Реферат по предмету "Разное"

Узнать цену реферата по вашей теме


Александр коняев бумажное лицо империи «Царские» денежные знаки на переломе Российской истории начала ХХ века Ярославль 2007 ббк 63. 2

Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТФилиал в г. ЯрославлеАлександр КОНЯЕВ БУМАЖНОЕ ЛИЦО ИМПЕРИИ«Царские» денежные знаки на переломе Российской истории начала ХХ века Ярославль2007ББК 63.2 УДК 737 К 65Рецензенты: Бородкин А.В., кандидат исторических наук, доцент, заместитель директора Ярославского филиала Российского государственного гуманитарного университета; Гвоздев С.А., кандидат исторических наук, доцент; Максимов А.В., научный сотрудник Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.^ Коняев Александр Евгеньевич.Бумажное лицо Империи. «Царские» денежные знаки на переломе Российской истории начала ХХ века. Научные очерки. – Ярославль, Ремдер, 2007. - 68 с., илл. Текст в авторской редакции. Приводятся изображения денежных знаков из коллекции автора книги.Изображения, помещаемые на деньгах, издревле служили средством государственной пропаганды. Русский бумажный рубль – это «история России в картинках». Причём порой одна такая «картинка» заменяет тома документов, кратко, точно и образно передавая сущность государственного строя, породившего её. В СССР долгое время даже в попытках сбора коллекций денежных знаков видели «крамолу». В результате и сегодня очень немногие авторы пытаются создавать исторические исследования, опираясь на материалы, накопленные бонистикой – вспомогательной исторической дисциплиной, изучающей бумажные деньги. По сути, «денежную» историю России надо писать заново. Что и пытается сделать автор предлагаемых научных очерков – профессиональный историк, собирающий коллекцию отечественных бумажных дензнаков. Автор рассказывает об истории Отечества конца XIX – начала 20-х гг. ХХ вв., рассматриваемой через изображения на бумажных деньгах. Что отражалось на «бумажном лице Империи»? Как она выглядела, та «Россия, которую мы потеряли»?Печатается согласно Решению экспертного совета ГОУ ВПО РГГУ филиал в г. Ярославле от 19.09.2007 г. № 1.ISBN 978-5-94755-169-3© Коняев Александр Евгеньевич, 2007.ВВЕДЕНИЕВ своё время Бернард Шоу блестяще оценил роль и значение денег в жизни людей. Вышло, как у всякого творческого человека, довольно длинно, но зато исчерпывающе: «Всеобщее уважение к деньгам – это единственное в нашей цивилизации, что даёт надежду, единственное здоровое место в нашем общественном сознании. Деньги важнее всего, что есть в мире. Они являются столь же ярким и бесспорным отражением здоровья, силы, чести, щедрости и красоты, сколь бесспорно болезни, слабость, бесчестие, низость и уродство отражают их недостаток. Не последним из их достоинств является то, что они сокрушают людей низких с той же неизменностью, с какой укрепляют и возвышают людей благородных. И только когда они удешевляются до степени обесценения в глазах одних людей и удорожаются до степени недосягаемости в глазах других, только тогда они становятся проклятьем».1 Деньги - один из важнейших символов государственности. Позволить себе иметь собственную валюту может только сильное, независимое государство. Возможность печатать деньги самостоятельно – показатель его полноценности. Например, большинство «национальных» валют стран так называемого СНГ печатаются в Германии, Франции, Великобритании, на нашем Гознаке. В любом государстве деньги являются едва ли не главным его лицом, определяют сущность господствующего строя. Поэтому кажется интересным проследить, как же менялось денежное «лицо Родины» в ХХ веке – самом бурном в её истории. Три государства сменилось на одной и той же земле, каждое из которых на словах отвергало наследие предыдущего. Сегодня, когда изучают их историю – главным образом, политическую – делают досадное упущение, забывая сказать что изображалось на банкнотах этих государств. Между тем, дизайн денег всегда оставался одной из наиболее важных политических проблем; деньги являлись исключительно эффективным проводником государственной идеологии. Один из видных отечественных бонистов2 России Валерий Киселёв, пишет: «Историю государства изучают по летописям, хроникам, памятникам культуры – всех источников не перечесть. А можно – по деньгам. Они нередко «выбалтывают» то, что хотел скрыть летописец или не увидел мемуарист. Одного взгляда на купюру бывает достаточно, чтобы проникнуться духом эпохи, понять, какая идеология господствовала в стране, какую политику проводило её правительство. Вот и русский бумажный рубль: его внешний вид в разные периоды – это своеобразная история России в картинках».3 Раскрыть образ страны через её дензнаки – вот главная цель настоящей работы. По сей день открытыми остаются многие вопросы российской истории начала ХХ века. Главный из них: «Отчего рухнула монархия, просуществовавшая более 1000 лет, за несколько дней 1917 года?». В годы перестройки тихо умерла псевдоисторическая картина, созданная легионом «историков» под эгидой Пропагандистского отдела ЦК КПСС: картина очернения дореволюционного прошлого России. Но на смену ей пришло не объективное знание и трезвое суждение, а, так сказать, «противоположная ложь»: воспевание и апологетика дореволюционной России, апогеем которой стала канонизация Русской Православной церковью Николая II. Профессиональная история не может терпеть ни того, ни другого, т.к. оба эти взгляда – крайние по своей сути. Нужны более взвешенные, и, что немаловажно, множественные, с разных позиций, взгляды на нашу историю. Одним из таких взглядов, по нашему мнению, должен быть взгляд через изображения на бумажных денежных знаках.^ Об историографии Историография проблемы невелика, ибо в простом собирании коллекций старых дензнаков советская власть видела «крамолу». Первая полноценная советская исследовательская работа, посвящённая истории и внешнему виду отечественных бумажных денег вышла лишь в 1991 году. Это была книга А.И. Малышева, В.И. Таранкова и И.Н. Смиренного «Бумажные денежные знаки России и СССР».4 Достойные внимания более ранние исследования можно перечесть по пальцам. В 1924 году выдающийся отечественный коллекционер и исследователь денежных знаков, «отец советской бонистики» Ф.Г. Чучин издал первый каталог-описание всех известных в то время дензнаков – «Бумажные денежные знаки, выпущенные на территории бывшей Российской империи за время с 1769 по 1924 годы». С тех пор книга стала библиографической редкостью. Каталог Чучина был переиздан трижды, последний раз в 1927 году. Позднее тема стала, мягко говоря, непопулярной. Чучин в последнем издании своего каталога указал, что был вынужден по ряду причин отказаться от «исторических введений перед каждым отдельным выпуском бон и дензнаков».5 Можно понять автора – советские дензнаки на фоне царских смотрелись, мягко говоря, не особо. Наступил длинный период забвения. Вплоть до 80-х годов проблемой изучения российских бумажных денег занимались в основном зарубежные исследователи. Так, «Каталог денежных знаков России и Балтийских стран 1769-1950 гг.» был выпущен эмигрантом Н. Кардаковым в Западном Берлине6; в 1976 г. в США был опубликован каталог Альберта Пика7; лишь в 1982 г., после относительной либерализации в Польше, стала возможна публикация каталога польского исследователя Мариана Ковальски8. Только в 1988 г. увидело свет первое советское издание по истории отечественных бумажных денег, претендующее на научность – каталог Д.А. Сенкевича «Государственные денежные знаки РСФСР и СССР»9. После краха Союза интерес к проблеме, казалось, был возрождён, но столкнулись с другой проблемой – неумением писать историю русских бумажных денег. Поэтому среди постсоветских исследований отметим лишь издание «Бумажные денежные знаки СССР и России» под редакцией М.М. Чистякова, выпущенное в 1993 г. небольшим тиражом частным изданием АО «Банк Санкт-Петербург»10. Теме денег был целиком посвящён 11-й номер журнала «Техника – молодёжи» за 1994 год, так и названный – «Деньги». Исключением в СССР была «пропагандистская» история, ставившая историческое знание – в т.ч. и по истории денег – на службу политической агитации. Много внимания в рамках идеологической борьбы уделялось истории финансовых диверсий, направленных против «молодой республики Советов»: назовём, например, исследование Г. Польского «Короли фальшивых банкнот».11 В известной мере пропагандистскими были работы выдающегося советского учёного М.М. Глейзера, избравшего темой своих исследований становление советской денежной системы и историю советского червонца – стабилизированной валюты, появившейся в 1922 г.12 Другой видный советский экономист З.В. Атлас также уделял основное внимание в своих исследованиях становлению и развитию социалистической денежной системы.13 Наконец, чистой попыткой поставить историю денег на службу идеологии можно считать исследование Л. Розенберга «Историю рассказывают деньги»: с нескрываемым негативом и пренебрежением автор пишет о дензнаках, выпускавшихся противниками советской власти и с апологетикой – о становлении советского денежного обращения.14 Остальное – либо отдельные публикации в периодической печати, либо отрывочные статистические сведения из советских изданий, касающихся финансовой деятельности царской России, Временного и Советского правительств. Сознательно не берём в расчёт выходящие в изрядном количестве обычные каталоги - простые перечни с указанием цен. Таких множество, но среди них редко попадаются издания, содержащие исторические сведения. Одно из недавних исключений – трёхтомный «Полный каталог бумажных дензнаков и бон России, СССР и стран СНГ (1769-2000 гг.)» П.Ф. Рябченко и В.И. Бутко15. Таков краткий обзор историографии проблемы. В заключение заметим, что автором данного исследования также был сделан ряд публикаций в научного и публицистического характера.16^ Об историческом методе В современной российской исторической науке, куда «наконец-то» проник постмодернизм, существует несколько классификаций видов исторических исследований. Поэтому не берёмся чётко определить направление данного исследования и оставим это занятие читателям и критикам. С уверенностью можем говорить лишь о том, что исследование задумывалось как позитивистское. Историю познать такой, какая она была, по нашему убеждению, можно. Особенно, как нам кажется, в данном случае. «Отец советской бонистики» Ф.Г. Чучин писал: «Денежные знаки и боны – наиболее объективные и красноречивые документы истории не только в силу своего официального происхождения, но также и ввиду общественно-рыночной их значимости, как показатели материального благополучия и взаимоотношений различных общественных классов в данный исторический момент…. Помимо этого – боны и дензнаки символизируют современные им политические события, войны, борьбу партий, смену властей, идеологию правящих классов. Эволюция общества, революционные скачки и сдвиги общественных классов, победы и поражения борющихся, открытые и скрытые закулисные влияния на данное правительство – всё это находит своё отражение в бонах и дензнаках эпохи».17 «Картинка» - т.е. изображение на купюре (а купюры различных эпох и будут в данном случае основным источником для написания исследования), на наш взгляд, предполагает гораздо меньше вариантов толкования, чем текст. К ней нельзя применить тезис постмодернизма о том, что «не существует ничего, кроме языка»18. На каждом этапе развития истории России создавались свои денежные «картинки», в которые всегда закладывалось строго определённое (хотя, оговоримся – для той эпохи) значение. Так, например, было с денежными знаками Временного правительства (рис. 1), на которых изображалась свастика – в 1917 г. под ней никто не разумел ничего, кроме древнего символа благополучия. В наши дни свастика вызывает совсем другие ассоциации, что, однако, не допускает иного толкования этого символа на купюрах 1917 г. На основании подобных данных, как нам кажется, возможно создание исторической картины, максимально приближенной к реальности. ^ О специальных понятиях В данной работе использованы некоторые специальные термины и понятия, значение которых, как нам кажется, необходимо пояснить.^ Лицевой стороной денежного знака является та сторона, которая несёт на себе большинство полезной информации: обозначения номинала купюры, эмиссионного банка, года выпуска и пр. Другая сторона называется оборотной.Полезными элементами банкноты являются все элементы оформления, несущие информацию о денежном знаке.^ Прекрасными элементами называются все элементы банкноты, служащие для придания ей привлекательного внешнего вида и повышения степени защиты от подделок. Кроме того, необходимо ввести читателя в терминологию, используемую коллекционерами - бонистами – без неё невозможно написание данной работы. Денежные знаки, выпускавшиеся царским правительством, на первый – общий – взгляд кажутся одинаковыми. Между тем, одинаков только образец денежного знака. Точно так же все сегодняшние российские рубли датированы «1997» - даже введённая в оборот в 28 июля 2006 г. купюра в 5000 рублей. «Царские» денежные знаки различаются по присутствующим на них факсимильным подписям Управляющего Государственным банком и, в зависимости от этого, делятся на разновидности: 1) «Рубли Плеске» - с подписью Управляющего Э. Плеске (занимал должность в 1895-1903 гг.); 2) «Тимашевские рубли» - с подписью Управляющего С. Тимашева (1903-1909); 3) «Коншинские» - с подписью А. Коншина (1909-1912); 4) «Шиповские» - с подписью И. Шипова (1912-1917).Благодарности Автор благодарит за помощь в создании данного исследования: - Крупнейшего коллекционера бон и специалиста по старым денежным знакам г. Ярославля ^ Николая Демьяновича Трофименко; - Кандидата исторических наук Николая Владимировича Дутова, благодаря которому началась научная работа над данной тематикой; - Доктора исторических наук, профессора ^ Михаила Васильевича Новикова за содействие в публикации исследований по данной тематике; - Членов ярославского клуба коллекционеров «Волгарь» и гостей из других городов, существенно способствовавших пополнению коллекции автора. ^ РОЖДЕНИЕ ИМПЕРСКОГО РУБЛЯ(1898-1912 гг.)Хотели как лучше, а получилось как всегда!В.С. ЧерномырдинСерия денежных знаков 1898-1899 гг. В начале ХХ века в дизайне российских бумажных банкнот продолжал господствовать т.н. «старорусский стиль». Он утвердился в искусстве, и, в частности, в дизайне денег, вскоре после Русско-турецкой войны 1877-78 гг. Русский рубль стал подчёркнуто «народным», призванным консолидировать общество в период ставших уже необратимыми реформ (они успели разделить общество помимо неизжитого дробления на сословия, ещё и на либералов, консерваторов и революционеров). Создатели новых образцов денег обратились к традиционным символам, типичным образам, характерным для Руси. На купюрах появились изображения древних палат, архитектуры северной избы, резных деревянных иконостасов; всё это обрамлялось орнаментами как при оформлении русских летописей. В стиле русского летописания и печатных шрифтов древних русских книг были выдержаны и полезные надписи на банкнотах. В правление Александра III (1881-1894 гг.), прошедшее под знаком консерватизма, эта новая символика тоже пришлась ко двору. На бумажный рубль с уважением смотрели и крестьяне, и дворяне, и купцы; он нравился либералам и консерваторам. Подчёркивалась государственная поддержка активно растущего российского капитализма. Недостатками оформления новых денег стали чересчур «правильные» линии, симметричность, разделение прекрасных и полезных элементов оформления. Изображённые на банкнотах архитектурные элементы и фигуры подчёркнуто монументальны, символичны – фальшивомонетчику было довольно просто перерисовать сюжет банкноты «один к одному» по частям. Один из подобных случаев был описан В. Пикулем в романе «Каторга»: накануне русско-японской войны на Сахалине появились фальшивые кредитки 10- и 25-рублёвого достоинства. Подозрение пало на каторжан-фальшивомонетчиков, которых собрали и спросили – не ваша ли работа? «Опытные мастера этого тонкого дела (иные из гравёров, окончивших императорскую Академию художеств) тщательно изучили поддельные ассигнации. - Вообще-то, - сказали они, - российские деньги проще спичек»19. Символом эпохи стала пятирублёвая купюра серии 1898 г., ныне более известная как «Россия» (рис. 2), изображающая Отечество в виде молодой царицы, сидящей на троне. «Царица» монументальна, символизирует богатство и мощь государства. Но в «лике державы» нет живости, она скорее идол, объект поклонения. Символическая Россия держит в руках щит и меч. На лице героини купюры видны скорее равнодушие и холодность. Несколько смягчается символическая Россия на 10-рублёвом билете той же серии; вместо меча она держит Ветвь Мира (рис. 3). В том же году в обращение были введены новая сторублёвка (рис. 4) и – впервые в истории России – билет в 500 рублей (рис. 5). Обе купюры выполнены на высоком полиграфическом уровне, хотя страдают уже отмеченным выше недостатком: отсутствует целостная сюжетная композиция; на основном поле банкноты отдельно друг от друга располагаются полезные элементы. Сильной стороной сторублёвки явился портрет её героини – императрицы Екатерины II («Великой»). Он выполнен на высочайшем графическом уровне; в лице императрицы – живые, человеческие черты. К сожалению, нельзя сказать того же о портрете Петра I («Великого») на купюре в 500 рублей. Изображённый в форме капитана бомбардирской роты, первый российский император стараниями авторов портрета превращён в монумент; в чертах лица угадывается скорее недовольство солдафона, чем государственная твёрдость и решительность (рис. 5а). В 1899 г. в обращение были введены билеты в 25 и 50 рублей, завершившие серию 1898-1899 гг. 25-рублёвка (рис. 6) в известной мере оказалась подверженной влиянию новых течений в искусстве – даром что купюра образца 1899 г. стала лишь модификацией оригинального образца 1892 г. На лицевой стороне купюры мы видим уже не набор элементов, а художественную композицию – у подножия пьедестала, на котором стоит всё та же символическая Россия, играют дети; в руках одного ребёнка сноп колосьев, другой держит развёрнутый свиток, по которому обучается грамоте. Претерпел изменения и образ России – она теперь скорее мать, чем государыня. Таково «общее» описание идеологической ситуации в России рубежа XIX-XX вв. и серии денежных знаков 1898-1899 гг.: искусственно сохраняемые консервативные традиции (точнее говоря – искусственное консервирование) политической ситуации в стране нашло отражение в монументальных, но при этом обесчеловеченных образах на купюрах; хотя при этом из-под спуда неизбежно пробивалось новое, живое, человеческое.^ Консервативный модерн Казалось бы: как модерн (с латинского – новый, современный) может быть консервативным? Однако применительно к последней серии отечественных денежных знаков, выпущенной в Российской Империи, всё обстоит именно так.Если сегодня кто-то решит собрать всю серию «царских» денег (от рубля до 500-рублёвки) имевших обращение в России по состоянию на февраль 1917 г. – это будет очень разношёрстное собрание. А именно: - рубль образца 1898 г.; - 3 рубля образца 1905 г.; - 5, 10 и 25 рублей образца 1909 г.; - 50 рублей образца 1899 г.; - 100 рублей образца 1910 г. и - 500 рублей образца 1912 г. Последняя серия имперских денег складывалась поэтапно, базируясь на образцах 1898-1899 гг. Рассмотрим этапы её создания более подробно.Из серии дензнаков 1898-99 гг. в неизменном виде просуществовали до краха Империи две купюры: 1 рубль образца 1898 г. и 50-рублёвка образца 1899 г. Все остальные банкноты этой и предыдущих серий были изъяты не позже 1912 г. Оба кредитных билета несут на себе все черты «старорусского стиля».Рубль 1898 г. (рис. 7), по сути, стал модификацией аналогичной купюры серии 1892 г. – отличие лишь в императорском вензеле на лицевой стороне банкноты: на купюре 1892 г. вензель «A III», на купюре 1898 – «H II». Очевидны причины отказа от модернизации рублёвой банкноты. Во-первых, она была достаточно хорошо защищена: сложный геометрический рисунок, наличие водяного знака по всему полю купюры. Сыграл роль и её малый номинал, снижающий интересы фальшивомонетчиков подделывать рублёвки. Во-вторых, имелась идеологическая подоплёка: изображённые на лицевой стороне купюры детали парадного крыльца с резными деревянными колоннами были призваны показать с одной стороны, твёрдость русской валюты, с другой – её «исконность» и связь с традициями русского народа. Купюре приданы показная «мощность» и пышность. Банкнота призвана демонстрировать силу и благополучие государства. ^ 50-рублёвка образца 1899 г. (рис. 8) Совершенно иначе обстояло дело с 50-рублёвым билетом образца 1899 г. Эта банкнота представляет собой знаменательное явление в российском денежном обращении начала ХХ в., т.к. является в первую очередь носителем государственной идеологии, и лишь потом – платёжным средством. В своё время купюра дополнила серию из трёх банкнот: она оформлена очень схоже с купюрами 1898 г. номиналом 100 и 500 рублей. Несмотря на кризис старорусского стиля, дензнак оформлен с сохранением всех его черт. Прекрасные элементы сочетаются с полезными чисто механически. Купюра красива на вид, внушает уважение к государству, т.к. ярко показана пышность и мощь; довольно хорошо защищена от подделок. Отсутствие водяного знака компенсируется применением техники «рельефной печати» (выпуклость букв), использованием многокрасочной печати: на оборотной стороне банкноты по общему красноватому фону можно видеть надпись розовым «50 рублей». Но особенно 50-рублёвая банкнота серии 1899 г. интересна для нас тем, что просуществовала вплоть до краха Империи, а не была вытеснена из обращения новыми образцами, как это произошло с купюрами серии 1898 года в 100 (в 1910 г.) и 500 (в 1912 г.) рублей. Успехи, достигнутые отечественной полиграфией в области «специальной печати» (денег и ценных бумаг разного рода), давали широкие возможности для улучшения защиты банкнот от подделок, что и стало одной из причин замены в 1905-12 гг. банкнот всех остальных номиналов новыми образцами. А «николаевская» 50-рублёвка так и осталась неизменённой - по политическим соображениям. Идеологический аспект доминирует и в выборе номинала банкноты, на которую поместили потрет царя-консерватора. Судя по данным о тиражах банкнот, самыми ходовыми были билеты в 3 и 5 рублей, рассматривавшиеся как нечто обыденное. Десятирублёвку в народе любовно называли «красненькая»; при считавшейся хорошей заработной плате в 20-30 рублей в месяц она служила оптимальным средством хранения сбережений: с одной стороны, относительно общедоступна, с другой – достаточно «дорогая» купюра. Билеты в 100 и 500 рублей были уделом привилегированных слоёв общества: купечества, дворянства, помещиков. Что же касается купюр в 25 и 50 рублей – они пользовались должным уважением у элиты общества, у «простого» же народа вызывали трепет, какой в наши дни может вызвать у пенсионера, получающего пенсию в 3-3,5 тысячи рублей пятитысячная купюра. 50 рублей царского времени могли служить, например, вознаграждением за выдающееся усердие по службе, близкое к гражданскому подвигу: в 1886 г. такой премией был награждён надзиратель Таганрогского тюремного замка Егор Мохов за то, что в одиночку сумел предотвратить побег группы арестантов20. А 20 мая 1910 г. премией в 50 рублей каждому были награждены надзиратели Ярославского исправительного арестантского отделения Пётр Захаров и Капитон Антонов – у них случился «25-летний юбилей беспрерывной службы в тюремной страже»21. Видим, таким образом, что царская 50-рублёвая банкнота вызывала у её обладателя из «простого» народа благоговейные чувства, автоматически распространявшиеся и на помещённый на ней портрет. Изображение Николая I, чья эпоха ассоциировалась скорее с разгулом бюрократии, едва ли можно было оформить в модернистском стиле, как это сделали в 1909 г. с портретом Александра III, о чём подробнее ниже. Приходилось сохранять нарочитую строгость и чёткость оформления и надпись о размене на золото, выполненную шрифтом, стилизованным под каллиграфический почерк канцелярского «борзописца». Уместно, как нам кажется, в этой связи вспомнить меткое выражение доктора уголовного права, профессора Н.С. Таганцева, который, характеризуя Уложение 1649 г., писал22: «…и для нас ныне могут служить образцом простота, точность и образность текста: как далеко он оставляет за собою и испещрённый германизмами слог петровских указов, и витиеватое велеречие законов Екатерины, и канцелярское многописание эпохи свода и уложения23». Не нашлось среди художников начала ХХ в. творца, способного отобразить в модернистском стиле эпоху «канцелярского многописания» и её создателя, Николая I.Если применительно к купюрам в 100 и 500 рублей можно было применить все достижения модерна (лицам и образам Екатерины II и Петра Великого в 1910 и 1912 гг. были приданы живость, оттенки романтичности); то фигура Николая I, олицетворявшая собой эпоху «стабильности и порядка», так и должна была остаться монументальной, величественной, и, увы, несколько бюрократичной – об этом свидетельствует даже общий «мышиный» цвет купюры. Дизайн дензнака в 50 рублей образца 1899 г. нисколько не устарел с точки зрения общего направления политики Николая II, мягко говоря, неохотно проводившего всяческие преобразования. В качестве же своеобразного метода борьбы с подделкой купюры, защищённой хуже остальных, было применено сокращение тиражей, которое можно проследить по данным специалистов.Пермский исследователь А. Кулаков в 60-70-е гг. внёс значительный вклад в бонистику отечественных купюр, проведя исследование о чередовании литерных серий на денежных знаках царского правительства. Результаты исследования были таковы: «При изготовлении бумажных денежных знаков образца 1898 г. и последующих их разновидностей в царской России применялась вполне определённая система составления и чередования литерных серий. Каждая литерная серия, стоящая перед шестизначным порядковым номером купюры, всегда состояла из сочетания двух букв, причём из 36 букв старого русского алфавита для этих целей употреблялось только 28. Такие буквы, как Ж, I, Й, Ш, Щ, Ы, Ю и ижица в литерных сериях не применялись. Изготовление банковых билетов любого номинала начиналось с применения в качестве заглавной – т.е. первой буквы литерной серии – буквы А с прибавлением к ней по очереди каждой буквы алфавита кроме указанных выше. Таким образом, первая литерная серия денежного знака любого достоинства была АА, вторая АБ, третья АВ и т.д. до АΘ - т.е. буква А в сочетании с другими буквами русского алфавита употреблялась 28 раз и только после того начинали использовать в качестве первой буквы литерной серии следующую букву алфавита. Применение новой заглавной буквы литерной серии опять начиналось в сочетании её с буквой А, например, БА, затем ББ, БВ, БГ, БД и т.д. всего 28 раз до БЯ и БΘ включительно, после чего переходили к использованию в качестве первой буквы литерной серии следующей буквы алфавита – В, затем переходили к Г, Д, Е, З и т.д. до конца алфавита, т.е. до буквы Θ включительно».24 Таким образом, по последней литерной серии легко можно установить общее количество выпущенных дензнаков данного образца. Подобная работа была проведена председателем Одесского общества коллекционеров Е. Де-Тилотом и нашла своё отражение в «Каталоге бумажных денежных знаков, имевших обращение при советской власти в период 1917-1960 гг.».25 В книге фигурируют статистические таблицы; в частности – «Кредитные билеты за подписью управляющего И. Шипова по подписям кассиров»26, дающая чёткую роспись банкнот «царского образца» по сериям, выпущенным императорским, Временным и советским правительствами. И.П. Шипов, вступивший в должность Управляющего Государственным банком Российской империи в 1912 г., до 1917-го оставил свою факсимильную подпись на 50-рублёвках серий АМ и АН; в период Временного правительства «подписал» серии АО и АП, а большевики его подписью «подписали» купюры серий АР, АС и АТ. Если посчитать по методу Кулакова количество «литерных» букв русского алфавита с А до Н, то получается, что при царском режиме было выпущено за 18 лет (1899-1917) 12 серий 50-рублёвок по 1 млн. купюр каждая или 600 млн. руб. купюрами с портретом Николая I. Для сравнения приведём данные по купюре в 10 рублей серии 1909 г. – за 8 лет было напечатано 245 (литерные серии с АА по КЦ) серий «червонцев», также по 1 млн. купюр в каждой серии – т.е. 2450 млн. руб. десятирублёвками. Оправдать небольшую эмиссию 50-рублёвок относительной «дороговизной» купюры (в годы стабильности финансовой системы царской России 50 рублей – заработок за 1,5 мес. высококвалифицированного рабочего Путиловского завода в Петербурге) тоже не получается: за 5 лет (1912-1917 гг.) было выпущено в обращение 11 серий (АА – АМ) купюр номиналом в 500 рублей. Даже учитывая особенности их эмиссии (в каждой серии купюр номиналами 100 и 500 руб. было не 1 млн., а лишь 200 тыс. банкнот), в обращение поступило 1100 млн. рублей «особо дорогими» 500-рублёвками. Видим, таким образом, что 50 рублей образца 1899 г. играли в российском денежном обращении прежде всего идеологическую роль, неся на себе портрет известного царя-консерватора Николая I и через то утверждая общую «консервативную» (точнее говоря – реакционную) линию царской политики.Остальные купюры серии 1898-1899 гг. поэтапно подверглись замене. Её причин было несколько. Практическая состояла в том, что произошло совершенствование и обновление технической базы Экспедиции заготовления государственных бумаг – аналога современного Гознака. Были усовершенствованы технологии многоцветной печати. К разработке дизайна денег были привлечены новые талантливые художники, позднее получившие заслуженную славу лучших в мире дизайнеров денег: Я. Рейхель, Ф. Лундин, П. Ксидиас, А. Зауэрвейд и другие. Они прекрасно понимали ситуацию, сложившуюся в искусстве, а кроме того, уже получили заслуженную репутацию видных живописцев и графиков. Вторая, художественно-эстетическая причина, состояла в том, что русское искусство в начале века всё более и более подвергалось влиянию модернистских тенденций. Появилась тяга к эллиптическим, трапециевидным формам вместо прежнего чёткого геометрического оформления кредитных билетов. Теперь линии рисунков приобретают всё большую плавность; мягко закругляются и изгибаются вместо прежней прямолинейности. Углы округляются или срезаются; множество волно- и змееобразных подвижных линий образуют сложные композиционные рисунки, кажущиеся «живыми»: они словно бы растекаются по бумаге; органично вплетаются в полезные элементы дизайна банкнот. Формы вытекают одна из другой, каждая предыдущая одновременно является и началом последующей. Этот приём явился одной из причин, по которой отечественные банкноты 1905-12 гг. по сей день остаются одними из лучших образцов мировых валют за всю историю мирового денежного обращения. Даже перерисовка изображения «один к одному» не даёт фальшивомонетчикам желаемого эффекта. Всё равно при чуть более внимательном рассмотрении фальшивки видны признаки подделки – «картинка» на билете не живая, неорганичная.Первым поступил в обращение кредитный билет в 3 рубля (рис. 9); это произошло в 1905 г. Он кардинально отличался от трёхрублёвки 1898 г. (рис. 10), во многом повторявшей дизайн рублёвой банкноты той же серии. На новой трёхрублёвке, окрасившейся в светло-зелёные тона, нет прямоугольного оформления по краям сторон. Прямолинейность заменена сложным переплетением волнообразных и змеевидных линий и контуров, органически обрамляющих и вписывающихся в полезные элементы банкноты. Появилась и новая степень защиты от подделки – многократно повторяющиеся едва заметные цифры номинала по всему полю банкноты, ряды которых образуют сетку. Тот же приём характерен и для банкнот последующих номиналов, вброшенных в обращение позднее. Заботу о качестве трёхрублёвки можно понять: судя по количеству отпечатанных литерных серий (до февраля 1917-го 609: с АА по ЧУ; Временному правительству оставшихся литерных серий не хватило и после напечатания 784-й серии ӨӨ алфавит начали использовать повторно, напечатав ещё 12 серий с АА по АН) купюра была самой популярной и ходовой.В ^ 1909 г. в обращение были введены два новых номинала – 5 и 10 рублей. (Рис.11,12). «Пятёрка» оформлена в синих тонах, «червонец» - в светло-красноватых с органичным вплетением салатового, светло-зелёного и фиолетового тонов. Среди всей серии это была самая «расцвеченная» купюра: допускалась даже известная вариация основного фона банкноты. Среди дошедших до нас 10-рублёвок эмиссии императорского правительства встречаются купюры оттенков от кирпичного до тёмно-розового; рисунок на оборотной стороне имеет вариации от тёмно-фиолетового до коричневатого тона. Объясняется это просто – по количеству выпущенных литерных серий 10 рублей образца 1909 г. уступают только трёшке серии 1905 г., самой ходовой банкноте в денежном обращении предреволюционной России. Десятирублёвка была для населения оптимальным вариантом хранения сбережений: с одной стороны, она была достаточно «дорогой» купюрой, в которых можно хранить сбережения, не боясь лишний раз их истратить на что-то лишнее; с другой – относительно общедоступна. Яркой иллюстрацией тому служит пример Н.С. Хрущёва – вспоминая молодость, генсек очень часто хвастался тем, что уже в 16 лет хорошо знал ремесло слесаря и получал заработную плату в 30 рублей в месяц. Этот случай, видимо, был одним из наиболее значимых в жизни генсека – он попал даже в очерк о Хрущёве, рассчитанный на самого неискушённого читателя – детей.27 Представители среднего и старшего поколения помнят, наверное, как советские 10 рублей 1961 г. любовно называли «красненькая» - это народное название десятирублёвой купюры пришло в наш язык из царской эпохи.В этих купюрах серии 1909 г. еще более проявились черты стиля «модерн»: появились множество символических элементов, по-новому отражающих могущество и благополучие государства. Мощь сильнее выражена на пятирублёвке, благополучие – на купюре в 10 рублей. Лицевая сторона пятирублёвки содержит все основные полезные элементы банкноты: герб государства, номинал, надпись об обмене бумажных денег на золото, номер и серию билета. На оборотной стороне (рис. 11) мы видим символическое изображение силового триумфа державы. Центральным элементом композиции является изображение государственного герба – более крупное, чем на лицевой стороне, обрамлённое горностаевой мантией и увенчанное Большой императорской короной. Покоится изображение на перекрещенных мече и скипетре; кроме того, нижняя часть изображения украшена ветвями дуба и лавра. У основания щита – держава, на фоне которой изображена голова хищного зверя. Отражением благополучия явился десятирублёвый билет. И на лицевой, и на оборотной сторонах в качестве основной композиции предлагаются свешивающиеся пышные гроздья всевозможных плодов и цветов. Они, кстати, служат неплохим средством защиты от подделки: кажущаяся симметричность композиции обманчива. Что, в общем-то, и требовалось для самой «народной» купюры.В том же 1909 году в обращение поступает и новая ^ 25-рублёвая банкнота (рис. 13). В серии 1898-99 гг. 25-рублёвка не была «портретной» купюрой, хотя в качестве водяного знака для этого номинала уже тогда был использован портрет императора Александра III. Теперь же он украсил собственно художественную композицию «четвертного». Здесь важен сам момент выбора персоны, которую поместили на банкноту. Теперь портретный


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.