Реферат по предмету "Политология"

Узнать цену реферата по вашей теме


Вольтер о свободе и равенстве

Министерство образования РФ Московский государственный горный университет Кафедра Истории и Социологии Доклад по дисциплине Политология На тему Вольтер о свободе и равенстве Выполнил ст. гр. ПМ 04 Алексеев А.В. Принял доц. Кузьмин К.К. Москва 2004 План. I. Биография Вольтера. II. Идеи о свободе и критика феодального общества.

III. Вольтер о свободе и равенстве. IV. Вольтер о государстве. V. Заключение. I. Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер псевдоним, настоящее имя Франсуа Аруэ, 1694 1778 гг В историю общественной мысли он вошел как страстный обличитель католической церкви, религиозного фанатизма и мракобесия. Взгляды на политику, государство, право и закон вкраплены

в самые разные произведения писателя, соседствуют в них с рассуждениями на иные темы. Остро критический настрой, осмеяние и отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего феодального общества ярко отличает эти вольтеровские взгляды. Другое выразительное отличие пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости. Мировоззрение Вольтера окончательно сложилось в Англии, где он несколько лет провел в изгнании.

По возвращении на родину им были написаны Философские письма первоначальное название Письма об англичанах, стяжавшие ему европейскую известность. В Письмах он пропагандировал передовые английские учения Дж. Локка и др а также либеральные порядки и государственное устройство Англии. Философские письма явились, по сути дела, первым наброском программы французского

Просвещения. Содержащиеся в них положения впоследствии были развиты и конкретизированы мыслителем в исторических и философских трудах, произведениях художественной литературы и в многочисленных памфлетах. Корень существующих социальных зол, которые могут и должны быть уничтожены, Вольтер видел прежде всего в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума. Главным оплотом и виновником всего этого он считал церковь, католицизм.

Понятно, почему беспощадная борьба с ними занимает весьма большое место в творчестве мыслителя. Достается от него богу, который изображается тираном, сеющим злобу и слепым в своей ярости. Священнослужители презрительно именуются бонзами и дервишами, осуждаются религиозные преследования и фанатизм. Вольтер был сторонником философии деизма. Христианство и разум не могут существовать одновременно, писал

Вольтер. Просвещенные люди не нуждаются в христианских откровениях. Веру в карающего бога необходимо сохранить лишь для того, чтобы внушать непросвещенным черни, а равно неразумным правителям нравственный образ поведения. Отсюда известное изречение Вольтера Если бы бога не было, то его нужно было бы выдумать. Усвоив принципы деизма, разработанные английской философией,

Вольтер превратил это учение в орудие непримиримой борьбы с католической реакцией. Против католической церкви Вольтер выдвинул лозунг Раздавите гадину. II. Критику феодальных порядков Вольтер проводил с позиций рационализма. Согласно взглядам философа, на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права право на личную неприкосновенность, право частной

собственности, свобода печати, свобода совести и др. Под свободой Вольтер понимал устранение феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека, его частнопредпринимательскую деятельность. Вольтер сводил свободу к независимости граждан от произвола Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. Свобода у него в первую очередь свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества

в целом. Стержнем личной свободы служит свобода слова, а с нею и свобода печати. В особенности выделяет он свободу совести в качестве антипода удручающей католической нетерпимости. Весьма глубокой была оценка Вольтером достигавшим подчас также вершин политэкономической мысли своей эпохи свободы труда характерного знамения Нового времени. Эта свобода предстает как право каждого продавать свой труд тому, кто за него дает наибольшую плату,

ибо труд есть собственность тех, кто не имеет никакой собственности. Подлинная свобода, по убеждению Вольтера, проявляется в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга они становятся автономными субъектами. Это, однако, совсем не равносильно воцарению хаоса в обществе, возникновению беспорядочных столкновений в нем автономных воль. Отношения зависимости, определенной связанности действий индивидов остаются.

Но теперь такие отношения приобретают совсем другой смысл. Так прорастала на французской почве ставшая позже весьма известной и популярной на Западе идея господства права. Намеченная Вольтером программа ликвидации крепостного права предусматривала освобождение крепостных, принадлежащих церкви и государству. Что же касается помещичьих крестьян, то их следовало, по мнению

Вольтера, освобождать лишь с согласия владельца и притом за выкуп. В этой части учения, как ни в какой другой, проявилось его стремление к компромиссу с дворянством. Вольтера очень трудно заподозрить в демократизме. Идеи Просвещения, его принципы, по Вольтеру, это не для портных и сапожников. Мыслитель, столь высоко ценивший знания, интеллект, умение мыслить, всерьез полагает, что если чернь

начнет думать, то все погибло. Люди физического труда сами по себе не являлись у Вольтера объектом его трепетного почитания. Скорее даже наоборот. III. В истории политических и правовых идей свобода и равенство нередко противопоставлялись друг другу. Вольтер подобного противопоставления избегает. Напротив. Завидным считал он положение, при котором свобода дополняется и подкрепляется равенством.

Быть свободным, иметь вокруг себя только равных, такова истинная жизнь, естественная жизнь человека. Равенство людей понимается им в строго политико-юридическом смысле обретение всеми людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом. Такое равенство в его трактовке весьма содержательно и социально эффективно. Однако сторонником имущественного равенства эгалитаристом и общности имуществ

Вольтер не был. Обладание имуществом либо отсутствие такового должно, согласно Вольтеру, сказываться на положении человека в обществе. В частности, право голоса в вопросах общественного блага могут иметь, по мнению Вольтера, не любой и каждый, а лишь собственники. Эти представления о свободе и равенстве Вольтер использовал в своих предложениях по реформированию феодального общества, неизменно вызывавшего

его протест. С таких позиций он выступал за уничтожение сословных привилегий и за упразднение церковных судов. Аристократию, занявшую почти все ключевые должности в системе управления государством, следует, по Вольтеру, заменить бюрократией. Он настаивал на необходимости устранить партикуляризм действующего законодательства, добиться справедливого судопроизводства с широким участием адвокатов в процессе, отменить пытки и т. п. Надежды на проведение таких реформ он возлагал на сильную и просвещенную государственную

власть. В разных ситуациях и в разные периоды государство, отвечающее потребностям эпохи, может, по мнению Вольтера, выступать в различных организационных формах. При прочих равных условиях предпочтение он отдает сложившейся в его стране абсолютной монархии. Менее всего ему по душе революционные потрясения, ломка уже существующей государственности. Отношение Вольтера к революции было типичным для французских просветителей

XVIII в. Оправдание предшествующих революций например, казни английского короля Карла I, мечты о свержении тиранов у просветителей сочетались с рассуждениями о нежелательности кровопролития, о пагубных последствиях гражданской войны и т.п. В идеологии либеральной буржуазии к этим соображениям прибавляется страх перед выступлениями трудящихся масс. Просветители возлагали надежды на постепенные реформы сверху.

Но Вольтер хочет, чтобы абсолютизм стал просвещенным. Таковым наличный политический строй будет, если на королевском троне окажется просвещенный монарх. Самое счастливое время, когда государь философ. Но лишь образованностью и мудростью не исчерпывается набор качеств, необходимых просвещенному монарху. Он должен быть также государем милостивым, внемлющим нуждам людей, своих подданных. Добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле.

Вольтеру хотелось верить в то, что институты абсолютистского государства себя не изжили и могут сами преодолеть собственные социально-экономические, правовые и идеологические устои, как только страной начнет управлять высокоученый нравственный самодержец. Однако Вольтер знает и ценит достоинства и других государственных форм. Так, он замечает, что первоначально государство возникает в форме республики, образующейся из соединения

семей. Ее возникновение итог естественного хода развития. Республика, согласно Вольтеру, вообще более всего приближает людей к их естественному состоянию. Власть в ней направляется волею всех. Осуществляет же эту власть один человек либо группа лиц на основе законов, выносимых всеми. Наряду с этим Вольтер чтит форму правления, которая установилась в Англии в результате происшедшей в стране революции, т. е. конституционную монархию.

Английская нация единственная на Земле, добившаяся ограничения королевской власти путем сопротивления, а также учредившая с помощью последовательных усилий то мудрое правление, при котором государь всемогущий, когда речь идет о благих делах, оказывается связанным по рукам и ногам, если он намеревается совершить зло при котором вельможи являются грандами без надменности и вассалов, а народ без смут принимает участие в управлении. В превосходной степени характеризуется

Вольтером вся английская политико-правовая система. Наилучшие законы в Англии правосудие, отсутствие произвола, ответственность должностных лиц за нарушение свободы граждан, право каждого высказывать свое мнение устно и письменно. Две партии следят одна за другой и оспаривают честь охраны общественной свободы. IV. Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления

государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность. Политическую организацию будущего царства разума Вольтер не стремился определить во всех подробностях. Он сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти,

предоставляя другим просветителям разработку проектов идеального устройства государства. Вполне ясно ему было одно управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство мы все в равной степени люди, Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство. В нашем несчастном мире не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделились бы на два класса

один класс богатых, которые приказывают, другой бедных, которые служат. Политический идеал Вольтера, особенно в последних работах, приближался к идее разделения властей. Грядущие преобразования в обществе философ связывал с развитием знаний и подъемом культуры, которые, по его мнению, приведут к тому, что правителями будет осознана необходимость реформ. Стремясь направить государей на путь истины, он предпринял поездку к

Фридриху Прусскому и вступил в переписку с Екатериной II. V. Историческое место Вольтера как мыслителя определяется тем, что он наметил программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительской критики религии. Социальные идеи Вольтера соответствовали интересам торгово-промышленной верхушки французской буржуазии. По своему объективному значению его идеи имели революционный характер они нацеливали прогрессивные

силы общества на упразднение феодальных порядков и ниспровержение абсолютизма. Вольтер принадлежал к числу идеологов, которые, не создав собственной политической теории, подготовили почву для последующего развития политико-правовых учений. Влияние вольтеровских идей в той или иной мере испытали все французские просветители.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.