходима поддержка их со стороны государства. Это такие отрасли как: пищевая, машиностроительная,лесообрабатывающая и целлюлозно-бумажная.
Втретьей главе, были предложены некоторые предложения по повышению ролитаможенных пошлин. Было предложено следующее:
1.               Необходимо, чтобычерез таможенные пошлины учитывалась возможность более быстрого снижения затратиностранными производителями, чем отечественными;
2.               Углублениедифференциации таможенных пошлин, которая зависит от группировки товаров по условиямпроизводства, потребительским свойствам, и приоритетности.
3.               Необходимовыделить пошлины, снижение которых выгодно для отечественной экономики, ипошлины, которые можно снизить для уменьшения общего уровня таможенногообложения;
4.               При изменении курсарубля к доллару необходимо своевременно корректировать вывозные пошлины
5.               Таможенныепошлины должны отслеживаться и корректироваться по мере изменения экономическойситуации,
6.               Анализ цен итаможенных тарифов необходимо проводить также и в региональном разрезе
Такимобразом, можно сделать вывод, чтоважнейшая роль в деле обеспеченияэкономических интересов государства принадлежит таможенной службе – одному изважнейших элементов рыночной инфраструктуры. Участвуя в регулированиивнешнеторгового оборота, и осуществляя фискальную функцию, таможенная службарегулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономическихпроблем. Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба должнаоберегать национальную промышленность. Но на сегодняшний день главныйинструмент таможенных органов – таможенный тариф далек от оптимального. Многиеставки в ТТ являются экономически не обоснованны и никак не помогают развитиюнационального производства. Поэтому необходимо провести его модернизацию иусилить такие его функции, как регулирующую и протекционистскую.
Список литературы
1.                 Актуальныепроблемы совершенствования таможенной политики России// Государство и право2002. № 10. с. 57.
2.                 Евстигнеев В.Таможенная интеграция в СНГ как пример экономического псевдоморфизма// Вопросы экономики.- 1999. № 12
3.                 Никольский С.Овнешних таможенных пошлинах. ¾ М.: 1865. С. 8 ¾9.
4.                 Пресняков В.Ю.Таможенная политика России на современном этапе. — М.: РИО РТА, 1996.- С.30.
5.                 Промышленноепроизводство России в 2009 году / О. Поспелова // Aviation EXplorer. М. — 2010.
6.                 Российскийстатистический ежегодник. М, 2009.
7.                 Соболевская, С.Ю.Таможенная пошлина. – М.: Бератор, 2003. – 160 с.
8.                 Стрельник В.Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в Российской Федерации //Внешнеэкономический бюллетень. №12, 2004г.
9.                 Таможеннаяполитика России в новых условиях: Материалы научно-практической конференции. — М.: РИО РТА ГТК РФ, 2002. — С. 36.
10.             Таможенный тарифРФ 2007г.
11.        Удовенко С.П.Концептуальные основы методики анализа и оценки таможенных тарифов // Ученыезаписки Санкт-Петербургского филиала РТА. №2, 2001г.
12.             Чернышов С.В.Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ: Сб.научных трудов. ¾ ВНИКИ, 1996. С. 29-30.
13.             Экономическаябезопасность: Производство ― Финансы ― Банки / Под. ред. В.К.Сенчагова. М.: Финстатинформ, 2004.
14.        http://www.tks.ru
15.        http://www.customs.ru
16.        http://www.gks.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.