Реферат по предмету "Разное"

Узнать цену реферата по вашей теме


«Научно-исследовательская деятельность учащихся начальных классов»

Тема: «Научно-исследовательская деятельностьучащихся начальных классов»Учитель начальных классов Синичук Лилия АлександровнаПлан:Вступление. Необходимость и важность исследовательской деятельности.Принципы организации научно-исследовательской деятельности.Этапы работы над проектом.Заключение.Приложения.Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости научно-исследовательской и проектной деятельности в школе. Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, можно отметить, что лучше всего человек выполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие. Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека. В последние годы в образовательных учреждениях России уделяется большое внимание исследовательской деятельности уч-ся, которая является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника. Как показывает опыт, метод проектов и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальной.Наша гимназия не стала исключением. Так в нашей школе родилось школьное научное общество «Солнышко». Но научно-исследовательская деятельность не возникает в гимназии сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются, на наш взгляд, следующее: - готовность гимназистов к этому виду работы; - желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности. Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов. Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя научно-исследовательской деятельностью гимназиста. В своей работе мы руководствовались пятью принципами организации научно-исследовательской деятельностью гимназистов: - принцип последовательности; - принцип поуровневости; - принцип временного развития; - принцип разнообразия; - принцип постоянного совершенствования. Принцип последовательности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, учитывающую как определение тематики, так и возраст гимназиста. ^ Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы гимназии: администрации, кафедр, педагогического коллектива, родителей гимназистов, Финансовой академии, финансовых и банковских структур, с которыми сотрудничает наша гимназия, и, конечно, на уровне самих гимназистов. При этом "уровень гимназиста" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности. ^ Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д. ^ Принцип разнообразия включает в себя разнообразие тематики, разнообразие научных руководителей, разнообразие творческих коллективов, разнообразие форм подведения итогов: семинары, защита проектов, научно-практические конференции. Всё это дает гимназисту широкую возможность разнообразного самопроявления и самореализации. ^ Принцип разнообразия предоставляет возможность творческого и научного роста и педагогическому коллективу. Принцип постоянного совершенствования связан с непрерывностью развития, совершенствованием и продолжением работы на достижение более высоких результатов всех участников научно-исследовательской деятельности гимназистов. ^ Но мы сегодня говорим о работе с младшими школьниками. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких уч-ся, однако начинать вовлекать младших школьников в эту работу нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Немалую роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Cтимулирование их исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем; научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности. В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане.Учитывая все особенности, мы начали работать в этом направлении. И в 2008 году в нашей гимназии прошла первая научно-практическая конференция для уч-ся начальных классов.На первом этапе необходимо определиться с темой предстоящей работы. Темы детских работ лучше выбирать из содержания близких и интересных областей. На этом этапе как учитель, так и родители могут направить ребёнка и помочь ему в выборе интересующей его тематике. Мы старались не ограничивать ребёнка в направлениях. Поэтому круг тем был широкий.^ Темы работ:«Наши домашние питомцы»«Удивительный мир дикой природы»«Древние Цивилизации»«Динозавры»«Исследование генеалогического древа семьи»«Растения в мифах и легендах»«Старинные меры длины»«Хлеб - всему голова»«Чудеса света»«Кем быть»Проект «Модель машины времени»«Янтарная комната» После того как тема была определена, необходимо распланировать последовательность предстоящей работы.Последовательность работы над проектом:1.Подготовка.2.Планирование работы .3.Исследование. Сбор информации.4.Оформление результатов работы.^ 5.Презентация (защита) проекта.6.Оценка результатов и процесса деятельности.1.Определение темы и целей проекта. Темы детских работ лучше выбирать из содержания близких и интересных областей. На этом этапе как учитель, так и родители могут направить ребенка и помочь ему в выборе интересующей его тематики.2.Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение способа представления результата своей работы(форма проекта).3.От учителя потребуется особый такт, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Рекомендовать источники информации(Интернет, справочники, худ.литература, учебники и т.д.)^ 5.Особое внимание в начальной школе требует этап презентации проделанной работы.Мы использовали такую форму подведения итогов исследовательской деятельности, как проведение ученической конференции под названием «Первые шаги в исследовательской деятельности», на которой осуществлялась публичная защита проектов, в ходе которой дети учатся излагать информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему и доказывают свою точку зрения.Цель конференции: поиск и поддержка наиболее способных к творческой и исследовательской деятельности уч-ся; формирование у младших школьников потребности к саморазвитию, умение выслушать своих товарищей.В конференции участвовали ученики ^ 3-4 классов.В ходе выступления ребята раскрывали цели своих работ, рассказывали какие материалы они использовали, какими источниками информации пользовались, какое оборудование использовали, кто помогал, делали выводы и представляли направления для дальнейших исследований. План выступления, например, может быть таким:Почему ты начал разрабатывать именно этот проект?Какова основная идея проекта?Какими требованиями к проекту ты руководствовался?Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал? ^ По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались? Каковы направления для дальнейшего исследования?Весьма важный вопрос-оценка выполненных работ, которая должна носить стимулирующий характер. Качество творческих работ оценивает экспертный совет. В его состав входят учителя начальных классов, завучи гимназии. Каждому члену совета выдаются оценочные листы, в которых фиксируются результаты выступления участников. (Приложение №2)Поэтому все участники конференции были отмечены дипломами, подарками на общешкольной линейке, посвященной первой научной конференции в начальной школе. Мы постарались сделать так, чтобы каждая работа «победила» в «какой-либо» номинации.Работы оценивались в следующих номинациях:Новизна материалаГлубокое понимание материалаБлестящие ответы на вопросыЯркое оформление стендаЗаинтересованность темой«Дружный проект»«Весёлый проект»«Оригинальный проект»По окончании конференции, все работы детей были представлены на выставке. Каждый ребёнок мог просмотреть проекты своих товарищей и поделиться своим опытом. Выставка пользовалась огромным интересом. Её так же посетили родители и все желающие уч-ся гимназии. По тому, где толпилось больше детей, можно было судить о предпочтениях детей. Чаще всего это были работы, к которым можно было прикоснуться, потрогать, так называемые действующие модели.После защиты проекта, работы можно подарить людям, чьи потребности изучили дети, членам семей уч-ся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех работах, которые они изготовили и почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.^ Выполнив творческий проект и защищая его на конференции, ученик приобретает навыки, которые в дальнейшем помогут ему и в обучении и в творческих начинаниях.мыследеятельностные: выдвижение идеи («мозговой штурм»); выдвижение гипотезы; постановка вопроса; выбор способа и метода; пути деятельности;презентационные: составление устного доклада о проделанной работе;коммуникативные: свободное владение информацией; умение четко отвечать на поставленные вопросы и выражать свои мысли;поисковые: поиск информации;информационные: выделение главного; прием и передача информации, представление её в различных формах;проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места; проведение эксперимента; осмысление полученного результата.Проведенная научно-практическая конференция показала способность уч-ся начальной школы к исследовательской деятельности. А широкое представление результатов работы детей способствовало повышению мотивации к такой форме работы.Исходя из природной любознательности младших школьников, не стоит забывать, что сохранение исследовательского поведения уч-ся является средством развития познавательного интереса, становления мотивации к учебной деятельности и успешной социализации личности ребёнка в современном мире. В заключение можно отметить, что работы, выполненные нашими учащимися, не только ценны сами по себе. Они воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения, учат самостоятельно исследовать выбранные ими темы, работать с источниками информации.Приложение 1.Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников с 1-го по 4-й классПриложение 2 Оценочный лист члена жюри 2-ой НПК уч-ся начальных классов научного общества «Солнышко» 2008-2009 учебный год. Ф.И.О. члена жюри ________________________________________________________________ № ^ Критерии оценки Показатели выполнения Максимальное кол-во баллов 3а 3б 3б 3в 4а 4б 4в 4в 4г 1. Соответствие темы работы её содержанию 5 2. Актуальность Обоснование необходимости изучения данной проблемы на основе сложившихся противоречий 5 3. Содержание работы Владение специальной терминологией, глубина раскрытия темы и эрудиция автора 5 4. Последовательность и ясность изложения на основе глубокого осмысления изучаемой проблемы Соблюдение логики изложения материала, ясность языка, доступность для восприятия 5 5. Оформление проектной работы Титульный листОглавлениеВведениеОсновная частьВыводы и результаты работыСписок литературыПриложения 10 6. Культура выступления участника конференции умение привлечь внимание к проблемеорганизовать взаимопонимание со слушателями с помощью речевого и интонационного оформления выступленияиспользование невербальных средств общения (мимика, жесты, позы) 15 7. Умение вести дискуссию 5 ИТОГО 50 МЕСТО


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Засоби забезпечення законності у діяльності адміністративно-юрисдикційних органів
Реферат Інститут президентства в сучасному світі
Реферат Государственная власть и формы её осуществления 2
Реферат Кадрове забезпечення діяльності Національної поліції Ізраїлю
Реферат Правовое регулирование и осуществление контрольно-счетной деятельности
Реферат Розвиток законодавства про конфіскацію та оплатне вилучення як видів адміністративного стягнення
Реферат Корупція як соціальне явище
Реферат Врахування особливостей особи неповнолітнього при призначенні покарання
Реферат Функції та класифікація адміністративних проваджень з державної реєстрації речових прав на нерухоме майно
Реферат Суб’єкти та об’єкти лобістської діяльності
Реферат Відомчий контроль за законністю та обґрунтованістю проведення слідчих дій
Реферат Поліцейський менеджмент в Швеції
Реферат Процесуальний порядок і правова регламентація витребування предметів і документів
Реферат Гуманізація соціальної функції української держави
Реферат Правовые основы ограничения монополизма в экономике Украины