Реферат по предмету "Педагогика"

Узнать цену реферата по вашей теме


Дидактическая игра как важное средство воспитания умственной активности учащихся

--PAGE_BREAK--1.3. Характеристика дидактических игр.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обуче­ния детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.
Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подго­тавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятель­ности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обу­чения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера — обучающей задачи.
Системы дидактических игр впервые были разработаны для дошколь­ного воспитания Ф. Фребелем, М. Монтессори, для начального обуче­ния — О. Декроли.
В отечественной педагогической практике в 1940 — 1950-е гг. дидактичес­кие игры рассматривались преимущественно как форма работы в дош­кольном воспитании; в начальной школе им отводилась роль средства отдыха от серьезных учебных занятий. В 1960 — 1970-е гг. накапливался опыт использования игры как средства активизации учебного процесса не только в начальных, но и в средних классах. С 1970 — 1980-х гг. введе­ние обучения с 6-летнего возраста стимулировало использование ди­дактических игр в учебно-воспитательном процессе. С 1980-х гг. широкое распространение получили деловые игры.
Повышение гибкости обучения, расширение свободы действий учите­ля, а также выразительные возможности и высокий воспитательный потенциал игры побуждают педагогов применять ее на всех ступенях обучения.
2. Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр, в ко­торых свободная игровая деятельность выступает как самоцель.Специ­фическими признаками дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлена, выделены в явном виде. (6, стр.75) Дидактические игры, как правило, ограничены во времени. В боль­шинстве случаев игровые действия подчинены фиксированным прави­лам (исключением могут служить некоторые развивающие дидактичес­кие игры, направленные на сенсорное развитие дошкольников),их педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой дея­тельности.
В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение игровых задач. При проведении игры учитель выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающих­ся видов деятельности учащихся — игровой и учебно-познавательной, стремится не только достичь дидактической цели, но и сохранить и раз­вить увлеченность, заинтересованность, самостоятельность детей.
Для практики дошкольного воспитания особенно важным являетсяраз­вивающее воздействие дидактической игры: развитие двигательного ап­парата, психомоторики; навыков поведения в соответствии с правила­ми; механизма идентификации, сопереживания; умение представить себя в чужой роли; формирование умений планировать, оценивать предсто­ящие действия, ориентироваться в ситуации; развитие навыков сотрудни­чества (особенно в командных играх), ряда личностных качеств (терпе­ния, настойчивости, самоконтроля), делающих игру школой произвольного поведения. Поэтому важным является целенаправленное обучение детей самой процедуре игры, объяснение ее содержания, пра­вил, способов действий, приучение детей к самоконтролю и взаимо­контролю в ходе проведения игры.
Важное место дидактические игры занимают в ознакомлении дошколь­ников с окружающим миром, расширении и обогащении их представ­лений о нем.
В обучении детей младшего возраста, как правило, применяются игры с заранее очерченным ходом игровых действий и четко выраженным «обучающим» началом, связанным с передачей и применением зна­ний, с упражнениями, умственным развитием детей.
4,Компьютерные дидактические игры становятся средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками про­граммирования.
Компьютерные игры применяются как дидактическое средство при обу­чении в самых разнообразных предметных областях.
Игра — это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру.
Ребенок играет сначала с реальными окружающими его пред­метами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающе­го мира.
Возникающая потребность действовать и поступать, как взрос­лый, не всегда удовлетворяется. Играя, ребенок принимает на се­бя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих дейст­виях. Игры детей чаще всего отражают профессиональную дея­тельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения:
сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы че­ловеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка; дети получают возможность для становления как личности в целом, так и отдельных психических процессов.
Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ро­левым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактиче­ской игре перемещается от игрового действия к умственной зада­че. Так, в ролевой игре «Капитаны» дети, действуя в воображае­мой ситуации, «ведут корабль» (поворачивают воображаемый руль то в одну, то в другую сторону, гудят, осуществляя одновременно роль парохода), а в дидактической игре они подражают умствен­ной работе капитана — «ведут корабль по заданному курсу» на ос­нове выполненных расчетов.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу позна­ния. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она по­могает сделать любой учебный материал увлекательным, вызыва­ет у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабо­чее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал:
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного разви­тия. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, поня­тий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»(15, стр47).
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопо­ставляет, классифицирует предметы по тем или иным призна­кам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобще­ния.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внима­ние и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, на­ходчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий — организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои ин­тересы интересам коллектива.
Художественно оформленные игрушки, рисунки, демонстра­ционный и раздаточный материал к играм выполняют задачу ху­дожественного воспитания.
Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает харак­тер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающе­го характера сближает новую, познавательную деятельность ре­бенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серь­езной умственной работе.(15, стр.28)
Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, иг­ровое правило, в других — только отдельные элементы: действие или правило или и то и другое.
Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдель­ные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее за­мысел, правило, действие и включенная в них умственная зада­ча представляют собой единую систему формирующих воздейст­вий.
При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный ха­рактер мышления младшего школьника. Необходимо также по­мнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных спо­собностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать уме­нием анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружаю­щим предметам.
Для успешного обучения математике в процессе игры необхо­димо применять как предметы, окружающие школьника, так и их модели.
Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начина­ется с материального (или материализованного) действия с пред­метами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осу­ществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взамодействие ученика с познаваемым материалом. Таким образом, осуществляется связь между материаль­ной и внешнеречевой формами действия. Опора на действия с предметами или их моделями постоянно сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план дей­ствия в уме (5, стр.54) Таким образом, материальная (или материализованная) форма действия является исходной, внешнеречевая — предполагает рас­суждения, умственная форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у ученика уже сформированы пред­ставления или понятия.(4,54)
Эти три формы действия взаимосвязаны, влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, нагляд­но-образного и словесно-логического. При изучении каждого раздела математики необходимо, чтобы дети усвоили все формы действия. Деятельность детей должна быть разнообразной не только по форме, но и по содержанию и строиться в соответст­вии с закономерностями обучения, сформулированными педаго­гами: «Чем больше и разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности — репродуктивной или творче­ской»(7,28)
 По характеру умственного развития их можно отнести к следующим группам:
1. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу (напри­мер, игра «Составим узор»),
2. Игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры направ­лены на формирование навыков сложения и вычитания в преде­лах 10. Это — «Математическая рыбалка», «Лучший летчик», «Луч­ший космонавт» и др.
3. Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например, «Цепочка» (III ва­риант), «Математическая эстафета», «Составление круговых при­меров». К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля («Лучший конт­ролер», «Арифметический бег», «Проверь Угадайку» и др.).
4. Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Это
«Угадай загадки Буратино», «Загадки Веселого Карандаша», «Оп­редели курс движения самолета», «По какой тропинке ты пой­дешь?» и др.
Некоторые исследователи делят игры на две группы: наглядные и словесные. Игры с использованием средств наглядности, в свою очередь, подразделяются на игры с демонстрационным и разда­точным материалами и игры с различными игрушками (объекта­ми природы и предметами обихода). К дидактическим играм с ис­пользованием средств наглядности можно также отнести игры-инсценировки некоторых сказок и книжек-считалок с примене­нием соответствующих игрушек («Три медведя» Л.Н.Толстого, «Считалочки» А.Барто и др.).
В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их на­блюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобще­нии. Они применяются на этапе закрепления и повторения учеб­ного материала. Например, в играх «Наоборот», «Забей гол в чис­ловые ворота» и др. дети должны воспроизвести полученные ра­нее знания, вспомнить изученные правила, вычислительные при­емы.
К словесным играм относятся также игры-загадки (без карти­нок), игры на составление высказываний, на дополнение их.
Дидактические игры по числу участников в них делятся на кол­лективные, групповые и индивидуальные.(13, стр.64)
Указанная классификация дидактических игр не отражает все­го разнообразия их, тем не менее она позволяет учителю ориенти­роваться в обилии игр.
К дидактическим играм для 1 класса нами разработаны демон­страционный и раздаточный материал динамического характера, что дает простор детской активности. Раздаточный материал по­зволит учесть наглядно-действенный характер мышления уча­щихся, повысить эффективность обучения, воспитать интерес к обучению.

Глава 2. Методика проведения дидактических игр.
2.1. Игровая деятельность на уроках математики
Игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена в рамках разных методов обучения.
Приведем для примера систему игр и занимательных заданий по математике для учащихся первых и вторых классов, где исполь­зуются разнообразные методы обучения.
К первой группе относятся игры, в основе которых лежит объ­яснительно-иллюстративный метод обучения. Эти игры использу­ются на этапе объяснения нового материала. С помощью такого вида игр учитель сообщает новые знания на основе использования наглядных средств, беседы, показа диафильма и т.д.
Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают и запо­минают сообщенные знания.
Приведем пример игры учащихся II класса, цель которой состо­ит в объяснении приема сложения однозначных чисел с перехо­дом через десяток.
Украсить елочку шарами
Детям предлагается рассмотреть пример под рисунком и нари­совать на первом ярусе елочки число шаров, равное первому сла­гаемому. Но втором и третьем ярусах нужно нарисовать такое их число, которое равно второму слагаемому. При этом количество шаров на втором ярусе должно дополнять количество шаров на первом до 10. На третьем ярусе дети должны изобразить осталь­ные шары.
В этой игре ученики осознают приемы сложения на основе на­глядности. Характерной чертой объяснительно-иллюстративного метода является выполнение действий по образцу.
Разместите числа от 1 до 12 (по одному числу в каждой фигуре) гак, чтобы они составляли одну и ту же сумму в следующих на­правлениях: в каждой из двух средних центральных колонок, в 4 треугольниках вместе, в 4 квадратах вместе.
5. Задачи на сообразительность.
а) Кто какую игрушку спрятал? Играя, каждая из трех подруг — Катя, Галя и Оля — опустила в свой «чудесный» мешочек од­ну из игрушек: медвежонка, зайчика, слоненка. Известно, что Катя не прятала зайчика. Оля не прятала ни зайчика, ни медве­жонка. Предлагается узнать, у кого какая игрушка.
Приведенные примеры игр убеждают в том, что в игре можно запрограммировать любой метод обучения.
Умелое руководство игрой требует мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, рас­пределить роли, поставить перед детьми познавательную зада­чу, продумать методику проведения игры, подготовить необхо­димое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если ди­дактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действи­ем, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание.
б) Например, в игре «Лучший летчик» учитель заостряет вни­мание детей на дидактической задаче примерно так: «Вы можете долететь до назначенного пункта при том условии, если правиль­но произведете расчеты (правильно решите примеры, в которых зашифрован путь полета вашего самолета)».
В игре (в этой или иной роли) должен участвовать каждый уче­ник класса. Если у доски осуществляет игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д. Характер игровой деятельности учащихся зависит от места игры на уроке или в системе уроков (надо сказать, что она может быть проведена на любом этапе уро­ка и на уроке любого типа).
Если игра используется на уроке объяснения нового материа­ла, то в ней должны быть запрограммированы практические дей­ствия детей с группами предметов или рисунками. На уроках за­крепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и напра­вить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычис­лительных приемов. В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроиз­водящую, контролирующую и поисковую. В игре следует проду­мывать не только характер управления ею. С этой целью исполь­зуются средства обратной связи с учениками: сигнальные карто­чки (кружки зеленого цвета с одной стороны и красного — с дру­гой) или разрезные цифры. Когда вызванные к доске дети реша­ют в игре примеры или задачи, учащиеся, сидящие за столами, по­казывают либо разрезные цифры (ответ), либо сигнальные карто­чки (зеленого цвета — если с ответом согласны, красного цвета — если ответ неправильный). Сигнальные карточки служат средст­вом активизации детей в игре.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Увольнение по п 5 ст 42 трудового кодекса Республики Беларусь
Реферат Уголовная ответственность по ст 111 УК РФ тяжкий вред здоровью
Реферат Уголовная ответственность за насильственные действия сексуального характера 2
Реферат Уголовный Кодекс Франции 1810 г
Реферат Увольнение по п 1 Ст 42 трудового кодекса Республики Беларусь
Реферат Уголовное право и судебный процесс в России в первой четверти XVIII в
Реферат Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме
Реферат August Wilsons
Реферат Уголовная ответственность за террористический акт
Реферат The Soviet Breakup Essay Research Paper When
Реферат Уголовно-правовые меры противодействия экстремистской деятельности
Реферат Уголовный закон и его назначение
Реферат Mania Diaorder Essay Research Paper Mania DisorderTo
Реферат Уголовная ответственность за совершение компьютерных преступлений
Реферат Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств