Реферат по предмету "Педагогика"

Узнать цену реферата по вашей теме


Разработка уроков литературы (4 часа) (5 класс по творчеству К.Г.Паустовского "Теплый хлеб")

Разработка уроков литературы (4 часа)(5 класс по творчеству К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»)
Корецкая Н.Ю.

В 5 классе наши ученикиначинают свое литературное образование. Поэтому нужно, чтобы они поняли, что,продолжая чтение, которым овладели в начальной школе, им надо стать читателями.
В начале года я ставлюперед собой и учениками конкретные задачи:
1. Стать читателемхудожественных произведений, умеющим понять, почувствовать и оценитьпроизведение;
2.Сознательно овладетьсловом;
3.Применять полученныезнания.
Именно в 5 классе впервыедается обобщенное представление о литературе как искусстве слова, проводятсянаблюдения над языком структурой художественного произведения: взаимосвязямиперсонажей, сюжетом, стихотворной формой, диалогом и т.д.
Цель уроков литературыввести учеников в мир науки, искусства и творчества. В этом возрасте дети радывозможности быть чтецами, актерами на уроке. Уже в 5 классе, читая вслух,размышляем о прочитанном вместе.
При подготовке к урокувсегда стоит проблема: как быть с текстом? Читать целиком? Выборочно?Использовать лишь фрагменты текста? Новая программа предоставляет право выбораучителю. В зависимости от подготовки класса (дифференцировано). Готовясь курокам, продумываю различные формы заданий и обучения: эвристическая беседа,комментарии, пересказ (подробный или выборочный). Но в вопросах и в ответах науроке должен звучать текст.
К.Г.Паустовского«Теплый хлеб» (4 часа)
1-й урок
Сказка как неувядающийжанр. (Сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» Сюжет, главные герои).
Цели: Познакомить учащихся с творчествомПаустовского; выявить первоначальное восприятие сказки «Теплый хлеб».Комментированное чтение эпизодов. Развитие у учащихся приемов устногословесного рисования. Обучение портретной характеристике. Пейзаж, эпитет,композиция сказки.
Оборудование урока: Портрет К.Г. Паустовского; выставкакниг о писателе и его книги.
Эпиграф: Без чувства своей страны –особенной, очень дорогой и милой в каждой ее мелочи – нет настоящегочеловеческого характера.
Ход урока.
1.  Слово учителя.
К.Г. Паустовский родился18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло наУкраине, в деревне, потом в Киеве. Поэзия вошла в жизнь будущего писателя сдетских лет. Заслушивался рассказами о Запорожской Сечи, песнями, историями.Его окружали в детстве и юности добрые, талантливые люди. Гимназия, затемКиевский университет, переход в Московский, но закончить его не удалось.Началась первая мировая война в 1914 г. Затем гражданская война, участвовал вбоях с петлюровскими бандами, потом был матросом, трудился подручным в рабочейартели, потом стал журналистом.
Сказки Паустовского нетолько пленяют свежестью и меткостью языка, но и помогают понять некоторыепринципиальные особенности творчества Паустовского. Он умеет разглядеть поэзиюдаже там, где мы её не видим, заставить все краски мира засветиться, все ветрыпрошуметь, все птичьи голоса прозвучать.
 
2. Чтениевступительной статьи «Рождение сказки».
1. Беседа ( определениеглавной мысли ).
2. Вопросы.
Как рождается сказка?
Как можно объяснить,почему сказки «не только не умирают, но рождаются непрерывно».
 
3. Чтение сказки К. Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
1. Обмен впечатлениями опрочитанном.
2. Наблюдения наджанровыми особенностями этой литературной сказки (зачин, завязка и пр.), портретамигероев (мельника, Фильки).
Д.\з. Подготовить чтение по ролям.
Эпизоды: 1в. – «Рассказстарой бабки о древней истории» 2в – «Разговор Фильки с мельником Панкратом».
Подготовить пересказ,близкий к тексту о старой сороке.
 
2-й урок.
Народная мудрость инародная мораль в сказке «Тёплый хлеб».
Победа добра надэгоистическими чувствами мальчика. Эпитет.
Ход урока.
1. Целостный анализсказки.
 1.Вина Филькиперед раненым конём.
 2.Рассказ поплану.
План.
1) История раненогоконя.
2) Панкрат – колдун.(Портрет)
3) Трудная зима.
4) Филька попрозвищу «Ну тебя».
5) Каким был Филька? (Портрет).
 3. Беседа повопросам.
-Как вы думаете, Филькабыл злой?
-Почему его прозвали «Нутебя»?
-Каким мы увидели Фильку всцене с раненым конём ?
2. Беседа и анализэпизодов.
 
1. Чтение эпизода «И вотпосле этого злорадного окрика …»
Случайно ли сразу послебесчеловечного поступка Фильки завыл ветер?
-Что слышит Филька в этомзавывании?
2. Наблюдения надиллюстрацией учебника.
3. Роль эпитета в красотеи выразительности описаний природы.
4. Чтение по ролямэпизодов:
А) рассказ бабки – влицах (3 ученика – бабка, Филька, автор).
-А можно ли поправитьзлодейство?
-Как история,рассказанная бабкой, разъясняет причину такой лютой стужи.
-Что эта история помоглапонять Фильке?
Б) эпизод «РазговорФильки с мельником Панкратом». (По ролям)
-Зачем Филька побежал кдеду Панкрату? Ведь он сказал: «Да ну его Панкрата», -сказал и затих. А сампобежал. Что с ним произошло?
-Каким предстаёт передним ночной пейзаж? Какую картину он видит?
-Как скрипит снег? /Снег пелпод ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу зарекой. /
-Каким был воздух? /Воздух замёрз, и между землёй и луной осталась одна пустота – жгучая итакая ясная. Чёрные ивы поседели от стужи. Ветки их поблескивают, какстеклянные. Воздух колет Фильки грудь.
-Как идёт Филька? – Бежатьон уже не мог, а шёл, тяжело загребая ногами. Стужа, холод, но Филька идёт,потому что это единственный выход и спасение.
-Что посоветовал Панкрати что надумал Филька? (Парадокс: А если ребята скажут: «Да ну его сам виноват –пусть сам лёд и скалывает».
— Что стало бы с Филькой,если бы Панкрат со всеми отмахнулся?
— Подсказал ли старыймельник Фильке, что он должен делать, или мальчик принял решение сам?
В) Пересказ историистарой сороки:
— Кто же помог спастижителей деревни – сами люди или старая сорока?
3. Чтение финаласказки и беседа.
— Как Филька помирился сраненым конем?
— Прав ли Панкрат, когдаговорит: «Филька не злой человек»?
— Как изменился Филька?
4. Домашнее задание.
В чем смысл названиясказки? Выписать пословицы и поговорки, которые найдете в тексте сказки.Таблица:Реальные мотивы Сказочные мотивы
3-й урок
Сказочные и реальныемотивы в сказке. (Народная мудрость и народная мораль в сказке. Роль эпитета вхудожественном произведении.)
Ход урока.
1.Беседа.
— Как построены народныерусские сказки?
Композиция:
— зачин(присказка)– сказочное повествование (герой – дорога – сказочные герои) – концовка.
— Найдите элементы композициив сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
— Почему «оттаялаприрода»? Только потому, что сорока «на хвосте» принесла тёплый ветер?
— Изложите свою версию.
Версия- одно изнескольких отличительных друг от друга изложений или толкований какого-либофакта или события.
2. Словарная работа.
1. Значение слова тёплыйпо словарю:
А) дающий, источающийтепло ;
Б) защищающий тело отхолода (тёплый свитер);
В) хорошо сохраняющийтепло (тёплая комната);
Г) отличающийсявнутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.
-В каком значенииупотреблено слово «тёплый» в сказке?
-Символом чего в сознаниилюдей является хлеб?
-Какое тепло хранит всебе хлеб?
-Когда же хлеб становитсятёплым?
(Общая радость, когдасогреет теплом души).
Вспомните пословицы охлебе.
2.Артель-объединение лицтой или иной профессии.
Жернов
Лоток
Треух — тёплая шапка сопускающимися наушниками задком.
Ходули
Христарадник – нищий.
3. Выпишите просторечныеслова, встретившиеся вам в сказке:
4.Запишите синонимы иантонимы к данным словам. Синонимы Антонимы Пожухли Лютый Злодейство Нашкодить
 
2.Жизненные мотивы исказочные.
-Является ли произведениесказкой или в нем есть признаки другого жанра (рассказа, были)Реальные мотивы Сказочные мотивы Начало сказки 1. Война, раненый конь, злоба людская, равнодушный, озлобленный мальчик. 1. Мальчик – колдун; свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека. 2. Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего. 2. Рассказ бабки о происшествии 100-летней давности (легенда). 3. Решение Фильки идти за помощью к людям. 3. Сорока, летящая за помощью к тёплому ветру. Её болтовня, которой никто не верит. 4. Совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни. 5. Радость прощения, примирения. Чуткость коня.
 
4. Народная мудрость имораль сказки.
— Какие выражения сказкимогут быть поговорками, пословицами, выражать народную мудрость?
1. Зачем помирать?Надеяться надо.
2. Льготного срока небудет.
3. Будет и мука, и вода,и всеобщее спасение.
4. За твою дурьрасплачиваться своим горбом.
5. От теплоты лёд началоседать.
6. Всем известно, чтосорока — самая болтливая птица на свете.
7. Хлеб — соль подносить.
8. Не только человекуизвинение требуется.
9. Бери хлеб, мирись!
10. Трещала, как пулемёт.
5. Эпитеты. /Заданиепо всему тексту/.
Тёплый хлеб с румянойкоркой.
Чудесный хлеб; рыхлыетучи; горячие (солнечные) пятна; буханка свежего хлеба; звонкие берёзовыедрова.
6. Обобщение.
— Как изменился Филька?
-Так в чём мудрость этойпростой сказки?
/Злое дело обязательноисправлять, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому. /
-Попытайтесь теперьопределить жанр этого произведение:
Сказка – притча
Сказка – басня
Сказка – быль
В будущем мы вновьвстретимся с произведением этого жанра, читая «Кладовую солнца» М. М. Пришвина.
4-й урок. Развитееречи.
Сжатое изложение.
Цели: научить уч-сясжатому пересказу текста. Умение подбирать ключевые слова; анализировать текст(тема, основная мысль); озаглавить, составлять простой план.
Ход урока.
1. Чтение фрагмента.
Определите тему, основнуюмысль.
Озаглавьте.
2. Словарная работа.
1. Подберите и запишитеключевые слова.
2. Лексическая работа.
3. Составление плана.
4. Эпиграф.
— Подберите из текстасказки «Тёплый хлеб» эпиграф.
5. Изложение. / Работауч-ся /
Текст изложения (фрагмент)
На следующее утро Филькапришёл вместе с ребятами к мельнице.
Филька тащил буханкусвежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николай держал деревянную солонку скрупной жёлтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:
«Мне, что ли, хлеб – сольподносите?» «Нет, это раненому коню от Фильки. Помирить мы их хотим.»
Панкрат отворил воротасарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал – учуял запах свежегохлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Ноконь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. ИспугалсяФилька. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал. Ребята зашептались ипритихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал: «Филька не злой человек.Бери хлеб, мирись!»
Конь помотал головой,подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкимигубами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмыльялсясквозь слёзы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил головуФильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.
Все улыбались,радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала. Но никтоеё не слушал и не понимал. И сорока от этого сердилась всё больше и трещала какпулемёт.
Как можно озаглавить этоттекст? (Главная мысль) – примирение.
2.  Словарная работа.
На следующее.
тащил – (тащит) буханку
деревянная солонка(соль)
желтой — желтеть
раненому коню– конь
вытянул – тянет
заржал
разломил буханку
посолилхлеб
мелко перебирать ногами
попятился в сарай
зашептались – шепчет
ухмылялся сквозьслезы
голову на плечо– плечи
сидела на раките
трещала как пулемет
3.План
1. На следующееутро.
2. Буханка свежегохлеба.
3. «Мирить мы иххотим»
4. Конь хлеба невзял.
5. «Бери хлеб,мирись!»
6. Конь жевал хлеб,фыркал.
7. Старая сорока.
4.Эпиграф
Не только человекуизвинение требуется.
5. Оформление и работанад изложением.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.