Реферат по предмету "Социология"

Узнать цену реферата по вашей теме


Планирование семьи

Федеральное агентство по образованию САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ РЕАВИЗ Кафедра социальной работы и социологии Специализация Социальная работа в общественных объединениях Дипломная работа Планирование семьи, как средство социальной работы с женщинами СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава I. Теоретико-методологические основы изучения практики социальной работы

в области планирования семьи .1.История планирования семьи 2.Технологии, методы и методики планирования семьи 3.Анализ концептуальной схемы службы планирования семьи 25 Глава II.Социономический анализ деятельности Центра Семья Пестравского района Самарской области 1.Социальный портрет женщины клиента Центра Семья 2.Типичные способы организации социальной работы с женщинами в

Центре Семья 42 Заключение .50 Список использованных источников .53 Приложение 58 ВВЕДЕНИЕ. В нашем обществе идет процесс изменения общественных отношений, все большее признание получает ценность отдельного человека для общества. Это дает возможность каждому более полно предъявить себя обществу как носителю проблем и обращаться для их разрешения. К числу профессий, отвечающих целям гуманизации нашего общества, относится профессия

социального работника, основным содержанием которой можно обозначить выявление дискомфортных условий жизнедеятельности конкретного индивида клиента , объективация в сознании человека его проблем и поиск способов устранения состояния дискомфорта. Выявление, постановка этих проблем и их решение с помощью государственного служащего социального работника это один из механизмов снижения социального напряженности в обществе, возможность обнаружить источники дисгармонии интересов государства и общества, с одной стороны,

и конкретного человека, с другой эта информация дает возможность поставить и проблему управляемого поиска снижения их конфликтности. Значительное количество проблемных ситуаций человека связано с его семьей. Семья изучается разными общественными науками историей, философией, социологией, психологией и др которые могут дать социальному работнику богатый материал для осмысления своего места в работе с человеком как с членом семьи. Роль семьи в современных исторических условиях крайне велика.

Только она одна одновременно выполняет две важнейшие для выживания человечества функции репродуктивную и воспитательную , которые, без значительного ущерба, нельзя переложить ни на какую другую социальную структуру. В связи с вышесказанным следует отметить, что современно особой проблемой семьи и общества является проблема планирования семьи. В отечественной и зарубежной науке значительное количество научных работ посвящено изучению семьи. В работах отечественных ученых

А.Антонова, Т. Гурко, А. Спиваковской, А. Харчева выявляются и изучаются основные закономерности функционирования семьи. В исследованиях С. Григорьева, Н. Данакина, Т. Демидовой, Е. Холостовой, Т. Шеляг рассматриваются проблемы истории семьи и организации ее социального обслуживания, функционирования социальных служб в организации социальной работы с семьей, в общем, и с отдельными членами семьи, в частности. В этом свете особое значение приобретает социальная работа

с женщинами, ведь именно семья позволяет женщине реализовать себя в роли матери и жены. Реализация упомянутых выше социальных ролей сопряжена с рядом трудностей и проблемных ситуаций, которые естественным образом встают на пути. Реализация роли матери, в частности, ставит перед женщиной вопросы о количестве детей, о сохранении здоровья своего и будущего ребенка , об условиях протекания беременности, об интервалах между родами, в случае, если семья планирует более одного ребенка, об условиях воспитания

детей. Роли жены способствуют трудности в плане предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций в семье. Учитывая сказанное выше, можно сделать вывод о том, что планирование семьи является одной из основных форм социальной работы с женщинами. Тема данной работы Планирование семьи, как форма социальной работы с женщинами . Именно работе с женщинами в области планирования семьи отводится ведущее место.

Актуальность заявленной темы обусловлена, прежде всего, тем, что в рождении здоровых детей заинтересована не только семья, но и государство, и общество в целом. Только для простого воспроизводства населения в стране в каждой семье должно быть 2-3 ребенка. Кроме того, когда подавляющее число семей имеет только одного ребенка, в структуре населения увеличивается удельный вес пожилых и старых людей идет процесс старения населения .

Это значит, что сокращается возможность использования умственного потенциала молодых и квалифицированных специалистов. Естественно, что от этого страдает экономика государства и личное благосостояние каждого. Поэтому основной задачей государства является создание благоприятных для рождения желанных и здоровых детей социально-экономических условий, которые включают в себя ? систему мер и законодательных актов по поддержке молодой семьи, особенно при рождении ребенка ? охрану здоровья беременной женщины, как

в медицинском, так и в социальном плане, а также создание условий для безопасного материнства ? создание условий, позволяющих гражданам реализовывать свои репродуктивные права организацию медицинских служб, таких, как центры планирования семьи и репродукции, молодежные центры, генетические консультации, клиники лечения бесплодия и др обеспечение населения доступной и достоверной информацией в области охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, а также доступ к современным средствам контрацепции.

Службы планирования семьи являются важнейшим элементом социальной работы с женщинами. Решая задачи по обеспечению здоровья женщины для рождения желанных и здоровых детей, планирование семьи помогает выбирать количество детей в семье и сроки их рождения, планировать свою жизнь, избегать ненужных тревог и волнений, способствуя тем самым достижению женщиной достаточного уровня психосоциального функционирования в семье и в обществе в целом. Цель исследования социономический анализ деятельности службы планирования

семьи в рамках организации социальной работы с женщинами. Объект исследования процесс организации социальной работы в службе планирования семьи. Предмет исследования формы и методы социальной работы с женщинами в службе планирования семьи. Задачи исследования ? изучение теоретических основ организации практики социальной работы в службах планирования семьи ? анализ концептуальной схемы социальной службы ? составление социального портрета

женщины клиента социальной службы ? определение мотивации вхождения клиента в социальную службу ? определение роли специалиста по социальной работе в деятельности службы планирования семьи База исследования Центр Семья Пестравского района Самарской области. Социологические методы исследования анализ документов, наблюдение и анкетирование. Выбор данных методов наблюдения обусловлен тем, что ? выбранные методы способствуют решению задач исследования

? доступность данных методов в том плане, что используются сложившиеся традиции взаимодействия специалистов с клиентами и имеющиеся ресурсы время, помещение и др При анализе документов использовался неформализованный анализ, который предполагает восприятие текста в соответствии с исследовательскими задачами. Анкетирование является наиболее предпочтительным методом исследования на этапе вхождения в круг изучаемых проблем.

В анкетном опросе приняло участие 30 женщин клиентов социальной службы. Возрастная группа 18-30 лет. Исследование носит пилотажный характер, поэтому перенесение полученных результатов на генеральную совокупность не предполагается. Теоретическая значимость данного исследования связана с тем, что удалось составить целостное представление о деятельности службы планирования семьи в рамках организации практики социальной работы.

Практическая значимость состоит в том, что полученное знание может быть использовано в практической деятельности специалистов по социальной работе, клиентами которых являются женщины. Структура данной работы соответствует целям и задачам исследования. Текст исследования состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения. Глава I. Теоретико-методологические основы изучения служб планирования семьи.

1.1 История планирования семьи. Планирование семьи понятие, которое активно входит в нашу жизнь. Что это такое и почему планирование семьи так важно для каждого из нас, для каждой семьи? Многие годы планирование семьи ошибочно понималось как ограничение рождаемости. Но планирование семьи это обеспечение здоровья женщины для рождения желанных и здоровых детей. Другими словами, планирование семьи это дети по желанию, а не по случаю.

Право на планирование семьи, на свободное и ответственное родительство, является международно-признанным правом каждого человека. Термин планирование семьи зафиксирован в официальных медицинских документах. По определению Всемирной организации здравоохранения, соответствующему официальной позиции ООН, ядро планирования семьи составляют действия, направленные на достижение свободного и ответственного репродуктивного выбора и ответственного родительства как неотъемлемых прав человека .

Более развернутое определение дано Комитетом экспертов ВОЗ - термином планирования семьи определяются те виды деятельности, которые имеют целью помочь отдельным лицам или супружеским парам достичь определенных результатов ? избежать нежелательной беременности ? произвести на свет желанных детей ? регулировать интервалы между беременностями ? контролировать выбор времени деторождения в зависимости от возраста родителей ? определить число детей в семье 3,29 .

Виды обслуживания, которые делают эту политику возможной, включают санитарное просвещение и консультирование по вопросам семьи и брака, а также организацию соответствующих служб и мероприятий, таких как генетические консультации, рентгенологические обследования с целью выявления злокачественных опухолей и опекунские советы. Такой подход к планированию семьи сформировался лишь в конце 60-х годов. В истории человечества сначала появились философские концепции о роли общества в регулировании рождаемости

населения. Тяготение к этим теориям, упрощенно трактующим проблему планирования семьи и недооценивающим силу личностных установок репродуктивного поведения, можно наблюдать и в наши дни. Кратко остановимся на истории этого вопроса. Как известно, Т. Р. Мальтус строил свою теорию, исходя из предположения, что население имеет внутреннюю тенденцию к неограниченному размножению. Концепция мальтузианства раскрывается двумя основными положениями благосостояние

общества зависит от уровня рождаемости, благополучие достигается через ограничение рождаемости. Представители неомальтузианства, углубляя эту точку зрения, высказывали следующее предположение каждый человек и каждая семья стремятся улучшить свое благополучие, благосостояние с помощью ограничения числа детей, и если доступ к средствам регуляции рождаемости обеспечен, рождаемость понижается, и, наоборот. Можно считать, что причиной запрета аборта в нашей стране в 1936 году была неомальтузианская посылка

о том, что ограничение доступа к средствам регуляции рождаемости приведет к росту рождаемости. Современные исследования убедительно доказали, что никакие запреты в отношении противозачаточных средств и аборта не в состоянии каким-либо образом отразиться на тенденции рождаемости. Так, ни проведение программ контроля над рождаемостью в развивающихся странах, ни активная антинаталистическая политика в Китае не оказали сколько-нибудь заметного влияния на рождаемость.

То же относится и к пронаталистической политике во Франции, которая до 70-х годов сопровождалась строгим запретом на аборты и ПЗС противозачаточные средства , но, тем не менее, не привела к росту рождаемости . Запрет на аборты и ПЗС не в состоянии лишить людей возможностей использовать контрацепцию, если они этого хотят, но оставляет в их распоряжении наиболее вредные и неэффективные методы.

Такой запрет не оказывает влияния на рождаемость, но приводит к ухудшению здоровья женщин и их детей. История изучения планирования семьи в нашей стране показывает, что именно в ней в начале 20 века впервые были начаты исследования регулирования рождаемости, которые обогатили представления о взаимоотношениях человека и общества в решении вопросов репродуктивного поведения. В 1920 году советское правительство отменило запрещение аборта.

В конце 20-х годов стал ощущаться крен в сторону позитивного изучения и пропаганды противозачаточных средств. Не только выпускались брошюры с описанием известных методов предупреждения беременности, но также начались разработки новых методов . Было организовано массовое распространение противозачаточных средств. Основная роль в этом отводилась женским консультациям. Кроме них в этой работе предполагалось участие акушерских пунктов, родильных домов, амбулаторий по

женским болезням, сельских консультаций, но уже тогда стало ясно, что эти учреждения не могут охватить всех нуждающихся. В медицинских журналах появились статьи практикующих врачей о необходимости усилить среди населения работу по планированию семьи. В 1931 году в журнале акушерства и женских болезней предлагалось расширить женские консультации и ввести в них новые отделы, в том числе отделы по регулированию деторождений и бесплодию, отдел физического воспитания и социально-правовой отдел.

Однако политическая ситуация в стране быстро менялась, а вслед за ней менялось и отношение к планированию семьи. В 1936 году выходит запрет на аборты, прекращаются публикации статистических данных об абортах, со страниц научных изданий постепенно исчезают фамилии авторов, активно изучающих социальные факторы аборта и контрацепции. Из круга обязанностей женских консультаций была исключена работа по профилактике абортов путем распространения средств контрацепции .

К 1995 году, когда аборты были разрешены, сложившиеся в 20-30-е годы традиции были утеряны. В 50-60-е годы работы по изучению планирования семьи вновь затормозились, поскольку снова была взята за основу концепция помех, опровергнутая еще исследованиями двадцатых годов. В концепции помех утверждается, что каждому человеку и, соответственно, каждой семье присуща потребность в очень большом числе детей. Ограничение же рождаемости существует лишь постольку, поскольку есть внешние

причины, препятствующие удовлетворению этой потребности. Если же причины условия жизни будут устранены, то рождаемость вырастет. Из концепции помех следовало, что политика государства должна быть направлена не на обеспечение помощи семье в решении проблем ее планирования, а главным образом на улучшение жизни людей, то есть на снятие всяких помех к высокой рождаемости. Считалось, что условия жизни будут улучшаться, следовательно, рождаемость

повысится, количество абортов уменьшится само собой. В 70-е годы в нашей стране складывается концепция исторически изменяющейся потребности в детях, соединяющая в себе психологический, демографический и социологический подходы. Основным положением этой теории является разделение между прошлыми условиями жизни, в которых проходила социализация индивида и формировалась его индивидуальная потребность в детях, и текущими, которые могут

способствовать реализации имеющейся ПВД потребности в детях , а могут тормозить ее удовлетворение. В ней доказывается, что семья планирует количество детей, исходя из своих внутрисемейных ориентаций и потребности каждого из супругов в детях. Из данной теории следует, что общество оказывает влияние на регуляцию рождаемости, но не прямо, через запреты или разрешение использования тех или иных методов контрацепции, а опосредованно, через воздействие на сознание личности, на ее репродуктивные установки,

складывающиеся под влиянием многих факторов, в том числе и отношения общества и ближайшего окружения человека к рождению его ребенка, то есть под влиянием социальных репродуктивных норм. До сих пор изучение планирования семьи считается прерогативой медицины, роль социальных дисциплин, в теоретическом, и роль информации, в практическом решении проблем планирования семьи недооценивается. А. А. Попов в статье Искусственные аборты и планирование семьи в

СССР , характеризуя ситуацию начала 90-х годов, говорит, что право на планирование семьи, провозглашенное как одно из неотъемлемых прав человека, фактически остается нереализуемым, поскольку сложившейся ситуации присущи такие негативные черты как ? недоступность информации, специализированной и квалифицированной медицинской помощи, современных контрацептивов ? вынужденность репродуктивного поведения, от формирования репродуктивных мотивов и выбора методов контроля рождений до самих репродуктивных итогов ? очень большое

число искусственных абортов по социальным показателям как доступного единственного для населения массового метода планирования семьи. Для преодоления дальнейшего кризиса семьи, по мнению А. И. Антонова, да и многих других специалистов по проблемам семьи, требуется проведение специальной семейной политики, цель которой укрепление семьи как социального института 3,71 . Нам представляется, что в настоящее время нельзя медлить с внедрением в более широкую практику тех

форм работы с семьей, которые уже сегодня зарекомендовали себя положительно. Развитие широкой сети имеющихся бытовых услуг окажет большую помощь семье, поскольку быт семьи крайне тяжел, отнимает у семьи, в особенности у женщин, почти все послерабочее время. В результате не восстанавливается затраченная в течение дня энергия, что приводит к различного рода заболеванием, раздражительности, пониженному жизненному тонусу.

Увеличение количества специализированных медицинских консультаций по вопросам планирования семьи и информирование населения о них будет способствовать сохранению здоровья женщин и рождению здоровых детей. Более широкое развитие сети услуг по организации семейного досуга и отдыха также способствует укреплению семьи, не только восстанавливая физические силы, но и углубляя возможности духовного общения 60 . Становление новой профессиональной деятельности в нашей стране социальной работы может оказаться спасительным

средством против краха семьи. До сих пор взаимоотношения семьи и государства осуществлялись в том случае, если семья сама проявляла инициативу. Суть социальной работы заключается не только в том, чтобы оказать семье и ее членам санкционированную государственными постановлениями помощь, но и в осуществлении посреднической функции навести мосты между государством и семьей, придя в нее с предложениями воспользоваться предлагаемыми услугами. Разработка социальной семейной политики должна исходить из положения о сложной структуре этого

социального института. Целесообразно иметь комплекс программ работы с семьей, соответствующий числу ее основных функций. Всю политику работы с семьей, как и каждую отдельную программу, необходимо строить на основе системно-комплексного подхода. 1.2. Технологии, методы и методики социальной работы в области планирования семьи. Давно уже не секрет, что многие проблемы охраны здоровья граждан России, в том числе и проблема планирования семьи, имеют ярко выраженный социальный характер и зачастую

проявляются как следствие нерешенных в обществе социальных проблем. А если в сознании людей отсутствует ещё и понимание ценности собственного здоровья, самоуважение и любовь к себе, своим детям, то никакие усилия медиков не смогут привести к улучшению ситуации в репродуктивном поведении. Трудно помочь тому, кто не хочет этого или кто не умеет принять помощь. С другой стороны, недостаток информации и знаний, неосведомленность о существующих методах и средствах

контрацепции представляет собой столь же серьезную опасность для здоровья населения, как и недостаточное количество лечебных учреждений или невысокое качество их услуг. Нужна большая и кропотливая работа по изменению общественного сознания до того уровня, когда государство и все его граждане будут воспринимать рождение, здоровье и благополучие каждой матери не только как личную проблему женщины и ее семьи, а как условие прогрессивного развития общества в целом.

Большую роль в этой работе может сыграть специалист по социальной работе, ведущий индивидуальную работу с клиентами в первую очередь с девушками и женщинами. Именно индивидуальная работа является основной формой деятельности социального работника в области планирования семьи 5,6 . Наиболее эффективный путь воздействия на сознание человека это путь убеждения и формирования бережливого отношения к своему здоровью и здоровью своих будущих детей.

Служба планирования семьи, соединяя в себе социальные и медицинские услуги в единое целое, обеспечивает, таким образом, наиболее значимую для клиента форму обслуживания. Специалист по социальной работе должен быть всегда готов принять тех, кто нуждается в его помощи. Опыт работы в службах планирования семьи показывает, что наибольшую часть клиентов составляют женщины включая девочек-подростков и молодых женщин в возрасте от 13 до 50 лет.

Чаще всего за помощью обращаются замужние и одинокие женщины от 16 до 30 лет, живущие регулярной половой жизнью, а также девушки, имеющие небольшой опыт половых отношений или размышляющие о начале половой жизни. Цель деятельности специалиста по социальной работе в области планирования семьи - добиться того, чтобы каждый человек, пришедший к нему на прием, стал сознательнее относиться к своему репродуктивному поведению чтобы беременность перестала быть случайностью и неожиданностью в жизни женщины, чтобы каждый

ребенок был желанным в семье 5,7 . Исходя из указанной цели, задачи деятельности соционома в службе планирования семьи заключаются в том, чтобы убедить клиента, что ? его репродуктивное здоровье представляет ценность не только для него, но и для окружающих, так как оно играет роль в построении благополучных семейных отношений, оказывает огромное влияние на здоровье его детей ? использование средств контрацепции должно стать нормой в его половой жизни в те периоды, когда он не намерен иметь детей ? каждый гражданин

должен сознательно и ответственно относиться к своему репродуктивному поведению 5,9 . Социальный работник всегда должен помнить его деятельность носит рекомендательный характер. Для достижения своей главной цели социальному работнику необходимо, прежде всего, поднять уровень знаний, информированности клиентов на более высокую ступень, что послужит условием формирования сознательного отношения клиента к своему репродуктивному здоровью.

Считаем необходимым обратить внимание на различия в предмете и методах работы медицинского и социального работников. Медики проводят диагностику состояния здоровья, с помощью лечебных манипуляций подготавливают организм женщины к применению того или иного средства контрацепции. Соционом обращается к сознанию клиента. Он побуждает клиента задуматься о своем здоровье и предпринять конкретные шаги по его улучшению осознать значимость собственных поступков, совершаемых сегодня для

дальнейшей жизни способствует пробуждению чувства собственного достоинства, любви и уважения к себе, что, в конечном счете, является необходимым условием для правильного репродуктивного поведения 5,15 . Основным методом социальной работы в службе планирования семьи является консультирование. Социальное консультирование квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм

общения 47,489 . Стоит отметить, что в службе планирования семьи консультирование проходит по трем основным направлениям 1. Консультирование по вопросам контрацепции проходит индивидуально с женщиной . 2. Психологическая подготовка беременных женщин к рождению ребенка и сознательному родительству используется преимущественно групповая работа . 3. Индивидуальное консультирование по вопросам преодоления супружеских конфликтов. Считаем нужным подробнее осветить деятельность специалиста по социальной работе по данным

направлениям. Консультирование по планированию семьи это процесс двустороннего общения между специалистом и клиентом. Лучшая форма консультирования беседа между двумя людьми, а не выступление одного из них перед другим. Такой разговор способствует повышению самоуважения клиента, формированию его ответственности за свое репродуктивное поведение. Консультирование является хорошим способом помочь отдельному человеку или партнерам в решении проблемы планирования семьи ? выборе подходящего метода планирования семьи ?

принятии решения о применении наиболее благоприятного для него средства контрацепции ? снятии всех вопросов о том, как пользоваться данным методом контрацепции. Задача консультанта помочь клиенту сделать осознанный правильный выбор, убедить его стать постоянным посетителем службы планирования семьи. Такое консультирование состоит из шести этапов. На первом этапе важно внимательно выслушать клиента, создать атмосферу доверия, дать клиенту понять,

что все, сказанное им, останется только между ним и специалистом. Цель второго этапа получить наиболее полную информацию о клиенте. С этой целью во многих консультационных центрах используются Карточки клиентов. Сюда входит возраст, семейное положение, основные медицинские сведения о здоровье, число беременностей, число родившихся детей, методы контрацепции, которыми женщина пользовалась ранее

и пользуется теперь. Далее желательно выяснить сколько всего детей она и ее супруг хотят иметь, что она знает о контрацепции и что ее интересует, осознанно ли она относится к планированию своей семьи, предполагает ли какие-то конкретные, желаемые сроки беременности. Выполнение третьего этапа консультирования потребует от специалиста специальных знаний в области контрацепции. Клиент должен узнать от специалиста обо всех методах планирования семьи.

Сколько нужно рассказать о том или ином методе контрацепции зависит от того, насколько клиента заинтересовал конкретный метод, а также от уровня его знаний в этой области. В беседе необходимо отметить, в чем состоит суть метода, как достигается противозачаточный эффект, каковы основные преимущества и недостатки выбранного метода, а также возможные побочные явления. Следующий этап этап выбора метода контрацепции. Беседу необходимо построить так, чтобы клиент сам сделал

осознанный правильный выбор. Именно этот этап как бы подводит итог встречи специалиста с клиентом, и потому он очень ответствен. На этом этапе нужно внимательно выслушать клиента и задать необходимые вопросы. Необходимо помочь клиенту в выборе метода контрацепции, который лучше всего соответствует, с одной стороны, желанию женщины, а с другой отвечает ее семейным планам. На пятом этапе в обязанности специалиста входит дать клиенту объяснение, как пользоваться выбранным

методом контрацепции. Это предусматривает ? дать клиенту исчерпывающую информацию о правилах, позволяющих исключить случайный риск ? убедиться, что все, что сказано специалистом, понято правильно для этого необходимо уточнить некоторые детали беседы ? назначить время для следующей встречи ? объяснить клиенту, что она может прийти раньше назначенного срока, если появятся какие-то сомнения по поводу сделанного выбора или если возникнет желание встретиться со специалистом дополнительно.

Последний этап служит для закрепления контактов с клиентом. Нужно убедить клиента обязательно прийти на следующую встречу, объяснив, что это нужно, прежде всего, самому клиенту. Специалисту необходимо показать, что он будет рад вновь встретиться с клиентом и ответить на интересующие вопросы. При повторной встрече специалист должен откровенно поговорить с клиентом о применяемом средстве контрацепции, ответить на возникшие вопросы.

Консультирование часть процесса просвещения и образования. Индивидуальное консультирование обеспечивает клиенту лучший уровень знаний, поскольку дает возможность предоставить именно ту информацию, в которой он заинтересован 5,26 . Психологическая подготовка беременных женщин к рождению ребенка. Это направление основывается на том, что течение родового процесса тесно связано с эмоциональным благополучием

беременной женщины. У современной будущей матери нет возможности доверить эмоциональные аспекты своей беременности медицине, так как эмоциональная жизнь беременной не учитывается этой сферой. Пренатальной медицине и пренатальной психологии уже многое известно о связи между эмоциональным содержанием ожидания ребенка и его последующим развитием и обучением. Позитивные материнские эмоции благотворно влияют на развитие не только сенсорики, но и предпосылок

психического и физического здоровья, внутриутробного самосознания, отношения к окружающему миру, формирование сугубо человеческих качеств. Беременность, как ни один другой период в жизни женщины, сопровождается глобальными изменениями и глубокой внутренней работой, личностным и духовным ростом. Беременность это не только вынашивание плода, но и процесс становления системы взаимоотношений, связывающих ребенка с матерью, а через нее с культурным сообществом людей, и, вместе с тем, процесс возникновения

предпосылок внутреннего мира ребенка. На сегодняшний день назрел вопрос об организации психосоциальной подготовки беременных женщин к рождению ребенка и сознательному родительству. Основной метод работы - работа с группой. Смысл работы с группой состоит в том, чтобы помочь каждой женщине совершить самостоятельный переход с позиции пассивного заложника жизненного сценария к активного позиции со-творца собственной жизни и жизни своего ребенка, обрести психо-эмоциональное равновесие,

справиться со страхами перед предстоящими родами, научиться брать на себя ответственность за собственное здоровье и здоровье еще не родившегося ребенка. В ходе работы женщина приобретает навыки поведения во время родовой деятельности, по уходу за ребенком после его появления на свет и необходимые знания по успешному грудному вскармливанию. Кроме того, такие программы предусматривают и работу с будущими отцами, так как здоровье женщины во время беременности, ее готовность к родам подвергаются положительному или

отрицательному влиянию, гармонии или разладу, которые царят в доме по материалам программы Школа сознательного родительства Гармония , разработанной Самарским областным центром социальной помощи семье и детям . Консультирование по вопросам преодоления супружеских конфликтов. Индивидуальное консультирование по вопросам преодоления супружеских конфликтов должно стать доступным

каждому члену семьи. Хорошо организованное высокопрофессиональное консультирование должно оказывать помощь не только в преодолении супружеских конфликтов, но и помощь в решении проблем воспитания детей. Должна быть найдена возможность тесного взаимодействия таких учреждений и социальных работников. Консультирование, как социальная технология, имеет большие возможности и огромный потенциал использования для решения социальных проблем, смягчения и предотвращения социальных патологий.

Специалисту следует помнить об этической составляющей процесса консультирования. Этические принципы социальной работы и основные правила социального консультирования, общения с клиентом, в первую очередь предполагают ? доброжелательное, терпимое и безоценочное отношение к клиенту ? уважение личности клиента и самооценки каждого человека ? уверенность в человеческой способности к изменению, росту и улучшению ? эмпатию, индивидуальный подход ? уважение прав клиента, стремление к социальной

справедливости ? анонимность консультирования, соблюдение конфиденциальности 33,114 . Соблюдение этических принципов консультирования, профессиональная компетентность специалиста наряду с готовностью клиента решить возникшую проблему являются важными составляющими успеха социального консультирования. Консультирование является базовым методом социальной работы, в том числе и в области планирования семьи. Помимо данного метода, активно используется метод профилактики.

В данном случае подразумевается профилактика абортов. Своевременная профилактическая, предупредительная деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, состоявшимися девиациями 33,64 . Основная цель профилактической деятельности в социальной работе - выявление причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждение и уменьшение вероятности появления отклонений

с помощью правовых, социально-экономических, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможными. Профилактика абортов необходима, прежде всего, для сохранения репродуктивного здоровья девушек и женщин.

Обязательными компонентами профилактики абортов являются ? сексуальное образование девочек-подростков по вопросам контрацепции ? удовлетворение информационного голода у женщин по вопросам планирования семьи ? индивидуальная работа с женщиной по вопросам контрацепции с учетом состояния ее здоровья, а также социального, экономического и интеллектуального статуса. Профилактика должна проводиться в форме программных, запланированных действий, направленных на достижение

желаемого результата, предотвращение возможных проблем и наблюдение за последующим состоянием социального объекта. Резюмируя сказанное выше, подчеркнем, что проблема методологии в социальной работе на данный момент разработана на достаточно высоком уровне. В области планирования семьи используются такие базовые методы социальной работы, как консультирование, социальная профилактика, групповая работа. Говоря о женщине, как клиенте социальной службы, считаем необходимым сделать еще один вывод социальная

служба играет немаловажную роль в социальной поддержке женщин, способствует предупреждению и решению их проблем, представляет им необходимые виды помощи. Основная же роль социальной службы быть посредником между тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации и социумом в целом, мобилизуя, насколько это возможно, ресурсную базу самого клиента. Специалист по социальной работе не решает проблем клиента, а содействует, с одной стороны, эффективной

адаптации клиента в социуме, с другой процессу очеловечивания этого социума, преодолению его отчужденности от забот реальных людей 8,30 . 1.3.Анализ концептуальной схемы службы планирования семьи. Понятие социальная служба - одно из базовых понятий в социальной работе. В Федеральном законе РФ 195 от 15.11.1995г. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации понятие социальная служба определяется как предприятия и учреждения независимо

от формы собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица . Социальные услуги определены как действия по оказанию клиенту социальной службы помощи . Служба планирования семьи является социальной службой, ввиду того, что оказывает своим клиентам социальные услуги. Как и любая другая организация, социальная служба подчиняется определенным законам формирования

и развития. Анализируя социальную службу, на наш взгляд, целесообразно будет обратиться к концептуальной схеме организации, разработанной А. Пригожиным 22,82 Свойства Признаки Общественный инструмент Человеческая общность Безличная структура Цели Цели-задания Цели ориентации Цели системы Иерархия Централизация Личная зависимость

Власть Управление Целенаправленное управляющее воздействие Самоорганизация Организационный порядок В качестве основного признака организации выступают цели данной организации. Цель это планируемый результат, который организация стремится воплотить в жизнь. Согласно схеме, у организации есть три базовые цели ? цели задания планы, программы, поручения ? цели ориентации общие интересы участников, реализующиеся через организацию ? цели системы обеспечение равновесия,

стабильности, что достижимо с помощью управления. Деятельность любой социальной службы носит целенаправленный характер. Сотрудники социальной службы осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о социальной службе от 14.04.1994г в котором определены цели, задачи учреждений, категории населения, которым службы оказывают социальные услуги и структурные подразделения социальных служб.

Иерархия универсальный принцип построения любой организации. Это распределение элементов системы по разным уровням в соответствии со степенью их общности и выполняемыми функциями. Существует три основных вида иерархии ? централизация ? односторонняя личная зависимость ? власть. Для социальной службы характерна иерархия, основанная на односторонней личной зависимости. Должное поведение работников всегда обладает свободой выбора в принятии решений.

Перейдем к управлению. Управление, как правило, проявляется в ? целенаправленном управленческом воздействии ? самоорганизации ? организационном порядке. Основные функции организации состоят в адаптации, росте и развитии организации. Адаптация сохранение организацией самой себя и адекватное реагирование на меняющиеся условия социальной среды. Другой способ выживания рост и развитие организации. Социально психологическая помощь женщинам, оказываемая социальной службой это и есть форма услуг населению,

оказываемых профессиональной группой. Такая услуга оказывается тем, кто в ней нуждается на добровольной основе. Человек, оказавшийся в проблемной ситуации, не может точно указать на то, какая услуга ему необходима. Специалист службы должен понять истинную причину проблемной ситуации клиента и на основании этого определить, какой вид помощи услуги он может предложить клиенту. Если говорить о социальной работе, к которой мы относим и деятельность службы планирования семьи, то

необходимо отметить следующее социальная работа для своих нормативных принципов и своей системы ценностей многое заимствовала из юриспруденции, этики и философии. Из психологии и социологии заимствованы понятия о поведении индивида, о моделях семьи, процессах социальной стратификации, разнообразии культурных систем. С одной стороны это заимствование рискованно, а с другой неизбежно. Главная опасность непропорциональное влияние источников знаний.

По большому счету, основными источниками понятий и взглядов для социальной работы являются психология, психоанализ и психиатрия. Последствием ориентаций на эти источники стала ориентация практической социальной работы на индивида. Более конкретно объект социальной работы и основные направления оказания услуг определены в Положении о социальной службе. При этом согласно этическим стандартам организации социальной работы, социальный работник обязан все свои знания и навыки направлять на оказание социальных услуг отдельным

людям и группам лиц в их развитии 33,25 . Под развитием личности подразумевается процесс, в котором увеличиваются возможности клиента удовлетворять свои желания и желания других людей возрастание внутреннего потенциала. Касаясь темы концепции социальных служб, подчеркнем следующее социальная служба - это организация учрежденческого типа. В своих методах и формах работы эти службы разнообразны. В своей деятельности социальные службы подчиняются законам формирования и развития организаций.

Основным признаком социальных служб является целенаправленность их деятельности. Социальная служба есть многоцелевая общность. Фундаментом, поддерживающим существование социальной службы, являются ее клиенты. Но не менее значима здесь и роль специалистов. Согласно концептуальной схеме, социальная служба имеет три группы целей, но именно цели задания носят конкретный характер, подверженный изменению и контролю.

Они способствуют успешному выполнению социальной службой своих функций. Социальная служба является организацией учрежденческого типа. Эти службы, как средства социальной поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию разнообразны в формах и методах своей работы. В России все находятся на этапе становления в силу молодости социальной работы, как науки и практики. Так как социальная служба организация учрежденческого типа, то здесь присутствуют

типы управления, проявляющиеся ? в целенаправленном управленческом воздействии ? в самоорганизации ? в организационном порядке. Социальная служба один из видов социальной организации это целевая общность, предоставляющая услуги населению. Она создается для удовлетворения социальных запросов различных категорий населения в их поддержке в трудной жизненной ситуации. Глава II.Социономический анализ деятельности Центра

Семья Пестравского района Самарской области. 2.1. Социальный портрет женщины клиента Центра Семья . Время от времени каждый человек задумывается о возникающих в его жизни проблемах, являющихся для него причиной беспокойства и стимулом к активности в поиске людей или их групп, способных помочь в решении проблемы. В последнее время в роли таких групп все чаще выступают социальные службы, в том числе и службы планирования семьи. Центр Семья Пестравского района

Самарской области существует с 1992 года. Он был создан совместно с Комитетом по делам семьи, материнства и детства Администрации Пестравского района Самарской области. В своей деятельности Центр Семья руководствуется Уставом, в котором оговорены цель, задачи и виды деятельности организации. Согласно Уставу, цель Центра Семья - работа по защите прав семьи и детей, содействие в оказании им

помощи со стороны государственных социальных институтов, установление гармоничных внутрисемейных отношений . Основные направления работы Центра ? социально-педагогическая помощь ? социально-психологическая помощь ? социально-медицинская помощь. Структуру Центра демонстрирует рисунок 1 РИС.1 Как видим, штат исследуемой организации состоит из 7 человек. Преимущественно это специалисты в области педагогики и психологии.

Однако стоит отметить, что в штате имеется специалист с высшим социономическим образованием. В должностные обязанности специалиста по социальной работе входит ? установление причин возникающих у граждан трудностей ? определение характера и объема необходимой им социальной помощи ? содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека или семьи. В своей деятельности Центр Семья осуществляет мероприятия, предусмотренные

Федеральной программой Планирование семьи , Концепцией по охране репродуктивного здоровья, программы, разработанные Российской Ассоциацией Планирования семьи, а также ряд региональных программ в области планирования семьи. Для более полного анализа деятельности Центра Семья считаем необходимым составить социальный портрет его клиентов. Составление социального портрета клиента один из главных шагов в его обслуживании, поэтому считаем

целесообразным подробнее рассмотреть социальный портрет женщин клиентов Центра Семья . Для начала обратимся к понятию клиент социальной службы . В процессе становления и развития практики социальной работы использовались разные способы описания отдельных лиц, групп людей, обращающихся за помощью в социальные службы. Использовались такие термины, как больные , пациенты , пользователи услуг .

На этапе утверждения функционального подхода в социономической деятельности все большее распространение получает термин клиент социальной службы . Само понятие клиент социальной службы пришло в европейские страны из США в конце ХIХ века. Именно тогда началось изучение клиента социальной службы 29,306-308 . В зарубежной социономической литературе на формулировку понятия клиент серьезное влияние оказали концепции К.Роджерса, А.Маслоу, К.Хорни, Х.Перлман, А.Пинкуса и других ученых

Приложение А . В работах отечественных ученых нашло распространение определение клиента социальной службы как получателя различных видов социальных услуг с акцентом на описание этих видов. В нашей работе при определении понятия клиент социальной службы будем руководствоваться определением, данным в ст.3 ФЗ 195 от 15.11.1995г. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации . Согласно Федеральному закону клиент социальной службы это гражданин, оказавшийся

в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги. Трудная жизненная ситуация ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно . Клиент социальной службы может одновременно выступать и как объект, и как субъект воздействия. Если человек самостоятельно решил пойти в социальную службу и при этом определяет себя не только, как носителя роли оказавшегося в трудной жизненной ситуации, но и как носителя других

социальных ролей отца, мужа и т.д он является субъектом. Человек, осознающий себя лишь как оказавшегося в трудной жизненной ситуации, абстрагируясь от других социальных ролей объект. Объект ориентирован на внешний мир, где он ищет поддержки, указаний к действию. Субъект же, наоборот, опирается на ресурсы своего внутреннего мира. Для него характерна активность в поиске выхода из сложившейся ситуации, способность самостоятельно

принимать решения, способность к изменению и саморазвитию. При работе с клиентом объектом главная задача соционома оказать клиенту помощи в освобождении от принудительного состояния, способствовать его субъективизации и освоению техник самостоятельного решения проблем. Одной из составляющих успешного решения поставленной задачи является социальный портрет клиента. Составление социального портрета клиента важная часть профессионального взаимодействия с ним.

Составление социального портрета клиента дает возможность более глубокого понимания проблемной ситуации клиента, более точной оценке его ресурсного потенциала. В последние годы теоретики и практики социальной работы все чаще оперируют понятием социальный портрет , однако в научной литературе отсутствует общепринятое определение упомянутого выше понятия. В общем виде социальный портрет совокупность социально демографических характеристик клиента пол, возраст,

образование, семейное положение . Для составления социального портрета мы использовали анкетирование и метод анализа документов отчетных документов Центра за 2006 год. Результаты применения вышеназванных методов позволили составить обобщенный социальный портрет 30 женщин, обратившихся в Центр за помощью. Отметим также, что ведение документации на клиента одна из основных форм организации деятельности специалиста по социальной работе, способ анализа состояния клиента и его

проблемы, а также процесса обслуживания 48,32 . В Центре Семья существуют свои правила регистрации клиентов. На обратившихся за помощью женщин составляется карта следующего образца Таблица 1 Основные характеристики клиента Центра Семья п п Ф.И.О. Дата рождения Семейное положение Адрес Образование

Место работы Кроме того, в журнале консультаций фиксируется определенная информация о клиенте Таблица 2 Структура журнала консультаций Центра Семья п п Дата обращения Время Проблемное поле Специалист Рекомендации Примечания Документация, ведомая на клиента основана на контрольных отметках. Сбор такой информации позволяет конкретизировать оказываемую помощь, анализировать изменения в статусе,

происходящие изменения, что способствует совершенствованию профессиональной деятельности. Согласно исследуемой документации для возрастного состава женщин - клиентов Центра Семья характерно следующее Диаграмма 1 Распределение женщин клиентов Центра Семья по возрастному составу. Как видно из диаграммы, среди женщин - клиентов исследуемой организации доминируют девушки в возрасте 21-30 лет. Особенности данного возрастного периода свидетельствуют о наличии

серьезного ресурсного потенциала в улучшении их жизненной ситуации. Уровень образования женщин клиентов Центра представлен на Диаграмме 2 Диаграмма 2 Уровень образования женщин клиентов Центра Семья Из Диаграммы 2 видно, что среди клиентов Центра преобладают женщины со средне-специальным образованием 15.

Важной составляющей социального портрета клиента являются его брачно-семейные характеристики. Диаграмма 3 Семейное положение женщин клиентов Центра Семья Согласно отчетной документации 13 женщин состоят в первом браке, 7 во втором. Не состоит в браке 10 женщин. Социальное положение женщин, обратившихся за помощью в Центр Семья показано на Диаграмме 4. Диаграмма 4 социальный статус женщин клиентов

Центра Семья Среди женщин клиентов Центра Семья преобладают работники ЧП 12 чел. и медицинский персонал 10 чел Затем следуют служащие 6 чел. и безработные 2 чел Если говорить о наблюдаемых нами женщинах клиентах исследуемой организации за 2006год, то, согласно результатам анализа документов и анкетирования, считаем возможным сделать следующие выводы. Среди женщин клиентов исследуемой организации преобладают женщины возрастной категории 21-30 лет, большинство

из которых имеет средне-специальное образование 15 чел состоит в первом браке 13 чел. и имеет 1 ребенка 10 чел Среди них преобладают служащие 12чел. и медицинские работники 10 чел Кроме того, среди женщин клиентов Центра Семья представлены женщины, не состоящие в браке 10 чел Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют типичным клиентом Центра Семья Пестравского района Самарской области являются женщины возраста 21-30 лет, состоящие в

первом браке, имеющие 1 ребенка, получившие среднее специальное образование и занятые в сфере частного предпринимательства. Мы полагаем, что полученные данные можно было бы учитывать в процессе разработки программ помощи клиентам служб планирования семьи, акцентируя внимание, в том числе на их ресурсной базе, отражая ее особенности более основательно в ведомой документации. Далее мы перейдем изучению мотивации обращения женщин в

Центр Семья . При составлении социального портрета женщин клиентов Центра мы обращали внимание на внешние характеристики возраст, профессию, образование, семейное и социальное положение. Но при изучении клиентов социальной службы особенно важными являются их внутренние ресурсы, мотивы вхождения в социальную службу. Стоит отметить, что многие ученые, занимающиеся исследованием социальных проблем в целом, не разводят понятия мотивы и причины , рассматривая их в качестве однопорядковых.

В связи с этим, определяя нашу позицию по данному вопросу, под причиной обращения клиента в социальную службу будем понимать наличие некоторых обстоятельств в его жизни, сочетание которых привело к появлению следствия, которым и является вхождение клиента в социальную службу. Мотив же будем определять как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности материальный или идеальный предмет, побуждающий и направляющий деятельность человека, ради которого

она осуществляется осознанная причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности 12,13 . Другими словами, мотив объяснение причин действия, обоснование решения удовлетворять или не удовлетворять ту или иную потребность. Специалист не может заглянуть в сознание клиента. Клиент должен сам информировать специалиста о его содержании с помощью слов. Следовательно, мотив формулировка действия, высказанная устно, письменно или мысленно.

За время проведения исследования специалисты Центра воспринимали его, как естественное, не нарушающее режим повседневной деятельности. Определенные трудности возникли при установлении контакта с клиентами. Возникшие трудности решались путем обеспечения конфиденциальности общения с клиентом и ознакомления его с целями и задачами проводимого исследования. Стоит обратить внимание на использование вербальных средств общения специалистом в ходе общения с клиентом.

Наиболее традиционная форма поддержания вербального контакта выражения согласия и одобрения, высказываемые специалистом в то время, когда он внимательно слушает клиента. Не важно, в какой форме и в какое время прозвучит одобрение, но сам факт того, что специалист не молчит, а кивает, подбадривает, соглашается, вызывает у клиента ощущения, что его понимают. От того, как построена беседа, от ее качества на начальном этапе работы с клиентом зависит дальнейшее

взаимодействие клиента со специалистами Центра. При анализе ответов клиентов на вопрос анкеты Что побудило вас обратиться в социальную службу? воспользуемся Диаграммой 5 Как видим из Диаграммы, мотивация вхождения женщин в Центр Семья различна это и супружеские конфликты 15чел и консультации по вопросам контрацепции и абортов 8 чел и психологическая работа с беременными 5 чел По мнению

Л.Джонс, женщины почти всегда ищут поддержку извне в своих решениях и проблемах 36,272 . Несмотря на это, для поведения клиентов характерна ответственность за сложившуюся ситуацию. В связи с этим актуализируется задача практической социальной работы мобилизация личностных ресурсов клиента на решение его проблемы. К ресурсам будем относить все то, что может быть привлечено и использовано для удовлетворения потребностей или решения проблемы.

Таковыми являются желание изменить сложившуюся ситуацию с возложением на себя ответственности за эту ситуацию. Специалисту социальной службы для более эффективной помощи клиенту необходимо ? не игнорировать личный опыт клиента ? дать ему возможность понять свои проблемы ? помочь выработать стратегию решения проблем собственными силами 41,7 . Мотивационный потенциал клиента представляет собой единственный ресурс для конструирования жизненного пути клиента социальной службы.

В основе мотива лежат ценности, интересы, потребности клиентов в исследуемой организации. Многие женщины, приходя в Центр Семья , рассчитывают на чисто человеческое участие, хотят, чтобы их выслушали, поняли, помогли советом. Специалисты Центра отмечают, что клиентов привлекают ресурсы исследуемой организации занятия и консультации специалистов социальной службы абсолютно бесплатные , квалификация специалистов, доверительный характер консультаций, разнообразие методов работы лекции, дискуссии, тестирование,

тренинги, семинары и ролевые игры. Таким образом, проведенное исследование позволяет заключить следующее основной мотив вхождения женщин в социальную службу потребность в изменении и смягчении конфликтных ситуаций в семье. К основным условиям вхождения женщин в Центр относятся ? доступность услуг ? разнообразие услуг ? личностные качества специалистов ? доверительный и ненавязчивый характер работы специалистов Центра

Семья с женщинами. Составленный социальный портрет женщин клиентов Центра Семья и изучение мотивации их вхождения в социальную службу позволяют нам перейти к рассмотрению основных способов организации социальной работы с женщинами. 2.2. Типичные способы организации социальной работы с женщинами в Центре Семья . Прежде чем перейти к рассмотрению типичных способов организации социальной работы с женщинами

в службе планирования семьи, уточним смысл, вкладываемый нами в понятие типичные . При этом будем отталкиваться от однокоренного тип , интерпретируемого в научной литературе. Ученые выделяют три значения, связанных с пониманием типа как ? определенного стандарта, а отсюда возникает термин типовой ? обобщенного образца, характерного явления, и отсюда типичный ? выражения общего, и отсюда типологический 42,70 . В связи с этим, употребляя понятие типичные , будем исходить от понятия

типа, как обобщенного образца, характерного явления. Таким образом, типичные способы это обобщенный способ организации социальной работы с женщинами. Что касается организации работы, то она понимается как начальный этап социальной работы с женщинами клиентами социальной службы. Принципиальной особенностью социальной работы как профессии, утвержденной в России в 1991 году, является ее пограничный характер.

Соционом в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения 8,24 . Смысловое и инструментальное содержание социальной работы соединяет в себе пограничные элементы смежных профессий психологии, социологии, юриспруденции и т.д. на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями. В соответствии с требованиями государственного стандарта ролевой репертуар специалиста

по социальной работе предполагает рассмотрение следующих вопросов к каким профессиональным ролям должен быть, прежде всего, подготовлен специалист каков приоритет этих ролей в зависимости от склонностей, интересов и способностей будущего специалиста какие функции включает в себя каждая профессиональная роль. Особого внимания заслуживает практическая работа с клиентом. Осуществление ее связано с исполнением специалистом по социальной работе множества ролей, прописанных

в профессиограмме специалиста по социальной работе. Данному вопросу большое внимание уделяется и в научной литературе. Для более подробного рассмотрения ролевого репертуара специалиста по социальной работе воспользуемся таблицей 3 Таблица 3 Классификация ролей специалиста по социальной работе Авторы классификации Р.Баркер Н.Данакин 8 И.Зимняя 43 1.

Брокер Брокер Брокер 2. Оценщик Оцениватель Оцениватель 3. Воспитатель Учитель Учитель 4. Катализатор Корректор поведения Корректор поведения 5. Мобилизатор Мобилизатор Мотиватор, мобилизатор 6. Посредник Посредник Посредник, буфер 7. Активист 8. Адвокат Адвокат 9. Консультант Консультант 10. Социальный проектировщик

Проектант сообществ 11. Администратор Администратор 12. Определитель клиента 13. Помощник Практик Каждая из профессиональных ролей специалиста по социальной работе предполагает, во первых, специфические способности во вторых, каждая роль определяет приоритетную ценность формируемых в процессе подготовки умений в третьих, каждая профессиональная роль имеет набор конкретных функций, реализуемых исполнением. Остановимся подробнее на ролях, которые проигрывает специалист

по социальной работе исследуемой организации в рамках организации социальной работы с женщинами. Согласно нашему наблюдению среди этих ролей доминирующими являются роли помощника, консультанта и посредника. Семинары и тренинги относятся к числу ведущих форм работы Центра Семья . Они оказывают существенное влияние на психологическое и нравственное просвещение девушек и женщин. Роль соционома на этом этапе состоит в организации и проведении совместно с другим специалистом

тренингов, семинаров, публикаций в СМИ, оформлении стендов, а также ведении документации на клиента. Роль консультанта заключается в том, что соционом предоставляет информацию клиентам о направлениях деятельности Центра, о социальных услугах, а также проводит социальное консультирование по проблемным ситуациям, возникшим у клиентов. Большей частью социальное консультирование осуществляется по вопросам супружеских конфликтов из беседы со специалистом Центра .

Сейчас очевидно, что единой методики консультирования пока нет, но систематизация общих моментов представляет значительный интерес. Приведем семь фаз, которые можно рассматривать как схему процесса социального консультирования Первая фаза создание климата, обеспечивающего успех консультации. Специалист должен убедить клиента в том, что он испытывает искренний интерес к его проблемам и желает ему помочь. Второй фазой успешного консультирования является создание своеобразного катарсиса , возникающего

вследствие того, что человек впервые за длительное время выговаривается по наболевших проблемам. Третья фаза так называемая фаза утешения . Задача специалиста сводится к снятию аффективного деструктивного фона. Клиент должен переоценить свою ситуацию, понять, что она не столь трагична, как ему казалось. Необходимо глубоко понять ситуацию, увидеть в ней нечто положительное, что в ней действительно есть, но чего не замечал человек, и переориентировать его внимание на эти аспекты.

Четвертая фаза диагноз. Консультант должен понять, в чем причина конфликта, по поводу которого к нему обратились. Этот диагноз не должен сообщаться клиенту. Пятая фаза фаза образования. Основываясь на своем диагнозе, консультант старается помочь клиенту самому поставить диагноз ситуации, в которую он попал. В этом процессе активны обе стороны, поэтому эту фазу можно назвать и фазой исследования. На шестой фазедолжно произойти осознание клиентом имеющихся вариантов

поведения и выбор одного из них. Все решения человек должен принимать сам. Только тогда он будет чувствовать себя ответственным за свои поступки и не откажется от принятого решения при первой же трудности. Закрепление мотивации на выполнение принятого решения и является задачей последней седьмой фазы. Роль соционома сводится к роли посредника между клиентом и специалистами исследуемой социальной службы, а также другими организациями. Специалист по социальной работе активно сотрудничает с

Администрацией Пестравского района Самарской области, учреждениями здравоохранения. Прием женщин клиентов ведется в отдельном кабинете, который оформлен в следующем виде журнальный столик овальной формы, мягкие кресла для специалиста и клиента, шкаф с книгами и литературой по проблемам, входящим в область деятельности специалистов. Подоконники уставлены комнатными растениями. Одна из главных особенностей начала обслуживания клиента установление визуального контакта.

После него, как правило, следует приветствие. Если клиент произносит его первым, специалисту следует присоединиться в избранной клиентом форме приветствия. В наблюдаемом нами случае клиент обратился к специалисту со словами Здравствуйте, к вам можно на что специалист отвечал Здравствуйте, проходите, пожалуйста . Как видим, специалист ограничился нейтральным приветствием.

В начале беседы специалист знакомится с клиентом Давайте познакомимся, как мне Вас называть обращая внимание на его эмоциональное состояние. Затем, фразой Слушаю Вас специалист побуждает клиента к рассказу о проблемной ситуации, с которой клиент решил а обратиться в Центр. В беседе с клиентом специалист проявлял заинтересованность, доброжелательность по отношению к клиенту. Применялись приемы аттракции, такие, как паузы.

Использовалась улыбка, заинтересованное выражение лица, ободряющая мимика. Метод нерефлексивного слушания простейший прием. Его суть умение молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. Это активный процесс, требующий внимания. В зависимости от ситуации, специалист может выразить понимание, одобрение и поддержку короткими фразами и междометиями. Зачастую этот метод становится единственной возможностью поддержания беседы, поскольку клиент бывает

настолько возбужден, что его мало интересует мнение специалиста. Он хочет, чтобы его кто-то выслушал. Такие ответы, как Да , Понимаю Вас , приглашают клиента высказываться свободно и непринужденно. Одобрение специалиста, интерес и понимание выражают и такие фразы Понимаю Вас , Можно подробнее об этом? Все это мы наблюдали в случае вхождения женщины в

Центр Семья . На заключительном этапе специалист совместно с клиентом вырабатывает новую модель дальнейшего поведения, используя при этом технику парафраз. В наблюдаемом случае специалист обращается к клиентке N, я правильно Вас поняла, Вы хотите сохранить семью , тем самым, давая новую установку, новое видение на сложившуюся ситуацию клиентки. Во наблюдаемом случае целью консультирования являлось сужение сферы конфликта. Выходя из контакта с клиенткой, специалист поступал следующим образом он предложил клиентке

обговорить дальнейшее поведение с супругом, т.е. давал домашнее задание клиентке, рекомендации и приглашал на повторную консультацию уже вместе с супругом. На заключительном этапе специалист попрощался с клиенткой следующим образом До свидания! Всего хорошего! и провожал ее до дверей кабинета. Анализ документов показал, что основной темой консультаций соционома исследуемой организации являются семейные конфликты. Специалист помогает в решении проблемы, но при возникновении вопросов психологического

или иного толка, специалист направляет женщину к другим специалистам исследуемой организации, осуществляя тем самым роль посредника. Анализ хода беседы специалиста с женщиной клиентом Центра показал, что в наблюдаемом случае беседа напоминала диалог с дальнейшими рекомендациями, даваемыми специалистом. Специалист изучал и обсуждал проблемную ситуацию клиента, ее причины и ожидания клиента от беседы со специалистом. Согласно наблюдению за процессом обслуживания женщины клиента

Центра Семья , о результативности беседы можно было судить по эмоциональному состоянию и самочувствию клиентки после беседы со специалистом. Ведь доказательством эффективности деятельности специалиста по социальной работе являются слова клиента Теперь я знаю, что делать . Подводя итог сказанному выше, вернемся к социальному портрету женщин клиентов социальной службы. Итак, типичным клиентом Центра Семья Пестравского района

Самарской области являются женщины возраста 21-30 лет, состоящие в первом браке, имеющие 1 ребенка, получившие среднее специальное образование и занятые в сфере частного предпринимательства. Касаясь вопроса мотивации их вхождения в Центр Семья , отметим, что основным мотивом вхождения клиенток в службу является потребность в изменении сложившейся ситуации и урегулировании сложившихся конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с супругом. Работа с женщинами нередко требует длительного времени.

Она требует от специалистов высочайшего уровня деликатности и конфиденциальности, постольку, поскольку в ходе этой работы затрагиваются сведения, разглашение которых может нанести ущерб индивидам. Последняя особенность, выявленная нами специалист по социальной работе осуществляет свою деятельность, как правило, в случае направления к нему женщин клиентов другими специалистами, проигрывая при этом роли консультанта или помощника. Но, осуществляя первичный прием клиента, соционом также осуществляет

посредническую деятельность, направляя клиентов к специалистам различных областей. Он же организует и проводит семинары, тренинги, ведет необходимую документацию на клиента, занимается публикациями в СМИ. Непременным условием успешной работы специалиста с женщинами является наличие у последних осознанной потребности в помощи и мотивированное желание изменить сложившуюся ситуацию. Заключение Подводя итог проведенного нами исследования, отметим следующее - социальные службы призваны

внести свой вклад в обеспечение достойного качества жизни клиента, его комфортного существования в социуме. Цель социальной работы, согласно определению ее предметной области, заключается в помощи индивидам, группе лиц в достижении ими достаточного уровня психосоциального функционирования . Служба планирования семьи, являясь социальной службой, в ходе осуществления своей деятельности в рамках социальной работы с женщинами способствует достижению последними наиболее оптимального уровня функционирования

в одной из важнейших сфер жизни семье, и, тем самым, способствует достижению общей цели социальной работы. Планирование семьи помогает женщине с выбором средств предупреждения нежелательной беременности, оказывает консультации и психологическую поддержку во время протекания беременности, помогает в создании благоприятных условий для рождения и воспитания детей, оказывает содействие в решении внутрисемейных супружеских конфликтов. В силу того, что составление социального портрета женщин клиентов социальной службы первый шаг их эффективного

обслуживания, в нашем исследовании этому вопросу уделено серьезное внимание. Так, при составлении социального портрета женщин клиентов Центра Семья Пестравского района было обнаружено, что это женщины возраста 21-30 лет, обладающие определенным набором характеристик состоящие в первом браке, имеющие 1 ребенка, получившие среднее специальное образование и занятые в сфере частного предпринимательства. К числу основных мотивов вхождения женщин в социальную

службу нами отнесена потребность в изменении сложившихся конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с супругом непонимание, ревность . К основным условиям вхождения женщин в исследуемую организацию относятся доступность оказываемых услуг и их разнообразие, а также доверительный характер работы специалистов с клиентками. В силу того, что основное внимание эмпирической части нашего исследования было сфокусировано на начальном этапе социального обслуживания женщин клиентов

Центра Семья Пестравского района, установлению специалистами исследуемой организации контакта с клиентом уделено особое внимание. Особенности построения процесса обслуживания клиента специалистами исследуемой организации способствовали акцентуации нашего внимания на беседе с клиентом, в ходе которой приоритетной задачей специалиста является установить контакт и услышать клиента в контексте оказания ему помощи в предупреждении или преодолении объектного существования, в освоении и укреплении роли субъекта посредством

актуализации его ресурсов и предоставления необходимых социальных услуг. Наблюдаемая практика показала, что специалист профессионально организует начало беседы встреча клиента, знакомство, учет его нынешнего состояния. Так, в процессе работы специалистом использовался ряд техник и приемов, выражение согласия и одобрения, обращение к клиенту по имени, изучение проблемной ситуации клиента, его ожиданий. В ходе совместного обсуждения возможных шагов на пути решения проблемы специалист

и клиент пришли к единому мнению и договорились о следующей встрече. Таким образом, можно сказать, что во всех случаях было профессионально организовано и реализовано начальное обслуживание женщины клиента социальной службы, получение ей полной информации о своей проблемной ситуации и возможностях ее последующего решения. В силу того, что особенности социономического исследования связаны с совершенствованием технологии вмешательства, где исследователь напоминает скорее инженера, улучшающего

качество социальных услуг, по итогам проведенного исследования нами были разработаны методические рекомендации для специалистов Центра Семья по организации социальной работы с женщинами, которые, как мы надеемся, будут способствовать совершенствованию деятельности специалистов исследуемой организации. Таким образом, анализируя сказанное выше, можно утверждать, что службы планирования семьи играют важную роль в осуществлении социальной работы с женщинами.

В рамках изучения деятельности Центра Семья нами была осуществлена попытка изучения роли общественных объединений в планировании семьи, осуществляемом исследуемой организацией. Согласно изученной документации Центр Семья Пестравского района Самарской области в ходе осуществления своей деятельности не сотрудничает с общественными объединениями. Исключением можно считать выполнение мероприятий программ, разработанных

Российской ассоциацией планирования семьи. Список использованных источников 1. Алексеева Л. С Бобкова П. В. и др. Справочное пособие по социальной работе Под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. М. Юрист, 1997. 2. Антонов А.И Медков В.И. Социология семьи - М. 1996. 3. Антонов А.И. Жизнедеятельность семьи тенденции и проблемы

М. Наука, 1990 128с. 4. Авдеев П.П. Планирование семьи теория и практика сборник Жизнедеятельность семьи , М 1990. 5. Григорьева Н.С Матвейчик З.Я. Путеводитель для социального работника службы планирования семьи. М 1997. 6. Григорьев С.И. Социальная работа шведский вариант в первом приближении.Барнаул 1991 7. Григорьев С. И Гуслякова Л. Г. Социология для социальной работы

Учеб. пособие для студ. вузов и практ. работников 2-е изд доп пе -рераб М. Академия, 2002. 8. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы Российский журнал социальной работы. 1995, 1. 9. Джордж Р Кристиани Т. Консультирование теория и практика Пер. с англ. А. Шадура М Эксмо, 2002 456 с. 10. Демографический понятийный словарь.

Под ред. Л.Л.Рыбаковского. М.2003 11. Демографическое будущее России. Под ред. Л.Л.Рыбаковского и Г.Н. Кареловой. М.2001. 12. Зоткин Н.В. Курс общей психологии в понятиях и определениях . М. Наука, 1992, -с.13. 13. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом новые взаимоотношения. СПб. Питер, 1997. 14. Каткова И.П Лебединская О.И.

Медико-социальные проблемы юного материнства серия Практика социальной работы , М. 1992. 15. Кузнецова Н, В. Молодая семья и ее социальная защита в современном обществе Социальная работа с семьей Под ред. Т. В. Шеляг М. Институт социальной работы, 1995. 16. Лисовский В.

Т. Советская молодежь. Демографический аспект М. Наука, 1989. 17. Мацковский М. С. Социология семьи Проблемы теории, методологии и методики М. Наука, 1989 с.158 . 18. Материалы Второй Российской Конференции по планированию семьи Репродуктивное здоровье и сексуальное воспитание молодежи , М.1995г. 19. Основы социальной работы Учебник. Отв. ред.

П. Д. Павленок. М. Инфра-М, 1997. 20. Пинкус А Минахан А. Практика социальной работы М. Союз, 1993 204с. 21. Плотников А. Д. Молодая семья Шаг в XXI век М. Социум, 1999 94с. 22. Марк Доэл, Стивен Шадлоу. Практика социальной работы. М. 1995г. 23. Пригожин А. И. Социологические проблемы управленческих решений. -

М. Наука, 1994 201 с. 24. Карлос М.Хьюзо, Катрин Бриггс. Пособие по оказанию услуг в области планирования семьи. М.1992г. 25. Роджерс К. Клиентноцентрированная терапия М Рефлбук, К. Ваклер, 1997 175с. 26. Рыбаковский Л.Л. Прикладная демография. М.2003. 27. Суслаков Б. А.

Социальная служба состояние и перспектива М. СТИМГУС, 2001 183с. 28. Татарова Г. Г. Типологический анализ в социологии М Наука, 1993. 29. Фирсов М. В Студенова Е.Г. Теория социальной работы Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 431 с. 30. Фирсов М. В Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы

Содержание и методы психосоциальной практики Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М Академия, 2002 198 с. 31. Федеральный закон Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации от 10 декабря 1995г. Информационно правовая система Гарант . 32. Холостова Е. И. Семья и социальная работа Докл. Международной научно - практической конференции

Семья в процессе развития . -М, 1993. -с. 28 -38. 33. Чернецкая А.А. Технология социальной работы. Ростов-на-Дону Феникс, 2006г. 34. Щукина Н. П. Проблема клиента в деятельности социальных служб Российский журнал социальной работы 1996, 1 с. 122 - 126. 35. Технология социальной работы Сост. Н. П.

Щукина Самара Самарский университет, 1998 с.68 . 36. Энциклопедия социальной работы. Т.1. М. Центр общечеловеческих ценностей, 1993. 37. Энциклопедия социальной работы. Т. 3 Пер. с англ М. Центр общечеловеческих ценностей, 1994 583 с. 38. Ядов В.А. Социологическое исследование методология, программа, методы

Самара Самарский университет, 1995. 39. Ярская - Смирнова Е. Р. Этика социальной работы Российский журнал социальной работы 1996, 2 с. 125 - 126. 40. Самарский областной центр социальной помощи семье и детям итоги 10-летней деятельности, перспективы развития сферы социальных услуг семье и детям Сборник статей, Самара, 2002г. 41. Алексеева Л.С. Концепция социальной реабилитации, ориентированной

на повседневность. М. Академия, 2002. 42. Мадиевский С.А. Методология и методика изучения социальных групп в исторической науке. М. Наука, 1992. 43. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника общие проблемы подготовки специалиста Российский журнал социальной работы. 1999. 1. с.10-13. 44. Хорни К. Невротическая личность нашего времени

Самоанализ. М. Наука, 1993 307с. 45. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М. Наука, 1994 с.157. 46. Хьелл Л Зиглер Д. Теории личности. СПб. Питер, 1997 603 с. 47. Холостова Е.И. Социальная работа. Учебное пособие. М 2007. 48. Алексеева Л.С. Содержание и организация деятельности центров психолого-педагогической помощи населению, М. НИИ семьи, 1997. 49.

Обуховский К.Н. Психология и увлечения человека. М. Знание, 1991 185с. 50. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. 2-е изд-е, перераб. и доп. М. Мысль, 1989 164с. 51. Словарь справочник по социальной работе под ред. Е.И.Холостовой. М. ИНФРА М, 1997 527с. 52. Панкратова

М.Т. Состав, структура и образ жизни сельской семьи. Программы социологических исследований молодой семьи. М. Социум, 1996. 53. Жеребкина И.А. Введение в гендерные исследования Уч.пособие. Ч.1. СПб. Алетейя, 2001. 54. Воронина О. Женский вопрос в СССР демографический диагноз. М.

Прогресс, 1990. 55. Завадская Л.Н. Гендерная экспертиза российского законодательства. М. Изд-во БЕК, 2001. 56. Роббер М А тильман Ф. Психология индивида и группы. М 1998. 57. Журнал Планирование семьи в Европе , М 1996г 2. 58. Журнал Планирование семьи , М 1995г 2. 59. Журнал Выбор , М 1996г. 2. 60. Материалы сайта 61. Материалы сайта



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.