Реферат по предмету "Психология"

Узнать цену реферата по вашей теме


Роль семьи в развитии детской тревожности: психосоматический аспект

Содержание
 
Введение
1 РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ:ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2 ВЛИЯНИЕ НА СЕМЬЮСОМАТИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ РЕБЕНКА
3 ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КБОЛЕЗНИ РЕБЕНКА
4 ЧАСТО БОЛЕЮЩИЙ РЕБЕНОКВ СЕМЬЕ
5 БЕДА В СЕМЬЕ: ДЕТИ И ПОДРОСТКИ ССОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Библиографический список
 

Введение
 
При переосмыслении некоторых психолого-педагогических концепций сучетом национальных традиций, современных требований и международных тенденцийприоритет получают проблемы семейного воспитания, эмоционального инравственного развития ребенка в условиях семьи. Образовательные учреждения длядетей дошкольного и школьного возраста стали более открытыми для родителей:проводятся в их присутствии показательные занятия, массовые мероприятия,праздники, успешно осуществляется в ряде учреждений педагогика сотрудничества,неплохо зарекомендовавшая себя. Возрастает активность родителей: онивмешиваются в школьную политику, а иногда и полностью определяют ее,предъявляют учреждениям заказ на обеспечение дополнительныхобразовательно-воспитательных услуг для ребенка. Вместе с тем многие проблемысемейного воспитания и работы с семьей остаются актуальными.
Принципиально новым для теории и практики специальной педагогикиявляется усиление психологического аспекта коррекционного воздействия на основеучета единства биологических, психологических и социальных свойств личностиребенка. Перечисленные принципы составляют основу для воспитания, обучения икоррекционного воздействия, они вызывают необходимость изменений акцентов всистеме комплексного воздействия на ребенка, дополнения ее новыми положениями,сочетания традиционных и новаторских подходов.
Накоплен значительный опыт психокоррекционной работы, разработаныее основные принципы и методы, но программ психокоррекционного воздействия,ориентированных на разные категории детей с отклонениями в развитии и разныесемьи, в которых они воспитываются, пока недостаточно. Психологи и педагоги вполной мере системой работы над личностью ребенка не владеют, связьпрактического психолога и дефектолога обеспечивается слабо. О необходимостикомплексного воздействия говорится чаще, чем это наделе реализуется.
Изучение семей выявляет их экономический, социокультурный уровень,особенности семейного микроклимата, условия воспитания ребенка и ряд другихважных для выбора стратегии и тактики работы с семьей и с ребенком вопросов.Микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование еголичности. От уровня общей и психолого-педагогической культуры родителей, ихжизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющимся у него проблемам, отстепени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависят успехидиагностической, учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей илечебно-оздоровительной работы.
Дефицит общения в семье приводит к незрелости эмоционально-волевойсферы ребенка, к отставанию в развитии, в интеллектуальной деятельности. Иногдапри изучении семей и семейных отношений выявляются изоляция ребенка, егоигнорирование, отчуждение, выраженное доминирование родителей или, наоборот,ребенка, который становится деспотом и тираном в семье; гипо- или гиперо-опека,соперничество между детьми, детьми и взрослыми, принимающие размерыдетско-родительских конфликтов, агрессия внутри семьи, тревога, страх и т. д.Чрезмерный родительский контроль подавляет активность и самостоятельностьребенка, вырабатывает и закрепляет у него инфантильную систему поведения.Чрезмерные проявления родительской любви могут нанести ребенку не меньший вред,чем равнодушие к нему взрослых.
Наблюдения и другие специальные исследования выявляют дисгармоничноеи искаженное семейное воспитание, разные эмоциональные реакции родителей наотклонения в развитии детей, их трудности. Семья не всегда понимает своеобразиеличности ребенка, неадекватно расценивает его психические возможности, завышаетили занижает их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение крекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в успехработы с ребенком, сомнения в целесообразности что-то изменить.
У одних родителей нет ни желания, ни возможности заниматься сребенком — это, как правило, семьи с низким социально-экономическим статусом,неблагополучные семьи, с недостаточным культурным развитием. Другие родителиимеют выраженное желание работать с ребенком, но не имеют при этомсоответствующих материальных и бытовых условий. Есть родители, которые хотятзаниматься с ребенком, следовать всем указаниям специалистов, имеютсоответствующие условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должныделать. У родителей, даже в относительно благополучных семьях, поройотсутствуют достаточные нания, умения и навыки, необходимая подготовка длякоррекционной и профилактической работы с ребенком.
Перед специалистами стоит задача найти пути взаимодействия сродителями, расширить их знания, помочь им понять своеобразие личности ребенкаи правильно определить пути воспитательного воздействия. В последние годыразвивается система психологического консультирования, где проводится работа сребенком и семьей, но роль педагогов-дефектологов при этом недостаточна, а родителипорой даже не имеют информации о наличии такой службы.
Педагогическими коллективами дошкольных и школьных учрежденийпроводится просветительская работа, в разной степени эффективная, специалистыоказывают помощь родителям в определении индивидуальных особенностей развитиядетей, выявлении тех психических процессов и функций, от которых в первуюочередь зависит обучение ребенка. Проводится разъяснительная работа,вырабатывается настрой на совместную деятельность по преодолению имеющихся уребенка отклонений в развитии, поведении и затруднений в обучении. Оказываяпсихологическую поддержку семье, важно правильно оценить возможности ребенка,дать рекомендации о путях его дальнейшего развития, определить системукоррекционно-воспитательного воздействия, выбрать адекватные для данного случаяметоды.
В системе психотерапевтической и психо-коррекционной работы ссемьей используются разные средства. Варианты семейной психо-коррекционнойработы разрабатываются в зависимости от категории семьи и имеющихся у ребенкапроблем, с учетом эмоциональных инвариантов внутрисемейных отношений. В семьедолжен быть обеспечен здоровый психологический климат, должны выполнятьсярекомендации лечебно-оздоровительного и воспитательного характера,обеспечивающие полноценное развитие личности ребенка.
Важными являются вопросы питания, режима дня, двигательнойактивности ребенка, система его закаливания, общения с ним. Наряду своспитанием гигиенических навыков для социальной адаптации важно приучатьребенка к доступной для него деятельности, к развитию навыков самообслуживания,к труду. Должна проводиться целенаправленная работа по развитию диалогической имонологической речи, по организации игр детей и с детьми. Семья — значимыйфактор развития творческих способностей ребенка. Музыка, пение, танцы,рисование, спорт — каждый из этих аспектов имеет и воспитательное, икоррекционно-развивающее значение.
Роль семьи значима для ребенка любого возраста, а каждый этапразвития ребенка диктует свою специфику работы семьи с ребенком и психотерапевтическойработы с семьей. На всех этапах работы: диагностирующем, реконструктивном иподдерживающем — большое значение имеет взаимоинформирование специалистов иродителей об особенностях развития и личности ребенка, совместный с родителямии специалистом анализ конкретных ситуаций, связанных с воспитанием ребенка, этопоможет выбрать правильный стиль поведения взрослых, общения их с ребенком.
Работа с семьей направлена на стимулирование их обращения вконсультацию, в медицинское или педагогическое учреждение — к врачу, психологу,педагогу. Семейная психотерапия — ролевая и психоаналитическая — включаетпсихопропаганду, коррекцию внутрисемейных отношений, профилактику эмоциональныхи других нарушений у членов семьи. С родителями проводятся собрания, индивидуальныеи групповые беседы, практикуется их посещение на дому, прямая и косвеннаяпсихотерапия направляется не только на ребенка, но и на семью с учетом ееособенностей. За рубежом большую работу в этом плане проводят ассоциацииродителей, дети которых имеют сходные проблемы. Эти общественные объединениякоординируют сотрудничество родителей, врачей, психологов, педагогов, повышаютпсихолого-педагогическую культуру родителей, вооружают их специальнымизнаниями, умениями, навыками.
Для совершенствования организации психологической помощи семье, аследовательно, и детям через семью, для повышения ее эффективностипредставляется наиболее важным активное привлечение родителей к работепедагогических коллективов дошкольных учреждений и школ, к работе психологов;разработка специальных программ работы с родителями, подготовка для родителейспециальной литературы в помощь семейной психокоррекции и психопрофилактики,разработка приемов индивидуальной работы с родителями проблемных детей,обучение родителей конкретным приемам психокоррекционной и воспитательнойработы.
Дальнейшее обоснование теоретических, организационных иметодических основ психологической работы с семьей повысит ее значимость всистеме воздействия на детей и подростков. А использование коррекционно-воспитательногои психопрофилактического потенциала семьи в системе воздействия на подрастающеепоколение повысит результативность психолого-педагогической работы в целом.

1 РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ: ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Распространенность феноменов тревожности в детской популяции, еенегативная роль в развитии являются темой многочисленных работ психологов,клинических психологов, педагогов, врачей. Интерес к данной проблеме со стороныпредставителей различных областей практики обусловлен влиянием тревоги намногие аспекты развития ребенка: физическое и психическое здоровье, развитиеэмоциональной сферы и общения, учебную деятельность и т. д. Роль тревожности ввозникновении широкого круга патологических явлений и как составляющейклинической картины разного рода расстройств, психосоматических, и психических,традиционно подчеркивается в психологической и медицинской литературе.Актуальность данной проблемы обусловлена распространенностью невротических ипсихосоматических расстройств, явлений школьной дезадаптации в детскойпопуляции.
Подавляющее большинство исследователей тревожности указывают нароль семьи в генезе и закреплении детской тревожности. Распространенность итяжесть течения расстройств, связанных с повышенной тревожностью, а такжетяжесть их последствий для физического и психического здоровья детейобусловливают необходимость создания системы грамотной психологической помощидетям и их семьям, направленной на диагностику, профилактику и коррекциюповышенной тревожности и связанных с ней особенностей семейной системы.
В области психологических исследований эмоционального развитиямногими авторами подчеркивается негативная роль устойчивой личностнойтревожности в психическом развитии. Однако здесь, в отличие от медицинскойлитературы, следует отметить отчетливую тенденцию рассматривать тревожность какявление, которое не является сугубо патологическим. Исследователи отмечают, чтосуществует определенный оптимальный уровень тревожности, необходимый дляэффективного функционирования, в то время как чрезмерно низкие и высокиезначения свидетельствуют о неблагополучии и могут являться патогенными. Такимобразом, встает вопрос о различении нормальных и патологических механизмоввключения тревожности в психическое развитие, определении крута нормальных ипатологических феноменов, отражающих действие тревожности. Распространенностьфеноменов тревожности в норме определяет необходимость рассмотрения даннойпроблематики при исследовании нормального развития (в том числепсихосоматического развития).
Современный взгляд на роль семьи в развитии детской тревожностинеобходимо включает в себя анализ механизмов, опосредующих действие тревожностина психическое развитие. Уже в философии экзистенциализма, а позднее — в трудахпсихологов-экзистенциалистов существует идея о том, что способность совладать снормальной, конструктивной тревогой является необходимым условием нормальноголичностного развития. Д. А. Леонтьев отмечает, что введенная П. Тиллихомкатегория мужества-трусости является определяющей в отношении к переживаниютревоги. «Мужество быть» включает способность осознавать и принимать тревогу.Недостаток мужества приводит к вытеснению тревоги, применению невротическихзащит, что определяет переход нормальной тревоги в патологическую. Ключевым являетсявопрос о личностных ресурсах сопротивления, овладения тревогой. А. М. Прихожан указывает,что подобное понимание проблемы тревоги лежит в основе современных подходов кпсихологической помощи детям, для которых характерна повышенная тревожность.Современные модели психологической помощи таким детям опираются прежде всего наформирование эффективных стратегий совладания с переживанием тревоги икризисными ситуациями.
Эта линия прослеживается и в психоанализе, в том числе в работахА. Фрейд и М. Кляйн: тревога рассматривается как фактор психического развития втесной связи с анализом защитных механизмов. Применение более или менеесовершенных и зрелых механизмов защиты свидетельствует о силе или слабости Эгои может служить показателем для прогноза дальнейшего развития. Соотношение силытревоги и силы Эго во многом определяет, следует ли рассматривать тревогу какневротическую или как «объективную». Интересен взгляд П. Хайманн на рольмеханизмов защиты: «Вероятно, что психический процесс, снимающий те или иныеконфликты и страхи, порождает другие, так что достигается лишь относительнаясвобода от беспокойства, относительный покой души. Такова психическая жизнь;затишье не может длиться долго, особенно в период роста и развития.Спокойствие, привилегия старых и мудрых, часто идет рука об руку с остановкойпроцесса».
С данной точки зрения фундаментальным значением для развитияобладает не факт наличия тревоги, а особенности динамики ее переживания,которые определяются ресурсами личности, позволяющими совладать с тревогой.Таким образом, для исследования роли семьи в развитии (и преодолении) детскойтревожности и разработке коррекционных и психотерапевтических программнеобходим анализ семьи как фактора развития механизмов, опосредующих действиетревожности. В большинстве работ, посвященных изучению механизмов, опосредующихдействие тревожности, уделяется определенное внимание той роли, которую в ихразвитии играет семейная среда.
Существенным потенциалом для анализа данной проблемы обладаеткультурно-исторический подход, в частности, в психосоматическом аспекте —культурно-исторический подход к психологии телесности (В. В. Николаева, А. Ш.Тхостов, Г. А. Арина). Центральным понятием данного подхода является понятиепсихосоматического развития, которое определяется как «процесс закономерногостановления механизмов психологической регуляции телесных функций, действий ифеноменов». В контексте культурно-исторического подхода смысловые структуры иэмоциональные переживания рассматриваются как формы внедрения психологическойрегуляции в телесные феномены, что определяет значение эмоционального развитиядля становления телесности. По мнению авторов, на ранних этапах онтогенезаведущую роль играет «совместноразделенная эмоция», сопровождающая основныемоменты телесного развития. Нормальное развитие обеспечивает, прежде всего,совместная радость. Замещение радости родительской тревогой может статьпричиной возникновения психосоматических отклонений.
Первоначально психосоматический феномен появляется вовзаимодействии в диаде «мать—ребенок». Этап коммуникативного смысла телесныхфеноменов —первый в психосоматическом развитии. Можно предположить, чтовзаимодействие в диаде, а на последующих ступенях развития более широкий спектрхарактеристик семейной системы опосредует действие тревожности напсихосоматическое развитие ребенка.
В семье происходит означение как тревожных определенных телесныхпроявлений, формируются стратегии совладания с тревогой, даются моделисимптоматического поведения, придаются значение и смысл телесным феноменам,отражающим действие тревоги. Можно предположить, что каждому возрастному этапупсихосоматического развития присущ особы й характер опосредующей ролидетско-родительских отношений в соответствии с задачами и содержанием этогоэтапа.
Опираясь на положения теории семейных систем, можно сказать, чтоозначение психосоматического феномена происходит благодаря его встраиванию вфункционирование семейной системы. Вряд ли можно выделить какую-либоспецифическую для феноменов тревожности функцию. Как и любой симптом,тревожность может иметь морфогенетическую и морфостатическую функцию;маскировать другие эмоции (прежде всего, гнев, а также вину, интерес, любовь идр.), получать широкий спектр коммуникативных значений, выполнять охранительнуюфункцию, сигнализировать о неблагополучии другого члена семьи, быть средствомманипуляции другими членами системы и др.
Многиефеномены, например жалобы, извлечение вторичной выгоды из телесных симптомов,наделение их коммуникативным смыслом, не являются сугубо патологическими инаблюдаются и в здоровой популяции. Важной проблемой для выяснения механизмоввстраивания тревожности в психосоматическое развитие, и в том числе механизмовсимптомообразования, является установление качественных различий вфункционировании феноменов психосоматического развития, которые присутствуюткак в нормальном, так и в отклоняющемся развитии, исследование характераопосредующей действие тревожности роли детско-родительских отношений внормальном онтогенезе и в случае различных вариантов психосоматическогодизонтогенеза (отставания, регресса, искажения).
Применение культурно-исторического подхода в практикепсихологической помощи семьям, имеющим детей с повышенной тревожностью,обеспечит большую глубину психологической диагностики и ее соответствиепсихотерапевтическим задачам. Г. А. Арина, В. В. Николаева подчеркиваютнеобходимость психосоматического синдромного анализа в психологическойдиагностике в области психологии телесности и определяют модель психотерапии,отвечающей методологическим основаниям психологии телесности как «психотерапиюзнаково-символического опосредствования». С нашей точки зрения, психологическаяпомощь должна быть направлена на выявление и коррекцию смыслов и функций,которыми наделены феномены, отражающие действие тревожности.

2 ВЛИЯНИЕ НА СЕМЬЮ СОМАТИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ РЕБЕНКА
Родители по-разному реагируют на болезнь ребенка. Обычно отцы несклонны драматизировать ситуацию, в то время как матери часто впадают вдепрессию, испытывают чувство вины. Поэтому у матерей, как правило, проявляетсябольше психических симптомов в связи с болезнью ребенка, чем у отцов. Многоеговорит о том, что модель реакции родителей непосредственно сказывается напсихологической адаптации ребенка.
Большинство исследований показывает, что появление у ребенкахронического заболевания может повлиять на функцию семьи, особенно в случаях сболезнями, которые трудно поддаются лечению, например нестабильно протекающийдиабет, тяжелая астма или рак. Обычно отношения в семье ухудшаются.
Как больному ребенку, так и его родителям, особенно в периодстресса, необходима связь с обществом. Обычно она ухудшается, когда ребенокзаболевает. Зачастую это связано с психическими проблемами семьи, особенно приболезнях, вызывающих социальные ограничения, например муковисцидозе, тяжелойаллергии или ревматоидном артрите.
Во время болезни родители нередко забывают о других своих детях. Вто же время у них, даже если нет очевидных психических симптомов, частонаблюдаются низкая самооценка, беспокойство и неуверенность.
 
3 ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К БОЛЕЗНИ РЕБЕНКА
Уже было сказано, что представления ребенка об окружающем мире и,в частности, о болезни отражают мировоззрение родителей. В еще большей мере этоотносится к чувствам. Среди возникающих у родителей чувств могут быть переживаниявины за развитие заболевания, негодование из-за поведения ребенка, приведшего кболезни, отчаяние в связи с кажущимся или реальным плохим прогнозом,безразличное отношение в связи с отрицанием болезни или ее серьезности.Подобные переживания родителей чаще всего вызывают у больных детей аналогичныечувства, которые ложатся в основу ВКБ. Родительский гнев еще более усиливает ибез того имеющееся у большинства детей чувство вины за свое поведение,вызвавшее болезнь. Примером может служить отношение родителей к кожномузаболеванию ребенка, которое не только влияет на его оценку болезни, но и можетбыть точной копией. При тревожно-мнительном отношении родителей к любомусоматическому неблагополучию ребенка и чрезмерно заботливом воспитании, как правило,у последнего возникает нереалистическая ВКБ с ипохондрической гипернозогнозиейи пессимистическими представлениями о будущем. Отрицание родителями серьезностизаболевания способствует формированию ВКБ гипонозогнозического типа.
Заболевание ребенка в подавляющем большинстве случаев переживаетсясемьей как исключительное событие. Современные семьи, как правило, малодетны, ипоэтому болезнь единственного или даже одного из двух-трех детей превращается вдраму. Повышенное беспокойство родителей объясняется просто. К единственномуребенку, за которым, как думают родители, вряд ли последует другой, возникаеточень глубокая привязанность. В нем видят не только продолжателя рода, но итого, кто исполнит все несбывшиеся мечты самих родителей и исправит их ошибки.С ним связываются надежды на поддержку в старости. Для многих, таким образом,утрата единственного чада не просто потеря близкого, но и крушение надежд.Неудивительно, что в такой ситуации ребенку с малолетнего возраста создаютсяоранжерейные условия воспитания, он оберегается от реальных и выдуманныхопасностей и трудностей. В этих случаях изнеживающее эгоистическое воспитаниесочетается с избыточной озабоченностью и опасениями относительно будущего этогоребенка. Нередко, лишая ребенка активности и инициативы, родители усугубляютего незащищенность, неприспособленность к реальной жизни, хотя при этом крайнетревожатся о его благополучии. Особенно это касается отношения к возможным илиуже возникшим заболеваниям.
На это отношение родителей сегодня влияет и много другихобстоятельств. Первое — невысокий уровень собственного здоровья многихродителей, их частые болезни, переживания, связанные с тяжелыми недугамиблизких. Будучи людьми слабого здоровья, родители переносят тревогу за своеблагополучие и даже жизнь на ребенка. Кроме того, они нередко опасаются, чтоиз-за своих болезней они будут неспособны воспитать своего сына или дочь.Второе — информированность населения об опасностях тех или иных заболеваний исредовых вредностей. Средства массовой информации и в особенности неловкиеусилия санитарного просвещения привели к тому, что некоторые люди не столькоукрепляют здоровье или хотя бы предупреждают болезни, сколько пребывают встрахе перед возможностью заражения или заболевания. Постоянно опасаясь неправильнонакормить, заразить, не уберечь, перегрузить ребенка, родители вдействительности не создают условий для закаливания и физических нагрузок, чемне способствуют укреплению сопротивляемости организма ребенка. Третье —убежденность родителей в своих знаниях или незнаниях о конкретной болезни илидетских болезнях вообще. В зависимости от наличия или отсутствия этих знанийодни родители с уверенностью лечат детей сами, другие «исправляют» назначенияврачей, а третьи, считая, что подход к их ребенку неправильный, водят ребенкаот одного специалиста к другому.
Недостаточные или искаженные представления родителей о врачеваниииногда сказываются и на поведении самого ребенка во время болезни. Всеуказанные обстоятельства проявляют себя различно в зависимости от индивидуальныхпсихологических особенностей родителей. Крайне тревожные, сосредоточенные наздоровье родители создают в семье атмосферу страха, неуверенности, ожиданиятяжелых болезней, а при их появлении и плохого исхода. Эгоистичные, стремящиесяжить напоказ, из всего извлекать для себя преимущества родители даже болезньребенка будут использовать для привлечения внимания к себе. Очень уверенные всвоих силах и возможностях, самонадеянные зачастую недостаточно вниманияуделяют ребенку вообще и во время болезни в частности.
Атмосфера, складывающаяся в семье во время болезни ребенка, вомногом зависит от того, как его воспитывают. Если ребенку до болезни не хваталозаботы и внимания, то и во время его болезни в такой семье не обеспечат всемнеобходимым. В то же время некоторые родители, поняв, что они до болезниребенка недостаточно окружали его заботой, мало уделяли времени,перестраиваются и создают все ему необходимое. В тех же семьях, где ребенококружен чрезмерным вниманием, где пытаются предупредить каждое его желание, гдевосхищаются любым его поступком, соответственно во время болезни заботаусиливается. В этих случаях приходится предупреждать, что своими добрыминамерениями родители могут нанести вред ребенку. К сожалению, это недостаточноучитывают при излишнем укутывании от предполагаемого охлаждения, приорганизации слишком утомительных для больного чтений, просмотров телепередачили других развлечений.
На ситуацию,возникающую вокруг больного ребенка, иногда влияют отношения, которыескладываются у родителей с медицинским персоналом. Уважение к знаниям лечащеговрача и доверие ко всем его назначениям делают мать не только незаменимымсотрудником в лечебном процессе, но и создают атмосферу надежды, веру в скорыйблагополучный исход болезни. Ребенок чувствует настроение родителей, получающихнеобходимое руководство по его лечению. У него у самого улучшаются настроение иобщее состояние, когда о нем заботятся родители, верящие не только в отдаленныйуспех, но и осознающие правильность всего того, что ему назначается.

4 ЧАСТО БОЛЕЮЩИЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ
ребеноксемья тревожность соматическая болезнь
Актуальность вопроса изучения психологических особенностей частоболеющих детей связана с высоким уровнем заболеваемости детей в нашей стране (вчем сходятся исследователи проблемы А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, Т. М.Коценко, А. Г. Румянцев, В. Н. Касаткин и мн. др.). В национальном докладе оздоровье населения России отмечено, что число абсолютно здоровых детейснизилось до 10%, часто и длительно болеющие дети составляют 70 и 75%, а 15—20%имеют хронические заболевания. Часто болеющие дети (ЧБД), таким образом,являются самой большой группой детей, нуждающихся в системноймедико-психолого-педагогической поддержке.
Однако категория ЧБД в настоящее время незаслуженно выпадает изсферы научно-практических исследований (в отличие от детей, страдающихопределенными хроническими соматическими и психическими заболеваниями).Имеющиеся в литературе данные освещают в основном медико-физиологическиеаспекты проблемы ЧБД (В. Ю. Альбицкий, А. А. Баранов, Е. И. Андреева, Б. К.Мусина, С. М. Гавалов, Н. М. Лысенко и др.). Сведений, касающихсяпсихолого-педагогических вопросов, крайне мало, несмотря на то, что вмедицинской литературе указывается на недостаточную эффективность традиционныхоздоровительных и общеукрепляющих мероприятий и ставится вопрос о необходимостипрофессиональной психологической помощи этой категории детей (В. К. Таточенко,В. Ю. Альбицкий, А. А. Баранов и др.). Такая необходимость связана, по мнениюмедиков, с наличием в анамнезе у большинства ЧБД острых и хроническихпсихотравмирующих ситуаций.
Известно, что состояние здоровья ребенка воздействует на развитиеего личности. Значимость работы в первую очередь определяется задачамипсихологической практики при работе с больными детьми. При психологическойкоррекции негативных особенностей личности развития больных детей необходимознать и учитывать специфику возможных отклонений при наличии заболеваний.
В психологической литературе приводятся некоторые данные,указывающие на отличия часто болеющих детей от их здоровых сверстников по рядуиндивидуально-психологических характеристик (Арина Г. А., Коваленко Н. А.).Так, для них характерны выраженная тревожность, боязливость, неуверенность всебе, быстрая утомляемость, зависимость от мнения окружающих (прежде всего, отмнения мамы). Они могут подолгу играть с одной и той же игрушкой, обходясь безобщества других детей, однако им необходимо присутствие рядом матери, закоторой они «ходят хвостиком».
При адекватной и даже несколько завышенной вербализованнойосознанной самооценке у часто болеющих детей существует негативноеэмоциональное самоотношение, иногда доходящее до аутоагрессии. При этомпсихологическим контекстом такого самоотношения является сравнение с матерью:«Она такая хорошая, а я, такой плохой, ее недостоин». Для 62% часто болеющихдетей характерно приписывание себе отрицательных эмоций, таких как горе(печаль), страх гнев (злость) и чувство вины.
Вместе с тем группа часто болеющих детей не является однородной смедицинской точки зрения. По частоте заболеваний внутри нее выделяются двеподгруппы:
• относительно часто болеющие (ОЧБД) — дети, болеющие ОРВИ 4-5 разв год;
• истинно или очень часто болеющие дети (ИЧБД) — болеющие ОРВИболее шести раз в год. Для них характерно, помимо высокой частоты заболеваний,их более тяжелое и продолжительное течение.
Можно предположить, что эти две подгруппы различаются не только посвоему соматическому состоянию. Прежде всего, они находятся в несколькоразличной социальной ситуации развития и разном психологическом климате. Впервом случае часто болеющий ребенок, как и большинство его сверстников,посещает детский сад (хотя и с некоторыми перерывами), живет «общественной»жизнью, участвует в играх и занятиях наравне с другими детьми. Во втором случаеребенок в основном замкнут в кругу своей семьи. В большинстве случаев эти детинаходятся на учете в какой-либо клинике. Сама постановка ребенка на учет вклинику, которая требует значительных усилий и временных затрат, может свидетельствоватьо ярко выраженной озабоченности матери здоровьем своего ребенка. Можнополагать, что такая озабоченность вызвана особым отношением к ребенку как кбольному, ослабленному, нуждающемуся в специальном медицинском обслуживании итщательном уходе.
Подобная «охранительная» позиция матери, скорее всего, будетспособствовать формированию специфических черт личности ребенка, которые могутпровоцировать развитие психосоматических заболеваний.
В качестве источников психологических особенностей часто болеющихдетей можно рассматривать несколько:
• частота переносимых заболеваний;
• условия жизни;
• особенности семьи;
• методы воспитания и т. д.
В пользу влияния условий жизни говорит тот факт, что истинно частоболеющие дети редко посещают дошкольные учреждения, гораздо чаще их жизньзамкнута в кругу семьи. Следовательно, основное социализирующее воздействие онииспытывают со стороны матери. В литературе хорошо описаны особенности матерейчасто болеющих детей и специфика их внутрисемейных отношений .
Среди этиологических факторов частой заболеваемости детей былиуказаны специфические деформации в системе отношений между детьми и родителямии некоторые личностные особенности последних, прежде всего матерей. Основываясьна результатах наблюдения, Е. Шарова утверждает, что около 80% родителей частоболеющих детей реализуют стиль семейного воспитания по типу гиперопеки. Общениес ребенком становится схематичным: на все случаи жизни даются прямые советы,разъясняются варианты поведения. В результате ребенок не нарабатываетсобственного опыта взаимодействия с людьми, не учится принимать решения,отвечать за свои поступки. Действуя строго по правилам, предложенным взрослым,он перестает исследовать жизнь, не ищет границы собственных возможностей. Такимобразом, нивелируется стремление к самостоятельности. Примерно половинародителей ЧБД, по наблюдению Е. Шаровой, предъявляет к своим детям явнозаниженные требования.
Г. А. Арина и Н. А. Коваленко более глубоко рассматриваютособенности материнского отношения к часто болеющему ребенку и выявляютнекоторые психологические механизмы формирования в нем специфическихдеформаций. По их мнению, почти всем матерям часто болеющих детей присуще«отвергающее с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации»родительское отношение: матери эмоционально отвергают ребенка, низко ценят еголичностные качества, видят его более младшим по сравнению с реальным возрастом,иногда приписывают ему дурные наклонности. На поведенческом уровне такоеотношение проявляется либо в постоянном одергивании ребенка, либо в чрезмернойопеке и постоянном контроле любого действия ребенка. Авторы делают вывод оналичии особого стереотипа отношения матерей ЧБД к своему ребенку, в которомнеосознаваемое эмоциональное отвержение ребенка сочетается с тенденцией кавторитарному контролю всей психической и телесной жизни ребенка.
Исследование, предпринятое А. А. Михеевой, еще более уточняетпредставление о специфике материнского отношения к часто болеющему дошкольнику.В большинстве случаев, когда ребенок болеет 4—5 раз в году, он явно отвергаетсяматерью, не соответствует ее ожиданиям; мать не принимает болезни ребенка,хочет видеть его здоровым и предъявляет довольно высокие социальные требования.В случаях же, когда ребенок более шести и более раз в году, отвержение ребенкаматерью не осознается, хотя и присутствует; на первый план выступаетсимбиотическая связь, а болезнь служит способом ее поддержания. Это вызываетотношение к ребенку как к «маленькому неудачнику». Социальные требования к немусводятся до минимума по причине уверенности в том, что он в силу своегофизического состояния не может обойтись без участия и опеки матери.
Рассматривая психологическую структуру полных семей, воспитывающихчасто болеющего ребенка, Г. А. Арина и Н. А. Коваленко говорят о том, что онаимеет следующий вид: активная, доминантная мама с «привязанным» к ней ребенкоми отставленный в сторону отец. «Вытеснение» отца связывается авторами с тем,что традиционно мать несет тотальную ответственность за все, что происходит сбольным ребенком; эта ответственность постепенно распространяется на всежизненное пространство семьи. Таким образом, болезнь заостряет изначальнуюдефицитарность психологического участия отца в воспитании ребенка. Интересно,что образ отца у часто болеющего ребенка в большинстве случаев идеализирован,наделен особыми положительными качествами и вызывает преимущественноположительные эмоции. Отношение же к матери противоречиво: часто болеющие детине чувствуют эмоциональной близости с ней, воспринимают ее неуравновешенной,незрелой, чувствуют некоторую ее отгороженность, закрытость. При этом общееотношение к матери остается высокопозитивным, признается значимость ееподдержки и заботы, неумение обходиться без ее помощи даже при осуществлениипростых актов самообслуживания.
В целом следует отметить, что данных, касающихся отношения частоболеющего ребенка к своим родителям, значительно меньше, чем данных,раскрывающих особенности родительского отношения. Многие ученые отмечают, чтоопределенные личностные черты матери (тревожность, невротичность) способнывызвать серьезные нарушения в ходе психического развития ребенка. Неадекватное,неоднозначное отношение к ребенку со стороны матери эти авторы в большейстепени связывают с личностными особенностями матерей, чем с самой болезньюребенка. По их мнению, для матерей часто болеющих детей характерна прежде всеговысокая личностная тревожность, которая отражает внутреннюю конфликтность инапряженность матери, а болезнь ребенка является возможностью отреагированиясобственных проблем. Причем обнаружена прямая связь между выраженностьюличностной тревожности матери и частотой ОРЗ у ребенка. Большинство матерейчасто болеющих детей склонны в ситуации фрустрации давать экстрапунитивныереакции (своя доля ответственности за совершенный поступок отрицается илипреуменьшается). Известно, что данного типа реакции являются компенсациейсобственной уязвимой позиции. Матерям часто болеющих детей присуще низкоесамопринятие и негативное самоотношение. В их эмоциональной жизни преобладаютотрицательные эмоции (страх, обида, злость, неудовольствие и беспокойство).Чувство вины (неосознаваемое или осознаваемое) связано для большинства такихматерей с болезнью ребенка, однако ответственность за выздоровление возлагаетсяна других (врачей). В результате между ребенком и матерью складываютсянеадекватные взаимоотношения, которые проявляются в том, что при отвергающем,инфантилизирующем отношении матери ребенок становится зависим от нее, нуждаетсяв ее внимании и поддержке. Отмечено, что социальная ситуация развития больногоребенка характеризуется следующими особенностями:
• дефицитарностью общения детей со сверстниками;
• отсутствием условий для реализации ведущего вида деятельности —игры;
• ограниченностью общения детей кругом семьи;
• неблагоприятными личностными проявлениями родителей;
• наличием у родителей непродуктивных установок по отношению кребенку и применением неэффективных стилей воспитания;
• тревожно-конфликтной психологической атмосферой в семье.
Вследствие этого психическое развитие протекает не всегдаблагополучно.
Применение специально разработанного комплекса мерпсихологического воздействия позволит изменить психологическое содержаниефакторов, влияющих на формирование личности детей с негативногопсихологического содержания на позитивное.
155
Не останавливаясь на описании самой технологии психокоррекционнойработы, можно обозначить систему «психологических мишеней»:
• патогенные стереотипы негативного реагирования матери;
• расщепленный психологический комплекс ответственности;
• противоречивое в поведенческом, когнитивном и эмоциональномаспектах отношение к ребенку;
• дефектное представление о распределении ролей в семье.
В работе с ребенком необходимо создать психологические условия длястановления его собственного «Я», независимо от чужого мнения, для обретения имуверенности и самостоятельности при решении встающих перед ребенком проблем.
 
5 БЕДА В СЕМЬЕ: ДЕТИ И ПОДРОСТКИ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Известно, что свыше 10% детей и подростков в современном обществестрадают соматическими болезнями, причем у 5% из них психические иэмоциональные расстройства, возникшие на почве длительного течения соматическойболезни или ее выраженности, становятся хроническими.
Пребывание подобных детей в семье создает много сложностей,которые условно могут быть разделены на две группы: первая — как семья влияетна состояние больного ребенка; вторая — каким образом состояние хроническибольного ребенка меняет психологический климат в семье. Отсюда и частопрактические задачи, стоящие перед психологами и врачами: добиться того, чтобысемья помогала хронически больному ребенку или подростку поскорее выздороветьили лучше адаптироваться и чтобы пребывание этого пациента в семье не вызывалов ней частых, шумных и уж тем более неразрешимых конфликтов. Мнения ученых тутрасходятся. В частности, многие полагают, что современная психиатрия еще неможет дать исчерпывающие ответы на подобные вопросы. Это объясняетсяотносительной молодостью детской психиатрии и педиатрии — этим наукам не болееста лет, и они еще не накопили соответствующего опыта.
Несмотря на то что было высказано много здравых и практическиважных мыслей, реализация их очень затруднена — в первую очередь из-занепонимания родителями необходимости более бережного отношения к детям икритического восприятия своих недостатков (с целью, понятно, их ликвидации).
Астма — одно из частых хронических соматических заболеваний, онабывает у 5—7 процентов детей и подростков. В последнее десятилетиезаболеваемость астмой увеличилась. Хотя прогноз достаточно хороший, болезньобычно означает длительное течение, постоянные посещения врача. Считается, чтопо сравнению с другими хроническими болезнями астма чаще вызываетпсихосоциальные нарушения у детей и подростков, но на самом деле риск не настольковелик. Большинство детей с хронической астмой нормально адаптируются впсихосоциальном плане. В некоторых случаях болезнь может вызывать страх ибеспокойство, ухудшение отношений с ровесниками, уменьшение физическойактивности. Но исследования связи между уровнем проблем, вызванных астмой, ипсихосоциальной функцией детей дали противоречивые результаты. Эмоциональные иповеденческие проблемы ребенка чаще связывали с плохим уходом. Дети, которыеумерли от астмы, обычно пребывали в состоянии тяжелой депрессии, у них быликонфликты с родителями и плохой самоконтроль. Нарушения функции семьи могутбыть следствием нагрузки и стресса из-за болезни ребенка.
Чтобы уменьшить беспокойство и страх ребенка, которые могутвозникнуть в связи с астмой, усилить его контроль за симптомами болезни,используется психологическое лечение. Профилактическое лечение направлено нараннее выявление значимых эмоциональных нарушений, более эффективноеиспользование лекарств, снижение числа приступов, увеличение объема информации,которая может быть полезной в случае, если человек будет искать помощи.
Установление взаимопонимания между жителями и ребенком может такжеулучшить психосоциальную ситуацию больного, смягчить симптомы астмы, уменьшитьчисло дней, проведенных в больнице, и связанные с этим расходы. Лечение,проводимое под руководством и наблюдением медсестры, обучение больногосамоконтролю, осознание проблем, вызванных болезнью, увеличение компетенциисемьи — все это может оказать эффективную помощь ребенку. Даже оздоровительныеобучающие программы для детей с астмой и их семей могут снизить количествоприступов и продолжительность заболевания. С помощью психологических методов,профилактических мер и фармакологических средств можно добиться хорошихрезультатов лечения.

Библиографический список
 
1. БанщиковВ.М., Гуськов В.С, Мягков И.Ф. Медицинская психология. М.: Медицина, 2008
2. Буянов М.И.Ребенок из неблагополучной семьи. М., 2009
3. ВалерьяновК.С. и др. Клиническое обследование матерей, имеющих детей с органическими нарушениямиЦНС // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. М., 2009. Т. XV. Вып. 5.
4. Малпер А.Р.Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталыхдетей//Дефектология. 2010. № 3.
5. МастюковаЕ.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 2010


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.