Реферат по предмету "Обществознание"

Узнать цену реферата по вашей теме


Миграционная политика Республики Беларусь как один из путей решения демографической проблемы

Реферат на тему: «Миграционная политика Республики Беларусь как один из путей решения демографической проблемы» Автор: учитель истории ГУО «Средняя школа № 6 города Жодино» Бружас Светлана Анатольевна Содержание Глава 1. Миграция белорусов: причины в прошлом? 1. Причины миграции белорусов в 17-20 веках. … 2. Причины миграции белорусов на рубеже 20-21 в.в… 4

Глава 2. Государственная миграционная политика в отношении белорусских диаспор 1. Направления государственной миграционной политики в отношении белорусских диаспор…2. Сотрудничество аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей с белорусскими диаспорами… 3.Сотрудничество Министерства иностранных дел и загранучреждений Республики Беларусь с белорусскими диаспорами…12 Глава 1. Миграция белорусов: причины в прошлом?

1. Причины миграции белорусов в 17-20 веках. На протяжении 17-20 вв. количество населения на белорусских землях постоянно колебалось. Во как происходили изменения количественного состава населения. В большинстве случаев уменьшение численности населения на белорусских землях в изучаемый период связан либо с потерями в результате войн, либо с внешней миграцией жителей. Выделены следующие причины миграции белорусов в данный период. В первую очередь, на миграционные процессы повлияло географическое расположение земель современной Бела

руси. Через территорию, находящуюся в центре Европы, традиционно проходил раздел между востоком и западом. Взаимодействие со странами восточного и европейского регионов, постоянная борьба сопредельных государств, прежде всего Польши и России, за доминирование на этих землях, присутствие западного и восточного вектора развития, порождающее противостояние целых социальных групп, в том числе и идеологическое, влияли на перемещение людей. Во- вторых, для земель современной Беларуси было характерно перемещение не

только самих людей, но и изменение границ государства. Следствием определенных событий (войн, заключения союзов, уний и т.д.) являлось создание новых политических образований — Речи Посполитой, Российской империи, СССР. Население же, не меняя мест традиционного проживания, зачастую вопреки своей воле, вынуждено было жить уже совсем в другой стране, оказываясь в положении некоренной нации, национального меньшинства. В- третьих, торговые контакты, складывавшиеся на протяжении столетий,

повлияли на то, что традиционно, например, в Латвии и сегодня проживает значительное количество белорусов, наиболее компактно — в Латгалии. В- четвёртых, за границу выезжали обиженные или недовольные представители господствующего сословия со своими армиями и крестьянами, также те, кто потерпел поражение в династической борьбе за власть, В- пятых, в итоге усиления религиозного давления со стороны католической церкви многие православные феодалы переходят на сторону Москвы: переселяются вместе с войском, крестьянами

представители многих знатных княжеских родов. В- шестых, принудительное переселение. Население этнических белорусских земель массово вывозилось в плен в ходе войн. В середине 17 в. в Россию было переселено более 300 тыс. жителей. Наиболее неблагополучная обстановка в демографическом отношении сложилась в Западной Беларуси после ее присоединения к БССР. Порядка 10% западных белорусов было репрессировано и депортировано в Сибирь, Коми

АССР, Поволжье, Казахстан. В- седьмых, действующее законодательство. Миграции содействовали созданные ещё в Великом Княжестве Литовском правовые основы. Статуты ВКЛ 1566 и 1588 гг. подтверждали права вольных людей разных сословий на лечение, получение образования, обучения ремеслам за границей. В Кракове, Амстердаме, Праге, городах Германии, Италии, Франции традиционно учились, жили, работали выходцы из ВКЛ. В- восьмых, отходные промыслы, массовое переселение по экон

омическим причинам. Белорусы добровольно переселялись в Поволжье, на Северный Кавказ, в Среднюю Азию и Сибирь. В 1885 — 1914 гг. только в Сибирь переселилось 550 тыс. белорусов. После отмены крепостного права крестьянская миграция (отход на заработки в другие губернии европейской России, переселение в Сибирь и на Дальний Восток) приобрела постоянный, а затем, на рубеже X

IX — XX вв и массовый характер: население Беларуси отправлялось на лесозаготовки, вывоз леса, сплав его по Припяти и Днепру. Имел место и выезд белорусов на работу в Гомель, Киев, Днепропетровск, шахты Донбасса и т.д. С началом проведения политики индустриализации были значительно активизированы миграции белорусов в города. Значительные потери в количественном отношении белорусы понесли в период с 1926 по 1939 год. Коллективизация и связанные с ней выселения крестьян в Сибирь, з

а Урал и другие регионы СССР привели к росту детской беспризорности, голоду 1933 года, ухудшению демографической ситуации в целом. В это время наблюдался выезд за границу крестьян-единоличников, которые спасались бегством от раскулачивания и коллективизации. Возросла и интенсивность миграций белорусов в районы «великих советских строек». Миграционные потери в данный период составили около 617 тысяч человек. Одной из причин миграции в этот период было беженство. Первая мировая война, ре

волюции, гражданская война, иностранная интервенция отрицательно повлияли на демографическое развитие Беларуси. Массовым явлением стали беженцы, которые направлялись в центральные регионы современной России. Великая Отечественная война унесла жизни около 2 миллионов 400 тысяч жителей Беларуси, в восточные районы СССР было эвакуировано боле 1,5 миллиона человек, приблизительно 380 тысяч белорусов было насильственно вывезено на работы в Германию и другие государства Европы. Таким образом, миграция белорусов в прошлом обусло

влена, в первую очередь, объективными причинами, связанными с принудительной либо вынужденной миграцией, связанной с перемещением границ, беженством, вывозом в рабство. 1.2. Причины миграции белорусов на рубеже 20-21 в.в. Почему же белорусы выезжают сегодня? Что толкает современного белоруса, живущего в независимой, демократической стране, уезжать за границу? За период с 1996 по 2005 годы число выбывших составило –

87 тыс. человек. В 2010 году за границу уехали больше 5 тысяч белорусов. А за январь-сентябрь 2011 года страну покинули почти столько же человек. Но это лишь те, кто зарегистрировал свой отъезд. Реальное количество убывших может серьезно отличаться. В условиях Таможенного союза граждане Беларуси и России имеют право работать на территории Союзного государства на основе только трудового соглашения с нанимателем. Никаких дополнительных документов не требуется.

Почему же белорусы выезжают сегодня? Первой причиной миграции современных белорусов является желание улучшить своё материальное положение. Белорусы покидают свою страну, главным образом, по экономическим причинам (80% эмигрантов). Страны, в которые они отправляются, принято считать развитыми в экономическом и других отношениях. На основании сведений отдела внешней миграции МВД, чаще всего граждане Беларуси уезжают на заработки в

Россию, США и Германию. В целом же, география выезда граждан из Беларуси включает 84 страны, в том числе многие страны Африки. Уезжают, в основном, строители. При этом склонность к миграции проявляют наиболее перспективные группы населения, в первую очередь, молодежь, в особенности, студенты и молодые специалисты. Однако нельзя утверждать, что современного молодого человека ведут только материальные блага. В иерархии ценностей молодежи по-прежнему лидируют здор

овье, семья, дружба и любовь. Это определяет свежее социологическое исследование, реализованное исследовательской группой кафедры философии и культурологии Брестского государственного технического университета. Анонимное анкетирование студентов из Бреста, Луцка, Белостока, Равенсбурга и Вайнгартена учло мнения около 200 студентов из каждого вуза-участника. Карьера и деньги, согласно результатам, в топ-листе брестских студентов занимают 14-е и 1

5-е места. Мною был проведён подобный опрос среди гимназисток. Его результаты говорят об общности приоритетов молодёжи, не зависимо от их места жительства. Внешняя трудовая миграция белорусов имеет ряд отрицательных последствий для страны. К таким последствиям можно отнести: • потери «человеческого капитала» страны, • ослабление ее интеллектуального потенциала; • потери инвестиций в обучение и подготовку уехавших специалистов и ученых; • снижение конкурентоспособности национальной экономики вследствие ухудшения качест

венных характеристик трудовых ресурсов, количественного и качественного ухудшения кадрового потенциала страны, • потери передовых научных школ и снижения уровня изобретательской и рационализаторской активности; • снижение эффективности воспроизводства национальной элиты. Наиболее часто эмигрантами становятся люди 25-40 лет. Значительная часть их выезжает на работу не по специальности. То есть, женщины – сиделками, мужчины – разнорабочими.

Это около 85% всех эмигрирующих из страны. Остальные 15% – в основном узкие специалисты, которые отправляются получать образование за пределами страны, и остаются работать там же, или отправляются за границу по приглашению. Есть случаи, когда эмигрант, не планируя устроиться на работу по специальности, получает приглашение от работодателя уже непосредственно за границей. Подавляющее большинство мигрантов из числа граждан

Республики Беларусь выезжают на работы, связанные с физическим трудом (строительные и сельскохозяйственные (сбор ягод), на перерабатывающие предприятия), а также в сферу обслуживания (работа в гостиницах, на круизных лайнерах). Большинство мигрантов, несмотря на образование (среднее, среднее специальное, а иногда и высшее), преимущественно заняты ручным, наименее привлекательным, тяжелым и низкооплачиваемым трудом. Такие рабочие места, как правило, не пользуются спросом у местного населения.

Наиболее массово за границей в последние годы белорусы заняты на следующих работах: • Работа на круизных лайнерах (США), • Работа на фермах в Дании, • Уход за стариками в Италии, • Работа на стройке в Швеции. С одной стороны, конечно, плохо, что белорусы уезжают из страны. В то же время, выезд граждан на заработки за границу имеет и позитивный экономический и социальный эффект. Он способствует: • повышению квалификации белорусских специалистов, овладевающих современными методами орг

анизации труда, • улучшению материального положения их семей. • разумно регулируемый экспорт рабочей силы может быть для государства еще более выгоден, чем экспорт товаров. • снижению давления и напряженности на национальном рынке труда; • пополнению валютных резервов страны за счет финансовых поступлений от граждан, работающих за рубежом; • в налоговых поступлениях от прибыли фирм – посредников; • в личном инвестировании граждан, возвратившихся с заработков, в национальную экономику.

По официальным данным, из России в 2010 году перевели официально 165,7 млн. долларов, из Украины — 72 млн. долларов. Суммы, казалось бы, не очень большие, но они составляют примерно 1% к приросту ВВП. И это только официальные данные, а если мы будем считать то, что ввозят в карманах, то будет минимум 2% ВВП, а может и больше. То есть в создавшейся ситуации не надо резко относиться к тем, кто зарабатывае

т за границей валюту и привозит ее в республику. Привезенные ими денежные средства вкладываются многими из них в отечественный частный бизнес, в совместные предприятия, что способствует развитию белорусской экономики. Таким образом, стремление белорусов поработать за границей может и должно способствовать укреплению безопасности Республики Беларусь в экономической сфере. Получение образования- это вторая причина миграции белорусских граждан. Социальной группой, наиболее

предрасположенной к миграции, является у нас молодежь. Результаты социологических исследований показывают, что уехать за границу на любых условиях готовы 45 % молодых людей в возрасте до 18 лет, 43 % в возрасте от 18 до 25 лет и 34 % в возрасте от 26 до 30 лет. Самый простой способ для молодого человека из Беларуси эмигрировать – это поехать учиться за границу. Учеба белорусов за границей в прессе всегда подается как «утечка мозгов» и мало где говорится о том, что

это может дать Беларуси. Ведь часто работа и обучение студентов за рубежом способствуют их включению в мировое академическое и профессиональное сообщество, позволяют подготовить высококвалифицированные научные кадры. Длительные поездки за границу белорусской молодёжи могут способствовать формированию объективной картины мира, определению своего места в нем и, следовательно, осознанию смысла жизни. Смена постоянного места жительства является третьей причиной миграции белорусов сегодня.

Сегодня по разным данным за пределами страны проживают около 2,5-3 миллионов белорусов. Наибольшее количество – в России, Украине, Латвии и Литве, Польше, США и Канаде. Существуют также объединения белорусов в странах Западной Европы, а также в Австралии и странах Латинской Америки. Практически во всех странах своего проживания белорусы создали культурно-просветительские общества. (Приложение 1). Официально белорусские общества действуют сейчас более чем в

25 странах. В среде специалистов и научных работников нет единого мнения относительно нынешней численности белорусской диаспоры. Есть даже такой взгляд, что по ряду причин – исторических, политических, психологических – вообще невозможно более или менее точно подсчитать эту величину. Ведь далеко не все белорусы хотят открывать свои белорусские корни и присоединяться к белорусской диаспоре. Известны случаи, когда наши соотечественники отказывались от белорусского происхождения и записывались в титульную нацию страны, г

де они проживают. Данное чаще всего мотивируется тем, что человеку «местной национальности» гораздо проще решать вопросы трудоустройства, продвижения по службе, социальные проблемы и так далее. Однако среди белорусов, живущих нынче за пределами Родины, сейчас наблюдаются две тенденции, противоположные по своей сути. С одной стороны, это – их ассимиляция, которая ведет к уменьшению действующей диаспоры. С другой – возвращение к белорусским корням граждан других стран, что благоприятно сказывается на о

живлении белорусского общественного движения за рубежом. Учитывая все эти моменты, уверенно можно говорить, что за пределами Беларуси в настоящее время проживает от 20 до 37 процентов общей величины белорусской нации, или от 2,1 до 3,5 миллиона белорусов. Если смотреть по статистическим данным последних переписей населения конкретных стран, то численность проживающих там наших соотечественников такова: • США и

Канада – около 1 млн, • Россия – 814,7 тысячи, • Украина – 275,8 тысячи, • Израиль – 130 тысяч, • Латвия – 96 тысяч, • Казахстан – 95 тысяч, • Польша – 50 тысяч, • Литва – 55 тысяч, • Эстония – 21 тысяча, • Молдова – 20 тысяч, • Австралия – 20 тысяч, • Аргентина – 7 тысяч, • Великобритания – 7 тысяч, • Бельгия – 2 тысячи белорусов. Хотя, опять же по мнению лидеров общественных организаций соот

ечественников в этих странах, численность лиц, причисляющих себя к белорусам, порой искусственно занижена. Таким образом, причины миграции белорусов на современном этапе существенно отличаются от причин миграции белорусов в другие исторические эпохи. Я пришла к выводу, что на современном этапе главной причиной выезда белорусов является экономическая причина. Я считаю, что эту проблему может решить, в первую очередь, государство. Одной из первоочередных задач государственной политики Республики Беларусь

является уменьшение потока эмигрантов из страны и привлечение в Беларусь соотечественников, проживающих в других странах. Именно такая миграционная политика в отношении белорусов поможет решить проблему демографического кризиса в нашей стране. Глава 2. Государственная миграционная политика в отношении белорусских диаспор. 2.1. Направления государственной миграционной политики в отношении белорусских диаспор Выстраивание вза

имовыгодных конструктивных отношений Республики Беларусь с соотечественниками, проживающими за рубежом, является одним из важнейших аспектов государственной политики Беларуси. Для определения направлений государственной миграционной политики в отношении белорусских диаспор мною были изучены Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы и Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, принятая в

2011 году, а также ряд электронных ресурсов по данной проблеме. Согласно Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы Республика Беларусь должна перейти к целевому принципу организации миграции. И, в первую очередь, это- возвращение соотечественников, проживающих за рубежом. Развитие связей Республики Беларусь с белорусской диаспорой представлено рядом направлений с упором на потребности, связа

нные с сохранением родного языка и национальных традиций: • обеспечение белорусских школ учебниками и другой литературой; • предоставление возможности молодым соотечественникам получать высшее и среднее специальное образование в вузах и средних специальных заведениях Беларуси; • организация лекций высококвалифицированных преподавателей вузов и ученых для белорусской диаспоры (на основе прямых связей между учебными и научными учреждениями Беларуси и их зарубежными партнерами); • организация совместно с представителями белор

усской диаспоры научно-практических семинаров, курсов для преподавателей белорусского языка, литературы и истории из зарубежья, оказание помощи белорусским обществам; • регулярное проведение встреч деятелей науки и культуры Республики Беларусь с представителями белорусской диаспоры, в том числе съезды белорусов, Дни Республики Беларусь, научные конференции; • предоставление возможности получения зарубежными соотечественниками белорусских книг и периодических изданий; обеспечение поддержки периодических изданий белорусских

обществ за рубежом и т. д. • вместе с тем предусматривается популяризация в Беларуси культурно-художественного наследия зарубежных соотечественников. • проведение мероприятий, которые содействуют возвращению в Беларусь национальных ценностей — передача архивных материалов, касающихся деятельности известных белорусов, из России, Германии, США, Польши, Англии, Украины, Литвы. Решению проблем диаспоры содействовало создание

Государственной миграционной службы (1992) и затем принятие Государственной миграционной программы (1998), Закона о въезде и выезде (1993). Тогда же было принято решение о создании при Совете Министров Координационного совета по делам белорусской диаспоры, а облисполкомам и Минскому горисполкому было предложено разработать региональные программы сотрудничества с белорусским зарубежьем. Пятый съезд белорусов мира принял Программу «Белорусы в мире», рассчитанную на

2009—2013 гг. Она разработана на основе предложений, поступивших в адрес «Объединения белорусов мира "Бацькаўшчына"» от членов объединения — представителей белорусской диаспоры. Программа представляет стратегические направления развития взаимосвязей диаспоры и метрополии, целью которой является консолидация нации через осмысление целостности белорусского народа в мире, укрепление духовных связей с зарубежными соотечественниками. 2.2. Сотрудничество аппарата Уполномоченного по д

елам религий и национальностей с белорусскими диаспорами В Беларуси сотрудничество с соотечественниками за рубежом осуществляется аппаратом Уполномоченного по делам религий и национальностей в сотрудничестве с Министерством иностранных дел и его загранучреждениями. Аппаратом Уполномоченного осуществляются следующие мероприятия: • Завершена работа по содержательному наполнению Интернет-ресурса «Приветствует Беларусь», ориентиров

анного на освещение взаимодействия с соотечественниками. • С целью расширения белорусского информационного присутствия с 1 февраля 2005 г. начал вещание международный спутниковый телеканал «Беларусь-ТВ», созданный Национальной государственной телерадиокомпанией Республики Беларусь для зарубежных телезрителей, прежде всего для русско- и белорусскоязычных жителей постсоветского пространства. В эфире максимально представлены информационные и информационно-аналитические программы, социально-политические пр

оекты, документальные фильмы, история и культура белорусского народа, спорт, музыкально-развлекательные и детские программы. С 2007 г. программы канала ретранслировались на Европу, Ближний Восток и Северную Африку. В 2008 г. телеканал «Беларусь-ТВ» начал вещание на территорию Северной Америки, Мексики, Гватемалы, Кубы, Доминиканской Республики, Пуэрто-Рико. • Осуществляется обеспечение объединений соотечественников и их СМИ объективной

информацией о ситуации в политической, экономической, социальной, других сферах в Республике Беларусь, в том числе через Интернет-сайт Уполномоченного Belarus21.by, газету «Голас Радзімы», радиопрограммы для соотечественников за рубежом «Радиостанции «Беларусь». • Редакцией газеты «Советская Белоруссия» была создана электронная версия газеты «Голас Радзімы». • При поддержке аппарата Уполномоченного, министерств информации, культуры, спорта и туризм

а, Белорусского общества по связям с соотечественниками за рубежом «Радзіма» для соотечественников регулярно проводятся различные обучающие и информационные курсы. • В сфере туризма проводится работа по привлечению соотечественников к сотрудничеству по программам развития международного въездного туризма в Беларуси, в том числе разработке и организации туристско-экскурсионных маршрутов, ориентированных на соотечественников, расширению паломнического туризма, участию в выставках «Туризм и отдых в Беларуси». • За счет средств, вы

деленных аппарату Уполномоченного из республиканского бюджета на организацию сотрудничества с соотечественниками за рубежом, были приобретены и направлены белорусским общественным организациям, активно сотрудничающим с Республикой Беларусь, государственная символика; национальные костюмы для детских и взрослых творческих коллективов; музыкальные инструменты; оргтехника (телевизоры, DVD-проигрыватели и т.д.); видеозаписи о Беларуси, ее историко-культурном наследии, народных обрядах, социально-экономической жизни наше

й страны; литература о Беларуси белорусских авторов. Всего на оказание финансовой помощи из средств аппарата Уполномоченного за 2008 – 2010 годы использовано более 800 млн. рублей, в 2010 году – 237 млн. рублей. • С 2007 г. начата реализация крупного проекта в сфере сотрудничества с белорусской диаспорой — «Административный регион Беларуси — организация соотечественников за рубежом». Уполномоченным по делам религий и национальн

остей организован конкурс на лучшее сотрудничество административных районов Беларуси со структурами диаспоры за рубежом. • По ходатайству руководителей белорусских организаций соотечественников, проживающих за рубежом, и дипломатических учреждений Республики Беларусь, аккредитованных в стране пребывания, наиболее активные члены диаспоры и организационные структуры соотечественников награждаются Почетными грамотами Уполномоченного, им вручаются Благодарственные письма. 2.3. Сотрудничество

Министерства иностранных дел и загранучреждений Республики Беларусь с белорусскими диаспорами Важное место в установлении контактов с соотечественниками отведено МИД и загранучреждениям Республики Беларусь: • Они оказали значительное содействие в открытии школ, классов обучения на белорусском языке, • Была передана учебная литература для изучения белорусского языка по инициативе организаций соотечественников. • При поддержке белорусского посольства в Аргентине в культурно-спортивном клубе «Максим Горький»

открыта и функционирует школа выходного дня по изучению русского и белорусского языков для потомков белорусских эмигрантов. • Посольством в Великобритании ведется работа по организации класса с обучением на белорусском языке и класса с изучением белорусского языка на базе русской школы г. Дублина (Ирландия); в эту школу переданы учебники белорусского языка. • Работающему при организации «Згуртаванне беларусаў Канады» субботнему классу по изучению белорусского языка (для детей от

7 до 15 лет) Посольством в Канаде передана подборка литературы на белорусском языке. Государство уделяет особое внимание сфере содействия возвращения соотечественников в страну, что отражено в Государственных программах информационного обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь. Причем, для белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков, желающих переселиться в нашу страну, предусматривается упрощенная процедура перехода в бе

лорусское гражданство. Взаимодействие государства с соотечественниками за рубежом позволяет отметить, что в результате совместной деятельности аппарата Уполномоченного и иных заинтересованных лиц в Беларуси отмечен рост интереса общественных организаций и активистов белорусской диаспоры к сотрудничеству с Республикой Беларусь в различных сферах, в том числе туризма, экономики, информационного и культурного сотрудничества. Заключение Белорусская миграция – это уже давно массовое явление. И всегда будут причины, по которым

белорусы будут покидать Родину. В результате исследования сделаны следующие выводы. На протяжении периода становления белорусской государственности основными причинами миграции белорусов являлись вынужденная либо принудительная миграция, массовое переселение по экономическим причинам. Это обусловлено, в первую очередь, геополитическим положением Беларуси, отсутствием сформированного национального самосознания, отсутствием национальных государственных институтов власти, которые могли встать на защиту белорусов. С другой

стороны, процесс миграции белорусов на протяжении истории формирования белорусского государства был закреплён законодательно: привилегий Казимира 1447года, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 гг Закон Республики Беларусь о въезде и выезде 1993 года, что позволяло и позволяет беспрепятственно покидать белорусские земли свободным гражданам, и принимать гражданство других стран. На современном этапе белорусской истории в условиях оформившейся государственности основной причиной миг

рации белорусов является экономическая причина. Это обусловлено объективными и субъективными социально- экономическими факторами, сложившимися в период становления молодого независимого белорусского государства. По- этому, только взвешенная и рациональная миграционная политика государства поможет решить проблему оттока белорусов из страны. Данная политика должна включать: • развитие системы поддержки и развития научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала страны; • создание условий для возврата с

оотечественников в Беларусь; • расширение возможностей инвестирования средств, зарабатываемых нашими гражданами за границей, в национальную экономику. Соотечественники и их потомки за пределами страны (по различным оценкам их насчитывается до 3,5 миллионов, что составляет 37% от численности населения современной Беларуси) – это огромный резерв для нашей страны в сферах культуры, науки, туризма, экономики и политики, который может быть использован на благо белорусской нации. Использован

ные информационные ресурсы 1. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. 2. Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 г.г. 3. Электронный ресурс www. BELARUS21. BY. 4. Электронный ресурс www. glaza. info. 5. Электронный ресурс www. turist- brest. by 6. Электронный ресурс www. LIBRARU.BY. 7. Электронный ресурс www. EVOLUTIO. IN

FO. 8. Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Органы государственной власти
Реферат Особенности договорного режима имущества супругов
Реферат Особенности законотворчества в Российской Федерации
Реферат Особенности гражданского и уголовного процесса
Реферат Организация местного самоуправления муниципального образования (на примере ХМАО-Югра)
Реферат Організація та проведення виборів
Реферат Органы юстиции России
Реферат Органы юстиции в системе разделения властей
Реферат Організація проведення комплексних та тематичних перевірок митного органу за участю регіональної митниці
Реферат Органы следствия и дознания
Реферат Организация делопроизводства в государственных учреждениях
Реферат Органы предварительного следствия
Реферат Органы судейского самоуправления в зарубежных странах. Национальная автономия в Китае
Реферат Організаційно-правові засади податкового планування з використанням зон зі спеціальним режимом оподаткування
Реферат Органы местной государственной власти, суда и прокуратуры БССР в 1945-1989 гг.