Реферат по предмету "Математика"

Узнать цену реферата по вашей теме


Правильные многогранники или Платоновы тела

Управление образования г. Кунгура Научное общество учащихся V городской конкурс исследовательских и творческих работ учащихся Первые шаги. Секция математика Платоновы тела. Захаров Евгений МОУ Лицей 1 6 класс Шерстобитова Ольга Александровна, Учитель I категории МОУ лицей 1 Кунгур 2005 Управление образования г.


Кунгура Научное общество учащихся V городской конкурс исследовательских и творческих работ учащихся Первые шаги. Секция математика Платоновы тела. 6 класс Кунгур 2005 Оглавление. Введение с. 4-5 Глава 1. Основные понятия. с. 6-7 Глава 2. Исторические сведения о Платоновых телах. с. 8 Глава 3. Изготовление моделей правильных многогранников с.


9-13 Глава 4. Формула Эйлера. с. 14 Глава 5. Закон взаимности для Платоновых тел с. 15 Глава 6. Правильные многогранники вокруг нас с. 16-17 Заключение с. 18 Библиография с. 19 Приложение с. 20-21 Лист 1 портрет Платона Лист 2 портрет, биография Л. Эйлера Правильных многогранников вызывающе мало но этот весьма скромный по численности отряд сумел


пробраться в самые глубины различных наук. Л. Кэрролл. Введение. Самый веселый и замечательный праздник, который многие ждут с нетерпением, Новый год. С раннего детства любимое занятие большинства украшение праздничной лки. Новогодние стеклянные игрушки имеют свойство разбиваться, поэтому каждый год стоит проблема - покупка новых. А можно найти другой выход из положения сделать игрушки.


Кроме традиционных елочных украшений хлопушек и фонариков можно сделать геометрические игрушки. Особенно красивы модели правильных многогранников Платоновы тел сделанных из цветной бумаги. На рисунке изображены тетраэдр, гексаэдр, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр. Их форма образец совершенства А почему правильные многогранники получили именно такое название Какими особенностями они обладают Как изготовить модель какого-либо правильного многогранника


Где можно встретить эти удивительные тела Ответить на эти и другие вопросы цель данной работы. Основные понятия. Многогранник это геометрическое тело, ограниченное со всех сторон плоскими многоугольниками, называемыми гранями. Стороны граней рбра многогранника, а концы рбер вершины многогранника. По числу граней различают четырхгранники, пятигранники и т. д. Многогранник называется выпуклым, если он весь расположен по одну сторону от плоскости , каждой из


его граней. Выпуклый многогранник называется правильным, если все его грани одинаковые правильные многоугольники, в каждой вершине сходится одно и то же число рбер, а соседние грани образуют равные углы. Все правильные многогранники имеют разное число граней и названия получили по этому числу. Тетраэдр от тетра четыре и греческого hedra грань составлен из 4-х правильных треугольников, в каждой его вершине сходятся 3 ребра. Гексаэдр от греческого гекса шесть и hedra грань имеет 6 квадратных граней,


в каждой его вершине сходятся 3 ребра. Гексаэдр больше известен как куб от латинского cubus от греческого kubos. Октаэдр от греческого okto восемь и hedra грань имеет 8 граней треугольных, в каждой вершине сходятся 4 ребра. Додекаэдр от греческого dodeka двенадцать и hedra грань имеет 12 граней пятиугольных, в каждой вершине сходятся 3 ребра. Икосаэдр от греческого eikosi двадцать и hedra грань имеет 20 граней треугольных, в каждой вершине сходится 5 рбер. 5, с.267-269


Оказывается, что правильных многогранников ровно пять - ни больше ни меньше. Ведь для того, чтобы получить какой-нибудь правильный многогранник, в каждой вершине, согласно его определению, должно сходиться одинаковое количество граней, каждая из которых является правильным многоугольником. Сумма плоских углов многогранного угла должна быть меньше 360о, иначе никакой многогранной поверхности не получится. Перебирая возможные целые решения неравенств 60к 360, 90к 360 и 108к 360 к - число плоских


углов, сходящихся в одной вершине многогранника. доказывается, что правильных многогранников ровно пять. 2 Исторические сведения о правильных многогранниках. Древнегреческий философ Платон, 428 или 427 до н. э. 348 или 347, проводивший беседы со своими учениками в роще Академа Академ древнегреческий мифологический герой, которого, по преданию, похоронили в священной роще


недалеко от Афин, откуда и пошло название академия, одним из девизов своей школы провозгласил Не знающие геометрии не допускаются Правильные многогранники называют также Платоновыми телами. Хотя их знаки пифагорейцы за несколько веков до Платона. В диалоге Тимей он связал правильные многогранники с четырьмя основными стихиями. Тетраэдр символизировал огонь, т.к. его вершина устремлена вверх икосаэдр - воду, т.к. он самый обтекаемый


куб - землю, как самый устойчивый октаэдр - воздух, как самый воздушный. Пятый многогранник, додекаэдр, воплощал в себе все сущее, символизировал все мироздание, считался главным. Хотя правильные многогранники были известны пифагорейцам за несколько веков до Платона, их называют платоновыми телами. 4, с.340 Важное место занимали правильные многогранники в системе гармоничного устройства мира И. Кеплера.2 Изготовление моделей правильных многогранников.


Однажды обычный английский мальчик Джеймс, увлкшись изготовлением моделей многогранников, написал в письме к отцу Я сделал тетраэдр, додекаэдр и ещ два эдра, для которых не знаю правильного названия. Эти слова знаменовали рождение в пока не примечательном мальчике великого физика Джеймса Кларка Максвелла. Думается, что и вас, и ваших родных увлечт изготовление моделей геометрических тел. 4, с.23 Если поверхность многогранника разрезать по некоторым рбрам, а затем развернуть е на плоскости,


то получится фигура, которую называют разврткой многогранника. На следующем рисунке показано, как можно получить развртку куба. В зависимости от того, по каким рбрам сделаны разрезы, развртки могут быть разными. При изготовлении моделей многогранников были использованы следующие развртки. Есть ещ один способ изготовления многогранников, при котором они сплетаются из нескольких полосок бумаги.


Без применения клея модель приобретает жсткую структуру после того, как будет заправлен последний кусочек бумаги. Например, тетраэдр можно сплести из двух полосок состоящих из четырх равных правильных треугольников. 1 Согнм и разогнм каждую из полосок по пунктирным линиям, чтобы образовались сгибы. 2 Наложим тмную полоску на белую, как показано на рисунке. 3 Сложим из белой полоски тетраэдр. 4 Обернм тмной полоской 2 грани тетраэдра и оставшийся треугольник


вставим в щель между двумя белыми треугольниками. Куб можно сплести из 3-х полосок, разделнных на 5 квадратов. 1Вырежем 3 такие полоски белую, жлтую и красную. 2Сложим белую полоску так, как показано на рисунке. 3Обернм е жлтой полоской. 4Получим куб, у которого передняя и задняя грани белые, а остальные жлтые. 5Третью полоску красную пропустим сзади куба в щель между белой и жлтой полосками, согнм и конечные


квадраты также пропустим в щель между передней белой гранью и жлтой полоской. Из 3-х полосок разного цвета получается куб, у которого противоположные грани одинакового цвета. 3, с.41-44 Формула Эйлера. Подсчитаем число вершин В, граней Г, рбер Р запишем результаты в таблицу. Многогранник ВершиныГраниРбра ВГ-РТетраэдр4462Гексаэдр86122Октаэдр6812 2Додекаэдр2012302Икосаэдр1220302


В последней колонке для всех многогранников один и тот же результат ВГ- Р2. Доказал это удивительное соотношение один из величайших математиков Леонард Эйлер 1707 1783, поэтому формула названа его именем формула Эйлера. Этот гениальный учный, родившийся в Швейцарии, почти всю жизнь прожил в России, и мы с полным основанием и гордостью можем считать его соотечественником.


Самое удивительное в этой формуле, что она верна не только для правильных многогранников, но и для всех многогранников Ради интереса можно проверить это для нескольких наугад взятых многогранников. 3, с.42 Объект Форма Вершины Грани Рбра ВГ-РПирамида ХеопсаЧетырхугольная пирамида55855-82Здание лицея 1 г.КунгураПрямая призмапрямоугольный параллелепипед861286-122Например


Закон взаимности для Платоновых тел. У правильных многогранников есть интересная особенность своеобразный закон взаимности. Центры граней куба являются вершинами октаэдра, а центры граней октаэдра вершинами куба. Центры граней додекаэдра являются вершинами икосаэдра, а центры граней икосаэдра вершинами додекаэдра. Особняком от этих 4-х многогранников стоит тетраэдр если считать центры его граней вершинами нового многогранника, то вновь получится тетраэдр. Куб и октаэдр, додекаэдр и икосаэдр это две пары двойственных


многогранников. У них одинаковое число рбер 12 у куба и октаэдра 30 у додекаэдра и икосаэдра, а числа вершин и граней переставлены. Тетраэдр двойствен сам себе.5 Правильные многогранники вокруг нас. В книге немецкого биолога начала нашего века Э. Геккеля Красота форм в природе можно прочитать такие строки Природа вскармливает на своем лоне неисчерпаемое количество удивительных созданий, которые по красоте


и разнообразию далеко превосходят все созданные искусством человека формы. Так, например, одноклеточные организмы феодарии, имеют форму икосаэдра. Интересно и то, что именно икосаэдр оказался в центре внимания биологов в их спорах относительно формы вирусов. Вирус не может быть совершенно круглым, как считалось ранее. Чтобы установить его форму, брали различные многогранники, направляли на них свет под теми же углами,


что и поток атомов на вирус. Оказалось, что только один многогранник дает точно такую же тень - икосаэдр. Его геометрические свойства, о которых говорилось выше, позволяют экономить генетическую информацию. Правильные многогранники - самые выгодные фигуры. И природа этим широко пользуется. Кристаллы некоторых знакомых нам веществ имеют форму правильных многогранников. Так, куб передает форму кристаллов поваренной соли


NaCl, монокристалл алюминиево-калиевых квасцов имеет форму октаэдра, кристалл сернистого колчедана FeS имеет форму додекаэдра, сурьменистый сернокислый натрий - тетраэдра, бор - икосаэдра. Интересная научная гипотеза, авторами которой в начале 80-х годов явились московские инженеры В. Макаров и В. Морозов. Они считают, что ядро Земли имеет форму и свойства растущего кристалла, оказывающего воздействие на развитие всех природных процессов, идущих на планете.


Лучи этого кристалла, а точнее, его силовое поле, обусловливают икосаэдро-додекаэдрическую структуру Земли, проявляющуюся в том, что в земной коре как бы проступают проекции вписанных в земной шар правильных многогранников икосаэдра и додекаэдра. Их 62 вершины и середины ребер, называемых авторами узлами, обладают рядом специфических свойств, позволяющих объяснить некоторые непонятные явления. Если нанести на глобус очаги наиболее крупных и примечательных культур и цивилизаций


Древнего мира, можно заметить закономерность в их расположении относительно географических полюсов и экватора планеты. Многие залежи полезных ископаемых тянутся вдоль икосаэдрово-додекаэдровой сетки. Еще более удивительные вещи происходят в местах пересечения этих ребер тут располагаются очаги древнейших культур и цивилизаций Перу, Северная Монголия, Гаити, Обская культура и другие. В этих точках наблюдаются максимумы и минимумы атмосферного давления, гигантские


завихрения Мирового океана, здесь шотландское озеро Лох-Несс, Бермудский треугольник. Дальнейшие исследования Земли, возможно, определят отношение к этой красивой научной гипотезе, в которой, как видно, правильные многогранники занимают важное место. 2, с.2 Заключение. Исследовательская работа была интересной и разнообразной и заставила понять, что мир, окружающий нас,


подчиняется законам геометрии. В рамках работы над рефератом была изучена литература по теме, выявлены особенности правильных многогранников, изготовлены чертежи, развртки, модели правильных многогранников. Теория многогранников один из увлекательных и ярких разделов математики. В представленном реферате была рассмотрена только одна часть этой теории. Из правильных многогранников платоновых тел можно получить так называемые полуправильные многогранники,


или архимедовы тела их 13, гранями которых являются также правильные, но разноимнные многоугольники, а также звздные правильные тела их 4. Изучение этих многогранников может стать содержанием нового реферата. Библиография. 1.Дорофеев Г.В Петерсон Л.Г. Математика. 6 класс. Часть 3 М Баласс, 1988. 2.www.5ballov.ru 3.Шарыгин И. Ф Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия.Учебное пособие для


V VI классов. М Мирос 1992. 4.Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. М Аванта плюс, 2002. 5.Энциклопедия для детей. Я познаю мир.Математика. М Издательство АСТ, 1999.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гуманизм в коррекционном обучении
Реферат Детские дошкольные учреждения – сады-ясли
Реферат История в школе, плюсы и минусы преподавания
Реферат Дидактические функции проверки и учета знаний и умений, учащихся
Реферат Бригадный подряд на уроках труда портняжное дело
Реферат Воображение детей школьного возраста
Реферат Идеи развития в трудах Я.А.Коменского, М.Монтеня, Ж.Ж.Руссо
Реферат Этапы российской приватизации
Реферат Дежурство и работа детей на производстве
Реферат Воспитание и обучение детей раннего возраста
Реферат Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция
Реферат В.Парето и его теория элит
Реферат Литьё цветных металлов в металлические формы - кокили
Реферат О жанров0-хронологическом подходе изучения детской литературы
Реферат Учебно-воспитательная деятельность учителя. Личностные качества учителя (Доклад)