Реферат по предмету "Социология"

Узнать цену реферата по вашей теме


Технологии социальной работы с пожилыми людьми

АННОТАЦИЯ
Работа 33 с., 28 источников
Беседа с пожилым человеком, ведение документации, качество жизнипожилых людей как социальная проблема, особенности социальной работы с лицамипожилого возраста, пенсионное обеспечение, пожилые люди как социальнаяобщность, система учреждений социального обслуживания, социальное обслуживание,социальное обеспечение, социальная работа, старость, технологии социальнойработы
Курсоваяработа посвящена актуальной теме научного и прикладного значения – изучениютеоретических основ феномена старости и краткому описанию практической частипомощи пожилым людям. Социальная работа проводится с пожилыми людьми,нуждающимися в опеке, заботе, поддержке как материальной,морально-психологической, юридической, так и иной социальной помощи. Длякачественной социальной работы с пожилыми людьми необходимо усвоение ужевыработанных технологий социальной работы с данной группой населения иприменение креативности, эвристичности при разработке инноваций в данномаспекте соответствующей социальной деятельности. Ознакомлению с ужесуществующими технологиями социальной работы с престарелыми людьми и будетпосвящена данная курсовая работа.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические основы социальной работыс пожилыми людьми
1.1 Феномен старости и социогеронтологические теории
1.2 Содержание социальной работы с пожилыми людьми
2. Технологии социальной работы спожилыми людьми
2.1 Общая характеристика современных технологий социальной работыс пожилыми людьми
2.2 Технология социального обслуживания пожилых людей
2.3 Технология социальной реабилитации пожилых людей
Заключение
Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ
Одна изтенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, — ростабсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходитнеуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населениядоли детей и молодежи и увеличения доли пожилых. Главные причины старениянаселения – снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни лицстарших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизнинаселения.
Как сделатьжизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью ирадостью, как избавить его от чувства одиночества, отчужденности, каквосполнить дефицит общения, как удовлетворить его потребности и интересы — этии другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира.Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которойдолжно вырабатываться на глобальном уровне. По мере создания институтасоциальных работников и специалистов в области геронтологии нетрудоспособныеграждане могут получать уже более квалифицированную и разнообразную социальнуюпомощь и поддержку.
Актуальность — современная социально-экономическая, морально-психологическая идуховная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет местонестабильность в экономике, практически не снижается численность людей сдоходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения подоходам, повышается напряженность на рынке труда, задолженность по выплате заработнойплаты, пенсий и социальных пособий, остро проявляется тенденции неблагополучия.Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций,общественных объединений принятия адекватных мер, прежде всего в сфере развитиясистемы социальной защиты населения в особенности гражданам пожилого и старшеговозраста.
Степеньразработки проблемы, анализ литературы по темеисследования говорит о том, что социальная работа с пожилыми людьми находитсяво всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. В работах Е.И.Холостовой «Технология социальной работы», Н.Ф. Дементьевой, Э.В. Устиновой«Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан»,хорошо раскрыты такие темы, как: проблемы пожилых людей; система учрежденийсоциального обслуживания. Методической базой исследования данной работысоставили труды Беленькой И.Г., Красновой О.В., Холостовой Е.И., Сорвиной А.С.,Курбатовой В.И, Альперовича В.Д.
Научнаяновизна – эффективные технологии и средстварешения социальных проблем пожилых и престарелых граждан. Теоретическая значимостькурсового исследования состоит в анализе технологий социальной работы спожилыми людьми.
Объектомисследования являются лица пожилоговозраста, как социально-демографическая группа.
Предмет – технологии социальной работы с лицами пожилого возраста.
Цельюработы является изучение технологии социальнойработы с данной категорией граждан.
Достижениеэтой цели предусматривает следующие задачи:
1) описатьтеории, раскрывающие феномен старости;
2) выявитьпринципы социальной работы в отношении пожилых граждан;
3) выделитьтехнологические задачи в социальной работе с пожилыми людьми;
4) Краткоописать технологии социальной работы с пожилыми людьми.
Методыкурсового исследования: обобщение; классификацияи систематизация, анализ литературных источников; сравнительный теоретическийанализ статистических данных.
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
 
1.1 Феномен старости и социогеронтологические теории
Вразработках ООН, где началом старости считается возраст 65 лет, в зависимостиот доли людей старшего возраста в общей структуре населения, различают трифазы. «Молодым» считается общество, насчитывающее менее 4% людей ввозрасте 65 лет и старше, «зрелым» — от 4 до 7% людей в этом возрастеи «старым» — свыше 7%. Порогом демографической «глубокойстарости» следовало бы признать долю старых людей в общей структуренаселения, равную 10%. Отмечая в каждой из этих классификаций преимущества инедостатки, в настоящей работе мы будем использовать шкалу ООН /24, с.9/.
Процессстарения населения — явление относительно новое. Он начался непосредственнопосле так называемой демографической революции, одним из двух основныхпроявлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости.Среди пожилых людей во всем мире гораздо больше женщин, чем мужчин /24, с.47/.Можно выделить четыре группы проблем, которые влечет за собой старениесовременного общества. Во-первых, это демографические и макроэкономическиепоследствия, во-вторых, это сфера социальных отношений, в-третьих, изменениедемографической структуры, отражающееся на рынке труда и в-четвертых, изменениякасаются функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей.
Очевидно,что вышеперечисленные факторы представляют лишь вершину айсберга объективныхперемен в жизни общества. К ним следует добавить и широкую гамму субъективныхфакторов, которые, безусловно, изменят и внутренний мир человека, представителялюбого поколения, населяющего «общество пожилых». В среднем на одного пожилогобольного России приходится от 2 до 4 заболеваний, а стоимость лечения пожилых в1,5 — 1,7 раза выше стоимости лечения молодых людей /26, с.282/.
В современной социальной геронтологии предприняты попытки построениятеоретических конструктов, определяющих самобытность жизненного этапа пожилыхлюдей, его социальных соотношений.
Теорияразъединения. Сторонники данной теорииделают акцент на изменениях в организационной структурированности социальнойжизни, выделяя в качестве ведущей тенденцию сворачивания социальных связей икоммуникаций, уменьшения внешних побуждений. В качестве факторов, обусловливающихданную тенденцию, называются уход на пенсию или уменьшение интенсивности иобъема занятости, отделение от взрослых детей, потеря близких и знакомых людей,изменение возрастных требований в семье, урбанистический стиль жизни.
Указанныеизменения по-разному воспринимаются и психологически осваиваются каждымчеловеком. В связи с этим новые адаптационные стратегии на финальном этапежизни, способствующие овладению социально-психологическими механизмами,блокирующими негативные последствия критический моментов в жизни пожилогочеловека. Это особенно важно, поскольку переход от одной социальной ситуациисуществования к другой не может быть чисто формальным, когда внешние события(выход на пенсию, отделение от детей, смена работы, изменение культурной среды)никак не подготовили изменений внутреннего мира личности, тем самым создавпочву для возникновения проблем социальной адаптации и личностных кризисов.
Сам процессперехода от одной социальной позиции к другой, по А. ван Теннепу, совершается втри этапа: сегрегация – отделение человека от старого окружения и разрыв спрошлым; транзиция – промежуточное состояние, «пустыня бесстатусности»;инкорпорация – последующее включение индивида в свою социальную группу, но ужев новом качестве. Старый человек часто застревает на этапе транзиции со всемивытекающими из этого последствиями, фиксирующимися как разрыв, разлад, надлом.Между тем состояние перехода как поворотный момент в жизненном пространствеличности содержит в себе ценнейшую возможность личностного роста черезреализацию некоего потенциала. В этом контексте такие институты культуры, как«обряды переходы» — исповедь, психотерапия, всевозможные образовательныепрограммы, способствуют осмыслению переходной жизненной ситуации, когдачеловек, дистанцируясь от потока обыденной повседневной жизни, трансформируеткультурно-исторический опыт социума в определение собственной стратегии поведения,корректирует свои взаимоотношения с окружающим миром /8, с.51 – 52/.
Теорияактивности связывает особенности данногожизненного этапа с индивидуализацией и локализацией старения, снеповторимо-индивидуальной спецификой факторов старения. Анализ этой проблемыосуществляется в контексте профилизации личности: ее стиля жизни, позиций,социокультурных ориентаций. При этом открытость, проникновение в социальныйпоток или, напротив, тенденцию отворачиваться от жизни соотносят свариативностью индивидуальных реакций. Сохранение жизненной активности,многообразия вариантов отношения к жизни рассматривается как позитивный фактор,продлевающий жизнь. Люди с такой жизненной позицией открыты в первую очерезьизменениям, и даже большие изменения воспринимаются ими не как укроза, а скореекак вызов своим возможностям.
Сегодняпредставители «третьего возраста» имеют различные поведенческие установки,реализующиеся в повседневных практиках: плыть по течению на манер щепки; искатьновые стратегии, не отставать от требований сегодняшнего дня; жить, деломзаниматься и терпеть, дожидаться перемен к лучшему; приноровиться кобстоятельствам, но и обиды никому не спускать; оберегать свою натуру,противиться всяческим изменениям /8, с.53/.
Теориявозрастной стратификации. Ряд исследователейсосредоточивают внимание на анализе возрастных ценностных показателей вобществе (размер и способ дохода, «открытость» социальных позиций, дающихдоступ к воздействию на различные общественные процессы, возрастнаяинституциональность).
Теориянаименования. Эта теория интерпретируетпроблемы старости как следствие неадекватного ее восприятия или «навешиванияярлыков». Данная теория фокусирует внимание на механизме социального давления,когда предписывается определенная модель поведения, которая отражает негативныйи дискриминирующий характер существующих стереотипов старости и находит своеметафорическое выражение в ярлыках. Давление социальных стереотипов достигаеттакой силы, что большинство людей строят свое поведение в соответствии с ярлыком.Различные схемы приписывания социальных атрибутов пожилому человеку различаютсялишь по объекту идентификации: старость – болезнь, старость – бедность,старость – зависимость. Однако навязываемая социальным окружением модельповедения не является тотальной и непреодолимой. Выбор поведенческих моделей взначительной мере зависит от самоопределения, приобретающего в конкретныхситуациях приоритетное значение /8, с.55/.
Теориясоциальной девиации. Существуют также подходы,определяющие содержание старости на основе представлений о некоторых нормах илиидеалах развития личности, главным источником которых служит экспертное знаниеагентов социального контроля, прежде всего медицины, психиатрии. Бытие человекаопределяется как адекватное или девиантное, то есть отклоняющееся от некоторыхнорм «личностного здоровья». Пассивность стариков, их социальное отчуждение,уход в себя трактуются в данном случае как варианты отклоняющегося поведения,как провал в архаичную неотрегулированность жизни. Диагноз «девиантноеповедение» фиксирует сверхспелетенность старости и негативных сторон бытия.Старость предстает как вид социальной девиации, возникающей в результатереакции на социальное давление.
Темпоральнаятеория старости. В качестве основания длясоциопсихологических обобщений выделяют своеобразное взаимодействие периодов временикак определяющую, структурирующую основу всего построения повседневностипожилого человека. В различные возрастные периоды воспроизводятся разные моделивидения, организации времени. Практически никогда три основных времени невоспринимаются как равные: может доминировать или прошлое. Или настоящее, илибудущее. Количество времени, которое, по представлению пожилых людей, у них«есть», весьма незначительно, что влияет на темп действий, степень, с которойна человека оказывает влияние прошлое или с которой он «втянут» в будущее /8,с.55/.
Пожилойчеловек не может держаться в стороне от мира, заполняя личную жизньсентиментальной любовью к прошлому. Если пожилые люди не примут сознательноусловия существования своего времени, с которым они фактически связаны, онисоставят лишь искусственную группу с необоснованными притязаниями.
Старостькак механизм трансмиссии культуры. Старостьрассматривается и как элемент человеческого бытия и развития, определеннымобразом институционализированный в культуре. Традиционно данный феномен представляетсяв качестве основного звена механизма преемственности общественных отношений,культуры, морали, опыта в виде неких правил, наставлений, узаконений,транслирующихся молодым возрастным группам.
В рамкахизучения межпоколенной трансмиссии культуры отмечаются изменения содержания,темпов, форм передачи знаний и опыта от поколения к поколению, связанные спроцессами информатизации современного общества. Привилегия старости – наличиежизненного опыта, который превращается во внутренний фактор жизни человека,выступающий гарантией взвешенности принимаемых решений и поступков, осознаниясоциальной ответственности.
Опытстаршего поколения надо брать в расчет, чтобы развить его позитивныевозможности и избежать повторения его ошибок. Тенденции новаторства ипреемственности заложены в основе механизмов динамики развития личности.Нередко эти тенденции отслеживаются как враждебные, несовместимые.Действительно, современный этап общественного развития усложнил взаимоотношениямежду ними, но не заглушил главного – синхронного воздействия на становлениеличности как двух сторон единого, связанного процесса /8, с.58 – 59/.
Теориясубкультуры. Старость представляется помодели субкультуры. Имеются в виду особые смысловые ресурсы, виды действий,формирующиеся на базе социокультурной системы, характерной для времени жизниданного поколения.
При всемразнообразии содержания взглядов, установок у людей, принадлежащих к одномупоколению, прослушивается некоторый общий тон, объединяющий их мироощущение,существует набор типовых реакций, санкционированных общественными структурами идолгой традицией. Субкультура позволяет сохранитьпсихологически-мировоззренческую устойчивость и культурную идентичность. Присубкультурном подходе представляются необходимыми выделение сфер деятельностипожилого человека и планомерное описание всего набора средств его творчества.Речь идет о комплексном анализе идей, интересов, занятий, привлекающих вниманиепожилых людей.
Теориягеронтологической трансцендентальности получиларазвитие в трудах шведского ученого Ларса Торнстама. Старость определяется какэтап жизни, когда в полной мере реализуется способность человека к трансцендированию(иным видению и оценке) наличной действительности, проявляется стремление квысшим, надприродным смыслам и ценностям. Из центра жизни уходит все наносное,несущественное, лишнее; человек становится способным оторваться от путчувственного осязаемого бытия и поступать соответственно своим, собственночеловеческим установлениям посредством свободной творческой деятельности,духовного усилия. Согласно данной теории на заключительной стадии природногороста в направлении зрелости и мудрости происходит переосмыслениефундаментальных вопросов: человек начинает меньше себя идентифицировать спрофессиональным занятием и в то же самое время становится более избирательнымв выботе социальной и других типов активности; возрастает чувство близости кболее старшему поколению и уменьшается заинтересованность в иных социальныхвзаимодействиях; снижается интерес к материальным ценностям, происходитнарастание чувства космического единения с духом универсума; переосмысливаетсяценность времени, пространства, жизни и смерти /8, с.60/.
Такимобразом, наличие различных вариантов социальной интерпретации феномена старениясвязано со сложными переплетениями различных свойств этого явления,разнообразием их проявлений, неоднозначностью взаимных модификаций. Тем неменее было бы неправомерно противопоставлять названные подходы, поскольку онисосуществуют на принципах своеобразной дополнительности. Это означает, что ниодна из рассмотренных теорий не стремится занять доминирующую позицию ивыступить в качестве истины в последней инстанции. Общность рассмотренныхтеорий состоит в том, что они содержат стремление придать феномену старостистатус, который имел бы значение цельного и осмысленного этапа человеческойжизни, более универсального и одновременно более личностного.
 
1.2 Содержаниесоциальнойработы с пожилыми людьми
Однойизглавных целей мирового сообщества, провозглашенных в Уставе ООН, являетсяутверждение основных прав человека, достоинства и ценности человеческойличности. Азбучной истиной для демократических режимов является охрана правнаиболее уязвимых социальных слоев, к которым принадлежат престарелые люди.Реальным воплощением этих идей в жизнь занимаются люди одной из самых гуманныхпрофессий, называемой — «социальная работа», а они сами именуются «социальнымиработниками».
Социальнаяработа есть общественно-необходимая деятельность, являющаяся важнейшимпоказателем социальной защищенности личности, прав человека, прогрессагуманизма и, вместе с тем, гарантом политической и социальной стабильностиобщества, так как призвана препятствовать росту маргинальных слоев /1, с.284/.
Ужеупоминавшаяся группа А. И. Тащевой при проведении комплексного социальнопсихологического исследования расспрашивала пожилых людей о том, какими, по ихмнению, должны быть и не быть социальные работники. Вычленились три группы«качеств»: личностные особенности: доброта, заботливость, честность,отзывчивость, приветливость, терпимость» человечность, общительность,сострадание, бескорыстность» уравновешенность; навыки общения: внимание кдругим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям;отношение к работе: добросовестность» исполнительность, ответственность»требовательность к себе. Неприемлемыми для социального работника «качествами»пенсионеры назвали: личностные особенности: нервозность, корысть, душевнаячерствость, высокомерие, нечестность, жестокость; навыки общения: грубость,невежливость, неуважение к старым людям, брезгливость, злость, дерзость;отношение к работе: безразличие к подопечным, постоянная спешка,безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие,несобранность, вымогательство / 1, с.301/.
Принципысоциальной работы в отношении пожилых граждан следующие:
— принципнезависимости, подразумевает, что пожилые люди должны иметь: доступ к основнымблагам и обслуживанию; возможность работать или заниматься какими-либо видамидеятельности приносящей доход; участвовать в определении сроков прекращениятрудовой деятельности; сохранять возможность участия в программах образования ипрофессиональной подготовки; жить в безопасных условиях с учетом личныхнаклонностей и изменяющегося состояния; получать содействие в проживании вдомашних условиях до тех пор, пока это возможно;
— принципучастия – отражает вопросы вовлеченности пожилых людей в жизни общества и активногоучастия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние социальнойполитики, а также возможность создавать движения, союзы или ассоциации лицпожилого возраста;
— принципухода – затрагивает проблемы обеспеченности защитой со стороны семьи иобщества, т.е. доступа к медицинскому обслуживанию, к социальным и правовымуслугам, а также к принятию решений в отношении ухода и качества жизни;
— принципреализации внутреннего потенциала – предполагает возможность для всестороннейреализации потенциала гражданами пожилого возраста в отношении доступа кценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха;
— принципдостоинства – затрагивает вопросы недопущения эксплуатации, физического илипсихического насилия в отношении пожилых людей, а также обеспечение им права насправедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой и этническойпринадлежности, инвалидности или предыдущего экономического вклада.
В 2000году, в связи с принятием Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года,начата работа по уточнению основных положений Программы пенсионной реформы. Стратегическаязадача и главная цель пенсионной реформы в новых условиях — повышение уровняпенсионного обеспечения населения и обеспечение текущей и долгосрочной финансовойустойчивости пенсионной системы, с учетом предстоящего серьезного ухудшения демографическойситуации после 2015 — 2020 годов.
На основеданных долгосрочного макроэкономического прогноза Минэкономразвития России ипрогноза Пенсионного фонда Российской Федерации по финансовому обеспечениюпенсионной реформы в Российской Федерации в 2000 году были подготовленыпредложения по вариантам развития пенсионной системы на период до 2010 года.
ПравительствомРоссийской Федерации в сентябре-октябре 2000 года рассмотрены эти варианты иодобрен сценарий, предусматривающий рост среднего размера трудовых пенсий впредстоящем десятилетии с 95% до 125— 140% прожиточного минимума пенсионера идопускающий введение ставки отчислений на накопительное финансирование трудовыхпенсий, с ее поэтапным увеличением при одновременном снижении ставки единогосоциального налога на пенсионные цели. Указанные суммы должны зачисляться наименные счета граждан и с учетом полученного от их размещения доходаучитываться при исчислении размера трудовых пенсий. При этом пенсия будетсостоять из двух частей: финансируемая за счет единого социального налога инакопительным методом. Доля накопительной пенсии составит в 2010 году 14 — 15%общего размера выплаты и к 2020 — 2030 годам — 50%.
В 2002 годувступили в силу новые пенсионные законы, подготовленные в соответствии сПрограммой пенсионной реформы в Российской Федерации:
— «Отрудовых пенсиях в Российской Федерации»;
— «Огосударственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
— «Об обязательномпенсионном страховании в Российской Федерации».
Важную рольв настоящее время играют группы самопомощи. Самостоятельное объединениесоциально нуждающихся существовало в России издавна. «Склонность людей квзаимной помощи имеет такое отдаленное происхождение, — писал П. Кропоткин, — иона так переплетена со всею прошлою эволюцией человеческого рода, что людисохранили ее вплоть до настоящего времени, несмотря на все превратностиистории» / 14, с.227/.
Итак,клиенты хотели бы видеть в социальных работниках людей более великодушных,понимающих, способных сострадать. В этих желаниях отражена затаеннаяпотребность пожилых людей в большем внимании к себе, добром, все понимающемвзгляде я заботливой умелой руке. Социальная работа — работа трудная, требующаяотдачи душевных сил, житейского опыта, но еще и понимания психологических,этических проблем, возникающих у пожилых людей, овладение теорией и методикойсоциальной работы.
Таким образом, социальная помощь и поддержка пожилых людей – одноиз важнейших направлений социальной политики государства. Но во многомэмоциональное состояние представителей этой возрастной группы зависит и ототношения к ним окружающих, близких людей и людей незнакомых. Уважение кстарости, к заслугам и возрасту пожилого человека – это показатель культурыобщества.

2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
2.1 Общая характеристика современных технологий социальной работыс пожилыми людьми
Множествопожилых людей добровольно оказывают помощь соседям, знакомым, родственникам,большинство же пожилых людей привлекаются к такой деятельности посредствомразличных программ помощи, разрабатываемых государственными учреждениями,учебными заведениями, другими организациями. Основные цели таких программ:
— предоставление пожилым людям возможности принести пользу своим общинам,нуждающимся в помощи немощным, больным людям, инвалидам, одиноким и, оказываяпомощь другим, заслужить уважение, ощутить удовлетворение от осознания своейполезности и возможности сделать кого-то счастливым;
— организациядополнительных служб из числа пожилых людей, добровольно оказывающих помощьсвоим сверстникам;
— помощьпожилым людям с низкими доходами, не имеющим сил полноценно обслуживать себя, сцелью продлить их проживание в собственном доме, отдалить переезд вдом-интернат;
— формирование в обществе уважительного отношения к стареющим людям как кравноправным членам общества;
— использование опыта и знаний пожилых людей для оказания помощи социальныморганам, школам, административным структурам путем консультаций; реализацияпрограммы «Приходящие бабушки и дедушки», в рамках которой пожилые людипомогают детям из маргинальных семей преодолевать трудности в учебе;
— содействие улучшению связей между поколениями, сближению пожилых людей имолодежи, передаче жизненного опыта, знаний, навыков молодым, сохранению связейпожилых людей со своими еще работающими коллегами, организациями, в которых ониработали.
Социальныеработники должны быть осведомлены о наличии подобных учреждений в своем регионеи поддерживать с ними связь, знакомясь с принципами их работы и направляя тудануждающихся.Не следует также забывать, что в настоящее время различныегруппы поддержки нуждающихся организуются при религиозных организацияхразличных конфессий.
Наряду срасширением сети групп добровольной помощи, оказываемой пожилыми людьми,необходимо всячески развивать систему профессиональной помощи стареющим людям.Специализация в этой области требует серьезной подготовки. Деятельностьгосударственных организаций социальной защиты пожилых людей базируется на ужеупоминавшихся законах, в которых достаточно подробно расписаны основные видысоциального обслуживания пожилых людей (материальная помощь, социальноеобслуживание на дому, в стационарах, центрах дневного пребывания и т.п.).Соответствующие статистические данные, анализ основных видов услуг,предоставляемых пожилым людям, даны в Настольной книге специалиста посоциальной работе.
На разныхэтапах жизни человека, в разных жизненных ситуациях может доминировать илисубъективное, или объективное начало. Человек становится клиентом социальныхслужб, как правило, в ситуации доминирования объективного начала, т.е.доминирования пассивности, неизменности, стабильности, одномерностисуществования и т.д.
Клубнаяработа, получившая широкое распространение, — один из методовсоциально-психологической помощи стареющим людям. Задача клуба — удовлетворитьразнообразные духовные потребности его участников. Территорию вокруг клубалюбители садоводства могут использовать для того, чтобы продемонстрировать своиспособности. Здесь же можно разместить скамейки и столы под тентами. Насамочувствие пожилых членов клуба может оказать благоприятное влияние и дизайнпомещения клуба. Мебель в клубе должна иметь нормальную высоту — с низких имягких кресел пожилым людям трудно вставать. Наиболее подходящими являютсяполумягкие стулья с удобными сиденьями и спинками, снабженными поручнями. Всостав оборудования входят также шкафы для различных материалов, пластинки,книги, проектор, проигрыватель, настольные игры, стойка с ежедневной прессой.
Далеко некаждый пожилой человек стремится стать членом клуба, а некоторые физически не всостоянии прийти в клуб. В этом случае основные задачи социального работникаследующие: выявление и учет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан,нуждающихся в надомном обслуживании; установление и поддержание связи струдовым коллективом, в котором ранее работали ветераны войны и труда иинвалиды; налаживание контактов с комитетами Красного Креста, советамиветеранов войны к труда, другими общественными организациями для оказанияшефской помощи одиноким пенсионерам; содействие в оформлении необходимыхдокументов при установлении опеки или попечительства, а также помещении вдома-интернаты или территориальные центры: предоставление разнообразных услугодиноким пенсионерам (доставка на дом обедов, полуфабрикатов, сдача вещей вхимчистку, стирку и т.п.); выполнение просьб, связанных с перепиской сродственниками, друзьями, выполнение других разовых поручений; организацияпогребения умерших одиноких пенсионеров.
 
2.2 Технология социального обслуживания пожилых людей
Пожилыелюди и инвалиды в РФ обладают всей полнотой социально-экономических и личныхправ и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящихв ее состав, другими законодательными актами. Однако изменение социальногостатуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением илиограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностныхориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовойи психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальныепроблемы.
Наиболееострой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей иинвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичноеотсутствие у человека способности или возможности осуществлятьсамообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своимповедением, а также заниматься трудовой деятельностью /5,с.21/.
В решенииэтой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системысоциальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам.
Социальнаяреабилитация представляет собой комплекс социально-экономических, медицинских,юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечениенеобходимых условий и возвращение этих групп населения к полнокровной жизни вобществе.
Составнымэлементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапеявляется оказание социальной помощи, т.е. обеспечение в денежной и натуральнойформе, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательноустановленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Онаносит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям ипособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной,дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации илинейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятнымисоциально-экономическими условиями.
Социальноеобслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя пенсии и различныепособия; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальныхучреждениях органов социальной защиты населения; протезирование; льготыинвалидам; оказание помощи бездомным.
Социальноеобеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частнымилицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнемслучае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерамивзносов. Такая практика очень распространена в западных странах.
Рассмотримсодержание работы Центра социального обслуживания (для граждан пожилоговозраста и инвалидов). В него, как правило, входит несколько отделений. Вотделении дневного пребывания (рассчитанного на содержание не менее 30пенсионеров и инвалидов) организуется питание, медицинское и культурноеобслуживание. Предусмотрено участие в посильной трудовой деятельности вспецмастерских или подсобных хозяйствах. Отделение временного пребывания(рассчитано на содержание не менее 15 человек) осуществляет лечебно –оздоровительные и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовоеобслуживание, питание в условиях круглосуточного содержания.
В отделениисоциальной помощи на дому (оно обслуживает в городе 120 человек, в сельскойместности — 60 человек) осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев)социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся впосторонней помощи (бесплатно или на платной основе). Одной из первостепенныхзадач деятельности отделений социальной помощи на дому является активноевыявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании.
Службасрочной социальной помощи Центра социального обслуживания предусматривает широкийперечень услуг: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячимпитанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметамипервой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие вполучении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в томчисле по «телефону доверия»: оказание юридической помощи в пределах своейкомпетенции; других видов и форм помощи, обусловленных региональными и инымиособенностями.
Существенноезначение в условиях кризисной обстановки в России имеет адресная социальнаязащита пожилых людей. Она оказывается в первую очередь наиболее нуждающимся:одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет.
Социологическиеисследования в нашей стране показали, что основными направлениями обеспеченияблагосостояния престарелых (по их мнению) являются: повышение пенсий,совершенствование пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними надому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение условий жизнипроживания в них. Совершенствование пенсионного обеспечения является одним изважнейших направлений социального обеспечения в современных государствах.
Необходимообратить внимание на социально-бытовое обслуживание престарелых. Здесь важнопредусмотреть, с учетом потери способности к самообслуживанию, обеспечениеспециальной удобной обувью, одеждой, различного рода приборами иприспособлениями, которые бы облегчили старым людям передвижение по улице,ведение домашнего хозяйства, выполнение некоторых гигиенических процедур.
С 1986 годав нашей стране начали создаваться так называемые Центры социальногообслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений социальной помощина дому вошли совершенно новые структурные подразделения — отделения дневногопребывания. Целью организации таких отделений было создание своеобразныхцентров досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьяхили одиноки. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходитьутром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они будут иметь возможностьнаходиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время,участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях, получать одноразовоегорячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую помощь.
Основнойзадачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям впреодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существованияновым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного всвязи с выходом на пенсию.
Первоначальнотакие Центры создавались при домах-интернатах для престарелых, поскольку этиучреждения имеют такую материально-техническую базу, которая могла обеспечитьдля отделения соответствующую площадь, ее оборудование, обеспечить посетителейгорячим питанием. Отделения были рассчитаны на 25-50 посетителей в день. Срокпосещения в первое время функционирования отделений не ограничивался. Оплата запитание взималась с посетителей отделения дифференцирование, в зависимости отразмера получаемой пенсии.
При созданиипервых центров еще не была предусмотрена ротация посетителей отделений дневногопребывания через определенное время. Однако положительный опыт работы этихучреждений сделал их популярными у населения пенсионного возраста, обнаружилбольшое число желающих пользоваться услугами отделения дневного пребывания. Всвязи с этим с учетом численности пенсионеров, проживающих в зоне обслуживанияЦентра и числа подавших заявления на посещение отделения, во многих территорияхбыли просчитаны сроки, на которые должна набираться одна группа, с тем, чтобы втечение года все желающие могли посещать центр два и более раз.
В отделениезачисляются пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения,сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, наосновании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствиипротивопоказаний к принятию в отделение. В отделении выделяются помещения длякабинета доврачебной медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, мастерскихи др.
Таким образом,наряду с предоставлением традиционных форм социального обеспечения: денежныхвыплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарныхи нестационарных видов обслуживания, — важное значение придается новым формамэкстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам РФ. Рассмотренныевопросы создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспособнымгражданам дают основание прогнозировать дальнейшее их совершенствование, вкотором действенное участие будут принимать новые кадры специалистов посоциальной работе, подготовке которых в настоящее время уделяется самоесерьезное внимание.
 
2.3 Технология социальной реабилитации пожилых людей
 
Беседа склиентом. Первая беседа обычно имеет цельвыяснить право клиента получать социальные услуги. Очень многое при этомзависит от качества беседы. Беседа с клиентом наиболее точно может бытьопределена как коммуникация (общение) или взаимодействие. Это искусство инаука. Начинающим работникам, сталкивающимся с этой формой деятельности,необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин того или иного поведениячеловека, т.е. мотивов поведения. Знание этого способствует эффективностиработы и терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение затем, как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективныечувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытыепослания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.
К основнымнавыкам, необходимым для введения беседы, относятся такие 10 принципов. Вначалеинформировать клиента о продолжительности беседы; начинать беседу после тогокак клиент понял ситуацию; стараться быть доброжелательным, чтобы создатьсвободную непринужденную атмосферу; постараться увидеть ситуацию глазамиклиента; осознать опасность вынесения суждений, а не принятия человека такимкак он есть; развивать навыки социального общения, например, улыбнуться, чтобыпомочь общению, вначале избегать вопросов, на которые можно ответить «да» или«нет»; не говорить, не домысливать за клиента; не слишком торопиться, несуетиться и научиться справляться с паузами и молчанием клиента (обычно этовремя, когда клиент напряженно думает).
Каждаябеседа обычно фиксируется на какой-то основной проблеме такой, как например,исследование финансовых проблем клиента, его болезнях, обидах, взаимоотношенияхи т.д. Каждая беседа-знакомство должна иметь четкую схему, т.е. начало,середину, конец. Каждая последующая беседа-встреча с клиентом должна как-тобазироваться на содержание предыдущей, при этом должны быть использованыписьменные или видеозаписи.
В процессебеседы обращения к одним и тем же трудностям или даже отрицание их может датьработнику какой-то «ключ». Надо обращать внимание на несоответствия и умолчания.Например, подвергшийся насилию человек может и не хотеть вмешательства извне.Такие неожиданные изменения или что клиент ассоциирует одну идею с другой,поэтому они обе ничего не значат.
Беседа-интервьюсоциального работника отличается от повседневных бесед тем, что они имеют тему,направленную на достижение конкретной цели, временные рамки обычно бываютопределены, предполагается положительное или отрицательное развитиевзаимоотношений. Рассмотрим последние аспект подробнее. Первая встреча социальногоработника и клиента помимо чисто информативной функции имеет, по меньшей мере,3 цели: стремление заключить союз с клиентом относительно методов лечения, т.е.социальный работник старается понять мысли и чувства клиента; старается вселитьв клиента чувство надежды, что он справится с ситуацией; демонстрирует методы иформы работы. Если не принимать эти факторы во внимание, то управлениеситуацией невозможно. Особенно это важно, если наблюдается негативная реакциясо стороны клиента.
Если клиентобладает физическими недостатками, умственными, слуховыми, речевымирасстройствами, то могут понадобиться альтернативные методы общения. Но даже иопытные работники порой предвосхищают события или додумывают за клиента, что онхотел бы сказать или выразить нереально. Лучше дать клиенту возможностьговорить максимально свободно, поскольку, если человеку дать возможность самомурассказать свою историю, то удивительно как скоро он сам приходит к решениюсвоей проблемы. Стереотипное отношение к клиенту создает препятствия. Не стоитрассматривать клиента как принадлежащего к определенному классу, и т.д., таккак это искажает представление о нем и приводит к поспешным выводам: людислишком сложны, чувствительны и склонны к динамике, чтобы делать о нихпоспешные выводы.
Нашейзадачей является выделить моменты, когда этот метод мешает или помогает впомощи клиенту. Так, социальный работник, задающий вопросы в подозрительной илиобвинительной манере, и не заинтересованным или дружелюбным тоном, вызовет уклиента чувство страха и недоверия. Слова здесь менее важны, чем тон и манераговорящего. Задавание большого количества вопросов может выглядеть как допрос,а слишком мало вопросов может помешать выявить важные моменты.
Умелоеиспользование вопросов — это нечто мало изученное в практике социальной работы.Оно очень важно, т.к. это не только сбор информации, но и один из путей началапроцесса изменения. Репортерский тип вопросов порой может достичь успеха, еслиперед корреспондентом намеренно выдвигают аргументы оппонента с тем, чтобыпривести к изменению.
Хорошийсоциальный работник обладает следующими шестью качествами: симпатия илипонимание — попытка видеть мир глазами другого человека; уважение, реагированиена проблему клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он самможет справиться с ней; конкретность, четкость, чтобы тот, кто консультируютмаксимально четко понимал проблему; знание самого себя и оказание другим помощив познании себя; искренность, умение вести себя естественно во взаимоотношенияхс клиентом; сиюминутность, иметь дело именно с тем, что происходит в настоящиймомент встречи.
Особуютрудность для начинающих социальных работников представляют умение определить,какие у них могут встретиться сложности в общении и, соответственно, какие навыкинеобходимо продолжать практиковать. Исходя из этого, при работе с клиентамисоциальному работнику можно дать следующие рекомендации: необходимо обладатьзнанием и пониманием явных и тайных причин поведения человека; иметь навыкмежличностного общения; умело задавать вопросы; пытаться устранить барьерыобщения, приводящие к непониманию.
Такимобразом, изучив данный раздел видно, что социальные работники должны уметьслушать, наблюдать и реагировать. Обретение навыков посещения клиентов,понимания специфики их жизни, навыки задавания вопросов, решения проблем,планирования действий — все это далеко не просто. Чтобы стать опытнымсоветчиком (консультантом) мало быть заботливым и понимающим, надо еще умелоприменять на практике многочисленные приемы и методы работы.
Оценочныйанализ. Важной чертой работы с отдельнымиклиентами, в частности с пожилыми людьми, является оценочный анализ. Оценочныйанализ — это продолжительный процесс, целью которого является понимание людейво взаимосвязи с окружающей их средой: это основа планирования того, что необходимосделать, чтобы сохранить, улучшить или изменить состояние человека илиокружающей его обстановки. Навык проведения оценочного анализа, получениярезультатов зависит от административного таланта социального работника всовокупности с навыками человеческих взаимоотношений. Для такой работы нуженчеловек, который может организовать, систематизировать и проанализироватьполученную информацию, при этом он должен тонко чувствовать обстановку и бытьспособным понять уникальность каждой конкретной ситуации. Основные данные,такие как факты, очень важны, но не менее важны мысли, чувства и интуициясоциального работника.
Традиционнооценочный анализ в социальной работе стремится следовать по пути, ведущему кисточникам (ресурсам), а не по пути потребностей. Рассмотрим модели,разделяющие цели и средства. Хорошие практические результаты вытекают изширокого, всеобъемлющего оценочного анализа, а не узкого, ориентированного лишьна социальные услуги. Такой более широкий подход позволяет увидеть недостаткисистемы услуг и возможно, устранить их. Разумеется, анализ такого рода вотношении пожилых людей может побудить к усовершенствованию услуг: клиентысмогут дольше жить независимо, качество их жизни и тех, кто за ними ухаживает, улучшится.Иллюстрацией этому может быть такой пример: группа старых людей, которыепренебрегали едой оттого, что у них не было аппетита или они не могли готовитьсебе сами, или забывали поесть, стали собираться вместе в доме помощи по местужительства, где им выдавались обеды, и эта служба была создана специально дляних.
Оценочныйанализ — это процесс отбора, организации, разделения на категории и синтезацииданных. Он возможен в результате систематического и тщательного рассмотренияпотребностей клиента, а не просто оказания возможных услуг. Используемымиметодами могут быть: вопросы, самооценка, ролевая игра, проверочные тесты,зарисовки, дневники и т.д.
Оценочныйанализ предполагает возможность ошибки или предубежденного отношениясоциального работника. Чтобы избежать этого следует проводить перекрестныепроверки данных.
Исходя изэтого можно рекомендовать: развивать в себе самоконтроль при рассмотренииполученных данных; быть способным противостоять обладающим более высокимстатусом или властью и выступать против их мнения, если это необходимо;рассматривать все оценки как рабочие гипотезы, которые должны наполнятьсясодержанием по мере поступления информации и знаний.
Междисциплинарныеоценочные анализы. Главной целью обслуживания людей является созданиеориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальныйработник организует предоставление услуг независимыми, добровольными игосударственными организациями, он также ответственен за сотрудничество смедицинскими учреждениями и агентствами разного рода. В связи с этим, менеджер(тот, кто руководит работой с конкретным клиентом) организует и координируетпроведение междисциплинарного оценочного анализа. В случае оценки здоровьяпожилых людей, это может происходить на дому, в дневном центре или больнице.
Ведениезаписей. Главной целью ведения записей являетсяулучшение качества услуг. Одной из трудностей для начинающих социальныхработников является определить, на какой необходимой информации им надососредоточиться. Неопытность ведет к длинным отчетам, в которых много лишнего ине хватает качественной информации.
Как минимумв записях должны содержаться: суть проблемы или ситуации; доступные инеобходимые источники и ресурсы; кратко-, средне-, и долгосрочные цели; пландействия и точка зрения клиента.
Систематическиезаписи ведутся по четырем отдельным разделам: документ оценки, картамониторинг, формы для периодических записей, информация о расходах.
Формы дляпериодических записей, используемые каждые три месяца для проверки процессаоказания помощи, считаются наиболее ценными в период кризиса или перемен. В нихвходят детали, касающиеся самих проблем и достигнутых изменений, намечающиесяизменения, деятельность социального работника, других служб, практическиеуслуги и требуемые, но недоступные ресурсы.
Четвертымдокументом является информация о расходах. Это запись, израсходованныхсоциальным работником средств на оплату помощникам, за помощь на дому, «обед наколесах», дневной уход и уход в учреждениях. Эта информация была поделена натридцать еженедельных блоков, записей. Каждая страница охватывала стоимостьсодержания каждого клиента за квартал каждого года.
Такимобразом, социальные работники должны уметь предусматривать новые потребноститех, кто будет нуждаться в их помощи в меняющихся социально-экономическихусловиях, и обязаны проявлять гибкость в поисках путей оптимальной реализациитаких потребностей. Насущно необходима исследовательская работа для определенияприроды и масштабов потребностей, обеспечения эффективности программ и ихэкономичности без ущерба для качества, стимулирования новых видов услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходеподготовки и написания курсовой работы были сделаны следующие выводы.
1. Вопределении феномена старости можно наблюдать следующие теории: теория разъединения;теория активности; теория возрастной стратификации; теория наименования; теориясоциальной девиации; темпоральная теория старости; старость как механизмтрансмиссии культуры; теория субкультуры; теория геронтологическойтрансцендентальности.
2. Принципысоциальной работы в отношении пожилых граждан следующие: принцип независимости;принцип участия; принцип ухода; принцип реализации внутреннего потенциала;принцип достоинства.
3. Всоциальной работе с пожилыми гражданами можно выделить следующие технологическиезадачи:
— выявлениесреди граждан пожилого возраста тех, кто нуждается в социальной поддержке(используется технология социальной диагностики);
— определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальнойподдержке (социальное консультирование);
— привлечение государственных и общественных организаций для совместнойдеятельности в отношении пожилых граждан (социальное посредничество исоциальное партнерство);
— предоставление различных видов услуг разового или постоянного характера пожилымгражданам, нуждающимся в этом (социальное обслуживание);
— обеспечение постоянного и комплексного социально-бытового обслуживаниянетрудоспособных пожилых граждан (социальный патронат);
— предоставление бесплатной культурно-бытовой, юридической, медицинской и т.п.информации (социальное информирование);
— оказаниебесплатной помощи на дому нетрудоспособным пенсионерам и в том числе инвалидам(социальное обслуживание на дому);
— организация натуральной гуманитарной срочной и адресной помощи социальногохарактера (социальная помощь).
4. Вотношении граждан пожилого возраста в Российской Федерации реализуютсятрадиционные так и инновационные технологии социальной работы. Средитрадиционных можно выделить: социальное обслуживание (в пяти формах), социальноеобеспечение (в форме пенсий и пособий), социальная помощь (адресная и срочная).К инновационным технологиям относятся: технология ухода, поезда милосердия,дома ветеранов.
Взаключение отметим, что основное правило практики социальной работы состоит втом, что используемые в ней технологии из разряда инновационных, переходят вразряд традиционных после многократной апробации. И, тем не менее, переченьинновационных технологий постоянно расширяется.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Альперович В. Социальная геронтология /В.Альперович. — Серия«Учебники и учебные пособия». — Ростов н/Д. Феникс,1997 — с. 576
2 Баранова М.Н. Неврозоподобные состояния в общесоматической практике/М.Н. Баранова, Е.В. Черносвитов. — Тбилиси, 1990. – 240с.
3 Возраст мудрости – возраст созидания / Программа развития ООН. –М., 1999. — 75с.
4 Дементьева Н.Ф. Формы и методы медико-социальной реабилитациинетрудоспособных граждан /Н.Ф.Дементьева, Э.В. Устинова – М.: ЦИЭТИН, 1991. — 135с.
5 Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие / Н.Ф. Дементьева,Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. –340с.
6 Елютина М.Э. Социальная геронтология: Учебное пособие /М.Э. Елютина,Э.Е. Чеканова. – М.: ИНФРА-М. – 2004. – 157 с.
7 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России:Учебник /М.Л. Захаров. — 2-е изд., испр. и перераб. — М.: Издательство БЕК,2002. — 560 с.
8 Доброневский Ю. Социальная защита пенсионеров в условиях переходак рыночным отношениям. Социальное обеспечение /Ю. Доброневский, Г. Игнатов. –1990. — №1.
9 Дыськина А.А. Социально-бытовая и трудовая реабилитацияинвалидов и пожилых граждан /А.А. Дыськина, Э.И. Танюхина. — М.: Логос, 1996. — 223 с.
10 Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития.Семья в России /В.И. Жуков. — 1996г. — №1. — С.31-46.
11 Зайнышев И.Г. Технология социальной работы: учебное пособие длявузов / И.Г. Зайнышев – М.: ГИЦ ВЛАДОС, МГСУ. 2000. – 237 с.
12 Иванов В.Н. Социальные технологии: Курс лекций /В.Н. Иванов,В.И. Патрушев. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. — 432 с.
13 Конституция Российской Федерации. — М.: «Юридическая литература»,1995. – 97с.
14 Кропоткин П. Взаимная помощь как фактор эволюции /П. Кропоткин.Т.7. – СПб. — 1987. – 350 с.
15 Лексин В.Н. Общая теория реформ. Теория и практика организациипроведения реформ /В.Н.Лексин, А.Н.Шевцов. – М., 1995. – 123 с.
16 Об основах социального обслуживания населения в РоссийскойФедерации. — Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995г. № 195-ФЗ // Собрание законодательстваРоссийской Федерации. – 1995. — №32, Ст.3198.
17 О социальном обслуживании граждан пожилого возраста иинвалидов. — Федеральный закон от 02.08.1995 №195-ФЗ // Собраниезаконодательства РФ, 1995, №32, ст.3198.
18 Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник /П.Д. Павленок.–М.: Инфра. 2003. – 395 с.
19 Ромм М.В. Теория социальной работы. Учебное пособие. Ч. I /М.В.Ромм, Т.А. Ромм. — Новосибирск. – 1999 г.
20 Ромм М.В. Теория социальной работы: Учеб. Пособие. Ч. II /М.В.Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др. – Новосибирск: Изд-воНГТУ, 2000. – 112 с.
21 СтаровойтоваЛ.И. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие для студ. высш.учеб, заведений /Л.И. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева. — М.: Издательский центр«Академия», 2001. — 192 с.
21 Степанов В.К. Архитектурная среда обитания инвалидов и престарелых/ В.К. Степанов. М.: Стройиздат, 1989. — 213с.
22 Толстой Л. О старости /Л. Толстой. — СПб. 1906. – 180 с.
23 Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ.высш. учеб. Заведений /М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Гуманитарный изд.Центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
24 Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч./Е.И.Холостова. М.: Cоциально-технологический институт, 1999. – 320 с.
25 Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие/Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. –296 с.
26 Холостова Е.И. Технологии социальной работы: Учебник /Е.И. Холостова.– М.: ИНФРА-М, 2001. — 400с.
27 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб.пособие / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 427 с.
28 Черносвитов Е.В. Социальная медицина Учеб. пособие для студ.высш. учеб. Заведений /Е.В. Черносвитов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000. -304 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.