Реферат по предмету "Психология"

Узнать цену реферата по вашей теме


Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.… … 1 Социометрия как метод изучения малых групп…2 Исследование методом социометрии….3 Обработка результатов…4 Интерпретация результатов… 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 13 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 14 Введение Малые группы являются одним из основных объектов социально-психологических исследований. С целью изучения различных групповых явлений и процессов разработано большое количество

разнообразных методов и методик. Американский психолог Дж. Морено предложил способ выявления межличностных предпочтений в группе и разработал технику фиксации эмоциональных предпочтений, называемую социометрией, что означает «измеряющая общество». Метод социометрии предоставляет возможность определить количественные показатели предпочтения, безразличия и отвержения, которые обнаруживаются в группе в процессе межличностного взаимодействия.

Социометрическая техника построена на том, что исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнёров для совместного проведения свободного времени, совместной работы или учёбы и т.д. В основу социометрического метода положен вопрос: «С кем бы ты хотел работать, учиться, проводить время?». По числу полученных от других членов группы выборов (или отказов) исследователь судит о популярности, эмоциональной притягательности, положении индивида в группе.

Социометрические данные об отношениях в группе могут быть выражены графически в виде социограммы, где наглядно представлены переплетения между группировками, наличие социометрических «звёзд» (представители группы, выбираемые большинством её членов), пренебрегаемых (представители группы, имеющие наименьшее количества выборов), «изолированных» (представители группы, не имеющие выборов вообще) и «парий» (представителеи группы, имеющие только отрицательные выборы). Социометрический метод является весьма оперативным, поскольку

с его помощью может быть достаточно быстро и точно выявлена картина эмоциональных тяготений внутри группы, для определения которой другими методами исследования потребовалось бы значительно большее количество времени. 1. Социометрия как метод изучения малых групп Малая группа, как объект исследования, занимает особое место в системе социальных наук. Она концентрирует в себе целый ряд важных проблем как социально-практического, управленческого, так

и теоретико-исследовательского характера. Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе и создающий социальную «микросреду» человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности. Малая группа - важный элемент социальной системы в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые она вплетена, воплощает их во внутригрупповые отношения.

Знание механизмов этих отношений представляет собой необходимый элемент социального управления, построенного на научной основе. В то же время именно в малой группе действие этих механизмов столь наглядно и разнообразно, что позволяет успешно применять и анализировать самые различные подходы к объяснению социальной реальности - социологический, социально-психологический и психологический, динамический и статистический и т. д. Психология и социология малых групп разрабатывается различными отечественными и зарубежными школами

и направлениями, наиболее видными представителями которых являются Я.А. Коломинский, Е.С. Кузьмин, В.И. Паниотто, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Дж. Л. Морено, Э. Мэйо, Э. Дженнингс, Ч. Кули, Дж. Хоманс, Э. Боргатта, Р. Бейлс, Т. Ньюком, Д. Картрайт, Р. Голембивски, А.

Хепр, Д. Тейлор, У. Фост, М. Филипс, Г. Гурвич, Ж. Мезоинёв, Р. Кениг и др. Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе. Термин «социометрия» происходит от латинского слова societas - общество и греческого metruin - измеряю,

и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны - прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий

между членами группы. Если конкретизировать, то назначение социометрической процедуры может быть трояким: (а) измерение степени сплоченности - разобщенности в группе; (б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый»; (а) обнаружение внутригрупповых подсистем - сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные Суть «общей теории социометрии» состоит в утверждении

того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура). Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах. Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест,

социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрии. Особым разделом прикладной социометрии является так же социометрический театр -

метод группового тренинга, использующий закономерности группового межличностного взаимодействия. Этот метод имеет две разновидности: социодрама (моделирование и проигрывание различных социальных ситуаций) и психодрама (моделирование и проигрывание различных ситуаций межличностного общения с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний). 2. Исследование методом социометрии Данная методика применима как для начального ознакомления с межличностными

отношениями в группе, так и для изучения динамики межличностных отношений в процессе совместного обучения или деятельности. Обязательным условием социометрического исследования выступает включённость каждого из опрашиваемых в систему межличностных отношений данной группы. Важным моментом социометрического исследования является тщательный подбор вопросов (социометрических критериев), которые должны отражать реальные интересы и ситуации изучаемой группы.

Социометрический критерии должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом исследовании: 1) Вопрос должен быть конкретным, общепонятным; 2) Вопрос не должен содержать слов с двойным значением; 3) Вопрос должен указывать место, время и контекст; 4) Формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный социальный опыт опрашиваемых в той сфере,

которую затрагивает вопрос. Выбор критериев определяется задачей исследования. Если мы хотим выявить студентов, способных возглавить группу (например, выбрать старосту, профорга), то на выяснение этого должны быть направлены отборные критерии. При изучении взаимных симпатий, критерии будут иными. Варианты социометрических критериев и соответствующие им вопросы:

1. Ролевой критерий. Если бы Вы были старостой, кого бы Вы включили в состав группы для выполнения ответственного задания? 2. Функциональный критерий. Кто из членов группы, по Вашему мнению, может быть старостой? 3. Деловой критерий. С кем бы Вы хотели остаться в этой группе, если группа будет переформирована?

4. Эмоциональный критерий. К кому бы из товарищей группы Вы бы обратились за помощью в трудную минуту? 5. Коммуникативный критерий. С кем из товарищей по группе Вы бы хотели провести свои каникулы? Для определения межличностных отношений в малой социальной группе путём социометрического измерения объектов изучения я выбрал 9 класс одной из средних школ нашего города.

В соответствии с количеством участников исследования, а их было 20, я подготовил социометрические карточки, куда вносились вопросы-критерии. Заполнение социометрических карточек каждый участник проводил самостоятельно. Результаты опроса полностью не сообщались опрашиваемым, так как раскрытие всей системы неформальных связей может привести к нежелательным изменениям в структуре взаимоотношений группы. Исследование началось с подробного разъяснения условий проведения, порядка заполнения социометрической

карточки. Социометрическая карточка ФИО группа № Вопросы и задания Фамилия членов группы и показатели оценки 1 С кем из учеников Вашего класса Вы бы хотели провести каникулы? Назовите в порядке предпочтения 1 2 3 2 Кто из учеников класса, по Вашему мнению, мог бы возглавить класс для выполнения ответственного задания? Назовите в порядке предпочтения 1 2 3 3 Если бы Вам представилась возможность переформировать

Ваш класс, то с кем бы Вы хотели остаться? Поставьте одну из следующих оценок: +2 – безусловно остаться с этим человеком в классе +1 – скорее хочу, чем не хочу остаться с ним в классе 0 – мне всё равно, будет ли он со мной в классе -1 – скорее не хочу, чем хочу остаться с ним в классе -2 – безусловно не хочу, чтобы он остался в классе 1 2 3 4 5 4 Оцените Вашу группу по пятибалльной шкале (обведите в кружок соответствующий бал) 1 2 3 4 5 На заполнение социометрической карточки ушло порядка 15-17 минут, после

чего карточки были собраны у опрашиваемых и, можно было переходить к обработке результатов. 3. Обработка результатов Для анализа ответов на первый вопрос, я построил социометрическую матрицу, отражающую картину межличностных отношений и партнёрства в группе. Благодаря построенной матрице я смог выделить несколько микрогрупп исходя из количества взаимных выборов. При данном выделении микрогрупп считается несущественным то, каким по порядку был этот выбор: первым,

вторым или третьим. В микрогруппу входят члены группы, взаимно выбравшие друг друга. Далее, с помощью ответов на второй вопрос я определил неофициального лидера группы простым подсчётом количества отданных выборов для каждого члена группы. Подсчитав данные количества отданных выборов, я определил, что безусловным лидером группы является её участник под номером 3 - Беломытцева Мария, в пользу которой было отдано 15 выборов.

Окончательный результат выделения микрогрупп я изобразил в виде схемы: Далее, с помощью социометрической матрицы, я определил групповой коэффициента взаимности (Кв) при помощи формулы: Кв= Σв/3(n-1), где Σв-число взаимных выборов в группе, n – число членов группы. Кв = 27/57 = 0,47 = 47%, что говорит о сверхвысоком коэффициенте взаимности. Такой показатель говорит о высокой сплоченности, привязанности, дружбы детей.

Далее при помощи схемы микрогрупп я определил коэффициент коммуникативности (Кк). Кк = nk/n, где nk – число членов группы, входящих в микрогруппы, n – число членов группы. Кк = 17/20=0,85 = 85% Так же, воспользовавшись схемой микрогрупп, я определил удельный вес изолированных. Кu = nu/n, где nu - число изолированных, т.е. членов группы, не получивших ни одного выбора, n – число членов группы. Кu = 1/20=0,05 = 5% С помощью ответов на четвёртый вопрос можно определить общий коэффициент

самооценки группы. Он рассчитывается как средний показатель уровня удовлетворенности группой всех её членов. Определяется по ответам на четвёртый вопрос и рассчитывается по формуле: Кс = Σс/n, где Σс – сумма оценок удовлетворённости группой всех её членов, n – число членов группы. Кс = 84/20 = 4,2 Благодаря ответам на третий вопрос, я построил карту групповой дифференциации, которая помогла рассчитать социометрический статус каждого члена группы по формуле:

St = Σm/2(n-1), где Σm – сумма оценок, полученных одним членом группы, n – число членов группы. Далее можно рассчитать суммарный коэффициент благоприятности психологического климата (Кбпк), как среднее значение между коэффициентами Кв и Кк, равное Кбпк = (Кв + Кк)/2 Кбпк = 0,65 = 65% 4. Интерпретация результатов Микрогруппы. Наличие микрогрупп, как и количество в них членов, не говорит

однозначно о положении дел в группе. Однако если микрогруппы велики, то следует особое внимание обратить на лидеров этих образований, на их социальную роль. Идеальный вариант – абсолютно взаимный выбор. Существование микрогруппы свидетельствует о контактной сплочённости: чем больше взаимных выборов, тем больше сплочённость группы. Лидер. Это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные

реше¬ния, затрагивающие их интересы и определяющие направления, и характер деятельности всей группы. Таким образом, будучи наиболее авторитетной личностью, лидер реально иг¬рает центральную роль в организации совместной деятель¬ности и регулировании взаимоотношений в группе. Едва ли не важнейшая характеристика лидера связана с предпочте¬ниями, которые он получает от членов группы, выделяющих его среди всех по каким-либо признакам.

Что же лежит в основе этого выбора? Экспериментально доказано, что здесь все зависит от уровня развития группы. Чем выше группа по уровню развития, чем в большей степени межличностные отношения и ней опосредованы содержанием и ценностями совместной деятельности, тем более вероятно, что появле¬ние лидера в группе происходит как реализация именно этих отношений. По существу, лидер — это наиболее референтное для группы лицо в плане совместной деятельности, оказыва¬ющее влияние на эффективность ее деятельности.

Неправильно отождествлять понятия «лидер» и «руково¬дитель». Между ними определены следующие различия: Социометрический статус. Указывает положение челове¬ка в системе межличностных отношений и отражает степень его признания членами группы, меру личного) предпочте¬ния, определяемую числом выборов, полученных от других. Высокий статус (более 0,55) является благоприятным факто¬ром развития личности, поскольку он предоставляет

поло¬жительные психологические условия: положительную оцен¬ку окружающих, которая, в свою очередь, положительно влияет на самооценку; интенсивность личных контактов и т. д. Низкий статус (менее 0,3) тормозит или делает проти¬воречивым развитие личности: повышается тревожность, складывается неадекватная самооценка, постепенно форми¬руется отчужденный стиль отношений с окружающими. Если в группе преобладают высокие статусы, можно предположить, что большинство членов группы имеют

бла¬гоприятные условия для развития личности, положительное социальное самочувствие. Если же в группе преобладают низкие статусы — это говорит о неблагополучном социаль¬ном самочувствии большинства ее членов, которые лишены преимуществ активного общения. Коммуникативность. Этот термин в данном случае используется для характеристики структуры деловых и межличностных взаимосвязей (например структуры внутригруппового общения).

Коммуникативность включает в себя обмен представлениями, интересами, настроениями, чувствами в ходе сов¬местной деятельности членов в группе. Чем ближе величина показателя коммуникативности к 1, тем лучше может быть охарактеризована группа. Если он меньше или равен 0,2, то можно предположить возможность коммуникативного барьера как следствие противоречивых отношений между членами группы, социальных, нравственных и других инди¬видуальных противоречий. Психологический климат.

Это социально-психологиче¬ское понятие эмоционально-оценочного и социально-оце¬ночного плана, характеризующее психологические явления в группе. Психологический климат — относительно устойчивый эмоциональный настрой, преобладающий в группе, в кото¬ром отражаются настроения людей, их душевные волнения и переживания, отношение друг к другу, к работе и к окружаю¬щим событиям. Он может быть благоприятным и неблаго¬приятным, здоровым и нездоровым.

Если коэффициент бла¬гоприятности психологического климата больше 0,65, то можно говорить о преобладании атмосферы взаимного вни¬мания, уважения, духа товарищества, высокой внутренней дисциплины, принципиальности и ответственности, требо¬вательности к себе и другим. Заключение Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую

из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются

в устном виде по типу интервью. В ходе исследования было установлено существование закономерности неравномерного распределения эмоциональных предпочтений людей, в силу действия которой в любой группе большая часть положительных выборов приходится на немногих членов ее, в то время как большинство участников группы выбирается редко и оказывается в положении «эмоционально обездоленных» париев. Данную социометрическую технику я применил для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в

целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Список использованной литературы 1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М 1994. 2. Бодалев А. А.

Личность и общение// Избр. тр. — М 1983. 3. Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологиче¬ских исследованиях.— Л 1970. 4. Донцов А. И. Психология коллектива. — М 1976. 5. Методы социальной психологии /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семе¬нова.—Л 1997. 6. Морено Д. Социометрия. —

М 1958. 7. Мясищев В. Н. Психология отношений. — М.;—Воронеж, 1995. 8. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. —Л 1979. 9. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М 1982



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.