Реферат по предмету "Таможенная система"

Узнать цену реферата по вашей теме


Изучение таможенного контроля в Таможенном союзе

Введение
 
Целью данной курсовойработы является изучение таможенного контроля в Таможенном союзе.
С 1 июля 2010 г. натерритории РФ введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, нормыкоторого имеют прямое действие. В его основу заложены положения Международнойконвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция1973 г.). Таможенный кодекс РФ (ТК РФ) до его отмены действует в части, непротиворечащей ТК ТС. Таможенное регулирование в Таможенном союзеосуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза,а в части, не урегулированной таким законодательством, — в соответствии сзаконодательством государств — членов Таможенного союза.
Таможенный союз – этоформа торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающая единуютаможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами,происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьихстран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, неприменяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, заисключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Приэтом стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые мерырегулирования торговли товарами с третьими странами (Договор о создании единойтаможенной территории и формировании таможенного союза.
Планировалось, чтоТаможенный союз пройдет в своем становлении следующие этапы:
1. Вступление в силуединого Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – «ТК ТС»). ТК ТС будетявляться основным законодательным актом государств-участников союза втаможенной сфере.
2. Отмена таможенногооформления и таможенного контроля на границе России и Казахстана (планируемаядата – январь 2010 г.). Таможенное оформление и таможенный контроль будутотменены во взаимной торговле для товаров, происходящих из РФ и Казахстана. Вотношении товаров, происходящих из третьих стран, таможенное оформление иконтроль будут сохранены.
3. Перенос таможенногооформления и таможенного контроля на внешнюю границу таможенной территории РФ иРеспублики Беларусь (предположительно с июля 2010 г.). Таможенное оформлениетоваров, ввозимых из третьих стран, на единую таможенную территорию проводитсяодин раз. Товары (в т.ч. и из третьих стран), выпущенные для свободногообращения в РФ или Республике Беларусь, могут свободно перемещаться потерриториям данных стран без таможенного оформления и таможенного контроля.
4. Перенос таможенногооформления и таможенного контроля на внешнюю границу общей таможеннойтерритории РФ, Республики Беларусь и Казахстана (планируется с июля 2011 г.). Российскиеимпортеры и экспортеры столкнулись с изменениями в порядке таможенногооформления и контроля уже с 1 июля 2010 г. — со вступлением в силу Таможенногокодекса Таможенного союза.
Следует отметить, чтотаможенные законодательства стран-участниц Таможенного союза, в силуисторических обстоятельств, во многом схожи между собой, хотя имеются инекоторые особенности. Предварительный анализ одного из проектов ТК ТСпозволяет сделать вывод о том, что данный документ внес значительное количествоизменений в порядок таможенного регулирования и таможенного контролястран-участниц.
Несомненно, Россия,Белоруссия и Казахстан накопили значительный опыт таможенного регулирования итаможенного контроля, который принимался во внимание при подготовке проекта ТКТС. Учитывая сжатые сроки подготовки и принятия ТК ТС и сложностьинтеграционного процесса, можно предположить, что после вступления кодекса всилу импортеры/экспортеры, а равно и таможенные органы стран-участниц союзастолкнутся с практическими трудностями при таможенном оформлении товаров.Проблемы могут быть обусловлены неясностью нового таможенного законодательства,возможными противоречиями с иными отраслями национального законодательства(например, налоговым законодательством), отсутствием практических механизмовреализации отдельных положений законодательства и т.д. Определенные сложностимогут возникнуть и в результате изменения системы управления таможеннымипроцессами. Вместо национальных таможенных органов и правительств полномочия порегулированию в таможенной сфере перейдут к Комиссии Таможенного союза.
В целом, российскиеимпортеры и экспортеры должны проанализировать возможное влияние ТК ТС иинтеграционных процессов в рамках Таможенного союза на их деятельность иподготовиться к соответствующим изменениям. Следует также изучить возможныепреимущества, которые дает Таможенный союз в области таможенного регулированияи контроля. Конечно, такой подход требует времени и ресурсов, однако онпозволит участникам внешнеэкономической деятельности избежать ошибок,минимизировать риски и извлечь наибольшие выгоды из новых возможностей.

1. Оценка изменений и порядка осуществленияконтроля и декларирования товаров по новому кодексу Таможенного союза
Таможенный кодекстаможенного союза охватывает множество вопросов. В настоящее время имеетсянекоторая несогласованность в работе таможенных служб стран — членовТаможенного союза. Это связано с тем, что в ТК ТС, вступившем в силу с 1 июля2010 г., даются ссылки на национальное законодательство, а, например, документо таможенном регулировании в РФ находится на стадии законопроекта. По этойпричине федеральная таможенная служба РФ выпустила специальные разъясняющиеписьма по вопросам применения ТК ТС:
1. В указанном Письмеобращено внимание на то, что ТК РФ подлежит применению с учетом изменившихсяосновных терминов и их определений в соответствии с ТК ТС, например, термин«таможенная процедура» ТК ТС введен вместо терминов «таможеннаяпроцедура» и «таможенный режим» ТК РФ (исключение: временное хранениетоваров в ТК ТС не является таможенной процедурой). Вместо термина«таможенное оформление» по товарам, в отношении которых до 1 июля2010 г. были установлены ставки вывозных таможенных пошлин, в ТК ТСупотребляется термин «совершение таможенных операций» и др. Крометого, в Письме перечислены статьи ТК РФ, которые в настоящее время неприменяются.
2. В письме подробноизложен порядок действий при помещении товаров под таможенную процедуру итаможенный контроль товаров в условиях функционирования Таможенного союза, тоесть порядок определения таможенной стоимости, декларирования товаров, уплатытаможенных платежей и др.
3. В данном письме отмечено:положения Приказа ФТС России от 18.12.2006 N 1327 «Об утверждении Порядкадействий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактическоговывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров натаможенную территорию Российской Федерации)» применяются в части, непротиворечащей нормам ТК ТС. Дополнительно приведен Порядок подтверждениятаможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров стаможенной территории Таможенного союза.
Отметим, что вместе с ТКТС 1 июля 2010 г. вступил в силу ряд других документов.
1. Соглашение о порядкедекларирования таможенной стоимости товарови о порядке осуществленияконтроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемыхчерез таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008.
2. Соглашение о принципахвзимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров от 25.01.2008 и Протоколо порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой приэкспорте и импорте товаров в Таможенном союзе.
3. Соглашение поветеринарно-санитарным мерамот 11.12.2009. Добавим, что в целяхреализации указанного Соглашения Решением Комиссии ТС от 18.06.2010 N 317«О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе»утверждены, в частности, следующие документы:
— Единый переченьтоваров, подлежащих ветеринарному контролю;
— Положение о единомпорядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе ТС и натаможенной территории ТС;
— Положение о единомпорядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров(продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору);
— Единые ветеринарные(ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащимветеринарному контролю;
— Единые формыветеринарных сертификатов.
4. Соглашение оприменении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер поотношению к третьим странам от 25.01.2008.
К сведению. В конце июняперед вводом в действие ТК ТС и ряда международных соглашений во всехструктурных подразделениях ФТС были созданы ситуационно-консультационные центрыи горячие телефонные линии, работающие в круглосуточном режиме. Как отмечаетФТС, наибольшее количество звонков поступает на следующие темы:
— таможенное оформлениевывоза в Казахстан и Белоруссию товаров российского происхождения либо товаров,выпущенных в свободное обращение в России;
— перемещение товаров вмеждународном почтовом отправлении;
— ввоз товаровфизическими лицами для личных нужд, в том числе правил ввоза легковыхавтомобилей в Россию с территории государств Таможенного союза;
— уплата таможенныхпошлин и налогов;
— ограничения при ввозетоваров физическими лицами для личного пользования;
— перемещение товаровмежду странами — участницами Таможенного союза;
— условия подачипредварительных деклараций.
Работа горячей линиипродлилась до конца сентября 2010 г. в рабочее время таможенных органов.
Что же изменилось свступлением в силу ТК ТС?
Прежде всего отметим, чтопереходными положениями указанного документа в отношении таможенных агентов вРеспублике Беларусь, таможенных брокеров в Республике Казахстан и таможенныхброкеров в РФ, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения,таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, созданных до вступления всилу ТК ТС, установлено, что они вправе осуществлять деятельность в сферетаможенного дела в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанногоКодекса (п. 1 ст. 367 ТК ТС). Декларация на товары подается таможенному органугосударства — члена Таможенного союза, в соответствии, с законодательствомкоторого создано, зарегистрировано либо на территории которого постояннопроживает лицо, являющееся декларантом товаров (принцип президентства), довступления в силу международного договора государств — членов Таможенного союза(п. 1 ст. 368 ТК ТС).
Важными новшествами всфере таможенного регулирования являются: введение понятия «единаятаможенная территория Таможенного союза»; создание единых условий транзитана всей территории таможенного союза; отмена таможенного оформления итаможенного контроля за товарами, происходящими с территории государств — участников Таможенного союза, и выпущенными иностранными товарами длясвободного потребления на единой таможенной территории стран — участниковТаможенного союза.
Изменения коснулись ипорядка декларирования товаров. В настоящее время форма и порядок заполнениядекларации на товары определяются Решением Комиссии Таможенного союза от20.05.2010 N 257, то есть они будут едиными на всей территории Таможенногосоюза. Указанным Решением предусмотрено, что форма декларации на товары иИнструкция о порядке заполнения декларации на товары вступают в силу с 1 января2011 г. До начала их действия применяются предусмотренные законодательствомгосударств — членов Таможенного союза формы (бланки) таможенных деклараций ипорядок их заполнения.
Таким образом, с 1 июля2010 г. по 31 декабря 2010 г. в РФ применяются действующие в настоящее времяформы бланков «Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация(ТД1)», «Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/Транзитнойдекларации (ТД2)», «Грузовая таможенная декларация/Транзитнаядекларация (ТД3)», «Добавочный лист к Грузовой таможеннойдекларации/Транзитной декларации (ТД4)»
В случае установления иливыявления недостаточности и (или) несоответствия сведений, заявленных втаможенной декларации (ТД), сведениям, подлежащим указанию в ТД, декларантможет внести в нее изменения (ст. 191 ТК ТС). Причем сделать это можно дажепосле выпуска товаров. Случаи и порядок внесения изменений определяютсярешением Комиссии Таможенного союза.
ТК ТС предусматриваетновые формы таможенного контроля по сравнению с формами, установленными ТК РФ,а именно: учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системыучета товаров и отчетности. Вместо формы таможенного контроля «таможеннаяревизия» введена форма «таможенная проверка» (ст. 110 ТК ТС).Кроме того, ТК ТС содержит статьи о порядке задержания товаров и документов наних при проведении таможенного контроля. В ТК РФ аналогичных норм не было. Вчастности, в случаях, установленных ст. ст. 152, 170, 185, 192, 208, 231, 234,305 и 354 ТК ТС, должностные лица таможенных органов задерживают товары идокументы на них, которые не являются предметами административныхправонарушений или преступлений. Задержанные товары и документы на них хранятсятаможенными органами в течение одного месяца, а скоропортящиеся продукты — втечение 24 часов. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территориюТаможенного союза или вывозу за пределы такой территории, и документы на ниххранятся таможенными органами в течение трех суток. Последующие процедуры сзадержанными товарами описаны в гл. 21 ТК ТС.
Введена статья«Отказ в выпуске товаров» (ст. 201 ТК ТС), в соответствии с которойпри несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 ТК ТС, атакже в случаях, указанных в п. 6 ст. 193 и в п. 2 ст. 201 ТК ТС, таможенныйорган не позднее истечения срока выпуска товаров может отказать в выпускетоваров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием длятакого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Увеличен срок уплатыввозных таможенных пошлин, налогов. Так, согласно п. 3 ст. 211 ТК ТС вотношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннегопотребления, срок уплаты устанавливается — до выпуска товаров в соответствии суказанной процедурой. При этом срок временного хранения товаров не изменился и,как прежде, составляет два месяца. Добавим, что по письменному обращению лица,обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенныйорган может продлить указанный срок, но не более чем до четырех месяцев. Такимобразом, срок уплаты таможенных пошлин, налогов с принятием ТК ТС значительноувеличился: с 15 дней до 4-х месяцев (п. п. 1, 2 ст. 170 ТК ТС). К срокувременного хранения в п. 1 ст. 185 ТК ТС приравнен и срок подачи таможеннойдекларации.
После выпуска товаровтаможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных притаможенном оформлении сведений. В ранее действующей норме этот срок был равенодному году (ст. 361 ТК РФ). В соответствии с вновь принятым документомтаможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течениетрех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Болеетого, законодательством государств — членов Таможенного союза может бытьустановлен срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров до пяти лет.
Некоторые срокисокращены. Это можно назвать положительным моментом, так как изменения внесеныс целью уменьшения времени таможенного оформления. Например, срок выпускатоваров сократился на один рабочий день. ТК РФ срок выпуска предусмотрен непозднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представлениядокументов, необходимых для таможенного оформления и предъявления товаров (п. 1ст. 152 ТК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 196 ТК ТС выпуск товаров должен бытьзавершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днемрегистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС. Хотя дляпроведения или завершения форм таможенного контроля с письменного разрешенияначальника таможенного органа этот срок может быть увеличен до десяти рабочихдней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (п. 4 ст. 196ТК ТС).
В рамках данной главы нерассматривались вопросы, касающиеся налоговых последствий внешнеэкономическойдеятельности организаций. Однако заметим: в целях информированияналогоплательщиков с документами, относящимися к деятельности ТС, наинтернет-сайте ФНС в рубрике «ФНС России» создана подрубрика«Таможенный союз», в которой в разделе «Международныедоговоры» размещены международные договоры и иные нормативные акты пореализации основных положений Соглашения о принципах взимания косвенных налоговпри экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенномсоюзе.

2. Принципиальныеновации таможенного контроля по сравнению с действующим таможеннымзаконодательством Российской Федерации отраженные в Таможенном кодексетаможенного союза
таможенныйконтроль союз декларирование
В соответствии спереходными положениями ТК ТС лица, в отношении которых установлены специальныеупрощенные процедуры таможенного оформления товаров, в Российской Федерации втечение шести месяцев со дня вступления в силу ТК ТС пользуются специальнымиупрощениями, предоставляемыми уполномоченному экономическому оператору всоответствии с ТК ТС, в объеме упрощений, которые были определены для таких лицзаконодательством Российской Федерации до вступления в силу ТК ТС.
Также в переходныхположениях ТК ТС закреплен так называемый принцип резидентства, определяющийподачу декларации на товары таможенному органу государства-члена таможенногосоюза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрированолибо на территории которого постоянно проживает лицо, выступающее в качестведекларанта.
В отношении участниковВЭД, производителей, таможенных представителей, перевозчиков предусмотреныследующие упрощения таможенного администрирования:
1) сокращается периодоформления грузовой таможенной декларации с трех до двух дней;
2) срок уплаты таможенныхпошлин, налогов устанавливается равным сроку временного хранения — до четырехмесяцев, в ТК РФ был установлен срок уплаты — 15 дней;
3) у декларантапоявляется возможность внесения изменений в таможенную декларацию до и послевыпуска товаров;
4) институт специальныхупрощенных процедур заменит институт уполномоченного экономического оператора,которому будут предоставлены следующие возможности:
оформлять транзит товаровбез внесения обеспечения;
осуществлять выпусктоваров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачидекларации, то есть фактически с беспроцентной отсрочкой платежа на срок от 10до 40 дней;
осуществлять временноехранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территорияхуполномоченного экономического оператора;
проводить таможенныеоперации, связанные с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках ииных территориях уполномоченного экономического оператора.
При этом уполномоченныеэкономические операторы будут вносить обеспечение не менее одного миллиона европри включении в соответствующий реестр.
Лицами, осуществляющимидеятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которымне применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям,определенным решением Комиссии таможенного союза, предоставляется обеспечениеуплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную ста пятидесятитысячам евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии сзаконодательством государства-члена таможенного союза на день предоставлениятакого обеспечения;
5) в перспективеучастнику ВЭД предоставляется возможность осуществлять свою деятельность влюбой точке государства-члена таможенного союза;
6) перевозка открываетсяот внешней границы таможенного союза сразу до места нахождения получателя, вкаком бы государстве таможенного союза он не находился;
7) таможенные перевозчикиимеют право перемещения по всей территории таможенного союза без применения кним внутригосударственного контроля на территории каждого из государств-членовтаможенного союза. При этом сокращается сумма обеспечения для таможенныхперевозчиков с 20 млн. рублей до 200 тысяч евро, а железнодорожный перевозчикосвобождается от необходимости внесения обеспечения доставки товаров;
8) сумма обеспечениядеятельности таможенного представителя уменьшается с 50 млн. рублей до 1 млн.евро;
9) исключается норма обиспользовании в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей договорастрахования;
10) согласно ТК ТСэкспорт – процедура, в соответствии с которой товары таможенного союзавывозятся за пределы территории таможенного союза. Таким образом, перемещениетоваров из России в Казахстан, например, будет считаться взаимной торговлей;
11) контейнеры будутотнесены к транспортным средствам, что позволит снять значительное количествопроблем по контролю за временным ввозом контейнеров.
В соответствии со статьей3 Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговлитоварами таможенного союза от 25.01.2008, вступившего в силу согласно РешениюМежгоссовета ЕврАзЭС от 09.06.2009 № 13, государства-члены таможенного союзаопределяют уполномоченные органы в области ведения статистики взаимной торговлии уполномоченные органы в области ведения статистики внешней торговли. ВРоссийской Федерации определено, что уполномоченным органом в области ведениястатистики внешней торговли будет являться ФТС России, а уполномоченным органомв области ведения статистики взаимной торговли — Росстат. В настоящее времяРосстатом разработан проект федерального закона и проект постановленияПравительства Российской Федерации о внесении необходимых поправок изакреплении полномочий за уполномоченными органами, которые находятся в стадиисогласования с федеральными органами исполнительной власти.
ФТС России предложенальтернативный вариант учета данных о взаимной торговле между государствами-членамитаможенного союза, который заключается в подаче статистической декларациитаможенным органам. Данную норму предлагается закрепить в федеральном законе«О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Таким образом, пока небудут приняты указанные законопроекты, комментировать данный вопрос непредставляется возможным.
Для рассмотрения вопросаоб изменении ставок ввозных таможенных пошлин Комиссией таможенного союза состороны Российской Федерации необходимо принятие положительного решения Правительственнойкомиссии по экономическому развитию и интеграции. Для рассмотрения вопроса наданной комиссии субъекту хозяйствования необходимо направить предложения собосновывающими материалами в подкомиссию по таможенно-тарифному и нетарифномурегулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии поэкономическому развитию и интеграции.
Документом,подтверждающим соблюдение участником ВЭД ограничений, которые установлены вотношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяютсязапреты или ограничения государствами-членами таможенного союза в рамкахЕврАзЭС в торговле с третьими странами, является лицензия, которую выдаютМинпромторг России и соответствующие ведомства в Белоруссии и Казахстане.
При этом лицензии,выданные уполномоченными государственными органами исполнительной властигосударств-членов таможенного союза до 1 января 2010 года, будутдействительными до окончания срока их действия.
В процессе подготовкинормативной базы таможенного союза по вопросам нетарифного регулирования былпроведен анализ существующих мер государственного регулирования внешнейторговли в трех государствах и заново осмыслены все запреты и ограничения.
Спорные вопросы,касающиеся применения каких-либо мер ограничительного характера в торговлемежду государствами-членами таможенного союза, должны решаться путеморганизации переговорных процессов.
В текущем году необходимопровести работу по формированию единого торгового режима государств-членовтаможенного союза в отношении других государств-членов ЕврАзЭС, а также странСНГ, не входящих в таможенный союз.
Отличие понятия«товар таможенного союза» от понятия «товар государства-членатаможенного союза» заключается в форме сертификата, выдаваемогоТоргово-промышленной палатой.
Вопрос отражения наусловиях торговли со странами СНГ, не входящими в таможенный союз примененияединой системы нетарифного регулирования в отношении третьих стран на уровнеФТС России не рассматривался.
Таким образом, данныерешения не подлежат ратификации и имеют статус прямого действия.
Создание таможенногосоюза не означает приостановления или переосмысления реализации Концепциитаможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных кгосударственной границе Российской Федерации. Утвержден переченьтаможенно-логистических терминалов (далее – ТЛТ) и четко определено понятиеТЛТ. Стопроцентного переноса оформления на границу не будет. Предполагаетсясоздание специальных центров по оформлению, которые будут располагаться внутристраны. В этой связи возрастает роль передовых технологий, таких какинтернет-декларирование, предварительное информирование и предварительноедекларирование, а также производных от этих технологий – удаленный выпуск иразделенный выпуск.
В настоящее время вопросперемещения таможенного оформления на границу таможенного союза нерассматривается. После вступления в силу ТК ТС участники ВЭД будут продолжатьтаможенное оформление на российской территории, как определено в переходныхположениях ТК ТС.
Решение вопросанесанкционированного реэкспорта с территорий Беларуси и (или) Казахстанароссийских товаров предусмотрено в проекте соглашения об определении порядкауплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территориитаможенного союза.
Обеспечение единообразногоприменения государствами-членами таможенного союза действующих в его рамкахмеждународных договоров и принимаемых его органами решений будет осуществлятьединый судебный орган — Суд ЕврАзЭС, который будет также рассматривать спорымежду государствами-членами таможенного союза, а также спор междугосударством-членом таможенного союза и Комиссией таможенного союза повыполнению ими обязательств, принятых в рамках таможенного союза.
В настоящее время функцииСуда ЕврАзЭС выполняет Экономический Суд СНГ. Для того чтобы Суд ЕврАзЭС могреализовать свои функции, разрабатывается новый статус суда. Согласно проектуданного статуса хозяйствующие субъекты не могут обращаться в Суд ЕврАзЭС повопросам обжалования действий органов таможенного союза.
Для осуществленияобщественного контроля за деятельностью Комиссии таможенного союза созданЭкспертный совет в рамках таможенного союза, который будет действовать привысшем органе таможенного союза. В его компетенцию входит рассмотрениезаявлений юридических и физических лиц, занимающихся хозяйственнойдеятельностью, государств-членов таможенного союза по вопросу соответствиярешений Комиссии таможенного союза, имеющих обязательный характер,договорно-правовой базе таможенного союза. В состав Экспертного совета будут входитьпредставители государств-членов таможенного союза (не менее пяти человек откаждого государства), обладающие необходимыми специальными знаниями и опытом вобласти права, международной торговли, в других областях, имеющих отношение кразрешению споров.
Согласно проектуфедерального закона «О таможенном регулировании в РоссийскойФедерации» таможенная территория Российской Федерации является составнойчастью единой таможенной территории таможенного союза и включает в себянаходящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и наконтинентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки,сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительнойюрисдикцией в отношении таможенного дела в Российской Федерации. Особыеэкономические зоны также являются частью таможенной территории РоссийскойФедерации. Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределыуказанных искусственных островов, установок, сооружений, особых экономическихзон являются таможенной границей Российской Федерации.
С вступлением в силу ТКТС таможенный брокер будет называться таможенным представителем, при этомсодержание данного института практически не изменится.
Полномочия останутся теже – совершение от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованныхлиц таможенных операций. И статус свой таможенный представитель получает также, как и сейчас — посредством включения в Реестр таможенных представителей.
Таможенный представительвправе работать на территории только того государства-члена таможенного союза,таможенным органом которого он включен в соответствующий реестр.
Условия включения вреестр не изменились. Изменился размер обеспечения, который составит сумму,эквивалентную не менее чем 1 млн. евро, по курсу валют, устанавливаемому всоответствии с законодательством государства-члена таможенного союза на деньвнесения такого обеспечения.
Ответственностьтаможенного представителя в ТК ТС не определена. Согласно статье 17 ТК ТС занесоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союзатаможенных представитель будет нести ответственность в соответствии снациональным законодательством члена таможенного союза.
В настоящее время всоответствии с национальным законодательством в сфере экспортного контроляэкспертная оценка товаров на предмет их отнесения к категории контролируемыхпроводится ФСТЭК России или организациями, уполномоченными на проведениенезависимой идентификационной экспертизы в порядке, определённом постановлениемПравительства Российской Федерации от 21.06.2001 № 477 «О системенезависимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой вцелях экспортного контроля».
До принятиягосударствами-членами таможенного союза единого законодательства по организацииконтроля за перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю,в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации с 01.07.2010планируется применение национального законодательства.
В соответствии спереходными положениями ТК ТС таможенные брокеры (представители), владельцыскладов временного хранения, созданные до вступления в силу ТК ТС, вправеосуществлять деятельность в сфере таможенного дела в течение 6 месяцев со днявступления в силу ТК ТС.
Таможенное оформлениетоваров при вывозе их из Российской Федерации в Республику Беларусь илиРеспублику Казахстан не предусмотрено.
Ввоз товаров,предназначенных для демонстрации на выставочно-ярмарочных мероприятиях, будетпроизводиться с применением положений национального и международногозаконодательств. В настоящее время не может быть установлен порядок ввозатоваров с применением карнета АТА на таможенной территории таможенного союза.Порядок применения карнета АТА на территории Российской Федерации останетсяпрежним.
При ввозе товаров сприменением национальных процедур необходимо учитывать, что перечень товаров,временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин,налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки,определяются в соответствии с международными договорами государств-членовтаможенного союза и (или) решениями Комиссии таможенного союза.
При этом вопросыобеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов отнесены на законодательствагосударств-членов таможенного союза.
Вопросы, касающиеся декларированиятоваров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита,регулируется ТК ТС, в развитие положений которого таможенными службамигосударств-членов таможенного союза разработаны проекты решений Комиссиитаможенного союза, определяющие:
форму транзитнойдекларации и добавочных листов транзитной декларации;
порядок заполнениятранзитной декларации;
порядок совершениятаможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрациейтранзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита.
Таким образом, всоответствии с упомянутой таможенной процедурой таможенным законодательствомтаможенного союза будут установлены единые требования к документам, необходимымпри декларировании товаров, перевозимых по таможенной территории таможенногосоюза, и порядок их заполнения.
В связи с вступлением всилу ТК ТС и отменой таможенного декларирования на таможенной границе сРеспубликой Беларусь и Республикой Казахстан экспорт из Российской Федерацииювелирных изделий с содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней,произведенных на территории Российской Федерации, будет осуществляться безтаможенного декларирования. Таким образом, представление таможенным органамкаких-либо документов при экспорте указанных товаров из Российской Федерации вРеспублику Беларусь и Республику Казахстан не потребуется.
Солидарнаяответственность по уплате таможенных платежей у декларанта и таможенногопредставителя в Российской Федерации продолжит действовать. В ТК ТС установленпереходный период в 1 год, в течение которого и Республика Беларусь, иРеспублика Казахстан введут такую же солидарную ответственность брокера идекларанта.
Виды и ставки таможенныхсборов устанавливаются законодательством государств-членов таможенного союза. Всоответствии с проектом федерального закона «О таможенном регулировании вРоссийской Федерации» ставки таможенных сборов за таможенные операцииустанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таможенное оформлениетоваров, получателями которых являются резиденты Республики Беларусь илиРеспублики Казахстан, в Балтийской таможни невозможно, за исключением случаевподачи таможенной декларации на товары дипломатическими представительствами,консульскими учреждениями, иными официальными представительствами и международнымиорганизациями государств-членов таможенного союза таможенному органугосударства-члена таможенного союза, на территории которого они находятся.
Необходимо будетподтверждать факт вывоза товаров за пределы таможенной территории таможенногосоюза.
В соответствии с пунктом4 статьи 10 Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающихвнешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьихстран от 9 июня 2009 года отсутствие лицензии является основанием для отказа втаможенном оформлении товаров.
Учитывая это, а такженормы статьи 60 ТК РФ и положения Инструкции об оперативном и централизованномконтроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров, утверждённой приказом ГТКРоссии от 15 декабря 2002 г. № 1342, лицензию на ввоз необходимо получить допересечения лицензируемым товаром таможенной границы.
Валютное регулирование ивалютный контроль устанавливает правовые основы и принципы валютногорегулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органоввалютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов инерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютнымиценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользованияи распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами,права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Таким образом, данныйФедеральный закон регулирует валютные правоотношения в Российской Федерации,при этом никаких исключений в отношении Республики Беларусь и РеспубликиКазахстан не предусмотрено. В соответствии со статьей 19 № 173-ФЗ у резидентовпри осуществлении внешнеторговой деятельности, в том числе с РеспубликойБеларусь и Республикой Казахстан, возникает обязанность по зачислению на своибанковские счета наличной валюты, причитающейся за переданные нерезидентутовары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, а также по возврату вРоссийскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенныена таможенную территорию Российскую Федерацию товары, невыполненные работы,неоказанные услуги. Таким образом, осуществление валютного контроля в рамкахтаможенного союза будет осуществляться в соответствии с № 173-ФЗ и действующимив настоящее время нормативными правовыми актами органов валютногорегулирования.
В соответствии синформацией Банка России внесение изменений в Инструкцию Банка России от15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентамиуполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютныхопераций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформленияпаспортов сделок» в части исключения требования об оформлении паспортасделки при совершении внешнеторговых сделок, связанных с вывозом товаров вРеспублику Беларусь и Республику Казахстан и ввозом товаров из этих республик.
Планом мероприятий пооптимизации процедур в сфере таможенного администрирования и валютногоконтроля, связанных с экспортом и временным вывозом высокотехнологичнойпродукции, одобренным протоколом заседания Правительственной комиссии попроведению административной реформы от 21.04.2010 № 100, предусмотрено внесениеизменений в нормативные правовые акты Банка России в части увеличения суммыдоговора, с которой у резидентов возникает обязанность по оформлению паспортасделки, до 20 тысяч долларов США в эквиваленте, а также увеличения сроковпредставления справки о валютных операциях при списании денежных средств странзитного валютного счета до 15 дней.
Если отдельные документы,на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут бытьпредставлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращениюдекларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпускатоваров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств-членовтаможенного союза, – после выпуска товаров.
Порядок проведениявалютных операций, связанных с куплей-продажей иностранной валюты,осуществляется в соответствии со статьей 11 № 173-ФЗ. При этом контроль зауказанными операциями не входит в компетенцию таможенных органов.
Решением МежгоссоветаЕврАзЭС от 11 декабря 2009 года № 27 принято Соглашение об обращении продукции,подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможеннойтерритории таможенного союза (далее – Соглашение) и утвержден план мероприятийпо его реализации.
В соответствии суказанным планом мероприятий по реализации Соглашения Комиссией таможенногосоюза запланировано утверждение:
единого перечняпродукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с выдачейединых документов;
порядка формирования иведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и деклараций осоответствии, в том числе единых форм сертификата соответствия и декларации осоответствии.
Согласно Соглашениюпродукция допускается к обращению на территории государства Стороны всоответствии с законодательством государства этой Стороны и указаннымСоглашением. Продукция, в отношении которой Сторонами установлены одинаковыеобязательные требования, одинаковые формы и схемы подтверждения соответствия, атакже применяются одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) иизмерений продукции при проведении подтверждения соответствия, допускается кобращению на единой таможенной территории, если она прошла установленныепроцедуры подтверждения соответствия на территории любого из государств Сторонс соблюдением следующих условий:
проведение сертификацииорганом по сертификации, включенным в Единый реестр;
проведение испытаний виспытательных лабораториях (центрах), включенных в Единый реестр;
сертификаты соответствияи декларации о соответствии оформлены по единой форме.
В соответствии с ТК ТСтаможенное законодательство таможенного союза состоит из ТК ТС, международныхдоговоров государств-членов таможенного союза, регулирующих таможенныеправоотношения в таможенном союзе, а также решений Комиссии таможенного союза,регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе и принимаемых всоответствии с ТК ТС и международными договорами государств-членов таможенногосоюза. ТК ТС опубликован на официальном Интернет-сайте Комиссии таможенногосоюза. Международные договоры государств-членов таможенного союза и решенияКомиссии таможенного союза, предусмотренные Планом мероприятий по введению вдействие ТК ТС, должны быть приняты в мае текущего года, после чего также будутопубликованы на Интернет-сайте Комиссии таможенного союза.
В соответствии сПоложением о Федеральной таможенной службе, в своей деятельности ФТС руководствуетсяКонституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами,федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РоссийскойФедерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актамиЦентрального банка Российской Федерации.
Регулированиеправоотношений в сфере таможенного дела ведомственными нормативными правовыми ииными актами ФТС России является необходимым средством оперативногореагирования на изменения экономической конъюнктуры, поведения участниковвнешнеэкономической деятельности и иных лиц, чья деятельность связана сосуществлением внешней торговли. Необходимость детальной регламентации действийдолжностных лиц таможенных органов при таможенном оформлении товаров итранспортных средств, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза,многочисленность и разнообразие таможенных операций не позволят регулироватьвсе правоотношения в сфере таможенного дела актами таможенного законодательстватаможенного союза, федеральными законами и иными правовыми актами РоссийскойФедерации.
В проекте федеральногозакона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» полномочияФТС России по регулированию правоотношений в сфере таможенного дела существенносокращены. За ФТС России остается лишь механизм реализации тех требований иограничений, которые непосредственно установлены ТК ТС, порядок(последовательность) совершения действий при таможенном оформлении товаров итранспортных средств, утверждение форм некоторых документов, используемых втаможенных целях, технические требования, которые необходимы для обеспечениясоблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Также следуетучитывать, что при всей тщательности подготовки законопроекта заведомо нельзяучесть все нюансы, которые могут возникнуть при практическом его применении.Гораздо опаснее для предпринимательства, если такие нюансы будут разрешатьсясубъективно каждым должностным лицом таможенного органа, а не нормативнымиправовыми актами ФТС России, хоть и ведомственными, но обязательными для всех,официально опубликованными и прошедшими государственную регистрацию в МинюстеРоссии на предмет их соответствия законодательству и антикоррупционнуюэкспертизу.
На основании закона офедеральном бюджете Министерство финансов Российской Федерации доводит досведения Федеральной таможенной службы сумму доходов федерального бюджета,администрируемых ФТС России, на плановый период.
Также ФТС Россиипланируется разработка программных средств, обеспечивающих возможностьпредставления заинтересованными лицами сведений в электронном виде на основеWeb-технологий.
Вопросы введенияобязательного электронного декларирования в Российской Федерации после введенияв действие ТК ТС будут регулироваться также статьей «Таможенноедекларирование товаров в электронном виде» федерального закона «Отаможенном регулировании в Российской Федерации», которая вступит в силу с1 января 2013 года.
В то же время пунктом 3статьи 179 ТК ТС предусматривается возможность таможенного декларирования вписьменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Вопрос определения сроковвведения обязательного электронного декларирования на территории таможенногосоюза будет урегулирован нормами национального законодательства государств –членов таможенного союза, исходя из так называемого принципа резидентства,предусмотренного пунктом 2 статьи 3 ТК ТС.
ТК ТС определено, чтосроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведенияили завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя(начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя(начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать10 рабочих дней. К определенным категория товаров, указанным в пункте 1 статьи196 ТК ТС, выпуск должен быть завершен таможенным органом не позднее 4(четырех) часов с момента регистрации декларации на товары, при этом указанныесроки включают время проведения таможенного контроля.
В соответствии сположениями главы 3 ТК ТС одним из условий включения в реестр лиц,осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, является отсутствиефактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенныйорган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенногодела, определенные законодательством государств-членов таможенного союза.
Основополагающимнаправлением, которое обеспечивает исполнение требований внешнеэкономическогорегулирования и защиту экономических интересов Российской Федерации приосуществлении внешней торговли товарами, является таможенный контроль.Таможенный контроль основан на идеологии анализа и управления рисками, всоответствии с которой определение стратегии таможенного контроля — этокомпетенция таможенных органов.
Самостоятельностьтаможенной службы в вопросах таможенного администрирования закрепленаМеждународной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур.Проведение таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможеннуюграницу таможенного союза, обеспечивает реальную возможность таможенных органовпредотвратить их ввоз, вывоз или оборот на территорию страны в ущерб интересамгосударства, а также отечественных производителей и потребителей, в связи с чемтаможенный контроль, в том числе выбор форм таможенного контроля, – это, посути, основное средство таможенного администрирования, относящееся кисключительной компетенции таможенных органов.
Таможенные органыосуществляют выборочные проверки товаров, в том числе на основании профилейрисков, только в том случае, если есть вероятность нарушения таможенногозаконодательства.
Механизм защиты правинтеллектуальной собственности реализован посредством:
национального таможенногореестра объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенноморгане государства-члена таможенного союза;
Единого таможенногореестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов таможенногосоюза (после подписания Соглашения о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальнойсобственности государств-членов таможенного союза);
в соответствии сзаконодательством государств — членов таможенного союза в отношении объектовинтеллектуальной собственности, не включенных в указанные таможенные реестры.

3. Экономические последствияв Таможенном союзе
 
Таможенным кодексомтаможенного союза предусмотрен ряд положений, не имеющих правовой аналогии втаможенном законодательстве государств-членов таможенного союза:
— вводится понятие Единаятаможенная территория таможенного союза; — создаются единые условия таможенноготранзита на всей территории таможенного союза;
— отменяются таможенноеоформление во взаимной торговле и, поэтапно, таможенный контроль (на границе)товаров, происходящих с территории государств-членов таможенного союза итоваров третьих стран, выпущенных в свободное обращение на единой таможеннойтерритории.
Кодексом предусмотреновзаимное признание мер обеспечения уплаты таможенных платежей на всейтерритории таможенного союза. Также вводится институт уполномоченногоэкономического оператора – лица, которому предоставлено право пользоватьсяспециальными упрощениями при осуществлении таможенных процедур.
Одновременно Протоколом овнесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенногосоюза, подписанным главами государств 16 апреля 2010 г., в 152 статьи Кодексавнеслось 208 поправок. Так, в Протокол включены положения, направленные наупрощение таможенных и административных процедур, в первую очередь по группеинновационной, высокотехнологичной продукции.
Количество документов,представляемых при экспорте товаров, не облагаемых экспортными пошлинами,сокращено с 14 до 7. Введен запрет требовать представления иных документов.
Действующий в настоящеевремя Таможенный кодекс Российской Федерации не регламентирует данный вопрос.Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров,вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, чётко не определен ирегулируется Приказом Федеральной таможенной службы от 25 апреля 2007 г. № 536.На практике количество таких документов может доходить до 30. Протоколомпредусмотрено, что при применении таможенной процедуры временного ввозаКомиссией таможенного союза могут устанавливаться продолжительные (более 2-хлет) сроки временного ввоза отдельных категорий товаров.
Также установлено правоКомиссии определять случаи, когда таможенная процедура временного ввоза можетбыть завершена без уплаты процентов за предоставленную отсрочку (рассрочку)уплаты таможенных платежей. Эти нормы являются важным инструментом поддержкиотдельных отраслей экономики, осуществляющих перевооружение современными производственнымисредствами.
К применению упрощенныхтаможенных процедур при ввозе товаров, необходимых для развития производства, атакже при экспорте высокотехнологичной продукции, теперь могут быть допущеныпредприятия малого и среднего бизнеса. Это достигнуто снижением размерапредоставляемых таможенным органам финансовых гарантий (с 1 млн. евро до 150тыс. евро) для получения статуса уполномоченного экономического оператора (дляостальных участников ВЭД установлена сумма в размере 1 млн. евро). При этомкритерии для применения более низкого уровня обеспечения уплаты таможенныхпошлин, налогов устанавливаются Комиссией таможенного союза. (применимо если мысами захотим оформлять импорт — экспорт).
В Кодекс также включеныположения, направленные на поддержку экспорта и технологическогоперевооружения.
Например, в таможеннойпроцедуре переработки на таможенной территории при гарантийном ремонте ранееэкспортированных товаров установлена возможность производить замену неисправныхчастей, узлов, агрегатов эквивалентными товарами без учета состояния ихисправности или изношенности. Данная норма в соответствии с общепринятымимеждународными нормами условия ремонта и техобслуживания экспортируемых товаровсчитается одной из основных мер поддержки экспорта машинно-техническойпродукции и направлена, прежде всего, на сокращение времени, на проведениетаможенных формальностей при выполнении экспортерами своих обязательств погарантийному ремонту и техническому обслуживанию ранее экспортированныхтоваров. Установлена возможность применения таможенной процедуры временноговвоза (допуска) в отношении товаров, ввезенных для проведения испытаний,исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов свременно ввезёнными товарами либо использования их в ходе испытаний,исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов(статья 279 ТК ТС).
Это создаст благоприятныеусловия для научных, исследовательских организаций, которые смогут ввозитьтовары для проведения испытаний, исследований, тестирования, проверки,проведения опытов или экспериментов либо использовать их в ходе таких испытанийи исследований, в том числе в целях создания высокотехнологичной продукции, сусловным освобождением (полным или частичным) от уплаты таможенных пошлин,налогов.
Договор о создании единойтаможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г.закрепил договоренности Республики Беларусь, Республики Казахстан и РоссийскойФедерации о том, что с момента создания единой таможенной территориигосударства-участники не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины,количественные ограничения и эквивалентные им меры. Применение таможенныхпроцедур не будет применяться в рамках взаимной торговли товарами таможенногосоюза.
Согласно Соглашению«О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров,выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе» от 25 января 2008 г.,подписанному главами правительств государств-участников таможенного союза,принципы взимания НДС в таможенном союзе не меняются. То есть, вывоз облагаетсяпо нулевой ставке, возврат НДС осуществляется экспортером, а ввоз — по ставке,действующей в государстве-импортере. При этом экспортерам и импортерам нетребуется прохождения таможенных процедур. В развитие Соглашения в декабре 2009г. подписаны протоколы, определяющие принципы и порядок взимания косвенныхналогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров,выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, а также обеспечивающиепорядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг втаможенном союзе.
В этот же периодналоговыми органами государств–членов таможенного союза подписан Протокол обобмене информацией в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов,включающий Правила (порядок) заполнения заявления о ввозе товаров и уплатекосвенных налогов и формы заявлений. Все принятые документы создают правовуюоснову для взимания НДС и акцизов при перемещении товаров во взаимной торговлев отсутствии таможенного оформления и позволяют обеспечивать контроль засвоевременным и полным поступлением сумм уплаченных косвенных налогов вгосударственные бюджеты государств-участников таможенного союза. Основноеновшество для налоговиков и налогоплательщиков, которое влечет за собойсоздание таможенного союза это то, что при пересечении совместных границ небудет производиться таможенное оформление ввозимых товаров. Весь этот процессстанет осуществляться лишь по месту уплаты обязательных отчислений и платежей(НДС и акцизов). Кроме того, все принятые в налоговой сфере документыпредусматривают более льготные условия. В частности, предоставлено правоэкспортерам осуществлять расчеты в любой форме, а не только в денежной, до 180дней увеличен срок предоставления документов, подтверждающих экспорт товаров,упрощены процедуры, подтверждающие экспорт товаров и применение нулевой ставки,а также осуществление вычетов входного налога под такую нулевую ставку.
Вопрос о порядке взиманиякосвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импортетоваров, а также при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзенаходится в компетенции Минфина России и ФНС России.
К компетенции таможенныхорганов будет относиться взимание акцизов по товарам, подлежащим маркировкеакцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).
Вопрос о возмещении НДСпри экспорте товаров между странами-участницами Таможенного союза решаетсяследующим образом. Порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импортетоваров, а также перечень документов, подтверждающих обоснованность применениянулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, а также право на налоговыевычеты (зачеты) определены Протоколом «О порядке взимания косвенныхналогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров втаможенном союзе».
Согласно Протоколувзимание косвенных налогов по импортируемым товарам производится налоговымиорганами.
Налоговые вычеты (зачеты)производятся в порядке, аналогичном предусмотренному законодательствомгосударства-члена таможенного союза, применяемому в отношении товаров,экспортированных с территории этого государства за пределы таможенного союза.
Протокол устанавливаетперечень документов, которые представляются в налоговый орган одновременно сналоговой декларацией для подтверждения обоснованности применения нулевойставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов.
В частности, к нимотносятся договоры (контракты), в соответствии с которыми осуществляетсяэкспорт товаров; документы, подтверждающие фактическое поступление выручки отреализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера (еслииное не предусмотрено законодательством государства-члена таможенного союза);документы, подтверждающие факт перемещения товаров на территорию другогогосударства-члена таможенного союза и другие.
В перечне необходимыхдокументов — заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленноепо форме Приложения 1 к Протоколу «Об обмене информацией в электронномвиде между налоговыми органами государств-членов таможенного союза обуплаченных суммах косвенных налогов», с отметкой налогового органагосударства-члена таможенного союза, на территорию которого импортированытовары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполненияналоговых обязательств — в оригинале или в копии по усмотрению налоговыхорганов государств — членов таможенного союза).
По сути, заявление оввозе товаров и уплате косвенных налогов является основным документом,подтверждающим обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобожденияот уплаты акцизов. Заявление содержит реквизиты аналогичные реквизитам грузовойтаможенной декларации: наименование поставщика, товаров, их количество, суммукосвенных налогов, подлежащих уплате. То есть заявление является документом,подтверждающим как уплату косвенных налогов при ввозе товаров, так и совершениеоборотов по экспорту, облагаемых по нулевой ставке, НДС по которым подлежитвозврату из бюджета. Таким образом, применение ставки НДС в размере нольпроцентов возможно только при исполнении налоговых обязательств контрагента встране-импортере. Возникновение права на применение ставки НДС в размере нольпроцентов не зависит от величины данного налога в стране, на территорию которойтовары перемещаются (в том числе, если в стране назначения товар не облагаетсяданным налогом). Документы, подтверждающие право на применение ставки НДС вразмере ноль процентов, должны быть поданы в налоговый орган в течение 180календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.
Вопрос об унификацииподоходных налогов и НДС в рамках таможенного союза в настоящее время не рассматривается.
К примеру, В Беларуси ставкаНДС составляет 20%, в Казахстане – 12%, в России – 18%. Различный уровеньставок НДС на взаимоотношения в рамках таможенного союза влияние не окажет, таккак действует зачетный метод, принцип «страны назначения», которыйпозволяет при экспорте товаров применять нулевую ставку.
Вместе с тем, в отношенииналогового регулирования в таможенном союзе предусмотрена возможность каждой изстран устанавливать собственные ставки косвенных налогов. Поэтому неисключается возможность сближения национального налогового законодательствастран-партнеров по таможенному союзу в части выравнивания ставок налогов. Так,например, Налоговым кодексом Республики Казахстан определено поэтапноеповышение ставок акцизов до 2014 года. Вопрос их уравнивания с российскими ибелорусскими ставками сейчас рассматривается.
3.1Таможенный контроль и таможенное оформление при ввозе на территории другихгосударств Таможенного союза
Договорнаябаза формируемого в рамках Евразийского экономического сообщества Таможенногосоюза допускает применение в исключительных случаях ставок ввозных таможенныхпошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа. При этом соответствующеерешение Комиссии Таможенного союза о применении одним из государств-участниковболее высокой или более низкой ставки в обязательном порядке должно содержатьинформацию о мерах, которые должны быть приняты другимигосударствами-участниками для достижения целей применения более высокой илиболее низкой ставки.
Однакосогласно определению Таможенного союза ЕврАзЭС товары, не вошедшие в Единыйтаможенный тариф или временно исключенные из него, не могут рассматриваться вкачестве товаров, на которые в полном объеме распространяются преимуществаединой таможенной территории.
То естьтовары и транспортные средства, в отношении которых государствами-участникамине достигнуто согласие о размерах ставок ввозных пошлин в Едином таможенномтарифе либо предоставлено временное изъятие из него, но которые выпущены всвободное обращение на территории одного из государств — участников Таможенногосоюза по ставке ввозной пошлины, например, меньшей, чем применяемая в другихгосударствах — участниках Таможенного союза ставка Единого таможенного тарифа,то такие товары и транспортные средства не могут рассматриваться в качествевыпущенных в свободное обращение для других государств — участников Таможенногосоюза ЕврАзЭС, где применяется более высокая единая ставка ввозной пошлины.
Соответственнотакие товары и транспортные средства для таможенных целей имеют статус товаровне Таможенного союза, в связи с чем должны осуществляться таможенный контроль итаможенное оформление при их ввозе на территории других государств Таможенногосоюза.
Указанныевыше обстоятельства и прогнозируемые трудности в создании и поддержании Единоготаможенного тарифа и единых мер нетарифного регулирования могут способствоватьпринятию государствами — участниками Таможенного союза ЕврАзЭС одностороннихрешений об осуществлении защиты национальных экономических интересов силаминациональных таможенных органов непосредственно на внутренних границахгосударств — участников Таможенного союза.
Следуетотметить, что риски отказа государств — участников Таможенного союза ЕврАзЭС отприменения такого основополагающего принципа функционирования Таможенногосоюза, как отмена таможенного контроля и таможенного оформления на внутреннихграницах из-за временных изъятий из Единого таможенного тарифа отдельныхнаименований товаров и транспортных средств, обусловлены объективносуществующими различиями в структуре экономик государств-участников исоответственно несовпадающими потребностями и интересами в части объемов иноменклатуры импортируемой на национальные территории из-за пределов ЕврАзЭСпродукции происхождения третьих стран.
При этом,чтобы другие государства — участники Таможенного союза ЕврАзЭС не вводили вотношении вышеуказанной узкой номенклатуры товаров и транспортных средствпроисхождения третьих стран меры таможенного регулирования непосредственно насвоих внутренних границах, Белоруссии, Казахстану и России необходимо признатьтовары и транспортные средства, выпущенные в свободное обращение по ставкамввозных пошлин меньшим, чем применяемые в других государствах-участниках ставкиЕдиного таможенного тарифа, условно выпущенными в свободное обращение нанациональной территории, отчуждение которых без разрешения таможенных органовзапрещено. В этом случае на таможенные службы будет возложена обязанностьосуществлять таможенный контроль за целевым использованием таких товаров итранспортных средств на национальных территориях и их таможенное оформление привывозе в другие государства — участники Таможенного союза путем помещения подпроцедуру перевозки под таможенным контролем до внутреннего таможенного органадругого государства-участника.
Следуетотметить, что на начальном этапе формирования российско-белорусскогоТаможенного союза схожая практика имела место: с 10 января 1996 г. по 17сентября 1998 г. ввезенное в Республику Беларусь в течение календарного годафизическим лицом одно транспортное средство с уплатой таможенного платежа поединой ставке в размере 0,3 ЭКЮ за 1 куб. см объема двигателя в течение двухлет с момента таможенного оформления не подлежало отчуждению либо передаче вовладение или пользование другим лицам, за исключением передачи в пользованиечленам семьи лица, ввезшего транспортное средство. В целях контроля засоблюдением физическими лицами этого ограничения белорусскими таможеннымиорганами на выдаваемых владельцам иностранных легковых автомобилей паспортахтранспортного средства проставлялся оттиск штампа «Отчуждение безразрешения таможни запрещено». В случае невыполнения указанных условий заввезенное транспортное средство по выбору лица, осуществившего такой ввоз,надлежало произвести платеж по равной российской единой ставке в размере 5 ЭКЮза 1 куб. см объема двигателя либо уплатить в соответствии с общим порядком иусловиями осуществления мер экономической политики таможенную пошлину, налог надобавленную стоимость, акцизы и другие налоги.
Особуюзначимость предлагаемый механизм обеспечения экономической безопасностигосударств — участников Таможенного союза ЕврАзЭС совместными усилиямитаможенных служб государств-участников без проведения ими процедур таможенногоконтроля и таможенного оформления на внутренних границах представляет дляурегулирования, во-первых, вопроса ввоза на территорию Российской Федерации стерритории Республики Беларусь легковых автотранспортных средств иностранногопроизводства, которые выпускаются в свободное обращение в Республике Беларусьбелорусскими юридическими и физическими лицами по льготным правилам таможенногоналогообложения и впоследствии отчуждаются в Россию, и, во-вторых, проблематикиввоза на территории Республики Беларусь и Российской Федерации около 450наименований товаров на уровне 10 знаков ТН ВЭД (фармацевтическая продукция,бумага, изделия из пластмасс и алюминия, машинотехническая продукция и ряддругих товаров), которые Республика Казахстан в течение переходного периодавправе ввозить на свою территорию из третьих стран с применением ставок ввозныхпошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа.
Такимобразом, вышеизложенный алгоритм осуществления таможенных операций таможенногооформления и таможенного контроля в отношении временно изъятых из Единоготаможенного тарифа товаров и транспортных средств происхождения третьих стран,перемещающихся в пределах единой таможенной территории Республики Беларусь,Республики Казахстан и Российской Федерации, позволяет и в условияхнедостижения полного единообразия применяемых государствами-участниками мер таможенно-тарифногорегулирования обеспечить соблюдение одного из основополагающих принциповТаможенного союза — отмену таможенного контроля и таможенного оформления навнутренних границах государств — участников Таможенного союза без ущерба ихэкономической безопасности, чем будет обеспечена должная устойчивостьТаможенного союза в целом.

Заключение
На основе материалов,изложенных в данной курсовой работе, можно отметить, что важная особенность таможенного контроля заключается втом, что его проведение допускается и после выпуска товаров в свободноеобращение. В соответствии с пунктом 2 ст. 361 ТК РФ проверка достоверностисведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств можетосуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утратытоварами статуса находящихся под таможеннымконтролем. При этом, таможенные органы вправе применятьтакую форму таможенного контролякак, например, таможенная ревизия.
Кроме того, таможенныеорганы вправе проводитьтаможенныйконтроль при обороте товаров, ввезенных на таможеннуютерриторию Российской Федерации, путем проверки сведений, подтверждающих выпусктаких товаров, а также путем проверки наличия на товарах маркировки или иныхидентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввозатоваров на таможенную территорию Российской Федерации. Возможность проведенияданных проверок уже не ограничивается какими-либо сроками. В этом случаетаможенные органы реализуют такие формы таможенногоконтроля как специальная таможенная ревизия, проверкамаркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационныхзнаков, осмотр помещений и территорий.
Проведение таможенного контроля можетсопровождаться временным ограничением прав собственности на товары в форме ихареста или изъятия. ТК РФ позволяет таможенным органам применять данные мерыкак после утраты товарами статуса, находящихся под таможенным контролем (выпущенных всвободное обращение), так и во всех иных случаях, когда: — обнаруживаютсятовары, ввезенные в РФ с нарушением таможенных правил (без наличия на нихспециальных марок, идентификационных знаков, без уплаты таможенных пошлин,налогов или без соблюдения запретов и ограничений, предусмотренныхзаконодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности);
— обнаруживаетсяотсутствие в коммерческих документах сведений о выпуске товаров либонедостоверность таких сведений, а равно отсутствие коммерческих документов, вкоторых должны быть указаны такие сведения; — обнаруживаются факты пользованияи (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связис которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозныхтаможенных пошлин, налогов.

Список использованныхисточников
 
1. Таможенный кодекс таможенногосоюза.
2. Интернет-ресурсы: www. customs.ru; www.таможня.ru.
3. «Российская газета» №269 от29.11.2010 г.
4. Разъясняющее письмо по вопросамприменения ТК ТС от 29.06.10 г. № 01-11/31846.
5. Разъясняющее письмо по вопросамприменения ТК ТС от 29.06.10 г. № 01-11/31846.
6. Разъясняющее письмо по вопросамприменения ТК ТС от 02.07.2010 № 04-45/32583.
7. Письмо ФС по ветеринарному ифитосанитарному надзору РФ от 09.07.2010 № ФС-НВ-2/8191.
8. Приказ ФТС России от 03.08.2006 №724) и порядок заполнения (Приказы ФТС России от 04.09.2007 № 1057 и от21.08.2007 № 1003) (Письмо ФТС России от 29.06.2010 № 01-11/31846).
9. ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «Овалютном регулировании и валютном контроле».
10. Постановление правительства РФ от26.07.2006 г. № 459 ФТС РФ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.