Реферат по предмету "Таможенная система"

Узнать цену реферата по вашей теме


Методы и принципы таможенного права

Методы и принципы таможенногоправа
 
Методы таможенногоправа
Любая наука не существуетбез собственных методов исследования и «чем совершеннее методы изучения явленийи чем больше таких методов, тем шире возможности науки»[1].Поэтому таможенное право как наука придает первостепенное значениесовершенствованию и обогащению совокупности используемых ею методов. Выделяютсяи исследуются самые разнообразные методы, а именно: императивный метод,диспозитивный метод, разные способы правового регулирования (предписания,дозволения, запрещения), принципы демократизма таможенного права, законности,эффективности, учета международно-правового сотрудничества и т.д.[2].
Методы таможенного права включают средства, приемы и способы изучениясоответствующих таможенно-правовых норм, правовых явлений и процессов. Ониотвечают на вопрос, как, каким путем таможенное право изучает, исследует свойпредмет. Суть метода таможенного права характеризуется как:
1.  Установление определенного порядкадействий – предписание к действию в определенных условиях надлежащим образом,предусмотренным конкретной нормой таможенного права. Несоблюдение такого порядкане влечет за собой юридических последствий, на достижение которых ориентируетнорма;
2.  Запрещение определенных действий подстрахом применения конкретных юридических средств воздействия (например,дисциплинарной или административной ответственности);
3.  Предоставление возможности выбораодного из вариантов должного поведения, предусмотренных нормами таможенногоправа;
4.  И предоставление возможности действоватьили бездействовать по своему усмотрению, то есть совершать или не совершатьпредусмотренные нормами таможенного права действия на определенных ею условиях[3].
Как и в теориигосударства и права, методы таможенного права должны подразделяться на общие,распространяемые на многие указанные выше юридические науки и все направлениясамого таможенного права, и частные, используемые для изучения разнообразныхаспектов и сторон таможенного законодательства и таможенного права в целом.
Ведущее место в ряду общих методов изучения проблем таможенногоправа принадлежит историческому методу и сравнительному подходу (методу),которые в свою очередь прослеживают динамику явления от предпосылоквозникновения до современного уровня развития. История таможенного права – этосамостоятельный и довольно сложный предмет, изучение которого необходимопроизводить обладая некоторыми запасами знаний по истории таможенного дела итаможенной политики, по теории права и истории отечественного и зарубежногоправа[4].
Исторический методхарактеризуется конкретно-историческими, историко-эмпирическими формами изложениямногоаспектных проблем таможенного права – в частности, проблем историческогоисследования предмета и способов правового регулирования таможенных отношений вразные периоды развития государства, конкретных нормативных актов в областитаможенного дела, видов товаров и транспортных средств, перемещаемых черезтаможенную границу в разные годы, проблем ответственности за нарушениятаможенного законодательства в современных условиях и т.д. Здесь немаловажноезначение имеет также, как то или иное явление в области таможенного прававозникло, какие основные этапы в своем развитии оно прошло, чем стало теперь икаковы его исторические перспективы.
Исторический метод предполагает в этом случае и определенный логическийанализ проблем таможенного права, являющийся тем самым историческим подходом,только освобожденным от его формы и случайностей, который позволяет выявить висторическом единстве наиболее важные моменты правового воздействия на таможенныеявления и процессы и выразить их в научных категориях. Однако исторический илогические методы имеют и самостоятельное значение. Они нередко применялисьпредставителями и других философских направлений, в частности Гегелем, которыйзачастую принимал историю такой, какая она есть.
Совпадая по конечной цели исследования, исторический и логические методыразличаются между собой исходными материалами, а также непосредственнымизадачами исследования. Первый метод характеризуется конкретно-историческими,историко-эмпирическими формами изложения юридического материала, второй –абстрактно-теоретическими формами.
Логическое являетсяобобщенным отражением исторического аспекта в рассмотрении вопросов таможенногоправа. Это тот же исторический способ, только освобожденный от его формы ислучайностей, который позволяет выявить в историческом процессе наиболеесущественное, закономерное и выразить его в научных категориях. «С чегоначинается история, – писал Энгельс, – с того же должен и начинаться ходмыслей, и его дальнейшее движение будет представлять собой нечто иное, как отражениеисторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме;отражение, исправленное, но исправленное соответственно законам, которые дастсам действительный исторический процесс…»[5].
В сфере таможенного права используется сравнительный подход (метод),который позволяет видеть общее в таможенном праве, устанавливать своюповторяемость, регулярность и на их основе – закономерное, а также выделятьособенное, ведущее к осознанию индивидуального. Поскольку этот метод слабоисследован в юридической науке, а таможенными органами он широко используется вработе, то остановимся на нем подробнее.
Сравнительный метод вданном случае – это связующее звено исторического многообразия в таможеннойсфере, он соединяет картину таможенно-правовой деятельности, позволяет видетьвесь процесс развития таможенного права, задуматься над его судьбой и вместе стем обогащает мыслительные способности ученых и специалистов, занимающихся даннойобластью исследования. Уже только наблюдение в таможенном праве, когда мыотличаем одно от другого, предполагает сравнение. Сравнительный метод способенбыть инструментом интеграции знаний, позволяет видеть движение целого, влияние,взаимовлияние совокупности норм таможенного права, в частности влияние прошлыхнорм на формирование современных актов. Сравнения необходимы и в оценкетаможенных событий. Еще Сократ, по сообщению Ксенофонта, считал, что разумныйчеловек, разделяя в теории и на практике предметы по родам, может отличатьдобро от зла. Использование сравнительного метода в таможенном праве выражаетактивное отношение специалиста, ученого к любому правовому материалу.
Сравнительный метод втаможенном праве внешне прост. Он состоит в нахождении средств и различий в сопоставляемыхобъектах (норм права, институтов, форм таможенного контроля, способоврассмотрения дел о нарушениях таможенных правил и др.). Главное в применениисравнительного метода в таможенном праве – это также выделить и сопоставитьименно те факты и события, те их стороны, черты, признаки таможенно-правовыхявлений и процессов, которые позволяют высветить искомое, ведут к новомузнанию. Здесь центр тяжести приходится на наличие у практика или исследователяострого интереса к правовому материалу, на способность поставить задачу иопределить цели сравнения. Очень важно также сгруппировать юридические факты,классифицировать и систематизировать правовой материал (допустим, нормативныеакты о взимании пошлин двух стран), чтобы это делало рельефным сходства иразличия, вело к их обнаружению. Научную ценность имеют все сравнения, которыепозволяют более глубоко заглянуть в природу рассматриваемых таможенно-правовыхявлений и процессов. В изучении объектов таможенного права сравнительный методпозволяет выделить характерные черты таможенно-правовой системы, ее форм,компонентов, высветить логику движения, выявить ее место в правовой системеобщества в целом и общее с развитием других систем права (скажем, других странСНГ). Сравнение здесь увеличивает ценность сообщаемой источниками информации,помогает овладению опытом прошлого.
Сравнительный методпредполагает в таможенном праве знание не только правил, приемов, но и типичныхошибок его использования. Порой именно ошибки, допускаемые умышленно илиневольно, лучше всего обрисовывают нормы применения сравнений. Ошибочнымиявляются, когда какое-либо сходство или различие неосновательно признаетсясущественным. Игнорирование конкретной обстановки, в которой формировалисьсравниваемые события, непомерное выпячивание одной стороны и затушевываниедругой, недобросовестный подбор фактов для сравнения – все это излюбленныеприемы не лучших исследователей.
Сравнение в таможенномправе дает первый толчок движению мысли, но оно не может считаться «абсолютнымсредством познания», его возможности в полной мере раскрываются прииспользовании совместно с конкретно-историческим, системным анализом; а такжеметодами типологии и актуализма, исходя из общей теории права.
Метод типологии в таможенном праве требует из всего наблюдаемогоправового материала отбирать и выделять характерное, типичное. Любое конкретноедолжно быть отражено лишь в том случае, если оно ярко индивидуально илитипично, отражает общее. Тип (действий, операций, норм и др.) – важныйкомпонент в науке таможенного права. Факты моральные, политические,религиозные, культурные, какими бы красноречивыми они ни были, никогда неизлагаются сами по себе, они излагаются лишь при условии, что отражаюткакие-либо черты реального типа.
Метод типологии(идеализации) может быть использован в данном случае, например, приисследовании этапов развития таможенного права в качестве типичного примераразвития конкретной правовой системы. Применение метода типологии в таможенномправе способствует устранению разрыва между описательным и обобщающим их изучением,между историей и теорией таможенного права.
Метод актуализма состоит в использовании современных знаний для изученияпрошлого таможенного права и, наоборот, в использовании знаний прошлого дляпонимания настоящего таможенного права и предсказания его будущего.
В широком смысле весьхарактер нашего мышления актуалистичен: о прошлом мы судим на основаниисовременного опыта таможенной деятельности, выраженного в научных принципах,общих понятиях; у нас нет возможности выйти за рамки нашего бытия, полностьюпреодолеть налагаемые им ограничения. Применительно к изучению таможенногоправа использование метода актуализма проявляется, в частности, в наложении наих прошлое сети современных таможенно-правовых понятий и терминов, вакцентировании внимания на тех их сторонах, которые позволяют лучше пониматьдействующую систему законодательства Беларуси.
Методы типологии иактуализма «очищают» таможенное право от нетипичных черт и деталей, вызванных кжизни особыми условиями, представляют рассматриваемые таможенно-правовыеявления как модели, в «классически чистой форме» показывают движение системтаможенного законодательства и права.
Системный подход вобласти таможенного права связан, прежде всего, с понятием «система». Какизвестно, это понятие, употребляемое в управленческом и социально –информационном смысле слова, было введено в право Д.А. Керимовым. Еще в 1960году он высказал мнение о том, что «автомат, человек и общество имеютсовершенно различную природу, но каждый из них представляет сложно организованнуюсистему, некоторые процессы функционирования которой имеют количественную тождественностьмежду собой»[6]. Позднее, в процессефилософско-правового осмысления работ по системным исследованиям, Д.А. Керимовпришел к выводу, что «применение категории системы, системный подход к познанию,в частности, правовых явлений имеют исключительно важное теоретическоезначение, поскольку позволяют вскрыть внутреннее единство права, органическуювзаимосвязь и гармоническое взаимодействие частей, его составляющих. Отсюдавытекает и практический смысл разработки этой категории, этого подхода дляправотворческой и правореализующей деятельности государства, эффективность которойможет иметь место лишь на основе глубокого единства правового регулированияобщественных отношений»[7]. Системный подходпредставляет собой совокупность теоретических принципов и положений,позволяющих рассматривать все нормы таможенного права как систему, как единоецелое в тесной связи и взаимодействии с другими правовыми нормами, институтами,прослеживать их изменения во времени и делать обоснованные выводы относительнозакономерностей развития всего механизма правового регулирования таможенныхотношений в обществе.
Применительно к процессу правового регулирования таможенного деласистемный подход предполагает:
-  определение целей данного вида правового воздействия спозиции таможенного дела в целом;
-  структурный анализ процесса правового регулированиятаможенной деятельности (субъектов и объектов, форм таможенного контроля, нормтаможенного права, связей, действий и др.);
-  определение характера и степени влияния на этотпроцесс внешнеэкономической деятельности;
-  исследование процессов принятия и реализации решений входе правового регулирования поведения участников таможенных отношений;
-  принятие установленных в таможенном законодательствемер за нарушение правил перемещения товаров, транспортных средств, контрабандуи др.
Необходимо отметить, что исторический метод, сравнительный подход (метод)и системный подход в области таможенного права тесно взаимосвязаны,взаимодействуют и объединяются в так называемый системно-исторический метод,который не позволяет навязывать механизму правового регулирования таможенныхотношений в целом некую общую схему движения, исходящую только из учетавсеобщих закономерностей процесса, хотя они и необходимы, и обязательны. В тоже время, этот подход не позволяет игнорировать общие закономерности процесса иакцентировать внимание ученых и таможенников-практиков лишь на специфическихего особенностях.
В роли общих методов изучения проблем таможенного права могут выступатьтакже системный анализ и синтез.
Системный анализ является средством реализации системногоподхода. Целью системного анализа в правоведении и в области таможенного права«является разработка теоретико-методологических средств исследований,конструирования систем и управления системами, включающими человеческий(целенаправленный) фактор»[8]. Вбирая в себясовокупность специальных процедур, приемов и средств (структурный анализцелого, то есть таможенного законодательства, изучение функций этого законодательства,исследование здесь операций и др.), он позволяет расчленять всю совокупностьзаконодательных актов в области таможенного дела на определенные виды,характеризовать их положения, статьи, выбирать наиболее эффективные, устаревшиеи т.д. Одна из форм системного анализа – классификация предметов и явлений информационногохарактера (классификация субъектов и объектов таможенного права, функцийтаможенных органов, работников кадровых служб и т.д.).
В частности, применение системного анализа к исследованиюмеханизма правового регулирования таможенных отношений позволило сделать вывод,что сегодня в Беларуси назрела необходимость дальнейшего совершенствованиявсего комплекса процедур таможенного оформления и контроля с учетом оформлениявсех видов транспорта, анализа категорий участников внешнеэкономическойдеятельности, характера оформляемых товаров и других факторов. В этой связи, нанаш взгляд, срочно требуется переход на качественно новый уровень таможенногоконтроля, основанный на системе анализа и управления рисками; а внедрениесистемы анализа факторов риска приведет к осуществлению «адресного» таможенногоконтроля. Под «адресностью» в данном случае следует понимать выделение средивсех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, перемещающих товарычерез таможенную границу Беларуси, как минимум, трех групп:
1.  «Добросовестных» субъектов, то естьдействующих на международных рынках на протяжении долгого времени, в течениикоторого они ни разу не были уличены в коммерческом мошенничестве (уровеньриска фактов таможенного оформления товаров, перемещаемых такими предприятиями,будет близок к нулю);
2.  «Нейтральных» (с низким уровнем рискафакторов таможенного оформления);
3.  И, наконец, субъектов «группы риска».
В этой связи в отношениитоваров, перемещаемых предприятиями, отнесенными к различным группам риска,должны применяться различные сочетания форм и методов проведения таможенногоконтроля[9].
Синтез в сферетаможенного права – это процесс объединения в единое целостное образованиеопределенных компонентов, свойств и отношений, выделенных в ходе системногоанализа. Например, объединяя законодательство о сезонных и особых пошлинах, отаможенной стоимости товаров, методах ее определения, о тарифных льготах идругих, мы получаем самостоятельный перечень законодательных актов о таможенномтарифе, который составляет важнейшую часть таможенного законодательства — ЗаконРеспублики Беларусь «О таможенном тарифе». Синтез дополняет системный анализ иявляется важнейшим средством исследования таможенных явлений и процессов.
Наряду с общими методами познания таможенное право сегодня используеттакже и частные научные способы воздействия своих норм на поведение людей, нарегулируемые этой отраслью таможенные отношения. К числу данных методов относятся,прежде всего, так называемые разрешительный и ограничительно-запретительныйметоды, каждый из которых имеет свои черты и особенности применения.
Разрешительный методправового регулирования таможенных отношений предполагает такой характертаможенной деятельности рассматриваемых участников правоотношений, при которомим предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации своих прав, целейи задач. Например, всем лицам на равных основаниях предоставляется право наввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее товаров и транспортных средств, в томчисле при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в порядке,предусмотренном ТК. При этом в процессе реализации указанного разрешительного методамогут использоваться и иные методы воздействия на поведение участниковтаможенных правоотношений, а именно: делегирующий, рекомендательный исанкционирующий.
Делегирующий методправового регулирования – это такой способ, при котором законодатель,соответствующий таможенный орган или должностное лицо предоставляет конкретные праваи свободы участникам таможенных правоотношений в рамках конкретного разделатаможенного законодательства. Например, дипломатические представительстваиностранных государств при соблюдении установленного порядка перемещения черезтаможенную границу имеют право ввозить и вывозить из Республики Беларусьпредназначенные для официального пользования представительств товары с освобождениемот таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенноеоформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работытаможенных органов; одновременно в этом случае никто не вправевоспрепятствовать им в осуществлении своих имущественных и таможенных прав врамках всей системы таможенных льгот, которые предоставляются отдельнымкатегориям иностранных лиц государством.
Рекомендательный методправового регулирования таможенных отношений выражается в том, что законодательпредоставляет участникам этих правоотношений самим выбирать те или иныеварианты своего поведения. То есть, он рекомендует, задает некую программутаможенной деятельности. Все это делает указанные отношения более гибкими иподвижными. Например, в соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь «Отаможенном тарифе» органам государственного управления рекомендовано проводитьв соответствии с законодательством расследование, которому предшествуетприменение особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных).
Санкционирующий методправового регулирования таможенных отношений – это такой способ, при которомзаконодатель предусматривает тому или иному участнику таможенных отношенийправо самому принимать решение по интересующим его проблемам, но данные решенияв то же время должны быть санкционированы в установленном законом порядке.Например, декларирование производится путем заявления по установленной форме(письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точныхсведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и другихсведений, необходимых для таможенных целей. Форма и порядок декларирования, атакже перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются ГТК.
Ограничительно-запретительный метод правового регулирования таможенныхотношений состоит в регламентации и установлении объектов рассматриваемыхправоотношений и определении закрепительных мер, которые подлежат исполнению напрактике. Речь идет о регламентации и установлении обязанностей субъектовтаможенно-правовых отношений, которые занимают значительное место в содержаниинорм таможенного права. На ввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее товаров итранспортных средств могут устанавливаться ограничения, исходя из соображенийэкономической политики, выполнения международных обязательств Беларуси, защитыэкономической основы суверенитета, защиты внутреннего потребительского рынка.Введение в таможенном законодательстве обязанностей для субъектов таможенныхправоотношений исключает всевозможные неправомерные действия, правонарушения ипреступления. Например, за нарушение ограничений на ввоз в Республику Беларусьи вывоз из нее товаров и транспортных средств наступает гражданская, административнаяили иная ответственность в соответствии с действующим законодательством.Границы ограничительных мер и запретов в таможенном праве небезграничны, ониимеют свои пределы (правда, часто нечеткие). Причемограничительно-запретительные меры позволяют установить рамки возможного идолжного поведения участников таможенных правонарушений.
Рамки возможногоповедения позволяют здесь предупредить и пресечь нежелательные действияразличных субъектов правоотношений в ущерб общегосударственным интересам.Например, при установлении указанных ограничений выпуск подпадающих под ихдействие товаров и транспортных средств производится таможенными органами,только при условии соблюдения требований, установленных актами законодательстваРеспублики Беларусь и международными договорами. Нормативные правовые актызаконодательства Республики Беларусь, устанавливающие ограничения подлежатофициальному опубликованию.
Рамки должного поведениярегламентируются с той целью, чтобы общественно-полезная деятельность субъектовтаможенных отношений достигла своих целей, но вместе с тем она не должнаприводить к серьезным правонарушениям и преступлениям. В противном случаеначинает жестко действовать закон и следует соответствующее наказание. Например,воспрепятствование доступу должностного лица таможенного органа на территориюили в помещения, где могут находиться товары и транспортные средства,подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для проведения такогоконтроля, либо где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен натаможенные органы, наступает административная ответственность в соответствии сКодексом Республики Беларусь об Административных правонарушениях. Эти правилавозможного и должного поведения субъекты таможенных правоотношений должнысоблюдать.
Таможенное право имеетдело с неоднородными общественными отношениями и с учетом содержательныхаспектов самих таможенно-правовых отношений, здесь могут применяться и другиеметоды правового регулирования – метод равноправия сторон в таможенном деле,методы власти и подчинения и методы координации в таможенно-регулятивныхотношениях. Одни и те же методы правового регулирования могут применяться здеськак в связи с методами традиционных отраслей права (например, в связи сметодами административного и гражданского права), так и в связи с методаминетрадиционных отраслей права (банковского, предпринимательского права).
В области таможенного права может также использоваться и конкретно-социологическийметод исследования. Он заключается в анализе, переработке и отборе необходимойинформации о рассматриваемых нормах таможенного права, институтах, субъектахтаможенного дела в целях проведения конкретных обобщений и принятияопределенных юридических решений.
Исследование методов таможенного права предполагает комплексноерассмотрение и принципов этой формирующейся отрасли знаний.
Принципы таможенного права
Принципы таможенного права – это исходные, определяющие идеи, положения,установки, которые составляют нравственную и организационную основувозникновения, развития и функционирования этой формирующейся отрасли права.Принципы таможенного права есть то, на чем основаны формирование, динамика идействие таможенного права, что позволяет определить природу данного права какдемократического или, напротив, тоталитарного[10].
Принципы таможенного права, с одной стороны, отражают его объективныесвойства, обусловленные закономерностями развития белорусского общества, всейгаммой исторически присущих ему интересов, потребностей, противоречий икомпромиссов различных групп и слоев населения. С другой стороны, в принципахтаможенного права воплощается его субъективное восприятие членами общества: ихнравственные и правовые взгляды, чувства, требования, выражаемые в различных учениях,теориях, направлениях правопонимания. Принципы таможенного права должнырассматриваться с учетом как единства, так и особенностей обеих отмеченныхсторон, с позиций сложившегося в юридической науке общего представления обобъективном и субъективном в праве.
Принципы таможенного права выражают главное, основное в праве, тенденцииего развития, то, на что таможенное право должно быть ориентировано,устремлено. В сравнении с таможенно-правовыми нормами принципы здесь отличаютсябольшей устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени.
Одним из главныхпринципов таможенного права является принцип верховенства КонституцииРеспублики Беларусь, а также законов над иными нормативными правовыми актами (ипрежде всего над актами таможенных органов). Конституция Республики Беларусь,будучи основным источником таможенного права, содержит достаточно ограниченноечисло юридических норм, непосредственно относящихся к таможенному праву.
Таможенное право в Беларуси строится и функционирует на принципахзаконности, гласности и учета общественного мнения. Они составляютобщеконцептуальную основу таможенного законодательства. Принципом законностипронизаны все статьи ТК, касающиеся ответственности за преступления в сферетаможенного дела, а также за нарушения таможенных правил. При этом с принципомзаконности сосуществует принцип гуманности, который предусматриваетобстоятельства, смягчающие ответственность за нарушение таможенных правил,возможность назначения более мягкой меры взыскания, освобождение отответственности за нарушение таможенных правил.
Важным принципомтаможенного права является также принцип приоритетности интересов государства вопределении всей таможенной политики в современных условиях. В статье 2 ТКопределено понятие таможенной политики, которая в свою очередь являетсясоставной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь, определеныее цели и основные средства реализации, включающие в себя:
-  установление тарифных и нетарифныхмер государственного таможенного регулирования;
-  осуществление государственноготаможенного контроля таможенными органами Республики Беларусь;
-  участие белорусского государства втаможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другимигосударствами.
Важным принципомтаможенного права является принцип единства системы таможенной службы и центрауправления ее деятельностью, т.е непосредственного осуществления таможенногодела, выполняют таможенные органы Республики Беларусь, являющиесяправоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входятГТК и таможни (ст. 8 ТК). При этом общее управление таможенным делом осуществляетПрезидент Республики Беларусь. А республиканским органом государственногоуправления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом вреспублике, является ГТК (ст. 7 ТК).
С принципом единстватаможенной системы непосредственно связан и принцип строгого соблюдения прав исвобод граждан — обжалование действий или бездействия любых должностных лиц всудебном порядке является конституционным правом граждан Белоруссии. Защищатьнарушенные права гражданам предоставлено здесь не только в отношениидолжностных лиц таможенных органов, но и в отношении всех должностных лицорганов государственного управления. Лицо, полагающее, что таможенной службойлибо ее сотрудником нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действияуказанной службы и ее сотрудников в вышестоящем органе таможенной службы,прокуратуре и (или) суде. Таможенные органы Республики Беларусь и ихдолжностные лица, допустившие неправомерные действия в отношении граждан,предприятий, организаций и учреждений, несут ответственность в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь. Ущерб, нанесенный гражданину,предприятию, организации и учреждению неправомерными действиями таможенными органамиреспублики и их должностных лиц, возмещается в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь. За неправомерные решения, действия или бездействия должностныелица и иные работники таможенных органов республики несут дисциплинарную,административную, уголовную и иную ответственность в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь. Государственные органы и организациинезависимо от форм собственности, а также общественные объединения и гражданевправе требовать от таможенной службы возмещения морального ущерба, причиненногонеправомерными действиями сотрудника таможенной службы при исполнении имслужебных обязанностей.
Важное значение имеет принцип равенства граждан перед законом в случаесовершения любых противоправных действий в сфере таможенного дела. Любое лицо,независимо от пола, возраста, национальности, должности и т.д., совершившееправонарушение либо преступление в таможенной сфере, несет ответственностьперед обществом в установленном законом порядке. Так, лицо, допустившееперемещение через таможенную границу Республики Беларусь помимо или с сокрытиемот таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средствтаможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостовернымдекларированием наркотических средств, психотропных, сильнодействующих,ядовитых, отравляющих, радиоактивных и других веществ, несет ответственность всоответствии с уголовным законодательством Республики Беларусь.
В системе принциповтаможенного права играют большое значение положения гласности и общедоступностисведений об актах в области таможенного права. Вопросы гласности иобщедоступности информации о действующих правовых актах, а также учетаобщественного мнения отражены ТК и в Комментарии к ТК. Эти вопросырассматриваются достаточно подробно, а главное – на новой правовой основе, сучетом конкретизирующих и дополняющих их нормативно-инструктивных актов ГТК.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.