Реферат по предмету "Религия и мифология"

Узнать цену реферата по вашей теме


Христианская концепция происхождения морали

Содержание
1. Понятие морали и основные концепции ее происхождения
2. Сущность христианской концепции происхождения морали
3. Особенности христианской морали
Литература
1. Понятие морали и основные концепции еепроисхождения
Мораль — понятие историческое. Она относится к числу техобщечеловеческих духовных ценностей, которые определяют содержание социальногобытия с самого начала возникновения человеческой цивилизации и останутся важнейшимее атрибутом, пока существуют человек и общество. Являясь одной из самыхдревних форм общественного сознания, мораль формировалась по мере выделениячеловека из животного мира в ходе становления общественных отношений,образования социальных коллективов и общностей.
Вопросы происхождения морали рассматриваются по-разному вразличных этических системах. Существует целый ряд концепций происхождения исущности морали. Это:
натуралистические концепции;
антропологические;
креационистские.
Натуралистические (эволюционистские) концепции — выводят мораль из природного фактора, ее содержание определяют достижениемнравственной цели по отношению к природе, внешнему миру. Мораль рассматриваетсякак простое продолжение и усложнение групповых инстинктов животных как способавыживания вида в борьбе за существование. В поведении человека нет ничеготакого, что не встречалось бы у животных.
Антропологические концепции происхождения мораливыводят нравственность из «природы человека» как естественногосущества, его потребностей интересов, «неизменной» биолого-психологическойсущности индивида.
В рамках этого направления существовали многие этическиешколы. Так, гедонизм (от греческого — удовольствие, наслаждение) выводил моральиз эмпирических ощущений удовольствия или неудовольствия. Человека надо научитьпонимать различия между ними и находить полноту бытия в стремлении кудовольствиям. Главной ценностью для человека является хорошее настроение, ачтобы оно не превращалось в плохое, не надо обременять себя излишними проблемами- имуществом и другими заботами.
В рамках данного направления в этических учениях можнорассматривать и концепцию утилитаризма. Ее основным понятием является пользаиндивида (выгода, личный интерес, корысть и т.д.). Источником нравственностиявляется «природа человека», а содержание морального выбораоценивается путем арифметического подсчета выгод и потерь по результатампоступка.
Креационистские теории (креация — творение) представляютразличного вида религиозные системы морали. Источником нравственности в рамкахэтих концепций является Бог. Мораль — это божий дар, который, подобно ударумолнии, отсек человека от мира животных. Поскольку авторитет Бога священен инепререкаем, моральные заповеди его столь же сакральны, абсолютны и не требуютобоснования. Эти заповеди ассоциируются с именами Моисея, Иисуса Христа, Буддыи Мухаммеда. Следование им, соблюдение их приближает человека к нравственномуидеалу.
Христианство предложило программу нравственногосовершенствования через постижение идеи Бога, помогая тем самым моралирегулировать отношения между людьми в социально неоднородном обществе. Христианствочерез тексты Библии предложило свой механизм регуляции поведения, понятныйшироким массам. Христианство провозгласило идею нравственного равенства; уделилобольшое внимание отдельному человеку, его душе, заложив основы гуманизма; призвалочеловека приподняться над повседневностью своего существования и обратить своипомыслы к духовному совершенствованию;
предложило человечеству моральный идеал очень высокогопорядка в образе Иисуса Христа; сформулировало простейшие нравственные правила(десять заповедей).
Христианская концепция происхождения морали утверждает, чтомораль дана нам как бы непосредственно, она не требует размышлений, специальныхрешений, она как будто известна с самого начала, почти от рождения; она дремлетв человеке и пробуждается в нужный момент. Говоря языком религии, «мораль- от Бога»[1].2. Сущность христианской концепции происхожденияморали
В I в. н.э.в восточной части Римской империи началораспространяться христианство. Христианство является движением угнетенных слоевРимской империи лишь при возникновении в самый начальный период его истории. Современем оно теряет оппозиционный характер, становиться легальной, а затем иофициальной религией государства. Постепенно выхолащиваетсядемократически-уравнительная сущность христианских общин, они структурируются поподобию официального общества: в них выделяется религиозная верхушка, которая противостоитосновной массе верующих, угнетая их экономически и духовно. Получилась как быирония истории: возникшая как альтернатива классовой структуре христианскаяцерковь усилила ее, сама превратилась в новую, более изощренную формуклассового угнетения. Соответственно меняется содержание христианской религии; онастановится идеологией эксплуататорских классов. Эксплуататорская сущностьхристианского мировоззрения выражается, прежде всего в том, что онообщественный протест подменят моральным возмущением, реальную борьбу за социальноеосвобождение — обещанием справедливости в потустороннем мире.
На этическом уровне это отразилось в том, что а) быловыхолощено плебейское конкретно-историческое содержание христианской морали иусилена ее теоцентрическая направленность; б) мораль, сведенная к безжизненнымабстракциям, была выставлена в качестве высшей и самодостаточной основычеловеческого счастья. Моральная доктрина Библии, сохраняя следыпротиворечивости породивших ее социальных сил, все же в целом, в своейконцептуальной основе является отражением интересов господствующихэксплуататорских классов.
Христианство, бесспорно, представляет одно из самыхвеличественных явлений в истории человечества. Религиозная мораль представляетсобой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм,складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Утверждая,что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение,проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своихморальных установлений, их вневременной характер.
Раннее христианство выдвинуло на первый планобщечеловеческие заповеди милосердия, любви и свободы, и, благодаряхристианству, эти заповеди стали известны многим народам Азии и Европы (авпоследствии и других континентов). Как заметил Бердяев, «до Христа мир незнал вселенской религии; все религии были национальными и ограниченными»[2].Христианство, по словам Владимира Соловьева, «поставило передчеловеком его абсолютный идеал, дало ему окончательную задачу для егособственной работы».
В христианстве — крупнейшей мировой религии проблемам этикипридается первостепенное значение, а мораль имеет религиозные истоки. Основательэтой религии — Иисус Христос является создателем новой морали, которую можноопределить как этику любви.
Суть его учения сводится к следующему: несчастья человеканачались с того момента, когда он отошел от Бога и возомнил, что сам можетрешать, что есть добро и бороться со злом, насилием и обманом. Подобноесамомнение лишь умножает зло в мире и подводит человечество к роковой черте. Спасениесостоит в осознании ложности разделения людей на добрых и злых и необходимостиборьбы со злом с помощью добра.
Все люди — дети Бога, в каждом и них его искра. Поэтому ихотношения должны быть такими же, как между детьми в одной семье и строиться налюбви. Любовь изначальна и самодостаточна. В то же время смысл любви болееглубок, он не ограничивается земной жизнью, а предполагает устремление к Богу. Земнаяжизнь несовершенна, поэтому сердце не должно принадлежать миру и его ценностям.Истинно моральными являются ценности, устремляющие человека к божественнойдуховности. Высшая духовная бескорыстность выступает символом божественнойлюбви. Мир земной отмечен печатью смерти, божественный же — вечен. Чем меньшечеловек стремится иметь, тем больше он будет иметь на небе.
Идеал Христа — этика любви. Последнее его наставлениеближайшим своим ученикам перед своей смертью — любить друг друга. Любовьсмиренна и насыщена высшим гуманизмом — «возлюби врага своего». Гордыня- первый грех человека. Любовь деятельна. Оценивать нравственность человеканужно по делам, а не по словам. Любовь бескорыстна, когда направлена на тех, откоторых мы не можем получить выгоды. Это обездоленные, униженные, оскорбленные,гонимые. Любовь понимается как духовное единение людей.
Первая, высшая и, в сущности, единственная заповедь этикиХриста есть заповедь любви к богу. Она выше любви к человеку, выше всякихземных привязанностей и целей. Любовь к богу требует себе всего человекацеликом, все его мысли и дела.
Любовь к ближнему является как бы конкретизацией любви кбогу. Любить ближних надо именно потому, что они богоподобны. Служа ближним мыслужим богу. Любовь к ближнему во всех ее проявлениях есть не что иное, каклюбовь к богу. Любовь к ближнему оказывается смирением перед социальнойнесправедливостью: призванная прорвать отчужденные формы связей между людьми,она становится их изощренной апологией.
Таким образом, если говорить об общих нормативных принципаххристианской этики, то они фактически сводятся к одной единственной заповедилюбви к богу. Следование этой заповеди составляет содержание добродетельнойжизни. Но что означает любовь к богу, если свести ее к какой-то совокупностиреальных действий. В своем эмпирическом содержании любовь к богу и любовь кближним означает отказ от поисков человеческого счастья, земную аскезу. Этическаяпричастность к миру оборачивается отрицанием мира, доходящим до бегства отнего, самоуничтожения человеком своей земной сути. «Формула единения смиром в любви и ухода от мира в аскезе» рассмотренная в ее историческомсодержании, не только фиксирует разрыв между моральным началом и всеймногообразной практически-целесообразной, предметно-определенной деятельностью человека,но одновременно санкционирует, оправдывает на свой лад аморальностьсоциально-природного бытия. Отсюда проистекает и следующий ключевой дляхристианской морали вывод о том, что осуществление нравственного предназначениячеловека — его единение с богом — возможно только в потустороннем мире и толькопо милости бога. Соглашаясь с мнением, что «схождение бога к человеку естьодновременно требование восхождения человека к богу», следует все жесделать одно добавление. Тот факт, что разрыв между богом и человекомпреодолевается со стороны бога, является вместе с тем констатацией того, чтоэто превышает силы и возможности человека[3].
Моральная концепция христианства как бы замкнута на идеюбога. Бог — единственная творческая сила; он создал мир и является егоживотворной сущностью. Весь мир развивается из него, он же остается егонепосредственным управителем. Бог является одновременно и высшей целью мира, изадает ему смысл. Все, что ни создает бог, он создает для себя «ибо все изнего, им и к нему». Бог как абсолютное (и только он) заключает в себепричину, норму и цель своей деятельности. Все остальные создания лишеныавтономности, они существуют благодаря богу и для бога. Человек не составляетисключения.
Человек, однако, не просто одно из творений бога, наряду сбесчисленным количеством других, он существо привилегированное, обладающееотносительной властью над миром, ибо он подобен богу. Его богоподобиевыражается в том, что человек создан свободным и высшая цель — служить богувыступает для него как долженствование, решаемая им самим задача. В той мере, вкакой человек наделен способностью не грешить, возможностью свободным актомподчинить себя богу, он уподобляется богу как абсолютной личности.
Человек подобен богу, но не одинаков с ним, ибо принадлежитмиру. Человек двойственен. В своем реальном существовании он не таков, какимдолжен быть по назначению. Преодоление этой двойственности, следование своей«подлинной» сущности и составляет содержание моральных усилийчеловека. Таково христианское обоснование морали.
Человек безнадежно греховен. Христианство недвусмысленноутверждает, что греховность человека непреодолима его собственными силами. Этоякобы достигается с помощью божественной благодати, прямого и непосредственногоучастия бога.
Образ Иисуса Христа, который является богом и одновременночеловеком — это наглядный образец моральности в христианском понимании,моральный идеал. Следование богу выступает как следование Христу. С точкизрения христианкой логики, как грехом Адама в мир вошел грех, так благодатьюХриста в мир вошла благодать[4].
Происхождение морали в кратком виде сформулировано вПятикнижии Моисея, в частности в Торе, в Книге Бытие после описания каждого изактов сотворения мира до создания человека повторяются (пять раз) слова: «Иувидел Бог, что это хорошо».
Нужно отметить, что появление человека не сопровождалосьотдельной оценкой, и лишь в конце творения как бы подведен общий итог: «Иувидел Бог всё, что Он сделал, и вот это очень хорошо» Не означает ли это,что все земные творения изначально и сами по себе признавались «хорошими»,а человек создан неизвестно каким, и может быть оценен только вместе состальной природой? Во всяком случае, если Создатель давал результатам своихдействий некую оценку, то, стало быть, способность отличать хорошее отплохого принадлежала изначально Ему, а не человеку. Люди же приобрели этокачество только в результате грехопадения, когда вкусили от «древапознания добра и зла»: «Змей сказал женщине: „…Бог знает, что вдень, когда от него поедите, ваши глаза откроются, и станете, как Бог, знающимидобро и зло“. И сказал Бог: „Стал теперь человек как один изНас в познании добра и зла“[5].
Таким образом, утверждается божественное происхождениеморали. Бог является источником, основанием морали.3. Особенности христианской морали
Христианские богословы считают библейские заповедибогооткровенными по происхождению и общечеловеческими по их нравственномузначению, так как бог один. Христианская мораль находит свое выражение всвоеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, всовокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфическихрелигиозно-нравственных чувствах (христианская любовь, совесть и т.п.) инекоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), атакже в системах нравственного богословия или теологической этики. Все вместеперечисленные элементы составляют христианское нравственное сознание.
Главной особенностью христианской (как и вообще всякойрелигиозной) морали является то, что ее основные положения ставятся вобязательную связь с догматами вероучения. Так как „богооткровенные“ догматыхристианского вероучения считаются неизменными, основные нормы христианскойморали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительнойустойчивостью, сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. Вэтом заключается консервативность религиозной морали.
Другой особенностью христианской морали, вытекающей из еесвязи с догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственныенаставления, которые невозможно найти в системах нерелигиозной морали. Таково,например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, любви к врагам,непротивлении злу и другие положения, находящиеся в противоречии с насущнымиинтересами реальной жизни людей.
Христианская мораль включает в себя некоторую совокупностьнорм (правил), призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, вобщине верующих, в обществе. Таковы известные ветхозаветные заповеди,евангельские „заповеди блаженства“ и другие новозаветные нравственныенаставления. В своей совокупности они составляют то, что можно назватьофициальным, одобренным церковью кодексом христианской морали.
В христианском мире происхождение базовых моральных нормописывают в форме передачи Моисею самим Богом десяти заповедей. Моральные нормыхристианина не исчерпываются заповедями Моисея, но дополняются осознаниемнеобходимости и возможности духовного перерождения, о чем говорил Иисус Христосв Нагорной проповеди в учении о блаженствах.
Создавая свой моральный кодекс, христианство включило в себяи некоторые простые общечеловеческие нормы нравственности. Простейшие общиетребования к поведению личности в коллективе, которые получили отражение вветхозаветном десятисловии, были выработаны коллективным опытом задолго довнесения их в тексты древнееврейской Торы. Такие обычаи, как запрещениеубийства сородича или соплеменника, запрещение браков внутри племени, возниклиеще в недрах родоплеменного строя.
Первые четыре заповеди десятисловия сами по себе не имеют кморали непосредственного отношения. В них зафиксированы вероучительно-обрядовыепредписания древнееврейской религии, а не нравственные нормы. Истиннаянравственность — это человечность. Интересы коллективной человеческой жизнитребуют дружбы, взаимопомощи людей.
Непосредственное отношение к нравственности имеют остальныешесть заповедей ветхозаветного декалога. В них нашли отражение некоторыеэлементарные правила человеческого общежития: требование почтительногоотношения к родителям, запрещение убийства, разврата, воровства, клеветы,зависти. Общими, принимаемыми явным большинством являются заповеди — они жеморальные нормы — »не убивай", «не кради», «непрелюбодействуй», «не произноси ложного свидетельства на ближнеготвоего», «почитай отца твоего и мать твою», «не желай домаближнего твоего ничего, что у ближнего твоего».
Несмотря на то, что далеко не все люди верят в Бога и,следовательно, не верят в божественное происхождение моральных заповедейхристианства, подавляющее большинство населения современных западной ивосточнославянской цивилизаций принимают общие базовые моральные нормы вредакции, так или иначе близкой к десяти заповедям. Общими для всех — верующихи неверующих, богатых и бедных, молодых и старых, мужчин и женщин,представителей различных национальностей и разного образовательного уровня — являютсяне все десять заповедей, а лишь их часть, поскольку другая часть, какговорилось выше относится к чисто религиозным постулатам.
Христиане считают свою религию воплощением истинногочеловеколюбия и гуманности. Христианские проповедники особенно подчеркиваютгуманный смысл евангельского призыва: «возлюби ближнего своего, как самогосебя».
Через устную и печатную проповедь, через эмоциональнонасыщенную обрядность, приуроченную к важнейшим событиям жизни верующего,кодекс христианской морали верующего оказывает воздействие на нравственноесознание человека, а через последнее — на его практическую мораль. Это кодексдает верующему идеал праведной с точки зрения христианства жизни, которыйнакладывает отпечаток на все поведение человека, его привычки, быт.
В основании всякого кодекса морали лежит определенныйисходный принцип, общий критерий нравственной оценки поступков людей. Христианствоимеет свой критерий различения добра и зла, нравственного и безнравственного вповедении. Христианство выдвигает свой критерий — интерес спасения личнойбессмертной души для вечной блаженной жизни с Богом. Христианские богословыговорят, что Бог вложил в души людей некий всеобщий, неизменный абсолютный«нравственный закон». Христианин «чувствует присутствиебожественного нравственного закона», ему достаточно прислушаться к голосубожества в своей душе, чтобы быть нравственным.
Литература
1. Апресян Р.Г. Идея морали ибазовые нормативно-этические программы. — М.: Норма, 1995. — 132с.
2. Бердяев Н. Философия свободы. Вкниге: Н.А. Бердяев «Сочинения». М., «Раритет», 1994. — 420с.
3. Гусейнов А.А. Введение в этику. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 208 с.
4. Гусейнов А.А. Иррайтц П. Краткаяистория этики. — М.: Мысль, 1987. — 589с.
5. Гусейнов А.А. Апресян Р.Г. Этика.Учебник. — М.: Гардарики, 1999. — 472с.
6. Зеленкова И.А., Беляева Е.В. Этика.:Учебное пособие и практикум.: Мн.: НТООО «Тетрасистелк», 1997. — 320с.
7. Маркович А. На пути к абсолютнойморали // Журнал Вестник. 2003. № 13.
8. Малышевский А.Ф., Карпунин В.А., ПигровК.С., Введение в философию. М., Просвещение, 1995. — 256с.
9. Словарь по этике/ Под ред.А. А. Гусейноваи И.С. Кона. — М.: Политиздат, 1989. — 447с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Таблица: "Основные социально-экономические показатели" на примере предприятия из региона Кавказских Минеральных Вод (КМВ)
Реферат Филофей Лещинский
Реферат Естественно-научные концепции развития микроэлектронных и лазерных технологий
Реферат Кодирование сигнала в латеральном коленчатом теле и первичной зрительной коре
Реферат ВОХР ОМОН
Реферат Досудебный порядок урегулирования споров
Реферат Доцільність впровадження інвестиційного проекту будівництва нового технологічного комплексу по випуску фенів для волосся
Реферат Рекомендации по составлению брачного контракта
Реферат Сравнение парламента Франции и Бразилии со структурой российского парламента
Реферат «Противодействие использованию Интернет-казино для легализации преступных доходов»
Реферат Судебные расходы в арбитражном процессе
Реферат Беларуская літаратура перыяду барока
Реферат Neural Network Wizard 7 учебно-методическое пособие
Реферат Врожденные аномалии и пороки развития
Реферат Emily Bronte Essay Research Paper Emily Jane