Реферат по предмету "Психология"

Узнать цену реферата по вашей теме


Нормативное поведение в группе

КОНТРОЛЬНОЕ  ЗАДАНИЕ
 
по дисциплине  «Социальная психология»
по специальности:                        Маркетинг
по разделу учебного плана :                    Социальнаяпсихология
преподаватель — консультант :                КоваленкоА.Б.
Тема контрольной работы:
Нормативное поведение в группе
План:
1.  Групповые нормы и нормативное поведение.
2.  Нормативное влияние группового большинства. Групповоедавление. Комформизм и комформность.
3.  Влияние меньшинства на группу.
4.  Концепция референтных групп личности.
«Лишь через свое отношение к другому человеку человексуществует как человек»
(С.Рубинштейн)
            Групповые(социальные) нормы являются стандартом поведения в малой группе, регуляторомотношений, которые в ней складываются. В процессе жизнедеятельности группывозникают и развиваются определенные групповые нормы и ценности, которые в тойили иной степени должны разделять все участники.
Характеристикой жизнедеятельности группы являетсяфункционирование в ней процессов нормативного поведения, связанного среализацией групповых норм.
            Поднормой понимается стандартизованные нормы поведения, принятые членамигруппы, они регулируют деятельность группы, как организованной единицы.Функционирование групповых норм непосредственно связано из социальным контролеми поведением индивида. Соблюдение норм обеспечивается соответствующимисанкциями.
Групповые нормы - это определенные правила, выработанные группой, принятые еебольшинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Дляобеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система санкций. Санкции могут иметь поощрительный или запретительный характер.При поощрительном характере группа поощряет тех членов, которые выполняюттребования группы — растет их статус, повышается уровень их эмоциональногопринятия, применяются другие психологические меры вознаграждения. Призапретительном характере группа в большей степени склонна на наказание техчленов, поведение которых не соответствует нормам. Это могут бытьпсихологические методы воздействия, снижение общения с «провинившимися»,понижение их статуса внутри групповых связей.
Определить  характеристику функционирования норм вмалой группе можно по следующим признакам:
1) групповыенормы являются продуктом социального взаимодействия людей и возникают в процессежизнедеятельности группы, а также вводимые в нее более крупной социальнойобщностью (организацией);
2) группане устанавливает норм поведения  для каждой возможной ситуации, они формируютсятолько относительно  действий и ситуаций, имеющих  определенную значимость длягруппы;
3) нормымогут прилагаться к ситуации в целом, не относясь к отдельным членам группы ироли, возложенной на них, а могут  регламентировать и стандарты поведенияотдельных индивидов, выполняющих те или иные социальные роли;
4) нормыразличаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почтивсеми членами группы, а другие поддерживаются только незначительнымменьшинством или не одобряются вовсе;
5) нормыотличаются также по диапазону применяемых санкций ( от неодобрения поступкачеловека до исключения его из группы).
            Признакомсоциально-психологических явлений в группе является нормативность поведенияиндивида. Социальные нормы выполняют функции ориентации поведения, её оценки иконтроля за ней.
            Социальныенормы поведения обеспечивают особенную унификацию поведения членов группы, атакже регулируют отличия в средине группы, поддерживают стабильность еесуществования. Цель, поставленная себе индивидом, определяется групповыминормами. Влияние группы на индивида оказывается в его желании согласовыватьсвои действия с нормами, принятыми в группе, и избегать действий, которые могутбыть рассмотренными как отклонение от них.
            Нормативноевлияние это конкретизация более общей проблемы — влияния группы на поведениеиндивида, которая может  быть дифференцирована, как исследование четырехотносительно самостоятельных вопросов:
·    влияние нормы группового большинства,
·    нормативного влияния группового меньшинства,
·    последствия отступления индивида от групповых норм,
·    референтных групп особенности.
            Особенноостро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы.Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении,какими ценностями дорожат и какие взаимоотношения исповедуют, перед новымчленом группы встает проблема принятия или отвержения этих правил и ценностей.При этом возможны следующие варианты его отношения к данной проблеме:
1) сознательное,свободное принятие норм и ценностей группы;
2) вынужденноепринятие под угрозой санкций группы;
3) демонстрацияантагонизма по отношению к группе ( по принципу «белой вороны»);
4) осознанное,свободное отвержение групповых норм и ценностей с учетом возможных последствий(вплоть до ухода из группы).
            Важноиметь в виду, что все эти варианты дают возможность человеку определиться,найти «свое место в группе или в рядах «законопослушных», или в рядах «местныхбунтарей».
            Исследованияпоказали, что второй вариант поведения человека по отношению к группе оченьраспространенный. Вынужденное принятие человеком норм и ценностей группы подугрозой потери этой группы или своего положения в ней получил названиеконформизма.  Начало экспериментов по изучению этого феномена положиламериканский психолог С.Аш.
            Конформизм- это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению,возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы.Другими словами, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когдапредпочитает выбирать мнение группы в ущерб своему собственному.
            Конформизм в общем плане определяется как пассивное, приспособленческое принятие групповыхстандартов в поведении, безоговорочное признание установленных порядков, норм иправил, безусловное признание авторитетов. В таком определении конформизм можетозначать три разные явления:
1) выражениеотсутствия у человека собственных взглядов, убеждений, слабохарактерность,приспособленность;
2) проявлениеодинаковости в поведении, согласие с точкой зрения, нормами, ценностнымиориентацией большинства окружающих;
3) результатдавления групповых норм на индивида, в результате чего он начинает думать,действовать как остальные члены группы.
            Конформизмповседневно существует в малых группах на работе, в группах по интересам, всемье и воздействует на индивидуальные жизненные установки и изменениеповедения.
            Ситуационноеповедение индивида в условиях конкретного группового давления называютконформное поведением.
            Степеньконформности человека обусловлена и зависит
во-первых,от значимости для него высказываемого мнения — чем оно важнее для него, темниже уровень конформности.
Во-вторых,от авторитета тех, кто высказывает те или иные взгляды в группе — чем выше  ихстатус и авторитетность для группы, тем выше конформность членов этой группы.
В-третьих,конформность зависит от количества лиц, высказывающих ту или иную позицию, отих единодушия.
В-четвертых,степень конформности определяется возрастом и полом человека — женщины в целомболее конформны, чем мужчины, а дети — чем взрослые.
            Исследованияпоказали, что комфортность — явление неоднозначное, в первую очередь потому,что уступчивость индивида не всегда свидетельствует  о действительных переменахв его восприятии. Различают два варианта поведения индивида: — рационалистический, когда мнение изменяется в результате убеждения индивида вчем-то; мотивированный — если он демонстрирует изменения.
            Конформноеповедение человека можно рассматривать как негативное по своей сути, означающеерабское, бездумное следование групповому давлению,  и как сознательноеприспособленчество индивида к социальной группе. Зарубежные исследователиЛ.Фестингер, М.Дойч, и Г.Жерард выделяют два типа конформного поведения:
·    внешнее подчинение, проявляющееся в сознательномприспособлении к мнению группы. При этом возможны два варианта самочувствияиндивида: 1) подчинение сопровождается острым внутренним конфликтом; 2)приспособление происходит без сколько-нибудь ярко выраженного внутреннегоконфликта;
·    внутреннее подчинение, когда часть индивидоввоспринимает мнение  группы как свое собственное и придерживается его и за еепределами. Существуют следующие виды внутреннего подчинения: 1) бездумноепринятие неверного мнения группы по принципу «большинство всегда право»; 2) принятие мнения группы посредством выработки собственной логики объяснениясделанного выбора.
Такимобразом, конформность к групповым нормам в одних ситуациях позитивный фактор, ав других — негативный. Следование некоторым установленным стандартам поведенияважно, а иногда просто необходимо для эффективных групповых действий. Другоедело, когда согласие с нормами группы приобретает характер извлечения личнойвыгоды и превращается в приспособленчество.
            Конформность- очень важный психологический механизм поддержания внутренней однородности ицелостности группы. Это объясняется тем, что данный феномен служит поддержаниюгруппового постоянства в условиях изменения и развития группы. Одновременно онможет быть и препятствием развития личности и социальных групп.     
            Чтобыопределить как влияет мнение меньшинства на группу, проведено много опытов.Некоторое время преобладало мнение, что индивид в основном поддается давлениюгруппы. Но некоторые опыты показали, что исследуемые, имеющие высокий статус,мало меняют свое мнение, и групповая норма отклоняется в их сторону.  Еслиисследуемые в конфликтной ситуации находят социальную поддержку, ихнастойчивость и уверенность в отстаивании своих идей увеличивается. Важно,чтобы индивид, отстаивая свою точку зрения знал, что он не один.
            Вопрекифункционалистической модели группового влияния, интерационистическая модельстроиться с учетом того, что в группе под влиянием внешних социальных переменсоотношение сил постоянно меняется, и меньшинство может выступить в группе проводником этих внешних социальных влияний. В связи с этим выравниваетсяассиметричность отношений «меньшинство — большинство».
            Терминменьшинство в исследованиях используется в буквальном его смысле. Это тачасть группы, которая имеет меньше возможности влияния. Но если численноеменьшинство сумеет навязать свою точку зрения другим членам группы, то сможетстать большинством. Для влияния на группу, меньшинство должно руководствоватьсяследующими условиями: последовательность, стойкость поведения, единство членовменьшинства в конкретный момент и сохранность, повторение позиции во времени.Последовательность поведения меньшинства производит заметное влияние, посколькусам факт стойкости опозиции подрывает согласие в группе. Меньшинствово-первых, предлагает норму, противоположную норме большинства; во- вторых, онанаочно демонстрирует, что групповое мнение не является абсолютным.
            Чтобыответить на вопрос какой тактики должно придерживаться меньшинство и сохранитьсвое влияние, Г.Мюньи провел эксперимент, общая идея которого состоит  вследующем: когда речь идет о ценностной ориентации, группа делиться на большоеколичество подгрупп со своими разнообразными позициями. Участники подгруппориентируются не только на эту группу, а и на другие группы, к которым ониотносятся (социальные, профессиональные).
            Длядостижения компромисса в группе определенное значение имеет стиль поведения еечленов, разделяющийся на регидный и гибкий стиль. Регидный — этобескомпромисный и категорический, схематический и суровый по высказываниям.Такой стиль может привести к ухудшению позиции меньшинства. Гибкий — мягкий вформулировках, в нем проявляется уважение к мнению других, готовность ккомпромиссам и он является более эффективным. При избрании стиля необходимопринимать во внимание  конкретную ситуацию и задачи, которые необходимо решить.Таким образом меньшинство, используя различные методы, может значительноувеличить свою роль в группе и приблизиться к поставленной цели.
            Процессывлияния большинства и меньшинства отличаются формой своего проявления.Большинство проявляет сильное влияние на принятие решения его позицийиндивидом, но при этом круг возможный альтернатив для него ограничиваетсяпредлагаемых большинством. В этой ситуации индивид не ищет других решений,возможно более правильных. Влияние меньшинства происходит менее        сильно,но при этом стимулируется поиск различных точек зрения, дающих возможность кпроявлению разнообразных оригинальных решений и повышает их эффективность.Влияние меньшинства вызывает большую концентрацию, познавательную активностьчленов группы. При влиянии меньшинства во время расхождения взглядов, возникающаястрессовая ситуация сглаживается за счет поисков оптимального решения.
            Важнымусловием влияния меньшинства является последовательность его поведения,уверенность в правильности своей позиции, логической аргументации. Восприятие ипринятие точки зрения меньшинства происходит значительно медленнее и трудней,чем у большинства. В наше время переход от большинства к меньшинству инаоборот, происходит очень быстро, поэтому анализ влияния меньшинства ибольшинства более полно открывает особенности группового динамизма.
            Взависимости от значимости для человека норм и правил, принятых в группе,выделяются референтные группы  и группы членства. Для каждого индивида группаможет рассматриваться с точки зрения его ориентации на групповые нормы иценности. Референтная группа — это группа, на которую ориентируется человек,чьи ценности, идеалы и нормы поведения он разделяет. Иногда референтная группаопределяется как группа, в которой человек стремиться быть или сохранитьчленство. Референтная группа оказывает существенное влияние на формированиеличности, ее поведение в группе. Это объясняется тем, что принятые в группестандарты поведения, установки, ценности  выступают для индивида в качественеких образцов, на которые он опирается в своих решениях и оценках. Референтная группа для индивида может быть положительной, если она побуждаетбыть принятым в нее, или хотя бы добиться отношения к себе, как члену группы.Негативная референтная группа — это группа, которая побуждает индивидавыступать против нее, или с которой он не хочет иметь отношений как членгруппы. Нормативная референтная группа является источником норм поведения,установок ценностных ориентаций для индивида. Часто встречаются случаи, когдачеловек выбирает за нормативную не реальную группу, где он учиться и работает,а воображаемую группу, стающую для него референтной. Существует несколькофакторов, определяющих эту ситуацию:
1.   Если группа не обеспечиваетдостаточно авторитета своим членам, они будут выбирать внешнюю группы, имеющуюбольший авторитет, чем собственная.
2.   Чем больше изолирована личность всвоей группе, чем ниже ее статус, тем вероятней ее выбор как референтнойгруппы, где она ожидает  иметь сравнительно высший статус.
3.   Чем больше возможности имеетиндивид, чтобы изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тембольше вероятность выбора группы с высшим статусом.
            Необходимостьисследования референтных групп определяется следующими факторами:
·    Референтные группы — это всегдасистема эталонов для выбора и оценки индивидом своих поступков и поведениядругих людей или событий.
·    Группа становится референтной,если индивиду близки ее ценности, цели, нормы и он стремится придерживаться еетребований.
·    С помощью референтных  группличность интерпретирует социальные нормы, устанавливая для себя границыдопустимого, желаемого или недопустимого.
·    Ожидание членов рефкрентной группыдля человека является критерием оценки своих поступков, побуждает его ксамоутверждению, самообразованию.
·    Референтные группы влияют нахарактер отношений индивида с социальным окружением, побуждая выбор желаемогокруга общения.
·    С помощью референтных группформируется определенный тип поведения личности, осуществляется социальныйконтроль за его поведением, поэтому в целом референтные группы — необходимыйфактор социализации личности.
            «Человекв группе не является самим собой: он — одна из клеточек организма, столь жеотличающаяся от него, как клаточка вашего тела отличается от вас»  (Д.Стейнбек,американский писатель)

 
 
Литература:
Н.М.Ануфриева, Т.Н.Зелинская,Н.Е.Зелинский Социальная психология -К.: МАУП, 1997
М.Н.Корнев, А.Б.Коваленко.Социальная психология — К. 1995
А.А.Малышев. Психология личностии малой группы. -Ужгород, Инпроф, 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.