Реферат по предмету "Политология, Политистория"

Узнать цену реферата по вашей теме


Генезис и история паблик рилейшнз: анализ интерпретаций

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
И. П. Кужелева-СаганГЕНЕЗИС И ИСТОРИЯ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ: АНАЛИЗ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
Учебное пособие
Томск 2004
УДК 165/168 ББК 87.4
К88
Рецензенты: Доктор философских наук, профессор М. П. Завьялова Доктор философских наук, профессор Л. С. Сысоева
К88 Кужелева-Саган И. П. Генезис и история паблик рилейшнз:
Анализ интерпретаций: Учебное пособие. — Томск: Дель-
таплан, 2004. — 250 с.
ISBN 5-94154-080-9
Пособие представляет собой аналитическое исследование нескольких наиболее значимых российских интерпретаций про-исхождения и эволюции паблик рилейшнз, появившихся в пери-од с 1998 по 2003 годы. Автор знакомит читателей с различными вариантами конструирования истории связей с общественнос-тью. Помимо широко известных трактовок истории PR, в посо-бии представлены фрагменты публикаций, вышедших малыми тиражами, и диссертационных исследований, недоступных для большой аудитории.
Настоящее учебное пособие предназначено для студентов специальности «Связи с общественностью (350400)», аспи-рантов, преподавателей вузов и практических специалистов, интересующихся проблематикой генезиса и истории паблик рилейшнз.
УДК 165/168 ББК 87.4© Кужелева-Саган И. П., 2004 © Издательство ООО «Дельтаплан», 2004ISBN 5-94154-080-9
Все права защищены.Предисловие
Настоящее учебное пособие предна-значается для студентов специальности «Связи с общественнос-тью», аспирантов, преподавателей вузов и практических специ-алистов, интересующихся проблематикой генезиса и истории паблик рилейшнз. По содержанию пособие представляет со-бой аналитическое исследование нескольких наиболее значи-мых российских интерпретаций происхождения и эволюции PR, появившихся в период с 1998 по 2003 годы.
Помимо ознакомления читателей с различными вариан-тами конструирования истории связей с общественностью, автор ставил перед собой цели: — на основе сформированного им комплекса критериев выявить основные тенденции возникновения и эволюции PR-сферы, существующие в настоящее время в отечествен-ной рефлексии;
 — актуализировать проблему соответствия представле-ний исследователей о сущности паблик рилейшнз объектно-предметным полям научных дисциплин, в рамках которых реконструируется история PR, а также проблему поиска адекватной методологической базы для будущих теорети-ческих изысканий в этом направлении.
 
Пособие включает «введение» с изложением методологи-ческих и методических основ исследования; пять глав, пос-вященных анализу отдельных версий происхождения и раз-вития PR, и «заключение» с соответствующими выводами.
Кроме фрагментов широко известных интерпретаций истории PR, в пособии представлены фрагменты публика-ций, вышедших малыми тиражами, и диссертационных ис-следований, недоступных для большой аудитории.
Автор надеется, что учебное пособие будет способство-вать дальнейшему углублению знаний о паблик рилейшнз как многоаспектном социокультурном феномене, имеющем древние корни в истории социума, а также поиску модели PR, наиболее адекватной для сферы отечественных публич-ных коммуникаций и разработке прогностических версий дальнейшего развития PR в России.
Материалы пособия могут быть использованы при под-готовке к зачетам и экзаменам; написании рефератов и кур-совых работ; разработке лекций по курсам «История паблик рилейшнз», «Теория и практика связей с общественностью»; при проведении самостоятельных теоретических исследо-ваний в сфере PR. Введение: актуальность, цель, задачи и логика исследования
«История как бы насмехается над действиями тех реформаторов, которые пытаются сконстру-ировать в социальной среде нечто, не отвечающее ее приро-де, навязать среде путь эволюции без учета собственных, внутренних эволюционных тенденций. В таких случаях об-щество попадает как бы в „историческую западню“, прихо-дит к трудно поправимому кризисному состоянию»1.
Эта мысль показалась нам чрезвычайно подходящей для начала собственного исследования, посвященного вопросам генезиса и истории паблик рилейшнз (public relations, PR)2 и положенного в основу данного учебного пособия. Имея в виду под «социальной средой» российский социум, а под «нечто» — институт паблик рилейшнз, получаем формулу: конструирование в российском социуме института паблик рилейшнз, имеющего англо-американские корни, и, соответ-ственно, мало отвечающего природе российского социума, без учета внутренних эволюционных тенденций последнего почти «гарантирует» кризис. Причем как для самого институ-та паблик рилейшнз, так и для российского социума в целом.
14—15 лет назад, возможно, именно эта формула была бы наиболее актуальной для начала очередного научного дискурса о судьбе PR в России. Но за полтора десятка лет произошло то, чего так опасались одни и жаждали другие: произошла инсти-
1 Князева Е., Курдюмов С. Синергетика: начала нелинейного мышления //
Общества, науки и современность. — М., 1993. — № 2. — С. 39. 2 Мы предпочитаем именно такое написание ключевого термина и его аббре-
виатуры. Однако в цитатах мы даем варианты первоисточников, поскольку
иной подход нам представляется некорректным. Словосочетания «паблик
рилейшнз» (мужской род, единственное число) и «связи с обществен-
ностью» (множественное число) для нас являются синонимами.
туционализация PR в российском социуме. По крайней мере, формальные признаки этого налицо: существуют субъекты PR-дея-тельности (PR-агентства, PR-отделы, пресс-службы, независимые PR-консультанты); система высшего профессионального образо-вания (специальность «Связи с общественностью» — 350400); про-фессиональное сообщество (РАСО), инициировавшее принятие Декларации профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью; профессиональные и студенческие PR-конкурсы («Серебряный Лучник», «Prоба», «Хрустальный Апельсин»); периодические издания («Советник», «Со-общение», «PR-диалог») и многое другое. Проходит начальный этап своего формирования и пиарология1. Самое же главное это то, что в нашей стране существует потребность в профессиональной PR-деятель-ности.
Удалось ли в процессе институционализации паблик рилейшнз в России избежать кризиса, «которого все так боялись»? К сожа-лению, не удалось. Сегодня он ярче всего проявляется: 1) в отсутс-твии позитивного имиджа самого института PR у большинства россиян, несмотря на то, что одной из целей PR-деятельности явля-ется формирование положительных образов и мнений о ком-либо или о чемлибо («сапожник без сапог»); 2) преобладание во мно-гих случаях дисфункциональных воздействий паблик рилейшнз, направленных на дестабилизацию и дезинтеграцию социума.
В задачи нашего исследования не входит аргументация данных тезисов, поскольку они, на наш взгляд, слишком оче-видны. Что касается характеристик функций и дисфункций PR, то они подробно описаны в монографии М. А. Шишкиной «Паблик рилейшнз в системе социального управления»2.
1 Наука о паблик рилейшнз, понимаемого как «совокупность социальных
практик, направленных на производство и воспроизводство эффектив-
ных публичных дискурсов и оптимизацию информационных взаимодей-
ствий между социальными субъектами и их целевыми группами» (Шиш-
кина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. — СПб.:
Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. — С. 35). 2 Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. —
СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. — 444 с.
Заметим, однако, что кризис PR обусловлен не только «неучетом» внутренних эволюционных тенденций россий-ского социума, но и отсутствием глубоких системных знаний о природе самого «внедряемого» феномена. «Американское гражданство» паблик рилейшнз — это факт, но небесспорный. Теоретики французского и английского PR полагают, что это Старый Свет подарил Новому идеи и коммуникативные техно-логии, на которых затем вырос паблик рилейшнз, а не наобо-рот. Действительно, языковая принадлежность термина public relations может быть только «паспортом», выданным в США и удостоверяющим «дееспособный» возраст феномена, «за-чатого» и «родившегося» (или имеющего «прямых предков») в другом временном культурно-языковом пространстве.
По поводу авторства термина также существуют различные точки зрения. Наиболее распространенной является следующая: третий американский президент Томас Джефферсон, настаи-вавший на необходимости усилий политических институтов для создания климата доверия в национальном масштабе, впер-вые употребил словосочетание public relations («общественные отношения») в 1807 году в черновике своего «Седьмого обраще-ния к конгрессу», заменив им выражение «состояние мысли»1.
Но есть мнение, что приоритет в этом деле принадлежит юристу Дорману Итону, который использовал словосочетание public relations в обращении к выпускникам Йельского уни-верситета в 1882 году, придав ему значение «всеобщее благо-получие», а с 1897 года это выражение стало употреблять-ся уже в более узком контексте — для характеристики взаи-моотношений в деловой среде2.
1 Векслер А. История public relations: попытка хронологии // Советник. —
1998. — № 9—12; 1999. — № 1; Чумиков А. Н. Связи с общественностью:
Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2001. — С. 18. 2 Азарова Л. В., Иванова К. А., Шадрова В. М., Шишкин Д. П. Паблик ри-
лейшнз: Теория и практика: Учеб. пособие / СПбГЭТУ (ЛЭТИ). —
СПб.,1998. — С. 10; Харрисон Ш. Связи с общественностью. Вводный
курс: Пер. с англ. / Под ред. Г. Е. Алпатова. — СПб.: Издат. дом «Нева»;
М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003. — С. 7.
Уже эти примеры говорят о том, что знание конкретных исторических фактов, в частности фактов первичного упот-ребления понятия, позволяет приблизиться к его первона-чальному значению, чтобы проследить затем процесс нара-щивания смысла до его современного состояния.
Реконструирование истории паблик рилейшнз позволяет «глубже понять функции PR, их слабые и сильные стороны; через осознание исторических корней увидеть место и назна-чение PR в современном обществе; уяснить сущность истори-ческого контекста, который чрезвычайно важен для дальней-шей профессионализации современной PR-практики; найти в прошлом интересные примеры креативных ходов, которые могут быть использованы для современных маркетинговых коммуникаций»1.
Однако уровень реконструкций истории PR различен с точки зрения системности, новизны, объема привлечен-ной источниковой базы. Существуют различия и в понима-нии самой сущности PR. Исходя из этого, одни авторы вос-создают его (PR) историю как историю развития функции управления общественными процессами, другие — как исто-рию одного из видов социальной коммуникации, третьи — как историю определенного способа психологического воз-действия на массовое сознание с целью формирования опре-деленного общественного мнения, четвертые — как историю социокультурного явления, обусловленного особенностями менталитета и культуры нации, пятые — как историю уп-равленческо-коммуникативных технологий и так далее.
Исходя из принципов релятивизма и мультипарадигмаль-ности можно предположить, что различные подходы к понима-нию как сущности самого феномена, так и его генезиса, имеют право на существование. Но чаще всего авторы PR преподно-сят свои «истории» без каких-либо оговорок о возможности
1 Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и прак-тика: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2003. — С. 24.
существования других вариантов генетических PR-концепций. Отсюда возникает ощущение односторонности, упрощенности понимания эволюции такого сложного феномена, каковым яв-ляется паблик рилейшнз. В некоторых же работах, наоборот, присутствует «непроизвольное» смешение разных подходов, к сожалению, не очевидное для самих авторов. Иногда исто-рия PR конструируется из фрагментов истории других социо-культурных феноменов, например, искусства, литературы. Это приводит уже к другим проблемам гносеологического характера: восприятию и изучению паблик рилейшнз не как целостного самодостаточного явления, объективно обуслов-ленного самим ходом общественно-исторического процесса, в целом, и эволюции сферы социальной коммуникации, в част-ности, но как эклектичного, «искусственного» конструкта, не имеющего своей собственной генетической составляющей.
Отсюда, на наш взгляд, возникает необходимость изуче-ния существующих вариантов происхождения и истории паблик рилейшнз. Это важно и для прояснения собствен-ной позиции по данному вопросу в рамках социально-фи-лософского исследования феномена паблик рилейшнз, частью которого является эта публикация. В конечном сче-те, это должно привести к более глубокому осмыслению как атрибутики1 PR, так и его модусов2.
Исследователь, изучающий историю социокультурно-го феномена, «имеет дело фактически с двумя различны-ми группами объектов»3. С одной стороны, это собственно
1 «Атрибут (от лат. attribuo — придаю, наделяю) — необходимое, сущест-
венное свойство объекта… то, что выражает природу вещи…» (см.: Фило-
софия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. — М.: Гар-
дарики, 2004. — С. 75). 2 «Модус (лат. modus — мера, способ, образ, вид) — …свойство предмета,
присущее ему только в некоторых состояниях и зависящее от окру-
жения предмета и тех связей, в которых он находится. Модус проти-
вопоставляется атрибуту — неотъемлемому свойству предмета, без кото-
рого он не может ни существовать, ни мыслиться» (см.: Там же. — С. 520). 3 Шишкина М. А. Связи с общественностью в системе социального
управления: Дисс. … дра социолог. наук. — СПб., 1999. — С. 118.
история феномена, то есть исторические факты, почерпнутые
из различных источников. С другой — это история (эволю-
ция) представлений о феномене. К настоящему моменту история
PR и в первом, и во втором вариантах изложена в работах многих
отечественных авторов. Для одних исторический аспект паблик
рилейшнз — это самостоятельный предмет научного анализа1;
для других — одна из задач в исследовании проблематики PR2. Мы, в свою очередь, имеем дело уже с третьей группой объ-ектов: представлениями современных авторов относительно
1 Бочаров М. П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука — М.: ППО «Известия», 2000. — 176 с.; Векслер А. История public relations: по-пытка хронологии // Советник. — 1998. — № 9—12; 1999. — № 1; Гуров С. Public relations — страницы истории (Екатерина Великая и ее «связи с общественностью») / Обратная связь. Информационно-аналитич. бюллетень. — М., 2002. — № 7. — С. 16—20.
2 Иванченко Г. И. Реальность Паблик рилейшнз — М.: Смысл, 1999. — 153 с.; Кондратьев Э. В., Абрамов Р. Н. Связи с общественностью: Учеб. пособие для высшей школы / Под общ. ред. С. Д. Резника — М.: Академический Проект, 2003. — 416 с.; Костина Н. А. «Паблик рилейшнз» в библиотеке: теоретические, методические и образовательные аспекты: Дисс. … кта пе-дагог. наук. — Краснодар, 2001. — 174 с.; Нечаева О. А. Теоретико-мето-дологические основы использования паблик рилейшнз в системе социа-лизации личности: Дисс. … кта социолог. наук. — Саратов, 2002. — 166 с.; Поверинов И. Е. Паблик рилейшнз как механизм гармонизации социаль-ной среды: Автореф. дисс. … кта социолог. наук. — Саранск, 2000. — 26 с.; Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов — М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1999. — 624 с.; Сазонов Н. В. Система связей с обществен-ностью как механизм управления социальной средой: Автореф. дисс. … кта социолог. наук. — М., 2002. — 26 с.; Тучков С. М. Паблик рилейшнз в политическом процессе современной России: Дисс. … к-та политолог. наук. — М., 2001. — 147 с.; Филатова Е. В. Проблемы функционирования системы связей с общественностью в российских органах власти: Авто-реф. дисс. … кта филос. наук. — М., 2003. — 18 с.; Шишкина М. А. Связи с общественностью в системе социального управления: Дисс. … дра со-циолог. наук. — СПб., 1999. — 472 с.; Харчилава Х. П. Паблик рилейшнз в менеджменте социальноэкономической системы: Дисс. … кта эконом. наук. — М., 2000. — 140 с.; Чумиков А. Н. Связи с общественностью: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2001. — 296 с.; Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. посо-бие. — М.: Дело, 2003. — 496 с. и др.
1) исторических фактов и процессов, так или иначе связан-ных с феноменом паблик рилейшнз, и 2) эволюции научной рефлексии, отражающей эти факты и процессы. Эта группа объектов (представлений об истории PR) является предме-том нашего исследования1.
Гипотетически можно предположить, что каждая из моделей паблик рилейшнз, предлагаемая сегодня для об-суждения разными авторами — «аутентичная»2, «альтру-истическая», «компромиссная», «прагматическая»3, «мар-кетинговая»4, «социологическая»5, «управленческая»6,
1 Следует заметить, что иногда в поле исследования включаются объекты обеих групп, о которых говорит М. А. Шишкина, но все же доминирующей является третья группа объектов.
2 Комаров В. Г. Как разграничить PR и рекламу? (К курсу лекций): Учеб. пособие. — СПб.: СПбГУ, факультет журналистики, 1999. — 36 с.
3 Чумиков А. Н. Связи с общественностью: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2001. — 296 с.; Гундарин М. В. Теоретико-методологиче-ские основания анализа роли массово-коммуникационных процессов в со-временном социокультурном развитии: Дисс. … кта филос. наук. — Барнаул, 2000. — 177 с.; Ситников А. П., Гундарин М. В. Победа без победителей: Очерки теории прагматических коммуникаций. — М.: Консалтинговая груп-па «ИМИДЖ-Контакт», 2003. — 256 с.
4 Бинецкий А. Э. Паблик рилейшнз: защита интересов и репутации бизнеса: Учеб.-практич. пособие. — М.: ИКФ «ЭКСМОС», 2003. — 240 с.; Онуфрие-ва О. С. Социально-экономические проблемы паблик рилейшнз на россий-ских предприятиях в условиях переходной экономики: Дисс. … к-та эконом. наук. — М., 1998. — 135 с.; Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся на эконом. спец. / Под ред. Г. А. Васильева. — М.: ЮНИТИ, 1998. — 286 с.
5 Макаревич Э. Ф. Общественные связи как инструмент социальных из-менений: Дисс. … дра социолог. наук. — М., 1999. — 367 с.; Нечаева О. С. Теоретико-методологические основы использования паблик рилейшнз в системе социализации личности: Дисс. … кта социолог. наук. — Са-ратов, 2002. — 166 с.; Поверинов И. Е. Паблик рилейшнз как механизм гар-монизации социальной среды: Автореф. дисс. … кта социолог. наук. — Са-ранск, 2000. — 26 с.; Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социаль-ного управления. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. — 444 с.
6 Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров: Учеб. — М.: ИКФ «ЭКСМОС», 2002. — 480 с.; Связь с общественностью — «паблик ри-лейшнз» — государственной власти и управления / Под общ. ред. проф. В. С. Комаровского. — 2-е изд. — Алматы: Гылым, 1997. — 176 с.
«политическая»1, «психологическая»2, «деятельностная»3, «технологическая»4, «педагогическая»5 и другие — имеет свои основания в истории развития социума.
Мы отдаем себе отчет в достаточной условности такой идентификации моделей, так как большинство из них име-ет смешанный характер. Кроме того, приведенные модели относятся к различным по основанию классификациям. Попытаемся составить как можно более полный реестр осно-ваний возможных классификаций версий истории паблик рилейшнз:Понимание авторами сущности паблик рилейшнз, опре-деляющее базовые научные рамки исследования как соци-ально-философского, социологического, политологического, в области теории коммуникации, теории маркетинга и менедж-мента и так далее. Соответственно, все «истории» PR можно разделить на принадлежащие к той или иной научной сфере.
 Тип объекта исследования: а) сама история публичной сферы, то есть исторические факты, почерпнутые из истори-ческих (или других) источников, имеющие какое-либо отно-шение к PR, а также массово-коммуникационные процессы, имевшие место в ту или иную историческую эпоху; б) пред-
 
1 Ольшанский Д. Политический PR. — СПб.: Питер, 2003. — 544 с.; Туч-ков С. М. Паблик рилейшнз в политическом процессе современной Рос-сии: Дисс. … кта политолог. наук. — М., 2001. — 147 с.; Шомова С. А. По-литические шахматы. Паблик рилейшнз как интеллектуальная игра. — М.: РИП-холдинг, 2003. — 214 с. — (Академия рекламы).
2 Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психологические основы «Паблик рилей-шнз». — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 208 с.; Попов А. С. Информа-ционно-психологическое обеспечение избирательных кампаний: Авто-реф. дисс. … кта психолог. наук. — М., 2002. — 25 с.
3 Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 1999. — 444 с.
4 Викентьев И. Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз. Программы-консультанты. — СПб.: СПб, консалтинговая фирма «ТРИЗШАНС»; Издат. дом «Бизнес-пресса», 2002. — 380 с.
5 Костина Н. А. «Паблик рилейшнз» в библиотеке: теоретические, мето-дические и образовательные аспекты: Дисс. … кта педагог. наук. — Крас-нодар, 2001. — 174 с.
ставления (рефлексия) о публичной сфере и публичной коммуникации, «образующие в истории обществоведческой мысли во многом самостоятельный и самодостаточный про-цесс»1. Соответственно, все исторические версии можно ус-ловно разделить на две группы.Изучаемый период истории PR: его «предыстория», «история», или то и другое вместе.
 «Ареальная» или «национальная» принадлежность истории PR: отечественная или зарубежная. Но возможна и более конкретизированная классификация: мировая исто-рия PR; история PR какого-либо континента (например, Европы, Североамериканского континента, Восточного ре-гиона) или какой-либо страны и отдельного региона.
 Уровень исследовательской задачи: является ли рекон-струкция PR самостоятельной (главной) задачей иссле-дования или она носит подчиненный характер.
 Тип (объем) публикации: тезисы доклада, статья, глава диссертации или монографии, диссертация, монография.
 Прецедент (первенство) исследования: в данной науч-ной области, по периоду эволюции PR; по региональной (на-циональной) принадлежности истории PR; по типу иссле-дования и так далее.
 
Вероятно, могут быть и другие основания классификации «историй» PR, но перечисленные являются наиболее очевид-ными. Понятно, что в зависимости от выбранного основания одно и тоже исследование может быть отнесено к разным классификациям. С другой стороны, пока еще не все «ниши» существующих классификаций заполнены. Например, как нам известно, пока еще не написана ни одна диссертация, по-священная специально истории паблик рилейшнз.
Представления о возможных классификациях версий истории PR и их основаниях необходимы. На наш взгляд,
1 Шишкина М. А. Связи с общественностью в системе социального управ-ления: Дисс. … дра социолог. наук. — СПб., 1999. — С. 118.
они существенно повышают степень глубины и коррект-ности анализа существующих интерпретаций. Кроме того, данные основания одновременно могут являться критерия-ми-характеристиками той или иной авторской публика-ции, посвященной проблеме реконструкции генезиса и ис-тории паблик рилейшнз. Следует отметить и такие критерии, как новизна, целостность, системность, связность, объем источниковой базы, точность и корректность использова-ния литературы.
Считаем необходимым пояснить наше понимание по-следней группы критериев:
Новизна —«…проявляется в наличии теоретических поло-жений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы (…). Научная новизна исторических исследова-ний состоит во введении в научный оборот новых, не исполь-зованных ранее, научных источников, в определении гене-зиса развития той или иной отрасли… знания, во вскрытии закономерностей и основных путей развития той или иной науки»1, того или иного социокультурного феномена.
Целостность — «критерий целостности обязывает рас-сматривать свойства целого и частей в их неразрывном един-стве. С точки зрения этого принципа структура (…) работы представляет собой единство всех ее элементов, а каждый элемент структуры — часть произведения в целом. Наруше-ние этого принципа неизбежно влечет за собой хаотичность и эклектизм изложения научного материала»2.
Системность «…требует рассматривать элементы… (ра-боты. — И. К.С.) как систему, образованную их взаимодей-ствием, что не допускает механическое, формальное объеди-нение разнородных элементов». Наиболее важной систем-ной характеристикой для нас является соотнесенность всего
1 Кузин Ф. А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления.
Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов
и магистрантов. — М.: Ось-89, 2000.— С. 83—84. 2 Там же. — С. 11.
содержания в целом и отдельных частей анализируемых «историй PR»: 1) с представлениями их авторов о сущности паблик рилейшнз, отраженными в «рабочих» определениях этого феномена; 2) с объектно-предметными полями и ка-тегориальными аппаратами научных дисциплин, в рамках которых авторы реконструировали свои «истории PR»1. От себя добавим, что важнейшим признаком системности исследования считаем наличие методологии, соответствую-щей целям и задачам исследования.
Связность — «критерий (…) работы, который является обязательным условием существования ее текста как опреде-ленной структуры. Именно связность обеспечивает взаимо-обусловленность и соотнесенность различных фрагментов тек-ста, что свидетельствует об эффективности избранной автором последовательности изложения научной информации»2.
Объем источниковой базы как критерий предполагает наличие достаточного количества источников, соотносимо-го с количеством источников в других аналогичных по объе-му и задачам исследованиях.
Точность и корректность в использовании литературы — критерии, относящиеся к области научной этики. Они «не сформулированы в виде каких-то официальных требо-ваний (…), но эти нормы существуют. В нормах научной этики находят свое воплощение (…) общечеловеческие мо-ральные требования и запреты, такие, например, как „не ук-ради“, „не лги“, приспособленные, разумеется, к особеннос-тям научной деятельности. Как нечто подобное краже оце-нивается в науке плагиат, когда человек выдает научные идеи и результаты, полученные кем-либо другим, за свои»3.
1 Следует заметить, что критерии целостности и системности тесно взаимо-
связаны, и их разграничение носит условный характер. Целостность является
неотъемлемым свойством системного объекта как материального, так и иде-
ального (см.: Резник Ю. М. Введение в социальную теорию: Социальная си-
стемология / Ю. М. Резник; Ин-т человека. — М.: Наука, 2003. — С. 319). 2 Кузин Ф. А. Указ. соч. — С. 11. 3 Там же. — С. 33.
Формальным признаком плагиата является дословное воспро-изведение фрагментов текстов из публикаций других авторов без кавычек и ссылок. «Публикуя результаты своих исследо-ваний, он (автор. — И. К.С.) должен четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто им самим. (…) Ученый должен привести те доказательства, с помощью ко-торых он обосновывает полученные им результаты. При этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его результатов»1.
Исходя из сказанного, определимся с целями исследова-ния и учебного пособия2. К первым относятся следующие:
1) анализ наиболее значимых отечественных интерпре-таций генезиса и истории PR с точки зрения обозначенных критериев, для выявления соответствующих тенденций в рефлексии эволюции паблик рилейшнз;
2) актуализация проблем
а) соответствия представлений исследователей о сущ-ности паблик рилейшнз объектно-предметным по-лям научных дисциплин, в рамках которых рекон-струируется история PR;
б) поиска адекватной методологической базы для буду-щих теоретических изысканий в этом направлении;
в) определения модели PR, наиболее адекватной для развития российской сферы публичных коммуника-ций;
г) разработки прогностических версий дальнейшего развития сферы PR в России и за рубежом.
В операциональном аспекте процесс реализации обозна-ченных целей исследования выглядит следующим образом: 1) обоснование выбора публикации для анализа в контексте
1 Кузин Ф. А. Указ. соч. — С. 34.
3 Мы различаем цели исследования и учебного пособия. В первом слу-чае это цели научно-исследовательского характера, во втором — образо-вательного и методического.
интересующей проблемы; 2) краткое описание типа (объе-ма), структуры и уровня задач исследуемой работы; 3) оп-ределение научной дисциплины, с позиций которой рекон-струировалась история PR в данном конкретном случае; 4) выявление особенностей понимания автором сущности феномена паблик рилейшнз, отразившихся в так называе-мом рабочем определении PR и методологии исследования; а также «точки отсчета» (начала) истории PR, ее «ареаль-ной» принадлежности; 5) анализ фрагментов работы, наи-более ярко отражающих позицию их автора в решении про-блемы реконструкции истории PR; 6) оценка публикации в целом с точки зрения критериев новизны, целостности, системности, объема источниковой базы, точности и кор-ректности использования литературы.
Такого подхода мы, по возможности, будем придержи-ваться по отношению к каждой из рассматриваемых работ в первых четырех главах. Выбор публикаций осуществлялся на основании принципа прецедента (первенства) либо в по-становке авторами проблемы, связанной с генезисом и исто-рией PR, либо в их подходе к пониманию сущности паблик рилейшнз, обусловившего логику и содержание конкретной версии истории PR; либо в выборе ими жанра научного ис-следования. В пятой главе дан краткий обзор отечественных версий паблик рилейшнз, написанных, преимущественно, в жанре научной статьи.
Что касается целей учебного пособия, то среди них сле-дующие: 1) углубление преставлений читателей о паблик рилейшнз как многоаспектном социокультурном феномене, имеющем древние корни в истории социума; 2) предостав-ление дополнительных материалов студентам и аспирантам для написания рефератов и курсовых работ, подготовки к семинарам, зачетам и экзаменам; 3) предоставление мате-риалов преподавателям для разработки более полного учеб-ного курса «История паблик рилейшнз» для вузовской спе-циальности «Связи с общественностью» (350400).
Обозначенные образовательные и методические цели обу-словили наличие в конце глав вопросов, тем для рефератов, списков обязательной и дополнительной литературы. Кроме того, в учебное пособие, написанное в форме аналитического исследования, включено достаточное количество фрагментов реферативного характера и цитат. Все это позволяет рассмат-ривать данную работу еще и как своеобразную «хрестоматию» и «библиографический справочник» по истории PR.
Завершая вводную часть, рискнем обратиться к начальной цитате своего повествования1, но теперь уже с другим «напол-нением». Действительно, если под «социальной средой» по-нимать сферу публичных коммуникаций, а под «нечто» — те или иные модели PR (PR-коммуникаций, PR-деятельности), то получится следующее: попытка конструирования в сфе-ре публичных коммуникаций моделей PR, не отвечающих природе данной сферы, навязывание как сфере в целом, так и моделям PR, в частности, «истории» и «пути дальнейшего развития» без учета их (сферы и моделей) внутренних эво-люционных тенденций, может привести к глубокому кри-зису. Это особенно актуально для современной российской сферы публичных коммуникаций. Попробуем же разобрать-ся в этих «внутренних эволюционных» (исторических) тен-денциях паблик рилейшнз на материалах исследований раз-личных авторов.
1 «История как бы насмехается над действиями тех реформаторов, кото-рые пытаются сконструировать в социальной среде нечто, не отвечаю-щее ее природе, навязать среде путь эволюции без учета собственных, внутренних эволюционных тенденций. В таких случаях общество попа-дает как бы в «историческую западню», приходит к трудно поправимому кризисному состоянию» (Князева Е., Курдюмов С. Синергетика: нача-ла нелинейного мышления // Общества, науки и современность. — М., 1993. — № 2. — С. 39).Глава I «История public relations: попытка хронологии» А. Векслер — один из первых российских опытов конструирования эволюции PR
Публикация А. Векслер «История public relations: попытка хронологии»1 привлекла наше вни-мание потому, что это одна из первых отечественных работ в данной области. Она является одной из глав диссертацион-ного исследования А. Векслер «Связи с общественностью в государственной службе: проблемы становления и функ-ционирования», выполненного на кафедре политологии и политического управления Российской академии государ-ственной службы при Президенте РФ. Уже по этому фор-мальному признаку можно предположить, что речь пойдет об истории PR как политическом и государственно-управлен-ческом феномене. Первые же строчки публикации подтверж-дают это: «По мнению многих исследователей, история нау-ки и искусства по имени public relations тесно связана с раз-витием политических и государственных институтов»2.
А. Векслер приводит мнения известных зарубежных ис-следователей в области PR, согласно которым, паблик ри-лейшнз дольше и эффективнее используется име


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технология производства продукции на ЗАО Анит ЛТД
Реферат Прибыль и рентабельность производственного предприятия
Реферат Blaise Pascal
Реферат Формы предприятий РФ.
Реферат Процесс формирования производственных затрат на предприятиях полиграфии
Реферат Развитее судоходства на реке Каме
Реферат Проблема несостоятельности (банкротства) предприятия
Реферат Характеристика рыночных структур
Реферат Прибыль предприятия
Реферат Проектирование производственного процесса выработки пряжи (основы и утка) для выработки и ткани арт. 34
Реферат Проект совершенствования организационной структуры управления
Реферат Принципы и методы организации коммерческой деятельности
Реферат Проектирование системы анализа финансовых результатов деятельности банка
Реферат Рыночная конкуренция: сущность, виды и значе
Реферат Проблемы создания, реорганизации и прекращения деятельности предприятия