Реферат по предмету "Психология"

Узнать цену реферата по вашей теме


Актуальность формирования экологического сознания. Предмет и задачи экологической психологии

1. Актуальностьформирования экологического сознания
Экологическиезнания в настоящее время приобретают особую актуальность, которая связана спроисходящими под влиянием человеческой деятельности негативными изменениямиокружающей среды. Существование человеческой цивилизации и дальнейшее ееразвитие возможно только при условии формирования качественно новыхвзаимоотношений в системе «Человек – природа». Эти отношения могутбыть сформированы только путем воспитания в семье, экологического образования вучреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, среднего специального ивысшего образования. Экологическое образование и просвещение должны начинатьсякак можно раньше и представлять собой синтез гуманитарной, естественнонаучной итехнической составляющих.
Формированиюэкологического сознания школьников способствует кружковая работа в школе. Черезработу кружка, к примеру, «Юный химик – эколог» можно показать актуальность изначение экологических знаний, воздействие человека на окружающую среду висторическом аспекте, загрязнение природной среды и необходимость еёсохранения, трансформацию природных сообществ человеком, снижениебиоразнообразия на планете, важность сохранения окружающей природы для будущихпоколений.
 
2. Предмети задачи экологической психологии
В настоящеевремя термин “экологическая психология” применяется в научной литературе дляобозначения ряда близких, но не тождественных областей исследований:психологической экологии, психологии окружающей среды, экологического подхода впсихологии и собственно экологической психологии (психологии экологическогосознания), которые имеют самостоятельные предметы исследований, свои задачи иметодологические особенности. Предметом исследования в экологической психологииявляется экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом,онтогенетическом и функциональном аспектах. Экологическая психологияхарактеризуется двумя основными методологическими особенностями, отличающими ееот близких областей исследований: во-первых, в ней рассматриваетсявзаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой,во-вторых, объектом исследований является не “природная среда”, а “мирприроды”.
Передэкологической психологией стоят следующие задачи: создание технологии, анализразвития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение механизмов формированияи функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка принципови методов диагностики, — которые решаются в рамках каждого из четырехнаправлений исследований, а также задача изучения функций, которые можетосуществлять взаимодействие человека с миром природы.
 
3. Экологическийкризис и психология
Экологический кризисвызывается не только техническим прогрессом, но и господствующимантропоцентрическим экологическим сознанием. Для его преодоления необходимосформировать экологическое сознание экоцентрического типа.
Взаимодействие с природойобладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен бытьиспользован в процессе экологического образования, что позволяет ему статьфактором общего формирования и развития личности.
Главную роль в глобальномрешении экологических проблем играет не только работа специалистов по охранеокружающей среды, но и специальная система экологического образования.Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер,поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.
 
4. Причиныэкологического кризиса
Причиныэкологического кризиса рассматриваются в двух аспектах:
а)Объективные причины кризиса
- государство уже давно установиломонополию на природные ресурсы и ресурсы средства производства. Указ ПрезидентаРФ ''О Федеральных природных ресурсах'' от 16.12.94 г. установил, чтофедеральные ресурсы включают в себя множество земельных участков,местонахождения полезных ископаемых, водные объекты и другие ресурсы. Этаперспектива дает аппарату право влиять беспрепятственно на процентыиспользования природных благ.
- Огромный ущерб был нанесенресурсам во время тоталитарного правления. Вожди СССР хотели показать, что унас добывается больше всего природных ресурсов (нефти, угля, металла), хотя этобыло совершенно неэкономно и нецелесообразно. В наше время западные страныприняли курс на улучшение экологической среды, поэтому на первое место вышли недобывающие, а перерабатывающие промышленности. В нашей стране данный принцип непрактикуется, поэтому ресурсы продолжают убывать с огромной скоростью. Придобыче одних природных ископаемых нарушается структура и свойства других,например, при добыче глины нарушается почвенный слой — дерн, который долженпереносится на другое место. А, так как за этим должно следить государство, тоэтого не происходит.
б)Субъективный критерий проявляется в трех аспектах.
— Гонкавооружения. Это видно на фоне других стран, тратящих бюджетные фонды наобразование, культуру и экологию. Россия же почти весь век копила оружие итехнику, тратя на это огромные средства, которые могли быть затрачены наисследовательские работы, разработку систем фильтрования предприятий,образовательные центры в области экологии.
-Нерациональноеиспользование государственных средств говорит о том, что бюджеты, принимаемыегосударством и органами власти на местах, неправильно построены, так какраспределяют на сферу экологии ничтожные средства. Если сравнить с другимистранами большой восьмерки, то в них на развитие экологической науки и нуждохраны природы тратится значительная часть бюджета. Это приводит к тому, что,хотя и говорится об улучшении очистительных технологий по западному образцу напредприятиях, на практике не осуществляется из-за отсутствия средств.
— Экологическое невежество. Хотя Закон «Об охране окружающей среды» гласит,что в целях повышения экологической культуры общества, устанавливается системавсеобщего воспитания, в жизни много граждан просто не замечают, как засоряютокружающую среду. (Различные предприятия, имея средства для приобретенияочистительных технологий, не считают нужным тратить на это деньги, нарушаязакон).
 
5. Возможные сценариипреодоления экологического кризиса
 
Можно представить несколько вариантов преодоления экологического кризиса или уменьшения его опасности.
Все улавливать и обезвреживать. Это основное направление современной охраны природы. По существу это борьба со следствиями неблагоприятной деятельности человека, которая в этих условиях остается неизменной.
Ограничение использования научно-технических средств, возврат к природе.
Принципиально изменить характер деятельности людей. Это означает перейти к системе устойчивого развития, предполагающей создание нормальных и стабильных условий жизни для этого и последующих поколений людей. При этом необходимо признать ограниченность природных ресурсов и подчинить деятельность людей принципам равновесия с природными экосистемами. Это не предполагает отказ от достижений науки и техники, и от дальнейшего их развития. Наука и техника многократно увеличивают силы и возможности человечества. И проблема лишь в том, чтобы осознать и разумно использовать эти возможности.
1. Необходимо отказаться от политики безграничного роста потребления.
2. В природоохранной политике следует ориентироваться на борьбу с причинами, а не со следствиями неблагоприятных воздействий на природу.
3. Необходимо ограничить прирост населения Земли, иначе природа решит эту задачу гораздо более жестким способом.
4. Экология, технология и развитие должны рассматриваться в едином комплексе.
5. Следует повсеместно ориентироваться на использование и развитие экологически чистых, ресурсосберегающих безотходных технологий и видов деятельности.
6. Отказ от применения или резкое сокращение применения токсичных веществ во всех производствах.
7. Выбор оптимальных решений на основании анализа экологических и экономических характеристик любого вида деятельности в его полном жизненном цикле, начиная с производства сырья и энергоресурсов и кончая утилизацией завершившей свой жизненный цикл продукции.
8. Проведение природоохранной политики в условиях не определенности и неполной информации.
9. Проведение экономической и административной политики, направляющей на проведение в жизнь вышеперечисленных принципов.

Повышениекультуры труда
Рециркуляции продуктов и сред и утилизация отходов. Воздействие на окружающую среду уменьшается, если в технологическом процессе замкнуты в цикле вода, воздух, технологические продукты, теплота.
Создание иприменение новых ресурсосберегающих безотходных процессов.
Производство экологически эффективной продукции. Это направление предполагает выпуск продукции, производство которой требует расходования меньшего количества сырья, применение которой требует меньшего расхода ресурсов
 
6. Направленияперехода к экологически чистым и ресурсосберегающим технологиям
 
На данныймомент четко определилось несколько наиболее эффективных направлений дляинвестиций в экологию.
Во-первых, это переводпроизводств на экологически чистые и ресурсосберегающие технологии. Вклад всохранение окружающей среды может проявляться в использовании энерго- иводосберегающих технологий и оборудования. Ведущие предприятия вводят системырециркуляции воды, используемой в технологических целях, что одновременноспособствует экономии водных ресурсов и предупреждает выбросы вредных веществ вводоемы. Например, на заводах концерна ROCKWOOL, вода, используемая дляохлаждения, затем используется для отопления зданий и рециркулирует втехнологическую зону для повторного использования. В результате существенносокращается потребление энергии и водных ресурсов. Кроме того, предприятие,благодаря грамотному сочетанию эффективной теплоизоляции и высокотехнологичныхсистем контроля и регулирования, может экономить энергоресурсы и за счет этогосокращать выбросы СО2.
Во-вторых, в научныхлабораториях при крупных промышленных производствах постоянно ведется поискновых технологий и материалов, которые могли бы заменить вредные химическиесоединения, либо способствовать сохранению природных ресурсов.
В-третьих, средства идутна разработку и использование технологий по утилизации и переработке отходов.На сегодняшний день это направление — один из основополагающих моментовобщемировой экологической политики. Решение проблемы обеспечит сохранностьресурсов и уменьшение отходов на промышленных свалках и захоронениях.
Кстати, действовать вэтом направлении могут не только промышленные предприятия, но и каждый человек,которому небезразлично будущее своих детей. Помощь в сохранении окружающейсреды со стороны рядовых граждан может принимать различные формы — это ипожертвования фондам и экологическим организациям, и стремление сохранять вчистоте свою «личную» среду обитания — двор, улицу, город.
7. Основныенаправления исследований в экологической психологии
 
В экологическойпсихологии существуют четыре основных направления исследований: экологическогосознания в целом, а также трех его подструктур — экологических представлений,субъективного отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней.Экологическое сознание — форма общественного сознания; индивидуальная и коллективная способностьпонимания неразрывной связи человека человечества с природой, зависимостиблагополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной средыобитания человека и использования этого понимания в практической деятельности.
Субъективное отношениек природе — этосубъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей собъектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение.Существуют три канала формирования субъективного отношения: перцептивный — впроцессе построения перцептивного образа, когнитивный — на основе переработкиполучаемой информации, практический — в процессе непосредственногопрактического взаимодействия
 
8. Методологическиеподходы Дж. Гибсона в экологической психологии
Исходнымположением данного подхода является представление о том, что человек реальноживет не в «физическом мире», а в «экологическом мире».«Физический мир» это мир как его исследуют и описывают физика, химияи другие подобные науки. «Экологический мир» это тот мир, которыйтолько, в принципе, и может реально восприниматься субъектом мир, который можновидеть, слышать, осязать, обонять и т.д.
Методологическиеособенности экологического подхода Дж.Гибсона. Для его подхода характерны двеважнейшие методологические особенности: 1) исследователь абстрагируется от техсвойств и качеств объектов, которые не являются значимыми для жизнедеятельностиданного организма, и рассматривает только те из них, взаимодействие которых исоздает реальную, «экологическую» (а не «физическую») средуего обитания, 2) функционирование психики изучается в естественных,«экологических» условиях.
Основныекатегории экологического подхода Дж.Гибсона: «экологический мир»(окружающий мир), субъект, возможность, взаимодополнительность и др.
Задачейэкологического подхода Дж.Гибсона является разработка психологии «человекав экологическом мире», дополняющей существующую сейчас психологию«человека в физическом мире».

9. Экологическаяпсихология как область исследования в психологии
 
Экологическаяпсихология (психология среды) — междисциплинарная область знаний опсихологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды(пространственно-географической, социальной, культурной), органично включеннойв жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведенияи социального взаимодействия.
Исследования в областиэкологической психологии приобретают в настоящее время особую актуальность всвязи с поиском эффективных путей выхода из экологического кризиса, что выдвигаетна первый план такие проблемы: 1) исследование экологического сознания путемвыявления особенностей восприятия человеком окружающей его среды и выделениезначимых для субъекта факторов ее неблагоприятного развития; 2) выявлениемотивации экологического поведения, раскрывающее причины поступков лиц какответственных за нанесение ущерба окружающей среде, так и стремящихся любыми (втом числе неадекватными) способами воспрепятствовать этому процессу; 3) анализзакономерностей психологических последствий экологического кризиса (нарушенияпсихического здоровья, рост преступности, демографические сдвиги и др.); 4)разработка психологических средств пропаганды (см. Психология пропаганды),ориентированной на формирование представлений, адекватных истиннойэкологической обстановке. Внедрение новых научно-технических проектов иразработок, так или иначе воздействующих на окружающую среду, должноподвергаться тщательной эколого-психологической экспертизе.

10. Экологическийподход в психологии
Экологическийподход к психол. проблемам проявляется в том, что действия индивидуумарассматриваются в неразрывной связи с контекстом, в к-ром они совершаются,включая межличностный, соц. и физ. аспекты этого контекста. Первое исслед. вобласти Э. п., ставшее классическим, принадлежит Р. Баркеру и Г. Райту. ДляБаркера и его последователей базовой единицей анализа яв-ся поведенческийсеттинг (behavior setting), под к-рым понимается ограниченная соц. и физ.система, имеющая регулярно выполняемую функцию, или программу. Большая частьработ Баркера и его коллег посвящена созданию всесторонних описанийповеденческих сеттингов.
Рез-томразвития экологического подхода в наши дни стала преднамеренная,целенаправленная работа по оптимизации поведенческих сеттингов. Второенаправление работы в психологии, возникшее под влиянием экологической т. зр.,делает гораздо больший упор на эксперим. разраб. и оценку соц. нововведений и,по существу, игнорирует этнографический метод и концептуальную терминологиюБаркера и его последователей. Важнейшее значение этого направления состоит враспространении эксперим. подходов на область сеттинга как способасистематической разраб. того, что, пользуясь терминологией Баркера, можно назв.новыми поведенческими сеттингами.
 
11. Психологияэкологического сознания как предмет экологической психологии
 
Ключевой проблемойэкологической психологии является исследование индивидуального и групповогоэкологического сознания.
Под экологическимсознанием понимается совокупность экологических представлений, существующегосубъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий итехнологий взаимодействия с ней.
Экологическое сознаниеможно определить как сознание, которое охватывает наши представления, способыобращения, сферу деятельности, желанием ожидания, которые касаются окружающейестественной среды. Важнейшие элементы экологического сознания: 1. осознаниеограниченности природы, интегральной частью которой явл. человек; 2. осознаниенеобходимости отказа от доминирования человека над природой и необходимостиустановления динамического равновесия между естественными системами ичеловеческой системой; 3. осознание экологического кризиса как общественногокризиса; 4. осознание глобального характера экологического кризиса; 5.осознание необходимости решения экологического кризиса; 6. осознаниенеобходимости разработки глобальной стратегии развития как предпосылкисуществования жизнь; 7. осознание существования социальных сил, их способностик общению и способности предусмотрение динамического развития общества.
 
12. Параметры субъективного отношения кприроде в экологической психологии
Субъективное отношение кприроде — это субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своихпотребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором,обусловливающим поведение. В качестве базовыхпараметров субъективного отношения к природе выделяются:
· широта:фиксируетв каких именно объектах и явлениях природы запечатлены потребности человека;одних привлекают только определенные явления природы, животные, других — самыеразнообразные объекты, природа в целом;
· интенсивность:указываетв каких сферах и в какой степени проявляются субъективные отношения к природе;
· степеньосознанности: выявляет в какой мере личностью осознается запечатленность своихпотребностей в объектах и явлениях природы, другими словами, насколько онаотдает себе отчет в этом.
К параметрамвторого порядка авторы относят:
· эмоциональность:характеризуетотношение человека по оси «рациональное — эмоциональное»; у одних людейпреобладает чисто эмоциональное отношение, часто не контролируемое, у другихэмоции сопровождаются пониманием своего отношения, высоким уровнемсамоконтроля;
· обобщенность:характеризуетсубъективное отношение по оси «частное — общее»; например, любовь только ксвоему домашнему животному или любовь ко всем животным данного вида или любовьк природе в целом;
· доминантностъ:описываетсубъективное отношение к природе по оси «незначимое — значимое»; для однихлюдей более значимы отношения к людям, для других — отношения к состояниямвнутреннего мира, для третьих — отношение к природе и т.п.;
· когерентность(от лат.- находящийся в связи): характеризует отношение по оси «гармония — дисгармония»;это степень согласованности всех отношений личности: например, любовь к природеу лесника может как сочетаться с его отношением к своей профессии, так и несочетаться;
· принципиальность:описываетсубъективное отношение по оси «зависимое — независимое»; непринципиальным,например, является отношение человека, который любит своего питомца, но невмешивается в процесс, когда другие люди истязают животных;
· сознательность:характеризуетсубъективное отношение по оси «неосознанное — сознательное»: сознательностьпроявляется в способности, с одной стороны, осознавать свое отношение кчему-то, с другой — ставить цели в соответствии со своим отношением, проявлятьтот или иной уровень активности по ее достижению.
Особое местов описываемой концепции уделяется модальности и интенсивности субъективногоотношения к природе.
 
13. Модальностьсубъективного отношения к природе
 
Модальность — этокачественно-содержательная характеристика. Выделяют два основания для описаниямодальности отношения к природе. Это прагматизм — непрагматизм и наделениеприроды объектными или субъектными свойствами. Соответственно выделяются четыретипа модальности отношения к природе:
· объектно-прагматический:отношениек природе характеризуется как к объекту удовлетворения своих потребностей, этонаиболее, к сожалению, распространенный тип отношений;
· субъектно-прагматический:например,владелец собаки любит ее, хорошо относится, но его цель, чтобы она завоевалавысокое место на выставке;
· объектно-непрагматический:например,отношение служителя цирка к лошади, он ухаживает за ней, кормит ее, ноиспользуют ее другие;
· субъектно-непрагматический:например,отношение хозяйки к своей кошке или собаке, которые являются единственнымидрузьями, собеседниками, становятся полноправными членами семьи.
 
14. Объектно-прагматический типмодальности отношения к природе
Для личности стаким типом природные существа – лишенные всякой самоценности объекты, которыепри необходимости можно разрушить: их ценность определяется лишь тем, насколькоони полезны для человека. Субъективное отношение проявляется в практическомиспользовании природных объектов для удовлетворения различных потребностейчеловека. Практический объектно-прагматический тип отношения свойствен нетолько руководителям различных рангов, использующим природу в своейхозяйственной деятельности, браконьерам и т.д., но даже системе школьногообразования, в которой природа – источник полезных ресурсов, помощь её объектам– лишь с точки зрения пользы обществу и т.д
 
15. Объектно-непрагматический тип модальностиотношения к природе
Объектно-непрагматическийтип характеризуется объектным восприятием мира природы личностью, то есть дляличности с данным типом отношения невозможно партнерское субъект-субъектноеотношение с природными объектами, при этом у неё преобладает непрагматическаямотивация (эстетическое восприятие красоты природы). Такой тип субъективногоотношения является наиболее распространенным, начиная с юношеского возраста.
 
16. Субъектно-прагматический тип модальностиотношения к природе
Объектно-прагматическийтип. Для личности с таким типом природные существа – лишенные всякойсамоценности объекты, которые при необходимости можно разрушить: их ценностьопределяется лишь тем, насколько они полезны для человека. Субъективноеотношение проявляется в практическом использовании природных объектов дляудовлетворения различных потребностей человека. Практическийобъектно-прагматический тип отношения свойствен не только руководителямразличных рангов, использующим природу в своей хозяйственной деятельности,браконьерам и т.д., но даже системе школьного образования, в которой природа –источник полезных ресурсов, помощь её объектам – лишь с точки зрения пользыобществу и т.д.
 
17.Субъектно-непрагматический тип модальностиотношения к природе
Для личностис когнитивным субъектно-непрагматическим типом отношения природные объектыявляются субъектами, обладающими собственной самоценностью. Непрагматическаямотивация, в отличие от предыдущего типа, проявляется в познавательной сфере:личность стремится больше знать о природе вообще или различных природныхобъектах в частности, не стремясь при этом получить «пользу» от них и недопуская по отношению к ним разрушительных действий. Когнитивныйсубъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе характерен,например, для ученых этологов.
 
18. Интенсивность субъективного отношенияк природе
Интенсивность: указываетв каких сферах и в какой степени проявляются субъективные отношения к природе;
В соответствии со сферами,областями проявления субъективного отношения к природе можно выделить четырекомпонента интенсивности.
— Перцептивно-аффективный компонент интенсивности отношения к природе характеризует уровень эстетического и этического освоения природных объектов, отзывчивости на их витальные (от лат. vitalis жизненный) проявления. Общим для всех трех аспектов является то, что тот или иной перцептивный факт получает эмоциональную оценку, аффективно окрашивается, перцептивные и аффективные процессы протекают в неразрывном единстве.
— Когнитивный компонент характеризует уровень готовности и стремлении получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы.
-Практический компонент характеризует уровень готовности и стремления к практическому взаимодействию с объектами природы.
— Поступочный компонент характеризует уровень активности личности, направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим субъективным отношением к природе. Эта активность может быть направлена как на сами природные объекты, так и на людей, взаимодействующих с ними.
 
19. Перцептивно-аффективныйкомпонент интенсивности отношения к природе
 
Перцептивно-аффективный компонент интенсивности отношения к природе характеризует уровень эстетического и этического освоения природных объектов, отзывчивости на их витальные (от лат. vitalis жизненный) перцептивно-аффективный объектно-непрагматический тип: при контактах с природой такой человек не преследует цель получить от нее какой-либо полезный продукт, преобладает непрагматическая мотивация: отдохнуть на природе, подышать чистым воздухом, полюбоваться красотами и т.п.; (перцепция — это восприятие, аффект — эмоция).
 
20. Когнитивныйкомпонент интенсивности отношения к природе
Когнитивный(познавательный) параметр выражает стремление человека познавать природу.
Когнитивный компонентинтенсивности характеризует уровень изменений в мотивациях и направленностипознавательной активности, связанной с природой, которые проявляются вготовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искатьи перерабатывать информацию об объектах природы.
При низкомуровне сформированности интенсивности отношения к природе человек готов лишьперерабатывать поступающую о ней информацию, его активность не выходит зарамки, заданные ситуацией, хотя он является к этой информации восприимчивым, вчем и проявляется его субъективность. При высоком уровне человек сам стремитьсяискать информацию, его активность в этом направлении является надситуационной,он сам организовывает познавательную деятельность.
21. Практический компонент интенсивностиотношения к природе
Практическийкомпонент характеризует уровень готовности и старания к практическомувзаимодействию с объектами природы, осваивание необходимых знаний и технологий(умений). При низком уровне сформированности человек готов лишь в какой-то меревключаться в практическую деятельность с природным объектом, которуюорганизовывают другие люди. При высоком – сам стремиться к разностороннейпрактической деятельности с природными объектами, имеет различные увлечения,связанные с природой
 
22. Поступочный компонент интенсивностиотношения к природе
Поступочныйкомпонент характеризует уровень активности личности, направленной на изменениеее окружения, в соответствии со своими субъективными отношениями к природе.Следует различать поступочный и практический компоненты. В основе последнеголежит поступок, т.е. «демонстрация » личностью своего отношения

23. Сущность субъективноговосприятия мира природы
Субъективноеотношение к природе — это субъективно окрашенное отражение личностьювзаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющеесяфактором, обусловливающим поведение.
Подсубъектным восприятием понимается восприятие того или иного объекта мира именнокак субъекта.
Существуюттри канала формирования субъективного отношения: перцептивный — в процессепостроения перцептивного образа, когнитивный — на основе переработки получаемойинформации, практический — в процессе непосредственного практическоговзаимодействия. Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природеиграют психологические релизеры. психологический релизер — это специфическийстимул, связанный с природным объектом, определяющий направление и характерформирования субъективного отношения к нему
В рамкахперцептивного канала действуют естественные психологические релизеры:визуальные, аудиальные, тактильные, обонятельно-вкусовые и поведенческие (витальные).
Механизмомобработки визуальных, аудиальных, тактильных, обонятельно-вкусовыхпсихологических релизеров является эмоциональный тон ощущений.
Механизмамиобработки поведенческих (витальных) психологических релизеров являютсясравнение с человеком и возникающая на этой основе эмоциональная оценка.
Результатомдействия механизмов перцептивного канала является влечение личности к природнымобъектам.

24. Развитиеобщественного экологического сознания в процессе социогенеза
 
Развитиеэкологического сознания в процессе социогенеза наиболее адекватно может бытьохарактеризовано по трем параметрам: а) психологическая«противопоставленность — включенность», б) «объектно-субъектное»восприятие природы, в) «прагматический — непрагматический» характервзаимодействия.
В социогенезеобщественного экологического сознания выделяются две разнонаправленныетенденции: антропоцентрическая и экоцентрическая.
Антропоцентрическаятенденция описывается такими «узловыми точками», как«архаическое сознание; античное сознание; христианство;картезианство».
Альтернативнаяэкоцентрическая тенденция описывается такими «узловыми точками», как«инвайроментальный консерватизм; русский космизм; учение о ноосфере,экологизм; универсальная этика, биоцентризм».
Для развитияэкологического сознания в культурах Востока характерны иные тенденции:восточные религиозно-философские системы сохранили в целом характеристикиархаического экологического сознания, значительно усилив при этом рольнепрагматического взаимодействия с природой, восприятие природы как духовнойценности
 
25. Методы диагностики экологическогосознания
 
Всоответствии с тремя подструктурами экологического сознания выделяются три группыметодов. В основе каждой группы методов лежит тот или иной методологическийпринцип, который регулирует конструирование и использование этих методов.Принцип формирования мыслеобразов регулирует использование методов, формирующихсистему экологических представлений; принцип субъектификации — субъектногоотношения к природным объектам; принцип коактивности с миром природы — стратегий и технологий экологической деятельности.
К методамформирования экологических представлений относятся методы:
экологическойлабилизации, экологических ассоциаций, художественной репрезентации природныхобъектов и др. К методам формирования субъективного отношения к природеотносятся методы: экологической идентификации, экологической эмпатии,экологической рефлексии и др. К методам формирования стратегий и технологийвзаимодействия с природой относятся методы: экологических экспектаций,ритуализации экологической деятельности, экологической заботы и др.
Процессформирования экологического сознания личности проходит три этапа: а) лабилизации,б) освоения адекватных экологических технологий и в) субъектификации природныхобъектов.
Формированиеэкологичной личности в рамках экологического образования Запада не можетопираться на религиозно-философский опыт Востока, оно должно искать своитехнологии экологизации личности, адекватные особенностям западного восприятия.
 
26. Развитиесубъективного отношения к природе в онтогенезе
 
Для дошкольного возраста характерен когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.
Для младшего школьного возраста характерен когнитивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.
Для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, характерен поступочный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.
Для старшего подросткового возраста характерен практический объектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.
Для юношеского возраста, в целом, характерен перцептивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.
Выделяются два “кризисных периода”: младший школьный возраст и старший подростковый возраст. В них происходят переходы между эпохами и эрами в развитии объектно-субъектного характера модальности. Они сопровождаются также переходами между прагматической и непрагматической модальностью.
Именно в эти периоды “нестабильности” происходит и переструктурирование компонентов интенсивности.
 
27. Экологическоеобразование в условиях экологического кризиса
Фактглобального экологического кризиса требует закрепления в образовании ивоспитании подрастающего поколения и в просвещении населения в целом новогомиропонимания, а именно замены представления системы «природа и общество» напредставление об объективном существовании иной системы «природа — общество».Научно-техническая революция, мощное усиление технической вооруженностичеловека в жесткой форме выявляет его полную зависимость от ресурсов живой инеживой природы. Эта драматическая ситуация должна быть в центре внимания иучителя и обучаемых. Факт глобального экологического кризиса требуетзакрепления в образовании и воспитании подрастающего поколения и в просвещениинаселения в целом нового миропонимания, а именно замены представления системы«природа и общество» на представление об объективном существовании иной системы«природа — общество». Научно-техническая революция, мощное усиление техническойвооруженности человека в жесткой форме выявляет его полную зависимость отресурсов живой и неживой природы.
Экологическоеобразование — это органичная и приоритетная часть всей системы образования,придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе,но и к обществу, к человеку (экогуманизм). Экологизация образования означаетформирование нового миропонимания и новый подход к деятельности, основанный наформировании ноосферно-гуманитарных и экологических ценностей.
 
28. Характеристика основных категорийэкологической психологии (мир природы, природная среда, биосфера, социогенез,антропоцентризм, эгоцентризм, экологическое сознание)
 
Природная среда — совокупность абиотических ибиотических факторов, естественных и измененных в результате деятельностичеловеческого общества, оказывающих влияние на человека и другие организмы.
Биосфера — оболочкаЗемли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятаяпродуктами их жизнедеятельности. Биосфера состоит из живого, или биотического,и неживого, или абиотического, компонентов. Биотический компонент – это всясовокупность живых организмов (по Вернадскому – «живое вещество»). Абиотическийкомпонент – сочетание энергии, воды, определенных химических элементов и другихнеорганических условий, в которых существуют живые организмы.
Социогенез — происхождение иразвитие сознания, личности, межличностныхотношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах иобщественно-экономических формациях.
Антропоцентризм- Антропоцентрическийтип экологического сознания это система представленийо мире, для которой характерны: 1)противопоставленность человека как высшей ценности и природы как егособственности, 2) восприятие природы как объекта одностороннего воздействиячеловека, 3) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней.
Экоцентризм — Экоцентрический типэкологического сознания это система представлений о мире, для которойхарактерны: 1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствиепротивопоставленности человека и природы, 2) восприятие природных объектов какполноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, 3) баланспрагматического и непрагматического взаимодействия с природой экологическое сознание это формаобщественного сознания, находящаяся в стадии формирования, включающая в себясовокупность идей, теорий, взглядов, мотивации, отражающих экологическуюсторону общественного бытия, а именно — реальную практику отношений междучеловеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая регулятивныепринципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояниясистемы «общество — природа».
 
29. Сущность нового экоцентрическогоэкологического сознания
Экоцентрическийтип экологического сознания это система представлений о мире, для которойхарактерны:
1)ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствиепротивопоставленности человека и природы,
2) восприятиеприродных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию счеловеком,
3) баланспрагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Анализ литературы показывает, что для экоцентрическогоэкологического сознания характерны следующие особенности, отличающие его отдругих типов сознания:
1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека иприроды. Природное признается изначально самоценным, имеющим право насуществование «просто так», вне зависимости от полезности или бесполезности идаже вредности для человека. Человек — не собственник природы, а один из членовприродного сообщества.
2. Отказ от иерархической картины мира. Человек не признаетсяобладающим какими-то особенными привилегиями на том основании, что он имеетразум, — наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанностипо отношению к окружающей его природе. Мир людей не противопоставлен миру природы,они оба являются элементами единой системы.
3. Целью взаимодействия с природой является максимальноеудовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природногосообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.
4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода«экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушаетсуществующее в природе экологическое равновесие.
5. Природа и все природное воспринимается как полноправный субъектпо взаимодействию с человеком.
6. Этические нормы и правила равным образом распространяются какна взаимодействия между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.
7. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции,взаимовыгодного единства.
8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостьюсохранить природу ради нее самой.
 
30. Понятие:антропоцентризм, экоцентризм и экологическое сознание
 
Антропоцентризм- Антропоцентрическийтип экологического сознания это система представленийо мире, для которой характерны: 1)противопоставленность человека как высшей ценности и природы как егособственности, 2) восприятие природы как объекта одностороннего воздействиячеловека, 3) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней.
Экоцентризм- Экоцентрическийтип экологического сознания это система представлений о мире, для которойхарактерны: 1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствиепротивопоставленности человека и природы, 2) восприятие природных объектов какполноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, 3) баланспрагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Экологическое сознание это формаобщественного сознания, находящаяся в стадии формирования, включающая в себясовокупность идей, теорий, взглядов, мотивации, отражающих экологическуюсторону общественного бытия, а именно — реальную практику отношений междучеловеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая регулятивныепринципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояниясистемы «общество — природа».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.