Реферат по предмету "Теория организации"

Узнать цену реферата по вашей теме


Принципы структурного деления производственных организаций.

Содержание Введение … ……… …….1 Характеристика организации как системы…1.1 Понятие, сущность организации….1.2 Основные критерии классификаций организаций … 2 Производство как система … ………… 2.1 Основные типы производства… … 2.2 Производственная структура предприятия.… 3 Принципы структурного деления производственных организаций……… 3.1 Принципы рациональной организации….3.2 Структурное деление производственных организаций 21

Заключение… 25Список использованных источников… 26 Введение Наиболее крупным элементом государственного хозяйства с экономической, технической и социальной точек зрения является производственный потенциал, выступающий в виде предприятий, фирм и т.д. Содержательная сторона деятельности таких организаций крайне многообразна и оказывает существенное влияние на различные стороны жизни общества. Являясь частью этого общества, производственные организации

и их члены сами подвержены процессам общественных изменений. Поэтому производственные организации и их влияние на общество можно рассматривать во многих аспектах. В рамках нашего курса выделим важнейшие из них. Сама по себе производственная организация как сложная система, выступает в виде: - юридически (законодательно) оформленного субъектно-объектного органа; - хозяйственного объекта; - социального организма; - организационной структуры; - пространственно-технического

организма. Как целостная система, объект и субъект различных взаимоотношений производственная организация выступает в качестве юридического лица, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, осуществляет имущественные права и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Как подсистема государственного (или мирового) хозяйства производственная организация может рассматриваться как представитель определенной отрасли хозяйства, типа производства регионального

или государственного уровня. Как система со сложной внутренней структурой производственная организация может выступать в виде организационной, производственной, технической, функциональной и иного вида структур, характеризующих взаимодействие многообразных факторов и элементов организации для достижения ее целей. Производственные организации выделяются среди других организаций целым рядом особенностей. Во-первых, являясь генератором общественного богатства, они - основной поставщик материальных благ.

Во-вторых, именно производственные организации решили одну из ключевых задач развития человеческого общества: они осуществляют расширенное воспроизводство, что позволяет не только накапливать материальные, интеллектуальные и духовные ценности (за счет полученной прибыли), но и качественно преобразовывают их т.е. по существу предоставляют саму возможность для развития общества. В-третьих, фирмы, осуществляя свою хозяйственную деятельность, являются основным «донором» государства,

направляя в казну налоговые платежи, которые используют для решения общенациональных и региональных задач. В-четвертых, выплачивая заработную плату своим работникам, дивиденды акционерам, выступая в качестве продавца и покупателя на рынке предприятий, они формируют покупательную способность. В-пятых, производственные организации формируют важнейшие рынки – рабочей силы, капиталов и инвестиций, товаров и средств производства. В то же время сами производственные предприятия являются объектом воздействия

со стороны общества. [1, 30 с.] 1 Характеристика организации как системы 1.1 Понятие и сущность организации Слово "организация", восходящее к греческому "органон" - "инструмент" или "орудие" - в русский язык попало окружным путем через французский, где основным его значением было "устройство". С управленческой точки зрения под организацией понимается прежде всего группа лиц, взаимодействующих

друг с другом ради достижения общей цели с помощью различных вещественных, правовых, экономических и иных условий. Вместе люди и условия их деятельности образуют то, что называется организационной структурой. Кроме того, организацией также называют действия людей, направленные на создание такой структуры, обеспечение необходимых предпосылок ее функционирования и обновления. Организация как структура характеризуется рядом основополагающих признаков, первым и едва ли не главным

из которых является наличие цели, стоящей перед ней. Цель придает смысл существованию организации, определенность и направленность действиям ее членов, сплачивает и объединяет их в повседневной жизни, служит ориентиром для их личных задач. Вторым признаком организации можно считать наличие в ней некоторого числа участников, которые, дополняя друг друга, объединяя свои усилия, обеспечивают реализацию ее цели.

Такое единство действий членов организации достигается наличием внутреннего координирующего центра (в крупных организациях таких центров может быть несколько, один из которых - главный, а остальные как бы периферийные, подчиняющиеся ему). Центр придает стабильность организации, равновесие внутренним и внешним процессам, что представляется важным условием ее нормального функционирования и развития; существование центра представляет ее третий важнейший признак. Четвертым признаком организации является координация

всех внутренних процессов в ней на основе принципа саморегулирования. Суть саморегулирования состоит в том, что организационный центр на основе имеющейся информации самостоятельно принимает решения, касающиеся внутренней жизни организации и координирует действия ее членов. Пятым признаком организации считают ее обособленность, наличие границ, отделяющих ее от внешнего окружения, в том числе от других организаций. Наконец, шестой признак - организационная культура, представляющая

собой совокупность норм поведения, традиций, символов, всего того, что отличает данную организацию от других. Организационная культура формируется постепенно, и в этот процесс вносит вклад каждый из членов организации. В то же время, посредством целенаправленного воспитания и обучения она прививается новичкам, обогащаясь одновременно теми полезными для организации элементами, которые они с собой приносят. Лицо любой организации определяется несколькими группами переменных факторов.

Из первичных факторов главным на сегодняшний день является внешняя среда, во многом определяющая границы организации, ее структуру, особенности внутренних процессов, взаимоотношения между людьми. Организация постоянно приспосабливается к внешней среде, оценивает по ее реакции успешность своих действий. Не существует ни одной компании, которая бы не имела внешнего окружения и не находилась с ним в состоянии взаимодействия. Любая организация нуждается в регулярном получении из внешней среды исходных продуктов

для обеспечения своей жизнедеятельности. При этом каждая организация должна отдавать что-то во внешнюю среду в качестве компенсации за ее существование. Как только рвутся связи с внешней средой, компания погибает. В последнее время в связи с усилением и усложнением конкуренции, а также резким ускорением процессов изменения в окружающей среде организации все в большей мере вынуждены уделять внимание вопросам взаимодействия с окружением, все в большей мере развивать способности адаптации к изменениям во внешней

среде. Внешняя среда включает политические, экономические, экологические условия и организации, в том числе конкурирующие; поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д. Внешнее окружение компании можно представить в виде двух сфер. Первая сфера - это общее внешнее окружение организации. Данное внешнее окружение отражает состояние общества, экономики, природной среды и не связано с конкретной

организацией. Общее окружение является более или менее одинаковым для подавляющего большинства организаций. Вторая сфера - это так называемое непосредственное деловое окружение компании. Это окружение формируют такие субъекты среды, которые непосредственно связаны или непосредственно воздействуют на деятельность данной конкретной организации, при этом последняя также может оказывать на них влияние. [5, 88 c.] Другим первичным фактором является среда внутренняя.

Ее образует совокупность средств производства, персонал с его культурными традициями, ценностями, производственные и информационные процессы, взаимоотношения в коллективе. Создание благоприятной атмосферы взаимодействия организации с внешним окружением и во внутренней среде - это задача профессионального управления, так как совокупность этих факторов во многом задает организационные цели. Однако в окончательном варианте последние формулируются стратегическим выбором руководства.

Жизнь организации подчиняется определенным законам, основным из которых является закон синергии, гласящий, что свойства и возможности организации как единого целого превышают сумму свойств и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимодополнением, взаимоподдержкой и взаимовлиянием. Реальная выгода от такого объединения перекрывает для его участников потери от ограничения организацией их самостоятельности. Заранее спроектировать условия достижения синергии достаточно трудно, также трудно

оценить возможное увеличение потенциала компании. Однако производятся накопления статистических данных о влиянии синергии и выявляются признаки ее существования: - хорошее настроение в коллективе, уменьшение усталости работников; - сокращение технологического цикла, частичный отказ от услуг сторонних организаций, выполнение бизнес - плана; - активное приобретение акций своей компании, выработка и поддержание традиций организации, устойчивость фирмы к небольшим внешним возмущающим действиям.

Второй закон организации - это закон самосохранения, предполагающий, что любая компания, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое. Это требует соблюдения ряда условий, в частности, недопущения серьезных потрясений, сохранения внутреннего единства и внешних границ, расширения сферы деятельности, экономии находящихся в распоряжении ресурсов. Третий закон утверждает, что порядок определяется уровнем информированности ее членов, когда сознательная

координация деятельности людей, осуществляемая организацией, происходит именно на основе информации о реальном положении дел. Четвертый закон организации заключается в параллельности осуществления в ее рамках таких противоположно направленных процессов, как разделение, дифференциация, специализация функций, реализуемых ее элементами, с одной стороны, и их объединение, универсализация - с другой. В итоге увеличиваются потенциальные возможности и элементов, и результата их взаимодействия в виде

потенциала организации в целом. Пятый закон организации требует сохранения пропорциональности между ней и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовать потенциал, которым они обладают. Шестой закон организации получил название закона композиции. Его суть состоит в том, что функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию,

являются ее подцелями, Наконец, седьмой закон организации - закон онтогенеза - говорит о том, что любая компания в рамках своего жизненного цикла последовательно проходит три фазы: становление, развитие и угасание. Задача же ее руководства состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочивании третьей. [13, 44 с.] 1.2 Основные критерии классификаций организаций. Классификация – распределение множества по определенным группам в логической соподчиненности на основе

присущих им закономерностям. 1. По степени открытости: открытые (прозрачные) – те организации, которые используют открытые формы работы, чьи документы доступны для общества, чьи реальные декларированные цены доступны для общественного контроля; закрытые – не дают обществу возможность следить за своей внутренней жизнью. 2. По способу организованности: формальные – организации, чья деятельность регламентируется документами; неформальные – существует за счет неформальной договоренности.

3. По формам собственности государственная – собственность органов власти, федераций или субъектов федераций; муниципальная – собственность муниципальных образований; частная – собственность физических или юридических лиц; иная – например товарищество собственников жилья. 4. По отношению к прибыли: коммерческая – организация, главной целью которой является получение прибыли; некоммерческая – главная цель – социально значимые действия, при этом могут получать прибыль, но не

имеют право ее распределять между участниками, а направляется на установленные цели. 5. По форме существования: реальные; виртуальные (четких границ нет). 6. По социальной значимости: социально значимые, деятельность которых, заметна, полезна и важна для общества; общественно полезные, деятельность которых потенциально полезна для общества; социально опасные, деятельность которых вредна. 7. По территориальному характеру деятельности: глобальные (рынок – весь

мир); международные (раб на международных рынках); национальные; межрегиональные; региональные; местные; локальные. 8. По характеру инновационной деятельности: инновационно активные – организации, руководствующиеся в своей деятельности принципами постоянного обновления, разработки новых знаний, использующих новые технологии; инновационно пассивные – действующие по инерции, используют отработанные методы. 9. По размерам: крупные > 500 млн. оборот >500 человек; средние 1– 500, 100-500; мелкие <1

млн. < 100 чел. 10. По реализации общественных функций: публичные; хозяйственные; военные; правоохранительные; образовательные; культурные; научные; просветительские; благотворительные; политические. 11. По основаниям для объединения для совместной деятельности: традиционные; лидерские; проектные; партнерские; авантюрные; альтернативные; случайные. 12. По организационно правовым формам (т.е. по способу создания организации в зависимости от формы

объединения труда и капитала, от способа управления и распределения прибыли) Среди коммерческих организаций: хозяйственные общества и товарищества (ОАО, ЗАО, ООО); производственные кооперативы – объединение на основе личного трудового участия и объединения паевых имущественных взносов; государственное или муниципальное унитарное предприятие передача государством прав собственности единых имущественных комплексов.

Среди некоммерческих организаций общественные объединения на основе общности интересов; фонды – некоммерческие организации, образованные через объединение добровольных безвозмездных имущественных взносов; учреждения – некоммерческие организации создаваемые учредителем для решения социальных задач. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) – некоммерческие организации, созданные через объединения некоммерческих или коммерческих организаций для защиты совместных интересов (например, ассоциация российских

банков) [11, 66 с.] 2 Производство как система 2.1 Основные типы производства. Тип производства - это комплексная характеристика технических, организационных и экономических особенностей производства, обусловленная его специализацией, объемом и постоянством номенклатуры. Если объем использовать в качестве ключевого фактора в определении разнообразия типов процессов, то можно выявить пять типов производства:

Проектное производство. Производит один объект, и все производственное оборудование переносится на место, где производится продукт (строительный проект или объект). Это характерно для строительства, а не для производственного бизнеса. Изготовление продукции по заказам. Производство одного продукта для конкретного клиента. Производитель приспосабливает свое оборудование для производства продукта клиента.

Примером может служить система производства на предприятии двигателей, предназначенных для машин с высокими техническими характеристиками. Изготовление продукции партиями. Продукт повторяющегося характера, с относительно большими объемами. Производство разбивается на операции. Каждая операция завершается определенным количеством заказанных деталей, которые затем используются на следующей операции, и так далее, до окончания производственной

стадии. Поточное производство. Объем продукта увеличивается еще больше, появляется необходимость ввести специальный процесс, в котором отдельные части или собранные блоки проходят через каждый этап производства последовательно. Непрерывное производство. Этот процесс характерен, например, для нефтяных или химических очистных сооружений (которые работают непрерывно) и редко встречается на небольших производственных предприятиях. Типы производства характерные для малого бизнеса.

Как правило, малые предприятия используют три основных типа производства: изготовление продукции по заказам, изготовление продукции партиями и поточное производство. Изготовление продукции по заказам осуществляется в соответствии с разовыми заказами, т.е. каждый товар обладает индивидуальными свойствами. Производитель работает по чертежу заказчика, отличается высокой квалификацией, но при этом сохраняется достаточно гибкое производство.

Данный тип характеризуется высокой интенсивностью труда. Повторные заказы, как правило, бывают редко, поэтому невозможно воспользоваться преимуществами повторной работы. Изготовление продукции партиями осуществляется в случаях, когда требуется увеличение объема производства и возможно повторение операций. Разброс объемов производства достаточно широк - от небольших партий, состоящих из нескольких предметов, до больших, порядка тысячи предметов.

Как правило, такие производители используют универсальное оборудование, приспособленное для эффективного выполнения повторяющихся операций, поскольку небольшие объемы производства не оправдывают капиталовложений в специализированное оборудование. Поточное производство применяется в случаях, когда предстоящее увеличение объемов оправдывает капиталовложения в производство, и весь процесс концентрируется на изготовлении одного или нескольких видов продукции. Все производство организуется как последовательные операции -

потоки, необходимые для изготовления заданного ассортимента продукции, для которых предназначена данная производственная линия. [1, 205 с.] 2.2 Организационная структура предприятия. Решение о выборе организационной структуры принимается высшим руководством организации. Среднее и низшее звенья управления предоставляют исходную информацию, а иногда и предлагают свои варианты структуры подчиненных им подразделений. Наилучшей структурой организации считается такая структура,

которая позволяет оптимально взаимодействовать с внешней и внутренней средой, удовлетворять потребности организации и наиболее эффективно достигать поставленных целей. Стратегия организации всегда должна определять организационную структуру, а не наоборот. Процесс выбора организационной структуры состоит из трех этапов: - деление организации на укрупненные блоки по горизонтали, в соответствии с осуществляемыми направлениями деятельности; -установление соотношения

полномочий должностей; - определение должностных обязанностей и поручение их выполнения конкретным лицам. Типы организационных структур: 1.Функциональная (классическая). Такая структура предполагает деление организации на отдельные функциональные элементы, каждый из которых имеет четкую конкретную задачу и обязанности. Такая структура типична для средних фирм или организаций, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру товаров, действуют в стабильных внешних условиях,

и где чаще всего достаточно стандартных управленческих решений. 2.Дивизиональная. Это деление организации на элементы и блоки по видам товаров или услуг, или по группам потребителей, или по регионам, где реализуются товары. 3.Продуктовая. При этой структуре полномочия по производству и сбыту какого-либо товара передается одному руководителю. Эта структура наиболее эффективна при разработке, освоении производства и организации

реализации новой продукции. 4.Региональная. Эта структура обеспечивает наилучшее решение проблем, связанных с учетом особенностей местного законодательства, а так же традиций, обычаев и нужд потребителей. Структура рассчитана, в основном, на продвижение товаров в отдаленные регионы страны. 5.Структура, ориентированная на потребителя. При такой структуре все подразделения объединяются вокруг определенных групп потребителей, которые имеют сходные или специфические потребности.

Целью такой структуры является наиболее полное удовлетворение этих потребностей. 6.Проектная. Это временно создаваемая структура для решения какой-то конкретной проблемы, или для осуществления сложного проекта. 7.Матричная. Это структура, которая получается в результате наложения проектной структуры на функциональную, и предполагает принцип «двойного» подчинения (как функциональному руководителю, так и руководителю проекта). 8.Конгломератная. Она предполагает соединение различных подразделений и отделов,

работающих функционально, но ориентированных на достижение целей других организационных структур конгломерата. Чаще всего такая структура находит применение в крупных национальных и международных корпорациях. Важную роль играет степень централизации организационной структуры. В централизованной организации все функции управления сосредоточены у высшего руководства. Преимуществом этой структуры является высокая степень контроля и координации деятельности организации.

В децентрализованной организации некоторая часть управленческих функций передается своим филиалам, управлениям и т.д. Эту структуру применяют тогда, когда внешняя среда характеризуется сильной конкуренцией, динамичными рынками и быстро меняющейся технологией. [6, 57 c.] 3 Принципы структурного деления производственных организаций 3.1 Принципы рациональной организации Принципы рациональной организации производственного процесса можно

разделить на две категории: общие, не зависящие от конкретного содержания производственного процесса, и специфические, характерные для конкретного процесса. Общие принципы – это принципы, которым должно подчиняться построение любого производственного процесса во времени и пространстве. К ним относятся следующие: принцип специализации, означающий разделение труда между отдельными подразделениями предприятия и рабочими местами и их кооперирование в процессе производства;

принцип параллельности, предусматривающий одновременность осуществления отдельных частей производственного процесса, связанного с изготовлением определенного изделия;• принцип пропорциональности, предполагающий относительно равную производительность в единицу времени взаимосвязанных подразделений предприятия; принцип прямоточности, обеспечивающий кратчайший путь движения предметов труда от запуска сырья или полуфабрикатов до получения готовой продукции; принцип непрерывности, предусматривающий максимальное

сокращение перерывов между операциям; принцип ритмичности, означающий, что весь производственный процесс и составляющие его частичные процессы по изготовлению заданного количества продукции должны строго повторяться в равные промежутки времени; принцип технической оснащенности, ориентированный на механизацию и автоматизацию производственного процесса, устранение ручного, монотонного, тяжелого, вредного для здоровья человека труда. [13, 17 с.] 3.2 Структурное деление производственных организаций.

Производственная структура предприятия - это совокупность производственных единиц предприятия (цехов, служб), входящих в его состав и формы связей между ними. Производственная структура зависит от вида выпускаемой продукции и его номенклатуры, типа производства и форм его специализации, от особенностей технологических процессов. Причем последние являются важнейшим фактором, определяющим производственную структуру предприятия.

Характеристики типов производств по организации производственного процесса. В ней различают подразделения производств: - основного, - вспомогательного, - обслуживающего. В цехах (подразделениях) основного производства предметы труда превращаются в готовую продукцию. Цехи (подразделения) вспомогательного производства обеспечи­вают условия для функционирования основного производства (инструменты, энергия, ремонт оборудования).

Подразделения обслуживающего производства обеспечивают основное и вспомогательное производства транспортом, складами (хранение), техническим контролем и т.д. Таким образом, в составе предприятия выделяются основные, вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства производствен­ного назначения. В свою очередь цехи основного производства (в машиностроении, приборостроении) подразделяются: - на заготовительные; - обрабатывающие; - сборочные.

Заготовительные цехи осуществляют предварительное формообразование деталей изделия (литье, горячая штамповка, резка заготовок и т.д.) В обрабатывающих цехах производится обработка деталей механическая, термическая, химико-термическая, гальваническая, сварка, лакокрасочные покрытия и т.д. В сборочных цехах производят сборку сборочных единиц и изделий, их регулировку, наладку, испытания. На основе производственной структуры разрабатывается генеральный план предприятия, т.е. пространственное

расположение всех цехов и служб, а также путей и коммуникаций на территории завода. При этом должна быть обеспечена прямоточность материальных потоков. Цехи должны быть расположены в последовательности выполнения производственного процесса. Цех - это основная структурная производственная единица предприятия, административно обособленная и специализирующаяся на выпуске определенной детали или изделий либо на выполнении технологически однородных

или одинакового назначения работ. Цехи делятся на участки, представляющие собой объединенную по определенным признакам группу рабочих мест. Производственная структура цеха показана на рис. 7.2. Рис 7.2. Производственная структура цеха Цехи и участки создаются по принципу специализации: - технологической; - предметной; - предметно-замкнутой; - смешанной. Технологическая специализация основана на единстве применяемых технологических процессов.

При этом обеспечивается высокая загрузка оборудования, но затрудняется оперативно- производственное планирование, удлиняется производственный цикл из-за увеличений транспортных операций. Технологическая специализация применяется в основном в единичном и мелкосерийном производствах. Предметная специализация основана на сосредоточении деятельности цехов (участков) на выпуске однородной продукции. Это позволяет концентрировать производство детали или  изделия в рамках цеха (участка), что

создает предпосылки для организации прямоточного производства, упрощает планирование и учет, сокращает производственный цикл. Предметная специализация характерна для крупносерийного и массового производств. Если в пределах цеха или участка осуществляется законченный цикл изготовления детали или изделия, это подразделение называется предметно-замкнутым. Цехи (участки), организованные по предметно-замкнутому принципу специализации, обладают значительными экономическими преимуществами, так как при этом сокращается

длительность производственного цикла в результате полного или частичного устранения встречных или возвратных перемещений, снижаются потери времени на переналадку оборудования, упрощается система планирования и оперативного управления ходом производства. [10, 102 с.] Заключение Производственная структура предприятия создается при строительстве и реконструкции предприятия. Правильный выбор ее вида предопределяет эффективность производства.

Однако он не может быть произвольным, так как, в свою очередь, обуславливается типом производства, уровнем и формой специализации и кооперирования производства. К факторам, предопределяющим тип производственной структуры, кроме того, относятся характер выпускаемой продукции и технология ее изготовления. Со временем, после завершения строительства или очередной реконструкции предприятия, производственная структура, как правило, не отвечает новым требованиям.

Это происходит потому, что за этот период меняется номенклатура выпускаемой продукции, серийность ее выпуска, происходит расширение некоторых производств, меняется технология и, следовательно, расстановка оборудования. Поэтому с целью улучшения производственной структуры и определения путей ее совершенствования необходимо периодически анализировать ее, сравнивать с передовыми аналогичными предприятиями, а также необходимо отвечать требованиям научно- технического процесса не только относительно производственного

процесса в целом, но и организационному управлению, создавая при этом благоприятные условия для рабочего персонала. [8, 15 с.] Список используемых источников 1.Ю.И. Ребрин Основы экономики и управления производством, Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006 302 с. 2.Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы.

М 2004 215 с. 3.Ансофф И. Стратегическое управление. М 2007 95 с. 4.Афанасьев В.Г. Системность и общество. М 2006 115 с. 5.Боумен К. Основы стратегического менеджмента. М 2005 102 с. 6.Валуев С.А Игнатьева А.В. Организационный менеджмент: Учебное пособие. М 2005 106 с. 7.Веснин В.Р. Основы менеджмента.

М 2008 125 с. 8.Мильнер Б.З. Теория организации: Курс лекций. М 2005 55 с. 9.Виханский О.С Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. М 2007 256 с. 10.Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. М 2004 203 с. 11.Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. М 2006 116 с. 12.Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента.

Учебн методич. пособие. М 2005 35 с. 13.Управление организацией: Учебник / Под ред А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М 2004 174 с. 14.Уткин Э.А Морозова Н.Н Морозова Г.И. Инновационный менеджмент. М 2006 144 с. 15.Янг С. Системное управление организацией. М 2006 164 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :