Реферат по предмету "Налоги"

Узнать цену реферата по вашей теме


Налоговая система. Налоги сущность и виды РК

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ 1.1 Понятие о налогах и других обязательных платежах в бюджет 1.2 Сущность и признаки налогов 1.3 Функции налогов 1.4 Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет 17 ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 20 2.1

Понятие о составе налогового законодательства 2.2 Регулирование вопросов поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет 2.3 Принципы построения налоговой системы 2.4 Проблемы налоговой системы 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29 ВВЕДЕНИЕ С приобретением независимости, как в правовой, так и в экономической сфере потребовались радикальные

изменения. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система. На сегодняшний день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования. Учитывая важную роль налогов в регулировании социально-экономических процессов и формировании доходной базы бюджетов разных уровней, в 1995 году возникла необходимость принятия

Указа Президента, впоследствии ставшего Законом РК, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", заложившего базовую основу налоговой системы, организации специального аппарата управления и контроля за налогами. На сегодняшний день в налоговое законодательство внесено значительное количество изменений и дополнений, что, в основном, связано с приведением налоговой системы в соответствие с объективно обусловленным

динамическим развитием экономики, возникновением новых хозяйственно-экономических взаимоотношений. С момента возникновения государства необходимым звеном экономических отношений в обществе являются налоги, изменение форм которых неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. На самых ранних стадиях формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое не всегда было добровольным, но являлось неким неписаным законом.

Еще в Пятикнижии Моисея сказано:" и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу", видно, что еще в древности была четко определена своеобразная ставка налога. Как мы знаем, налог носит общественный характер. Развитие общества любой общественно-экономической формации связано с необходимостью налогов в обеспечении таких общественных интересов, как: - социальное обеспечение населения; - обеспечение обороноспособности страны; - проведение крупномасштабных научных

исследований; - создание общегосударственных резервов на случай непредвиденных обстоятельств; - обеспечение исполнения задач, заложенных в Стратегии-2030. Для обеспечения готовности налогоплательщика платить за эти практические действия необходимо ввести право свободного доступа к информации о затраченных ресурсах на различные и крупномасштабные мероприятия государства. Одновременно это способствует воспитанию налоговой культуры у населения.

Налоговая система Казахстана должна быть достаточно эффективной, чтобы положительно влиять на развитие предпринимательства. По словам Президента Нурсултана Назарбаева, "малый бизнес является одним из главных инструментов реализации стратегического курса государства". Поддержка предпринимательства в нашей стране определена как одно из приоритетных направлений развития государства. Налоговая система должна быть стабильной.

Постоянные корректировки, вносимые в налоговое законодательство, недовольство всех субъектов налоговых правоотношений действующей налоговой системой, наличие проблем бюджетной недостаточности свидетельствуют о том, что действующая налоговая система не в полной мере отражает состояние экономического и политического развития общества и уровень общественного сознания. ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ 1.1 Понятие о налогах и других обязательных платежах в бюджет

В соответствие со статьёй 61 Конституции Республики Казахстан Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающееся налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей в бюджет. Согласно статье 1 Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежей в бюджет" регулируют властные отношения по установлению, введению и порядку исчисления и уплаты налогов и других

обязательны платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком связанные с исполнением налоговых обязательств. Таким образом законодатель определил, что налоговое законодательство регулирует властные отношения между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченного государством органа. Властность определяет и самый главный подход к формированию налогового законодательства, система регулирования которого основывается на системе государственно – властных предписаний одним участникам

налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства. Установление налога и других обязательных платежей в бюджет – это принятие нормативного правового акта. Налогового кодекса, в котором даётся чёткий перечень налогов и других обязательных платежей, порядок введения, исчисления и их уплаты. При этом согласно статье 10 Налогового кодекса понятие о налогах и других обязательных платежах в бюджет составляют: налоги это

установленные государством в одностороннем порядке обязательные платежи в бюджет, производимые в определённых размерах, носящих безвозвратный и безвозмездный характер; другие обязательные платежи – обязательные отчисления денег (сборы, пошлины, платы и платежи) в бюджет, производимые в определённых размер. Налоги - это обязательные поступления в сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они выражают обязательность юридических и физических лиц

участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги - это налоги на имущество. Ими облагается непосредственно доход или имущество, а не сам налогоплательщик, т.е. продажа, покупка

или владение имущества. Особенность этого налога в том, что он не учитывает финансового положения налогоплательщика. Личными налогами облагаются только доходы населения, они должны учитывать платежеспособность налогоплательщика. Различия между личными и реальными налогами имеет определяющее значение при характеристике налоговой системы с точки зрения справедливости и равенства распределения налогового бремени. По этому критерию реальные налоги уступают хорошо разработанным личным налогам.

Учитывающим индивидуальное положение налогоплательщиков. Поэтому предпочтительней стремится к более широкому использованию личных налогов. Налогоплательщик платит налог из источника налога - материального фонда, из которого выплачивается налог (трудовой или предпринимательский фонд). Существует два способа уплаты налогов: из доходов и из капитала. Какой целесообразнее с точки зрения экономики сказать нельзя, т.к. каждый отдельный случай

нужно решать на основании всей совокупности экономических, финансовых и социально-политических условий. В налоговой теории существует понятие налоговой единицы - эта та часть объекта налога, которая положена в основание начисления налога. 1.2 Сущность и признаки налогов Мно­гие авторы усматривают налог (правда, в его зачатке) во всякого рода обяза­тельных платежах, которые производятся в пользу религиозной общины. Так, М.Т.

Оспанов усматривает в «канонизированной почти на два тысячелетия христианской и мусульманскими религиями достославной десятине» зародышевую форму современного налогообложения, отмечая при этом, что в условиях, когда государство в современном виде еще не существовало, не существовало и общегосударственных законов, их вполне заменяли законы религиозных общин.(3, ст.52-53) С такого рода мнениями согласиться нельзя. Безусловно, существовали и существуют самые разнообразные

обя­зательные платежи, которые не связаны с государством (например, взно­сы, определенные членством в общественной организации или политичес­кой партии, отчисления в пользу общины, платежи, обусловленные религиозными догматами, платежи, вытекающие из гражданско-правовых обязательств). Некоторые из них, хотя и не основаны на предписаниях го­сударства, но обеспечиваются его принудительной силой (например, али­менты на содержание детей, платежи, вытекающие из договора ренты если плательщик

не производит их выплату, получатель вправе обратить­ся в суд и произвести их взыскание в принудительном порядке). Ясно и то, что термин «налог» и по сей день не имеет однозначного тол­кования, как и то, что обозначаемый им платеж может именоваться другим словом. Скажем, в дореволюционные времена более употребительным был термин «подать». Тем не менее, понятие «налог», все более уточняясь в ходе историческо­го развития научных представлений

о сущности налогообложения, в насто­ящее время означает такой платеж, который связан с государством: во-первых, он устанавливается государством путем издания соответствующего правового акта; во-вторых, это платеж, который производится в пользу го­сударства. Поэтому сейчас вряд ли кто будет утверждать, что, скажем, ка­лым - это налог. Но дело даже не в этом: слова и термины могут меняться, но как объективно существующая экономическая

категория налог всегда представлял собой обязательный платеж, установленный государ­ством в свою пользу. Этим свойством налог обладал с момента своего воз­никновения, оно не изменилось в настоящее время и не может измениться в будущем, хотя формы и виды налогов, способы их исчисления и уплаты изменялись, изменяются и будут изменяться. Это свойство объективно, оно выражает сущность налога как экономической и правовой категории. И дан­ное свойство не меняется во времени.

Поэтому калым, а равно жертвопри­ношение, церковная десятина, дар, дань, откуп, выкуп и т. п не являются налогом не потому, что сейчас изменилось значение этого слова, а потому, что налогом они никогда и не были, так как не обладали и не обладают свой­ством, которое объективно присуще той экономической и правовой катего­рии, которую ныне мы обозначаем термином «налог». Отсюда понимание налога в его узком значении (и, подчеркнем, един­ственно правильном), когда под ним

понимается определенная разновидность платежей, которые установлены государством, осуществляются его в пользу и отвечают определенным требованиям. Налоги, наряду с военной добычей и пошлинами, являются весьма древ­ним (но не самым древним) способом добывания государством себе де­нег. Известный дореволюционный финансист П. П. Гензель по этому по­воду отмечал, что «уже в древнем мире были известны технические приемы обложения, разнообразные кадастры и утонченные способы взыскания».(4,

ст. 48 ) Сразу же отметим, что государство понимается нами как представлен­ная своим аппаратом организация, являющаяся политически-властным субъектом, стоящим над обществом и управляющим им. При таком пони­мании государства, налоги являются инструментом изъятия денежных средств у общества в пользу этого государства. На вопросе о понятии государства мы останавливаемся в связи с тем, что зачастую государство ассоциируется некоторыми авторами со стра­ной или даже с обществом.

При таком понимании государства, налоги вы­ступают инструментом перераспределения денежных средств внутри стра­ны в пользу самого ее населения. Надо сказать, что такая концепция весьма выгодна для государства. Положение, согласно которому налоги являются атрибутом государство продиктовано как минимум тремя обстоятельствами. Во-первых, налог -это такая экономическая и правовая категория, которая всегда связана с государством. Платеж, который не установлен государством и не поступа­ет в его пользу, не может именоваться налогом.

Во-вторых, в процессе деятельности государства, являющейся разновидностью управленческой деятельности, не создается тех материальных ценностей, которые будучи носителями стоимости, могут быть источником получения государством денежных средств. Труд государственных служащих, формирующих аппа­рат государства, при всей своей общественной значимости и полезности, в экономическом смысле не является производственным. Но поскольку без денег никакое государство обойтись не может, то оно вынуждено искать их где-то на

стороне посредством установления и взимания налогов. Учитывая важность налогов для государства, Пьер Жозеф Прудон от­мечал, что в «сущности, вопрос о налогах есть вопрос о государстве». Так, Л. И. Спиридонов прямо пишет: «Третий признак государства - налоги. Государственные налоги - это учрежденные публич­ной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно

в установ­ленных размерах и в заранее определенные сроки».(5, ст. 22) Необходимо подчеркнуть, что данное свойство налогов будет наблю­даться независимо от того, какой теоретической концепции придерживать­ся по поводу сущности самого государства. Признаем ли мы его аппара­том, обеспечивающим господство одного класса над другим, считаем ли мы государство стоящим над всеми классами или вообще отрицаем нали­чие классов в обществе - в любом случае налоги выступают

в качестве при­знака государства. Для выяснения сущности налога представляется целесообразным рас­смотреть его признаки. Налог представляет собой сложное, многогранное явление, являясь одновременно материальной, экономической; и юридической категорией. В материальном смысле налог - это определенная сумма денег (или материальных ценностей, если налог является натуральным), подлежащая передаче налогоплательщиком государству в обусловленные сроки и в ус­тановленном порядке.

Как экономическая категория - это денежное (имущественное) отношение, опосредующее одностороннее движение стоимости от пла­тельщика к государству в установленных размерах, в обусловленные сро­ки и определенном порядке. В правовом смысле - это государственное установление, порож­дающее обязательство лица по передаче государству суммы денег (мате­риальных ценностей) в определенных размерах, в обусловленные сроки и в предписанном порядке. Материальным признаком налога выступает то, что он выражает собой определенную

сумму денег (при денежной форме налога) либо определен­ное количество вещей, определяемых родовыми признаками (при натураль­ных налогах), которые налогоплательщик обязан отдать государству. Экономическими признаками налога являются следующие: 1) налог выражает распределение совокупного общественного продукта в пользу государства; 2) налог, как правило, носит денежную форму, хотя могут су­ществовать и натуральные налоги;

3) налог является безвозвратным пла­тежом; 4) уплата налога носит безэквивалентный характер; 5) при уплате налога происходит смена формы собственности; 6) налог порождает ста­бильное экономическое отношение. Налог может установить только государство. При этом государство дей­ствует, опираясь на свои полномочия как субъекта политической власти. Никакой негосударственный субъект не может установить и ввести налоги.

Этим признаком налог отличается от любых других обязательных пла­тежей, устанавливаемых негосударственными субъектами (отчислений, предусмотренных религиозными канонами; сборов, устанавливаемых органами общественного самоуправления граждан; обязательных взносов, вытекающих из членства в той или иной хозяйственной, политической или общественной организации, и т. п.). При этом налоговое законодательство большинства стран предусмат­ривает, что налог, во-первых, имеет право устанавливать строго опреде­ленный орган, которым в настоящее время

выступает обычно тот или иной представительный орган государства (например, парламент), во-вторых, установление налога должно производиться актом, строго определенной формы (обычно законом), в-третьих, принятие этого правового акта долж­но производиться у установленном порядке, который в отношении именно налоговых законов может иметь ту или иную специфику или специальные правила. Лишь тогда налог считается законно установленным и лишь тог­да он порождает обязанность юридических

лиц и граждан по его уплате. Это выражает признак «законности установления налога». Для того, чтобы установить и ввести налог государство должно принять соответствующий правовой акт. Элементы налога и другие условия нало­гообложения также могут быть установлены только посредством того или иного правового акта. Осуществить все это какими-либо иными (неправо­выми) способами государство просто не в состоянии, так как вне правово­го акта невозможно установить у налогоплательщиков юридической

обя­занности по уплате налога. Правовая форма налога отличает его от всякого рода платежей, сбо­ров, взносов, в основе которых лежат акты, не являющиеся правовыми (ре­шения негосударственных организаций, собраний граждан, религиозные каноны и т. п.). Несмотря на наличие многочисленных теорий, согласно которым налог есть продукт договора между нацией (народом, обществом, населением, гражданами) и государством, т.е. согласованного волеизъявления двух сто­рон, совершенно очевидно, что в юридическом смысле государство,

уста­навливая налог, не согласовывает этот вопрос ни с каждым налогоплатель­щиком в отдельности, ни с отдельными их группами, ни с народом в целом в лице каких-либо его представителей. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке в силу его собственного волеизъявления, закреп­ленного в соответствующем правовом акте. Право государство на установление налогов характеризуется через категорию «налоговый суверенитет». Налоговый суверенитет - право государства устанавливать любые

налоги в любом размере на любые объекты и проводить любую налого­вую политику в пределах своей территории. Таким образом налоговый суверенитет государства с юридической точ­ки зрения неограничен. Односторонний характер установления налога отличает его от денеж­ных платежей, производство которых возникает в силу обязанностей, вы­текающих из двухсторонних сделок (например, гражданско-правовых до­говоров, договоров государственного заимствования и государственного кредитования, договоров связанных с реализацией

государственного иму­щества и предоставления его в пользование). Принудительный характер налога проявляется в трех моментах. Во-пер­вых, налог устанавливается и вводится государством против воли и жела­ния налогоплательщиков, т. е. принудительно. Во-вторых, при уплате на­лога его плательщик опять-таки в принудительном порядке лишается части своей собственности. В-третьих, если налогоплательщик не выполнит сво­его налогового

обязательства, то государство осуществляет взимание не­доимки (неуплаченной в срок суммы налога) в принудительном порядке. Принудительный характер налога отличает его от государственных займов, добровольных пожертвований, гуманитарной помощи и т. п когда деньги по­ступают государству в силу добровольного волеизъявления владельца денег. Налоговый кодекс Республики Казахстан дает легальное (законодатель­ное) определение налога. Кодекс предусматривает, что «налоги - законо­дательно установленные государством в установленном

порядке обязатель­ные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер» (пп. 17 п. 1 ст. 10 НК). Надо сказать, что это достаточно точное и научно корректное опреде­ление налога, вполне отвечающее потребностям правового регулирова­ния налоговых отношений и практике осуществления налоговой деятель­ности государства применительно к условиям Республики Казахстан. Однако, оно не содержит всех признаков налога.

Впрочем, как и всякое другое определение, содержащееся в правовой норме, оно и не ставит перед собой такой цели - это задача научных (доктринальных) дефиниций. Отметим, что для характеристики налога нередко употребляют такие. термины, как «взнос», «сбор» или «платеж». Термин «взнос» обозначает «внесенные за что-нибудь деньги (напри­мер, членский взнос)».(6,ст.73) Налог не вносится налогоплательщиком «за что-нибудь».

Государство взимает налог «просто так». Кроме того, понятие «взнос» несет в себе оттенок добровольности. Между тем налог- это при­нудительный платеж. Отметим, что понятие «взнос» обычно употребляет­ся сторонниками концепции «общественного договора», согласно которой у общества с государством существует некий общественный договори налог выступает «добровольным взносом граждан на общее дело». В на­стоящее время данная концепция оценивается либо как идеалистическая, где желаемое выдается за

действительное, либо используется государ­ством в качестве маскировки и оправдания своего налогового произвола. Понятие «сбор» конечно несет в себе оттенок обязательности и прину­дительности. Но в то же время это понятие обозначает собой взимание денег на что-нибудь или за что-нибудь, т. е. несет целевой характер. Меж­ду тем для налога характерна его универсальность. Кроме того, понятие «сбор» означает разовость и эпизодичность, а для налоговых отношений характерна

стабильность и длительность. Термин «платеж» является производным, что вполне очевидно, от слова «плата». В обычном значении термин «плата» означает «денежное вознаг­раждение, возмещение за что-нибудь».(7,ст. 461) Таким образом в своем исходном значении термин «платеж» характеризует эквивалентные, товарно-денеж­ные отношения, опосредующие акты Д-Т или Т-Д, где платеж выражает де­нежный элемент данного отношения. Поскольку налоги выражают собой финансовые отношения, отличающиеся от товарно-денежных отношений тем,

что выражают одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопровождающееся встречным движением стоимости в товарной фор­ме, то в своем прямом значении термин «платеж» для характеристики нало­гов мало не пригоден. В то же время следует признать, что при характерис­тике налога этот термин принял уже несколько иной смысл и употребляется в качестве обозначения денежного перечисления, не связанного с каким-либо встречным движением стоимости («платеж в нетоварных операциях»).

Более точным для обозначения сути налога является, на наш взгляд, термин «изъятие», поскольку он несет в себе признаки, во-первых, прину­дительности, во-вторых, отчуждения имущества, что как раз и свойствен­но налогам. На основании изложенного представляется возможным дать следую­щее определение налога. Налог - это принудительное изъятие государством в целях финансово­го обеспечения своей деятельности денежных средств, принадлежащих на праве собственности организациям и физическим лицам, (А) осуществля­емое

на основе правового акта, принятого надлежащим государственным органом и в надлежащей форме, (Б) производимое в определенных раз­мерах и в установленном порядке, (В) носящее обязательный, безвозврат­ный и безвозмездный характер. 1.3 Функции налогов Налоги как стоимостная категория имеют свои отличи­тельные признаки и функции, которые выявляют их соци­ально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили четыре основ­ные его функции — фискальную, стимулирующую,

регули­рующую и распределительную1. Регулирующая Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: — регулирование рыночных, товарно-денежных отно­шений. Оно состоит главным образом в определении «пра­вил игры», то есть разработка законов, нормативных ак­тов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодате­лей и наемных рабочих. К ним относятся законы, поста­новления, инструкции государственных органов, регули­рующие

взаимоотношение товаропроизводителей, продав­цов и покупателей, деятельность банков, товарных и фон­довых бирж, а также бирж труда, торговых домов, уста­навливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т. п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано; — регулирование развития народного хозяйства, об­щественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в об­ществе, является закон стоимости.

Здесь речь идет глав­ным образом о финансово-экономических методах воздей­ствия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгод­ном обществу направлении. Таким образом, развитие рыночной экономики регули­руется финансово-экономическими методами — путем при­менения отлаженной системы налогообложения, маневри­рования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяй­ственных

программ и т. п. Центральное место в этом ком­плексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штра­фами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и произ­водств, способствует решению актуальных для общества проблем. Стимулирующая С помощью налогов, льгот и санкций государство сти­мулирует технический прогресс, увеличение

числа рабо­чих мест, капитальные вложения в расширение производ­ства и др. Стимулирование технического прогресса с по­мощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народ­ного потребления, оборудование для производства продук­тов питания и ряда других освобождается от налогообло­жения. Распределительная, или, вернее, перераспределитель­ная.

Посредством налогов в государственном бюджете кон­центрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотрасле­вых, комплексных целевых программ — научно-техничес­ких, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граж­дан, направляя ее на развитие производственной и соци­альной инфраструктуры, на инвестиции и в

капиталоем­кие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добываю­щие отрасли, электростанции и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответ­ствующим образом построенная налоговая система позво­ляет придать рыночной экономике социальную направ­ленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления про­грессивных ставок налогообложения,

направления значи­тельной части бюджета средств на социальные нужды на­селения, полного или частичного освобождения от нало­гов граждан, нуждающихся в социальной защите. Фискальная — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обо­роны страны и той части непроизводственной сферы, ко­торая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры — библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного

уровня раз­вития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. 1.4 Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет В Республике Казахстан действуют налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные настоящим Кодексом. Налоги подразделяются на прямые и косвенные.

К косвенным налогам относятся на лог на добавленную стоимость и акциз. Суммы налогов и других обязательных платежей поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе» и законодательством о республиканском бюджете на соответствующий год. Налоги 1. Корпоративный подоходный налог. 2. Индивидуальный подоходный налог. 3. Налог на добавленную стоимость.

Акцизы. Налоги и специальные платежи недропользователей. Социальный налог. Земельный налог. Налог на транспортные средства. Налог на имущество. Сборы. Сбор за государственную регистрацию юридических лиц. Сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей. Сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. Сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов. Сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов. Сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов. Сбор за государственную регистрацию лекарственных средств.

Сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан. Сбор с аукционов. Гербовый сбор. Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности. Сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям Платы. 1.Плата за пользование земельными участками.

2. Плата за пользование водными ресурсами. 3.Плата за загрязнение окружающей среды. 4.Плата за пользование животным миром. 5.Плата за лесные пользования. 6.Плата за использование особо охраняемых природных территорий. 7.Плата за использование радиочастотного спектра. 8.Плата за пользование судоходными водными путями. 9.Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Государственная пошлина. Государственная пошлина Таможенные платежи. Таможенная пошлина. Таможенные сборы. Плата. Сборы. ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Налоговая система - взаимосвязанная совокупность налогов, сложившихся в данном государстве под влиянием социально-политических, экономических условий. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают

конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся: субъект налога (лицо которое обязано платить налог по закону) однако при помощи определенных экономических механизмов налоговое бремя может быть положено на другие лица, поэтому специально выделяется. носитель налога - доход или имущество с которого начисляется налог (прибыль, зарплата и т.п.). 2.1 Понятие о составе налогового законодательства

Статья 2 налогового кодекса определила, что налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из налогового кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено налоговым кодексом. Таким образом, налоговое законодательство состоит из Налогового кодекса и нормативных правовых актов Правительства и Министерства государственных доходов Республики Казахстан.

При этом круг вопросов, по которым будут, приниматься нормативные правовые акты Правительства или Министерства государственных доходов Республики Казахстан также чётко определён Налоговым кодексом. Однако задача по разработке единого нормативного правового акта- Налогового кодекса, который бы охватил регулирование всех вопросов в области налоговых правоотношений,

не являлась возможной, так как регулирование отношений. Согласно теории права в области публичного права, в том числе налоговых правоотношений, требует детального регламентирования всех процедурных моментов, связанных с исполнением налогоплательщиком налогового обязательства перед государством. В частности, такими формами исполнения обязательств являются декларации, расчёты и другие формы налоговой отчётности. Налоговый кодекс, относящийся к законодательному акту, по теории

права должен устанавливать только нормы права, то есть права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия должен регулировать данный закон. Утверждение форм декларации, расчётов и других форм налоговой отчётности нельзя назвать установлением нормы права, в то же время утверждение их форм является обязательным и для государства и для налогоплательщиков. Поэтому Налоговый кодекс предусматривает утверждение нормативных правовых актов

Правительством и уполномоченным государственным органом. В частности, утверждение форм налоговой отчётности предоставлено уполномоченному государственному органу. Как правило, указанные формы налоговой отчётности утверждаются приказом уполномоченного государственного органа - Министерством государственных доходов Республики Казахстан. Таким образом, указанные нормативные правовые акты

Правительства и Министерства государственных доходов Республики Казахстан включаются в состав налогового законодательства. Налоговый кодекс предполагает утверждение только тех нормативных правовых актов, которые прямо предусмотрены Налоговым кодексом. Если Правительство или уполномоченный государственный орган, установят какие-либо формы или нормативные правовые акты, не содержащиеся в налоговом кодексе, то такие формы или нормативные

правовые акты не будут иметь для налогоплательщиков обязательного значения. 2.2 Регулирование вопросов поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет Статья 2 Налогового кодекса четко определила, что: ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей, не предусмотренных Налоговым кодексом; налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются, вводятся, изменяются

или отменяются в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом. Принятие этих норм предусматривает регулирование вопросов поступления в бюджет налогов и других обязательных платежей только Налоговым кодексом. В настоящее время по действующему законодательству Республики Казахстан другие обязательные платежи неналогового характера, поступающие в бюджет, регулируются

различными законами и постановлениями Правительства Республики Казахстан. Согласно статье 54 Конституции Республики Казахстан только Парламент устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы. В соответствии с этим в Общей части Налогового кодекса предусмотрена данная норма, исключающая принятие в других законодательных актах РК каких-либо дополнительных платежей и сборов в бюджет, не предусмотренных

Налоговым кодексом. Установить какие-либо платежи и сборы можно только единственным способом, путем введения в Налоговый кодекс поправки. Из Налогового кодекса следует, что актом, который определяет и устанавливает налоговые отношения, может быть только Налоговый кодекс. При этом запрещается включение в неналоговое законодательство норм, регулирующих налоговые отношения, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом.

Данное весьма важное положение означает, что даже если законодателем будут приниматься законы, регулирующие налоговые отношения, то в целях налогообложения будут применяться нормы Налогового кодекса. 2.3 Принципы построения налоговой системы На протяжении всей истории человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: “Нельзя резать курицу, несущую золотые

яйца”, т.е. как бы ни были велики потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Для того, чтобы глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило,

соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему: 1.Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения. 2.Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен.

Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому. 3.Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика. 4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства. Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций,

кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали “ аксиомами ” налоговой политики. Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени.Современные принципы налогообложения таковы: 1.Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги

во многих странах рассчитываются пропорционально. 2.Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации. 3.Обязательность уплаты налогов.

Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. 4.Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги. 5.Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно - политическим потребностям. 6.Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого

ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. 2.4 Проблемы налоговой системы Разработанная правительством Казахстана система налогообложения к сожалению недостаточно эффективна, так как она отрицательно сказывается на развитие предпринимательства, что значительно сокращает внутренний потребительский рынок. Нечеткость механизма налогообложения, некорректность деятельности многих работников приводит к развитию

спекуляции (в самом негативном смысле этого слова), уклонение от налогов, коррупции и взяточничеству. В этой связи налоговая система требует комплексного совершенствования, причем следует в корне изменить подход к налогообложению, как к методу государственного регулирования, с тем чтобы она выполняла все необходимые для рыночной экономики функции. Именно исходя из сложившегося на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации в Казахстане концепция налогообложения в первую очередь должна решить

следующие основные задачи: -устойчивость и сбалансированность государственного бюджета -формирование антиинфляционного механизма и обеспечения стабильности собственной валюты - обеспечение широко масштабных инвестиции - всемерное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности. При современной сложившейся экономической конъюнктуре обеспечить ощутимое снижение налогового бремени невозможно экономически и не рационально политически.

Существенное снижение налогов возможно только тогда, когда будет преодолен рост государственных расходов и они будут стабильно зафиксированы хотя бы на сегодняшнем достаточно высоком уровне при динамично возрастающем объеме валового национального продукта. Но в тоже время крайне необходимо упорядочить и логически систематизировать все виды налогов. При исчислении прибыли, облагаемой налогом, важно обеспечить политику ускоренной амортизации, так как имеющееся разрешение на увеличение амортизационных отчислений по старым фондам в два раза не

решает проблемы восстановления действующего оборудования. Инфляция обуславливающая опережающие темпы роста цен по сравнению с нормой амортизации, требует возмещения этих потерь из прибыли. Совершенствование системы налогообложения должно быть направлено сейчас на всемирную активизацию процессов инвестирования всех видов. Это крайне необходимо для становления и развития рынка ценных бумаг и финансового капитала, являющихся центральным звеном рыночного хозяйства регулируемого

типа. Необходимо произвести переоценку основных фондов предприятий для увеличения финансовых ресурсов предприятий и индексацию амортизационных отчислений, что позволит предприятиям осуществить грамотное акционирование и создать хорошую базу для инвестирования. В дальнейшем вполне правомерным будет повышение ставки поимущественного налога для юридических лиц. Пока не преодолены кризисные явления в экономике важно ввести автоматический, в некотором смысле принудительный

механизм " снятие" подоходного налога посредством банковского обслуживания. Практика функционирования налоговой службы за последние 3 года при активизации процесса возникновения субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности показало ее недостаточные эффективность и мобильность. За это время участились случаи уклонения от выплаты налогов. В первую очередь необходимо выработать четкую правовую базу налоговой системы.

Ввести статью за уклонение от налогов. Принять положение о статусе налоговых инспекторов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экономические преобразования в Казахстане и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов,

воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию. Особенность реформирования экономики в Казахстане такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика. Налоговые системы многих стран мира развивались постепенно,

в течение многих лет. У Казахстана же не было и нет времени для длительной эволюции создания налоговой системы, необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. Но Казахстан не сможет за один период перейти к полностью удовлетворительной и современной налоговой системе. Продвижение к этой цели должно осуществляться поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и налоговым организациям осмыслить изменения по мере того как они вносятся.

Поскольку невозможно за один раз внести все желанные изменения должна быть определенная очередность. Период 1994-95 г первый этап, 1996 -98 г второй, создание новой налоговой системы, 2002 г. –вступает в силу новый налоговый кодекс. На первом этапе 1994-95 - разработан и введен в действие налоговый кодекс закладывающий базовую основу новой системы. Правительство, принимая новый налоговый кодекс, ставило перед собой следующие цели:

Упрощение, устранение противоречий; Превращение его в единое целое на всей территории республики Казахстан; Предполагалось сократить количество налогов до 40-45%, а подоходного налога с граждан до 40%, чтобы не ослаблять стимулы деловой активности, уточнить ставки всех налогов: земельного, на имущество, физических лиц, рентные платежи и т.д. Главное должна быть прекращена практика ведения новых неэффективных налогов. По заданию Правительства республики, Минфина и других государственных структур было разработано

несколько альтернативных проектов “Кодекс о налогах”. Принципы “правительственного проекта” по утверждению разработчиков, практиков и ученых следующие: справедливость, то есть исключение льготирования одних налогоплательщиков за счет других, простота и экономическая нейтральность, сопоставимость налоговых ставок, чтобы на одни и те же товары не было бы большого развития в налогах республики и у партнеров в других странах.

Продумывалась также прогрессивно-регрессивная форма налогообложения, ужесточающая ответственности, как налогоплательщика, так и налоговых служб за нарушение закона, создание налоговой милиции. Налоговые отношения укрепились практикой. В Казахстане действует новый Налоговый Кодекс. Он основан на правовых параметрах принятых в пространстве всего мира, и способствует созданию внутренней правовой базы, позволяющей нашей экономике быстрей переориентироваться на рыночные

отношения, и отвечает интересам государства в целом. Включение механизмов принципиально новых налоговых отношений - важная страница в сравнительно короткой истории рыночных реформ в Казахстане. Между законом и его реализацией путь бывает долгий, но это когда закон не воспринимается жизнью. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

2.Истукция №33 О порядке исчисления и уплаты в бюджет подоходного налога с юридических лиц (с изм. и доп.) по состоянию на 5 марта 2000г. Вестник по налогам и инвестициям Алматы , 2000г. 3.О порядке исчисления и уплаты в бюджет подоходного налога с юридических лиц (с изменениями и дополнениями) Бюллетень бухгалтера Алматы-2001. 4.Абдракимова Ж. Корпоративный подоходный налог. / Финансы Казахстан

Каржы-Каражат Алматы, 2001. 5.Алейбеков М.О главном в налоговом реформировании // АльПари-Алматы, 2000. 6.Байдуйсенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Финансы Казахстана Каржы-Каражат Алматы, 2001. 7.Брызгалин А. В. Принципы налогового права: теория и практика // Законодательство и экономика. 1997. № 19-20. 8.Гутнов

Е. В. Правовое значение объекта налогообложения // Изв. вузов. Правоведение. 1998. № 2. 9.Ивлиева М. Ф. К понятию налога и объекта налогообложения // Вестник Московского университета. Сер. II, Право. 1997. № 3. 10.Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. Алматы,1994г.

11.Мурзов И.А. Основные направления реформирования системы налогообложения Алматы, 1998г. 12.Наумова Н.Н. Реформа налоговой системы // Алматы, 1999г. 13.Пепеляев С. Г. К вопросу о налоговом законодательстве и налоговых отношениях // Налоговый вестник. 1997. № 5. 14.Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение»: Алматы, 1999 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.