Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"

Узнать цену реферата по вашей теме


Один из знаменитых основоположников психодиагностики - Френсис Гальтон

ДЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
           МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
                                                  ИНСТИТУТ
                 ФАКУЛЬТЕРТ  ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ
                          ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
                               
                           
                     
                         Доклад по  предмету «Психодиагностика»
           тема:        «Одиниз знаменитых основоположников             
                          психодиагностики    -    Френсис Гальтон»
                                                          Исполнитель:
                                                          Гусева Светлана Анатольевна
                                                           студентка  группы
                                                          04/371 з
                                                          заочной формы обучения
                                                          
                                                           Москва 2005 год
     
                             
                                  Френсис Гальтон
                                        (1822-1911)
           16.02.1829 – родился Гальтон Френсис — американский психолог
и антрополог.
 
            Первым разработал на основе экспериментальныхи математических
 методов учение о существованиииндивидуально-психологических
 различий между людьми  - дифференциальную психологию. Находясь
 под влиянием одного из принципов эволюционнойтеории Дарвина,
 Гальтон объявил эти различия преимущественнонаследственными
факторами. Постановка вопросао роли этих факторов в развитии личности является новаторской, однакопреувеличение их значения привело к односторонним выводам, игнорирующимсоциальную сущность человека.
          Гальтон считал, что совершенствование  человеческой природы может быть реализованопутем выведения на  основе законовнаследственности расы особо одаренных, умственно и  физически сильных людей (евгеника). С цельюдиагностики   психических качествличности изобрел ряд приборов, получивших   широкое распространение в практикелабораторного исследования,   разработалнаучные методики, позволяющие выявить соотношение между наследственностью ивнешними влияниями («метод близнецов», методы изучения ассоциацииидей, образной памяти и т.д.). Считал, что между различными (физическими ипсихическими) свойствами
индивидов имеются корреляции,создал статистические методы их
определения, ставшие основойфакторного анализа, широко
применяемого в современнойпсихологии и социологии.
        К Гальтону   восходит идея использования тестов дляопределения индивидуальных  различий(«Исследование человеческих способностей и их развитие»  1883).
     







          Сто семьдесят пять лет назад, 16 февраля 1822года, в семье зажиточного английского банкира и активиста секты квакеровСамуэля Гальтона, в его родовом имении близ Бирмингема, родился девятый ипоследний в семье сын — Френсис. Он рос вудеркиндом. В полтора года Френсисзнал алфавит, в два с половиной стал читать, а в три — писать; в четыре года онуже знал наизусть стихи по-латыни, арифметику и немного французский язык, вшесть — всю английскую классическую литературу, включая Шекспира; при этом,прочтя страницу дважды, он повторяет ее слово в слово наизусть. В восемь летГальтон уже читает в подлиннике “Метаморфозы” Овидия и другие произведенияантичной классики.

    По настоянию отца в 1840 году Френсиспоступил в Кембриджский университет, где он учился на врача, но к концуобучения охладел к выбранной профессии, получил естественно-научное образованиеи занялся географией. Френсис Гальтон прожил долгую жизнь (1822-1911), и свозрастом круг его интересов неизменно расширялся.

    Это был, по словам К.А.Тимирязева, “один изоригинальнейших ученых
исследователейи мыслителей современной Англии”. Круг интересов Гальтона был чрезвычайноширок: в молодости он много путешествовал, занимался этнографией и географиейчеловека; увлекался метеорологией; после он изучал наследственность человека,талант и способности, разработал методику генеалогического анализа (изученияродословных); впервые использовал метод исследования близнецов в биологии и впсихологии (“близнецовый анализ”); внес немалый вклад в теорию статистики, вчастности, первым применил статистический анализ в биологии человека ипсихологии; был одним из основоположников экспериментальной психологии и первымввел в нее применяемые теперь так широко психологические тесты и опросники;разработал антропометрию — исследование человека путем измерения его внешних
анатомическихпризнаков, в частности, занимался дактилоскопией —
исследованиемкожных пальцевых узоров; он же был основоположником евгеники — учения обулучшении наследственности человека.

      В 1850 Гальтон отправился в путешествие вЮжную Африку, которое
продолжалосьдва года. Там он развился как географ и этнограф, а также
собралматериалы для будущих евгенических исследований. Результатом
путешествиястала книга под названием “Рассказ исследователя тропической Южной Африки”. Занее Гальтон был награжден золотой медалью географического общества.

    Второй, после географии, страстью Гальтонабыла климатология и
метеорология.Он первым стал публиковать метеорологические карты Европы и атласы; первым(1863 г.) установил в атмосфере области с повышенным
давлениеми с максимумом в центре, названные им “антициклонами”.

    В это же время он занялся генетикойчеловека и изучением наследственности таланта и способностей. В 1865 г. онопубликовал статью “Наследственный талант и характер”, а четырьмя годамипозднее (1869) фундаментальную монографию “Наследственность таланта”. Преждевсего отметим, что уже в первой работе Гальтон делает очень важное обобщение:психические свойства человека наследуются в той же мере, в коей наследуютсясвойства физические. В то время это правило было еще далеко не очевидным. Далееон пишет о равном вкладе в наследственность детей со стороны и отца и матери;опять же вопрос этот в то время был еще дискуссионным. Изучая биографии талантливыхлюдей — он проследил родство около четырехсот знаменитых людей, — Гальтонопровергает очень распространенное в то время мнение о том, что одаренные людиимеют “слабое тело”. Он делает вывод, что “большинство больших людей — крепкиеживотные”. Главный вывод Гальтона — наследование способностей и таланта: “Ровнополовина из числа наиболее знаменитых людей, — пишет он, — имеет одного илинескольких выдающихся родственников”. Наследственны, по мнению Гальтона, нетолько способности и талант, но и другие психические и биологические свойства:склонность к пьянству, к бродяжничеству, к туберкулезу, болезням сердца и кдолголетию, а также
моральи религия.

     Большим достижением Гальтона была “теориякорня”. Подобно многолетнему травянистому растению, наследственность которогоскрыта в зимующем корне и проявляется снова и снова весной, когда растениевсходит, наследственность человека, скрытая в половых клетках, проявляется впериод формирования организма. Эта теория предвосхитила идею Вейсмана о“зачатковом пути”, то есть, по сути дела, современные представления оразвертывании генетической программы, скрытой в половых клетках. Добавим, что вте времена большинсто современников Гальтона, в том числе его друг ГербертСпенсер и его двоюродный брат Чарльз Дарвин, полагали, что в формированииорганизма большую или даже ведущую роль играют факторы среды.

      Для доказательства ведущей ролинаследственности в формировании организма Гальтон использовал новый, имразработанный и введенный в науку метод
близнецовогоанализа. Он первым различил два типа близнецов: однояйцовые и двуяйцовые.Первых в его исследовании было 35 пар. Они не различались по внешности, цветуглаз и волос, росту, весу, силе, но различались по почерку. Признаки сходстване ослабевают с возрастом: пожилые однояйцовые близнецы похожи друг на друга,как близнецы в детстве. Они даже заболевают одними и теми же болезнями. Что жекасается психологического сходства, то Гальтон приводит в качестве его доказательстваодин анекдотический пример: два близнеца купили на день рождения друг другу вкачестве подарков одинаковые бокалы для шампанского, причем один из них сделалэту покупку в Англии, а другой — в Шотландии.

    Изучая наследственную предрасположенность крождению близнецов, Гальтон пришел к выводу, что у родственников близнецов вдва с половиной раза больше шансов стать близнецами, чем у прочих.

       Гальтон первым ввел в психологиюизмерение. Он изучал реакцию кожи на температуру и прикосновение, изучалфункции зрения, слуха, обоняния, вкуса и кинестезии (мышечного чувства).Благодаря этим работам его можно считать одним из основоположниковэкспериментальной психологии. Многие приборы, сконструированные им дляизмерения сенсорных реакций, с незначительными модификациями используютсяпсихологами и физиологами по сей день. Он первым экспериментально установил,что пожилые люди высокие звуки слышат хуже, чем молодые; первым сконструировалприбор для измерения времени реакций. В конце ХIХ века Гальтон стал одним изинициаторов введения в психологию тестовых испытаний, причем сам термин “тест”в применении к психологии был введен им.

       Наши сведения о росте, весе, пропорцияхи скорости полового созревания людей до начала ХХ века исключительно скудны,главным образом, оттого, что в те времена массовых антропометрическихобследований школьников, студентов, новобранцев никто не производил. Впервые онеобходимости широкого применения антропометрии в школах и университетахзаговорил Френсис Гальтон. Сам проводя такие исследования, он установил, чтосельские мальчики четырнадцатилетнего возраста на один и четверть дюйма выше ина семь фунтов тяжелее их городских сверстников. (Отметим, что в наши днигородские школьники, напротив, выше и тяжелее сельских.) Методикиантропометрических измерений, разработанные Гальтоном, в наши дниусовершенствованы, но многие введенные им замеры — объем груди при вдохе ивыдохе, оценка силы мышц по обхвату предплечья в напряжении и расслабленного идругие — используются антропометристами и в наше время.

       Дактилоскопия — исследование отпечатковпальцев — принята в уголовном
розыскевсего мира. Ее открытие было переворотом в криминалистике. Но не
всемизвестно, что это открытие было сделано все тем же Френсисом
Гальтоном.Правда, поначалу судебные эксперты не оценили его значения. В
1911году из Лувра была украдена знаменитая “Джоконда” Леонардо да Винчи. На стеклерамы сохранились отпечатки пальцев, по которым был идентифицирован и пойманвор. Только после этого прогремевшего по всему свету удачного расследованияметод Гальтона был признан. Гальтон изучил 5000 пальцевых  узоров 500 человек; ему удалось показать, чтоони не меняются в течение жизни и полностью восстанавливаются в случаеповреждения, например, обваривания кипятком.


      Мы уже упоминали о том, что Гальтонпервым ввел в биологию и психологию математические методы. Самым интереснымздесь было учение о корреляциях. Например, в антропометрии: длина ноги упропорционально сложенного человека коррелирует с длиной руки; если такаякорреляция нарушена (к примеру, у человека непропорционально длинные руки икороткие ноги), мы говорим об уродстве или дисплазии. В 1888 году Гальтонсделал на эту тему доклад на заседании Королевского общества, он назывался “Корреляциии их измерение, преимущественно по антропометрическим данным”. Величинакорреляции выражается коэффициентом корреляции; этот показатель широкоиспользуют в наши дни, его можно найти в любом учебнике вариационной статистикии биометрии.

           Гальтон был ученым-многоборцем, ноболее всего он известен как
основоположникновой науки — евгеники, что в переводе с древнегреческого
означает“наука о благорождении”. Сам Гальтон определял евгенику как науку об “улучшениирода”. По его идее она — часть науки об улучшении видов, она включает в себя иживотноводство, и растениеводство. Согласно учению Дарвина, выведение новыхсортов растений и пород животных осуществляется методом искусственного отбора,т.е. отбора разумного, направляемого человеком. В дикой природе видообразованиеосуществляется путем естественного отбора, идущего стихийно инецеленаправленно. Искусственный отбор намного эффективнее и быстрееестественного: если распространить его принципы на человека, то его, как сельскохозяйственныерастения и домшних животных, можно усовершенствовать и облагородить. Ноживотных селекционеры скрещивают насильно, а как быть с человеком? Его надопросвещать! Гальтон подчеркивал важность распространения знаний онаследственности и эволюции. Человек должен сознательно исправлять и ускорятьэволюцию своего вида, активно вмешиваясь в ее ход; одна только биологическаяэволюция делает это слишком медленно и с ошибками. Человек должен сознавать“моральный долг” влиять на ход своей эволюции; стремление улучшить человеческийрод должно стать новой религией человечества. “Если бы одна двадцатая долястоимости и труда, которые тратятся на улучшение пород лошадей и собак, былазатрачена на улучшение человеческой расы, — писал Гальтон, — какую бы галактикугениев мы могли бы создать!”




     Представление о врожденном неравенствелюдей имеет долгую историю: оно было сформулировано еще в “Государстве”Платона. Гальтон по этому поводу писал: “Таким образом, мы приходим кнеоспоримому, хотя, быть может, и неожиданному заключению, что люди выдающейсядаровитости по отношению к посредственности стоят настолько же высоко,насколько идиоты стоят ниже ее”. Отметим: хотя Гальтон отрицал природноеравенство людей, он оставался демократом: он подчеркивал, что аристократическоепроисхождение не имеет значения, поскольку хорошие качества не являютсяпривилегией аристократов. В качестве примера он приводил выдающегосяфранцузского математика Д’Аламбера, выходца из пролетарской семьи, но уже к 24годам ставшего ученым высшего ранга. Главная мысль генетических изысканийГальтона — наследственность значительно важнее роли средовых факторов; этумысль он пытался обосновать с помощью близнецового анализа. Он переносил начеловечество дарвиновскую теорию естественного отбора: “слабые нации” должныисчезать, их вытесняют в процессе естественного отбора “сильные нации”. Однаков современном обществе отбор (стихийный, неразумный) приходит зачастую к болееинтенсивному размножению и, соответственно, к увеличению пропорций в обществеболее слабых.

        Одной из причин меньшей плодовитостиэлиты Гальтон считал тенденцию к более позднему вступлению в брак еепредставителей. Обязанность госудрства, по Гальтону, состоит в создании условийдля более ранних браков наиболее достойных членов общества и для их раннеговоспроизводства (льготы на приобретение хороших квартир и домов, уменьшениеплаты за жилье).

      Гальтон полагал, что помощь общественнойэлите, создание условий,
благоприятствующихее воспроизведению, важнее помощи нищим; он противопоставлял сентиментальномусостраданию бедным “более мужественное желание поддержать одаренных природой инациональную эффективность будущих поколений”.

     Другая причина меньшей скоростивоспроизводства общественной элиты — безбрачие, поощряемое католическойцерковью. Как истиный квакер, Гальтон выступал против нее: в периодсредневековья ученые, философы, литераторы находили пристанище в лоне церкви иобрекали себя на безбрачие, размножалась же самая грубая часть населения; самыесмелые умы становились жертвой инквизиции — церковь “очищала нацию отсвободомыслящих; она “деморализовала общество системой преследования всего, чтобыло умного, искреннего и свободного. Кровь кипит при мысли о слепом безумии”.




      Люди не равноценны, и только контрольрождаемости может уравновесить количественные отношения между “кастами”.“Слабые нации мира неизбежно должны уступить дорогу более благороднымвариететам человечества...”. Тем не менее расизм Гальтона носит не агрессивный,а академический характер: он никогда не был сторонником рабства (более того,квакеры, к которым он принадлежал, сыграли немалую роль в отмене рабства и восвобождении американских негров) или уничтожения “низших рас”.

           По инициативе Гальтона в 1904 г. приЛондонском университете была
организованаНациональная евгеническая лаборатория (или, как ее все назвали, “ЛабораторияГальтона”), а через три года в Лондоне возникло “
Обществоевгенического воспитания”, Гальтон стал почетным его президентом. Между прочим,членами этого общества были и Бернард Шоу, и Герберт Уэллс, — последний пообразованию был биологом-эволюционистом, учеником сэра Томаса Хаксли (илиГексли), сподвижника Дарвина и друга Гальтона; заметим, к слову, что внукТомаса Хаксли — Олдос Хаксли — тоже был известным писателем, автором антиутопии“Прекрасный новый мир”.

           Евгеника была широко признана впервой половине ХХ века: в 1912 году (через год после смерти Гальтона) вЛондоне состоялся Интернациональный конгресс по евгенике, следующие дваконгресса состоялись в Нью-Йорке в 1921 и 1932 годах.


        В нашей стране в двадцатые годывозникло Евгеническое общество, издавался “Российский евгенический журнал”. Втридцатые годы евгеника была заклеймена как наука, оправдывающая неравенство ирасизм. И не только в нашей стране!
    Немалую роль в том, что ученые и гуманистыстали отворачиваться от
евгеники,сыграло то, что евгеника стала терять свое первичное
академическоеи гуманистическое начало, что в нее все более и более стал
просачиватьсядух расизма. Нобелевский лауреат, иммунолог Шарль Рише
выступалпротив кровосмешения, отстаивал идеи “чистоты высшей расы”;
другойнобелевский лауреат, величайший хирург, первый врач, осуществивший пересадкуорганов, — Алексис Каррель в книге “Это неизвестное существо человек” предлагалвосстановить аристократию через усиление ослабевшего отбора, он такжеоправдывал телесные наказания и эвтаназию. Не только в Европе во временаТретьего Рейха, но и в Америке такого рода “евгенические” идеи воплощались вжизнь. Например, в США только в 1935 году было проведено 21539 операций постерилизации умственно отсталых. Еше один нобелевский лауреат, Питер Медавар,провозгласил: “Над евгеникой витает нестерпимый запах газовой камеры”.

Но…прежде чем принять или не принять такое обвинение, попытаемся
подойтик евгенике с возможной мерой научной объективности. Напомним, что евгеникавключает два направления: позитивное и негативное. Первое —
позитивное- оправдывает такие государственные мероприятия, как специальный подбор лучшихпар с целью получения от них самого полноценного потомства. Более чем очевидно,что такое ограничение одной из главных свобод человека — свободы выбора супруга- вступает в вопиющее
противоречиес основными правами человека и потому оно сродни фашизму и расизму.

    Мероприятия второго — негативногонаправления состоят в ограничении
рождаемостилиц с явной наследственной отягощенностью; такое ограничение может быть какимперативным — запрещение иметь детей лицам с тяжелыми психическимизаболеваниями наследственной природы, так и неимперативным, в форме советов ипредостережений семьям, в которых велик риск рождения ребенка с наследственнойаномалией. Негативная евгеника принята в наше время во всех цивилизованныхстранах, в том числе и у нас, но, конечно, не в форме стирилизации“неполноценных представителей рода человеческого”, а только в видемедико-генетического консультирования или, в крайних случаях, в ограничениибрачных связей лиц с тяжелыми психическими дефектами наследственной природы.


       Гальтон умер в 1911 году, на 89-м годужизни. Через три года после смерти Гальтона его ученик Карл Пирсон опубликовалгенеалогию учителя. Она охватывает около 50 поколений. Оказалось, что средидавних предков Гальтона были такие известные люди, как император Карл Великий,киевский князь Ярослав Мудрый, король Англии Вильгельм Завоеватель и ещенесколько английский королей. Дед Гальтона — Эразм Дарвин (он приходился такжедедом великому Чарльзу Дарвину) был выдающимся врачом, натуралистом и поэтом.


И.А.РУДКЕВИЧ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.