Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"

Узнать цену реферата по вашей теме


Взаимоотношения мужчины и женщины в белорусских народных сказках

Министерство образования республики Беларусь
Учреждениеобразования «Белорусский Государственный Педагогический Университет имениМаксима Танка»
Отношения мужчины и женщины в белорусских народныхсказках
Курсовая работа по психологии
Выполнила:
студенткаIII курса,
факультетаестествознания,
отделениябиологии-валеологии,
группыВ-32
Научныйруководитель:
преподавателькафедры психологии
.
Минск, 2004
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….   стр. 2
Глава I. Особенностивзаимоотношения супругов в семье……………...  стр. 3
1.1    стр. 3
1.2    стр. 12
Глава II.Исследование взаимоотношений мужчины и женщины в белорусских народныхсказках…………………………………………………………..   стр. 17
2.1 Сущность анализа………………………………………………………  стр. 17
2.2 Анализ полученных результатов………………………………………  стр. 19
Заключение………………………………………………………………….  стр. 23
Список литературы…………………………………………………………  стр. 24
Введение

Целью нашейисследовательской работы было проведение анализа взаимоотношений мужчины иженщины в белорусских народных сказках. Попытки данного исследования былипредприняты для анализа русских народных сказок, но однозначного результата онине дали. Поэтому возникла необходимость проанализировать белорусский фольклор.
Задачи нашей исследовательской работыбыли следующими:
1.     Изучить литературу по теме исследования.
2.     Выявит метод исследования взаимоотношений мужчины иженщины в белорусских народных сказках.
3.     Проанализировать взаимоотношения мужчины и женщины вбелорусских народных сказках.
Гипотеза работы заключаласьв том, что женщина в белорусских народных сказках является более доминантной,чем мужчина и всегда ему помогает.
Таким образом, нами былапредпринята попытка анализа взаимоотношений мужчины и женщины в белорусскихнародных сказках.









Глава I. Особенностивзаимоотношения супругов в семье.
1.1 Модели семей в европейской культуре.
В психологии семьи выделяютнесколько типов семьи. Это:
Ø Языческая семья
Ø Общехристианская семя (православная и католическая)
Ø Нормальная семья
Языческаясемья.Примером семейных отношений, характерных дляязыческой культуры, являются отношения в русской семье XII – XIV веков. Рубежом, отделяющимязыческий тип семьи от христианской, стал XVI век, что отразилось в «Домострое». Отношения муж-женастроились на изначальной конфликтности. Женщина не являлась существом,подчинённым мужчине, а была носителем особой женской силы отличной от мужской,что внушало страх, почтение, ненависть. Женщина обладала добрачной свободой исвободой в браке, ограничивалась власть отца и мужа, женщина имела возможностьразвода. Отношения мужчины и женщины носили оттенок вражды, так как родывраждовали между собой. Супруги не доверяли друг другу. В семье главную рольиграла старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина (жена отца илистаршего сына). Разделение между мужскими и женскими функциями в семьепроисходило не по ролям, а территориально. Мужчина отвечал за внешнее природноеи социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве, вдоме и семье.
В языческих цивилизацияхсоблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны. Более того,во многих отношениях женские общества обладают особым могуществом.
Нормативная дохристианскаямодель семьи: родители (отец и мать) могут находиться в различных отношениях(доминирование-подчинение), либо отрицания конфликта. В первом случае возможенпатриархальный и матриархальный вариант, во втором – равенство построено напротиворечии разных сущностей, их борьбе. Этот тип среди славян был наиболеераспространен.  Родители как целоепротивостоят детям, одно поколение борется с другим, дети всегда в подчинении.
Изучая особенностивоспитания и взаимоотношений родителей и детей в истории, Демоз выделили  следующие стили:
1.    Инфанцирующий(древность–IV н.э.) – характеризуется массовым детоубийством. Выжившие дети становилисьжертвами насилия.
2.    Бросающий (IV-XIII века) – у ребёнка признаётсяналичие души, но ребёнок является объектом агрессии для родителей, он угнетён всобственном доме, его часто отправляют в монастырь.
3.    Амбивалентный (XIV-XVIII) – ребёнок входит в эмоциональную жизнь родителей,но не считается полноправным членом семьи. Ему отказывают в душевной ифизической неприкосновенности.
4.    Новящивый (XVIII) – контроль за поведением ребёнка, его внутренним мироми волей, конфликт отцы-дети.
5.    Социализирующий (XIX-начало XX) – считается, чтодетство – подготовка ребёнка к самостоятельной взрослой жизни. Ребёнка надовоспитывать, тренировать, учить. Он является объектом воспитания.
6.    Помогающий(середина XX-нынешнее время) – детство –полноценный этап жизни, родители помогают индивидуальному развитию ребёнка.
Общехристианская семья.
Не одна мировая религия неотводит столь важное место семье в системе вероучения, как христианство. Можноопределить само христианство, как религию семьи. «Идеальная христианскаясемья»: отец, сын, мать (богородица). Кроме неё есть «святое семейство»: Иосиф,Иисус, Дева Мария. Прослеживается чёткое разделение между отцом-воспитателем(Иосиф) и «генетическим» отцом (Бог). Есть две модели семьи: идеальная(божественная) и реальная.
Идеальная – строится на основе принципа власти: совмещениеответственности и доминирования. Главенствует тот, кто несёт большую долюответственности.  Психологическаяблизость служит вторым параметром отношений, компенсирующий вектордоминирования-ответственности.
Отношения между мужским иженским началом в христианстве: Бог всегда мужчина, женщина – второстепеннаяроль. Отношения между отцом и сыном: отец несёт ответственность за сына идоминирует над ним.
В схеме модель идеальнойхристианской семьи выглядит так: Отец – сын – мать.
Реальная (земная) – Иисус – Мария – Иосиф. Ответственность на  Иосифе, доминирование у Иисуса. Это примердетоцентристской семьи, где всё на благо ребёнка.
В православии рольБогородицы доминирует над ролью жены, сексуальность признаётся малозначимой,тем самым отдаётся на откуп язычеству (непристойное). Бог отец – отец ребёнка впервую очередь. За основу взята «идеальная» семья, это отражено в «Домострое».Распределение ролей в семье с доминированием мужчины до середины XIX века.   «Домострой» выразил тенденцию развитияотношений между мужем и женой в православной семье. Вместе с тем, преодолетьэлементы языческой борьбы полов православию оказалось весьма сложно. Напрактике предписанная христианской православной верой иерархия освящала иаргументировала деспотизм мужчины-отца по отношению к женщине. Неугодных жёнзаточали в монастыри.
У восточных славян долгоевремя преобладала «большая семья», объединявшая родственников по прямой ибоковым линиям. Позже, в XVIII и к середине XIX века, начала преобладать малаяиндивидуальная семья из 2-3 поколений родственников по прямой линии.
В католицизме особоезначение имеет культ Девы Марии  — жены,возлюбленной Бога-отца. Главенствующие фигуры – Иисус и Мария.
«Нормальная» семья.
 В нормальной семье, которая считается лучшим иправильным вариантом семейных и супружеских отношений положения мужчины иженщины должны выглядеть так.
Мужчина – наследниктрадиций, должен обеспечивать женщин и детей. С точки зрение М. Мид не стольважно, чьи дети, является ли мужчина их биологическим отцом или нет. Однако вовсём мире существует представление о долге и семье, за которую ответствененмужчина. Муж приносит пищу в дом, жена её готовит, муж обеспечивает семью, женавоспитывает детей. Требуются особые социальные условия, чтобы мужчина выполнялобязанность кормить семью и детей, поскольку у этой социальной обязанности нетбиологического механизма, между тем как материнская привязанность к ребёнкуприродная. Поэтому каждое поколение молодых мужчин должно учиться родительскомуповедению в семье: их биологическая роль дополняется социальной, выученнойродительской ролью. В христианской религии образ отца-кормильца воплощён вИосифе Обручнике – земном муже Девы Марии. Не случайно  и то, что социализации мужчин христианскаярелигия придаёт огромное значение.
Семья рушится тогда, когдамужчина либо не приобретает, либо теряет ответственность за семью как целое,либо не может в силу обстоятельств выполнять свои обязанности. При рабстве, прикрепостном праве, при пролетаризации, во время революций, эпидемий, войн разрывается«связь времён» – тонкая нить, связывающая поколения. Связывающий – всегдамужчина.
Мужчина может доминироватьв семье, может занимать подчинённое положение, он может быть психологическиблизок к жене и ребёнку, может быть эмоционально отдалён от них, может любитьили не любить жену и соответственно, быть любимым или не любимым. Но он всегдадолжен нести ответственность за семью. Если мужчина несёт ответственность засебя и за семью, её настоящее и будущее, семью можно считать «нормальной». Еслимужчина добровольно или по внешним обстоятельствам теряет груз ответственности,возникают различные варианты аномальной семьи.
Типы современных семей.
üПатриархальная– самая архаичная, обречена на вымирание. В республике Беларусь пока самаяраспространённая. Характеризуется зависимостью матери, детей от главысемейства. У мужчины экономическая власть. Муж в семье решает все экономическиеи нравственные проблемы. Он чётко распределяет внутрисемейные роли. Системавоспитания строится на подавлении инициативы, чувства собственного достоинства.Наблюдается безоглядное утверждение авторитета отца, полное игнорированиеинтересов и желаний ребёнка.
üДетоцентристская - появилась с середины XIXвека. Современный тип семьи. Возвышается частная жизнь человека, большоевнимание уделяется развитию чувственной сферы человека. Огромная роль отводитсявнутренней жизни семьи, то есть она ставится как идеал. Проблемы связаны с темобстоятельством, что ребёнок становится центром семьи, объектом любви ипривязанности. В Европе такая семья живёт отдельно, а у нас в воспитанииребёнка принимают участие бабушки, дедушки, родственники. Особоераспространение детоцентристская семья получила в 50-60 годы. Характеристикасемьи: ребёнок пользуется максимальными материальными и духовными благами,удовлетворяются все его прихоти. Он полностью ограждён от семейных трудовыхобязанностей. Итог: ярко выраженная инфантильность, полное отсутствиеинициативы и ответственности за свои поступки. 
üСупружеская– тип семьи, который начал формироваться с конца 70 годов. Отношенияопределены не родством и не родительством, а только супружеством. Наблюдаетсяизменение норм семьи, так как родители отказываются подчинять свои интересыинтересам своих детей. Особенности проявляются в автономности интересов супругов.На втором месте дети. Идёт чёткое распределение обязанностей. Это семья,которая культивирует свои традиции и обычаи. Подобная тактика называетсясотрудничеством. Ребёнок в такой семье рано становится самостоятельным иобретает чувство взрослости.  [6]
На сегодняшний деньпроблема создания и динамики семьи также актуальна. Многие учёные, писателизадаются вопросом: «Для чего люди вступают в брак?».  И на этот вопрос писательница Авсиевич М.Т.отвечает следующим образом: «На первый взгляд может показаться странным, что врешении этого вопроса немаловажную роль играло и несколько иное, чем сейчас,отношение к любви, к выбору партнёра по супружеской и семейной жизни. Будущийхозяин и хозяйка оценивались скорее с точки зрения здоровья и физическойвыносливости. Важна была не степень их духовного развития, а качества какработницы или работника по хозяйству.
Лишь небольшая частьобщества имела возможность концентрироваться на высших аспектах любви, искатьпартнёра, который станет достойным ценителем их внутренней жизни.
Несмотря на такое отношениек любви и вопросу создания семьи среди большинства народа в былые времена семьябыла крепче, устойчивее, чем сейчас. Требования к супругу – хозяину, хозяйке –были достаточно определённы: для жены – обязательно умение шить, готовить,ухаживать за животными, содержать в чистоте дом; с точки зрения морали –верность до последних дней и никаких помыслов об измене; для мужа – плотницкие,столярные, земледельческие навыки; непременное уважение к себе как главе семьи.
Как положение складываетсясейчас? Технический прогресс высвободил больше свободного времени, люди сталибольше внимания уделять своему внутреннему миру. Что нужно и что необязательносейчас уметь в семейной жизни? Готовую одежду можно купить в магазине илизаказать в ателье; питаться можно в столовой или кафе.
Для нашего временипримечательно изменение положения женщин. Но вместе с положительными сторонамиизменений выявились и отрицательные: с хозяйки как бы сняли ответственность засохранение домашнего очага, создание душевного уюта и тепла в семье, чемиспокон веков она призвана была заниматься. Вместе с тем современные мужчиныкак-то незаметно утрачивают свою мужественность. Во многом это связано с тем,что в современном хозяйстве исчезла необходимость исконно мужских работ,связанных с использованием физической силы: не надо строить жильё,заготавливать на зиму дрова, пахать плугом поле и так далее. Мужчины нередкопризнают, что стали жить по меркам женского представления о них, настолькоженщины нынче активно регламентируют образ поведения своих мужей. Во всевремена, особенно для мужчины, важно было отстоять и сохранить свою честь исовесть, не позволить ее кому-либо запятнать и растоптать.  В семье важно в равной степени влияние имужчины, и женщины.
Тем не менее, на вопрос,быть или не быть современной семье со всеми её сложностями, противоречиями,ответ должен быть определённым: безусловно, быть. Мужчины ответственнее в планематериального обеспечения семьи, но женщина, и только она, способна своей рукойпридать жилищу неповторимый уют и душевный комфорт». [1]
Насупружеские отношения оказывает влияние модель родительской семьи. Практикасемейного консультирования показала наличие неосознанной тенденции к повторениюмодели своих родителей. Индивидуум обучается своей супружеской роли на основеидентификации себя с родителями того же пола. В эту схему включается, дополняяее и роль родителя другого пола. Формы родительских отношений становятся дляиндивидуума эталоном, внутренней схемой. В супружестве оба партнера пытаютсяприспособить свои отношения к этим внутренним схемам. Нередко под влияниемвлюбленности индивидуум проявляет уступчивость, частично отказываясь от своейпрограммы ради партнера из желания приспособиться к нему, что вызываетвнутренние противоречия. По истечению некоторого времени вновь дает о себезнать и у индивидуума наблюдается тенденция к возврату по запрограммированнойсхеме. Партнер идет тем же путем.
Такимобразом, выбор партнера осуществляется на основе характерологического подобияпартнера с родителем противоположного пола. Роли своего пола он научился вродительской семье. Для супружеской гармонии недостаточно толькохарактерологического подобия супруга с родителем. Важно, чтобы у партнера быласхожая внутренняя программа, схема поведения. Сходство личностных свойствопределяет и сходство супружеских отношений, ввиду чего часто повторяется нетолько выбор партнера, но многие ошибки и проблемы родителей.
Результатыисследования показали:
1.     Ребенок через механизм идентификации учится уродителя того же пола выполнению половой роли (м, ж). Принятие этой ролиповышает самооценку, отказ приводит к снижению уверенности в себе, способствуетвозникновению неврозов.
2.     Образ родителя противоположного пола оказываетсущественное влияние на выбор партнера по супружеству. Имеет значениевосприятие и оценка роли родителя противоположного пола. Если она положительна– выбор подобного ему брачного партнера, создает предпосылки к супружескойгармонии. В противоположном случае, партнер с подобными характеристикамистановится источником негативных реакций. Естественно, став взрослым, он ищетпартнера с другими характеристиками. Однако такой выбор является источникомвнутреннего конфликта, даже если человек делает, по его мнению, рациональныйправильный выбор, он все же чувствует, что с некоторыми особенностями партнераон не может примириться.
3.     Модель родительской семьи в главных чертахопределяет модель семьи, которую создают их дети. Это относится к модели отношений(патриархальные, матриархальные).
В браке партнеров семей,представляющих явно противоположные модели, постоянно происходит борьба завласть.
Вероятность гармонического союзатем выше, чем ближе модели семей, из которых происходят супруги.
1.2. Связь сказки с современностью.
Для того чтобы разобратьсяв проблеме современного взаимоотношения мужчины и женщины, необходимопроанализировать письменные источники прошлых веков. Для нас актуальным явилсяанализ белорусских народных сказок.
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое,  произведение о вымышленных лицах и событиях,преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. [7]
В науке была попытка проанализировать взаимоотношениямужчины и женщины в русских народных сказках. Но актуальность нашегоисследования состоит в том, что для анализа нами были взяты белорусскиенародные сказки.
Сказки возникли, по мнениюмногих авторов, из мифов. Так Афанасьев А.Н. говорит следующее: «…народ не всостоянии был уберечь язык свой во всей неприкосновенности и полноте егоначального богатства. Вследствие утрат языка, превращения звуков и подновленияпонятий, лежавших в словах, исходный смысл древних наречий становился всётемнее и загадочнее, и начинался неизбежный процесс мифических обольщений,которые тем крепче опутывали ум человека, что действовали на него неотразимымиубеждениями родного слова. Стоило только забыться, затеряться первоначальнойсвязи понятий, чтобы метафорическое уподобление получило для народа всё значениедействительного факта и послужило поводом к созданию целого ряда баснословныхсказаний. Постепенно мифические представления отделяются от своих стихийныхоснов и принимались как нечто особое, независимо от них существующее. Смотря нагромоносную тучу, народ уже не усматривал в ней Перуновской колесницы, хотя ипродолжал рассказывать о воздушных поездках бога-громовника и верил, что у негодействительно есть чудесная колесница. Ничто так не мешает правильномуобъяснению мифов, как стремление систематизировать, желание подвестиразнородные предания и поверья под отвлечённую философскую мерку… Миф естьдревнейшая поэзия, и как свободны и разнообразны могут быть поэтическиевоззрения народа на мир, так же свободны и разнообразны и создания его фантазии.
Следя за происхождениеммифов, за их исходным, первоначальным значением, исследователь постоянно должениметь в виду и их дальнейшую судьбу. В историческом развитии своём мифыподвергаются значительной переработке и постепенно из них получаются сказки.
Народные загадки сохранилидля нас обломки старинного метафорического языка. Вся трудность и вся сущностьзагадки именно  в том и заключается, чтоодин предмет она старается изобразить через посредство другого, какой-нибудьстороною аналогического с первым. Кажущееся бессмыслие многих загадок удивляетнас только потому, что мы не постигаем, что мог народ найти сходного междуразличными предметами, по-видимому, столь не похожими друг на друга; но какскоро поймём это уловленное народом сходство, то не будет ни странности, нибессмыслия. Стройный эпический склад народных загадок, необыкновенная смелостьсближений, допускаемых ими, и та наивность представлений, которая составляет ихнаиболее характеристическое свойство, убедительно свидетельствуют за ихглубокую древность. В них запечатлел народ свои старинные воззрения на мир:смелые вопросы, заданные пытливым умом человека о могучих силах природы,выразились именно в этой форме. Такое близкое отношение загадки к мифу придалоей значение таинственного ведения, священной мудрости, доступнойпреимущественно существам божественным.
Славянские преданиязагадыванья загадок приписывают бабе-яге, русалкам и вилам. Так русалки готовызащекотать всякого, кто не разрешит заданной ими загадки.
Пословицы и поговоркисливаются со всеми другими краткими изречениями народной опытности илисуеверия, как-то: клятвами, приметами, истолкованиями сновидений, врачебныминаставлениями. Это отрывочные, нередко утратившие всякий смысл изреченияпримыкают к общей сумме стародавних преданий и в связи с ними служатнеобходимым пособием при объяснении различных мифов.
До последнего временисуществовал несколько странный взгляд на народные сказки. Правда, их охотнособирали, пользовались некоторыми сообщаемыми ими подробностями, каксвидетельством о древнейших верованиях, ценили живой и меткий их язык,искренность и простоту эстетического чувства; но в то же время в основесказочных повествований и в их чудесной обстановке видели праздную игру ума ипроизвол фантазии, увлекающейся за пределы вероятности и действительности.Сказка – складка, песня – быль, говорила старая пословица, стараясь провестирезкую границу между эпосом сказочным и эпосом историческим. Извращаядействительный смысл этой пословицы, принимали сказку за чистую ложь, запоэтический обман, имеющий единою целью занять свободный досуг небывалыми иневозможными вымыслами. Несостоятельность такого воззрения уже давно бросаласьв глаза. Трудно было объяснить, каким образом народ, вымышляя фантастическиелица, ставя их в известные положения и наделяя их разными волшебнымидиковинками, мог постоянно и до такой степени оставаться верен самому себе и навсём протяжении населённой им страны повторять одни и те же представления. Ещёудивительнее, что целые массы родственных нардов сохранили тождественныесказки, сходство которых, несмотря на устную передачу их в течение многих вековот поколения к поколению, несмотря на позднейшие примеси и на разнообразиеместных и исторических условий, обнаруживается не только в главных основахпредания, но и во всех подробностях и в самих приёмах. Сравнительное изучениесказок, живущих в устах индоевропейских народов, приводит к двум заключениям:
1.      
2.      
Итак, сказка – не пустаяскладка; в ней, как и вообще во всех созданиях целого народы, не могло быть и всамом деле нет и нарочно сочинённой лжи, ни намеренного уклонения отдействительного мира. Точно так же старинная песня не всегда быль; она, как ужезамечено раньше, большею частью переносит сказочные предания на историческуюпочву, связывает их с известными событиями народной жизни и прославившимисяличностями и через то вставляет стародавнее содержание в новую рамку и придаётему значение действительно прожитой былины. Сказка же чужда всегоисторического; предметом её повествований был не человек, не его общественныетревоги и подвиги, а разнообразные явления всей обоготворённой природы. Оттогоона не знает ни определённого места, ни хронологии; действие совершается в некоевремя в тридевятом царстве в тридесятом государстве; герои её лишены личных,исключительно им принадлежащих характеристических признаков и похожи один надругого как две капли воды. Чудесное сказки есть чудесное могучих сил природы;в собственном смысле оно нисколько не выходит за пределы естественности, и еслипоражает нас своею невероятностью, то единственно потому, что мы утратилинепосредственную связь с древними преданиями и их живое понимание…»
В сказках часто участвуютразличные звери. Например, необыкновенная подвижность, прыткость зайца – всамом названии, данном этому животному, уже сближала его с представлениембыстро мелькающего света. У нас до сих пор колеблющееся на стене отражениесолнечных лучей от воды или зеркала называется игрою зайчика. На Русисуществует поверье, что, плывя по воде, не должно вспоминать зайца, потому чтоэтого не любит водяной и, рассердившись, подымает бурю.
Эпитет бурый иличёрно-бурый, даваемый лисице, роднит зверя с мифическим конём буркою; по цветусвоей шерсти она отождествлялась с грозовою тучею, так как вообще облакауподоблялись волосам и шкурам животных. В Сибири предрассветный сумрак называютлисьей темнотой, а в народной загадке лисица – метафора огня. В русской сказкехитрая лисица женит доброго молодца на дочери грозного царя Огня и царицыМолнии.
Народные русские сказкизнают баснословного кота-баюна. Его голос раздаётся на несколько вёрст; силаголоса громадная: своих врагов кот поражает насмерть или своими песняминапускает на них неодолимый сон.
Волк по своему хищному,разбойничьему нраву получил в народных преданиях значение враждебного демона. Вего образе фантазия олицетворяла нечистую силу ночного мрака. Слово «темнота»служит метафорическим названием волка, как, наоборот, в некоторых загадках слововолк принимается за метафору ночного мрака». [2]
В исследованных намибелорусских народных сказках, звери не так ярко выступают на сторонах светлыхили тёмных сил. Проявляется только хитрость и изворотливость.
Афанасьев А.Н. практическине даёт информации по взаимоотношениям мужчины и женщины в русских народныхсказках, а также в истории допетровской Руси. В связи с этим возникаетнеобходимость проанализировать взаимоотношения мужчины и женщины в белорусскихнародных сказках.
Глава II. Исследование взаимоотношений междумужчиной и женщиной в белорусских народных сказках
2.1 Сущность анализаЦелью нашего исследования былоизучить взаимоотношения мужчины и женщины в белорусской культуре. Нами былипроанализированы белорусские народные сказки [3,4,5] количество которых составило 12 штук. Сказки былиразделены нами на:
1.     Сказки проживотных: «Как курочка петушкаспасала», «Былинка и воробей», «Воробей и мышь»,  «Как кот зверей напугал», «Дятел, лиса иворона», «Лисица-хитрица», «Пшеничный колосок». Всего 7 сказок с участиемживотных.
2.     С участием людей:
 «Вдовий сын»,«Иван-Утреник», «Муж и жена», «Разумная дочь», «Отдай мне то, что дома неоставил». Всего 5 сказок.Для анализа взаимоотношений мужчины и женщины вбелорусской культуре нами был применён такой метод психологии, какконтент-анализ.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (от англ. contens содержание) исследовательскаятехника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях исвойствах социальной действительности (в частности, источника текстасообщения). Первое упоминание о применении специальной техники для анализасодержания текстов относится к 1640 г. Количественный вариант контент-анализаначал применяться для анализа содержания газет в конце XIX в. Правила процедурыбыли впервые подробно описаны в l949 г. В настоящее время контент-анализиспользуется не только в социологии, но и в психологии, психиатрии. Существуетдва вида контент-анализа (в зависимости от характера представления содержаниятекста): неколичественный и количественный. Неколичественный контент-анализоснован на нечастотной модели содержания текста (при этом фиксируется лишьналичие элемента содержания индикатора соответствующей категории содержания;количественные меры не используются). Такой подход позволяет выявить типы качественныхмоделей содержания (вне зависимости от частоты встречаемости каждого типа).Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, егозадача получить количественную структуру содержания текста (в рамкахиспользуемой системы категорий анализа). Оба типа контент-анализа объединяетто, что они основаны на эксплицитно сформулированных правилах процедурыисследования. Центральным элементом контент-анализа является логическая модельпредмета анализа, в которой выделяются три элемента: категориальная модельпредмета анализа, система единиц анализа, меры (единицы) измерения. В качествеединиц анализа могут использоваться: понятие (термин «имя», знак),тема, характер (герой), сообщение, суждение, ситуация, действие.
Замысел контент-анализа заключается втом, чтобы систематизировать эти интуитивные ощущения, сделать их наглядными ипроверяемыми и разработать методику целенаправленного сбора тех текстовыхсвидетельств, на которых эти ощущения основываются. При этом предполагается,что вооруженный такой методикой исследователь сможет не просто упорядочить своиощущения и сделать свои выводы более обоснованными, но даже узнать из текстабольше, чем хотел сказать его автор, ибо, скажем, настойчивое повторение втексте каких-то тем или употребление каких-то характерных формальных элементовили конструкций может не осознаваться автором, но обнаруживает и определеннымобразом интерпретируется исследователем.
Таким образом, практическая часть нашейкурсовой работы представляет собой контент-анализ белорусских народных сказок сцелью изучить  отношения мужчины иженщины, как в семье, так и вне её, проследить схожесть отношений в сказках иреальной жизни людей.





2.2   Анализполученных результатов.
Нами был проведёнконтент-анализ следующих белорусских сказок:
1)    проживотных.
«Как курочкапетушка спасла»
В этой сказке петушок (мужчина) подавился зёрнышком.Курочка (женщина) его спасает. Но чтобы принести маслице для смазки горла, еёприходиться выполнять работу данную ей коровой, косцами и пекарем. В итоге,курочка получает маслице и спасает петушка.
«Былинка иворобей»
Воробей (мужчина) захотел покачаться на былинке(женщина). Былинке не хотелось качать тяжёлого воробья. Но он при помощи коз,волков, верёвок, огня, воды, волов и кур заставил былинку качать его.
«Воробей и мышь»
Воробей (мужчина) и мышь (женщина) решили вестисовместное хозяйство. Два раза они засевали поле и заранее договаривались, комубрать вершки, а кому корешки. Но мышь оба раза воробья обманула и тот осталсяголодать всю зиму. На обман воробью указала ворона. Решили воробей с мышьюбиться, но никто не победил. Мышь спряталась в нору, а воробей остался на веткедерева.
«Как кот зверейнапугал»
Старого кота (мужчина) выгнали из дома. Он пошёл в лес,где его подобрала лиса (женщина) и позвала к себе жить. Лиса котом всех пугалаи звери его боялись и не трогали лису.
«Дятел, лиса иворона»
Лиса (женщина) обманом выманивала у дятла (мужчина)птенчиков и ела их. Но ворона (женщина) научила дятла не бояться лису.
«Лисица-хитрица»
Лиса (женщина) обманула пастухов (мужчина) и увела у нихбычка. К лисе присоединяются волк и медведь (мужчины). Волк и медведьобманывают лису и съедают бычка. Лиса мстит волку и медведю так, что онипогибают. Но в конце сказки пастухи натравливают на лису собак, и она тожепогибает.
«Пшеничныйколосок»
на одном дворе живут курочка (женщина) и индюк с гусем(мужчины). Курочка находит пшеничный колосок, гусь и индюк предлагают егообмолотить, смолоть и напечь булок. Но работу ни гусь, ни индюк делать нехотят. Всё делает курочка. Когда булки готовы, гусь и индюк приходят поесть, нокурочка их выгоняет и съедает булки вместе с цыплятами. 
2)   про людей.
«Вдовий сын»
Вдовий сын (мужчина) странствует по свету. Нанимается наработу к царю. Тот посылает его сватать прекрасную принцессу (женщина). Когдавдовий сын её приводит, царь решает убить его. Но принцесса помогает вдовьемусыну пройти испытания и они в конце женятся.
«Иван-Утреник»
 Иван (мужчина)странствуя по свету, встречает пленённую Кощеем царевну (женщина).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.