Реферат по предмету "Психология"

Узнать цену реферата по вашей теме


Особенности психологических технологий профессиональной ориентации на ранних этапах онтогенеза

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Психологическая характеристика понятия «технология»
1.2 Изучение психологических технологий профориентации как проблемы в отечественных источниках
1.3 Особенности психологических технологий профориентации в дошкольном имладшем школьном возрасте
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение
Данная курсовая работапосвящена изучению психологических технологий профессиональной ориентации наранних этапах онтогенеза.
Одним из новых понятийдля психологии является понятие технологии, часто встречающееся впедагогической, научной, публицистической, учебной литературе. Разнородностьсодержания вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, чтооно еще не достигло необходимой для правомерного использования степенисформированности. Вместе с тем дальнейшее развитие психологической наукипоказывает, что появление этого термина и направления исследований в областипрофессиональной ориентации не является случайностью.
Тема данной курсовойработы является актуальной, так как подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частьювсестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать вединстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным,политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть совсей системой учебно-воспитательного процесса.
В контексте проблемыумственного развития дошкольников и младших школьников, а также формирования уних системных знаний, проведены значительные исследования по вопросам развитияи формирования у детей представлений о труде взрослых (Д.Б. Эльконин, Н.С. Пряжников,В.И. Логинова, Л.С. Выготский). Но авторы, в основном, рассматривают вопросыовладения ребенком трудовыми операциями и навыками, а не ориентацию его в сферебудущей профессиональной деятельности, выявления и развития профессиональноважных человеческих качеств.
В то же времяпрофессионально важные человеческие качества надо не только «выявить», но и вомногом и «заложить» в человека средствами воспитания, образования и организацииего деятельности. Это предполагает активность не только взрослого, но и самогоподрастающего человека. И в меру этого мы говорим о том или ином вариантесамоопределения. Процесс профессионализации начинается, как правило, не свыбора специальности, а с обобщенных устремлений ожиданий и представлений ожизненном пути, так или иначе отражающихся в самосознании. Именно на этомначальном этапе профессионального самоопределения человек ставит перед собой ирешает для себя такие вопросы, как соотношение общественной значимости иличного смысла труда, общественной полезности всех профессий и различия в ихпрестижности, зависимость социального положения от некоторых признаковвыполняемой работы и т.д.
Разработчики программдошкольного и школьного образования включают в различные разделы сведения одеятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, формирование трудовыхнавыков и т. п. с целью общего развития детей и ориентации их впрофессиональной деятельности взрослых. Однако психологическое и педагогическоепонятие «ранняя профессиональная ориентация», отнесенное к детям дошкольного имладшего школьного возраста, психологами и педагогами не сформулировано, таккак в научной психологической и педагогической литературе оно не встречается. Впублицистической литературе выражение «ранняя профессиональная ориентация»встречается как раз применительно к данному возрасту. Таким образомактуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Актуальность данногоисследования определила цель и задачи работы: Цель работы – изучить особенности психологическихтехнологий профессиональной ориентации в дошкольном и младшем школьномвозрасте. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Познакомиться спонятием «технологии» в системе психологического знания.
2. Изучитьпсихологические технологии профессиональной ориентации в системе отечественныхисточников.
3.Выявить особенностипсихологических технологий профориентации в дошкольном и младшем школьномвозрасте.
Объект исследования –психологические технологии.
Предмет исследования –особенности психологических технологий профессиональной ориентации на раннихэтапах онтогенеза.
технологияпсихологическая профориентация дошкольная

1.1 Психологическаяхарактеристика понятия «технологии»
В последнеедесятилетие слово «технология» все чаще употребляется специалистами в областипедагогики и психологии. В психологической литературе либо совсем нерассматривается содержание данного понятия, либо термин имеет неоднозначноезначение. Анализ литературы показал, что технология понимается как искусство,мастерство, умение, совокупность методовобработки, изменения состояния.
Так, впедагогической литературе довольно широко используется термин «педагогическаятехнология». Существует разнообразие определений этого понятия. Б.Т.Лихачевдает определение педагогической технологии как совокупностипсихолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновкуформ, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она естьорганизационно-методический инструментарий педагогического процесса. Рядавторов (В.М. Монахов, В.П.Беспалько, Т.П.Сальникова) под термином«педагогическая технология» понимает продуманную во всех деталях модельсовместной педагогической деятельности по проектированию, организации ипроведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий дляучащихся и учителя[20].
Поопределению ЮНЕСКО педагогическая технология — это системный метод создания,применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетомтехнических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачейоптимизацию форм образования.
Такимобразом, проанализировав различные определения понятия, можно сделать вывод,что содержательная сторона термина сводится к следующему: технология – этосовокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, состава,формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессепроизводства.
Обратимся ещераз к пониманию технологии в других сферах человеческой деятельности. Здесьвыделяются два уровня технологии: как науки или совокупности сведений,необходимых практику для реализации того или иного производственного процесса;как самого реального процесса.
Основойлюбой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цельрассматривается как центральный компонент. Охарактеризуем области деятельностии соответственно цели, которые она охватывает.
Когнитивнаяобласть включает цели от запоминания и воспроизведения материала до решенияпроблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить ихновые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, способамидействий, включая создание нового.
Аффективная(эмоционально – личностная) область включает цели формирования эмоционально –личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простоговосприятия, интереса, готовности реагировать до усвоения ценностных ориентацийи отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели, какформирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств,формирование отношения, его осознания и проявления в деятельности.
Поориентации на личностные структуры технологии подразделяются на информационные,операционные, саморазвития, эвристичские, прикладные. В информационныхтехнологиях осуществляется формирование знаний, умений и навыков. Операционныесвоей главной задачей обеспечивают формирование способов умственных действий.
Технологиисаморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности.Эвристические – на развитие творческих способностей субъекта. Прикладныепризваны обеспечить формирование действенно – практической сферы личности.
Поподходу к субъекту технологии подразделяют на авторитарные, сотрудничества,свободного воспитания, личностно – ориентированные, гуманно – личностные. Вавторитарных технологиях применяется подавление инициативы и самостоятельности,принуждение. Технологии сотрудничества отличаются демократизмом, равенством,партнерством в субъект – субъектных отношениях. Технологии свободноговоспитания предоставляют субъекту свободу выбора и самостоятельность в разныхсферах его жизнедеятельности. Личностно – ориентированные ставят в центрличность субъекта, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условийеё развития, реализаций природных потенциалов.
Гуманно– личностные отличаются психотерапевтической направленностью на поддержкуличности, помощь ей.
Задачатехнологии как науки заключается в выявлении закономерностей с цельюопределения и использования на практике наиболее эффективных и экономичныхпроизводственных процессов.
Термин«психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с формированием иразвитием личностных качеств субъекта.
Следовательно,под термином «психологические технологии» мы подразумеваем совокупность методови приёмов, направленных на формирование действенно – практической сферыличности и реализацию природных потенциалов.
1.2 Изучение психологическихтехнологий профессиональной ориентации как проблемы в отечественных источниках
Существуютразличные варианты определения понятия «выбор профессии», однаковсе онисодержат мысль, что профессиональное самоопределение представляетсобойвыбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выборапрофессии, и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определениявысвечивает двусторонность явления выбора профессии: с одной стороны, тот, ктовыбирает (субъект выбора), с другой – то, что выбирают (объект выбора). Исубъект, и объект обладают огромным количеством характеристик, чем объясняетсянеоднозначность явления выбора профессии.
Понятие «профориентация»в методических пособиях рассматривают как оказание помощи в выборе профессии.Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий,помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессиюили систему воспитательной работы в целях развития профессиональнойнаправленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения.
Такимобразом, определений данного понятия много и произошло это вследствие развитиядеятельности по профориентации, так как с течением времени менялись требования,а вместе с ними изменяло свое содержание и понятие. Термин «профориентация»развивается по мере того, как меняется представление общества о целях, задачах,методах, формах и вообще, о сущности профориентации. Каждое из них отражает теили иные аспекты профориентации, выделяет какую-либо функцию, указывает напрактический или теоретический уровень ее развития, рассматривает с позицийпедагогики, психологии, теории управления и др.
Профессиональнаяориентация– содной стороны, самостоятельная область, с другой – формируется на стыкепедагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины, права.Системный подход позволяет не только учесть ее междисциплинарные аспекты, но иопределить цели, задачи, функции, структуру, содержание профориентации. Системапрофориентации призвана осуществлять разнообразную помощь при выборе профессии;психологическая помощь при этом занимает определяющее место. Традиционновыделяются следующие функции системы профориентации:
1)социальная – усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющихосуществлять социально-профессиональную деятельность в качестве полноправного иполноценного члена общества;
2)экономическая – улучшение качественного состава работников, повышениепрофессиональной активности, квалификации и производительности труда;
3)психолого-педатогическая – выявление, формирование и учет индивидуальныхособенностей каждого выбирающего профессию.
В настоящее время системапрофориентационной работы включает в себя деятельность по следующимнаправлениям:
1.Профессиональноепросвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
2. Предварительнаяпрофессиональная диагностика, направленная на выявление интересов испособностей личности к той или иной профессии.3. Профессиональнаяконсультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборепрофессии со стороны специалистов-профконсультантов.4. Профессиональный отбор(подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешноосвоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
5. Социально-профессиональнаяадаптация.
6. Профессиональноевоспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга,ответственности, профессиональной чести и достоинства. Важным компонентомсистемы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение– сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении длянародного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях,предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах ипутях их получения, оплате труда.
Однако всю работу попрофпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий. Каждаяличность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют еецелям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можновыделить следующие ценности: самоутверждение в обществе, в ближайшей социальнойсреде; авторитет в трудовом коллективе; признание родных, знакомых, друзей; самосовершенствованиеи самовыражение – интересная работа; применение своих знаний, умений,способностей; творческий характер труда; материально-практические, утилитарныеценности — хороший заработок; должность, удовлетворяющая личность, перспективапродвижения по службе.
Одним из видов профориентацииявляется профконсультация — оказание помощи молодому поколению, выбирающемутрудовой путь в жизни, но ни в коем случае не навязывание своих суждений, неподмена права человека на свободу выбора профессии.
Составной частьюпрофориентации также является профессиональный отбор (подбор), то есть выборлиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессиюи выполнять связанные с нею трудовые обязанности. Не менее важным направлениемпрофориентации является профессиональное воспитание. Методы профессиональноговоспитания можно объединить в три группы: методы формирования сознанияличности; методы организации деятельности и формирования опыта общественногоповедения; методы стимулирования поведения и деятельности.
В рядуосновных факторов выбора профессии обычно называются следующие: интересы(познавательный, профессиональный, интерес к профессии), склонности,способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха вопределенном виде деятельности), темперамент, характер. Эти факторы частоотносят к субъективным.
Следующаягруппа факторов (их можно назвать объективными) включают в себя: уровеньподготовки, состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяюттакже социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, дляшкольников — образовательный уровень родителей. Под влиянием семьи складываетсяисходная система отношений к миру профессий и к себе как будущему субъектудеятельности. Кроме того, ряд авторов подчеркивают значение общей активности,самооценки, уверенности в достижении успеха, уровня сформированности осознаннойпсихической саморегуляции.
Важную роль в выборепрофессии имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов ипотребностей личности, целей этой личности.   По виду мотивы выбора профессииможно разделить на шесть групп: общая мотивировка; романтика профессий; мотивыпознавательного характера; мотивы, в которых подчеркивается общественнаязначимость профессии; ссылка на пример; немотивированный выбор.
По характеру все мотивыможно разделить на четыре группы: мотив, четко и аргументировано обосновывающийцелесообразность выбора данного направления трудовой деятельности; мотивациянечеткая, недостаточно мотивированная; мотивация неуверенная,неаргументированная; никак неаргументированная мотивация.
Удовлетворениепотребностей, интересов, реализация цели немыслимы без решения конкретныхзадач, выполнения соответствующей работы. Поэтому в каждом случае человеквыбирает объект, явление или деятельность (профессию). Таким образом, выборобеспечивает потребности личности. Выявление мотивов выбора профессии позволяетузнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколькочеткие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможностьвыяснить отношение личности к объективным ценностям.      Следовательно, можносделать вывод, что выбор профессии, или профессиональное самоопределение–основа самоутверждениячеловека в обществе, одно из главныхрешений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, ккакой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какойстильжизни выбрать.
Анализ литературыпоказал, что принципы построения технологии профессиональной ориентациипрактически не разработаны. В системе общего профессионального образованиятехнология формирует у учащихся систему технологических знаний и умений,закладывающую основы для успешной профессиональной деятельности, и направленана решение проблем профессионального самоопределения на разных стадияхстановления личности.
Таким образом, подтермином «психологические технологии профессиональной ориентации» мы подразумеваемсовокупность методов и приемов, направленных на эффективное управлениепроцессом выбора профессии и проектирования профессионального пути с учетом личностныхкачеств субъекта.
1.3 Особенности психологическихтехнологий профессиональной ориентации в дошкольном и младшем школьном возрасте
В настоящее время вЗаконе об образовании России предусмотрены следующие уровни профессиональногообразования и обучения: допрофессиональное трудовое обучение и воспитание,обеспечивающее мотивационную готовность и операциональную подготовленность ктруду и выбору профессии; начальное, среднее, высшее профессиональноеобразование, на каждой из этих ступеней в той или иной мере должна решатьсязадача формирования личности специалиста (его мотивации, профессиональныхценностей) и задача вооружения необходимыми действиями, операциями, умениями инавыками, тактиками (анализ полного технологического процесса), стратегиями (способностьориентироваться во всей системе производства); послевузовское профессиональноеобразование как повышение квалификации, профессиональный тренинг идополнительное образование, которое желательно осуществлять как использованиеширокой гибкой системы мер по всесторонней профессионализации населения,которая может стать важным средством его психологической защищенности. Современем ныне действующая система профессионального образования можетизменяться с учетом запросов общества.
Очевидно, что профессиональноестановление нельзя искусственно оторвать от жизненного пути человека в целом.Впервые это было убедитель- но показано в работе Ш. Бюлер, отметившей, чтобольшинство людей проходит через определенные стадии развития в сходныевозрастные перио- ды, причем им соответствуют и стадии профессиональногоразвития [23]. Дальнейшие работы(Е.А. Головаха, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.И. Логинова)в этой области позволили сделать два основных вывода:
Во-первых,необходимо рассматривать профессиональное созревание как процесс, длящийся всюжизнь. Во-вторых, профессиональный путь человека и его основные этапынеразрывно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности.
Вотечественной психологии разработано несколько периодизаций профессиональногопути человека. При анализе этих периодизаций обращает на себя вниманиечастичное совпадение выделенных в них этапов с этапами общего возрастногоразвития, предложенными и в классификациях общей и возрастной психологии. Поэтомувозникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии. Всвязи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессепрофессионального становления. Т.В. Кудрявцев, один из первых отечественныхпсихологов, глубоко исследовавших проблему профессионального становленияличности, в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности кпрофессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии: 1)возникновение и формирование профессиональных намерений; 2) профессиональноеобучение и подготовку к профессиональной деятельности; 3) вхождение впрофессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственномколлективе;
4)полную реализацию личности в профессиональном труде [12]. Е.А. Климов обосновалследующую профессионально ориентированную периодизацию — человека как субъектатруда:
1)Стадияпред-игры (до 4 лет)- освоение функций восприятия, которые становятся основойдальнейшего развития и приобщения человека к труду;
2)Стадияигры(5-8 лет) – овладение «основными смыслами» человеческой деятельности;
3)Стадияовладения учебной деятельностью(8-12 лет) – развитие функций самоконтроля,самоанализа и планирования деятельности;
4)Стадияоптации (12-18 лет) — период выбора профессии в учебно-профессиональномзаведении;
5)Стадияадепта (17-20 лет) – профессиональная подготовка по выбранной специальности;
6)Стадияадаптанта(20-23 года) — вхождение в профессию и привыкание к ней;
7)Стадияинтернала(23-26 лет) — приобретение профессионального опыта;
8)Стадиямастера — квалифицированное выполнение трудовой деятельности;
9)Стадияавторитета — достижение профессионалом высокой квалификации;
10)Стадиянаставничества — передача профессионалом своего опыта[7]. А.К. Маркова вкачестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровнипрофессионализма личности. Она выделяет 5 уровней и 9 этапов:
1)допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией; 2)профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализациив ней и свободного владения профессией в форме мастерства; 3)суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владенияпрофессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческогосамопроектирования себя как личности; 4) непрофессионализм — выполнение трудапо профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности; 5)послепрофессионализм — завершение профессиональной деятельности [13].
Такжеодним из критериев профессионального становления личности является выделениеэтапов становления профессионального самосознания.
Профессиональноесамосознание проходит определенные стадии становления:
I. Стадияконкретно-наглядных представлений о мире профессий.Эта стадия берет свое начало в возрасте становлениясамосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до началаподросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает своесознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символическойформе пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др.,основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когдаучебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющейразвитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях.Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но вкаждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядныхобразов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.
II. Стадияпрофессионального самопознания. Освоив определенные представления о разнообразныхпрофессиях, школьнику необходимо их как-то использовать. Большинство подростковеще не могут реализовать себя, даже частично, в той или иной профессиональнойсфере потому, что еще у них нет достаточного количества ресурсов: знаний,умений и готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность всамопознании, обусловленная новой ведущей деятельностью – общением сосверстниками. Именно это создает запрос на самопознание, – в том числе и насамопознание в профессиональной сфере. На этой стадии занятия характеризуютсянаправленностью на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той илииной профессии, прояснение их содержания, оценке их уровня развития. Кзавершению этой стадии (примерно в 14–16 лет) у подростка формируются первичныеожидания от профессии и от себя в профессии.
III.Стадия профессионального самоопределения. Здесь завершается процесс становленияпрофессионального самосознания. И важно отметить, что эта стадия у большинствашкольников находит свое развитие и после школы. Данная стадия характеризуетсяналичием сформированного маршрута в овладении профессией, в наличии устойчивыхинтересов в связи с профессией и осознанием определенных личностных изменений,обусловленных требованиями профессии[19].
Изкраткого анализа периодизаций профессионального становления личности следует,что, несмотря на разные критерии и основания дифференциации этого процесса,выделяются примерно одинаковые стадии.
Такимобразом, в качестве оснований для выделения стадий профессионального становленияличности оправданно взять социальную ситуацию и уровень реализации ведущейдеятельности. Рассмотрим влияние этих двух факторов на профессиональноестановление личности. Началом данного процесса является зарождениепрофессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влияниемродственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (0-12 лет). Затемследует формирование профессиональных намерений, которое завершаетсяосознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период встановлении личности получил название оптации. Профессиональная активностьличности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливопроявляется в решении вопроса о выборе профессии.
Собственнопрофессиональному обучению предшествуют трудовое допрофессиональное обучение ивоспитание, которые осуществляются в школе и семье в следующих направлениях — психологическая подготовка к труду и психологическая помощь молодому человеку ввыборе профессии.
Приреализации этих направлений работы стимулируются обе стороны психическогоразвития человека: а) мотивационная сфера, в которую входят направленность натруд, трудовые и профессиональные интересы, профессиональные намерения,готовность к труду и к выбору профессии; б) операциональнаясфера, которая включает знания о труде и о профессии, знания о качествахличности, необходимых для профессии и о наличии этих качеств у себя; трудовыеумения, умения апробировать свои силы на этапах выбора профессии, а такжепреодоление ошибок в трудовой деятельности (таких, например, как потеря цели втрудовой деятельности, отвлечение на другие виды деятельности, преобладаниерепродуктивной деятельности, отсутствие переноса, злоупотребление приемом проби ошибок вместо осознанного выбора стратегии поведения и др.).
В работахКлимова отмечается, что допрофессиональная психологическая подготовка должнабыть направлена на формирование целостной личности человека, имеющейпотребность в труде и в выборе профессии, реализующей индивидуальноепредназначение человека, а также обладающей способностью реализовать своиустановки в труде и профессиональные интересы. Он определяет стороныпсихологической подготовкик труду и к выбору профессии, осуществляемойв допрофессиональном трудовом обучении и воспитании в школе и в семье в двухнаправлениях: психологическая готовность(мотивационная сфера) и психологическаяподготовленность(операциональная сфера).
Готовностьмотивационной сферы заключается, по Климову, в трудовой направленности личности,потребности в труде; осознании общественной необходимости труда, мотивы долга;установки на труд, на высокую продуктивность труда; положительном эмоциональномотношении к труду («радость труда»), трудовом настроении; уважении к любомутруду; сочетании избирательного отношения к отдельным видам труда с готовностьюв случае необходимости выполнить любой труд; трудолюбии (любовь к труду);трудовых интересах и склонностях (как источники достижения целей в труде ипреодоления препятствий); устойчивых профессиональных намерениях, призвании;уверенности в своих силах в труде (как основа удовлетворения от труда);готовности сделать самостоятельный выбор (вида задания, уровня сложностизадачи, партнера для совместной работы, профессии); готовности к труду иготовности к выбору профессии; качествах личности: требовательность крезультатам своего труда, ответственность за результаты и способы труда,упорство и настойчивость в достижении цели, инициативность как постановка новыхцелей в труде.
Операциональнаясфера включает в себя знания о различных видах профессиональной деятельности,видах труда; знание о «веере профессий», необходимых в данном регионе;общетрудовые умения и навыки, умения и привычка работать; знание требований,которые предъявляют разные виды труда к человеку; осведомленность выбирающеготрудовой путь в своих личных склонностях и способностях; знание того, что ещенадо развить у себя; знание путей и средств, с помощью которых можно развить усебя нужные качества и способности; знание того, какие позитивные и негативныечерты личности могут развиться у человека данной профессии; знание о стилежизни в данной профессии; умение осуществлять практическую пробу сил вразличных видах деятельности (в разных трудовых операциях, трудовых заданиях);умение выполнять работу за фиксированный отрезок времени; знания о неприятныхсторонах однообразного, монотонного, обязательного труда, о трудностяхадаптации на начальных этапах труда; умение мобилизовать усилия; знания одисциплине труда; умение планировать, контролировать свои трудовые операции; знанияо культуре труда (соблюдение плана, темпа, ритма работы); умение работатьсовместно (определить общую цель, распределить функции, участки работы,средства, инструменты, материалы, определить сроки работы, свое место в общемтруде); качества личности: тщательность выполнения, организован -ность,саморегуляция в труде и др.; активное включение в учебный, бытовой,обслуживающий, общественно-полезный труд[10].
От того, какпрошла допрофессиональная психологическая подготовка в школе и семье, зависитэффективность прохождения человеком дальнейших этапов профессионального пути — выбора профессии, профессионального обучения.
Формируя иразвивая на каждом этапе профессионального обучения психологические качествабудущего специалиста, важно стимулировать, прежде всего, мотивационную сферу(ценностные ориентации профессии, смысл профессии, мотивы, цели, эмоции,установку на адаптацию, определяющие направленность личности) и затем, на ееоснове — операциональную сферу (профессиональные знания, профессиональные способности,профессиональные действия, профессиональное мышление, профессиональныетехнологии, в том числе приемы сотрудничества в совместной профессиональнойдеятельности и др.). В процессе профессионального обучения желательно также повозможности преодолевать дисбаланс, рассогласование, дисгармонию междумотивационной и операциональной сферой будущего специалиста, когда, например,опережает мотивационная сфера — есть интерес к будущей профессии, а необходимыхзнаний и умений еще нет и т.д. Средствами профессионального обучения могутстать разные психологические стратегии: а) стратегия развития и доразвитиянужных психологических качеств путем стимулирования имеющихся у субъекта потенциальныхкачеств, доведения их до желательного уровня; б) стратегия жесткого формирования,обучения четкому составу трудовых действий в строго определенном порядке; в)стратегия мягкого формирования как обучение широкому спектру трудовых действийс возможностью их варьирования и индивидуализации; г) стратегия коррекции — перестраивание неправильно сложившихся трудовых умений и качеств будущегоспециалиста.
Названныепсихологические стратегии обучения могут быть соотнесены с различными педагогическимитехнологиями: деятельностно-ориентированное и личностно-ориентированиоеобучение, жестко алгоритмическое, программированное обучение ииндивидуально-вариативное и т.д. Предлагаются и разрабатываются разные видыобучения: адаптивное, развивающее, проблемное, дифференцированное или индивидуализированное,контекстное.
Профессиональноестановление охватывает длительный период онтогенеза человека. При такомвременном подходе профессиональное становление практически полностью совпадаетс онтогенезом человека, если рассматривать онтогенез как жизнь индивида со днярождения до старости. Значит, есть все основания считать профессиональноестановление процессом, пронизывающим всю жизнь человека. Следует отметить, чтосценарии профессионального становления индивидуальны. Для одного человекапрофессия определяет смысл его существования, является делом всей его жизни,для другого служит фоном, средством удовлетворения личностно важныхпотребностей, третий не придает ей особого значения,— то есть профессия имеетразный личностный смысл.
Рассмотрим профессиональноесамоопределение на ранних этапах онтогенеза, включающих дошкольное детство имладший школьный возраст.
Дошкольное детство. Дошкольный возраст длится с трех до шести-семи лет жизни.Основная потребность дошкольника — жить общей жизнью со взрослыми — всовременных исторических условиях напрямую не удовлетворяется, и жизнь ребенкапроходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связьосуществляет игра как ведущая деятельность ребенка. Сущность игры, по Л. С.Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка,основным содержанием которых является система отношений со взрослыми.
Характерная черта игры состоит втом, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условийреального достижения его результатов, поскольку мотив его заключен не вполучении результата, а в самом процессе выполнения действия. В игре и другихвидах деятельности дошкольника (рисовании, самообслуживании, общении) рождаютсятакие новообразования, как: иерархия мотивов, воображение, начальные элементыпроизвольности, понимание норм и правил социальных взаимоотношений.
Общеизвестностремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действияи деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получаютсюжетно-ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированныйхарактер. Дети играют, присваивая себе роли врачей, продавцов, воспитателей,др.
Важное значениедля дальнейшего профессионального самоопределения имеют первоначальные трудовыепробы — выполнение несложных действий по уходу за одеждой, растениями, уборкепомещений и др. Эти трудовые действия развивают интерес к труду, составляютоснову воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще,обогащают знания детей о труде взрослых.
Положительноевлияние на дальнейшее профессиональное самоопределение имеют знания о трудевзрослых. Для их формирования оправданно наблюдение за работой взрослых, азатем описание содержания труда. Результатом профессионально-ролевых игр,выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится«самоопределение» дошкольников на основе различения видов труда и сравненияразных профессий.
Младший школьныйвозраст. В современной периодизациипсихического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9—11лет. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учение. Восваиваемой учебной деятельности формируются основные возрастныеновообразования: интеллектуальная рефлексия, произвольность, внутренний пландействия. В рамках овладения учебной деятельностью перестраиваются,совершенствуются все психические процессы. Вторая по значению деятельностьмладшего школьника — труд в двух характерных для этого возраста формах: в формесамообслуживания и в форме изготовления поделок.
Младший школьный возрастявляется периодом фактического складывания психологических механизмов личности,образующих в совокупности качественно новое, высшее единство субъекта —единство личности, появление «Я-концепции». Ребенок приобретает черты большейиндивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях. Психологическойособенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда иориентации на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей,родственников, близких знакомых семьи. Наблюдается своего рода профессиональнаяиндукция. Вторая важная особенность детей этого возраста — мотивациядостижений, и, конечно, прежде всего, в ведущей деятельности — учебе. Осознаниеребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной,игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления ожелаемой профессии. Развитие способностей к концу младшего школьного возрастаприводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, чтовлияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений. Учебнаяи трудовая деятельность способствует развитию воображения детей каквоссоздающего, так и продуктивного (творческого). На основе этой способностипроисходит обогащение представления о содержании различных видов труда,формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя вопределенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенныефантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональноесамоопределение личности.
Дошкольный и младшийшкольный возраст соотносятся со стадией конкретно – наглядных представлений омире профессий. На этой стадии создается определенная наглядная основа, накоторой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Исходяиз этого, можно выделить задачи профориентации детей дошкольного и младшегошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии свозрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформироватьинтерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовойдеятельности, воспитывать уважение к людям труда.
Ранняя (детская)профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выборапрофессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационныйхарактер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместногообсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовойдеятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы)
Цель раннейпрофориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение кпрофессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использоватьсвои силы в доступных видах деятельности. Именно поэтому очень важно создатьмаксимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, наоснове этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу болееосмысленно и чувствовать себя более уверенно.
Следовательно, психологическиетехнологии профориентации в дошкольном образовании подразумевают созданиепредметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, котораяспособствует становлению субъектной позиции ребенка в образовательной исоциальной среде на основе «Я-концепции». Психологические технологиипрофориентации в начальной школе предполагают создание образовательной среды,которая будет способствовать воспитанию у ребенка личностных качеств,определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения.
Таким образом, психологическиетехнологии профессиональной ориентации в дошкольном и младшем школьном возрастезаключаются в комплексе психолого-педагогических средств, методов воздействияна личность с учетом возрастных особенностей психологического развития ребенка,направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов исклонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр иучебных предметов. Психологические технологии ранней профориентации основаны наличностно-ориентированном воспитании и обучении с использованием стратегиимягкого формирования — обучение широкому спектру трудовых действий свозможностью их варьирования и индивидуализации, формировании мотивационно –операциональной сферы личности ребенка.
Кроме того, психологическиетехнологии профориентации на ранних этапах онтогенеза включают в себяпрофконсультацию для родителей, которая направлена на приобщение родителей кформированию у подрастающего ребенка готовности самостоятельно и осознанноделать профессиональные и нравственные выборы.

Выводы
1. Психологическиетехнологии – это совокупность методов и приёмов, направленных на формированиедейственно – практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.
2.Психологические технологии профессиональной ориентации — это совокупностьметодов и приемов, направленных на эффективное управление процессом выборапрофессии и проектирования профессионального пути с учетом личностных качествсубъекта.
3. Психологическиетехнологии профессиональной ориентации на ранних этапах онтогенеза направленына формирование целостной личности человека, имеющей потребность в труде и ввыборе профессии, реализующей индивидуальное предназначение человека, а такжеобладающей способностью реализовать свои установки в труде и профессиональныеинтересы.
4.Психологические технологии профессиональной ориентации на ранних этапахонтогенеза включают методы и приёмы, направленные на формирование положительноймотивации по отношению к объекту труда, формирование личностного смысла труда,на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей,которые реализуются через игровую, учебную деятельность, новизну, идентификациюс родителями.

Заключение
Данная курсовая работапосвящена теме: «Особенности психологических технологий профессиональнойориентации на ранних этапах онтогенеза». Работа состоит из одной главы и трехпараграфов, в них мы рассмотрели сущность, функции и принципы технологийпрофессиональной ориентации; категории «технология», «технологиипрофессиональной ориентации»; психологические технологии в профессиональномориентации дошкольников и младших школьников.
Одним извкладов нашего исследования является определение понятия «психологическиетехнологии» как совокупностиметодов и приёмов, направленных на формирование действенно–практической сферыличности и реализацию природных потенциалов.
Соответственно, термин«психологические технологии профессиональной ориентации» — это совокупностьметодов и приемов, направленных на эффективное управление процессом выборапрофессии и проектирования профессионального пути с учетом личностных качествсубъекта. Психологические технологии являются составной частью системыпрофессиональной ориентации.
Крометого, анализ литературы позволяет сделать вывод, что именно на ранних этапахонтогенеза происходит закладка профессионально важных качеств будущегоспециалиста. На решение этой задачи и направлены психологические технологиипрофессиональной ориентации. Они включают методы и приёмы, направленные наформирование положительной мотивации по отношению к объекту труда, формированиеличностного смысла труда, на зарождение профессионально ориентированныхинтересов и склонностей у детей, которые реализуются через игровую, учебнуюдеятельность, новизну, идентификацию с родителями.
Перспектива данной темыможет состоять в конкретной разработке технологий профориентации и апробации ихв дошкольных учреждениях и школах.

Список литературы
1.  Гатанов Ю. О целях развивающихпрограмм, или как Генри Форд заработал миллионы//Школьный психолог №8,2000.
2.  Головаха Е.И. Жизненная перспектива ипрофессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.
3.  Гончаров Н.В. Дистанционныетехнологии в тестировании//Вопросы психологии №2,2006.
4.  Зеер Э.Ф. Психология профессий.Екатеринбург,1997.
5.  Иванова Е.М. Психотехнология изучениячеловека в трудовой деятельности. М.,1992.
6.  Климов Е.А. Введение в психологиютруда. М.: Изд-во МГУ,2004.
7.  Климов Е.А. Как выбирать профессию.М.: Просвещение,1990.
8.  Климов Е.А. Педагогический труд:психологические составляющие. Изд-во МГУ,2004.
9.  Климов Е.А. Психология профессионала.Москва-Воронеж,1996.
10. Климов Е.А.Психология профессионального самоопределения. М.,2004.
11. Коссов Б.Б. Психологические проблемы трудовоговоспитания и профориентации //Вопросы психологии №6,1984.
12. Кудрявцев Т.В.Психология профессионального обучения и воспитания. М.,1997.
13. Маркова А.К.Психология профессионализма. М.,1996.
14. Обухова Л.Ф.Детская (возрастная) психология. М.,1996.
15. Пряжникова Е.Ю.,Пряжников Н.С. Профориентация. М.,2007.
16. Пряжников Н.С.,Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.,2003.
17. ПряжниковаЕ.Ю.Технологии и методы профессиональной ориентации населения. М., 2001.
18. Психологияличности. Тексты/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. М.,1996.
19. Психологическоесопровождение выбора профессии /Под ред. Л.М. Митиной. М., 1998.
20. Сальникова Т.П.Педагогические технологии. М.,2008.
21. Сапогова Е.Е.Психология развития человека. М.,2005.
22. Семенова Г.Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников// Школьный психолог№10,2004.
23. Укке Ю.В.Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников//Вопросыпсихологии №5,1999.
24. Чернявская А.П.Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.,2001.
25. Эльконин Д.Б.Психология игры. М.,1978.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.