Реферат по предмету "Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство"

Узнать цену реферата по вашей теме


Государственный экзамен 2005. Вопросы, ответы.

Вопросы государственногомеждисциплинарного экзамена
по специальности 060800«Экономика и управление на предприятии»
1.         Специализацияпроизводства: сущность, формы, показатели
2.         Концентрацияпроизводства: сущность, формы, показатели
3.         Кооперированиепроизводства: сущность, формы, показатели
4.         Основные факторыразмещения предприятий различных отраслей
5.         Организациявспомогательных и обслуживающих хозяйств
6.         Понятие отрасли,классификация отраслей
7.         Производственныйпроцесс, принципы его рациональной организации в пространстве и во времени
8.         Типы производства,их технико-экономические особенности
9.         Основы поточногопроизводства, классификация поточных линий
10.       Расчет параметров одно (много) предметных поточныхлиний
11.       Организация ремонтно-механического хозяйства
12.       Рынок недвижимости как часть инвестиционного рынка
13.       Сравнительная характеристика методов оценкинедвижимости
14.       Понятие, субъекты и объекты инвестиционнойдеятельности. Источники финансирования. Структура и содержание инвестиционногоцикла
15.       Оценка эффективности инвестиционного проекта. Принципучета факторов времени. Показатели эффективности. Критерии оценки
16.       Коммерческая, бюджетная, общеэкономическаяэффективность инвестиционного проекта
17.       Метод анализа безубыточности в инвестиционномпроектировании. Определение и методы расчета точки безубыточности. Критерииоценки. Графический метод. Оценка резервов прибыльности
18.       Анализ рисков инвестиционного проекта
19.       Диагностика инновационной деятельности
20.       Понятие, этапы жизненного цикла товара, особенностимаркетинговых действий на каждом этапе
21.       Системы и методы маркетингового исследования
22.       Понятия и принципы сегментирования рынков. Выборстратегии сегментации. Позиционирование товаров
23.       Характеристика ценовой политики предприятия имаркетинговых методов ценообразования
24.       Товарная политика предприятия. Выбор ассортимента.Решение о марке товара. Франчайзинг
25.       Модели покупательского поведения на рынкахпотребительских товаров и товаров производственно-технического назначения
26.       Коммуникационная политика предприятия. Формированиеспроса и стимулирование сбыта
27.       Стратегический маркетинг. Модели выбора маркетинговыхстратегий
28.       Функции каналов распределения товаров, виды каналовраспределения. характеристики торговых посредников
29.       Реклама: значение, виды, особенности проведения
30.       Рынки и их разновидности
31.       Цены, их классификация. Факторы, определяющие цены,методы ценообразования
32.       Система наценок и скидок с цены
33.       Конкурентоспособность продукции, сущность и методыоценки
34.       Оптовая и розничная торговля
35.       Анализ и прогноз конъюнктуры рынка
36.       Маркетинг банковской и страховой деятельности
37.       Цель, содержание и последовательность диагностикимаркетинговой и сбытовой деятельности
38.       Категория товарно-материальных запасов. Виды запасов.Характеристика систем управления запасами
39.       Понятие об организации, ее признаки, типология ихарактеристики
40.       Функции менеджмента и их классификация
41.       Понятие об управлении, функции управления, ихклассификация и взаимосвязь
42.       Структуры систем управления, их классификация иособенности
43.       Мотивация и основные концепции теории мотивации
44.       Принципы и методы управления, стиль управления
45.       Управленческие решения, их классификация, методыпринятия управленческих решений
46.       Коммуникации в организации. Факторы, влияющие накачество коммуникационных процессов
47.       Организационные структуры, их виды и основныеэтапы  построения
48.       Виды внешнеторговых операций
49.       Понятия и этапы международной коммерческой сделки
50.       Содержание международного контракта купли-продажи
51.       Основные проблемы промышленных предприятий насовременном этапе, степень их влияния на эффективность деятельности внестабильной экономической среде
52.       Стратегическое поведение предприятия на различныхэтапах жизненного цикла спроса на продукцию
53.       Методология оценки стратегической позиции предприятия
54.       Сущность понятия «стратегия бизнеса». Цели,на которые ориентируется стратегическая система управления промышленнымпредприятием
55.       Виды стратегий, их классификация по структурным блокам.Содержание и последовательность процессов стратегического планирования напредприятии
56.       Содержание и последовательность разработки миссии истратегических целей предприятия
57.       Факторы оценки внешней среды предприятия
58.       Основные задачи и этапы анализа эффективностидеятельности промышленного предприятия
59.       Этапы анализа производственной деятельностипредприятия. Их содержание
60.       Комплексная (интегральная) оценка деятельностипредприятия
61.       Порядок составления плана производства и реализациипродукции, его структура, показатели
62.       Планирование полного годового фонда заработной платыпромышленно-производственных рабочих
63.       Методы установления норм. Хронометраж, наблюдение,фотография
64.       Планирование себестоимости продукции, плановаяструктура статей калькуляции
65.       Методы планирования прибыли и рентабельности
66.       Нормирование труда: сущность, особенности, применяемыеметоды
67.       Производительность труда: понятие, показатели, факторыи резервы роста
68.       Кадры предприятия: классификация, структура, основныепринципы работы
69.       Себестоимость продукции: сущность, виды и ее структура
70.       Назначение и порядок разработки баланса рабочеговремени одного среднесписочного рабочего
71.       Порядок снятия и обработки индивидуальной фотографиирабочего дня
72.       Анализ формирования и выполнения производственнойпрограммы
73.       Анализ использования трудовых ресурсов
74.       Гибкие системы оплаты труда и их сравнительный анализ
75.       Понятие рынка труда, его сегментация и механизмыуправления
76.       Заработная плата: функции, элементы, виды и принципыорганизации системы оплаты труда
77.       Нормативные характеристики рабочего времени рабочих
78.       Сущность и функции финансов. Финансовая система
79.       Государственные финансы, финансы регионов, финансыпредприятий и организаций
80.       Сущность и роль кредита. Виды и принципы кредитования
81.       Кредитная и банковская система. Функции ЦентральногоБанка РФ
82.       Денежная система. Денежное обращение. Денежные агрегаты
83.       Бюджетная система РФ. Доходы и расходы государственногобюджета. Дефицит бюджета
84.       Коммерческие банки, их функции. Виды банковскихопераций
85.       Сущность, виды и назначение государственныхвнебюджетных фондов
86.       Финансовый анализ. Составляющие и показатели оценкифинансового анализа
87.       Финансовые ресурсы предприятия. Их состав и источники
88.       Финансовые результаты хозяйственной деятельности. Показателиприбыли. Основные факторы, влияющие на величину прибыли
89.       Распределение и использование прибыли. Реинвестированиеприбыли. Дивидендная политика
90.       Управление внеоборотными активами. Оценка и переоценкаосновных средств. Амортизационная политика
91.       Текущие активы и оборотный капитал. Управлениеоборотным капиталом. управление запасами
92.       Управление денежными потоками. Управление дебиторскойзадолженностью
93.       Анализ финансового состояния предприятия: содержание,цели и виды
94.       Анализ платежеспособности предприятия
95.       Анализ финансовой устойчивости и ликвидностипредприятия
96.       Анализ имущественного положения, деловой активности иэффективности использования капитала предприятия
97.       Финансовый менеджмент как наука и управленческаядеятельность. Организация финансовой службы предприятия
98.       Сущность капитала: содержание и значение. Методырасчета
99.       Принципы оптимизации структуры капитала предприятия
100.    Рынок финансовых инструментов
101.    Предмет и методы бухгалтерского учета. Счета, двойнаязапись. План счетов
102.    Бухгалтерский баланс и типы хозяйственных операций.Учет операций по расчетному счету и кассовых операций
103.    Учет заработной платы. Учет отчислений во внебюджетные фонды.
104.    Организация создания и освоения новой продукции
105.    Учет основных средств. Учет капитальных вложений.
106.    Учет готовой продукции и ее реализации
107.    Основы построения налоговой системы в РФ. Основныепонятия, классификация налогов и их величина
108.    Особенности налогообложения предпринимательскойдеятельности
109.    Элементы налога. Использование рыночной цен вналогообложении. Методы расчета рыночной цены
110.    Налоговая отчетность, налоговый контроль,ответственность за налоговые нарушения
111.    Порядок разработки и общая характеристика бизнес-плана
112.    Основные фонды предприятия: структура, износ,амортизация, показатели и пути улучшения использования
113.    Оборотные средства: классификация, расчет нормативов,оборачиваемость
114.    Статистическое наблюдение: формы, виды и способы,ошибки
115.    Абсолютные, относительные и средние величины. Рядыдинамики и их анализ
116.    Региональная экономика: принципы, факторы. Развитие иразмещение производительных сил.
117.    Управление качеством продукции и анализ качествапродукции
118.    Конкуренция, монополия, олигополия
119.    Экономические ресурсы, принципы ресурсопользования
120.    Ценные бумаги: понятие, виды  и организация их обращения
121.    Основные формы внешнеэкономических связей
122.    Органы государственного и негосударственногорегулирования и управления внешнеэкономической деятельностью
123.    Сущность международных расчетов и валютных операций
124.    Валютно-финансовые условия внешнеторговых контрактов.Валютные риски
125.    Валюта и валютные операции
126.    Теория международной торговли
127.    Банкротство предприятия: сущность, механизм и формы
128.    Сущность и направления реструктуризации предприятия
129.    Реструктуризация кредиторской задолженности предприятия
130.    Конкурсное производство. Процедуры наблюдения ивнешнего управления в процессе банкротства
131.    Сетевые графики: принципы построения, оптимизация
132.    Страхование: функции, роль и виды
133.    Принципы формирования активов предприятия и оптимизацияих состава
134.    Лизинг: понятие,классификация. Виды лизинговыхопераций
Вопрос№1. Специализация производства:сущность, формы, показатели
Специализация представляетсобой сосредоточение производства однородной продукции в отдельных отрас­лях, на определенных предприятиях или цехах, которые выпускают изделия одного вида или ограниченное чис­ло видоводнородных изделий. Специализация — это пла­номерно осуществляемое разделение труда между отрас­лями, заводами, цехами, участками.
Различаютспециализацию отраслевую, заводскую и внутризаводскую. Отраслевая специализациявыражает­ся в объединении группыпредприятий, выпускающих продукцию,сходную но назначению, характеру приме­няемыхдля ее изготовления технологических процессов и материалов, напримеравиационная, станкостроительная, подшипниковая,автомобильная промышленность.приборостроение и др. Специализацияпредприятия(заводская) характеризуется ограничением номенклатуры выпускаемой продукции содновременным ограничением разнообразиятехнологических процессов, выполняемыхна предприятии. Внутризаводская специализациявыра­жается в закреплении за цехами,участками, рабочими местами изготовленияопределенных видов продукции или выполненияотдельных стадий технологического процесса.
Вмашиностроительной промышленности существует три вида специализации предприятий:
-     я,при которой предприятие выпускает го­товыеизделия, однородные по назначению иконструк­тивным особенностям;
-     я— предприятиевыпускает однородные детали и узлы, например редукторы, шестерни, крепеж;
-     я,когда предприятие осуществляет отдельные части технологического процесса, напримерлитье, сборку.
Самойраспространенной формой специализации яв­ляетсяпредметная. Однако в настоящее времяв связи с высокими темпами развития народного хозяйствана­ряду с заводами предметнойспециализации получает большое распространение организацияпредприятий с подетальней итехнологической специализацией. При подетальней и технологической специализациипред­приятияотличаются большей однородностьютехнологи­ческих процессов, что создает благоприятныепредпо­сылки к широкому внедрению совершенных методов об­работки и передовыхформ организации производства.
Показателями уровняспециализации предприятий служат:количество закрепленных за заводом, цехом, участком типов, видов и типоразмеровизделий (дета­лей) и степень их конструктивной и технологической однородности;удельный вес специализированной про­дукции в общем объеме производства данногопред­приятия.
Специализация предприятийсоздает условия для луч­шего использованияматериальных и трудовых ресурсов. Закрепление за предприятиемна длительное время однороднойпродукции при крупных масштабах произ­водства, устойчивости условийпроизводства позволяет широко иэффективно использовать специальное обору­дование и оснастку, осуществлять в больших размерах механизацию, автоматизацию,непрерывно совершенствовать технику и технологию производства. Это, в своюочередь, обеспечивает уменьшение трудоемкости обра­ботки, повышаетпроизводительность труда, вследствие чего сокращаютсяиздержки производства.
Специализация способствует улучшению качества продукции.Ограничив свое производство выпуском одно­родной продукции, предприятие получает возможность лучше изучитьэксплуатационные свойства своих изде­лий, поддерживать тесные связи с потребителями,систе­матически улучшать конструкцию и технологию изделий.Вопрос №2. Концентрация производства: сущность, формы, показатели
Концентрация—это сосредоточение производства на все болеекрупных предприятиях, т. е. организациявы­пуска продукции в больших масштабах на крупных заводах или в объединениях.
Основнымипоказателями, характеризующими уро­веньконцентрации, являются:объем годового выпуска продукции; стоимость основных производственных фон­дов,численность промышленно-производственного пер­сонала. Наиболее точно уровеньконцентрации отражает по­казатель объема годового выпуска продукции.
Концентрация производства в промышленности осу­ществляетсяследующими путями:
1) концентрацияспе­циализированного производства,
2) создание комбина­тов,
3) увеличение размеров универсальных предприя­тий.
Наибольшая эффективность достигаетсяпри укруп­нении специализированного производства. Большой эф­фект обеспечивается и при создании комбинатов, менее эффективен третийпуть. Машиностроение характери­зуетсявысоким уровнем концентрации производства. Крупные предприятияобладают рядом преимуществ пе­реднебольшими. При увеличении масштабов производ­ства стоимость основных фондоврастет медленнее, чем выпуск продукции, поэтому повышаетсяфондоотдача. Большие масштабы производства создают наиболее бла­гоприятные условиядля широкого использования новой техники, прогрессивной технологии, для механизации и автоматизации производства. Все этообеспечивает вы­сокую производительность труда, снижение себестоимо­стипродукции и рост прибыли предприятия.
Выбормасштаба предприятия должен производитьсяс учетом обеспечения рациональнойспециализации и ко­оперирования,возможностей применения высокопроиз­водительногооборудования и обеспечения наиболее пол­ной его загрузки, сокращения сроков строительства предприятия, соблюденияпринципов рационального гео­графического размещенияпредприятий.
Различаюттри формы комбинирования:
*                   япереработка сырья — по такому принципу, например, создаются металлургические ком­бинаты, которые объединяют доменное, сталелитейное и прокатноепроизводства;
*                   япереработка сырья — такой принцип используется, например, при организации нефтехимиче­скихкомбинатов, комбинатов по переработке цветных металлов;
*                   — этот принцип положен в основу организациикомбинатов по перера­ботке древесины; на рядемашиностроительных заводов из отходов основного производства изготовляют изделияширокого потребления.
Комбинированиеэкономически эффективно, оно по­зволяетнаиболее полно использовать сырье, улучшает экономические показателипроизводства.
Вопрос№3. Кооперирование производства: сущность, формы, показатели.
Кооперирование—это установление регулярныхпро­изводственных связей междуспециализированными предприятиями, совместно изготовляющимиодно слож­ное изделие (машину, систему машин). Чем уже спе­циализация предприятия, тем шире его связис другими предприятиями, т. е. шире кооперация.
Кооперированиепредприятий закрепляетсязадания­ми народнохозяйственного плана и оформляется догово­рами между предприятиями. Развитие производственно­го кооперирования требует от заводов-поставщиков стро­гого соблюдения всех условий хозяйственныхдоговоров.
Существуютследующие виды  производственнойкооперации:
-     я,когда один завод поставляет другому готовыеизделия, например радиоприемники;
-      подетальная,когда заводы-смежники поставляютголовному заводу отдельные дета­ли или узлы, например полускаты для железнодорожных вагонов;
-      технологическая,когда один завод для другого выполняет отдельные технологические операции или поставляет заготовки (литье, поковки и т. п.).
Неследует смешивать связи, вытекающиеиз кооперирования производств, со связямипредприятий по снаб­жению. Прикооперировании одно специализированное предприятиеизготовляет длядругого специализированного предприятия по определенной программе заготовки, узлы, деталидля определенных изделий. А при вы­полнениидоговоров по снабжению завод-поставщик на­правляетзаводу-потребителю материал, не знаяпорой его назначения. Этот материалможет быть использован единовременно или же постепенно дляизготовления раз­ных изделий либо,наконец, составить запасы пред­приятия.
Кооперированиепроизводства может быть внутри­районным и межрайонным— в зависимости от располо­женияпредприятий на территории страны, атакже меж­отраслевым и внутриотраслевым—в зависимости от от­раслевой  принадлежности  кооперирующих   пред­приятий.
Уровенькооперирования характеризуютследующие показатели: удельный вес поставок по кооперации в об­щем объемепоставок; удельный вес затрат на покупные изделия,полуфабрикаты и комплектующие изделияв общей сумме затрат на производство.
Построениерациональных связей по кооперирова­ниюимеет большой экономический эффект, который неразрывно связанс экономической эффективностью спе­циализации производства. Экономически выгоднопро­изводить отдельные виды продукции, например заготов­ки, на крупныхспециализированных заводах и снабжать ими машиностроительные заводы, хотя при этом и возникают дополнительные расходы натранспортировку.
Вопрос №4.Основные факторы размещения предприятий различных отраслей.
Для современного состояния экономического развитияособое значение приобретает рациональное размещение производственных сил,обеспечивающих большую эффективность производства, получение максимальнойприбыли при рациональном использовании природных ресурсов и улучшении экологическихусловий жизни населения.
Принципыразмещения – это конкретное проявление пространственного распределения производства в определенный период экономическогоразвития страны. к ним относится:
1.     я, топлива, энергии.
2.     
3.     ятие мер по О.О.С.
4.     я труда, восстановление иразвитие экономических связей состранами ближнего и дальнего зарубежья.
Важную роль приразмещении предприятий играют имногообразные факторы определяющиелокализацию производства, влияющиена конкретное размещение отдельных отраслей хозяйства.Все многообразие факторов можно определить в родственные группы:
1.     яэкономическую оценку отдельных природных ресурсов, условий для развитияотдельных отраслей.
2.     ямероприятияпо О.О.С. и рациональному природопользованию.
3.     я система расселения,обеспеченность территории трудовыми ресурсами.
В состав этихфакторов следует включить и состояниесоциальной инфраструктуры (в нее входит пассажирский транспорт икоммунально-бытовое хозяйствогородов и населенных пунктов). В размещении отдельных отраслей промышленности,с/х, транспорт необходимо учитывать совокупность всех факторов, но в тоже время следует выделятьфакторы особо влияющие на размещениепроизводства отдельных отраслей. Так, при размещении отдельных отраслей взависимости от природных факторов следует выделить отрасли тяготеющие к источникам сырья.К ним относятсявсе отрасли добывающей промышленности, леснаяпромышленность.  Вместе с тем кисточникам сырья тяготеют и отрасли обрабатывающей промышленности.
Большое значениеиграет в размещении транспортный фактор (наличие ж/д, трубопроводов и т.д.).важным фактором для развития и размещенияявляется уровень НТП, обеспечивающий наибольшую эффективностьдобычи того или иного ресурса. Топливно-энергетич


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.