Реферат по предмету "Лингвистика"

Узнать цену реферата по вашей теме


классификация языков мира

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РЕФЕРАТ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ МИРА Автор подпись, дата Руководитель подпись, дата Йошкар-Ола, 2007 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Понятие классификации языков 2 Генеалогическая классификация языков 3 Крупнейшие семьи языков мира 7 3.1


Индоевропейская семья языков – 3.2 Кавказские языки 3.3 Уральские языки – 3.4 Алтайские языки 3.5 Афразийские (семито-хамитские) языки – 3.6 Семьи языков народов Юго-Востока Азии – 3.7 Малайско-полинезийская семья языков 3.8 Крупнейшие семьи языков коренного населения Америки – 4 Типологическая классификация языков 5 Ареальная классификация языков 13 6


Поиск новых видов классификации языков 14 Заключение 15 Список использованной литературы 16 ВВЕДЕНИЕ Каждая наука стремится получить обоснованные классификации изучаемых фактов. Ведь если получена доказательная классификация, это значит, что науке удалось увидеть и понять существенные свойства и признаки изучаемых явлений: классификация опирается на обобщение, а обобщение, в свою очередь, опирается на выделение во многих отдельных и разных предметах или явлениях


каких-то общих для них и существенных свойств или признаков. Наука о языке тоже ищет классификации, типологии языковых фактов. Она ищет и классификации целых языков, целых языковых структур [3, c. 256]. В настоящее время насчитывается более двух с половиной тысяч языков. Точное число языков не установлено, так как это очень трудный процесс.


До сих пор есть территории, слабо изученные в языковом отношении. К ним относятся некоторые районы Австралии, Океании, Южной Америки. Население таких районов обычно немногочисленно, живет небольшими изолированными друг от друга группами, языки их изучены слабо, и не всегда можно решить, говорят такие группы на разных языках или на разных диалектах одного и того же языка.


В странах с разноязычным населением также не всегда легко разграничить языки и диалекты [1, c. 271]. К XVI – XVII вв. в результате важных географических открытий европейцы познакомились со многими новыми языками. Среди этих языков были и такие, в которых обнаруживалось сходство с европейскими языками (санскрит и другие языки Индии), и такие, которые не имели сходства с прежде известными языками (языки центральной и южной частей Африки, языки Америки, Океании).


Это вызвало интерес не только к изучению языков, но и к систематизации их. Попытки классификации языков начинаются с XVI века. В 1538 г. вышла работа Гвилельма Постеллуса «О родстве языков». В 1610 г. выходит работа И.Ю.Скалигера «Рассуждение о европейских языках», в которой автор пытается наметить основные группы европейских языков. Вопросами классификации языков занимаются


Э.Гишар, Г.В.Лейбниц и другие лингвисты. Больших успехов в попытках группировки европейских языков достиг М.В.Ломоносов. В XIX в. уже выявились основные принципы классификации языков, в соответствии с которыми и были намечены основные группы и типы языков [1, c. 276]. 1 ПОНЯТИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКОВ Классификация языков – это подразделение языкового мира на группы по их существенным свойствам и признакам; распределение языков мира по определенным таксономическим


рубрикам в соответствии с принципами, вытекающими из общей цели исследования, и на основе определенных признаков. Проблема классификации языков возникает при их сравнительном изучении и мыслится иногда как его конечная цель, для достижения которой необходимо всестороннее рассмотрение систем сравниваемых языков в поисках наиболее существенных характеристик, которые кладутся в основу классификации (параметры классификации языков) – одномерной (по одному параметру) или многомерной (по нескольким параметрам) [8, c.


228]. К классификации языков можно подходить с различных точек зрения. Можно, например, подойти с географической точки зрения, т.е. группировать языки по их территориальному распространению: языки Америки, языки Океании, языки Австралии и т.п. Так поступают в тех случаях, когда языки слабо изучены, сведения о них недостаточны для другого, более глубокого подхода. Например, Д.Бринтон в 1891 г. предложил разделить все языки


Америки на пять основных групп: североатлантическую, северотихоокеанскую, центральную, южнотихоокеанскую и южноатлантическую. Бринтон учитывал различия в грамматическом строе языков, но в основе его классификации все же оказался внешний, чисто географический принцип. Географический подход используется и при других типах классификации для выделения более мелких групп (опять-таки когда сведения о языках еще недостаточны).


Например, внутри семьи языков банту (Центральная и Южная Африка) обычно выделяют семь групп, часто по территориальному признаку: северо-западная группа, северная группа, юго-восточная группа и т.д. В каждую из групп включается значительное число языков, имеющих общие признаки; например, для северо-западных языков характерна односложная форма префиксов и т.д. Но степень внутренней близости языков этих групп, отношения между группами таким подходом до


конца не раскрываются [1, c. 276]. Обычная классификационная процедура должна начинаться с констатации конкретного множества языков, обнаруживающих характерное структурное подобие. Далее он предполагает установление системной совокупности разделяемых ими признаков, то есть установление языкового типа. И, наконец, соотнесение с соответствующим классом всех выявляющих этот тип языков [7, с. 19]. Существуют различные классификации языков, среди которых основными являются генеалогическая,


типологическая и ареальная. 2 ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ Генеалогическая, или генетическая, (< греч. genealogia ‘родословная’) классификация языков сложилась в XIX столетии в результате работ многих ученых: Франца Боппа, Расмуса Раска, Якова Гримма, А.Х. Востокова и других. Особенно полное изложение генеалогическая классификация получила в вышедшей в 1861 – 1868 гг. работе


Августа Шлейхера, которая называлась «Компендиум (т.е. сокращенное изложение) сравнительной грамматики индогерманских языков». Уточнения и поправки в систему классификации языков вносились и позже и продолжают вноситься до сих пор [1, c. 277]. Генеалогическая классификация языков опирается на родство языков, происхождение из одного общего источника. Цель ее – определить место того или иного языка в кругу родственных языков, установить его генетические связи. Основным методом исследования является сравнительно-исторический


[2, c. 261]. По признаку исторического родства языки могут быть разделены на несколько крупных разрядов, именуемых обычно семьями, а семьи, в свою очередь, делятся на группы. Языки внутри одной семьи связаны близкими или далекими «родственными отношениями», а это значит, что в их структурах есть общие черты, которые можно было бы объяснить, приняв мысль о том, что все эти структуры восходят к некоему языку-предку, языку-основе. Языки, принадлежащие разным семьям, не обнаруживают признаков


исторического родства: в них нет слов и форм, имеющих общее происхождение (разумеется, кроме слов-заимствований, которые могут проникнуть из одного источника и в родственные и в неродственные языки) [3, c. 256]. Возможны также и промежуточные объединения: между семьей и группой - ветвь, или подсемья, между группой и отдельными языками - подгруппа. Несколько семей, связанных генетическим родством, могут объединяться в лингвистическую совокупность более высокого уровня - надсемью (иначе - макросемью, или филу).


Наконец, в пределах языка выделяются различные диалекты, а в пределах диалекта – говоры [9]. Материальная близость, материальное сходство прежде всего выражается в сходстве самих материальных элементах языка – корней, окончаний, притом не случайное сходство корней отдельных слов, а наличие целых групп слов с одинаковыми корнями. Например, во всех славянских языках обнаруживается большое сходство корней в названиях частей тела человека: русские голова, сердце; украинские голова, серце; белорусские


галава, сэрца; болгарские глава, сърце; сербские глава, срце; польские glowa, serce; чешские hlava, srdce. Аналогичные отношения в названиях времен года: русские лето, зима; украинские лiто, зима; белорусские лета, зiма; болгарские лято, зима; сербские льето, зима; чешские leto, zima [1, c. 278]. Сравнение языков; выделение общих слов, корней и т.п.; установление регулярных фонетических соответствий между языками; установление временной соотносительности и последовательности фонетических изменений;


восстановление предположительного звучания общих слов, корней и аффиксов в древности - вот те задачи, для решения которых в конце XVIII - начале XIX вв. потребовалось создание новой отрасли науки о языке - сравнительно-исторического языкознания. Уже на первых порах развития сравнительно-исторического языкознания возникла гипотеза о том, что сходство структур родственных языков, совпадения в словаре и грамматике можно было бы объяснить, приняв мысль о том, что все эти структуры восходят к одному общему языку-предку.


Французский ученый А. Мейе писал: "Два языка называются родственными, когда они оба являются результатами двух различных эволюций одного и того же языка, бывшего в употреблении раньше" [9]. Во всех языках существует устойчивый круг слов – «основной лексический фонд», охватывающий круг необходимых в любом человеческом обществе понятий. Без таких слов трудно себе представить человеческую речь. Это как бы своеобразный обязательный лексический минимум языка.


К нему относятся основные местоимения, первые числительные, основные термины родства, социальные термины, названия частей теле человека и важнейших явлений окружающего мира, глаголы, называющие основные действия, названия некоторых животных и растений и т.п. Совпадения в лексическом минимуме языков возможны лишь при наличии общего источника, т.е. при условии, что языки, в которых есть такое совпадение, развились из какого-то общего языка, существовавшего раньше.


Такой общий язык называют праязыком или языком-основой. Так все современные славянские языки когда-то были лишь диалектами одного общеславянского языка (праславянского языка), который существовал в I тысячелетии н.э. и был распространен на территории Восточной Европы, в районах западнее Днепра и восточнее Вислы. Современные германские языки восходят к общегерманскому (прагерманскому) языку, романские – к


общероманскому (прароманскому) и т.д. [1, c. 282]. Процесс распада праязыка имеет сложный, многоступенчатый характер. В связи с этим возникают различные степени близости языков. Чтобы лучше познакомиться с рубриками классификации по родству, рассмотрим более подробно существующие семьи языков. 3 КРУПНЕЙШИЕ СЕМЬИ ЯЗЫКОВ МИРА 3.1 ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ


СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ Индоевропейская семья языков – самая распространенная. Индоевропейские языки распространены большей частью в Европе, но они сейчас используются в Азии (например, в Индии) и Америке и даже в Австралии и Африке. Среди индоевропейских языков нам известны не только живые, но и мертвые языки – бесписьменные и письменные [4, c.


306]. В эту семью включаются более десяти групп (ветвей) языков: 1. Индийская группа, которая включает всего более 96 языков и состоит из трех подгрупп: северно-индийской, в которую входят все современные индийские языки Индии, Пакистана, Бангладеш и Непала; цейлонской и цыганской. Из мертвых индийских языков следует назвать санскрит, первые памятники которого восходят к


IV в. до н. э.; ведийский; пали; пракриты. 2. Иранская группа, в которую входит около 40 языков, объединяемых в четыре подгруппы: северо-западная, северо-восточная, юго-западная и юго-восточная. 3. Славянская группа, в ее состав входит 13 крупных современных языков и ряд мелких языков и диалектов. Славянские языки распределяются по трем подгруппам: южнославянской, западнославянской, восточнославянской. 4. Балтийская группа включает два современных (литовский и латышский) и мертвые (прусский и ятвяжский,


куршский) языки, которые обнаруживают близость к славянским языкам. Оба современных балтийских языка имеют письменность с XIV века на латинской основе. 5. Германская группа состоит из трех подгрупп: восточногерманской, западногерманской, северногерманской (скандинавской). Древнейшие письменные памятники - на готском языке (IV в. н. э.). 6. Романская группа подразделяется на четыре подгруппы: балкано-романскую, итало-романскую, галло-романскую


и иберо-романскую. Древнейшие письменные памятники на этих языках восходят к VIII-IX вв. Однако еще до этого времени в Европе был широко распространен латинский язык, который входит в италийскую группу – предшественницу современной романской группы [9]. Некоторые ученые включают в романскую группу также язык эсперанто, придуманный в 80-е годы XIX века варшавским доктором Л.Л. Заменгофом. Эсперанто обнаруживает большую близость к романским языкам


в области лексики и морфологии. К романской группе также причисляют идо (реформированный вариант эсперанто). 7. Кельтская группа состоит из трех подгрупп: гойдельской, бриттской и галльской. 8. Греческая группа представлена одним живым (новогреческим) и двумя мертвыми (древнегреческим и среднегреческим, или византийским). 9. Албанская группа включает в настоящее время один язык - албанский, положение которого в кругу индоевропейских языков пока остается неясным.


Письменные памятники на основе латинского алфавита с XV в. 10. Армянская группа состоит из двух языков: мертвого древнеармянского (грабар) и современного армянского (ашхарабар). Армянский язык сформировался в VII – VI вв. до н.э. 11. Тохарская группа, ее составляют два вымерших языка, так называемые тохарский А (турфанский, карашарский) и тохарский Б (кучанский), на которых говорило население северо-западного


Китая в конце первого тысячелетия н. э. Тохарские языки были распространены в Китайском Туркестане. 12. Анатолийская (хеттская) группа в настоящее время полностью исчезла. Анатолийские языки могут быть распределены по двум подгруппам: хетто-лидийской и лувийско-ликийской. В индоевропейскую языковую семью входят также некоторые ныне исчезнувшие языки Европы и Малой Азии, не обнаруживающие близости к названным группам индоевропейских языков и известные


лишь из фрагментарных надписей (фракийский, дако-мизийский, фригийский и другие языки) [9]. 3.2 КАВКАЗСКИЕ ЯЗЫКИ Кавказскими, или иберийско-кавказскими принято называть языки коренного населения Кавказа, отличающиеся рядом своеобразных черт в фонетике (обилие согласных, наличие гортанных звуков), лексике и грамматике (эргативный тип предложения и т.п.) [1, c. 297]. Кавказская семья языков состоит из трех групп:


1) западной, включающей в себя абхазскую и черкесскую подгруппы; 2) восточной, состоящей из нахской и дагестанской подгрупп; 3) южной, объединяющей картвельские (иберийские) языки. 3.3 УРАЛЬСКИЕ ЯЗЫКИ На северо-востоке Европы и на значительной части севера Азии распространены языки, условно называемые уральскими, т.к. в прошлом они были тесно связаны с территорией


Приуралья. Большинство ученых первоначальной родиной этих языков считают районы, лежащие между излучиной Волги и Уральским хребтом [1, c. 299]. Уральская семья языков включает две группы: 1) финно-угорскую (угро-финскую), куда входят угорская, прибалтийско-финская пермская и волжская ветви; 2) самодийскую: ненецкий, нганасанский, энецкий и селькупский языки. 3.4 АЛТАЙСКИЕ ЯЗЫКИ По мнению некоторых ученых, уральской семье языков родственна алтайская семья языков.


В алтайскую семью языков в настоящее время принято объединять три считавшиеся ранее самостоятельными языковые семьи: тюркскую, монгольскую и тунгусо-маньчжурскую, однако такое объединение признается не всеми исследователями. Распространены эти языки в зарубежной Азии и в странах бывшего СССР. Материальная общность алтайских языков обнаружена при сопоставительном изучении лексики и отчасти морфологии; однако являются ли они ареальной и типологической общностью или


генетической – это составляет сейчас серьезную историко-лингвистическую проблему. Не определено генетическое место японского и корейского языков [4, с.317]. 3.5 АФРАЗИЙСКИЕ (СЕМИТО-ХАМИТСКИЕ) ЯЗЫКИ На севере Африки и в Аравии распространены многочисленные семито-хамитские языки. Семито-хамитскиая семья языков делится на пять больших ветвей или групп: семитскую, берберо-ливийскую,


египетскую, кушитскую и чадскую. Примерно четвертая часть населения Африки говорит на языках обширной семьи банту, которые отличаются большой однородностью. Большой внутренней близостью характеризуются языки семьи манде, распространенные в Западном Судане. Гвинейская семья объединяет несколько десятков языков, которые принято делить на три группы: кру, ква, канури. В бассейне Верхнего Нила распространены языки нилотской семьи [1, с.294].


3.6 СЕМЬИ ЯЗЫКОВ НАРОДОВ ЮГО-ВОСТОКА АЗИИ Восточная и юго-восточная часть Азии заселена носителями многочисленных языков, которые объединяются в несколько крупных семей и групп: 1. Китайско-тибетская семья языков делится на несколько групп: китайскую, являющуюся наиболее крупной; таи-чжуаньскую на юге Китая и в Индокитае; группу мяо-яо в южных провинциях Китая и на севере Вьетнама, Лаоса и Таиланда (в горных районах); тибето-германскую группу в


Западном и Юго-Западном Китае, Индокитае, Индии и Непале; вьетнамскую группу, которую некоторые ученые выделяют из китайско-тибетской семьи языков, считая переходной между китайско-тибетской и семьей мон-кхмер. 2. Семья мон-кхмер. Ее языки распространены в Камбодже, Вьетнаме, Таиланде. Крупнейшим языком здесь является язык кхмер – официальный язык Камбоджи с письменными памятниками от VI – VII вв.н.э.


Условно эти языки делят на две группы: горных кхмеров (мнонги, куи, суи и другие) и горных монов (ва, кхму, футень). 3. Семья мунда, на языке которой говорят народы, живущие в горных районах Центральной Индии. Языки мунда – языки древнейшего населения Южной Азии, все он бесписьменные, хотя некоторые из них до сих пор широко используются [1, с.308]. 4. Дравидские языки. Народы, говорящие на этих языках, населяют южную часть


Индии, отдельные группы носителей языков встречаются на о.Цейлоне, в Пакистане и Афганистане. Среди дравидских языков выделяют ряд крупных языков: тамил, малаялам, каннара, телугу [1, c.309]. 3.7 МАЛАЙСКО-ПОЛИНЕЗИЙСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ Занимает третье место в мире по числу говорящих на этих языках. Малайско-полинезийские языки распространены от Индонезии до


Мадагаскара. Народы, говорящие на этих языках, заселяют многочисленные острова Юго-Восточной Азии, полуостров Малакку и некоторые районы на юго-востоке Индокитая. Эта семья включает в себя четыре больших группы, или ветви языков: 1) индонезийская (малайская) группа, которая делится на шесть подгрупп: западную, яванскую, даякскую, южносулавесийскую, филиппинскую и мадагаскарскую; 2) полинезийская группа, состоящая из языков тонга


и ниуэ, маори, гавайского и таити, самоа, увеа и других языков; 3) микронезийская группа: науру, маршаллский, понапе, трук и другие языки; 4) меланезийская группа: фиджи, буготу, нгола [5, c. 437]. 3.8 КРУПНЕЙШИЕ СЕМЬИ И ГРУППЫ ЯЗЫКОВ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ АМЕРИКИ Многочисленные языки коренного населения


Америки – очень разнообразны по характеру и с трудом поддаются классификации. Некоторые исследователи стремятся доказать родство большинства американских индейских языков между собой, другие, наоборот, преувеличивают разнообразие и пестроту языков коренного населения Америки. Для языков Северной Америки в настоящее время принята классификация Э.Сепира, по которой все североамериканские языки делятся на шесть больших семей: эскимосско-алеутская


семья, алгонкинско-вакашская семья языков, семья сиу-хока, семья на-дене, атапакская семья, семья пенути. Таньо-юто-ацтекская семья языков объединяет языки юго-запада Америки с языками Мексики и Центральной Америки. Также здесь распространены и другие семьи языков. Из них особенно выделяется большая семья соке-майя, представленная языками майя и соке. Одной из наиболее распространенных семей языков народов


Южной Америки является семья чибча, на языках которой говорит население Панамского перешейка и юго-западной части Южной Америки. В аравакскую семью объединяется около ста языков индейцев, заселявших когда-то обширнуюобласть в бассейне реки Ориноко и в Левобережье Амазонки. Многочисленны были и языки семьи тупи-гуарани. Широко распространен в Южной Америке и язык кечуа, относящийся вместе с языком аймара к группе языков


кечуа [1, c.316]. 4 ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ Типологическая (первоначально известная как морфологическая) классификация языков – это классификация, устанавливающая сходства и различия языков в их наиболее важных свойствах грамматического строя (не зависящих от генетического родства). Это классификация базируется на понятии сходства (формального и/или семантического) и соответственно различия языков. Она основывается прежде всего на особенностях структуры


языков, в частности, на признаках морфологического строения слова, способах соединения морфем, роли флексий и аффиксов в образовании грамматических форм слова и в передаче грамматического значения слова [2, с. 261]. Типологическая классификация ставит перед собой две цели: в наиболее обобщенном виде свести всё многообразие языков к ограниченному количеству языковых типов и дать целостное представление о структуре любого отдельно взятого языка. Последнее возможно лишь тогда, когда классификация носит характер цельносистемной,


то есть охватывает максимальное количество языковых уровней [10]. Разработка этой классификации началась в первом десятилетии XIX века (Ф. Шлегель), затем последовало разделение языков на изолирующие, агглютинативные и флективные (в современной терминологии; А. В. Шлегель), выделение инкорпорирующих языков (В. фон Гумбольдт), работы А. Шлейхера и Х. Штейнталя (50–60-е годы),


Ф.Ф. Фортунатова (рубеж XIX–XX веков), Фр.Н. Финка (первая треть ХХ века). Мало изменившаяся с тех пор (стандартные типы – изолирующий, агглютинативный, инкорпорирующий и флективный, иногда выделяют также основоизолирующие и агглютинативно-флективные языки), эта классификация игнорирует контенсивный аспект исследования. Содержательно ориентированные (контенсивные) типологические исследования в основном появляются в 30–40-х гг. ХХ века в


СССР, хотя предпосылки к этому появляются уже с XIX столетия (выделение эргативных языков, обособление номинативных). Среди исследований ХХ века нужно отметить работы И.И. Мещанинова и Г.А. Климова [10]. По морфологической классификации языки делятся на четыре типа: изолирующие, агглютинативные, флективные и полисинтетические (инкорпорирующие). 1. Изолирующие (или аморфные) языки определяются как языки, для которых характерны отсутствие словоизменения


и соответственно формообразующих аффиксов. Связь между словами менее грамматична, но грамматически значим порядок слов и их семантика. Слова, лишенные аффиксальных морфем, как бы изолированы друг от друга в составе высказывания. В синтаксической структуре чрезвычайно важен порядок слов: подлежащее всегда стоит перед сказуемым, определение – перед определяемым словом, прямое дополнение – после глагола [2, с. 263]. 2. Агглютинативные языки пользуются аффиксами не только для словообразования, но и для словоизменения,


т.е. связь слов, отношения между словами здесь выражаются в самом слове. Слово оказывается многоморфемным, но границы между отдельными морфемами сохраняются довольно четко, состав слова ясен. Отчетливо выраженная тенденция к сохранению ясных границ между морфемами препятствует возникновению значительных звуковых изменений на стыках морфем. Ясность границ между морфемами и устойчивость форм морфем делает прозрачной структуру слова в агглютинативных


языках. Для языков такого типа характерна большая устойчивость корня, который в именительном падеже выступает в чистом виде, а в косвенных падежах, соединяясь с падежными аффиксами, сохраняет свою звуковую форму. К агглютинативным языкам относятся уральские (финские, уорские, самодийские), алтайские (тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские), банту и другие семьи и группы языков в Африке, Азии и Америке. Это один из наиболее распространенных и устойчивых типов языков [1, c.321].


3. Флективные языки в отличие от агглютинативных характеризуются возможностью изменения морфем вне зависимости от фонетических условий. Здесь нет характерного для агглютинативных языков однозначного соответствия между аффиксом и его значением. Аффикс может быть носителем нескольких значений. В то же время одно и то же грамматическое значение может быть выражено разными аффиксами. В языках данного типа словоизменение происходит при помощи флексии (окончания), которая выражает несколько


грамматических значений. В флективных языках корень (основа) слово самостоятельно не употребляется, между собой корни слова и аффиксы тесно связаны. Флективные языки подразделяются на аналитические и синтетические в зависимости от того, какие средства выражения грамматических значений в них преобладают. К флективным языкам относятся индоевропейские, в т.ч. и русский язык, и семито-хамитские языки [1, c.322]. 4. Полисинтетическими (от греческого polys – много и synthesis – соединение), или инкорпорирующими,


языками называются языки, в которых обозначения объектов действия, обстоятельств действия, а иногда и указание на субъект действия могут выражаться особыми словами-аффиксами, входящими в состав глагольной формы. Такое включение и называется инкорпорацией (от латинского incorporate – присоединять, включать). В полисинтетических языках есть и отдельно употребляемые слова, причем они часто отличаются от слов-аффиксов, используемых при инкорпорировании. Объединяются морфемы в большом слове полисинтетических


языков по принципу агглютинации, но в этих возможна и внутренняя флексия. К полисинтетическим языкам относятся палеоазиатские языки Сибири и большинство языков коренного населения Америки [1, c.323]. 5 АРЕАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ В языкознании ученые по-разному рассматривают вопрос о классификации языков мира, многие исследователи наряду с общепризнанными генеалогической и типологической классификациями


выделяют и третий вид классификации языков – ареальную (географическую). Она занимает хотя и автономное, но промежуточное положение между двумя указанными классификациями. Ареальная классификация языков возможна и для идиомов внутри генеалогической классификации языков (например, полесский ареал, охватывающий белорусско-украинские диалекты), и для языков разной генетической принадлежности (например, карпатский ареал венгерско-славянских диалектов).


В ареальной классификации важную роль играют признаки, связанные с контактными явлениями. Ареальная классификация возможна и внутри одного языка применительно к его диалектам, она лежит в основе лингвистической географии [8, с. 228]. Географическая классификация связана с местом распространения (первоначального или позднего) того или иного языка (или диалекта). Цель ее – определить ареал языка (или диалекта) с учетом границ его языковых особенностей.


Основным методом исследования является лингвогеографический [2, с. 261]. При генетическом подходе к классификации языков оперируют такими категориями, как семья, ветвь, группа и т.п. При типологическом – тип, класс. А при ареальном – ареал зона (например, зона переходных говоров). Особую категорию ареальной классификации языков образуют языковые союзы. Только генеалогическая классификация носит абсолютный характер, когда каждый язык принадлежит в одной


определенной генеалогической группировке и не может изменить эти принадлежности; случаи ошибочного отнесения языка к одной семье или группе с последующим переносом в другую семью в расчет не принимаются. Типологическая классификация языков в свою очередь всегда относительна и исторически изменчива ввиду изменчивости самой структуры и ее территориального осмысления. Ареальная же классификация языков обладает большей или меньшей устойчивостью в зависимости от характера


параметров классификации. Только для ареальной классификации существенна территориальная локализация идиомов, тогда как генеалогическая и типологическая классификации строятся независимо от пространственного размещения языков [8, с.228]. Таким образом, ареальная классификация заключается в изучении языковой карты мира, языковой характеристики разных стран, а также распространения отдельных языков или групп языков [4, с. 285]. Во второй половине XX века повысился интерес ученых к проблемам ареальной классификации.


6 ПОИСК НОВЫХ ВИДОВ КЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКОВ Может быть, полезно было бы задуматься и над вопросом о том, нельзя ли получить иные классификации языков. По-видимому, можно. Попытки получить иные классификации делались, и они продолжаются и по сей день. Одна из них принадлежит Н.Я.Марру, который думал разделить языки на типы в зависимости от стадии развития. Однако это попытка пользы науке не принесла, потому что была беспочвенной.


Видимо, иные классификации могут быть построены на основе устойчивых и существенных признаков фонетической, словообразовательной, семантико-лексической и синтаксической структуры языков [3, c. 263]. Кроме трех основных типов классификаций, иногда выделяют функциональную (или социальную), а также культурно-историческую классификацию. Функциональная классификация языков является многомерной. Она учитывает три основания деления: 1) связь языка с народом, которому он принадлежит;


2) функции, которые язык выполняет в обществе; 3) распространенность языка за пределами основной этнической области [4, с. 286]. Данная классификация исходит из сферы функционирования языка. Она базируется на изучении актов речи и типов языковой коммуникации. В соответствии с этой классификацией языки делятся на естественные, являющиеся средством общения (устные и письменные языки) и искусственные, т.е. не воспроизводящие форм естественных языков графические языки,


применяющиеся в сфере науки и техники. Сравнительно-исторические исследования позволили установить культурно-историческую периодизацию развития языков и построенную соответственно данной периодизации культурно-историческую классификацию языков. Культурно-историческая классификация языков соединяет учение об истории развития разных родов и видов словесности с историей нормализаторской деятельности [6, c.273]. Культурно-историческая классификация рассматривает языки с точки зрения их отношения к истории культуры.


В соответствии с этой классификацией, учитывающей историческую последовательность развития культуры, выделяются бесписьменные, письменные языки, литературные языки народности и нации, языки межнационального общения [2, с. 262]. Данная классификация подводит к идее сравнительно-исторического изучения нормализаторской работы и самой нормы. В этом исследовании должен быть как сравнительный аспект – сопоставление разных по происхождению филологических культур, так и исторический аспект – исследование истории развития одной


и той же филологической традиции [6, c. 274]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На земле насчитывается около 3000 языков. Эти языки отличаются как распространенностью и социальными функциями, так и особенностями фонетического строя и словарного состава, морфологическими и синтаксическими характеристиками. Задача общего языкознания как раз и состоит в том, чтобы систематизировать языки, разработать их лингвистическую типологию [4, c. 285].


Было бы, вероятно, излишним подчеркивать ту огромную организационную роль, которую играют в современной лингвистике различные классификации языков мира. Это не только компактная фиксация множества раскрытых наукой внутренних связей последних, но и определенный ориентир в их последовательном исследовании. Уже длительное время разрабатываемые в науке о языке генеалогическая (генетическая) и типологическая классификации, к которым позднее была присоединена и ареальная, строились обычно параллельно, но по


существу совершенно независимо друг от друга [7, c. 6]. Поиски рациональных основ классификации языков мира продолжаются оставаться одной из актуальных задач общего языкознания. Несмотря на значительное количество работ, посвященных вопросу классификации языков, до настоящего времени не удалось создать такую систему, при которой можно было бы без натяжек и противоречий распределить все известные языки. Объясняется это не только большим количеством языков,


распространенных на земном шаре, но и тем, что лингвисту, изучающему существующие (и существовавшие) языки, приходится иметь дело с фактическими данными очень несходными и очень различными по самой своей сути. Приходится также учитывать, что сложность структуры, множественность признаков и их разнохарактерность для языка как явления действительности. Плану содержания противостоит план выражения, но модели этого последнего распределяются по различным аспектам системы языка.


Поэтому основания для той или иной классификации языков могут выбираться, исходя из тех или иных категориальных признаков или форм существования языка, что приводит к необходимости всестороннего рассмотрения тех форм описания и классификации языков, которые в наилучшей форме могли бы передать все существующие характеристики языка как явления объективной действительности [7, с. 6]. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 Баранникова,


Л.И. Введение в языкознание. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1973. – 384 с. 2 Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учеб. пособие для педагогических вузов/Т.И. Вендина. – М.: Высш.шк 2003. – 288 с. 3 Головин, Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1973. – 320 с.


4 Кодухов, В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1979. – 351 с. 5 Реформатский, А.А. Введение в языковедение/Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 536 с. 6 Рождественский, Ю.В. Курс лекций по языкознанию: Учебное пособие. – М.: ИКД «Академкнига», ООО «Добросвет» 2002. – 344 с.


7 Теоретические основы классификации языков мира/Под ред. В.Н. Ярцевой. – М.: Наука, 1980. – 207 с. 8 Языкознание. Большой энциклопедический словарь/Под ред. В.Н. Ярцевой. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 688 с. РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ: 9 Генеалогическая классификация языков: новые исследования. http://www.erudition.


ru/referat/ref/cat. 301.html 10 Панфилов, К.С. Стадиальная типологическая классификация языков: опыт построения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социальная реабилитация детей из семей алкоголиков
Реферат Социально психологические факторы правонарушений несовершеннолетних
Реферат Социально психологическая характеристика конфликтов
Реферат Социальная психология как наука
Реферат Социальная типичность эмоций и эмотивные языковые средства
Реферат Социальные и психологические аспекты жизни города на примере Оренбурга
Реферат Социально-педагогическое сопровождение адаптации дошкольников к условиям детского сада
Реферат Современные представления о переживании
Реферат Соціально-психологічна компетентність дітей дошкільного віку
Реферат Социально-психологические основы общения
Реферат Социальная психология в коллективе
Реферат Современные теории антропологической психологии
Реферат Социально-психологическая адаптация младших подростков
Реферат Социальный интеллект 3
Реферат Соціально психологічний тренінг як засіб активного впливу