Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"

Узнать цену реферата по вашей теме


История возникновения речевого этикета

История возникновения речевого этикета
 Возникновение этикетакак такового и речевого этикета в частности прочно         
 связывается сразвитием государства как основной регулирующей и  управляющей     
 системы общества.Государство, подразумевающее по своей природе иерархическое    
 строение власти иинститутов власти, различные формы социальной стратификации,   
 различные формыподчинения, нуждается в нормах и правилах поведения, которые бы  
 на практике служилисредствами дифференциации и распознавания различных          
 социальных групп,слоёв, институтов. Система чинов, рангов, титулов, званий и    
 прочих атрибутовиерархической системы власти в обязательном порядке требует     
 инструментария,который будет сопровождать общение представителей разных слоёв и 
 групп, различающихсяпо вышеуказанным определениям. Вот как описывает В.Е.       
 Гольдин в книге «Речьи этикет» пир при дворе монгольского хана Хубилая(по      
 свидетельству МаркоПоло): «На пиру великий хан за столом сидит вот как: его стол
 много выше другихстолов; садится он на северной стороне, лицом на юг; с левой   
 стороны возле негосидит старшая жена, а по правую руку, много ниже, сыновья,    
 племянники и родичиимператорского роду; а головы их приходятся у ног великого   
 хана; а прочие князьясадятся за другие столы, еще ниже. Жены рассаживаются точно
 так же. Жены сыновейвеликого хана, его племянников и родичей — с левой стороны, 
 пониже, а за ними,еще ниже, садятся жены баронов и рыцарей. Всякий знает свое   
 место, где он долженсидеть по порядку, установленному великим ханом...». Со     
 временем деятельностьвластных и общественных структур настолько формализуется и 
 нормируется, различияразных социальных слоёв и групп проявляются настолько явно,
 что коммуникация вгосударстве и обществе перегружается огромным количеством     
 несистематизированныхнорм и правил. Всё это ведёт к неразберихе и путанице. С   
 этого моментаогромное количество норм и правил начинает классифицироваться и    
 систематизироваться.Можно считать именно эту точку в развитии государства и     
 общества рождениемсистемы норм и правил, регламентирующих и нормирующих         
 поведение человека вобществе, т.е.  этикета. А поскольку порядокповедения в    
 обществевоспитывается с детства в каждом его члене семьей, школой, всей средой, 
 то этикет становитсячастью моральных правил, изучаемых наукой этикой            
 «Словарь по этике»определяет это понятие так: «Этикет (французское etiquette-  
 ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления 
 отношения к людям(обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий,      
 поведение вобщественных местах, манеры и одежда)». Как видим само слово «этикет»
 пришло к нам изФранции, из королевского двора Людовика ХIV. А этикетками        
 называли маленькиебумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел (или его      
 заставляли) предстатьперед королём. На них было написано то, как должен человек 
 обращаться к королю,какие движения должен делать, какие слова говорить. Вот     
 здесь и проявляетсята тенденция к систематизации норм и правил, о которой выше. 
 Этикетки при дворефранцузского короля были одним из первых документов,           
 институционализировавшихречевой этикет систему норм и правил межличностного     
 общения. Э.В. Арова в книге «Будьте добры» рассказывает, что древнейшиесведения 
 об этикете содержатсяуже в «Поучениях Кагемни фараону Снофри»,которым около     
 пяти тысяч лет. Каквидим, во всех вышеуказанных примерах речь идёт об общих     
 правилах поведения иправила речевого поведения объединены, мы же будем вести    
 разговор в основном оречевых правилах, т.е. о речевом этикете.                  
                                                                                  
 1.2 Основа речевогоэтикета и факторы, определяющие его формирование             
 Речевой этикетпредставляет собой широкую область стереотипов общения.           
 В процессевоспитания, социализации человек, становясь личностью и все более     
 совершенно овладеваяязыком, познает и этические нормы взаимоотношений с         
 окружающими, в томчисле и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает     
 культурой общения. Нодля этого надо ориентироваться в ситуации общения, в       
 ролевых признакахпартнера, соответствовать собственным социальным признакам и   
 удовлетворятьожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в      
 сознании носителейязыка, действовать по правилам коммуникативных ролей          
 говорящего илислушающего, строить текст в соответствии со стилистическими       
 нормами, владетьустными и письменными формами общения, уметь общаться контактно 
 и дистантно,а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации, о    
 которых речьвпереди.                                                            
 В каждом обществеэтикет постепенно развивался как система правил поведения,     
 система разрешений изапретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: 
 оберегай младших,заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не  
 обижай, не оскорбляйзависящих от тебя, будь трудолюбивым, совестливым — и т.д. и
 т.п. Л.А. Введенскаяв своей книге «Русский язык и культура речи» даёт следующее 
 определение этикета:«Этикет представляет собой совокупность принятых правил,    
 определяющих порядоккакой-либо деятельности». Так этикет и этика объединяются:  
 ведь недаром второезначение слова этика словари определяют как систему норм     
 нравственногоповедения человека, какого-либо класса, общественной или           
 профессиональнойгруппы.                                                         
 Этикетных знаковвеликое множество в каждом сообществе. Они бывают               
 общенациональными,бывают знаками социальной среды, или социальной группы, или   
 узкого круга — и приэтом всегда несут важную информацию: свой — чужой (не       
 принадлежащий ксреде, кругу), вышестоящий — нижестоящий, далекий — близкий,     
 знакомый — незнакомый, желанный — нежеланный и т.д. Вот такая сценка уже из наших
 времен, описанная вжурнале «Вокруг света», может показаться интересной: «Издали 
 слышен клаксон, средигуляющих заметно волнение. Приближается большой лимузин. На
 одном из крыльевтрепещет красный, с фиолетовым оттенком флаг с красным же       
 крестом на беломфоне. Все вокруг приседают, а затем садятся на обочине со       
 скрещенными ногами.На заднем сиденье лимузина виднеется массивная фигура -      
 король Тубоу IV. Его положено приветствовать, усевшись сосложенными ладонями.   
 Это не просто обычай,это закон, соблюдение которого строго проверяется местными 
 полицейскими.                                                                     
 И точно так жерядовые жители Тонга приветствуют аристократов». Таков этикетный  
 знак приветствиякороля на Тонга. А если ты так не приветствуешь его, значит, ты 
  — чужой, принадлежишьдругому обществу, другой нации.                            
 Естественно, чтоэтикет и речь связаны теснейше. Об этом прекрасная книга В.Е.   
 Гольдина «Речь иэтикет», уже упомянутая ранее. «Манера речи, стиль, разрешение  
 или запрет говоритьодно и не говорить другое, выбор языковых средств как помета 
 своей принадлежностик среде — все это заметно в наших повседневных речевых      
 проявлениях.»                                                                    
 Итак, речевой этикет:есть ли точное определение речевого этикета? Л.А.          
 Введенская в своейкниге «Русский язык и культура речи» даёт такое определение   
 речевому этикету:«Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого
 поведения, системаречевых формул общения». Н.И.Формановская даеттакое          
 определение: “Подречевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого      
 поведения, системанационально специфичных стереотипных, устойчивых формул       
 общения, принятых ипредписанных обществом для установления контакта             
 собеседников,поддержания и прерывания контакта в избранной тональности”.        
 Степень владенияречевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности
 человека. Это, преждевсего, относится к государственным служащим, политикам,    
 педагогам, юристам,журналистам и пр. Владение речевым этикетом способствует     
 приобретениюавторитета, порождает доверие и уважение                            
 Соблюдение речевогоэтикета людьми так называемых лингвоинтенсивныхпрофессий    
 имеет, кроме того,воспитательное значение, способствует повышению как речевой,  
 так и общей культурыобщества. Следование правилам речевого этикета членами      
 коллектива того илииного учреждения, предприятия создаёт благоприятное          
 впечатление,поддерживая положительную репутацию всей организации.               
 Какие же факторыопределяют формирование речевого этикета и его использование?   
 Л.А. Введенская такопределяет эти факторы:                                       
 Речевой этикетстроится с учётом особенностей партнёров, вступающих в деловые    
 отношения, ведущихделовой разговор: социального статуса субъекта и адресата     
 общения, их места вслужебной иерархии, их профессии, национальности,            
 вероисповедания,возраста, пола, характера.                                      
 Речевой этикетопределяется ситуацией, в которой происходит общение. Это могут   
 быть презентация,конференция, симпозиум, совещание, консультация, юбилей или    
 другой праздник                                                                  
 Основу речевогоэтикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от  
 особенностей общения.Любой акт общения имеет начало, основную часть и           
 заключительную часть.В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на 3   
 основные группы: 1.)речевые формулы для начала общения, 2.) речевые формулы     
 применяемые впроцессе общения, 3.) речевые формулы для окончания общения.       
 Кроме того, речевойэтикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою
 систему правилречевого поведения. Например, особенностью русского языка является
 наличие в нём двухместоимений — «ты» и «вы», которые могут восприниматься как   
 формы второгоединственного числа. Выбор той или иной формы зависит от           
 социального положениясобеседников, характера их отношений,                      
 официальной/неофициальной обстановки.Обращаться на «ты» не принято с незнакомыми
 людьми; в официальнойобстановке; со старшими по возрасту, чину иногда должности.
 В то же время на«вы» не стоит обращаться к друзьям и родственникам,             
 одноклассникам иликоллегам по работе.                                           
 Итак, учёт факторов,которые формируют и определяют речевой этикет, знание и     
 соблюдение нормречевого этикета, создаёт благоприятный климат для               
 взаимоотношений,способствует эффективности, результативности деловых отношений


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Податкова політика держави: цілі, індикатори, економічний і законодавчий інструментарій регулювання
Реферат Понятие финансово-кредитной информации, ее свойства и особенности
Реферат Понятие, предмет и метод регулирования финансового права
Реферат Показатели финансового состояния предприятия
Реферат Порядок налогообложения физических лиц
Реферат Показники фінансової стабільності підприємства
Реферат Податкова політика на прикладі ДП "Яготинський цукровий завод"
Реферат Податкова система Королівства Іспанії. Міжнародне співробітництво з відмиванням "брудних" грошей
Реферат Податкова система України, її становлення та розвиток
Реферат Постановка на налоговый учет налогоплательщиков
Реферат Податкова застава як засіб забезпечення виконання податкових зобов’язань
Реферат Понятие и функции налога
Реферат Потребность предприятия в капитальных вложениях
Реферат Порядок формирования налогооблогаемой прибыли предприятия
Реферат Поняття валютного курсу. Платіжний баланс