Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"

Узнать цену реферата по вашей теме


Экзаменационные вопросы по государственному экзамену по специальности "Менеджмент организации" за 2007 год

Экзаменационные вопросы по государственному экзамену подисциплине для 5 курса
Основы менеджмента.Основы концепции управления: подход с позиции выделения школ, процессный подход, системный подход, ситуационный подход
Первоначально использовался историческийподход сприменением хронологического принципа для проведения периодизации этаповразвития науки управления. Этот подход позволил определить специфическиеособенности системы управления при смене общественно-экономических формаций истадий их развития.
Количественные и качественные изменения в базисе инадстройке влекут за собой соответствующие изменения в производительных силах ипроизводственных отношениях. А это, в свою очередь, требует внесениянеобходимых изменений в систему управления.
Американские ученые Г. Кунц и С. О'Доннел предприняли попыткусистематизации имеющихся научных знаний. Ими был предложен ряд подходов кисследованию управленческих проблем:
1)эмпирический, или основанный на анализе конкретных ситуаций;
2)с точки зрения межличностных отношений;
3)с позиций группового поведения;
4)как к процессу функционирования кооперированной социальной системы;
5)как к социотехнической системе;
6)с точки зрения принятия решений;
7)как к процессу обмена информацией, центром которой является
управляющий;
8)с позиции математических методов или «научного управления»;
9)операциональный подход.
Каждый из названных подходов формирует соответствующуюшколу.
При эмпирическом подходе куправлению изучаетсяпредшествующий опыт успеха и неудач с целью использования его в
сходныхситуациях, возникающих в будущем
Подход к управлению с точкизрения межличностных отношений главное внимание уделяет человеческому фактору.Процесс управлениярассматривается с «позиции «человеческих отношений», с позиций лидерстваили с позиции поведенческих наук.
Подход к управлению с позицийгруппового поведения непосредственно связан с подходом с точки зрениямежличностных отношений. Поэтому их часто путают, а то и объединяют в одинподход.
Подход к управлению как процессуфункционирования кооперированной системы рассматривает отношения между людьми каккооперированную социальную систему. Духовным отцом школы социальных систем считаетсяЧ. Барнард, который разработал теорию сотрудничества (кооперации) и теориюкооперированных систем.
Подход с позициисоциотехнических систем, основоположником которого считается Э.Л. Трист,рассматривает организацию как две системы: социальную и техническую, каждая изкоторых воздействует на другую систему.
Подход к управлению с позициипринятия решений основываетсяна необходимости выбора одного, наиболее оптимального решения изнескольких возможных альтернативных вариантов.
Подход к управлению с позицийинформационного центра рассматривает управляющего как информационный центр,который занимаетсяполучением информации, ее хранением, обработкой и распространением.Этот подход подчеркивает роль коммуникаций в процессе управленияи важность принятия решений.
Подход к управлению с позицийматематических методов, или «научного управления» непосредственно связан сподходом с позиции теории принятия решений. Центральное место при этом подходе занимаетмодель, с помощью которой выражается взаимодействие связей и избранных целей.
Операциональный подход куправлению непосредственносвязан со всеми вышерассмотренными подходами и заимствует из них все самоеценное, что имеет отношение к управлению.
Операциональный подход включает в себя следующиеэлементы: межличностное поведение, групповое поведение, управленческий опыт, кооперированныесоциальные системы, социотехнические системы, рациональный выбор управленческихрешений, коммуникационные центры и «науку управления».
Подчеркивая обилие подходов и концепций в управлении, Д.М. Гвишшнирассматривалпять школ американского менеджмента:
1. Классическая (традиционная)школа. Родоначальникомкоторой считается Ф. Тейлор. Последователями Ф. Тейлора были Л. Гьюлик, Дж.Муни, А. Рилей, Э. Бреч, Д. Аллен, А. Файоль, Л. Ф. Урвик, М. Фоллетт, Р.Шелтон.
Представителиэтой школы рассматривали организацию как формальную, закрытую систему, никак несвязанную с внешней средой.
2. Школа «человеческихотношений» (человеческого поведения). Наиболее яркими представителями этой школы являются Э.Мэйо, Ф. Ротлисбергер, Р. Лайкарт, К. Арджирис, Д. Макгрегор и др. Представителиэтой школы основное внимание уделили изучению групповых отношений и групповыхнорм, психологическим мотивам поведения людей, проблемам «конфликта исотрудничества», «неформальной организации», «коммуникационных барьеров».
3. «Эмпирическая» школа. Важные исследования,основанные на изучении практического опыта, проводились такими учеными как П.Ф.Друкер, Г. Дэвис, X. Дейл, А. Слоун (мл.), Л. Эппли, А. Чандлер, Э, Петерсон,Э. Плоумен, А. Коул, А. Свенсон, У. Бенине, Т. Ливитт и др. Представители этойшколы в своих работах интегрировали два предыдущих подхода: классический иподход о точки зрения «человеческих отношений».
4. Школа «социальных систем». Духовным отцомшколы «социальных систем» является Честер Барнард. Теоретики этой школырассматривают организацию как систему, единое целое. К вопросам организацииуправления они подходят с позиций системного подхода. Они изучают основныесоставляющие элементы системы и их влияние друг на друга и на систему в целом. Крометого, они исследуют влияние значительного числа переменных факторов наорганизацию как систему управления и на ее цели.
5. «Новая школа наукиуправления». Вней нашли отражение
новейшиетенденции в теории и практике управления в США. «Новая школа» базируется насистемном изучении процессов принятия решения с применением математическихметодов и новейших технических средств, включая ЭВМ. Понятия и классификация организаций.
Организация — пространственно-временная структура производственных факторов и ихвзаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественныхрезультатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторовпроизводства.
Организация обладает следующимиобщими признаками:
·       
·       
·       
·       
·       
Организация — единствосостояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационныерешения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянногоразвития внешней и внутренней сред фирмы.
Организация как системауправления — одно из ключевых понятий теории организации, которое связанно с:
·        
·        
·        
·        
·        
В рамках этой системыпротекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всехуровней, категорий и профессиональных специализаций. Организация построена длятого, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно икачественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций испециалисты, стремящиеся к непрерывному совершенствованию, развитию как системыв целом, так и ее отдельных составляющих.
Любая организация как объектуправления может быть описана с помощью ряда параметров, число и состав которыхзависят от целей этого описания. Эти параметры прямо или косвенно отражаютхарактерные черты и систему yправления организацией, используемые методыменеджмента и систему взаимоотношений внутри организации и с внешней средой.
Для классификации организацийнеобходим многокритериальный подход. В основном организации классифицируются послед. Критериям:
o   
o   
o   
o   
o   
o   
o    Понятие и классификация методов управления
Методы управления — это способыосуществления функций управления, применяемые для постановки и достижения еецелей.
Методы позволяют сформироватьсистему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и другихресурсов на установление и реализацию целей.
Методы управленияклассифицируются по различным признакам: по направленности, содержанию иорганизационной форме.
Направленность методов отражаетмотивы деятельности объекта управления (сотрудника, группы, подразделения, организациив целом).
Содержание отражает спецификуспособов воздействия, управления.
Организационная форма отражаетхарактер воздействия (прямое-косвенное).Цикл процесса управления. Прогнозирование и планирование как общие функции менеджмента.
Планирование (прогнозирование)заключается в систематическом поиске возможностей действовать и впрогнозировании последствий этих действий в заданных условиях (см. циклуправления).
Планирование можноклассифицировать по нескольким критериям:
— по степени охвата (общее ичастичное),
— содержанию в аспектепредпринимательской деятельности (стратегическое — поиск новых возможностей ипродуктов, тактическое — предпосылки для известных возможностей и продуктов,оперативное — реализация данной возможности),
— предмету (объекту)планирования (целевое, средств — потенциал, оборудование, материалы, финансы,информация; программное, действий),
— сферам функционирования(производство, маркетинг, НИОКР, финансы),
— охвату (глобальное,контурное, макровеличин, детальное),
— срокам (кратко-, средне-,долгосрочное),
— жесткое и гибкое.
Критерии выбора формыпланирования (принципы планирования):
— полнота (требуется учестьвсе),
— детализация (глубина ееопределяется целью планирования),
— точность,
— простота и ясность,
— непрерывность,
— эластичность и гибкость(использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив,отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность),
— выравнивание припланировании (учет «узких мест»),
— экономичность
Различают:
— последовательноепланирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего),
— скользящее планирование (поистечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия наоставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срокапредыдущего и т.д.,
— жесткое планирование(конкретно указываются все цели и мероприятия),
— гибкое планирование(учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра планас их учетом).
В условиях относительностабильной внешней среды может использоваться стандартная система прогнозов ипланов предприятия.
Годовой план производственногопредприятия обычно составляется в виде комплексной программы производственной,финансовой и хозяйственной деятельности.
Он состоит из следующихвзаимосвязанных разделов:
— план маркетинга,
— производственная программа,
— техническое развитие иорганизация производства,
— повышение экономическойэффективности производства,
— нормы и нормативы,
— капитальные вложения и капитальноестроительство,
— материально-техническоеобеспечение,
— труд и кадры,
— себестоимость, прибыль ирентабельность производства,
— фонды экономическогостимулирования,
— финансовый план,
— план охраны природы ирационального использования природных ресурсов,
— социальное развитиеколлектива.
Разработкой методовпрогнозирования занимается прогностика.
Все методы прогнозирования (ихболее 100) можно разделить на две группы:
— неформализованные(эвристические),
— формализованные.
К числу неформализованныхотносят:
— индивидуальные экспертныеоценки,
— коллективные экспертныеоценки,
— написание сценариев и т.д.
К формализованным методамотносят:
— методы экстраполяции,
— моделирование.
Из формализованных методовнаиболее широко применяются экстраполяционные, т.е. те, когда прогнозпроизводится по такому алгоритму:
1. Упорядочение прошлыхданных;
2. Сглаживание временногоряда;
3. Выделение тренда;
4. Определение уравнениятренда;
5. Расчет прогнозногозначения;
6. Оценка доверительногоинтервала с заданной вероятностью.
Неотъемлемой частьюпланирования на предприятии являются нормы и нормативы. Под нормой понимаетсянаучно обоснованная мера затрат живого или общественного труда на изготовлениеединицы продукции или выполнение заданного объема работ. Норматив характеризуетстепень использования ресурса на единицу измерения продукции или работы (наединицу площади, веса и т.д.) .Цикл процесса управления. Учёт, контроль и анализ как общие функции менеджмента.
Контроль — процесссостоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов икорректировки действий в случае, если имеются большие различия междурезультатами и установленными стандартами. Самой главной причиной необходимостиконтроля является то, что организация должна обладать способностью вовремявыявлять свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению еецели. Функция контроля связана с учетом и анализом. Учет во многих случаяхявляется средством контроля. А на основе анализа оценивается состояние объектауправления, результаты решения поставленных задач и потенциальные возможности.Контроль тесно связан с другими общими функциями менеджмента. По существу любаяиз них включает элементы контроля, в частности, сопоставление получаемыхрезультатов с установленными стандартами, критериями.
Принято различать тривида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Предварительныйконтроль – начинается до решения управленческой задачи, т.е. до начала работы.Он проводится до и во время определения цели и задач деятельности, планированиеопераций по решению задач. Предварительный контроль осуществляется в ходеанализа результативности разработанных правил, процедур, а также выявленияоптимального варианта будущего управленческого процесса путем моделирования егохарактеристик. При этом виде контроля анализируются человеческие, материальныеи финансовые ресурсы организации.
Текущий, илиоперативный, контроль осуществляется от начала управленческой или хозяйственнойоперации до момента достижения требуемого результата. Цель текущего контроля –вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и инструкций, чтобы недопустить серьезных ошибок или сбоев в деятельности организации. Как правило,это функция руководителя. Текущий контроль может также осуществлятьсяспециальным контрольным отделом, подчиненным, как правило, руководителю высшегозвена.
Конкретные способы иформы текущего контроля разнообразны. Они зависят от факторов объективного исубъективного характера. К первым относятся принятые в организации правила ипроцедуры контроля. Вторая группа факторов, определяется личностными качествамируководителя. Менеджеры, придерживающие демократического или либерального стиляуправления, учитывают возможные негативные эмоции сотрудников, чью работу ониконтролируют. Есть и иная точка зрения на использование контроля в управленческойдеятельности. Она в большей степени присуща руководителям более жесткого стиляуправления. Менеджеры часто намеренно делают процесс контроля видимым, указываютсотрудникам, по каким параметрам он будет осуществляться. Эффективность такойформы текущего контроля долгое время считалась неоспоримой, однако, современныйменеджмент развитых стран, признавая главной ценностью, человеческие ресурсыорганизации, личность человека, отходит в большинстве случаев от описаннойсистемы видимого контроля или сочетает его с другими, менее стрессовымиформами.
Третий вид контроля –заключительный, т.е. контроль результатов решения задачи. Заключительныйконтроль дает руководству информацию, необходимую для планирования видовдеятельности, подобных или отличающихся от сделанной работы, и способствуетусилению мотивации. Положительной стороной этого вида контроля являетсяпоощрение за успешно выполненную работу, причем поощрение не только морального,но и материального плана.
Проблема контроля вдеятельности менеджеров организации имеет ряд важных проблем: выбор формы иприемов контроля, определение связи контроля с информационными процессами,выбор условий его эффективности, поиск инновации в контроле и прочее. В общемпроцессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как поего данным производится корректировка ранее принятых решений, планов.Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическуюнаправленность, ориентироваться на результаты, быть своевременным и достаточнопростым.Миссия и цели организации. Целевая структура управления организацией.
Цель предприятия — этожелаемое состояние, которого можно достичь скоординированными усилиями всехсотрудников в заданный промежуток времени.
Существуют три основныехарактеристики, которые определяют как саму цель, так и те усилия, которыетребуются от работника по ее достижению: сложность, специфика и приемлемость.
1. Сложность цели отражаетуровень профессионализма, необходимый для ее достижения. Чем выше квалификацияработника, тем чаще он определяет свою деятельность как систему результатов,которую должен обеспечить. Сложность целей определяется процессом еедостижения. Например, для технической службы может быть поставлена цель — обеспечить заданное качество товара. При наличии технической документациидостижение этой цели не является чем-то особенно сложным. Если техническойдокументации нет, то сложность достижения цели возрастает.
2. Специфика цели отражаетколичественный результат, ее определенность. Специфика подразумеваетсоответствие процесса достижения цели должностным обязанностям исполнителя. Сразвитием рыночных отношений у предприятий стати появляться рыночные(маркетинговые) цели. Соответственно, для осуществления этих целейпервоначально привлекались специалисты отделов сбыта, которые не в полной мерепонимали специфику изменившейся ситуации на рынке: конкуренция,товары-заменители, инфляция и т. д.
Целью предприятия на рынкестало достижение определенной рыночной доли, в отличие от прежней цели — выполнение плана. Понимание, что такое доля рынка, как ее определять и каквлиять на нее, у многих предприятий отсутствует до сих пор. Для достижения этихцелей необходимо новое знание и его структурная поддержка. Для этого вводятсямаркетинговые структуры.
3. Приемлемость цели отражаетстепень восприятия работником цели, которая перед ним поставлена. Человеквсегда оценивает те трудозатраты, которые ему необходимы для достижения цели, ито, что он получит в результате. Если выгоды для него нс очевидны, то цельможет быть и не принята, а значит, и не достигнута. Таким образом, приемлемостьцели напрямую зависит от мотивации сотрудника на ее выполнение.
При определении целей важноиметь в виду, что цель — это интегральный показатель, достижение которогозависит от заданного срока, от уровня исполнения, типа конечного результата.Таким образом, все цели можно классифицировать по трем основным признакам: посрокам, по исполнителю и по конечному показателю.
В практике хозяйствования приопределении целей руководство предприятия всегда на первое место ставитприбыль. Прибыль можно рассматривать:
·        
·        
·        
Если говорить о стратегическойцели предпринимательской деятельности, то она выражается в максимизацииприбыли. Это некоторый общепринятый ориентир любой коммерческой деятельности, всвоем роде идеальный ориентир. Но в реальности прибыль не всегда являетсяединственной целью предприятия. Предприятие функционирует, в конечном итоге, неради денег, а ради принесения какой-либо выгоды потребителям.
Любые заработанные деньгинужно куда-то вкладывать. Поэтому наряду с прибылью к корпоративным целямотносятся рост предприятия (или бизнеса), а также поддержание непрерывностидеятельности. Достижение этих целей входит в противоречие с целью максимизацииприбыльности, так как на развитие и рост требуется вложение денежных средств, иотдача (прибыльность) вложений может быть отложена на длительный период.
В стратегическом управлениивыделяют три типа целей, которые должны быть согласованы в рамках процессапланирования. Б теории управления их принято называть целями«стратегического треугольника».
Это:
·        
·        
·        Декомпозиция функциональной структуры управления организацией.
Функциональная структурауправления – это такое внутреннее строение организации, при котором подразделениявыделяются по функциональному принципу (той функции, которую они выполняют ворганизации, – по производственной, финансовой, маркетинговой, сбытовой и т.д.). Другими словами – это тип организационной структуры, построенный всоответствии с видами работ, выполняемыми отдельными подразделениями.
Функции управления иустановление объема работ по каждой функции являются основой для формированияструктуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.
Общие функции выделяются поэтапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся:
— прогнозирование ипланирование;
— организация работы;
— мотивация;
— координация и регулирование;
— контроль, учет, анализ.
Функции, выделяемые по сфередеятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:
— перспективное и текущееэкономическое и социальное планирование;
— организация работ постандартизации;
— учет и отчетность;
— экономический анализ;
— техническая подготовкапроизводства;
— организация производства;
— управление технологическимипроцессами;
— оперативное управлениепроизводством;
— метрологическое обеспечение;
— технологический контроль ииспытания;
— сбыт продукции;
— организация работы скадрами;
— организация труда изаработной платы;
— материально-техническоеснабжение;
— капитальное строительство;
— финансовая деятельность.
Общие и конкретные функции управлениятесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления Организационная структура управления организацией.
Структура управленияобеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняетцелесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементовуправления.
Вертикальное разделениеопределяется числом уровней управления, а также их подчиненностью идирективными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется поотраслевым признакам. Оно может быть ориентировано:
- на подпроцессыпромышленного производства;
- изготавливаемые изделия;
- пространственныепроизводственные условия.
Организационная структура регулирует:
— разделение задач по отделениям и подразделениям;
— их компетентность в решении определенных проблем;
— общее взаимодействие этих элементов.
Тем самым фирма создается как иерархическая структура.
Основные законы рациональной организации:
- упорядочение задач в соответствии с важнейшимиточками процесса;
- приведение управленческих задач в соответствии спринципами компетентности и ответственности (согласование компетентности иответственности, согласование «поля решения» и доступной информации,способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи);
- обязательное распределение ответственности (не засферу, а за «процесс»);
- короткие пути управления;
— баланс стабильности и гибкости;
— способность к целеориентированной самоорганизации иактивности;
— желательность стабильности циклически повторяемыхдействий.
На организационную структуру влияют следующие факторы:
— размеры предприятия;
— применяемая технология;
— окружающая среда.
Организационная структурааппарата управления — форма разделения труда по управлению производством.Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного наборафункций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их
должностные лица наделяютсяопределенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность завыполнение закрепленных за ним функций.
Схема организационнойструктуры управления отражает статическое положение подразделений и должностейи характер связи между ними.
Различают связи:
— линейные (административноеподчинение);
— функциональные (по сфередеятельности без прямого административного подчинения);
— межфункциональные, иликооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
В зависимости от характерасвязей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:
— линейная;
— функциональная;
— линейно-функциональная;
— матричная;
— дивизиональная;
— множественная.

По общенаучным дисциплинам
1.      Рольмалого бизнеса в развитии России.
Бизнес, для которого характерны независимое владение инезависимая организация хозяйственной деятельности, но она не являетсядоминирующей в своей области. Это коммерческая, торговая или другаядеятельность, организованная в рамках предприятия малого или среднего. Кбизнесу малому в первую очередь относятся предприятия, отвечающие хотя бы двумиз следующих характеристик: независимое управление, собственный капитал,локальный район действия, относительно небольшой размер по отношению в целом (вСША, например, к Б. м. относятся предприятия, имеющие менее 100 занятых, вобрабатывающих отраслях — менее 500). При организации Б. м. Следует учитывать: достоинства- независимость действий, способность быстро адаптироваться к местным и другимусловиям, сравнительно низкие текущие издержки, более высокая оборачиваемостькапитала, создание дополнительных рабочих мест, быстрое достижениеэффективности (получение прибыли и др.); недостатки — финансовыетрудности, единоличные ответственность и риск предпринимателя, неуверенностьпартнеров при заключении контрактов, зависимость от других лиц, фирм и государствав деле обеспечения ресурсами и т.п. По мнению экономистов, в бизнесе надоориентироваться на крупные объединения в сфере производства однотипнойпродукции массового спроса и, наоборот, на мелкие фирмы для выпуска новой иперспективной продукции в небольших объемах. Преимущества Б. м., позволяющие емубыть конкурентоспособным при наличии крупных предприятий, связаны, преждевсего, с существованием рынков, ограниченных в своих размерах (например, рынокцветов, требующий быстрой их доставки и реализации) или куда потребитель долженприходить лично (парикмахерские, кафе и рестораны), и способностью быстроперестраиваться на производство новых видов товаров (например, одежды, обуви ит.п.)
Роль малого бизнеса в развитииРоссии довольно велика. Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность вусловиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которыхнемыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстрозаполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстроокупаться. В-третьих, — создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это,пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, безкоторых рыночная экономика невозможна.
2.      Организационно-правовыеформы предпринимательства.
Предпринимательство можетосуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. Всоответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство.
            В этом случае за основу классификации принято правособственности на осуществление предпринимательских функций.
            Каждый из этих видов предпринимательства имеетотличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многомсовпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельностипредполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремлениек максимизации прибыли.
Частное предпринимательство
            Частноепредпринимательство – форма осуществления экономической активности от именипредприятия или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется безнайма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).
            Государственноепредпринимательство – форма осуществления экономической активности от именипредприятия, учрежденного:
·       
·       
Индивидуальнымпредпринимателем является лицо, которое ведет дело     за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несетличную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельнопринимает решения.  Его вознаграждениемявляется полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль ичувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободнымпредпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь рискпотерь в случае банкротства его предприятия


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.