Реферат по предмету "Психология"

Узнать цену реферата по вашей теме


Особенности формально-динамических свойств психики у детей с нарушением умственного развития

Выпускная квалификационная работаОсобенности формально-динамических свойств психики у детей с нарушением умственногоразвития
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Введение
Глава I. Онтогенез темперамента и роль внешнихи внутренних факторов в развитии формально-динамических свойств психики
1.1 Понятие о темпераменте и его месте в индивидуальнойдеятельности человека
1.2 Онтогенез темперамента и роль воспитания
1.3 Темперамент и способности
Глава II. Организация и методы исследования
2.1 Характеристикаобъектов исследования
2.2 Методыисследования
Глава III. Анализэкспериментальных результатов изучения особенностей черт темперамента детей снарушением интеллектуального развития
3.1 Региональные иполовые особенности черт темперамента у детей
3.2 Особенности черттемперамента детей с нарушением интеллекта
3.3 Корреляционныесвязи свойств темперамента у детей в возрасте 8-12 лет
3.4 Типологическиеособенности черт темперамента
3.5 Взаимосвязьуспеваемости и свойств темперамента
3.6 Методическиерекомендации
Заключение
Список литературы
Приложение

ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальностьисследования. Темпераментявляется фундаментальной характеристикой в описании психологической организациичеловека, стоящий в одном ряду с такими понятиями как «характер» и «личность».
Никакие психологическиеособенности не имеют столь продолжительной истории их изучения, кактемперамент. «Темперамент» занимает человечество уже 25 столетий. Интерессвязан с очевидностью существования психических различий между людьми –различий по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональнойвпечатлительности, темпу, энергичности действий и по другим динамическиминдивидуально-устойчивым особенностям психической жизни, поведения идеятельности, которые традиционно относятся к темпераменту. Темперамент изучалии изучают в настоящее время множество ученых психологов, физиологов, педагогови дефектологов как отечественных, так и зарубежных. К ним относятся: Я.Стреляу, Русалов В. М., Павлов И. П., Мерлин В. С., Небылицин В. Д., Теплов Б.М., Мясищев В. Н., Савченков Ю. И., Петросян Е. Ю., Анохин П. К., Колпаков В.Г., Маствилискер Э. И., Кречмер Э., Томас А., Чесс С. и многие др. Но, тем неменее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и не решеннойпроблемой. Нет согласия, как по некоторым частным, так и по кардинальнымвопросам. Отсутствует, например, единая точка зрения на те свойства, которыеследует включать в темперамент. До сих пор дискутируются вопросы офизиологическом базисе темперамента, смешиваются его физиологические ипсихологические свойства. Неоднозначно понимается роль среды и воспитания вформировании темперамента, его место в структуре индивидуальности, спецификаего собственной роли в регуляции деятельности и др. Не говоря уже отемпераменте и его особенностях у детей с нарушением интеллектуальногоразвития. Об этом и вовсе очень редко, расплывчато упоминается в литературе.
Однако с все большимединодушием ученые и практики соглашаются с Небылициным В. Д. в том, чтотемперамент – важное условие, с которым надо считаться при индивидуальномподходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннемуразвитию умственных и физических способностей. [36, 185]
Глобальные изменения общества, несомненно, приводятк изменениям личности и характера, тогда как темперамент меньше зависит отсоциума и более стабилен. Знания о темпераменте позволяют прогнозироватьнаправления развития психики с раннего детства и строить профилактические икоррекционные мероприятия для предотвращения расстройств поведения. Втемпераменте, его характерологических чертах отражаются такие психологическиесвойства личности, как общительность, готовность к сотрудничеству,доброжелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность и реалистическаянастроенность; эмоционально-волевые качества, высокий самоконтроль исамосознание личности и др. Знание сущности темперамента, умение грамотноопределять его типы, равно как и знание психологических свойств личности(характера, способностей, мотивации и направленности личности и др.), оченьважно для психолога, педагога, а особенно для дефектолога. Именно поэтому,вопросы изучения особенностей формально-динамических свойств личности детей снарушением интеллекта приобретают особую актуальность.
Объект исследования. Детис нарушениеминтеллектуального развития.
Предмет исследования. Особенностиформально–динамических свойств психики детей с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования. Органическое поражение центральной нервной системы — нарушение интеллектуального развития, отрицательно влияет на формирование формально-динамических свойств психики ребенка, и определяет темпераментальные особенности детей с нарушением интеллекта, которые следует учитывать при разработке практических коррекционных технологий.
Цель исследования. Выявить особенности черт темперамента у детей с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Методы исследования. В Анализ состояния проблемы в современнойлитературе.
2. Определить методы исследования.
3. Выявить особенности черт темперамента детей с нарушением интеллекта.
4. Выявить особенности черт темперамента детей с сохранным интеллектом.
5. Разработатьпрактические рекомендации по учету особенностей темперамента детей с нарушенныминтеллектом в школе.
В ходе исследования были использованы теоретическиеи эмпирические методы. К теоретическим методам относятся: анализмедико-психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Кэмпирическим методам – опрос, беседа, наблюдение.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в результате данной работыбудут получены материалы о влиянии стойкого органического поражения центральнойнервной системы на становление темпераментальных свойств детей.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций, составленных нами по результатам исследования у учащихся с нарушением интеллектуального развития, что позволит воспитателям и учителям специальных (коррекционных) школ, учитывая особенности темперамента повысить эффективность учебно – воспитательной работы, предотвратить расстройства поведения.
Методологической и теоретической основой исследования явились учение о типах высшей нервной деятельности И. П. Павлова, концепция индивидуальных различий Теплова Б. М., Небылицина В. Д. концепция о структурах и типах темперамента В. М. Русалова, учение о роли темперамента в психическом развитии Я. Стреляу.
Организация исследования. Исследованиепроводились на базе специальной (коррекционной) школы-интерната № 5 VIII видаЛенинского района и массовой средней общеобразовательной школы № 90 Кировскогорайона г. Красноярска. В эксперименте принимало участие 81 человек, из них — 51с сохранным интеллектом, 30 — с нарушением интеллектуального развития.Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – изучение и анализ литературы попроблеме исследования (сентябрь-октябрь 2004 г.)
Второй этап – проведение и анализ констатирующегоэксперимента (ноябрь-декабрь 2004 г.)
Третий этап — составление методических рекомендаций(январь 2005г.).
Структура иобъем выпускной квалификационной работы.Работа состоит из введения, трехглав, заключения и приложения. Объем работы — 84 листа, из них 14 листовприложение, которое включает 10 таблиц и опросник. В работе имеется 4 диаграммыи 11 рисунков.

ГЛАВА I. Онтогенез темперамента и рольвнешних и внутренних
факторов в развитии формально-динамическихсвойств психики
 
1.1Понятие о темпераменте и его месте виндивидуальной деятельности человека
 
Изучение темперамента имеетсложную и противоречивую историю. Несмотря на то, что темперамент – одно изнаиболее древних терминов, введенный около двух с половиной веков тому назадГиппократом и Галеном, в психологии до сих пор нет строгого определения понятия«темперамент». Разные авторы придавали этому термину различное значение.
Само слово темпераментпроисходит от латинского языка temperamentum, что означает — надлежащее соотношение частей.
Так, И. П. Павловотождествлял темперамент с типами высшей нервной деятельности.[38, 147]
Л. С. Выготский ктемпераменту относил особенности склада всех прирожденных и наследственныхреакций, наследственной конституции человека. Согласно его представлениям,темперамент обнаруживается в инстинктивных, эмоциональных и рефлекторныхреакциях.[7, 158]
Б. М. Тепловтемпераментом называл индивидуальные особенности человека, выражающиеся вэмоциональной возбудимости, большей или меньшей тенденции к сильному выражениючувств во вне, в быстроте движений, общей подвижности человека. [50, 152]
По представлению С. Л.Рубинштейна, понятие темперамента сводится к подчеркиванию его динамическиххарактеристик, которые выражаются в импульсивности, темпе, силе, устойчивости,напряженности, амплитуде колебаний психических процессов.[43, 83]
Б. Г. Ананьев относил ктемпераменту те «индивидуальные особенности организма, которые определяютсядеятельностью двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозговогоаппарата» и рассматривал темперамент как совокупность физиологических ипсихологических особенностей человека.[1, 174]
В. С. Мерлин определялтемперамент как энергетическую характеристику психических процессов.[33, 23]
Согласно концепциипольского психолога Я. Стреляу, темперамент – это совокупность формальных иотносительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическомуровне поведения и во временных параметрах реакций.[49, 68]
По мнению А. Томаса,понятие «темперамент» относится к тому аспекту поведения, которое отвечает навопрос «Как?». Он отличается от способностей, которые связаны свопросами «Что?» и «Насколько хорошо?», а также от мотивации, связанной сответами на вопросы «Зачем?» и «Почему?». Темперамент характеризует способдействия, а не его содержание. Таким образом, темперамент – это стильповедения.[67, 69]
В последнем издании БМЭВ. М. Русалов определил темперамент как комплексную динамическую характеристикупсихики человека, включающую два основных компонента – эмоциональность и общуюактивность.[6, 269] При этом эмоциональность характеризует человека с точкизрения разнообразия, подвижности и силы его чувств, аффектов и настроений(радости, страха, гнева, печали и др.). Общая активность характеризуетвзаимодействие человека со средой и другими людьми с точки зрения темпа, ритма,интенсивности, выносливости, пластичности и т. п.
Данилова Н. Н. Крылова А.Л. считают, что создателем учения о темпераментах считается древнегреческийврач Гиппократ (V в. до н. э.). Онутверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков» организма– крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, — входящих в его состав. [9, 448]
Клавдий Гален (II в. до н. э.) разработал первуютипологию темпераментов, которую он изложил в трактате « De temperamentis». Смешиваясь в каждом человеке вопределенных пропорциях, они и составляют его темперамент: сангвинический(кровь), холерический (желчь), флегматический (слизь) и меланхолический (чернаяжелчь).[50, 19; 4, 25; 15, 96]
Учение Гиппократа-Галенаразделялось многими исследователями, до середины XVIII в. почти все видели анатомо-физиологические основытемперамента в строении и функционировании кровеносной системы. Э. Кречмерсчитал, что свойства темперамента обусловлены химическим составом крови.[23,82]
По мнению Я. Стреляу,параллельно с эндокринными концепциями, начиная с середины XVIII в. развивались теории, согласнокоторым физиологическим основами темперамента следует считать некоторыесвойства нервной системы. Так, Альбрехт Галлер утверждал, что основнымифакторами различий по темпераменту являются сила и возбудимость самихкровеносных сосудов, через которые проходит кровь.[49, 21]
Решающий сдвиг произошел в начале 30-х годов благодаря работам И. П. Павлова. Он впервые высказал мысль, что в основе темперамента лежат не свойства жидкостей или телесных тканей, а особенности функционирования нервной системы, единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияниям. Он выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы соответствует темпераменту сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный — флегматика; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерика и слабый тип — меланхолика. [37, 153; 38, 132].
В эволюции представлений о биологических основахтемперамента можно выделить несколько направлений:
а) психолого-физиологический подход.
Классическим представителем является В. Вундта. Онпонимал темперамент как предрасположенность к аффекту. По его мнению,темперамент для эмоций то же, что возбудимость для ощущений. [11, 40]
б) конституциональный подход.
По мнению Э. Кречмера, люди сопределенным типом телосложения имеют определенные психические особенности ипредрасположенности к соответствующим заболеваниям. Эта связь обусловленахимическим составом крови и зависит, прежде всего, от определенных особенностейгормональной системы. [24, 343; 25, 49]
По мнению У. Шелдона, в результате того, что тело и темперамент – это два параметра одного и того же объекта, каким является человек то типам телосложения соответствуют определенные типы темперамента: висцеротония (эндоморфный тип телосложения), соматотония (мезоморфный тип), церебротония (эктоморфный тип)[49, 28]
К. Конрада, различия встроении тела и их связь с темпераментом человека объяснял, лишь существованиемособых генов, доминирование которых определяет то или иное телосложение исоответствующие ему свойства темперамента. [49, 33]
в) Факторные теории темперамента.
Здесь исследователииспользовали корреляционный анализ и факторный анализ, который представляетсобой статистико-математический метод. С его помощью большое количествонаблюдаемых свойств сводится к небольшому числу наиболее важных свойств,именуемых факторами. Он позволяет приблизительно установить степеньнасыщенности каждого из этих показателей данным фактором.
Количество и качествовыделяемых факторов разными авторами изменяется, хотя исходный материал (основадля выделения факторов) остается неизменным. Исследователи расходятся в выбореданных, подлежащих факторному анализу, поэтому структуры темпераментапринципиально отличаются друг от друга. С. Берт выделяет 3 фактора — общаяэмоциональность, стенические (астенические) эмоции, положительные(отрицательные) эмоции, К. Лоуэлл — 4 фактора – вспыльчивость, сдержанность,реализм, эмоциональность, социальная адаптируемость, Л. Терстон — 7 факторов,Дж. Гилфорд — 13 факторов.[5, 49; 44, 201]
в) Нейрофизиологические концепции.
С материалистической точкизрения, не существует таких психических свойств, которые не зависели бы отфизиологических свойств высших отделов мозга, т. е. от общего типа нервнойсистемы. Свойства темперамента, следовательно, зависят от общего типа нервнойсистемы, при этом определенному общему типу нервной системы соответствуетопределенный, и только один, тип темперамента.[51, 65]
Общий тип нервной системыиграет регулирующую роль в ВНД. От его свойств зависит динамика всехусловно-рефлекторных процессов. Поэтому и свойства темперамента, обусловленныеобщим типом нервной системы, играют такую же регулирующую роль в психическойдеятельности. От них зависит динамика всех психических процессов.[37, 153]
Согласно И. П. Павлову,именно те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервных клеток,составляют темперамент, следовательно, темперамент человека есть не что иное,как психическое проявление типа нервной системы.[39, 85]
В последнее время широкоеразвитие получила концепция биологической обусловленностиформально-динамических свойств индивидуального поведения человека, котораяберет начало в работах И. П. Павлова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина, В. М.Русалова. Эта концепция стала рассматриваться как частный случай болеефундаментальной концепции функционально-системной организации работы мозга,предложенной П. К. Анохиным. Свойства нервной системы при этом трактуются какбазальные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративнуюдеятельность нервной системы.[2, 187; 44, 23]
И. П. Павлов, изучаязакономерности высшей нервной деятельности, установил, что тот или иной типтемперамента определяется различным сочетанием основных свойств нервнойсистемы, он к этим свойствам отнес: силу нервных процессов, их уравновешенностьи подвижность.
1. Сила нервных процессов — показательработоспособности, как нервных клеток, так и нервной системы в целом. Онапроявляется в возбудительных и тормозных процессах.
2. Уравновешенность нервных процессов характеризуетопределенный баланс возбуждения и торможения, когда они могут быть равными илиже один из них может быть сильнее другого.
3. Подвижность нервныхпроцессов проявляется в быстроте смены одного процесса другим, обеспечивающимадаптацию организма к неожиданным или резким изменениям жизненных обстоятельствили к условиям деятельности. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов.[50, 186]
Позже Б. М. Тепловым, В.Д. Небылицыным и В. С. Мерлиным, типология И. П. Павлова была дополнена новымиэлементами.
Так, Б. М. Теплов, В. Д.Небылицын силу нервной системы рассматривали не только как работоспособность,но и как чувствительность нервной системы.
Под подвижностью онипредполагали два независимых свойства – это подвижность (быстротапреобразования) и скорость возникновения и прекращения нервных процессов(лабильность).
Позднее Б. М. Теплов, В.Д. Небылицын выявили еще одно свойство — динамичность нервных процессов это –легкость и быстрота генерации нервной системой процессов возбуждения иторможения.
А так же ученые пришли квыводу, что уравновешенность – это не отдельное, самостоятельное свойствонервной системы. Понятие уравновешенности относится не только к силе процессоввозбуждения и торможения, но и к подвижности и динамичности этих процессов.[52,41]
Таким образом, по мнениюВ. Д. Небылицына, полная программа исследований основных свойств нервнойсистемы предполагает получение 9 показателей, 6 из которых являютсяфундаментальными. Это индивидуальные индексы по силе, подвижности идинамичности отдельно для процессов возбуждения и торможения. Остальные 3свойства, будучи вторичными, касаются уравновешенности процессов возбуждения иторможения по силе, подвижности и динамичности. [35, 146; 34, 23]
В. М. Русалов считал, чток свойствам темперамента, составляющих его структуру, можно отнести только теиндивидуальные особенности, которые:
- регулируютдинамику психической деятельности в целом;
- характеризуютособенности динамики отдельных психических процессов;
- имеют устойчивыйи постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительногоотрезка времени;
- находятся встрого закономерном соотношении, характеризующим тип темперамента;
- однозначнообусловлены общим типом нервной системы. [47, 19]
Он выделил четыре фундаментальных свойстватемперамента, которые могут отличаться в зависимости от сферы проявлениятемперамента: психомоторной, интеллектуальной или коммуникативной [45, 15].
В. Д. Небылицин выделяет втемпераменте три главных, ведущих, компонента: общая активность индивида, егомоторика и его эмоциональность.
Сущность первого компонента заключается в тенденцииличности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешнейдействительности. Степени активности распределяются от вялости, инертности ипассивного созерцательства до высших степеней энергии, мощной стремительностидействий и постоянного подъема.
Вплотную к первому компоненту примыкает второй —двигательный, или моторный, — его компонент, ведущую роль в котором играюткачества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного)аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделитьтакие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаковмышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику).Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту граньтемперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтомучасто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.
Третьим основным компонентом темперамента, по мнениюВ. Д. Небылицина, является «эмоциональность», В качестве ее основныххарактеристик выделяют — впечатлительность, импульсивность и эмоциональнуюстабильность. [35, 168]
В своих исследованиях многие авторы выделяли разныесвойства темперамента и использовали различные их наборы для характеристики темперамента.Основными из описанных свойств являются: сенситивность, реактивность,активность, темп реакции, пластичность, доминантность, мужество, уверенность всебе, спокойствие, общительность, рефлексивность, депрессивность,эмоциональность, сдержанность, беспристрастность, доброжелательность, терпимость,энергичность, импульсивность, стабильность, социабельность.
Своеобразная классификация черт темперамента, помнению Р. Кайла, была предложена А. Томасом и С Чесс. Она включает 9составляющих: уровень активности, ритмичность, приближение или удаление, адаптивность,интенсивность, порог реактивности, настроение, отвлекаемость, длительностьвнимания и настойчивость. В некоторой степени, они дополняют приведенные вышесвойства, и помогают более точно диагностировать тип темперамента. [47, 247]
Основные компоненты темперамента, считает В. Д.Небылицин, образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единствопобуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостностипроявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничитьтемперамент от других психических образований личности — ее направленности,характера, способностей и др. [37, 155].
Таким образом, темперамент является формально-динамической составляющей поведения человека, отвечающий на вопрос «Как?», проявляющейся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результатам. Имеет свои отличительные особенности:
1. Не зависит от содержания деятельности и поведения,то есть отражает
формальный аспект деятельности и поведения.
2. Характеризует индивидуально-характерную, типичнуюдля индивида
меру динамического напряжения и отношения кокружающему.
3 Его свойства,объединенные в определенные структуры (типы темперамента), адекватны основнымтипам высшей нервной деятельности.
4 Имеетсравнительно целостное постоянство индивидуально-психологических свойствличности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания,темп и ритм речи, проявление эмоций и волевых качеств.)
5 Являетсяуниверсальным и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности.
6 Может проявлятьсяуже в детстве.
7 Устойчив втечение длительного периода жизни человека.

1.2Онтогенез темперамента и роль воспитания
По мере накопления научных данных, по мнению Я.Стреляу, стала очевидной бессмысленность вопроса «Наследственность или среда?»,поскольку каждая форма поведения, от самой простой до наиболее сложной,представляет собой результирующую обоих факторов, что хорошо выражено вследующем уравнении:
П = Н х С,
психика ребенок интеллект нарушение темперамент
где П – поведение (действие, свойство), Н –наследственность, С – среда.
Из этого уравнения следует, что нет такой формыповедения, которая была бы обусловлена только наследственностью или средой,поскольку, если один из множителей равен нулю, то и произведение равно нулю, тоесть мы вообще не будем иметь дело с поведением.
Хотя наследственность и среда совместно определяютлюбые свойства и деятельность организма, каждый из этих факторов, считает Я.Стреляу, может играть большую или меньшую роль в формировании индивидуальныхразличий в поведении или свойствах темперамента. В целом можно считатьдоказанным, что наследственный фактор (генотип) в большей степени, чем среда,детерминирует возникновение индивидуальных различий в темпераменте.
Пломин Р. отмечает, что вотличие от других психических свойств и образований темперамент характеризуетсянаибольшей устойчивостью в течение длительных отрезков времени, высокойкорреляцией со свойствами нервной системы и другими биологическими подсистемами,а так же наследуемостью [41, 25]
По мнению Я. Стреляу, темперамент являетсяотносительно устойчивым и мало податливым к воздействиям воспитания или среды.Другими словами, воспитание в принципе не влияет на темперамент. Изменениям подвергаютсядругие психические особенности, которые могут маскировать свойственный данномуиндивиду темперамент. Другие ученые считают, что все же существуют возможностипреобразования темперамента в процессе воспитания, однако надо с большейосторожностью подходить к данным, свидетельствующим якобы о значительныхвозможностях изменения темперамента под воздействием воспитания. [49, 86]
В. Г. Колпаков с соавторами (1984, 1986) считают, чточерты темперамента, которые проявляются в первые два года жизни ребенка,отражают в гораздо большей степени, чем у взрослых, его конституциональныеособенности, на которые социальное окружение еще не успело оказать значительноемодифицирующее влияние.[20, 128; 19, 115]
В отличие отзначительного изменения в характере в течение младенчества, темперамент кажетсяочень устойчивым с 24 до 48 месяцев. О том, что темпераментные характеристики младенца и малыша определяютих тип в дошкольном возрасте, свидетельствуют исследования Aksan et al. KS Lemery, HH Goldsmith, MD Klinnert, and DA Mrazek. [56]
Темперамент подобно всем свойствам организма подвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессом созревания или с изменениями поведения, вытекающими главным образом из анатомического и физиологического развития нервной системы и других систем организма. Это подтверждается результатами исследований, проведенных как с животными, так и с людьми.[49, 96; 53, 37]
Rutter M. (2002) подчеркивает наличиевозрастных изменений во всех психофизиологических характеристиках [35, 998]
Изучение типов нервной системы у детей различного возраста подтверждает существование возрастных изменений темперамента (свойств нервной системы), обусловленных, прежде всего созреванием центральной нервной системы и эндокринного аппарата. Такие наблюдения проводили еще в 30-х годах нашего столетия, и в настоящее время дают примерно такие же результаты. Наиболее систематично они изложены в работах психологов: В. Э. Чудновского, Н. С. Лейтеса и Э. И. Маствилискер. Из них выводятся некоторые закономерности. Рассмотрим некоторые из закономерностей возрастных изменений темперамента:
1. На раннем этапе своего развития дети обладают слабой нервной системой; это в равной мере относится к процессам возбуждения и торможения. Слабость процесса возбуждения проявляется, прежде всего в малой выносливости нервной системы.[55, 22] Показателем слабости является также сильно развитое индуктивное (внешнее) торможение, которое выражается в затормаживании действий под влиянием побочных раздражителей. Такое торможение проявляется еще в младшем школьном возрасте, например, когда мельчайшее изменение обстановки в классе отвлекает внимание учащихся от школьных занятий. Пониженной работоспособности (выносливости) сопутствует повышенная возбудимость и чувствительность школьника, что, в частности, выражается в моторных и эмоциональных реакциях, неадекватных силе раздражителей. Помимо того, что эти реакции очень сильны, они имеют короткий латентный период. Многие исследования показывают, что сила процесса возбуждения, еще малая в дошкольном возрасте, достигает соответствующего данному индивиду максимального уровня примерно к 7—8-му году жизни. Начиная с этого возраста, больших различий в работоспособности нервной системы между детьми младше школьного возраста и взрослыми уже не отмечается.[22, 98]
2. Общепринято мнение, что сила процесса торможения, выражающаяся прежде всего в способности к образованию и устойчивости различных условных, тормозных реакций, достигает своего максимального уровня позднее, чем сила процесса возбуждения. Однако относительно возраста, в котором это свойство обнаруживается уже в зрелой форме, нет единого мнения. Есть данные, полученные, правда, в основном в опытах с животными, из которых следует, что сила процесса торможения в большей мере, чем сила процесса возбуждения, подвержена влиянию тренировок, особенно в раннем онтогенезе. Слабость процесса торможения в первые годы жизни ребенка, по мнению психологов, проявляется главным образом в пониженной способности сдерживать различные реакции, в склонности к нарушению запретов, в преждевременных реакциях и т. п.[30, 227; 28, 65]
3. Возрастная характеристика уравновешенности нервных процессов вытекает, собственно, из специфики возбуждения и торможения в соответствующих периодах жизни. Принимая во внимание более длительный процесс созревания силы торможения в нервной системе, в первоначальный период развития наблюдается неуравновешенность при преобладании силы возбуждения. Коломенский Я. Л. и Панько Е. А. отмечают, что ребенок дошкольного и младшего школьного возраста своим поведением в известном смысле напоминает холерика. Затем эта неуравновешенность, вызванная большей слабостью торможения в сравнении с возбуждением, постепенно уменьшается, и в возрасте около 12 лет ребенок в этом отношении уже заметно не отличается от взрослого. Преобладание возбуждения над торможением проявляется, прежде всего, в импульсивности и взрывном характере поведения ребенка. Для него типичен пониженный контроль за ситуационно обусловленным поведением (то есть действующими в данный момент стимулами). Однако аналогичное поведение, считают психологи, может быть вызвано не только недостаточно зрелой способностью к торможению и, следовательно, преобладанием возбуждения, но и слабостью возбуждения при одновременной слабости торможения. Слабость процесса возбуждения является фактором, вызывающим такие формы поведения, которые напоминают неуравновешенных индивидов. Это объясняется неадекватностью силы реакции силе раздражителей или в более общем случае — значению ситуации, на которую реагирует школьник.[18, 115; 13, 47]
4. Что касается подвижности нервных процессов, то в зависимости от того, какие показатели этого свойства принимаются во внимание, его возрастная динамика может выглядеть по-разному. Это свидетельствует о давно уже отмеченной неоднородности этого свойства нервной системы. В раннем онтогенезе наблюдается большая неустойчивость и изменчивость реакций, что выражается в затруднениях при выполнении заданий, в изменениях реакций под влиянием перемен в обстановке, в неустойчивости условно-рефлекторной деятельности и т. п. С возрастом поведение становится все более стабильным, благодаря чему оно в меньшей мере зависит от непосредственных стимулов. [55, 23; 30, 228]
Если учитывать классические показатели подвижности, считает Я. Стреляу, в особенности способность к переделке сигнального значения пары раздражителей и легкость образования динамических стереотипов, то можно сказать, что в раннем онтогенезе подвижность сравнительно невелика и возрастает с развитием индивида. Это проявляется, в частности, в том, что дети школьного возраста легче и быстрее приспосабливаются к изменяющимся условиям, у них лучше протекает процесс переучивания или переделки различных навыков, чем у детей дошкольного возраста. Так понимаемая подвижность снова явно снижается в пожилом возрасте, для которого типична пониженная адаптируемость к изменениям обстановки, значительная ригидность форм поведения.[49, 102]
Итак, чем младше ребенок, тем больше его отличают некоторые признаки слабости типа нервной системы. Это не только маленькая выносливость, но и повышенная чувствительность, яркость восприятия, детская впечатлительность и такие черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность. Характерны также интенсивность эмоциональных переживаний и их неустойчивость (стремительные переходы от слез к улыбке). Слабость нервной системы удивительным образом сочетается с быстрым возобновлением энергии. [48, 110; 30, 230]
Как писал К. Д. Ушинский, “заставьте ребенка сидеть, он очень скоро устанет, лежать — то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и менее всего долго думать; но он резвится и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устает ни на минуту; а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы”.[40, с. 41]
В связи со всем вышесказанным нельзя не учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента. В каждом возрасте, отмечает Я. Стреляу, своя специфика активности, эмоциональности и моторики. В младшем школьном возрасте – это легкость пробуждения интереса и краткость состояния сосредоточенности, что связанно со слабостью нервной системы. И эмоциональность, и моторика в эту пору, конечно, иные, чем в последующие годы, когда одновременно происходит увеличение возможностей нервной системы и утрата ее ценных детских свойств. [49, 102,].
Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу темперамента. Различия в этом отношении вполне определенно выступают, например, когда дети уже овладели устной речью. Так, если речь у ребенка громкая, быстрая и отчетливая, с правильными интонациями, сопровождаемая живыми жестами и выразительной мимикой, то можно говорить о признаках сангвинистического темперамента. Если речь медленнее, чем у других, спокойная, равномерная, иногда с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики, это может свидетельствовать о флегматическом темпераменте. На признаки холерического темперамента указывает торопливо-напряженная, порывистая, как бы захлебывающаяся речь. К признакам меланхолического темперамента может быть отнесена речь приторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шепота. Конечно, о типе темперамента, кроме особенностей речи, говорят и особенности двигательной и общей активности ребенка. .[12, 52; 30, 236]
Резюмируя, можно сказать, что изменение основных свойств нервных процессов, входящих в понятие типа нервной системы, а на психологическом уровне — в понятие темперамента, происходят в следующих направлениях:


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.