Реферат по предмету "Гражданское право и процесс"

Узнать цену реферата по вашей теме


Унитарные предприятия

Содержание. Введение. Глава 1. Правовая природа государственного унитарного предприятия. 1. Эволюция законодательства о государственных унитарных предприятиях. 2. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия. 3. Государственная собственность как основа возникновения унитарного предприятия. Глава 2. Виды государственных унитарных предприятий.

1. Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения. 2. Федеральное казенное предприятие. 2.3 Управление государственным унитарным предприятием. Заключение. Список литературы. Введение. В настоящее время российское государство поставлено перед необходимостью решения новых проблем экономического страны. Это означает поиск источников внутренних резервов, и повышении эффективности работы традиционных отраслей

государственного сектора, укрепления доверия партнеров. Включение экономики РФ в мировой коммерческий оборот и решение задач переустройства экономики может иметь практическое для других стран, которые стоят перед аналогичными проблемами. Это позволит выявить конкретные результаты экономических реформ и правового регулирования экономических отношений, участниками которых выступают государственные унитарные предприятия, являющиеся активными

субъектами предпринимательской деятельности, отражающие одновременно как частные, так и публичные интересы государства. Поэтому концепции создания эффективного правового положения предприятий как неотъемлемого института экономической стабилизации в Российской Федерации, представляется актуальной задачей. Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепила положения о признании и защите частной, государственной, муниципальной и форм собственности. Гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической

деятельности. Именно такое утверждение новых гражданско-правовых институтов, правовое и организационное закрепление отношений по управлению собственностью свидетельствуют о возрождении и развитии демократической основы России. Необходимость теоретического исследования правового положения государственных унитарных предприятий предопределяется несколькими причинами. Во-первых, государственные унитарные предприятия занимают прочное место в экономической структуре государства

и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер. Однако, многие теоретические и практические вопросы правового положения государственных унитарных предприятий находятся в настоящее время вне поля зрения законодателя. Здесь уместно заметить, что экономическая эффективность присуща не только российским государственным предприятиям. О ней давно говорят и пишут в других странах мира.

Таким образом, данная проблема носит всеобщий характер и заслуживает пристального исследования как экономистов, так и юристов Во-вторых, государственное унитарное предприятие, собственником имущества которого является государство в лице Российской Федерации и субъектов Федерации, вступает не только в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения. Поэтому необходимо теоретическое и практическое осмысление правового положения

государственного унитарного предприятия, имеющего комплексный правовой статус и действующего на основе положений не только гражданского права, но и иных отраслей права, которых недостаточно либо не взаимосвязаны, а также порой противоречат друг другу. Отмеченное выше обусловливает актуальность темы исследования в связи с научным осмыслением правового положения государственных унитарных предприятий. Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные положения и выводы,

выносимые автором на защиту: 1. разработаны теоретические основы правового положения государственных унитарных предприятий на основе разных отраслей 2. показано сочетание публично-правовых и частно-правовых в регулировании правового положения унитарных предприятий ,что позволило дать дать характеристику государства как субъекта не только публичного, но и частного права, а государственного унитарного предприятия как выразителя публично-правовых и частно-правовых интересов.

Глава 1. Правовая природа государственного унитарного предприятия. 1. Эволюция законодательства о государственных унитарных предприятиях. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только госу¬дарственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собствен¬ности

Российской Федерации, субъекту Российской Феде¬рации или муниципальному образованию. С января 1995 г. основы правового положения унитар¬ных предприятий определяются ГК РФ. Пунктом 6 ст. 6 ФЗ от 30.11.1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ, 1994, № 32, ст. 3302; 2001, № 17, ст. 1644) было установле¬но, что к созданным до официального опубликования части

первой ГК РФ государственным и муниципальным пред¬приятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также федеральным казенным предприятиям применяются соответственно нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного веде¬ния (ст. 113, 114, 294, 295, 299, 300), и унитарных предпри¬ятиях, основанных на праве оперативного управления (ст. 113, 115, 296, 297, 299, 300). Согласно п. 6 ст.

113 ГК РФ правовое положение госу¬дарственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и му¬ниципальных унитарных предприятиях. Таким образом ГК РФ ограничивает круг нормативных правовых актов, при помощи которых может быть регламентирован статус уни¬тарных предприятий. Иные отношения, возникающие в связи с функционированием указанных предприятий, мо¬гут регулироваться другими федеральными законами, а также подзаконными правовыми актами.

На основании прямого указания п. 6 ст. 113 ГК РФ был принят Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предпри¬ятиях» (Российская газета, 2002, 3 декабря; далее - Закон). Закон является специальным актом гражданского законо¬дательства, регулирующим правовое положение государ¬ственного унитарного предприятия и муниципального уни¬тарного предприятия, права и обязанности собственников его

имущества, порядок создания, реорганизации и ликви¬дации унитарного предприятия, а также ряд других отно¬шений. Закон действует со дня его официального опубликова¬ния в отношении всех унитарных предприятий на терри¬тории Российской Федерации Начиная с указанной даты уставы существующих унитарных предприятий применяются в части, не противоречащей Закону, и подлежат приведению в соответствие с его нормами до 1.07.2003 г. Основы статуса унитарных предприятий установлены

ГК РФ. Он определяет понятие и основы правового поло¬жения таких предприятий (ст. 113), особенности унитар¬ных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (ст. 114) и на праве оперативного управления (ст. 115), содержание права хозяйственного ведения и опера¬тивного управления (ст. 294-297), порядок приобретения и прекращения указанных прав (ст. 299), правила сохране¬ния прав на имущество при переходе предприятия к дру¬гому собственнику (ст.

300). Основные требования к содер¬жанию уставов унитарных предприятий и порядку утвер¬ждения этих учредительных документов в ГК РФ опреде¬лены в общих нормах ст. 52, а также в специальных пра¬вилах его ст. 113-115. Закон развивает и конкретизирует нормы ГК РФ, ре¬гулирующие правовое положение юридических лиц (ст. 48-65 ГК РФ), применительно к унитарным предприятиям, а также те нормы

ГК РФ, которые устанавливают основы статуса и организации деятельности указанных предпри¬ятий (ст. 113-115 ГК РФ). Государственная регистрация унитарных предприятий с 1.07.2002 г. осуществляется по общим для регистрации всех юридических лиц правилам, установленным ФЗ от 8.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» (СЗ РФ, 2001, № 33, ч. I, ст. 3431), а после введения в действие

Закона - также с учетом положений его ст. 10. Сравнительный анализ содержания п. 6 ст. ИЗ ГК РФ и ст. 1 Закона позволяет сделать два важных вывода: а) правовое положение государственных и муници¬пальных унитарных предприятий может определяться только нормами, содержащимися в ГК РФ и Законе. По¬этому если в других нормативных правовых актах имеют¬ся нормы, посвященные правовому положению унитарных предприятий, то указанные нормы могут применяться лишь при условии, что они полностью

соответствуют по¬ложениям ГК РФ и Закона. Нормы других правовых актов, конкретизирующие правила ГК РФ и Закона о статусе унитарных предприятий и тем более не соответствующие или противоречащие им, после вступления Закона в силу не подлежат применению. Не случайно Президенту РФ и Правительству РФ поручено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Законом (см. п. 2 ст. 38 Закона); б) права и обязанности собственников имущества унитарных предприятий,

порядок создания, реорганиза¬ции и ликвидации таких предприятий определяются Законом в соответствии с ГК РФ. В то же время при¬менительно к данной группе общественных отношений ни ГК РФ, ни Закон не исключают правовое регулирова¬ние при помощи других нормативных правовых актов. Поэтому указанные отношения могут быть регламентиро¬ваны и другими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами. Помимо отношений, прямо названных в ст.

1, Закон регулирует отношения, связанные с имуществом и устав¬ным фондом унитарного предприятия (ст. 11-19 гл. III), определяет статус руководителя такого предприятия, ус¬танавливает правила о заинтересованности в совершении унитарным предприятием сделки, а также о совершаемых в особом порядке сделках, признаваемых крупными, и рег¬ламентирует ряд других важных отношений (ст. 21-28 гл. IV). Указанные отношения могут регулироваться не только

Законом, но и другими нормативными правовыми актами с соблюдением правил п. 1 ст. 37 Закона. Наиболее общие отношения, связанные с управлением унитарными предприятиями, были урегулированы, в част¬ности, Указом Президента РФ от 23.05.1994 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий» (СЗ РФ, 1994, №5, ст. 393). Поскольку имущество унитарного предприятия при¬надлежит на праве собственности государству (Российской Федерации), государственному образованию (субъекту

Российской Федерации) или муниципальному образованию, принципиальное значение для создания унитарных пред¬приятий имеют нормы, установленные в постановлении Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разгра¬ничении государственной собственности в Российской Фе¬дерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов

Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (Ведомости РСФСР, 1992, № 3, ст. 89), дей¬ствующем в редакции постановлений Верховного Совета РФ от 23.05.1992 г. № 2824-1, от 27.01.1993 г. № 4375-1, от 21.07.1993 г. № 5475-1 с учетом постановления Конституци¬онного Суда РФ от 10.09.1993 г. Важное значение имеют также нормы ФЗ от 17.07.2001 г. «О разграничении госу¬дарственной собственности

на землю» (СЗ РФ, 2001, № 30, ст. 3060). Следует обратить внимание на то, что в системе право¬вого регулирования унитарных предприятий большой удельный вес имеют подзаконные нормативные правовые акты. Особенно много их было принято за время, прошед¬шее с момента введения в действие части первой ГК РФ до принятия Закона. Среди указанных правовых актов наиболее важное значение имеют, в частности: постановления Правительства РФ: от 12.08.1994 г. № 908 «Об утверждении

Типового уста¬ва казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяй¬ства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия» (СЗ РФ, 1994, № 17, ст. 1982), действующее с изменениями и дополнениями, вне¬сенными в него постановлениями от 27.07.1998 г 27.08.1999 г 27.11.2000 г 7.06.2001 г.; от 6.10.1994 г. № 1138 «О Порядке планирования и фи¬нансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)»

(СЗ РФ, 1994, № 28, ст. 2989), действующее с изменениями и дополнениями, внесенными в него постановлениями от 27.07.1998 г 27.08.1999 г 27.11.2000 г 7.06.2001 г.; от 5.01.1998 г. № 3 «О порядке закрепления и исполь¬зования находящихся в федеральной собственности адми¬нистративных зданий, строений и нежилых помещений» (СЗ РФ, 1998, № 2, ст. 264); от 30.06.1998 г. № 685 «О мерах по обеспечению посту¬пления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества» (СЗ

РФ, 1998, № 27, ст. 3200); от 3.07.1998 г, № 696 «Об организации учета федераль¬ного имущества и ведения Реестра федерального имуще¬ства» (СЗ РФ, 1998, № 28, ст. 3354); от 6.07.1999 г. № 743 «Об образовании государственных унитарных предприятий военной торговли, основанных на праве оперативного управления (федеральных казенных предприятий)» (СЗ РФ, 1999, № 28, ст. 3679; 2001, № 20, ст. 2010); от 9.09.1999 г. № 1024 «О

Концепции управления госу¬дарственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1999, № 39, ст. 4626); от 4.10.1999 г. № 1116 «Об утверждении порядка отчет¬ности руководителей федеральных государственных уни¬тарных предприятий и представителей Российской Феде¬рации в органах управления открытых акционерных об¬ществ» (СЗ РФ, 1999, № 42, ст. 5034); от 6.12.1999 г. № 1348 «О федеральных государствен¬ных унитарных предприятиях,

основанных на праве хо¬зяйственного ведения» (СЗ РФ, 1999, № 50, ст. 6230); от 9.12.1999 г. № 1366 «О передаче федеральных госу¬дарственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации» (СЗ РФ, 1999, № 50, ст. 6237); от 11.01.2000 г. № 23 «О реестре показателей экономи¬ческой эффективности деятельности федеральных госу¬дарственных унитарных предприятий и открытых акцио¬нерных обществ, акции

которых находятся в федеральной собственности» (СЗ РФ, 2000, № 3, ст. 274); от 29.01.2000 г. № 81 «Об аудиторских проверках феде¬ральных государственных унитарных предприятий» (СЗ РФ, 2000, № 6, ст. 763); от 3.02.2000 г. № 104 «Об усилении контроля за дея¬тельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ» (СЗ РФ 2000, № 6, ст.

777); от 16.03.2000 г. № 234 «О порядке заключения трудо¬вых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (СЗ РФ, 2000, № 13, ст. 1373; 2001, № 31, ст. 3281; 2002, № 41, ст. 3986); от 31.08.2000 г. № 648 «Вопросы государственной, реги¬страции прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности» (СЗ РФ, 2000, № 37, ст. 3718; 2002, № 24, ст. 2310; № 44, ст.

4398); от 16.10.2000 г. № 784 «О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной соб¬ственности, в собственность субъектов Российской Феде¬рации» (СЗ РФ, 2000, № 43, ст. 4243); от 10.04.2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффек¬тивности использования федерального имущества, закреп¬ленного в хозяйственном ведении федеральных государст¬венных унитарных предприятий» (СЗ РФ, 2002, № 15, ст. 1440); распоряжения

Мингосимущества РФ: от 30.07.1998 г. № 802-р «О составе имеющегося у юри¬дических лиц федерального движимого имущества, подле¬жащего учету в Реестре федерального имущества» (БНА РФ, 1998, № 24); от 16.02.2000 г. № 188-р «Об утверждении Примерного устава федерального государственного уни¬тарного предприятия» (БНА РФ, 2000, № 11); от 16.02.2000 г. № 189-р «Об утверждении

Примерного контракта с ру¬ководителем федерального государственного унитарного предприятия» (БНА РФ, 2000, № 13); распоряжения Минимущества РФ: от 2.08.2000 г. № 331-р «Об утверждении Порядка про¬ведения конкурса по отбору уполномоченных аудиторских организаций» (БНА РФ, 2000, № 34); от 7.06.2002 г. № 1424-р «Об утверждении Примерного положения о комис¬сии федерального органа исполнительной власти по анали¬зу эффективности

деятельности федеральных государст¬венных унитарных предприятий» (БНА РФ, 2002, № 31); приказ Минэкономразвития РФ, Минимущества РФ и МНС РФ от 18.09.2001 г. № 320/208/БГ-3-21/355-а «Об утверждении Порядка определения и перечня показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых ак¬ционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности»

(БНА РФ, 2001, № 48). 1.2. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая органи¬зация не наделенная правом собственности на имущество, закреп¬ленное за ней собственником. В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Термин «унитарное» (от лат. unitas - единство) означа¬ет единое, объединенное, составляющее одно целое. В уни¬тарном предприятии, образованном в соответствии с граж¬данским законодательством

России, такое единство выра¬жается в ряде признаков, характеризующих статус юри¬дических лиц данного вида. Правовая природа унитарного предпри¬ятия не предполагает многообразия форм собственно¬сти, используемой при его создании - такое предприятие может быть создано на основе либо государственной (Рос¬сийской Федерации, ее субъекта), либо .муниципальной (муниципального образования) собственности (п. 1 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона). Создание унитарных предпри¬ятий на основе объединения имущества,

находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федера¬ции или муниципальных образований, запрещено импера¬тивной нормой (см. п. 4 ст. 2 Закона). Унитарное предприятие может иметь только одного учредителя (ст. 8 Закона), которому при¬надлежит на праве собственности имущество, закреплен¬ное за таким предприятием. Имущество унитарного предприятия яв¬ляется неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям,

паям), в т.ч. между работниками пред¬приятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ, четвертый абзац п. 1 ст. 2 Закона). Поэтому единым и неделимым является и устав¬ный фонд тех унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается. В казенных предприятиях уставный фонд вообще не форми¬руется (ст. 12 Закона). Собственник имущества учрежденного им унитарного предприятия сохраняет в отношении этого

имущества важнейшее вещное право - право соб¬ственности. Унитарному предприятию указанное имуще¬ство принадлежит на основании ограниченных вещных прав - права хозяйственного ведения или права оператив¬ного управления (п. 2 ст. ИЗ ГК РФ, четвертый абзац п. 1 ст. 2 Закона). Только собственник определяет стратегию хозяйственного развития унитарного предприятия, со¬гласовывает

его важнейшие действия, контролирует це¬левое использование и сохранность закрепленного за пред¬приятием имущества, осуществляет иные важнейшие правомочия, которые не могут быть переданы другим соб¬ственникам (ст. 20 Закона). Текущей деятельностью унитарного предприятия руководит единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником, полностью ему под¬отчетный и действующий в пределах своей компетенции на основе единоначалия. Это - руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор).

Образова¬ние иных исполнительных органов в унитарном предпри¬ятии ни ГК РФ, ни Законом не предусмотрено, допускает¬ся лишь создание совещательных органов (ст. 21 Закона). Кроме того, унитарное предприятие является единст¬венным видом коммерческих организаций, обладающих не общей, а специальной правоспособностью. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности

Российской Федерации, субъекту Российс¬кой Федерации или муниципальному образованию. От имени Российской Федерации или субъекта Российской Фе¬дерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федера¬ции или органы государственной власти субъекта Российской Фе¬дерации в рамках их компетенции, установленной актами, опреде¬ляющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местно¬го самоуправления в рамках их компетенции, установленной акта¬ми, определяющими статус этих органов. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на пра¬ве хозяйственного ведения или на праве оперативного управле¬ния, является неделимым и не может быть распределено по вкла¬дам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юриди¬ческого лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

Самостоятельность бухгалтерского балан¬са заключается в том, что он отражает денежную стои¬мость всего имущества, которым владеет унитарное пред¬приятие, в динамике. В отличие, например, от баланса, который могут иметь некоторые структурные подразделе¬ния (например, филиалы), самостоятельный (завершенный, всеобъемлющий) баланс юридического лица отражает все поступления, активы, пассивы, а также затраты, многие из которых могут не учитываться в балансе структурного подразделения.

Основным отличием унитарного предприятия от коммерческих ор¬ганизаций других организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Фе¬дерации или муниципальному образованию. От бюджетных учрежде¬ний (собственниками имущества которых также являются органы госу¬дарственной власти)

унитарное предприятие отличается тем, что основ¬ной целью его создания и функционирования является систематическое получение прибыли (предпринимательская деятельность). Статьей 2 Закона об унитарных предприятиях установлено, что унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Создание в качестве дочерних ор¬ганизаций иных организационно-правовых форм,

в принципе, не зап¬рещено. Однако создание дочерних организаций связано с передачейимущества (собственником которого унитарное предприятие не являет¬ся). Следовательно, унитарное предприятие не может создавать и иные формы коммерческих организаций. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов

Российской Федерации и (или) иностранном языке. Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Данный пункт дословно повторяет аналогичные нормы Закона об акционерных обществах и Закона об ООО. Здесь следует обратить внимание на то, что, несмотря на специфические отношения унитарного предприятия с собственником имущества и статус этого имущества,

средства индивидуализации у предприятий те же, что и у других коммерческих организаций. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федера¬ции, субъектов Российской Федерации или муниципальных обра¬зований, не допускается. Следует обратить внимание на данный пункт Закона об унитарных предприятиях, которым прямо запрещено создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности

Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Таким образом, после вступления Закона в силу не могут быть созданы унитарные предприятия, имущество которых находится в собственности органов управления разных уровней (например, федерального и регионального). Отметим, что формулировка процитированного пункта Закона не является однозначной и допускается трактовка, в соответствии с которой запрещается объединение

имущества на одном уровне управления (например, городского и районного). На практике такой запрет может повлечь за собой ухудшение управляемости отдельных комплексов (особенно, коммунальных). Однако до соответствующих разъяснений (которые должны иметь законодательную силу) указанная трактовка может иметь место. Не вполне понятным остается и статус действующих унитарных предприятий, которые в свое время были созданы на базе объединения имущества, находящегося в собственности органов

разных уровней управления. Наиболее правомерным представляется преобразование таких предприятий путем их разделения. Однако сама процедура такого разделения пока не уточнена, не детализирована и не закреплена законодательным или нормативным актом. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, со¬ответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотрен¬ным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Общие принципы возникновения правоспособности юридического лица сформулированы

в статье 49 ГК РФ. Следует обратить внимание на то, что данной статьей в отношении унитарных предп



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.