Реферат по предмету "Менеджмент"

Узнать цену реферата по вашей теме


Система TQM и управление персоналом

Содержание Введение 3 TQM и стандартизация как основы для управления персоналом 3 Основные аспекты в структуре системы управления персоналом 5 Понятие и виды оценки персонала 5 Методы выполнения оценочных процедур 6 Делегирование полномочий 8 Коллективное участие в управлении 9 Понятие и основные тенденции развития персонала 9 Мотивация персонала 10


Принципы эффективности коллективного управления 11 Преимущества при эффективном использовании групп и принципов коллективного управления 12 Стратегическое и операционное управление персоналом 13 Внедрение системы TQM в России 15 Заключение 19 Список используемой литературы 19 Введение Система управления персоналом пронизывает все сферы деятельности организации и процессы, а


также влияет на эффективность других систем управления, в том числе системы управления качеством. И если система управления качеством функционирует недостаточно результативно – то это отражение неэффективного управления персоналом, так как персонал либо недостаточно профессионально подготовлен, либо он недостаточно мотивирован, либо руководство не соответствует решению проблем качества. Таким образом, эффективность управления персоналом зависит от того, насколько успешно сотрудники организации


используют свой потенциал для реализации общеорганизационных целей. И учитывая, что в современных условиях одной из важнейших таких целей становится качество, система управления персоналом должна быть связана с качеством и с самой системой менеджмента качества, базируясь на тех же принципах и основах. TQM и стандартизация как основы для управления персоналом Современная система управления качеством базируется на стандартизации.


По определению Международной организации по стандартизации (International Standard Organization - ISO) стандартизация представляет собой "процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности". Управление качеством продукции (услуг) осуществляется на основе международных, государственных,


отраслевых стандартов и стандартов предприятий. При этом международные стандарты играют особую роль, так как служат основой расширения международной торговли и в целом экономического сотрудничества, способствуют ускорению научно-технического и социального прогресса. Опыт множества национальных организаций по управлению качеством обобщен в пакете международных стандартов ИСО 9000. В настоящее время серия стандартов ИСО 9000 составляет основу для достижения стабильного качества


любой организации. Стандарты ИСО (ИСО 9004) содержат информацию и положения по разработке и применению систем качества, базирующихся на основных принципах концепции TQM - тотального (всеобщего) управления качеством. В отношении определения и толкования TQM нет единого мнения. Известные специалисты в области качества Бове и Тилл дают следующие определения: "


Всеобщее управление качеством - это философия организации, которая основана на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему качеству, отсюда качество - это не то, что вам приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе производственного процесса, это сама сущность организации". Одно из наиболее распространенных определений приводится в международном стандарте ИСО 8402 - 94: "TQM - подход к руководству организацией, нацеленной на качество, основанный на


участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества". В стандарте ИСО 9000: 2000 TQM определяется как менеджмент качества, полностью охватывающий организацию. Несмотря на отсутствие единого толкования концепции TQM, наличие особенностей ее применения в разных странах, можно выделить фундаментальные сущностные


ее характеристики, такие как: -ориентация всей деятельности предприятия на потребителей, от удовлетворения требований и ожиданий которых зависит успех предприятия в рыночной экономике; -взгляд на производственные отношения между работниками как на отношения потребителя с поставщиком; -непрерывное совершенствование производства и деятельности в области качества; -комплексное и системное решение задач обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла продукции; -смещение главных усилий в сфере качества в сторону человеческих


ресурсов (упор на отношение работников к делу, культуру производства, на стиль руководства); -участие всего без исключения персонала в решении проблем качества (качество - дело каждого); -непрерывное повышение компетентности сотрудников предприятия; -концентрация внимания не на выявлении, a на предупреждении несоответствий; -отношение к обеспечению качества как к непрерывному процессу, когда качество объекта на конечном этапе является следствием достижения качества на всех предшествующих этапах; -оптимизация


соотношения в триаде "качество - затраты - время"; -обеспечение достоверности данных о качестве за счет применения статистических методов; -непрерывное улучшение качества (концепции Джурана, "Кайзен", "Кайрио"). Эти характеристики определяют идейное содержание философии TQM, которая выдвигает качество как основной критерий оценки работы всего предприятия, трактует качество в его широком экономическом и социальном и даже психологическом смысле, разрушает тезис о неизбежности


противоречий между производителем и потребителем. Таким образом, концепция TQM выходит далеко за пределы собственно менеджмента качества. TQM на уровне фирмы (предприятия, организации) преследует следующие цели: -ориентация предпринимательства на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей; -возведение качества в ранг цели предпринимательства, основы философии фирмы и корпоративной культуры; -оптимальное использование всех ресурсов организации.


Между формулировками стандартов семейства ИСО 9000 и положениями концепции TQM существует ряд различий, основное из них состоит в том, что стандарты в первую очередь направлены на снижение вероятности сделать что-либо неверно, в то время как TQM является вершиной современных методов управления качеством и ориентирована на дальнейшее повышение качества продукции, когда достигнут некий уровень качества.


При создании системы менеджмента качества на российских предприятиях (организациях) следует учитывать требования, установленные в стандартах ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001 и ГОСТ Р ИСО 9004 - 2001, которые были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга. При этом ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001 устанавливает требования к системе качества, которые могут использоваться для


внутреннего применения организации, в частности в целях сертификации, и направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителя. ГОСТ Р ИСО 9004 - 2001 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы управления качеством, особенно по постоянному улучшению деятельности организаций, а также ее эффективности, ГОСТ Р ИСО 9004 - 2001 рекомендуется как руководство для организации, которые, преследуя цель постоянного


улучшения деятельности, стремятся выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001. Указанные стандарты не содержат конкретных требований ни к системе общего менеджмента, ни к другим элементам этой системы (кроме менеджмента качества), в том числе к управлению персоналом в организации. Однако эти стандарты позволяют согласовать все элементы системы менеджмента в организации, включая и менеджмент персонала, на единых принципах, в целом отвечающих требованиям концепции


TQM. Основные аспекты в структуре системы управления персоналом Структура системы управления персоналом может быть представлена в трех аспектах: организационно-институциональном, содержательном и технологически-процессуальном. В организационно-институциональном плане система управления персоналом должна рассматриваться как разнообразная деятельность различных субъектов, которая направлена на управляемую подсистему для реализации целей организации.


При этом очень важно подчеркнуть многоступенчатость управления персоналом, необходимость разделения функций управления персоналом между различными участниками этого процесса и согласования их действий. Кроме того, в рамках этого подхода очень важны вопросы соподчиненности различных субъектов управления персоналом, наделения их правами и ответственностью, делегирования полномочий. Субъекты управления персоналом не должны "находиться далеко" от реализации общеорганизационных


целей, от основной деятельности, в том числе и по обеспечению качества. Содержательный аспект системы управления персоналом, основываясь на выделении функций управления персоналом, его целей и задач функционирования в рамках организации, охватывает все задачи и решения, связанные с работой в области кадров - отбор, использование, повышение квалификации, оплата труда и др. С этой точки зрения TQM-ориентированное управление персоналом должно показывать, какие действия, частные


(относительно организации в целом) процессы должны быть осуществлены для реального обеспечения единства управления персоналом и менеджмента качества. Рассматривая технологически-процессуальный аспект управления персоналом, акцент смещается на методы, процедуры, программы воздействия организации на своих сотрудников с целью максимального использования их потенциала для реализации принципов концепции TQM. То есть акцент делается на определение и использование конкретных методов, организационных мероприятий,


позволяющих воздействовать на персонал для приведения его качественных и количественных характеристик в соответствие с требованиями всеобщего управления качеством. Для того чтобы обеспечить необходимое соответствие системы управления персоналом концепции TQM, она должна в полной мере соответствовать принципу "постоянного улучшения". При этом очень важно: -проводить периодические ревизии (аттестации) существующих систем управления


персоналом с точки зрения их соответствия целям организации, обеспечения требуемого организации производственного поведения; -привлекать сотрудников службы управления персоналом к разработке и пересмотру стратегических и краткосрочных планов организации. Подробно информировать отдел человеческих ресурсов о целях организации и прогрессе в их реализации; -обеспечить постоянное участие высшего руководства организации в разработке и пересмотре систем управления персоналом; -оценивать работу службы управления персоналом по результатам


работы организации (степени достижения организационных целей). Понятие и виды оценки персонала Эффективная оценка персонала играет огромную роль в управ­лении им, являясь основой множества процедур: приема на работу, внутренних перемещений, увольнений, зачисления в состав резерва на выдвиже­ние, материального и морального стимулирования, переподготовки и повышения квалификации, контроля персо­нала, совершенствования организации управленческого труда, при­емов и методов


работы, улучшения структуры аппарата. Процедуру оценки можно классифицировать по нескольким на­правлениям. 1. По объекту, т.е. по тому, что оценивается: 1) деятельность (сложность, эффективность, качество, отношение к ней и проч.); 2) достижение цели, количественный и качественный результат, индивидуальный вклад и вклад в общие итоги подразделения и орга­низации в целом; 3) наличие у работника тех или личных иных качеств (знаний, навыков, черт характера), степени их выраженности


и овладения сотрудником теми или иными функциями. 2. По источникам, на данных которых базируется оценка: 1) документы (автобиография, резюме, характеристика, прове­рочное сочинение), на основании изучения которых может быть дана оценка с надежностью, как считают специалисты, 0,2; 2) результаты кадровых собеседований (интервью);


3) данные общего и специального тестирования; 4) итоги участия в дискуссиях; 5) отчеты о выполнении производственных заданий или поведении в специальных ситуациях; 6) графологическая и физиогномическая экспертизы; 7) астрологические прогнозы. 3. По способам осуществления процедуры оценки с использова­нием сведений, полученных из данного источника. 4. По критериям, в соответствии с которыми происходят оценка и выбор лучшего или худшего показателя.


5. По субъектам (кандидат или работник, осуществляющий само­оценку; его коллеги, руководители, подчиненные, члены специаль­ной комиссии). 6. По степени охвата контингента. Здесь различают его глобаль­ную оценку — в целом и локальную, относящуюся к группе лиц или отдельному человеку. 7. По периоду. Можно оценивать человека не только за опреде­ленный календарный срок, но и за время работы в организации, подразделении, данной должности.


Основными принципами эффективной оценки считаются направ­ленность на улучшение работы; тщательная подготовка; конфиден­циальность; всестороннее непредвзятое обсуждение итогов работы (или испытания), деловых и личных качеств человека, их соответст­вия должности, перспектив на будущее; разумное сочетание похвалы и критики; надежность и унифицированность критериев, достовер­ность методов. Методы оценки подразделяются на традиционные и нетрадици­онные.


Первые сфокусированы на отдельном работнике вне органи­зационного контекста и основываются на субъективном мнении ру­ководителя или окружающих. Сегодня все более широко внедряются нетрадиционные методы, основанные на том, что сотрудники оцени­ваются в рамках группового взаимодействия, где в результате ими­тации конкретной деятельности они могут полностью раскрыть себя и свои способности. При этом учитываются достижения группы в целом, а также степень развития и освоения субъектом новых


навы­ков. Методы выполнения оценочных процедур Метод стандартных оценок состоит в том, что руководитель заполняет специальную форму, характеризуя каждый аспект работы сотрудника. Этот метод прост и доступен в применении, но посколь­ку оценка руководителя всегда субъективна, для повышения ее обо­снованности форма может заполняться сотрудником службы персо­нала, который предварительно всесторонне обсуждает с руководи­телем работу аттестуемого.


Такая практика обеспечивает единооб­разие оценок в рамках организации, способствует преодолению субъективизма, хорошо воспринимается работниками, но требует значительных затрат. Метод анкет и сравнительных анкет в простейшей форме осно­вывается на наборе вопросов и описаний. Оценивающий ставит галочку против каждой характеристики или оставляет пустое место. В усложненном варианте оценка каждой позиции происходит по шкале от «отлично» до «плохо», а общей оценкой


результативности становится сумма оценок. Вариантом метода анкет может быть за­полнение последних не только руководителем, но и подчиненным с последующим их сравнением группой экспертов, которые формиру­ют комплексную оценку деловых и личных качеств Метод вынужденного выбора заключается в том, что эксперты выбирают наиболее подходящую для работника характеристику из заданного набора (например: общительность, опыт работы, умение планировать, организация личного труда, наблюдательность и проч.).


Метод решающей ситуации, используемый в основном при оценке исполнителей, основывается на описаниях «правильного» и «неправильного» поведения работников в определенных ситуациях, а затем распределении их в рубрики в зависимости от характера работы, С ними как с эталоном сопоставляется поведение оценива­емого работника. Метод шкалы наблюдения за поведением также основывается на его оценке в решающих ситуациях, но предполагает фиксацию того, сколько раз и каким образом человек вел себя в них.


Метод шкалы рейтингов поведенческих установок предполагает заполнение анкеты, содержащей 6—10 важнейших характеристик работы, формулируемых как оцениваемым, так и экспертом на осно­ве анализа 5—6 решающих ситуаций. Эксперт оценивает квалифи­кацию работника исходя из этих характеристик и сообщает ему итоговый рейтинг. На основе этих оценок делаются прогнозы на будущее. Метод независимых судей представляет собой оценку человека лицами, которые с ним не были прежде знакомы


(5—7 человек), на основе «перекрестного допроса». 360-градусный метод оценки состоит в том, что сотрудник оценивается всеми, с кем контактирует в процессе работы. При этом запол­няются общая и особая для каждого уровня экспертов формы. Однако этот метод потенциально конфликтен. Метод групповых дискуссий предполагает, что сотруднику при­ходится участвовать в обсуждении проблемы и отстаивать свою точку зрения в группе из 9—-15 человек.


Дискуссия записывается на пленку, и потом ей дают оценку специалисты — менеджеры, стоя­щие выше на несколько уровней управления, поскольку непосредст­венные руководители склонны необъективно относиться к подчи­ненным, давать им тенденциозные оценки, а у высших руководителей для этого нет оснований. Кроме того, они лучше понимают тре­бования должности. Часто оценка сотрудников проводится в специальных «оценоч­ных центрах», где не только всесторонне изучают


работников и их управленческие способности, но и определяют программу трениро­вок для их развития и совершенствования. Центры оценки персонала — специальные независимые структу­ры или разовые мероприятия, организуемые в рамках фирм на ком­мерческой основе. Они привлекают к работе руководителей, прак­тиков и психологов, способных выявить тонкости поведения, кото­рые могут не заметить посторонние. При их участии и под их руко­водством предварительно отобранная


группа из 10—12 человек про­ходит в течение 2—3 дней тестирование по специальной программе. Тесты приближены к реальным ситуациям и составляются так, чтобы можно было предложить много вариантов ответа, из которых лишь один — правильный. В любом упражнении каждый кандидат оценивается порознь несколькими людьми, затем они совместно обсуждают баллы, лич­ные впечатления и выносят общую оценку. Заключение центра оценки строится развернуто с подробным перечислением качеств личности, характера,


способностей, степени готовности к принятию должности, пригодности для последующего продвижения, стиля руководства, навыков, квалификации. Надежность рекомендаций центров, по мнению специалистов, составляет 85—90%. Считается, что позволяют снизить число оши­бок при принятии кадровых решений, облегчают выявление способ­ных людей, концентрируют внимание кадровых служб на качествах, важных для занятия вакантных мест. Внедрение в организации идей современного менеджмента качества предполагает значительное количество


изменений, нововведений, не только единовременных, но, главное, постоянных. Человеческий аспект в этих изменениях является фундаментальным, так как именно поведение людей в организации в конечном итоге определяет, что и как можно изменить, какую это даст пользу. Делегирование полномочий Важнейшим изменением, отвечающим требованиям всеобщего управления качеством является "перераспределение" функций, ролей субъектов и объектов управления.


Это перераспределение касается, прежде всего, превращения объекта управления - в субъект на основе самоуправления, делегирования полномочий, вовлечения всего персонала в процесс управления качеством, изменения принципов взаимодействия субъектов и объектов управления, изменения ответственности и роли лидерства. Такие изменения в системе управления персоналом предполагают новый подход к работе, фундаментальное преобразование корпоративной культуры, соответствующее изменение содержательной составляющей системы


управления персоналом, всех ее элементов, начиная с отбора и обучения персонала, и, конечно, использование новых методов управления персоналом в части технологической составляющей системы. Связь процессов вовлечения персонала, усиления его роли в обеспечении качества, расширения его прав (процесс делегирования прав, полномочий) и повышения ответственности можно отобразить в виде спирали, указывающей на взаимозависимость этих процессов. Чем выше уровень участия персонала в управлении, в


том числе качеством, тем больше должно быть делегировано ему прав и полномочий, тем выше его ответственность. Традиционный субъект управления (например, руководитель), делегируя права подчиненным, "превращает" их также отчасти в субъект управляющей системы, хотя и не полностью, так как сохраняется над ними управляющее воздействие. Делегирование полномочий, следовательно, и участие в управлении может осуществляться как индивидуально, так и коллективно (в командах). Делегирование прав работникам осуществляется с помощью


обучения, признания и вознаграждения. Процесс делегирования полномочий должен включать в себя: -формирование готовности руководителей наделить подчиненных правами и ответственностью; -обучение работников, способных принимать передаваемые им полномочия и ответственность; -обеспечение двусторонней связи между руководителями и работниками для обсуждения их работы; -организация признания и вознаграждения. В процессе делегирования полномочий сотрудникам размываются границы между руководителем и подчиненными,


создаются "компании без границ". Изменение взаимодействия элементов организационно-институциональной системы управления персоналом должно базироваться на таких ценностях, как: -уважение к личности; -новаторство; -помощь потребителю (в том числе внутреннему); -работа в команде; -достижение личного качества; -взаимное доверие. Коллективное участие в управлении В большинстве случаев процесс коллективного участия должен быть встроен в существующую систему управления. Как правило, нет необходимости менять организационную


структуру для расширения вовлечения персонала в процесс управления. Одним из важнейших принципов взаимодействия в системе управления персоналом и в целом во взаимоотношениях в рамках TQM-ориентированной организации являются уважение к человеческому достоинству и идеям, которые выдвигают работники, а также взаимное доверие. Только осуществляя их, можно добиться действительного участия всех сотрудников в процессе улучшения работы.


Руководители должны знать и всегда помнить, что без развитого чувства взаимного доверия, взаимного уважения практически невозможно привлечь работников организации к процессу улучшения, к выявлению и решению проблем, к высказыванию своих идей, так как при отсутствии такого доверия сотрудники рискуют при высказывании своих мыслей потерей собственного достоинства. Формируя атмосферу уважения к каждому работнику и взаимного доверия, руководство создает ситуацию,


при которой никто не боится сделать ошибку, выдвинуть "неумную" идею и т.п. Необходимо, чтобы к любым предложениям, идеям прислушивались, чтобы они не отбрасывались, а накапливались и по мере возможности реализовывались. Таким образом, руководитель должен сменить авторитарный стиль взаимоотношений с подчиненными на сотрудничество, он во многом становится руководителем-помощником, который побуждает к активности работников, прислушивается к их идеям, реагирует на них.


Одна из важнейших задач руководства и во многом системы управления персоналом - создание климата, способствующего изменениям, постоянному улучшению, новаторству, достижению высокого личного качества. Важной проблемой, возникающей часто в процессе вовлечения персонала, является отсутствие знаний, навыков, умений или опыта для того, чтобы принимать полномочия, ответственность, участвовать в процессе улучшения. Для преодоления этой проблемы необходимо обучать, вознаграждать и мотивировать работников.


Понятие и основные тенденции развития персонала Сегодняшний работник должен обладать стратегическим мыш­лением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культу­рой. Это выдвинуло на повестку дня требование непрерывного раз­вития персонала, т.е. проведения мероприятий, способствующих полному раскрытию личного потенциала работников и росту их способности вносить вклад в деятельность организации. В крупных западных фирмах развитие персонала (человеческих ресурсов) представляет


собой систему взаимосвязанных действий, элементами которой являются выработка стратегии, прогнозирование и планирование потребности в кадрах той или иной квалифика­ции, управление карьерой и профессиональным ростом; организация процесса адаптации, обучения, тренинга, формирование организа­ционной культуры. Возможности развития должны быть предоставлены всем желаю­щим, ведь оно повышает не только эффективность работы, но и гибкость управления, улучшает моральный климат, облегчает деле­гирование полномочий, а


игнорирование потребности в развитии, новых знаниях и навыках усиливает текучесть кадров. Реализация современной концепции развития предполагает по­вышение гибкости системы обучения, групповые формы работы, замену преподавателей консультантами. Крупные западные фирмы инвестируют все больше средств в развитие персонала сами, так как внешний рынок труда и система образования не успевают приспособиться к быстрым изменениям их потребностей в конкретных


кадрах. Развитие персонала может быть общим и профессиональным. Профессиональное развитие — это процесс подготовки сотруд­ников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реаль­ного человека. Оно требует значительных усилий со стороны кандидата, поэто­му невозможно без заинтересованности с его стороны.


Мотивами здесь могут быть желание поскорее освоить новую работу, сохранить прежнюю или получить более высокую должность, обеспечить га­рантию стабильности или роста доходов; приобрести знания; расши­рить контакты, стать более независимым от работодателей и конку­рентоспособным на рынке труда. Повышение квалификации является важ­ным объектом внутриорганизационного планирования. В его рам­ках, во-первых, определяется долгосрочная (до пяти лет) потреб­ность в повышении квалификации


и разрабатываются необходимые планы и программы; во-вторых, осуществляется оперативное планирование конкретных мероприятий с учетом направлений деятельности фирмы и личных потребностей людей. Современные программы повышения квалификации имеют цель научить работников самостоятельно мыслить (в том числе и экономи­чески), решать комплексные проблемы, осуществлять предпринима­тельский подход к делу, работать в команде. Они дают знания, выхо­дящие за пределы должности, и побуждают желание учиться


дальше. Мотивация персонала Мотивация – это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует т направляет его действия к поставленной цели. Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей (под потребностью понимается нехватка чего-то, что вызывает со- стояние дискомфорта). Однако интересы могут повлиять на поведение людей, стать его мотивами только в случае реальной возможности


их осуществить. Мотивы, формирующиеся у человека под воздействием множества обстоятельств, «включаются» под влиянием стимулов. Стимулы могут быть внутренними (отношение к делу, моральные обязательства и проч.) и внешними (действия других людей, предоставляющиеся возможности). На основе внутренней мотивации люди действуют спокойнее, быстрее, добросовестнее, тратят меньше сил, лучше усваивают задания и знания. Но внутреннее побуждение к действию является ре- зультатом взаимодействия


сложной совокупности потребностей, ко- торые постепенно меняются, и, чтобы мотивировать, руководитель должен определить эти потребности и найти способ их удовлетворения. По содержанию стимулы бывают экономическими и неэкономи- ческими. Суть экономических стимулов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним, получа- ют определенные выгоды, повышающие их благосостояние.


Они могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчаю- т получение прямых (дополнительное свободное время, позво- ляющее заработать в другом месте). Однако чисто экономический подход несостоятелен. Как показал опыт, принцип максимизации собственной выгоды нельзя абсо- лютизировать, поскольку против него «работают» стремление к бла- готворительности; эффект насыщения потребностей (даже престижное потребление действует лишь до определенных пределов);


суб- ъективное восприятие полезности материальных благ, и в частности нег; психология коллективных действий. Неэкономические стимулы делятся на организационные и моральные. Положительное влияние на мотивацию оказывает, напри- мер информирование об успехах, планирование профессионального развития и карьеры, регулярная оценка, продвижение по службе. Однако четкой грани между экономическими и неэкономическими стимулами не существует, и на практике


они тесно переплетены, обусловливают друг друга, а порой просто неразделимы. Например, повышение в должности и связанный с ним рост денежного вознаграждения дают не только возможность приобретения дополнительных материальных благ, но и известность, уважение, почет. - - - - Исследования показали, что при обладании достаточными средствами 20% людей не желают работать ни при каких обстоятельствах, из остальных готовы работать 36% — в случае интересной работы,


36% — чтобы избежать скуки и одиночества, 14% — из-за боязни потерять себя, 9% - потому что работа приносит радость. Лишь 12% людей в качестве основного мотива деятельности имеют исключительно деньги, в то время как до 45% предпочитают им славу; 35% - удовлетворенность содержанием работы, а около 15% - власть. Высокая мотивация персонала – это важное условие успеха организации.


Ни одна компания не может не преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня принадлежности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил и в интересах организации.


И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяются только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико. Вовлечение персонала в процесс улучшения качества возможно осуществлять в двух формах: как индивидуальной, так и групповой. Групповой подход заключается в объединении совместных усилий двух или более лиц для участия в процессе улучшения. Концепция самоуправляемых команд была введена в теорию и практику управления


в середине 20-х годов XX века и более глубоко разработана в конце 50-х годов ХХ века. Японский менеджмент первым официально признал эту концепцию, хотя зародилась она в США. К настоящему времени в мире накоплен богатый опыт использования групп (команд) в деле улучшения качества, который достаточно широко освещен в специальной научной литературе как по проблемам качества, так и управления персоналом. В мировой практике широко используются следующие типы групп при вовлечении


работников в процесс управления, в том числе качеством: -кружки качества; -группы совершенствования деятельности подразделений; -группы совершенствования процессов; -целевые группы. Принципы эффективности коллективного управления Эффективность коллективного управления и, следовательно, деятельности групп во многом предопределена соблюдением следующих принципов: 1. Руководители должны быть готовы поделиться полномочиями и обязанностями.


2. Руководители должны доверять подчиненным. 3. Главное внимание должно уделяться обучению методам решения проблем путем их предотвращения. 4. Работа должна рассматриваться как совместная деятельность руководства и рядовых работников. 5. Руководство должно быть готово принять систему, децентрализующую процесс принятия решений. Руководство не должно взваливать ответственность за решения, принимаемые коллективом, на руководителя подразделения. 6. Руководство должно исходить из того, что каждый может иметь полезные


идеи и что комбинирование различных идей поможет найти оптимальное решение. 7. Руководство должно быть готово к реализации предложений рабочих и служащих согласно их практической целесообразности. 8. Руководство должно обеспечивать условия, способствующие воспитанию рабочих и служащих в духе преданности организаций. 9. Руководство должно признавать заслуги коллектива и др. Важным условием вовлечения работников в процесс улучшения вне зависимости от формы такого вовлечения


(индивидуальная, через группы) выступает налаживание оптимальных коммуникационных связей в организации, своевременное и качественное информирование персонала. Методы информирования сотрудников могут быть разные, как и способы передачи информации. Как правило, надо сочетать различные их виды, в частности: -еженедельные совещания (или чаще, в случае изменений, вносимых в систему управления и ассортимент выпускаемой продукции, и проч.) по вопросам экономического


состояния организации, стратегии ее деловой активности; -отчеты групп (например, по совершенствованию деятельности подразделения) по решению конкретных задач с освещением полученных результатов и использованных методов повышения качества работы. Преимущества при эффективном использовании групп и принципов коллективного управления В случае эффективного использования групп и принципов коллективного управления организация получает, как правило, следующие преимущества: 1. возрастает уровень качества продукции и эффективность


производства; 2. повышается деловая активность; 3. улучшается передача информации снизу вверх и сверху вниз; 4. у работников повышается чувство собственного достоинства; 5. решаются проблемы, которым в иных условиях не уделялось бы внимания; 6. цели неформальных лидеров в подразделениях сближаются с целями руководства, и сами сотрудники способствуют налаживанию дел в организации; 7. улучшаются взаимоотношения рядовых работников и руководителей;


8. создается система критериев оценки основных видов деятельности в рамках подразделений; 9. лучше взаимоувязываются индивидуальные цели отдельных работников, цели подразделений и общеорганизационные цели. Персонал организации получает: 1. бoльшие возможности для роста; 2. ощущение причастности к общему делу; 3. большее удовлетворение от своего труда; 4. лучшую систему подготовки кадров, возможность профессионально-квалификационного продвижения, роста;


5. новые возможности морального и материального вознаграждения; 6. повышение гарантий занятости в результате роста эффективности организации; 7. новые возможности для своего интеллектуального развития. Отмечая высокую эффективность групповой формы вовлечения персонала, нельзя признать ее как единственно приемлемую, как абсолютно оптимальную и универсальную для всех условий и ситуаций.


Прежде всего, следует иметь в виду, что коллективное решение не всегда лучшее, так как коллективное решение часто является компромиссным и часто трудно найти ответственного за коллективное решение и его реализацию. Стратегическое и операционное управление персоналом В системе управления персоналом можно выделить стратегическое и операционное управление. Стратегическое управление Основная составляющая стратегического управления – набор программ управления


персоналом. Программа в данном контексте – это совокупность постоянно воспроизводимых процессов и процедур. В качестве примера можно привести следующие программы: программа найма, программа обучения, программа вознаграждения и пр. Цели программы – достижение соответствующих количественных плановых показателей. На основании этих показателей делается заключение о выполнении или невыполнении программы в данный период времени. Не менее важно выделить категории персонала.


Под категорией мы понимаем совокупность должностей и сотрудников, их занимающих, объединенных по критериям сходного результата работы, сходных условий работы, и, как следствие, сходных принципов вознаграждения. В качестве примера приведем следующие типовые категории: руководители высшего звена, средний менеджмент, специалисты, коммерческий персонал (например, менеджеры по продажам), обслуживающий персонал и т.д. Каждая категория персонала требует особого способа реализации программ управления персоналом по отношению


к ней. В идеале стратегическое управление реализуется при помощи внедренной Системы корпоративных регламентов. Можно выделить следующую типовую иерархию корпоративных регламентов: 1. Политика компании в области управления персоналом. Регламент высшего уровня. Определяет требования к системе управления персоналом, стратегические цели и задачи в области развития персонала предприятия.


Это своего рода техническое задание. 2. Положение о персонале. Определяет перечень конкретных требований к системе управления персоналом предприятия. В положении должны быть определены основные требования к программам по управлению персоналом (подбор, адаптация и пр.). Все регламенты следующих уровней строятся на основании положения о персонале. 3. Инструкции (регламенты). Инструкции описывают реализацию программ управления персоналом.


Например: инструкции по найму, обучению, вознаграждению персонала. Каждая инструкция описывает реализацию бизнес – процесса по управлению персоналом. 4. Приказы и распоряжения. Регламенты более низкого уровня. Их назначение – обеспечение реализации программ по управлению персоналом. Например: приказ о введении в действие корпоративного регламента, приказ о прекращении действия / изменении


инструкции и пр. 5. Информационные и справочные материалы. Справочники и шаблоны. Служат в качестве дополнений к инструкциям. Содержат информацию справочного характера и шаблоны документов (приказов, распоряжений, отчетов и пр.), появляющихся в ходе реализации программ. Например: Путеводитель по компании (для кандидатов), шаблон кадрового приказа, описание вакансии и пр.


Не менее важен в стратегическом управлении организация аспект управления информационными потоками между работодателем и сотрудниками. Для примера можно выделить следующие информационные блоки (потоки): а) информация о правилах для сотрудников, б) информация об изменении условий работы для группы сотрудников или информация об изменении условий работы для конкретного сотрудника, в) конфиденциальная информация. Правила управления данными информационными потоками также должны быть строго регламентированы и описаны


в соответствующих корпоративных стандартах (положениях, инструкциях). Операционное управление. К операционному управлению можно отнести: Административное управление. В административном управлении основной единицей является кадровое решение. Т.е. решение, принимаемое должностным лицом организации в отношении какого-либо сотрудника (или группы сотрудников). Самые простые примеры кадровых решений: прием на работу, решение об успешном прохождении


испытательного срока, увольнение сотрудника, перевод на другую должность и пр. Каждое решение принимается на основании определенных данных и вследствие реализации программ управления персоналом. К примеру, решение об успешном прохождении испытательного срока принимается в рамках программы адаптации персонала (в этом случае существует инструкция или положение об адаптации персонала) или на основании реализации программы подбора персонала. Одним из удачных примеров принятия кадрового решения


на основании реализованной программы является аттестация персонала. На основании проведенной аттестации могут быть приняты следующие кадровые решения: увольнение сотрудника вследствие не соответствия занимаемой должности, оставление сотрудника в прежней должности, рекомендации к изменению должности сотрудника, рекомендации о направлении сотрудника на обучение. Главная задача разработанных корпоративных стандартов при принятии кадровых решений – максимально формализовать


процесс, лишить его пресловутого «человеческого» фактора. Вторая задача – дать руководителю, принимающему кадровое решение, максимум объективной информации, представленной, если такое возможно, в количественных показателях. Также к операционному управлению мы относим управление условиями работы сотрудника. Если говорить кратко, то это включает в себя определение должности, подотчетности, функций, графика,


размера оклада и компенсаций и т.д. Условия работы определяются для различных категорий сотрудников, для должностей. Например, для категории менеджмента на предприятии устанавливается ряд должностей, определяется подотчетность, устанавливается продолжительность испытательного срока, оклады, система стимулирования труда и пр. Для категории специалистов определяются другие условия работы. И, наконец, в операционном управлении можно выделить управление трудовыми отношениями и документооборотом.


Внедрение системы TQM в России Решение общенациональных задач в области качества требует широкого внедрения в организациях (предприятиях) современных эффективных систем качества, прежде всего, базирующихся на идеях и принципах концепции всеобщего управления качеством. Как показывает мировой опыт, применение таких систем дает возможность организациям (предприятиям) существенно повышать эффективность своей деятельности, более полно учитывать запросы потребителей, гибко реагировать


на их изменения, повышать качество трудовой жизни персонала, обеспечивать устойчивое положение на рынке, соблюдать требования законодательства и прочее. Внедрение современных систем качества невозможно без широкого активного участия в этом процессе всего персонала, вовлечения в обеспечение качества буквально каждого работника. При этом в организации необходимо осуществить целый комплекс мер по соответствующему повышению качества рабочей силы и ее функционирования, вовлечению в процесс формирования качества и


управления им персонала при обеспечении должной его мотивации. Решение проблем управления персоналом в организации, ориентированной на тотальное качество, становится, таким образом, частью проблемы внедрения современных систем качества, причем одной из наиболее значимых. Система управления персоналом должна отвечать требованиям, принципам TQM — всеобщего управления качеством, быть адекватной


TQM. При этом должны формулироваться и соблюдаться определенные требования к самой системе управления персоналом, ко всем ее составляющим, разрабатываться и реализовываться механизмы обеспечения соответствующего качества этой системы. Руководители ведущих российских предприятий, внедривших процессно-ориентированные системы менеджмента качества, считают, что успешность их разработки и совершенствования во многом определяется глубоким пониманием значимости приверженности руководства и сотрудников предприятия принципам


TQM; вовлеченности в работу по качеству всего коллектива и формирования системы лидерства; непрерывного обучения, направленного на формирование и развитие компетенций, необходимых сотрудникам для успешного выполнения профессиональной деятельности с учетом изменяющихся целей и задач предприятия, требований к качеству продукции и результативности бизнес-процессов. В подобных условиях система управления персоналом предприятия рассматривается как неотъемлемая часть


его системы менеджмента качества, а сотрудники воспринимаются руководством как источник интеллектуального потенциала, необходимого для обеспечения устойчивого развития предприятия. Максимальное использование интеллектуального потенциала персонала и достижение вовлеченности в работу по качеству всего коллектива становится возможным в случае обеспечения соответствия целей предприятия и его отдельных сотрудников; формирования атмосферы свободного обсуждения проблем и создания условий,


благоприятных для успешного труда; развития системы мотивации сотрудников к выполнению работ без ошибок с первого раза и учреждения программ непрерывного повышения квалификации. На основе анализа подходов различных специалистов к определению содержания деятельности по управлению персоналом предприятия, а также с учетом работы можно выделить три основные группы функций в системе управления персоналом в условиях TQM, тесно взаимосвязанные между собой:


1. Создание и поддержание корпоративной культуры качества на предприятии. Реализация функций первой группы подразумевает определение базовых ценностей качества на предприятии; выбор методов формирования и постоянного развития выделенных ценностей у руководителей и других сотрудников предприятия, в том числе и потенциальных; развитие в данном контексте взаимовыгодных отношений с образовательными учреждениями, являющимися одним из поставщиков квалифицированных кадров для предприятия.


К основным ценностям, которые должны поддерживаться большинством сотрудников предприятия, относят: - обязательность понимания и реализации миссии предприятия, поставленных целей и задач (в том числе в области качества) на всех уровнях управления, всеми сотрудниками предприятия; - ориентацию на требования и ожидания потребителей (внешних и внутренних) и других заинтересованных сторон в деятельности предприятия; - восприятие качества производимой продукции как одного из важнейших конкурентных преимуществ данного


предприятия и безусловный мотивационный приоритет качества продукции над количеством; - соблюдение принятых правил реализации и управления процессами, выделенными в СМК предприятия; - формирование культуры лидерства во всех подразделениях и службах предприятия; - добросовестное отношение к выполняемым работам и производимому продукту на каждом рабочем месте; - понимание важности группового решения проблем качества; - склонность к инновациям и изменениям в деятельности предприятия.


2. Формирование социальной структуры и обеспечение социально-психологической поддержки сотрудникам предприятия. Реализация функций второй группы в системе управления персоналом подразумевает: - адаптацию вновь поступивших на предприятие сотрудников к нормам и правилам производства, в том числе и к нормам, касающимся качества производимой продукции или услуги; - обеспечение персонала надлежащими производственными и бытовыми условиями, формирование социальной инфраструктуры предприятия; - реализацию программ социального


развития предприятия, направленных прежде всего на оказание помощи отдельным категориям социально незащищенных работников, и пр.; - обеспечение коррекционного воздействия на социально-психологический климат в коллективе, устранение внутренних конфликтов, стресса, неизбежных при трансформации деятельности предприятия в условиях внедрения новых ценностей TQM; - формирование и развитие системы мотивации персонала, в том числе и мотивации на производство качественного продукта, сокращение времени производственного цикла


и производственных издержек; - обеспечение взаимосвязи принятой системы материального и морального стимулирования персонала с системой оценки результативности труда и процессов системы менеджмента качества. 3. Формирование системы оперативно-кадрового управления персоналом предприятия. Реализация функций третьей группы подразумевает: - нормирование труда и численности различных категорий персонала, обеспечивающих производство продукции, соответствующей требованиям потребителя, в количестве,


удовлетворяющем реально существующий спрос на рынке; - планирование компетенций персонала, необходимых для успешного выполнения сотрудниками задач в профессиональной деятельности с учетом стратегии развития предприятия, требований к качеству выпускаемой продукции и результативности процессов системы менеджмента качества; - профессиональный отбор претендентов на рабочие места, в рамках которого акцент делается на определение компетентности потенциального работника, его обучаемости, а также непротиворечивости


его ценностной ориентации корпоративной культуре предприятия; - прием, увольнение, перемещение сотрудников с учетом реальной потребности подразделений предприятия в человеческих ресурсах соответствующего качества; - оценку персонала на основе сформированных критериев и методов, позволяющих получать информацию о степени соответствия требуемой и фактической компетентности сотрудника; - формирование системы управления карьерой работников предприятия, учитывающей их достижения в области качества; - обучение персонала,


ориентированное на непрерывную опережающую подготовку персонала к планируемым изменениям как в технико-технологическом, так и в организационном базисе производства и основанное на компетентностном подходе. Таким образом, в основу системы управления персоналом предприятия в условиях TQM должны быть заложены принципы достижения организационных целей за счет обеспечения требуемой ценностной ориентации сотрудников, необходимого производственного поведения, эффективного использования личностного


и интеллектуального потенциала каждого из сотрудников предприятия, непрерывного обучения, направленного на формирование и развитие требуемых компетенций сотрудников. Особое значение в системе управления качеством, базирующейся на концепции TQM, отводится роли управленческого персонала, его лидерству. Новое отношение к качеству должно начинаться сверху, c высших административных лиц организации, и распространяется


на каждый уровень руководства, на более низкий уровень руководителей и рядовых работников. Человек является центральной фигурой в системе управления качеством как организационной системы управления. Практически управление качеством начинается и заканчивается человеком, т.е. он субъект и объект управления в системе управления качеством. Все более важной задачей руководителя становится развитие персонала. Чтобы справляться с быстро меняющимися требованиями сотрудники должны уметь адаптироваться, развивать


у себя новые навыки. Способные работники — это те, кто может решать определенные задачи. Стандартные техники определения личности, позволяют учитывать следующие факторы: внешние данные, образование, мотивация и умственные способности кандидатов. Метод, ориентированный на решение задач, подвергается критике по ряду причин. В частности, анализ работы, как правило, зависит от постоянства предъявляемых требований к той или иной должности. В изменяющейся среде, где гибкость становится одной из важных характеристик


бизнеса, требования к той или иной должности могут постоянно меняться. Отбор, основывающийся только на способности кандидата выполнять строго определенные задачи, ставится под сомнение, потому что задачи могут коренным образом измениться. При обращении к TQM возникает вопрос о том, насколько процесс отбора в организации позволяет выявлять индивидов, обладающих навыками, которые могут оказать влияние на качество.


Стратегия TQM должна найти отражение в списке так называемых компетенций, которые учитываются при отборе персонала. Важность этого становится очевидной, когда мы принимаем во внимание, что существуют навыки, неразрывно связанные с общими чертами личности. Хотя мы и не пытаемся приуменьшить достоинства программ по развитию персонала на основе TQM, все равно необходимо подчеркнуть, что некоторые из навыков личности очень трудно привить тем работникам, которые не обладают ими на момент отбора.


Организации стремятся измерять компетентность с позиции двух взаимно дополняющих стратегий. Сначала к этой проблеме обращались при проектировании методов отбора; теперь компетентность используется, чтобы разрабатывать методы отбора или, по крайней мере, влиять на данный процесс. Это особенно хорошо видно из интервью при приеме на работу. Заметно увеличивается использование структурированных интервью, которые требуют, чтобы кандидаты приводили


примеры прошлых случаев, когда они вели себя определенным образом. При этом логика интервью такова: считается, что если кандидат представил свидетельства о том, что он/она проявил компетентность в прошлом, то он/она, вероятно, повторит это в будущем. Кроме того, предпринимаются попытки использовать целый спектр методов отбора там, где применялось одно лишь интервью. Чаще стали обращаться к центрам оценки, которые включают группу методов, предназначенных


для измерения компетентности, необходимой для той или иной должности. Как отмечалось выше, требования к работнику должны учитывать приверженность принципам TQM. Было бы слишком большим упрощением утверждать, что требования к работнику и методы отбора персонала, обусловленные принципами TQM, автоматически определяют процесс отбора. Данный процесс ориентирован на выявление наиболее подходящего человека для той или иной должности,


однако нет гарантий, что соответствующие методы будут использоваться правильно в любой ситуации. Чтобы гарантировать достижение хороших результатов, необходимо сам процесс отбора подвергать тщательной проверке. Для того, чтобы уменьшить сопротивление персонала изменениям, которые сопровождают процесс разработки системы менеджмента качества, руководство предприятия должно выстроить систему внутренних коммуникаций, посредством которой будет проводить разъяснительную работу среди сотрудников, объяснять


им цели, смысл и содержание происходящих изменений, знакомить с общими принципами системы менеджмента качества и целями предприятия в области качества. Также следует обучать сотрудников действовать в соответствии с новыми процессами и регламентами системы менеджмента качества. Заключение Переход к рыночным отношениям, приоритетность вопросов качества продукции и обеспечение ее конкурентоспособности повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма.


Это побуждает искать новые формы управления, развивать потенциальные способности персонала, обеспечивать его мотивацию к трудовому процессу. Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений деятельности организации и считается основным критерием ее экономического успеха, даже впереди совершенствования технического процесса (по значимости). Можно иметь отличную технологию, но при неквалифицированном персонале работа будет загублена. Таким образом, ключевой составляющей предпринимательства является управление


кадрами, технология управления персоналом. Система менеджмента качества может быть использована как эффективный инструмент не только совершенствования системы управления, но и ее существенной реорганизации. При этом легче и безболезненнее проходит процесс внедрения нововведений на предприятии: за счет использования постановки системы менеджмента качества, как "легенды изменений" при проведении реорганизации предприятия достигается существенное снижение сопротивления изменениям со стороны персонала.


Неформальный подход к внедрению систем менеджмента качества, лидерство высшего руководства, вовлечение персонала и привлечение квалифицированных специалистов в области качества помогают предприятиям максимально полно использовать возможности. Политика управления персоналом играет ведущую роль в любой эффективной стратегии TQM. В то же время сама система комплексного управления качеством предъявляет определенные требования к процедуре отбора персонала. Стратегия комплексного управления качеством и процедура отбора


должны быть взаимосвязаны, и эти связи должны быть четко выражены на каждой стадии отбора. Список используемой литературы 1. http://science-bsea.narod.ru/2007/ekonom _2007_2/bezrukih_vlijanie.htm 2. Биктимиров Р.Л Горохов В.А. и др. «Управление качеством и персоналом на промышленных предприятиях». М.: "Глобус", 2004. 3. Джордж С Ваймерских


А. «Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях». СПб.: "Виктория плюс", 2002. 4. http://www.top-personal.ru/ 5. Журнал "Качество. Инновации. Образование" №4, 2004. 6. Ефремов А.К. «Управление качеством. Учебное пособие». М.: Логос,2008



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.