Реферат по предмету "Мировая экономика"

Узнать цену реферата по вашей теме


Причины и ход реформирования экономики России приватизация, либерализация цен и их результаты

--PAGE_BREAK--Теория приватизации


Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя продажу государственной собственности, активов государственных предприятий частным лицам; приватизация является разгосударствлением собственности. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частный сектор экономики. Но до сих пор нет единого определения приватизации.

В процессе приватизации частная собственность является экономической основой рыночного хозяйства, формирования эффективной конкурентной среды. Приватизация имеет ряд функций:

. экономическая (способствует экономическому росту национального хозяйства);

. социальная (образование слоя частных владельцев);

. мотивационная (стимулы хозяйственной деятельности предпринимателей и наемных работников);

. фискальная (увеличение дохода государственного бюджета).

Несмотря на разнообразие форм можно выделить две основные модели приватизации: бесплатная и платная.

Бесплатная приватизация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками — ваучерами. Так, каждый гражданин был наделен правом реального собственника, владеющего частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками — ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Часть ведущих экономистов полагает, что реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников — основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Выбор способа приватизации зависит от отраслевой принадлежности и размера предприятия, также должны учитываться принципа социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Данные критерии обусловили следующие основные способы приватизации:

акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций);.продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Продажа государственной собственности физическим и юридическим лицам позволяет пополнить бюджет доходами и увеличить средства, направляемые в другие секторы экономики, расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду, привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес, повысить эффективность использования общественного капитала.

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

. приватизация не должна являться догмой, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;

. приватизации должны предшествовать реструктуризация неоправданных монополий;

. изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;

.обязательными условиями приватизации должны быть инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;

. приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности; каждый ее шаг должен быть обоснованным, публичным.

В условиях перехода российской экономики к рынку в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация». Существует четыре основных подхода понимания частной собственности:

. в соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной.

. второй подход — «трудовой» — на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.

. третий подход, который по его собственному критерию можно назвать «субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

. четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся — отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

Основные этапы процесса приватизации предприятия:

. предпродажный анализ и оценка предприятия;

. стратегический анализ и оценка предприятия;

. определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия;

. определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;

. анализ потенциальных покупателей;

. определение методов продажи;

.определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и «прозрачность» соответствующих процедур;

. образование комиссии по оценке поступающих предложений;

. подготовка предприятия к продаже;

. реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;

. разукрупнение;

. осуществление кадровых перестановок.

Маркетинг предприятия:

. организация рекламы, выпуск информационных брошюр и т.д., призванных пробудить интерес потенциальных покупателей;

. проведение национальных или международных тендеров. Оценка предложений;

. рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению тендера;

. проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными сторонами;

. заключение договора;

. разработка текста стандартных договоров.

Реализация целей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия существуют между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации.

Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества. Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел в нашей стране без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения.
Либерализация цен
Народное хозяйство бывшего СССР имело систему планового ценообразования — централизованное установление государственных фиксированных цен на большинство видов продукции и услуг, что являлось неотъемлемой составной частью плановой экономики. Она позволяла через систему государственных нормативов учитывать уровни издержек производства и прибыли на предприятии, сравнительную эффективность того или иного вида продукции для народного хозяйства, исчислять абсолютные уровни и динамику различных валовых показателей развития производства.

Государственные цены являлись плановыми нормативами затрат и дохода в народном хозяйстве. До 85% цены занимала себестоимость продукции. Поскольку цены служили прежде всего средством покрытия и учета затрат, а спрос, как правило не влиял на уровень цены, то такое ценообразование стали называть затратным. Поэтому переход к рыночной экономике, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен.

Экономические реформы в России 1990-х годов проводились в каждой сфере с разной скоростью и интенсивностью. Для анализа последствий экономических реформ необходимо выявить особенности и задачи процесса либерализации цен, его проблемы.

Либерализация цен — ликвидация тотального государственного контроля над ценами. Либерализация цен наряду с приватизацией стала самым ощутимым проявлением изменений в экономике. Так как рыночный механизм основан на свободных ценах, выступающих индикатором соотношения спроса и предложения, то он и является ориентиром для субъектов рыночной экономики. Основой действия законов рынка является свобода экономических решений субъекта в области ценообразования. Без гибких цен невозможно установить соотношение спроса и предложения, связи производства и потребления. Поэтому в ходе проведения экономических реформ по переходу к рынку встаёт вопрос о реформе ценообразования, или либерализации цен.

На основе практического опыта рыночных реформ 90-х годов сформировались радикальная и постепенная системы образования цен. В первом случае это быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, основной элемент так называемых «шоковых» экономических реформ. Во втором случае это поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен как элемент концепции осторожных и постепенных рыночных преобразований.

Государственная и рыночная модели ценообразования противоположны по своему содержанию. Если первая ориентирована на интерес предприятия-изготовителя, то вторая – на интересы потребителя, представленные его спросом на рынке. Государственные плановые цены стабильны и ориентированы на полный учет затрат, а рыночные цены, напротив, отличаются гибкостью, подвижностью и максимальным учетом потребительских свойств продукции. Поскольку принципы ценообразования очень существенно отличаются, следовательно, имеется различный уровень цен на аналогичную продукцию. Поэтому переход от одной модели ценообразования к другой является процессом сложным, так как затрагивает интересы предприятий, государства и самых широких слоёв населения.

В 1992 году в России центральным элементом экономической реформы стала либерализация цен. 2 января 1992 года было отпущено 80% оптовых и 90% потребительских цен. Исключения составили товары первой необходимости, а также особо важные материальные ресурсы, освобождение цен на которые могло бы резко затруднить работу промышленности (энергоносители и транспорт). Однако, оставаясь под контролем государства эти цены, выросли в 3-5 раз. Далее в марте были отпущены цены практически всех остальных потребительских товаров, а в мае резко (в 6 раз) были подняты цены на нефть.

Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение цен за первые три месяца 1992 года (по сравнению с декабрём 1991года), а оптовые цены возросли уже за первые два месяца почти в 3 раза. Рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточно-европейских странах, проводящих реформу.

Таблица роста цен в первый год после их либерализации:

Страна, год

Рост цен, %

Россия (1992)

2501

Болгария (1991)

457

Чехословакия (1991)

54

Венгрия (1991)

33

Польша (1990)

249

Румыния(1991)

252

собственность приватизация ценообразование

Рост цен в промышленности был очень неравномерным, что было особенно ощутимо в рамках военно-промышленного комплекса, т.к. либерализация цен лишила отрасль традиционного привилегированного доступа к материальным ресурсам. Например, цена тяжелого трактора, производимого оборонным предприятием, составляла до либерализации цен 21 тыс. рублей, а в конце марта 1992 года – уже 600тыс. рублей. Объём денежной массы увеличился в первые месяцы либерализации цен только на 25%, в то время как цены выросли в 5-7 раз. Тем самым избыточная денежная масса была в значительной мере ликвидирована уже в самом начале радикальной либерализации цен. Это воспринималось как положительный знак макроэкономического оздоровления авторами реформы. Однако вместо долгожданного равновесия образовался рост инфляции.

С учетом размеров избытка денежной массы к моменту либерализации первоначальный всплеск инфляции нельзя считать неожиданным. Из скрытой формы, характеризующейся нарастанием дефицита, произошел довольно резкий переход к форме открытой ценовой инфляции.

Развитию инфляции способствовали различные факторы:

Так как в российской промышленности опыт планового управления был значительно более длительным, чем в других странах. С точки зрения рыночной экономики крупные предприятия являются менее гибкими и эффективными, они хуже ориентируются на спрос. К инфляции также вело резкое увеличение заработной платы в декабре 1991 года и значительное повышение цен на сырьё. Предприятия путем увеличения цен переложили на плечи заказчиков дополнительные расходы на материальные ресурсы, что, в свою очередь, вызвало дальнейший рост цен на сырьё и т.д.

Сыграли свою роль здесь и рост цен, резкое сокращение соотношения между денежной массой и доходами и затоваривание можно рассматривать в какой-то мере и как рациональную реакцию предприятий и населения, испытывающих потребность в деньгах. В период либерализации цен, одним из немногих реальных активов, альтернативных деньгам, являлось накопление товаров. Накопление денежных активов было мало привлекательным из-за низкой процентной ставки (менее 10% на годовые вклады) и инфляционных ожиданий. Поэтому рост цен был вызван не только избытком денежной массы, но и бегством от денег. Это выразилось в стремлении к накоплению товаров, ставших доступными (появившихся в продаже) после либерализации цен.

Либерализация цен сопровождалась ужесточением кредитной политики и строгим ограничением эмиссии. Такой теоретический подход на практике ещё больше осложнил ситуацию. Уже в январе 1992 года жесткое ограничение цен создало кризис ликвидности. Это в свою очередь, привело к резкому росту просроченной задолженности во взаимных расчетах между предприятиями.

Далее дефицит рубля вызвал задержки в выплате зарплаты, ограничил доступ к сберегательным счетам и тем самым привел к увеличению спроса на наличные активы. Предприятия-производители получили в конце 1991 года, т.е. на кануне либерализации цен достаточное количество кредитных ресурсов, чтобы в дальнейшем осуществлять какое-то время взаимные расчеты при помощи безналичных средств. Однако они не умели возможности обратить эти средства в наличные. Постепенно отсутствие фактических сделок по продаже привело к образованию просроченной задолженности сначала у продавцов по отношению к поставщикам, а затем это явление охватило всю экономику.


Годовые нормы инфляции (в процентах):



1991

1992

1993

Дек. 91/дек.90

Дек.90/дек.91

Дек.93/дек.92

Общая

160,3

2501

839,9

Продукты питания

136,1

2130

804,9

Непродовольственные товары

210,6

2570

641,8

Услуги

78,8

3260

2311,2

 

Данные таблицы показывают, что высокие темпы роста цен в России были характерны не только для 1992года – непосредственно после либерализации цен, но и позднее – в 1993году.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Система национальной безопасности Украины
Реферат Служебные записки распоряжения инструкции и другие внутренние документы компании
Реферат Система Национальных Счетов 2
Реферат Система качества авиаремонтного производства
Реферат Формирование лояльности персонала компании через реализацию программы социальной ответственности предприятия на примере компании "Балтика"
Реферат Система управления регионом на примере Краснодарского края
Реферат Система национальных счетов 3
Реферат Система и эффективность поддержки малого предпринимательства в РФ и ее субъектах
Реферат Система страхования
Реферат Система управления регионом на примере Ростовской области
Реферат Система методів спрямованих на забезпечення санації підприємств
Реферат Системный анализ предприятий связи
Реферат Смешанная и переходная экономика общие черты и различия
Реферат Система національних розрахунків
Реферат Система учета основных средств на ЗАО Маяк