Реферат по предмету "Остальные рефераты"

Узнать цену реферата по вашей теме


Методика изучения синтаксиса сложного предложения в школе

Министерство образования Российской Федерации.
Волгоградский государственный педагогический университет.
Кафедра русского языка.
 
 
 
 
 
 
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Выполнила студентка 4 курса,
филологического факультета (озо):
Кудрявцева Ольга Александровна.
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук
Крамаренко Н. О.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград.
2000 год.
 
Содержание.

¯ Введение.                                                                                 2
¯ Глава 1.    Теоретические    основы     изучения  темы: «Методика   синтаксиса   сложного предложения».                                                                            4
1.  Лингвистические основы.                                                        4
2.  Методические основы.                                                            10
A.   Исторический  экскурс.   Методика   Федора   Ивановича   Буслаева.                                                                                        10
B.  ХХ век. Современные  методики преподавания  синтаксиса сложного  предложения.                                                             11
¯ Глава 2. Система работы по изучению сложного          предложенияв средней школе.                                              14
1.  Современные     программы    для   средней    школы                     по русскому языку (Ладыженская Т.А.,Бабайцева В.В., Разумовская М.М.).                                                                 14
2.  Учебные комплексы.                                                              18
A.  Учебник С.Г. Бархударова «Русский язык. 9 класс» (подред. Ладыженской)                                                                             18
B. Учебный комплекс Бабайцевой В.В.                                        19
¯ Глава 3. Методическиерекомендации.             21
1.  Недостатки  некоторых приёмов иупражнений.                 21
2.  Использование   игрового материала.                                  22
3.  Роль занимательных заданий приизучении темы.              23
¯ Заключение.                                                                         23
¯ Библиография.                                                                   25
Совершенно очевидно, какую огромную роль
могут сыграть в развитии и укреплении всех
видов умственной и речевой деятельности 
правильно поставленные занятия по языку.
                         К.Б. Бархин и  Е.С. Истрина  

                                                                                                                                
Введение.
Однажды  мой  знакомый, студент 1 курса, спросил: «Азапятая ставится после что  или перед?» Я  была удивлена: не знать такихэлементарных вещей, тем более,  по синтаксису  родного  языка.  А  ведь,  это было  обычное сложно-подчинённое предложение, ничего трудного не было. Ещё нетак давно человек окончил школу и поступил учиться дальше в ВУЗ. А тут забыл, гдепо правилам  нужно  ставить  запятую!  Это  был  не какой-нибудь  последнийдвоечник,  это  пример  среднего,  вполне  нормального  ученика  стандартнойобщеобразова-тельной  школы.  И  это  не единичный  случай.  Чьё  упущение?Учителя? Ученика? А  может системы преподавания русского языка? Почему жевопросу о знаках препинания уделяется так мало внимания в методике? Ведь этоодна из наиболее проблемных и сложных тем. Так какие же методы должениспользовать учитель, чтобы даже самый нерадивый ученик  осознано  и серьёзно подходил  к данной  теме?   Давайте  разберёмся в поставленных вопросах.
Итак, речь пойдёт о процессе преподавания русскогоязыка в школе – это и есть объект исследования.  В работе  будут рассмотрены  различные  методы изучения сложного предложения в средней школе – предметисследования.
Автор работы  ставит  целью  следующее:  выработать методические рекоменда-
циипо изучению сложного предложения в школе. Достижение цели исследования требуетрешения задач:
·    Рассмотреть лингвистические основы темы.
·    Сравнить методические основы.
·    Проанализировать программы и учебники.
·    Выработать свои рекомендации.
Методологические основы.
Методикапреподавания русского языка – наука относительно молодая, в настоящее времяпродолжает развиваться вслед за изменениями в языке и обществе.Совершенствуются уже существующие методы, приемы, появляются новые. Первыйсистематизированный опыт методической работы по синтаксису русского языкапредложил Фёдор Иванович Буслаев в своей работе «Преподавание отечественногоязыка». Прежде чем дать методу, Буслаев во втором томе своей «Историческойграмматики»(1863) привёл «первый полный синтаксис висторическом развитии. В своём «Синтаксисе» Буслаев впервые прочноустановил в учении о предложении различие между логикой и грамматикой.Определяя отношения языка к мышлению, Буслаев говорит: «Язык к мышлениюотносится в двояком отношении: с одной стороны формы языка служат точнейшимвыражением всех действий нашего мышления, так что, думая про себя, постояннооблекаем каждую мысль в слова; а между тем, с другой стороны, опыт каждогоговорящего и пишущего свидетельствует, что мысль развивается в голове независимо от форм языка и что весьма часто случается встречать затруднения вприискании слов для выражения мысли. Такое противоречие в отношении языка кмышлению объясняется существом самого языка. Язык образовался в эпохунезапамятную, в ближайшей связи с раскрытием умственной деятельности целогонарода, но независимо от                               личного мышления одногоили нескольких людей. Потому логика языка точнее, строже и совершеннее логикиотдельных лиц, сколько бы проницательны и глубокомысленны они ни были»[1].
Современныйвзгляд на вопрос изучения синтаксиса в лингвистике и методика преподавания вшколе, в том числе взгляды Буслаева, подробно будут изложены ниже.
ЗолотовойГ.А. по вопросу синтаксиса пишет: «В речи получает выражение все содержаниежизни человека, все представления об окружающем мире, о предметах, категориях исвязях действительности, наблюдаемых и осмысляемых, обобщённых и расчленённыхтак или иначе национальным языковым сознанием. Человек высказывает сообщения офактах и событиях или реакции на них, чувства и желания, формирует понятия,мысли и умозаключения в процессе познавательной деятельности, вступает вкоммуникативные контакты, побуждает собеседников к действию. Всё этомногообразие речевых потребностей и проявлений реализуется через синтаксис, спомощью синтаксических ресурсов языка. Единицы других уровней языковой системы– фонемы, морфемы, лексемы – участвуют в формировании речи только черезсинтаксис. Отсюда – роль синтаксиса как «организационного центра грамматики»(по определению Виноградова В.В.) Отсюда – сложность устройства синтаксическойсистемы языка как научного объекта.
И  хотя у  синтаксической  науки  многовековая  история,  законы синтаксического строяязыка и теперь ещё не познаны в полной мере. Можно только надеяться, что каждоеновое описание синтаксиса, каждое исследование в этой области приближает нас кискомому.
Синтаксис– эта та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связаннаяречь. Соответственно синтаксис как наука изучает средства и способы построениясвязанной речи и прежде всех его коммуникативных единиц – предложений.»[2].
Итак, синтаксису в современнойлингвистике уделяется огромное значение, многие взгляды  на  вопросысинтаксиса, его места в грамматике, языке и речи, классификации синтаксическихединиц  пересматриваются. Хочется так же, чтобы и в методике преподаваниярусского языка вопросам синтаксиса уделялось не менее внимания. Чему авторработы и пытается помочь.
Висследовании применяются методы и приёмы:
·    Описательный метод.
·    Изучение научной и лингвистической литературы.
·    Анализ программ (сравнительно-сопоставительный).
Научнаяновизна:  Автор работы впервые глубоко изучил эту тему и выдвинул  свои методические рекомендации, упражнения.
Практическаязначимость исследования  в том, что его материалы можно использовать вшкольной и вузовской работе.
 
Глава 1.  Теоретические основы изучения темы: «Методикасинтаксиса сложного предложения».
1. Лингвистические основы.
Сегоднясинтаксис является одним из разделов  учебного  вузовского  курса современногорусского языка. В лингвистической науке подробно этим разделом занималисьмногие  учёные,  среди  которых  Белошапкова В.А.  –  преподаватель  МГУ, выдающийся  русский  лингвист. Некоторые работы  этого  автора  посвященысинтаксису. Вот что Белошапкова, в частности, пишет по этому вопросу: «наука осинтаксисе русского языка представляет собой сложное явление: в ней существуют(в состоянии непрерывных столкновений и споров) разные направления и концепции,так что в новых идеях дискуссионное явно преобладает над общепризнанным. В этихусловиях чрезвычайно труден отбор идей (понятий, точек зрения)»1.
Итак, приведём некоторые из них.
Белошапкова так определяет понятие синтаксиса: «…синтаксис изучает,
с одной  стороны,  правила связывания  слов  и  форм  слов,  а  с другой   стороны,  те  единства,   всоставе   которых   эти  правила реализуются.»2. Синтаксисрассматривается «как высший грамматический уровень системы языка, стоящий надморфологическим»3. Выделяются следующие синтаксическиеединицы «объекты синтаксиса: словосочетание, предложение   и сложное  предложение. Традиционное   для русской синтаксической науки пониманиесинтаксических объектов характеризуется тем,  что  наряду  со словосочетанием и предложением   как  особая синтаксическая единица рассматривается сложное предложение. Сложным предложением называется синтаксическая единица,компонентами которой являются   предложения,   связанные   между   собой  синтаксической связью»4.
Авторыдругой книги дают следующие понятия в разделе «Синтаксис»: «Сложное предложениеобладает как свойствами, общими с простым предложением, так и своимиспецифическими свойствами, отличающими его от простого предложения. Подобнопростому предложению, сложное предложение представляет собойсинтаксическую конструкцию, предназначенную быть сообщением: как и простое, онополучает в речи интонационное и слово порядковое оформление.
Сложноепредложение отличается от простого, прежде всего характером образующих егокомпонентов. Компонентами, образующими простое предложение, являютсяопределённые классы словоформ или лексически не заменяемые словоформы. Такимобразом, синтаксическая природа компонентов простого предложения радикальноотличается от синтаксической природы образуемого ими синтаксическогопостроения. Сложное предложение состоит из компонентов, которые в большей илименьшей степени обладают свойствами простых предложений и, таким образом, посвоей синтаксической природе не противостоят так резко образуемому ими целому –сложному предложению. Общность синтаксической природы компонентов и образуемогоими целого сближает сложное предложение со словосочетанием, которое выполняетту же функцию, что и его компоненты – слова или словоформы – и по своейсинтаксической природе не противостоит им.
Обязательными конструирующим признаком компонентов сложного предложения является то, чтоони обладают категорией предикативности. Соответственнопредикативнымиединицами.
Структурная схема сложного предложения включает следующие четыре класса необходимыххарактеристик:
1)     потенциальный количественный состав сложного предложения (илиоткрытость/ закрытость его структуры);
2)     синтаксическая связь между компонентами и средства её выражения;
3)     порядок компонентов, т.е. их расположение относительно друг друга;
4)     особенности семантического наполнения, строения и лексического составакомпонентов.
Всёсказанное позволяет определить сложное предложение как сочетаниепредикативных единиц, построенное по той или иной структурной схеме ипредназначенное для функционирования в качестве целостной единицысообщения.
В речевой действительности представлены:
1)   сложныепредложения с минимальным для данного типа количеством частей (м и н и м а л ьн ы е    к о н с т р у к ц и и     с л о ж н о г о   п р е д л о ж е н и я);
2)   предложения,являющиеся различного рода усложнениями минимальных конструкций (м н о г о ч ле н н ы е,   или   с л о ж н ы е   п р е д л о ж е н и я          у с л о ж н ён н о г о   т и п а); например:
·    Солнце село, но было ещё тепло.
·    Солнце село, на небе гасли последние лучи заката, сгущалисьсумерки, но было ещё тепло, потому что день был необычайно жарким для октября.
Связь между компонентами сложного предложенияможет быть сочинительной или подчинительной.
Основнымсредством выражения сочинительной связи, т.е. связи формальнойнеподчиненности, являются сочинительные союзы. При такой связи ни один изкомпонентов сложного предложения не занимает синтаксического места словоформы всоставе другой части. Поэтому здесь нет существенных различий в функции частей,вводимых союзами, и частей, не содержащих союзов.
Подчинительнаясвязь между компонентами сложного предложения аналогична всем видамнесочинительной связи: подчинительной связи между словоформами в словосочетаниии связям, возникающим в предложении: связи между компонентами схемы и междусхемой и
детерминантом.Основнымивыразителями отношенийявляются подчинительные союзы и приобретающиефункцию союза относительные местоимения. Часть,  вводимая  союзом  или относительным  местоимение          (п р и д а т о ч н а я), либо занимаетсинтаксическое место словоформы в составе другой (г л а в н о й) части, котораяявляется структурным центром сложного предложения, либо, напротив, вмещает еёсодержание, составляющее семантическое наполнение относительногоместоимения. В бессоюзных предложениях противопоставлениесочинительной и подчинительной связи снято, т.к. синтаксические и смысловыеотношения между частями формально не выражены.
Сложносочинённымипредложениями называются такие предложения, части которых связаннысочинительной связью.
Сложносочинённые предложения открытой структуры,представляя собою открытые ряды, состоят из двух, трёх и более частей,количество которых потенциально всегда может быть увеличено,образуются из неопределённого количества предикативных единиц, соединённыхсоюзами или бессоюзно.
Сложносочинённые предложения закрытой структуры,являясь закрытыми рядами, состоят всегда из двух частей и не допускаютвключения третьей и последующей,обязательным элементом такогопредложения является союз.и, а, но с одним  показателем связи:
·    с союзом и (соединительно-распространительные,результативные, контрастного соединения), предложения с другимисопоставительными союзами,
·    с союзом а (сопоставительные,сопоставительно-распространительные, предложения не соответствия), предложенияс другими сопоставительными союзами,
·    с союзом но (противительно-ограничительные предложения,противительно-уступительные, противительно-возместительные), предложения сдругими противительными союзами;
·    связанные конструкции противительно-сопостовительных предложений;
2)  сопоставительно-противительные с союзами и, а, нос двумя показателями связи:
·    предложения следствия-вывода;
·    противительно-уступительные;
·    противительно-возместительные;
·    ограничительные;
·    отождествлённо-соединительные;
·    соединительно-дополнительные;
3)  предложения, с союзами нетолько…но и, да и, а именно, то есть и синонимичными им:
·     собственно градационные;
·    усилительные;
·    пояснительные.>
Сложноподчинённые предложения  называются такиесложные предложения, части которых связанны подчинительной связью.Отличительной формальной особенностью таких предложений является наличие в нихвводящего придаточную часть подчинительного союза или относительногоместоимения в функции союза.
По характеру связи между главной и придаточной частью всесложноподчинённые предложения делятся на четыре типа:
1.   Местоимённо-соотносительные:
1)   отождествительныепредложенияЯ тот, чью рукопись вы   рецензировали. Там, куда мы шли,нас ждали. Что мог Петька,  не мог никто.>,
2)   предложения фразеологическоготипачто, чтобы, будто, как будто, словно, точно>,
3)   вмещающиепредложения;
2.   Присловные:
1)   присубстантивированныеи прикомпаративные – предложения, структура которых определяется грамматическойприродой опорного слова;
2)   предложения с невопросительнойпридаточной частью и предложения с вопросительной придаточной частью –предложения, структура которых определяется семантической природой опорногослова (изъяснительные).
3.   Детерминантные:
предложения обусловленности, временные, сравнительные, предложениясоответствия.
4.   Относительно-распространительные.
Бессоюзные предложения, как и союзные, могут бытьоткрытой и закрытой структуры.».1
Г.А.Золотова показывает несколько иной подход к рассмотрению простых и сложныхпредложений (с точки зрения использования в речи, т.е. коммуникативнойфункции): границы между простым полипредикативным предложением и сложнымотносительны; сложное предложение рассматривается  как  «построение снаибольшей эксплицированностью  полипредикативной организации»2.
« Как простое, так и сложное предложение представляютсобой цельные, объединённые грамматически, по смыслу и интонационно,коммуникативные единицы. В сложном предложении, так же как и в простомполипредикативном, соединяются две или несколько предикативных единиц,модально-временные и субъектные значения которых ориентированны таксисно вотношении друг друга и доминирующего предиката.
И впростом и в сложном предложении компоненты, его организующие, вступают вопределённые структурно-смысловые отношения между собой; их функциональнымивзаимоотношениями и способом выражения и определяется тип предложения. Всложном предложении, в отличие от простого, один или несколько компонентовимеют форму предложения, или фазовой номинации.
Разграничивают сложноподчинённые и сложносочинённыепредложения, указывая на большую независимостьсоставляющих предикативных единиц.
1.   Сложносочинённые(выражают отношения соединительные, противительные, разделительные)…
2.   Сложноподчинённые(выражают отношения темпоральные, локальные, причинно следственные и др.)
По характеру включения различаются придаточные заместитительнеые,занимающие место компонента предложения (Блажен, кто верует),придаточные возместительные, возмещающие семантически ненаполненноеместоименное слово (Кто беден, тот тебе не пара.), и придаточные определительные,содержащие определение к именному компоненту главного (Читаю книгу, окоторой говорят).

1.   Придаточноесубъекта (подлежащего) замещает или возмещает позицию субъектногокомпонента в именительном или косвенном падеже. возможность замещения или возмещения субъектапридаточным предложением субъектно-локативным. Придаточные со значением субъекта-каузаторатакже замещают или возмещают позицию подлежащего.
2.   Придаточныесо значением предицирующего компонента замещают или возмещают второйорганизующий центр предложения либо входят в состав усложнённогопредиката. Опредилительные предаточные такжемогут быть замещающими или возмещающими позицию определения, но структурно ихроль не является столь необходимой, как в предложениях с придаточнымипредицирующими.
3.   Гораздочастотнее объектно-делиберативные придаточные, раскрывающие содержанияглаголов, имён и других слов информативного значения.пассивно-субъектные,где придаточное не является распространителем субъекта, но возмещает позицию,обусловленную пассивной конструкцией главного предложения.
4.   Придаточныепредложения, изъяснительно-опредилительные, раскрывающие содержаниесуществительных речемыслительной семантики, соединяют с изъяснительнымзначением позиционное определительное, вытекающее из способности любогосуществительного распространяться определением.
5.   Наосновании взаимодействия функционально-смыслового и позиционного критериеввыделим и объектно-каузативную разновидность придаточных: они занимаютпозицию при предикатах, выражающих каузируемую эмоционально-оценочную реакциюлица, а сами обозначают явление, событие-каузатор, соотносительное не спредметным, а с каузативным компонентом полипредикативного предложения.
6.   В сложныхпредложениях, выражающих причинно-следственные от6ношения, такжевстречаются конструкции с опущенным модусным звеном, когда придаточноепредложение, вводимое союзами потому что или так как, обозначаетне причину события главного предложения, а наблюдаемый признак, на основаниикоторого говорящий (или персонаж повествования) делает заключение,предположение о наблюдаемом признаке, высказываемое в главном.
7.   Условиеможно рассматривать как возможную или необходимую причину события-следствия.
8.   Впридаточномцели можно видеть проспективное и желательное илинеобходимое для агенса событие, мотивирующее (его собственным сознанием иливсезнающим автором) действие.
9.   Уступительныепридаточные выражают отрицание, опровержение либо пересиливание (волейдействующего субъекта, объективными обстоятельствами, аналитической мысльюговорящего) возможной или причинно-следственной зависимости.
10.     Придаточные со значением места ивремени замещают иливозмещают соответствующие локативные и темпоративные компоненты.

11.     Среди придаточных, трактуемых как несооносительные с компонентамипростого предложения отметим придаточные, выражающие отношения непрямогоследствия (отличаем от причинно-следственных, здесь следствие имеет оттеноксобытия или состояния побочного, необязательного, может оказаться  неожиданнымдля наблюдатель), присоединительные (присоединительная часть высказыванияпредполагает регистровое переключение, реже на более низкую, чаще – на болеевысокую ступень обобщения), сопоставительные.
Сложные предложения – бессоюзные, в которых отношениямежду предикативными единицами недефференцированны, полисемантичны, могут бытьвосприняты и как временные, и как условные, и как прчинно-следственные.»1
Итак, было рассмотрено несколько точек зрения на вопросысинтаксиса в науке. Я не ставила своей задачей вникать в  лингвистическиетонкости вопроса, и потому кратко привела некоторые классификации сложныхпредложений, различные у разных авторов. Теперь необходимо приступитьнепосредственно к методическим аспектам изучения темы, т.е. вопросампреподавания в школе.
Разнообразиевзглядов в филологии делает задачу методистов, тем более, сложной: необходимовыбрать наиболее походящее  научное понятие (и современное, и общепризнанное),и применить его в курсе русского языка средней общеобразовательной школы.Поэтому, и по ряду некоторых других причин, которые будут оговорены ниже, существуетнесколько точек зрения на принцип преподавания темы «Сложное предложение» вшколе и классификацию придаточных в сложноподчинённом предложении. Прежде, чемприступить к рассмотрению программ и учебных комплексов для общеобразовательнойшколы, следует разобраться в методических основах темы, т.е. как представленвопрос исследования в научной методической литературе. В следующем пункте будутприведены методики Текучёва А.В., Баранова М.Т., Бабайцевой В.В. и др. 
 
3.  Методические основы.
A.  Исторический экскурс. Методика Федора ИвановичаБуслаева.
Как ужебыло сказано, первый систематизированный опыт преподавания синтаксиса русскогоязыка предложил Буслаев в методическом пособии «О преподавании отечественногоязыка». Там можно найти и программу, и  практические рекомендации. Считаюнужным рассмотреть опыт педагога прошлого, т.к. нет смысла отвергать своюисторию, её нужно знать, какой бы она ни была, и любить. Это знание поройделает понятным многие современные вещи. В «Программе русского языка и словесности»1848года представляет собой следующее:
 подготовительный курс (практическое изучение языка);
 1 класс общего курса (грамматика: части речи);
 2 класс общего курса (грамматика: синтаксис, пунктуация,орфография);
 3…(теоретическая и историческая грамматика);
 4…(теория слога, теория прозаических сочинений)
 1 специальный класс (теория поэзии);
 2 специальный класс (история русской и иностранной словестности).
Итак, синтаксис изучался во втором классе общего курса.Конкретно, синтаксис сложного предложения – во втором отделении. Темы:
«20. Способы сочетания предложений.
         А. Сочетание предложений по способу подчинения.
21.     Придаточныепредложения определительные: согласование местоимений относительных.Согласование причастий. Придаточные предложения дополнительные.
22.      Придаточныепредложения обстоятельственные: согласование деепричастий. Сокращённыепридаточные предложения.
        Б. Синтаксиспредложений по способу сочинения.
23.     Образованиесложных предложений по способу соединения. Образование их по способупротивоположения. Образование их по способу причинности (винословное сочетаниепредложений)»1.
 Приведёмнекоторые практические рекомендации из опыта преподавания начальной грамматики:«…Стало быть, одно предложение отделяется от другого знаком препинания, т.е.остановки, потому что, читая, мы несколько останавливаем голос при окончаниипредложения…
…Слова а,да, и называются союзами, потому что связывают слова и предложения…
…Здесьслова: куда, где, кто, который – связывают два предложения, и то предложение,в котором они находятся, называется придаточным, а к которому прибавляетсяпридаточное называется главным. Когда вопросительные слова стоят в придаточномпредложении, тогда называются относительными, потому что относятся к главномупредложению…
…Дляясного понятия о придаточном предложении следует объяснить придаточныеподлежащие, определительные, дополнительные и обстоятельственные предложения…
…Еслисоюзы связывают два равных предложения, т.е. главное с главным или придаточноес придаточным, то называются сочиняющими; если же соединяют главное спридаточным или придаточное с подчинённым ему придаточным, то называютсяподчиняющими. В первом случае соединение предложений называется сочинением, вовтором – подчинением… и т.п. »1.
Прежде, чем давать какой-либотермин, учитель рассматривает на примере, т.е. разбирается предложение изхудожественной литературы или из библии. Используются тексты Крылова, Пушкина идр., такие чтобы можно было из любого, даже небольшого предложения извлечьпоучение, мораль, добродетельный пример.
Такимобразом, мы видим, что некоторые принципы и методы из опыта прошлого непотеряли своего значения и сегодня, что-то пересмотрено, что-то добавленопринципиально нового. Но то, что сегодня мы вернулись к своей истории и неотвергаем работы дореволюционных педагогов и советских, в том числе, радует.Зачем изобретать колесо, если оно уже есть. Лучше его совершенствовать.
B. ХХ век. Современные методикипреподавания синтаксиса сложного предложения.
ПослеОктябрьской революции 1917 года и последующее за тем советское время вметодике  разрабатывались новые научные понятия, т.к. новая власть пролетариатане могла перенять буржуазную науку, культуру и т.д. Таким образом, сложиласьопределённая точка зрения, общепринятые научные суждения, методы и приёмыпреподавания родного языка. Такой взгляд на методику отразился в стандартной(по сегодняшнему определению) программе. Эта практическая часть вопроса будетприведена ниже. Сейчас обратимся к теоретическим положениям стандартнойметодики.
Итак,«сложные предложения рассматриваются с точки зрения средств связи (союзные ибессоюзные); союзные сложные предложения описываются по характеру средств связи(сложносочинённые и сложноподчинённые); сложноподчинённые – по значениямпридаточной части. При описании бессоюзных предложений учитывается смысловыеотношения между частями. Сложные предложения описываются также с точки зренияколичественного состава простых предложений, входящих в него (сложныесинтаксические конструкции). интонационный (сопоставление структуры и интонации) иморфолого-синтаксический (сопоставление члена предложения и части речи).синтаксические упражнения,которые включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и поих употреблению в речи учащихся, это:
 отграничение одних синтаксических структур от других;
 определение структуры данной синтаксической единицы;
 нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;
 составление схем предложений;
 составление предложений по схемам;
 составление предложений указанной структуры;
 полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний ипредложений разных структур.
 Выполнениесинтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а такжерядом речевых умений»1.
Основнаяцель по методике Баранова в преподавании русского языка – освоение ученикамисредней общеобразовательной школы грамотным письмом и речью, а так же развитиедуховных способностей учащихся через преподавание родного языка. Почти всепонятия синтаксиса используются при изучении пунктуации.
Вметодике Текучёва основной принцип изучения темы «Сложное предложение» такой жекак и у Баранова, но первый в своём учебнике предлагает некоторые практическиерекомендации по проведению уроков. Текучёв на примерах показывает, каквводиться понятие по теме, он пишет:
 «Повторениесведений о составе простого предложения осуществляется в связи с разборомнескольких простых предложений по членам предложения.
Следующаячасть урока должна быть посвящена выяснению понятия «сложное предложение» каксложное целое, выяснению тех условий, при каких простые предложения могутобразовывать сложное, и тех грамматических правил, которые необходимо при этомсоблюдать».2
Далеевыясняются те условия и правила, при которых образуются сложные предложения (обэтом писалось выше, когда приводилось современное состояние лингвистическойнауки, поэтому я вправе пропустить некоторые примеры).
Текучёвпоказывает так же каким образом необходимо вводить понятия: интонация, местосоюзов и союзных слов в сложных союзных предложениях, бессоюзное сложноепредложение, роль интонации в таких предложениях,  сложносочинённые исложноподчинённые предложения, сочинительные союзы (соединительные,разделительные, противительные), главное и придаточное предложения,сложноподчинённые с одним придаточным (определительные, изъяснительные,обстоятельственные), сложноподчинённые с несколькими придаточными (подчинениепараллельное, последовательное, однородное).
На урокеизучения сложносочинённых предложений рекомендуется составление  своднойтаблицы о сочинительных союзах и их значениях с примерами и определениемсмысловых отношений между простыми предложениями, входящими в состав сложного.Здесь можно использовать упражнения по составлению предложений с даннымучителем началом и по придумыванию учащими предложений с использованием всехсоюзов приведённых в таблице.
Текучёввыделяет типичные ошибки, на которые учителю необходимо обратить внимание «а)пропуск запятой перед союзом и, когда сложносочинённое предложение  ошибочнопринимает учащимися за простое с однородными членами; б) постановка запятойперед распространённым однородным членом, когда последний принимается ученикомза целое простое предложение; в)речевая синтаксическая ошибка выражается в такназываемом «многосоюзии», когда учащийся без видимой причины вводит в свою речьлишние союзы; г) а также в излишней (с точки зрения стиля и фактическойнеобходимости) повторяемости наречий, употребляемых в роли союзов иобозначающих последовательность действий».1
Дляустранения ошибок предлагаются различные приемы: синтаксический ипунктуационный разбор предложений списанных с различных источников (доска,карточка, учебник), творческие работы (составление новых или обработкавариантов), обучающие диктанты, грамматический анализ.
Знакомствос сложноподчиненными предложениями необходимо проводить в сравнении ссложносочинёнными и выявлении разницы между подчинительной и сочинительнойсвязью, «путём анализа устанавливается, что каждое из придаточных поясняеткакое-либо слово главного предложения».2
Далеенеобходимо выяснить характер подчинительных союзных слов.
Приизучении темы происходит знакомство (в некоторых случаях повторение)пунктуационных правил: постановка запятой, тире, двоеточия в различных видахсложных предложений, но «на уроках, посвящённых сложному предложению,занятия пунктуацией должны вестись лишь попутно, носить подчинительныйхарактер, чтобы не отвлекать внимание школьников от основной цели урока».3 Но при изучении сложноподчинённых предложений необходимо более уделить вниманияправильной постановке знака препинания. Ученики должны пониматьструктурно-семантические особенности сложноподчинённых предложений и сутьвзаимоотношений между главным и придаточным, что подготовит почву для введенияуказанной выше классификацией типов придаточных предложений.
Приизучении сложных синтаксических конструкций (Текучёв такого термина не вводит!Использует другое название «сложные предложения с различными видами связи»)особое место уделяется интонации:
«Предложениятакого типа представляют благодатный материал для анализа с точки зрениясинтаксической и пунктуационной. Разнообразие конструктивных элементов даётвозможность на одном примере повторить материал, показать большое разнообразиевозможных сочетаний синтаксических элементов в одной сложной конструкции,показать как в подобных условиях применяются основные пунктуационные правила.
Нельзяупустить такую важную возможность, предоставляемую анализом подобныхпредложений, как упражнения в выразительном чтении. Дело в том что, при чтениитаких сложных конструкций по иному, чем в менее распространённых предложенияраспределяется и запас воздуха у читающего, и паузы (в отношении ихдлительности), меняется в ряде случаев и характер интонации. Потому учительдолжен настойчиво добиваться от учащихся, чтобы каждое из даваемых для разборапредложений было бы прочитано учащимися выразительно.
Смысловойанализ сложных предложений с различными видами связей и составление кним схем содействуют и развитию логического мышления.
На данныхуроках полезно провести краткий объяснительный диктант и организовать работу покарточкам с написанными на них предложениями (последними обеспечиваетсяиндивидуализированный подход к учащимся).
Вкачестве материала для занятий по этой теме целесообразно использовать текстысочинений самих учащихся, чтобы на примерах лучших из них показать умелоеконструирование сложных предложений, а примере слабых работ – случаи ошибочногоих использования»1. С последним приёмом работы я не вполнесогласна, но об этом подробнее см. в «методических рекомендациях». Так жеТекучёв даёт подробные описание методики проведения синтаксического разбора:
«Подразбором сложного предложения по его составу следует понимать разбор сложногопредложения с выделением в нём простых предложений, входящих в его состав иявляющихся по отношению к целому сложному его частью.
Как впростом предложении член предложения является такой единицей, которая не можетделиться на более мелкие синтаксические единицы (распространённые членыпредложения в особом положении), так и в сложном каждое простое предложение,входящее в его состав, является такой синтаксической единицей, такой егочастью, которая не может члениться на более дробные части, представляющие собойтоже предложение.
В простыхпредложениях могут быть выделены члены предложения, потому такой разборявляется по членам, а не по составу предложения».2 Нарядус различными видами разборов необходимо использовать приём грамматическогоконструирования (составление предложения по схеме).
Здесьприведены две основные точки зрения на вопрос методики преподавания сложногопредложения в  средней школе.  Этим же в современной методике занималисьрусские учёные: Бабайцева В.В., Бархударов С.Г.,  Глебова Е.Ф., Ломизов А.Ф.,Московкина Р.А., Озерская В.П., Панов Б.Т. и др.  Методические взглядыБабайцевой В.В. будут рассмотрены на практическом материале, к чему сейчас иприступаем.

Глава 2.Система работы по изучению сложного предложения вшколе.
1.  Современные программы для среднейшколы по русскому языку (Ладыженская Т.А., Бабайцева В.В., Разумовская М.М.).
              Тема «Сложное предложение» изучается в 9классе в курсе русского языка по рассматриваемым и действующим в современной школепрограммам. При изучении темы по стабильной (под ред. Ладыженской Т.А.) –выделяется 34 часа из 68 отведённых на уроки русского языка в данном классе; попрограмме Бабайцевой В.В. – 27 часов из 51 (упор делается на развитие речи); попрограмме под ред. Разумовской М.М. – 34 часа из 68 (упор делается на культуруречи + выделяется 6 часов резервных).
Изучение темы идёт в следующем порядке:
Программа ЛадыженскойТ.А. и др.
С л о ж н о е   п р е д л о ж ен и е .
1.   Союзныесложные предложения.
a)   сложносочинённые(5 часов);
b)   сложноподчинённые(17 часов).
2.   Бессоюзныесложные предложения (6 часов)
3.   Сложныепредложения с различными видами связи (5 часов).
  Программа Бабайцевой В.В. и др.
С л о ж н о е   п р е д л о ж е н и е .
1.   Сложносочинённые(5 часов).
2.   Сложноподчинённые(13 часов).
3.   Сложныебессоюзные (6 часов).
4.   Сложныепредложения с различными видами связи (4 часа).
  Программа Разумовской М.М. и др.
С и н т а к с и с   с л о ж н о г о   п р е д л о ж е н ия .
1.   Сложноепредложение (2 часа).
a)   сложносочинённое (5 часов);
b)   сложноподчинённое(15 часов);
c)   бессоюзноесложное предложение (7 часов);
d)   сложноепредложение с различными видами связи (5 часов)
+ 6 часов резервных.
              Что интересно отметить: по стабильнойпрограмме тема «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. »изучается до сложного предложения. Хотя, при передаче чужой речи, иногдаиспользуют сложные предложения. Конечно, в  начальной школе и 5 классе ученикиуже сталкивались со сложным предложением, но подробно этой темы не касались.Тем более, в 9 классе ещё не было повторения сложного предложения. В программеБабайцевой этому уделено более внимания. Тема «Предложения с чужой речью»изучают после темы «Сложное предложение». В программе Разумовской темырасположены как и по стабильной. Казалось бы, какое значение имеет расположениетем? Однако, не изучаем же мы сначала, например, правописание глаголов, а затемвводную тему об этой части речи. Программа Бабайцевой оказалось болеесистематизированной. И это не такая уж мелочь, в любой науке, как в точной таки в гуманитарной, не бывает мелочей.
              Умения и навыки, которые должныприобрести ученики при изучении темы по программе Ладыженской Т.А. идр.
1.   Умениеинтонационно правильно произносить сложносочинённые предложения.
2.   Умениеиспользовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с обособленнымивторостепенными членами как синтаксические синонимы.
3.   Умениепередавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частямибессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзнымии бессоюзными сложными предложениями.
4.   Умениеправильно употреблять в речи предложения с различными видами связи.
К концу 9 класса:
·    производить все виды разборовсинтаксический;
·    находить в предложения смысловые отрезки, которые необходимовыделить знаками препинания;
·    обосновать выбор знаков препинания в соответствии с изученными в5-9 классах пунктуационными правилами;
·    находить и исправлять пунктуационные ошибки;
·    производить пунктуационный разбор предложения.
Умения и навыки, которые должны приобрести ученикипри изучении темы
по программе Бабайцевой  и др.
1.   Различатьосновные группы сложносочинённых предложений по союзам и значениям, заменятьбессоюзные предложения сложносочинёнными, а сложносочинённые простымипредложениями с однородными членами.
2.   Различатьглавное и придаточное предложения, определяя их границы (с одними и несколькимипридаточными); определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу,союзу, союзному слову; заменять сложные бессоюзные и сложносочинённыепредложения сложноподчинёнными предложениями с придаточными разного значения ивыявлять различия в строении и значении; заменять сложные предложения простымиосложнёнными.
3.   Видетьграницы частей сложного бессоюзного предложения, определять их смысловые значения;различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения,противопоставления; производить замену бессоюзных предложений союзными, инаоборот; объяснять различия в их строении и значении.
4.   Разбиратьсложные предложения с указанием количества частей и видов связи между ними;заменять сложные предложения с различными видами связи более простымиконструкциями, и наоборот.
Умения и навыки, которые должны приобрести ученикипри изучении темы по программе Разумовской  и др.
1)   по синтаксису:
 различать изученные виды простых и сложных предложений;
 интонационно   выразительно произносить предложения изученныхвидов;        
2)  по пунктуации:
 правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Знания, которые должны получить ученики 9 класса потеме «Сложное предложение» по программе Ладыженской и др.
1.   Сложносочинённыепредложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными).Запятая между частями сложносочинённого предложения.
2.   Главное ипридаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточногос главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточногопредложения по отношению к главному. Запятая между главным и придаточнымпредложениями. Основные виды придаточных предложений. Сложноподчинённые предложенияс несколькими придаточными в них; знаки препинания.
3.   Смысловыевзаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Знакипрепинания в бессоюзном сложном предложении.
4.   Различныевиды предложений с союзной и бессоюзной связью; знаки препинания в них.
Знания, которые должны получить ученики 9 класса потеме «Сложное предложение» по программеБабайцевой и др.
1.   Вводитсятермин синтаксис.
2.   Союзы изначения сложносочинённых предложений. Знаки препинания в сложносочинённыхпредложениях.
3.   Строениесложноподчинённых предложений. Подчинительные союзы и союзные слова. Рольуказательных слов в подчинении предложений. Сложноподчинённые предложения снесколькими придаточными. Виды придаточных предложений: подлежащные,сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные.Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Запятая всложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Синонимия простыхосложнённых и сложных союзных, сложносочинённых и сложноподчинённыхпредложений.
4.   Значениясложных бессоюзных предложений; знаки препинания в сложных бессоюзныхпредложениях.
5.   Понятие осложных предложениях с различными видами связи. Запятая при стечениисочинительных и подчинительных союзов.
Знания, которые должны получить ученики приизучении темы «Сложное предложение» по программеРазумовской и др.
1.   Сложноепредложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов.Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые,бессоюзные.
2.   Строениесложносочинённого предложения и средства связи в нём: интонация и сочинительныесоюзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношениямежду частями сложносочинённого предложения. Запятая между частямисложносочинённого предложения.
3.   Строениесложноподчинённого предложения: главное и придаточное предложение в егосоставе; средства связи в сложноподчинённом предложении. Основные видыпридаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные(места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины,уступительные, сравнительные, следственные). Место придаточного предложения поотношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинаниямежду главным и придаточным предложениями.
4.   Смысловыеотношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложногопредложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания вбессоюзном сложном предложении.
5.   Сложноепредложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания внём.
Такимобразом, можно сделать вывод, что все рассматриваемые  программы применимы всовременной школе. Программа Бабайцевой успешно используется параллельно состабильной в обычных общеобразовательх классах. Программа под ред. Разумовскойпока остаётся на экспериментальном уровне; не получила широкогораспространения, хотя в некоторых лицеях с гуманитарным уклоном (углубленнымизучением русского языка) внедрена и практически применима.
 Программыпод ред. Бабайцевой и Разумовской, в отличие от стабильной, дают более глубокие,систематизированные знания (особенно выигрывает в этом плане программа под ред.Бабайцевой); вводятся научные термины, в то же время оставляя материал надоступном для школьников уровне1. В программе по ред. Разумовской большевнимания уделяется: вводным урокам по теме «Сложное предложение» (это только +,т.к. у учеников знания обобщенные), значению интонации при изучениисложноподчинённого предложения. Однако, в эти двух программах есть и своинедостатки. Так, например, Бабайцева вводит свою классификацию типовпридаточных предложений, ту, которую автор даёт в своей теории синтаксиса.Взгляд учёного отличен от общепринятого, существующего в современнойлингвистической науке. С одной стороны предлагаемое членение придаточных прощеи понятнее для учеников 9 класса (это веский аргумент в защиту метода), но вшколе всё-таки лучше давать общепринятые сведения. При углубленном изученииматериала  с успевающими и интересующимися учениками можно и нужно вводитьразличные точки зрения. Хотя здесь можно поспорить: зачем «забивать» детямголову устаревшими знаниями, если новые гораздо проще, понятнее и ученикидопускают меньше пунктуационных ошибок. Ведь это главная и основная цельобучения русскому языку: научить школьников грамотно писать на родном языке.Вопрос остаётся спорным и по сей день. Надеюсь, что программа под ред.Бабайцевой выдержит проверку временем и будет  в дальнейшем так же успешноиспользоваться в школе, т.к. имеет много плюсов и выигрывает во многом. Каковыже эти достоинства?
Для детального и конкретного рассмотрения вопроса обратимся к учебным комплексам.
2.  Учебные комплексы.
Сравним,какие теоретические  материалы и практические задания даются в учебниках С.Г.Бархударова и др. (программа под ред. Ладыженской), Бабайцевой и др. Выясним,что есть интересного  и нового, что помогает в работе учителю и ученику. Каковпринцип подачи материала и т.д. Естественно, что все учебники различны каквнешне, так и содержательно.
А.Учебник С.Г. Бархударова «Русский язык. 9 класс» (под ред. Ладыженской).
Учебникпо русскому языку для 9 класса С.Г.Бархударова (стабильная программа)представляет собой следующее: книга разделена на четыре основных раздела,второй из которых «Сложное предложение». Он  в свою очередь делится на темы ипод темы (аналогично программе). Под знаком  даётся теоретический материал (тоили иное правило). Ниже приводится ряд упражнений для закрепления понятия,теории. Все правила подкрепляются примерами. Основные термины выделяются другимшрифтом.
Основныепонятия: сложное предложение (союзное и бессоюзное), сложносочинённое,сложноподчинённое с придаточными определительными, изъяснительными,обстоятельственными (образа действия и степени, места, времени, условные,причины, цели, сравнительные, уступительные, следствия) и сложноподчинённое снесколькими придаточными, сложные предложения с различными видами связи, даютсяв соответствии с методикой рассмотренной выше.1
Приклассификации сложных предложений даётся таблица2, а также в теме «Сложноподчинённые предложения. Придаточные обстоятельственные»3.В учебнике также даётся материал для словарной работы: слова в рамках.Например:
 
колос
колоссальный  

Всезадания практических упражнений сводятся в основном к расстановке пропущенныхзнаков препинания (в частности запятой) и определения типов предложения. Естьзадания по составлению предложений (развитие речи), а также работа с союзами (всоюзных сложных предложения). В некоторых упражнениях видим элементыстилистической работы. Материал для упражнений подобран на основе произведенийрусской классики.
В.Учебный комплекс Бабайцевой.
Принципиальноотличается своим построением структурой, подбором и даже, некоторымитеоретическими сведениями учебный комплекс под ред. Бабайцевой. В чём жеотличие? Во-первых, существует три вида учебников (отдельные книги), гдематериал расположен в соответствии со своим назначением, т.е. книга первая:«Русский язык. Теория. 5-9 класс»; книга вторая: «Русский язык. Практика.» (длякаждого класса) и, наконец, книга третья: «Русская речь.»
Вкниге»Русский язык. Теория. 5-9 класс» находим теоретический материал дляуроков по всему школьному курсу. Вот что написано в учебнике на первыхстраницах: «… выделяются «Вводный курс» и «Основной курс»… в основном курсепоследовательно излагаются основы науки о русском языке, орфографические ипунктуационные правила, которые сопровождаются… примерами...» Материал разбитпо классам и темам (аналогично программе). Раздел «Синтаксис сложногопредложения»4 начинается, как и по стандартнойпрограмме, с общих сведений о сложном предложении. На первом уроке по темевводятся понятия об основных видах сложных предложений и тут же даётсяопределение всех понятий (в принципе как и по стабильной программе). Но приизложении последующих сведений находим различия: Бабайцева сначала вводитпонятие «сложноподчинённого предложения с одним и с несколькими придаточными»,и только затем рассматривает различные виды придаточных предложений. Причём вместо 3 видов придаточных в сложноподчиненном предложении, выделяется 5: подлежащные,сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные.
 Теоретическиесведения расположены в строгой последовательности  и дают начальные научныезнания в сочетании с легко запоминающимся примерами из художественнойлитературы. Все понятия фундаментальны, однако доступны. Материал легчевоспринимается, так как собран и приведён в отдельной книге-справочнике(кстати, практично при подготовке к выпускному экзамену и для повторения).
Первоначальноепонятие о сложном предложении даётся ещё в начальной школе, затем в 5 классеидёт повторение. В «Теории»1 даются некоторые начальные сведения потеме (как и по стабильной программе). В старших классах тема «Сложноепредложение» изучается более тщательно, подход на высоком уровне,соответственно возрастным особенностям  и развитию мыслительных процессов.
В книге«Русский язык. Практика. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 8-9классов» помещены практические материалы для уроков русского языка посинтаксису и пунктуации. Составитель учебного пособия Ю.С.Пичугов. Всеупражнения и задания построены в соответствии с программой и основным учебникомкурса «Русский язык. Теория». В заданиях много вопросов для размышления, чтениявслух. Рядом с некоторыми упражнениями приводятся термины, необходимые длявыполнения задания.
Задания вупражнениях интересные и разнообразные, они требуют от ученика не механическоговыполнения (переписывания и расстановки знаков препинания), а вдумчивого,глубоко осознанного подхода. Например, на странице111 упражнение №395.
Отличительнойособенностью пособия является так называемый «опорный материал» — это схемы,памятки; вспомогательный материал, излагающий правило, понятие, термин влаконичной форме.
Почти вкаждом упражнении есть, хоть маленький, вопрос по развитию речи (не смотря наотдельное учебное пособие). Обязательно вводятся упражнения для повторенияорфографии.
В каждомупражнении требуется объяснение: Какой приём вы использовали?.. Почему?..Обоснуйте свой ответ… Объясните… Поясните... и т.д. Каждое письменноезадание так или иначе сопровождается устным объяснением.
Вниманиеуделяется работе над интонацией, которая влияет на смысл предложения внекоторых моментах и позволяет почувствовать  логический конец мысли(предложения). Например,  на странице 125 упражнения №437, на странице 138упражнение №478 и  др.
Здесь иразличные виды разборов, и работа с текстом, и самостоятельное составлениепредложений для диктанта, и задания на составление рецензии на любую почитаннуюкнигу, и работа по определению грамматических основ.
Классификацияпридаточных в соответствии с «Теорией» Бабайцевой. На страницах 142- 143 словадля словарной работы. Интересно упражнение №552 на странице 159. Это небольшойэлемент устного ответа на экзамене по русскому языку. Приводится схемы ответов.Задания касающиеся непосредственно синтаксиса сложного предложения так жеразнообразны. Это и простая постановка знаков, и составление предложения посхеме, и замена чего-то одного (союза, простого предложения) на другое, исравнивание, и выявление синтаксических особенностей, и определение смысловыхотношений в бессоюзном предложении и т.д. В некоторых случаях даётся задание поработе над ошибками.
Вотосновные особенности пособия, о плюсах которого можно говорить долго.Последнее, что хотелось бы отметить: материал для практических упражнений взятне только из художественной литературы и народного творчества, но так жевысказывания видных научных деятелей (Сухомлинского, Лихачёва, Белинского,Ушинского, Сахарова и др.)
Глава 3.Методические рекомендации.
1.  Недостатки некоторых приёмов иупражнений.
Впоследней главе хотелось бы сказать несколько слов по поводу практическогоприменения некоторых приёмов и упражнений, предложенных методистами приизучении темы «Сложное предложение». Так, в частности,  известный советскийметодист Текучёв А.В. предлагает при изучении предложений с различными видамисвязи разбирать удачные и не удачные конструкции сложных предложений, используясобственные сочинения учеников. Современные исследования психологии подростковпозволяют сделать вывод о частичной неправильности такого приёма. Лучшие работыможно брать для примера, с неудачными – следует быть осторожнее, так какненароком можно нанести  травму ещё не окрепшей психике взрослеющего человека.Указывая на ошибки, учитель должен применить всё своё чувство такта. Для работыпо редактированию сложных предложений в 9 классе можно брать для примера работувымышленного горе-ученика или учителю самому допустить ошибку, но так умело,чтобы в то же время не потерять авторитет в глазах подопечных. Всё это требуетбольшого профессионального мастерства учителя.
В работенеобходимо так же давать ученикам возможность самостоятельно
мыслить, больше делать выводов, пусть даже путь киндивидуальному лежит через коллективное познание.
Всесинтаксические понятия, пунктуационные правила необходимо рассматривать сначалана примере. Пусть ребята сами додумаются и скажут своими словами что ониувидели необычного и нового в приведённом учителем предложении. И только затемоткрыть и прочитать учебник.
Русскийязык и его правила необходимо учить, как таблицу умножения, не смотря нагуманитарность (не точность) дисциплины, на большое количество нюансов иисключений из правил. Когда понятие укорениться в голове каждого ребенка,тогда можно приступить к рассмотрению частностей.  А потому не будет лишнимкаждому (в зависимости от количества человек в классе) повторить вслух поочереди изучаемое правило. Сначала или если ученики не приучены к такой работе,будет казаться смешным неоднократное повторение. Но, однако, в сочетании с самостоятельнойпроработкой примеров можно получить хороший результат.
2.  Использование игрового материала.
В работемало было уделено внимания изучению темы в пятом классе. Восполним этот пробел.Так как тема «Сложное предложение» Изучается обзорно, и не вводятся типыпридаточных, то, как раз здесь и должно использовать игровой материал, опираясьна эмоционально-экспресивное восприятие пятиклашек. Справиться с этой не лёгкойзадачей поможет пособие Т.Угроватовой «Подсказки на каждый день». Например, привведении понятия «сложное предложение» можно предложить детям разобратьстихотворение Э.Успенского «Память».
Я не зрясебя хвалю,
Всем ивсюду говорю,
Что любоепредложенье
Прямосразу повторю.
«ЕхалВаня на коне,
Велсобачку на ремне,
Астарушка в это время
Мылакактус на окне».
-    Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне…
Ехал кактус на окне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на коне…
Знаю я, что говорю;
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок:
А чего хвалиться зрю?1
Таких весёлых и в то же время полезных упражнений у Угроватовой много. Есть дажегерои-помощники: Кот и Пёс, которые попадают в ситуации, где Кот представленхитрецом и «грамотеем». В последнем упражнении предлагается написать диктант, вформе сказки, о том как встретились различные типы сложных предложений. Вигровой форме даётся весь материал в книге. Так интересно, используя игровыемоменты, можно построить уроки по введению, так сказать, не основных тем 5класса, и в то же  время заложить прочные основы для понимания и углубленногоизучения темы в 9 классе. Психологами давно установлено, что эмоциональнопережитые события на более долгое время остаются в памяти. Конечно, в старшихклассах уместнее использовать занимательный материал несколько иного характера.Рассмотрим что это может быть в следующем пункте.
3.  Роль занимательных заданий приизучении темы.
В 9классе можно использовать задания творческого плана. Это должна быть работа,направленная на развитие мыслительной деятельности. Например, можноорганизовать конкурс на лучший свод правил по синтаксису и пунктуации дляпроверки правописания в новой компьютерной программе или подобрать сложные предложения для обучения гуманоидов с соседней планеты.
Назаключительных уроках создать проблемную ситуацию: например, написать текстсостоящий только из простых предложений на любую или определённую тему.Возможно такое в живом языке? Как это влияет на смысл, остаётся язык так жебогат и красив?  И т.п.
Длядомашних упражнений можно использовать художественные произведения, изучаемыена уроках литературы. Пусть ученики самостоятельно выпишут сложноподчинённые сразличными типами придаточных.
Такимобразом, можно вызвать интерес к изучению темы, однако, не забывая, играя, всёже учить.
Заключение.
Итак,подведём черту, общий итог над проделанной работой. В современной школе широкоприменяется стабильная программа под ред. Т.А.Ладыженской. Параллельно ей, с неменьшим успехом применяется программа В.В Бабайцевой. Кроме того, существуют итак же успешно внедряются другие экспериментальные программы, которые называютещё альтернативными. Все программы, как новые, так и уже давно используемые, имеют свои плюсы и минусы, свои недостастатки и достоинства. Поэтому онипродолжают изменяться и совершенствоваться. Появляются новые варианты и новыепрограммы других авторов. Не последнее место в  рассмотренных программахзанимает материал по сложному предложению. Но всё-таки в каждой из них методика синтаксиса сложного предложения требует конкретного пересмотра исовершенствования, внедрения новых приёмов работы. 
Вслед заразвитием и изменениями в лингвистической науке и языке происходят изменения вметодике. В школьной практике применяются новые научные теории, но делать этонеобходимо аккуратно не перегружая школьную программу. И лучше, если будутприменены уже проверенные и наиболее общепринятые точки зрения. В игровомматериале и некоторых приёмах работы по изучению нового материала, закреплению,автоматизации навыков можно и нужно использовать новаторские разработки.Теоретический материал разумнее применять общетринятый, чтобы не вводитьпутаницу в систему понятий школьников. С интересующимися или сильными ученикамипри достатке времени следует рассмотреть различные взгляды, существующие влингвистике.
Вопросуметодики синтаксиса сложного предложения необходимо уделять больше внимания,исследовать, изучать. Это и было одной из задач работы, и автор надеется, чтоего работа выполнила свою задачу и станет ещё одним полезным элементом в процессеобучения русскому языку в школе.  
Библиография.
 
1.  Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.,Русский язык 5-9 класс, теория, М.,                  1994 год.
2.  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.,Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченко П.Ф., Методика преподавания русскогоязыка, М., 1990 год.
3.  Бархударов С.Г., Крючков С.Е.,Максимов Л.Ю., Чешко Л.А., Русский язык 9 класс, М., 1994 год.
4.  Белошапкова В.А., Современныйрусский язык, синтаксис; М, 1997 год.
5.  Буслаев Ф.И., Преподавание отечественногоязыка; М,1992 год.
6.  Золотова Г.А., Онипенко Н.К.,Сидорова М.Ю., Коммуникативная грамматика русского языка; М, 1998 год.
7.  Грамматика современного русскоголитературного языка; АНС, Институт русского языка, под ред. Шведовой Н.Ю., М.,1970 год.
8.  Текучёв А.В., Методика русскогоязыка в средней школе, М., 1980 год.
9.  Угроватова Т.Ю., Подсказки накаждый день, М., 1995 год


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.