Реферат по предмету "Налоги, налогообложение"

Узнать цену реферата по вашей теме


Становление Российской налоговой системы

Министерство высшего и среднегообразования
Сибирский государственный индустриальный университет
Курсовая работа:
по макроэкономике
« Становление Российской налоговой системы»
                                  Выполнил: ст. гр.ЭУГВ-00        
                                                                                  ТарасовА. Л.
                                       
                                  Проверил: к.э.н.Ковалева Е. В.
Новокузнецк2001г.
Содержание
1.Введение                                                                                           3
2.Основные элементы налоговойсистемы                                       5
     2.1. Основныепонятия                                                                   5
          2.1.1.Налогообложение, еесущность и принципы                5
          2.1.2.Функцииналога                                                                6
          2.1.3.Элементыналога.                                                             8
          2.1.4.Виды налоговойсистемы                                                8
          2.1.5.Способывзимания                                                           9
          2.1.6.Видыналога.                                                                     9
          2.1.7.Стабильностьналогов.                                                   11
   2.2.Российская системаналогообложения.                                  13
           2.2.1.Класификацияроссийских налогов.                            13
            2.2.2.Налоговоепланирование                                             14
           2.2.3.Путисовершенствования налоговой системы            15           Заключение                                                                              21
Список использованнойлитературы                                               25/> Введение    />История не знает примера,когда государство не собирало налоги со своего народа. Это было всегда и всегдабудет. Давайте вспомним историю, как и сейчас налог был основным источникомпополнения казны государства. Надо было содержать армию и на это уходилобольшая часть средств. Но не все собираемые налоги шли на оборону государства,оставшаяся часть финансировала госкомитеты, медицину, науку, образование и т.д.
   Печальный пример всемумиру показал СССР, когда на протяжении 70 лет практически вся страна работалана « космос и оборону ». И как сказал  М. Задорнов   -  «Страна показывалапример всему миру, как жить нельзя ». В этих словах есть доля правды. Ведь еслипосмотреть на развитые страны, то можно заметить, что они вкладывали деньги (т.е. мы говорим о налогах)  в науку, образование, медицину ,  легкуюпромышленность и не большая часть на оборону страны . 
На протяжении всей  истории  человечества  складывалась  система  налогообложения.Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служилидополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то помере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
   Адам Смит в своем классическомсочинении “Исследование о природе и причинах богатства народов” считалденежными принципами налогообложения всеобщность, справедливость,определенность и удобность. “Подданные государства,” — отмечал его российскийпоследователь Н.И. Тургенев, ”должны давать средства к достижению цели обществаили государства”, каждый по возможности и соразмерено своему доходу по заранееустановленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным дляплательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечениядостаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен всоответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащегоисточника и объекта налогообложения, однократностиобложения.                                                                                                   
       Таким образом, хотя налогичаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни  одно  государствосуществовать не сможет.
2. Основные элементы налоговойсистемы.
    2.1.Основные понятия.
         2.1.1.Налогообложение, ее сущность и принципы.
      Налогообложение – это система распределения доходов междуюридическими или физическими лицами и государством.
      Налог – этообязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций ифизических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целяхфинансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальныхобразований.
       Сбор – этообязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которогоявляется одним из условий совершения в отношении плательщиков сборовгосударственными органами, органами местного самоуправления, инымиуполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
     Прежде всего остановимся  на необходимости  налогов.  Налоги  появились с  разделением общества  на  классы  и  возникновением  государства,  как «взносы  граждан,необходимые для содержания  власти ». В истории развития общества еще ни одногосударство  не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своихфункций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определеннаясумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредствам налогов.Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммойрасходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона,суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем большеоно должно собирать налогов.     />Главные принципыналогообложения – это равномерность и определенность. Равномерность – этоединый подход государства  к  налогоплательщикам с  точки зрения всеобщности,единства правил, а так же равной степени убытка, который понесетналогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что размер и срокуплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет мерывзыскания за невыполнение данного закона.
      Денежные средства, вносимые в виденалогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются нанужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либоэквивалент за вносимые в бюджет средства .  Безвозмездность налоговых  платежейявляется одной из черт составляющих их юридическую характеристику.
2.1.2.Функции налога.
         Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляетсячерез их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:
1.           Обеспечениефинансирования государственных расходов ( фискальная функция ).
2.           Государственное регулированиеэкономики (регулирующая функция).
3.           Поддержаниесоциального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельныхсоциальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальнаяфункция).
4.           Стимулирующаяфункция.
Во всех государствах,при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальнуюфункцию – изъятие части доходов предприятий и граждан для содержаниягосударственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры,библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны  для обеспечения должногоуровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи  и многие учебныезаведения и т. п.
      Налогам принадлежитрешающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не этоглавное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную рольиграет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежныхотношениях, нельзя обойтись   -   регулирующая. Рыночная экономика в развитыхстранах – это регулирующая экономика.
      Социальная функцияналогов.  Посредством налогов в государственном бюджете концентрируютсясредства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных,так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевыхпрограмм – научно-технических, экономических и др. С помощью налоговгосударство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей,доходов граждан. Направляя ее на развитие производственной и социальнойинфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли сдлительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады,электростанции, добывающие отрасли и др.). В современных условиях значительныесредства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственногопроизводства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всемсостоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговойсистемы носит ярко выраженный характер. Соответствующим образом построеннаяналоговая система позволяет придать рыночной экономике социальнуюнаправленность, как это сделано в Германии, Швеции и  многих других странах.Это достигается путем установления на социальные нужды населения, полного иличастичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
    Последняя функция –стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций, государство стимулируеттехнический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения врасширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговаясистема предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление.А средства, вкладываемые в развитие, освобождаются от налогообложения полностьюили частично.
2.1.3.Элементыналога./>Налоговая система базируется на соответствующихзаконодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методыпостроения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов,к ним относятся:
     Объектналога – это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримыеколичественно, которые служат базой для исчисления налога;
    Субъект  налога – это налогоплательщик, тоесть физическое или юридическое лицо, которое обязано уплатить налог;                                  
     Источник   налога – доход, из котороговыплачивается налог;
    Ставка  налога – величина налоговыхисчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердойставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;    
     Налоговаяльгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога;
     Срок уплатыналога – срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается взаконодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика,взимается пени в зависимости от просроченного срока.
 
 
2.1.4.Видыналоговой системы.
    Налоговые системы делятся на два вида– шедулярная и       глобальная.  
  В шедулярнойналоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части –шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разныхшедул могут быть установлены различные ставки и льготы. В глобальнойналоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково.Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансовогорезультата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широкоприменяется в западных государствах.
2.1.5.Способывзимания.
1.               Кадастровый – (от слова кадастр – таблица,справочник ) когда объект налога дифференцирован на группы по определенномупризнаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальныесправочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такойметод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
2.               На основедекларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода иналога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налогапроизводится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером можетслужить налог на прибыль.
3.               У источника.Этот налог вносится лицомвыплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода,причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходныйналог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией,на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработнойплаты из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная суммавыплачивается работнику.
2.1.6.Видыналога.
     Налоги бывают двухвидов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог наприбыль предприятий; на социальное страхование и на фонд заработной платы ирабочую силу; поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность,включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов зарубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица,их называют прямыми налогами. Второй вид – налоги на товары и услуги: налог соборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленнуюстоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); нанаследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Этокосвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара илиуслуги.
     Прямые налоги трудноперенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю ина другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, ценусельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечногопотребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги,облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налогаперекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшаячасть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счетприбыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителяперекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичностиспроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, апри высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызоветсокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
      Различают такжетвердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения,независимо от размеров дохода. Пропорциональные – действуют в одинаковомпроцентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.Прогрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере ростадохода. Прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых сильнее давит налиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величиныставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к ростуабсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходовналогоплательщиков.  
           В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические.  Общие налогииспользуются на финансирование текущих и капитальных расходов государственногои местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов.Специфические налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальноестрахование или отчисления на дорожные фонды).
2.1.7.Стабильностьналогов.
Налогам присущаодновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее системаналогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранееи достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иногохозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции.Неопределенность – враг предпринимательства. Предпринимательская деятельностьвсегда связана с риском, но степень риска по крайне мере удваивается, если кнеустойчивости рыночной конъюнктуры  прибавляется неустойчивость налоговойсистемы, бесконечные изменения савок, условий налогообложения, а тем более –самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставкиналогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же частьожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
     Стабильностьналоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкциимогут быть установлены раз и навсегда.  « Застывших» систем налогообложения нети быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественногостроя, состояния экономики страны, устойчивость социально-политическойситуации, степень доверия населения к правительству – и все это на момент еевведения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговаясистема перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает впротиворечие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи сэтим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы идр.) вносятся необходимые изменения. 
    Сочетаниестабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, чтов течении года ни какие изменения ( за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой  системы ( перечень налогов и платежей) долженбыть стабилен в течении нескольких лет. Систему налогообложения можно считатьстабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательскойдеятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения,состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции ( если,естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономическойцелесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этомжелательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя быза месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета наочередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могутопределить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышенияна 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения ненарушают стабильности системы хозяйствования, но в месте с тем не препятствуютэффективной предпринимательской деятельности.
        Стабильность налоговозначает относительную неизменность в течения ряда лет основных принциповсистемы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок,определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственнымбюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге надобавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другиеналоги  и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе сизменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.
    
   2.2.Российская системаналогообложения.
           2.2.1.Класификацияроссийских налогов.
        В Российском Федерацииустанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы,налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы.
       Федеральные налоги и сборы:
        1 налог надобавленную стоимость
       2 акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья 
        3 налог наприбыль (доход) организаций
        4 налог на доходыот капитала
        5 подоходныйналог с физических лиц
        6 взносы вгосударственные социальные внебюджетные фонды
        7 государственнаяпошлина
        8 таможеннаяпошлина и таможенные сборы
        9 налог напользование недрами
      10 налог навоспроизводство минерально-сырьевой базы
      11 налог надополнительный доход от добычи углеводородов
      12 сбор за правопользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
      13 лесной налог
      14 водный налог
      15 экологическийналог
      16 федеральныелицензионные сборы.
          Региональные налоги и сборы:
        1 налог наимущество организаций
        2 налог нанедвижимость
        3 дорожный налог
        4 транспортныйналог
        5 налог с продаж
        6 налог наигорный бизнес
        7 региональныелицензионные сборы
           Местные налоги и сборы:
        1 земельный налог
        2 налог наимущество физических лиц
        3 налог нарекламу
        4 налог нанаследование или дарение
        5 местныелицензионные сборы 
    Ответственность заправильность исчислений и уплаты налога несет налогоплательщик. В первуюочередь уплачиваются все поимущественные налоги и пошлины (налог на имуществопредприятия и др.), их сумма вычитывается из налогооблагаемого дохода илиналогооблагаемой прибыли. Затем уплачиваются местные подоходные налоги, послечего с оставшейся рассчитываются  и уплачиваются все остальные налоги ( налогна прибыль и др.).
2.2.2. Налоговое  планирование.
       Налоговое  планирование –это  использование физическими  и  юридическими  лицами  своих  прав для минимизации  налоговых  платежей  в  рамках  действующих  законов.
       Во-первых,  большое  значение с  точки  зрения  налогообложения  имеет  оптимальный  выбор организационно-правовой  формы  и  внутренней  структуры  компании. В  нашей стране  есть  возможность  получать  налоговые  льготы, пользуясь  статусом малых  и  средних  предприятий, недавно  созданных  компаний, предприятий  по производству, переработке  и  реализации  сельскохозяйственных  продуктов. В ряде  случаев целесообразно  оформить  предпринимательскую  деятельность  не на  юридическое  лицо, а  на  гражданина, так  как  ставка  налога  на  доходы физического  лица  меньше.
       Второе  направление – это выбор  места  для  размещения  или  регистрации  фирмы  с  точки  зрения уровня  налогообложения. Во  всём  мире  существуют  свободные  экономические зоны – территории, где иностранные  и  отечественные  фирмы  пользуютсяналоговыми  льготами. Логическим  развитием свободных  экономических  зон  в мировой  экономике  являются  оффшорные  центры. Это  территории  или  целые государства, заинтересованные  в  регистрации  у  них  иностранных  компаний  иради  этого  гарантирующие  особенно  низкие  налоговые  ставки  и  отсутствие жёсткого  контроля  за  иностранными  капиталами. Оффшорная  компания  может быть  создана  только  иностранным  резидентом  и  не  имеет  право осуществлять  какую-либо  деятельность  на территории  той  страны, где  она зарегистрирована. В  оффшорных  зонах  регистрируются  российские  фирмы, участвующие  в  торговле, транспорте, движении  капитала  в  мировом  масштабе.
       Третье  направление –тщательное  исследование  и  использование  действующих  налоговых  льгот,связанных  с  производственной, коммерческой  финансовой  деятельностью предприятия. Финансисты  компании должны  блестяще  знать  и  постоянно следить  за  изменениями  налоговых  стимулов.
       Четвёртоенаправление – это способы использования  прибыли для  максимального уменьшения налоговых  обязательств. Если  предприятие  использует  прибыль  на техническое  перевооружение, реконструкцию  производства, научные исследования, то  оно пользуется  налоговыми  льготами.
2.2.3.Пути совершенствования налоговой системы
Опыт России подтверждаетзакономерность, наблюдаемую в большинстве стран с переходной экономикой,которая заключается в падении уровня налоговых изъятий в первые годы послеликвидации командно-иерархичной экономики с 40-43% ВВП до значений равныхпримерно 30-35% ВВП. Это объясняется такими факторами, как высокая инфляция,кризис взаимной задолженности предприятий, увеличение их задолженности бюджету,падение традиционно высокой налоговой дисциплины в секторе бывшихгосударственных предприятий, рост частного сектора, характеризующегосяотсутствием традиций добросовестной уплаты налогов, а также сферы услуг, вкоторой степень собираемости налогов меньше, чем в сфере производства.Достигнутого сокращения государственных расходов явно недостаточно дляпреодоления кризиса. Кроме того, не удалось обеспечить рациональногоиспользования бюджетных средств: расходы на социальные цели в настоящее времяниже, а на народное хозяйство, оборону, государственное управление выше уровня,необходимого для экономической и социальной стабильности. Тем не менее, вперспективе бюджет не имеет значительных резервов снижения расходов ивозможностей их структуры.
Таким образом, выход избюджетного кризиса может быть найден только путем увеличения доходов бюджета.Учитывая тяжелое финансовое положение, основным массам отечественныхтоваропроизводителей такой путь может показаться далеко не бесспорным.  Дело втом, что сбор налогов в объемах больших, чем 34-36% ВВП, в переходной экономикеявляется невыгодной задачей: увеличение налогового бремени, усиление темповуклонения от налогов. Кроме того, высокие налоги уменьшают ресурсыэкономических агентов. Такая важнейшая среднесрочная цель преобразованийзаключается именно в снижении, а не в увеличении налогового бремени. В каждыймомент времени понижение налогов должно сопровождаться снижениемгосударственных расходов, возможности для которых в настоящее времяотсутствуют. Таким образом, проблема в том, что для создания условийустойчивого роста, предпосылкой является понижение налогового бремени, нонеобходимость финансирования расходов государства противоречит этой цели.
Ряд экономистов предлагаетснизить налоги, невзирая на возникновение дефицита средств на финансированиебюджетных расходов, аргументируя это тем, что дефицит будет краткосрочным, таккак сокращение налогов создаст стимулы для быстрого экономического развития,что увеличит поступление налогов в бюджет. Подобное мнение представляетсямалообоснованным.
При понижении налогов безуменьшения расходов оживление экономики не произойдет, так как сразу возросшийдефицит государственного бюджета потребует финансирования. Серьезное увеличениеиностранных займов вряд ли реализуемо при весьма значительном объемегосударственного внешнего долга. Существенное повышение объема внутреннихзаймов за счет сбережений экономических объектов, во-первых, ведет к ростурасходов на обслуживание долга и при больших масштабах к скатыванию государственныхфинансов в долговую ловушку, во-вторых, уменьшает возможности для частныхинвестиций и это противоречит первоначальной цели оживления экономики.
Чтобы предложить пути выхода изсоздавшегося положения, когда с одной стороны, всем очевидна необходимость сниженияналогового бремени, а с другой – возможностей такого снижения вроде бы нет,рассмотрим ситуацию в налоговой сфере.
В Росси с начала 90-х доля НДС вналоговых поступлениях падает. Это объясняется как снижением ставки НДС, так иуменьшением уровня собирательности налога. В последние годы величинапоступлений НДС и подоходного налога в России была значительно ниже, чем вбольшинстве развитых стран. Это объясняется гораздо более низкой долей денежныхдоходов населения в ВВП. Оценка ситуации показывает, что налоговая системаРоссии не является чрезмерно жесткой, уровень налогообложения не слишком велики не очень значительно превышает средний показатель в странах с аналогичнымэкономическим развитием.
В экономической литературесложились две точки зрения на процесс совершенствования налоговой системы вРоссии. Одни экономисты предлагают коренную ломку старой налоговой системы исоздание новой: другие считают, что сложившаяся в стране трехуровневаяналоговая система должна быть усовершенствована путем устранения недостатков.
Налоговая система России плохоувязана с развитием экономики и деятельностью непосредственных субъектов –предприятий. Она развивается сама по себе, а предприятия, испытывая еечрезмерное давление, — сами по себе. Многие поставлены на грань банкротства.При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобыизбежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной.Этому способствует и почти полное отсутствие конкуренции при свободномценообразовании. В данной ситуации одной из важнейших составляющих оптимизацииналоговой системы Росси выступает резкое усиление ее стимулирующего воздействияна экономику.
В Росси доля налоговых изъятий наприбыль не слишком велика – по наиболее умеренным оценкам – 64%, по оценкамсамих предпринимателей – 80-90%. По международным стандартам долей налоговыхизъятий из прибылей считается 1/3. Изъятия же свыше 50% прибыли разрушаютвсякий производственный стимул. Таким образом, в результате неразумнойналоговой политики уже в ближайшее время потребуются огромные инвестициипроизводства на его перевооружение.
Налоговая система должна бытьповернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базуналогообложения. Она же всецело зависит от массы произведенной продукции. Весьмировой опыт свидетельствует о том, что, достигнув определенной точки роста,налоги должны затем снижаться, иначе у плательщиков налогов уменьшается стимулк производственной и иной деятельности, появляется соблазн укрывать своидоходы. Такая сегодняшняя близость к критической точке налоговых изъятийзаставляет всесторонне анализировать ситуацию и искать оптимальный уровеньставок налога.
Необходимо снизить реальныеизъятия из прибыли предпринимательства хотя бы до уровня 50% или, как оптимум,до размеров собственного налога на прибыль, то есть 35%.
Преобразования по НДС необходимыпо следующим причинам.  Налоговая система не России не учитывает монопольностьценообразования. Это обуславливает ее информационный характер. Отсюдапостоянный рост доли косвенных налогов, что свидетельствует о неблагополучииналоговой системы. Причем ненормальной, с точки зрения самих косвенных налоговявляется и их структура. Здесь речь идет о весьма высоком удельном весе вналоговых поступлениях НДС (более 1/5 этих поступлений) и наоборот, болеенизкой доли акцизов (около 4% всех налоговых поступлений), что в два-три разаниже, чем в развитых странах.
В России базой НДС является нетолько прибыль и зарплата, но и амортизация отчислений. В базу этого налогатакже включают акциз и таможенные пошлины, которые никакого отношения ксозданной (добавленной) стоимости не имеют. По сути, одним налогом (НДС)облагается другой налоговый платеж акциз. Вследствие всего этого НДСпрактически превращается в налог с продаж, выступающий в условияхмонополистического рынка в качестве элемента цены на товар и косвенного налога,многократно увеличивающего цену. Таким образом, если выпустить «налоговыйвоздух» из цены, то она снизилась бы в 3-5 раз. Это в первую очередь относитсяк товарам, облагаемым акцизом.
Так целесообразно отказаться отНДС. Данный налог в существующем виде является чисто монетаристской меройпополнения казны бюджета. Наша налоговая система построена так, что налоговыеплатежи возрастают по мере роста цен. Необходимо уменьшить ставку НДС до 8-12%налоговых ставок, а также изменить методологию его построения – из налоговойбазы убрать элементы, не образующие добавленную стоимость.
Потребуется также широкаядифференциация налоговых ставок, чтобы избежать налогообложения социальнозначимых товаров первой необходимости. Однако, сокращая ставки налогов,необходимо помнить о состоянии доходной части бюджета и об альтернативныхисточниках компенсации налоговых потерь.
 Один из них – расширениеналоговой базы за счет отмены неэффективных и неоправданных налоговых льгот.Общая сумма существующих налоговых льгот достигает примерно двухсот. Этонарушает принцип справедливости налоговой системы, так как льготы для однихнеизбежно означают дополнительное бремя для других.
Компенсация потери бюджета врезультате снижения ставок НДС на прибыль возможно и за счет других источников.Например, за счет увеличения налогов на собственность и имущество, рентныхплатежей за природные ресурсы, использования лицензионных платежей.
Важно  развивать  сотрудничество с  правительствами  различных  государств  в области  налоговой  политики.Необходимость  такого  сотрудничества  коренится  в  интенсификации хозяйственных  связей, развитии  экономической  интеграции  и  вытекающем отсюда  обеспечении  равных  условий  конкуренции  на  мировых  рынках.
Заключение
        Подводя итоги,  определим  основные  цели  современной налоговой политики государств с рыночной экономикой.  Они ориентированы на следующие основныетребования: — налоги,  а  также затраты на их взимание должны быть повозможности минимальными.  Это условие  наиболее  тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты.  Но так очень легко свести  налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв онеобходимости расширения налоговой базы,  о функциях стимулированияпроизводственной и  предпринимательской деятельности,  поддержки свободнойконкуренции;
— налоговая система должна соответствовать структурной  экономической политике, иметь  четко  очерченные  экономические цели;
— налоги должны служить более справедливому  распределению доходов,  недопускается двойное обложение налогоплательщиков;
— порядок  взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство вчастную жизнь налогоплательщика;
— обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласныйхарактер.
        Этими основными   принципами  необходимо  руководствоваться и нам при создании  новой  налоговой  системы.  При  этом,  разумеется, речь идет не омеханическом копировании,  а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокоеизучение истории развития и современного состояния российской экономики.
         Таким образом существует огромный, причем теоретически обобщенный иосмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Ноориентация на их практику весьма затруднена,  поскольку было бы совершеннонеразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических,социальных  и  политических условий сегодняшней России,  ищущей лучшие путиреформирования своего народного хозяйства.
        Но выше  сказанное  не говорит о том,  что надо вообще игнорироватьтеоретическое наследие многих  поколений  ученых-экономистов. Уже сформированыважнейшие требования, которым должны отвечать налоговые системы внезависимости  от  развитости в стране рыночных отношений,  уровня зрелости ее производительных сил и производственных отношений. Эти требования всесторонне подтверждены  практикой  и  безусловно должны учитываться и нами.  Они, кстати,  не исключают,  а  напротив, предполагают  отличия  между  разнымистранами по структуре, набору налогов,  способам их взимания,  ставкам,фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и другимважным элементам.
        Но при  этом  любая  налоговая система,  где бы она ни  применялась и какимиконкретными чертами ни  характеризовалась, соблюдение принципа равенства  исправедливости.  Это прежде всего означает:  тяжесть налогового бремени должнараспределяться между  всеми в равной  (не  одинаковой) мере,  и каждыйналогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю  в  казнугосударства.должна  отвечать определенным кардинальным требованиям. Первое иважнейшее из них — это
        Вторым непременным требованием,  которому должна отвечать налоговая система, является эффективность налогообложения. Реализация этого требованияпредполагает, во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятиеэкономических решений,  либо оно должно быть минимальным;  во-вторых, чтоналоговая система обязана содействовать проведению  политики стабильности  иуспешного развития экономики страны. Понятно, что по отношению к нашей стране,экономика которой находится в глубоком кризисе, это обстоятельство имеетисключительно важное значение. Обязательным условием эффективности налоговой системы является и то,  чтобы она не  допускала произвольного толкования, былапонятна налогоплательщикам и принята большей частью общества. К сожалению ниодно из выше перечисленного не имеет  место  быть  в  нашей стране. И последнееусловие реализации требования эффективности налогообложения:  административные расходы,  которые нужны для управления налогами и соблюдения налоговогозаконодательства, надлежит минимизировать.
        Под налогом, пошлиной, сбором понимается  обязательный взнос в  бюджет или вовнебюджетный фонд,  осуществляемый в порядке, определенном законодательнымиактами. Налоги бывают прямыми  и косвенными они различаются по объектуналогообложения и по механизму расчета и взимания,  по их роли  в  формированиидоходной части бюджета.
        Существует ряд общепризнанных принципов  налогообложения, важнейшие их них:реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный,   однократный  обязательный   характер, простота и гибкость.
        Основные функции налогов -  фискальная,  социальная  и регулирующая. Налоговаяполитика государства осуществляется при помощи предоставления физическим  и юридическим  лицам  налоговых льгот  в  соответствии  с целямигосударственного  регулирования хозяйства и социальной сферы.
        Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система.  Онавыступает главным инструментом воздействия государства  на  развитие хозяйства,  определения приоритетов экономического и социального развития.  Всвязи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптированак новым общественным отношениям,  соответствовала мировому опыту.
        Нестабильность наших  налогов,  постоянный   пересмотр ставок, количестваналогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в периодперехода  российской  экономики  к рыночным отношениям,  а также препятствуетинвестициям как отечественным,  так и иностранным. Нестабильность налоговой системына сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.
       Жизнь показала  несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функциюналоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самымналогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
        Анализ реформаторских  идей в области налогов в основном показывает, чтовыдвигаемые предложения касаются в лучшем  случае  отдельных элементовналоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий;объектов  обложения;  усиления  или замены одних налогов на  другие). Предложений же  о  принципиально  иной  налоговой системе, соответствующейнынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И этоне случайно, ибо  оптимальную  налоговую систему можно развернуть только насерьезной  теоретической  основе коей у нас в России еще  нет.
        На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный иосмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Ноориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершеннонеразумно  не  уделять  первостепенное внимание специфике экономических, социальных  и  политических  условий   сегодняшней России,  ищущей лучшие путиреформирования своего народного хозяйства.
        На Западе,  в  большинстве  стран  с  развитым  рынком основным источникомформирования бюджета служит налогообложение физических лиц и налоговое бремя в  большей  степени лежит на гражданах,  тем самым стимулируя производство. Этоположение для нас сегодня предельно актуально.
         Вситуации осуществления серьезных и решительных  преобразований и  отсутствия времени на движение «от теории к практике» построение налоговойсистемы методом «проб и ошибок» оказывается  вынужденным.  Но  необходимо думать  и о  завтрашнем дне,  когда в стране утвердятся рыночные отношения.Поэтому  представляется  весьма  важным,  чтобы научно-исследовательские и учебные  институты,   располагающие         кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкойтеории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой иувязывая его с российскими реалиями.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.