Реферат по предмету "Москвоведение"

Узнать цену реферата по вашей теме


Красная площадь

История создания и интерьер архитектурных памятников Красной площади. Красная площадь известна в летописях с 1434 года и является древнейшей площадью Москвы вне стен Кремля и крупнейшей среди возникших в средневековье площадей европейских городов. Лишь площади позднее возникших городов приближаются к ней размерами.
Первоначально по сложившейся традиции эта площадь именовалась Торгом. Название «красная», т. е. «красивая», впервые встречается лишь в 1662 году. Если западная граница площади определилась ещё в конце XV столетия, то другие границы лишь постепенно закрепили своё окончательное положение. Так, в 1555-1560 годах возведением собора Покрова «на рву» была установлена южная граница площади, в 1595 году постройкой первых каменных торговых рядов определена восточная, и в том же столетии строительством деревянного здания Земского приказа была установлена северная граница. После пожара 1812 года и изгнания Наполеона около восточной кремлевской стены был засыпан ров, и по проекту архитектора О. Бове перестроено здание Верхних торговых рядов. Современный облик Красная площадь получила в конце XIX века, когда были возведены новые Верхние торговые ряды (1889-1893, архитектор А. Померанцев) и здание Государственного Исторического музея (1874-1883, архитектор В. Шервуд). Собор Василия Блаженного был поставлен на площади в честь взятия Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного, означавшего окончательное освобождение страны от татарского ига. Возле этого собора установлен первый скульптурный памятник Москвы, созданный И. Мартосом в 1818 году героям освобождения Москвы от иностранных интервентов начала XVII века Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Мавзолей В. И. Ленина, каким мы его видим сейчас, был создан не сразу. Первоначально на его месте существовала деревянная постройка, спроектированная А. В. Щусевым 22 января 1924 года. В мае того же года она была заменена деревянным строением, просуществовавшим до 1929 года - начала возведения нынешнего гранитного здания Мавзолея (окончено в 1930 г.). Расположенный на Красной площади Государственный Исторический музей является крупнейшим в России хранилищем памятников отечественной истории. Он был основан в 1870-х годах и открыт для всеобщего посещения в 1883 году. Особенностью его экспозиций является их тематический характер, охватывающий целые эпохи русской истории. В числе экспонатов Исторического музея находится саркофаг начала III века до н. э., обнаруженный в окрестностях города Тамани в 1916 году. Выполненный из мраморного монолита, он напоминает храм античной Греции. В музее сохраняется знаменитое Мстиславово евангелие. Древнейшее (1103-1117) произведение русского книжного искусства, эта пергаментная рукопись выполнена для новгородского князя Мстислава и украшена многоцветными миниатюрами; оклад рукописи выполнен из золотых пластин с тончайшим орнаментом. Музей располагает наиболее полным в России собранием памятников русской письменности, начиная с XI века («Изборник» Святослава, ранний список «Русской правды» и т. п.), коллекциями русской мебели XVI-XX веков, богатейшими коллекциями черни по серебру. На Красную площадь выходит ряд кремлёвских башен: Никольская, Сенатская, Спасская, Царская, Константино-Еленинская и Беклемишевская. Никольская башня была построена в 1491 году Пьетро Антонио Солари и позже неоднократно изменяла свой облик. В начале XIX века её верх был перестроен в духе готики, а в октябре 1917 года она сильно пострадала от артиллерийского обстрела. По указанию В. И. Ленина эту башню в 1918 году реставрировал архитектор Н. Марковников. Спасская башня наряду с четырьмя другими кремлёвскими башнями завершается рубиновой звездой. Она построена под руководством Солари в 1491 году в оборонительных целях, о чём свидетельствует сохранившаяся на ней стрельница. Верхние увенчанные шатром ярусы этой башни были надстроены в 1624-1625 годах Баженом Огурцовым и Христофором Галовеем. Тогда же на ней были установлены первые часы с боем, которые в 1851-1852 годах были заменены изготовленными братьями Н. и П. Бутеноп Курантами. Диаметр циферблата Курантов составляет более 6 метров. В 1917 году часы были повреждены, а в 1918 году - восстановлены по предложению В. И. Ленина Н. В. Беренсом, после чего они стали исполнять мелодию «Интернационал». За Спасской башней кремлёвская стена образует зубчатые ступени, среди которых расположена самая маленькая кремлёвская башня – Царская. Её высота около 17 метров, она построена в 1680 году и по форме напоминает нарядный русский теремок. Константино-Еленинская башня сохранила следы позднее заложенных проездных ворот, частично скрытых земляной насыпью, а угловая Беклемишевская башня интересна своим изящным шатром, надстроенным в XVII веке и смягчившим суровый характер часто подвергавшейся нападениям кремлёвской стены. Названная башня была возведена Марко в 1487 году. Во время октябрьских боёв 1917 года её верхний шатёр был повреждён, но позднее его восстановили по указанию В. И. Ленина. 2.4. Ближайшее окружение Кремля и Китай-города. Ближайшее окружение Кремля и Китай-города – это цепь площа­дей, полукольцом охватывающих эту часть Москвы. Их наличие обусловлено требованиями обороны: открытое незастроенное пространство было необходимо для обстрела врага с крепостных стен. В числе упомянутых площадей бывшие Манежная, Воскресенская, Театральная, Лубянская и Варварская площади, а также Боровицкая, Новая и Старая площади. Театральная площадь была спланирована О. Бове в 1816-1824 годах как вторая в Москве площадь после Красной. Её главной доминантой является здание Большого театра, выстроенное тем же архитектором в 1821-1824 годах по переработанному проекту А. Михайлова. После пожара в 1853 году это здание было восстановлено архитектором А. Кавосом, придавшим его внешнему облику большую дробность. Пятиярусный театр впечатляет большой вместимостью (свыше 2 тысяч человек), красным бархатом обивки с золотом лепных украшений и великолепной акустикой. История театра знает имена многих исполнителей с мировыми именами: А. О. Бантышева, Н. В. Лаврова, Л. В. Собинова, А. В. Нежданова, Ф. И. Шаляпина и других. История балетного искусства Большого театра складывалась с участием балетмейстера А. П. Глушковского, балерин Е. А. Санковской и П. П. Лебедевой. Во второй половине XIX века на сцене Большого были поставлены произведения П. И. Чайковского: «Лебединое озеро» (1877), «Евгений Онегин» (1881), «Мазепа» (1884) и «Пиковая дама» (1891), исполнялись также произведения композиторов «Могучей кучки»: «Борис Годунов» (1888) М. П. Мусоргского; «Снегурочка» (1891) и «Ночь перед Рождеством» (1898) Н. А. Римского-Корсакова, а также «Князь Игорь» (1898) А. П. Бородина. Наряду с русским репертуаром в Большом ставились в то время лучшие произведения Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе и Р. Вагнера. В Большом театре творили мастера театрально-декоративной живописи А. М. Васнецов, А. Я. Головин и К. А. Коровин.
В 1935 году на сцене Большого театра были поставлены оперы «Тихий Дон» и «Поднятая целина» (1937) И. И. Дзержинского; в советское время с его подмостков звучала русская классика - «Иван Сусанин» (1939) и «Руслан и Людмила» (1937) М. И. Глинки. В то время на сцене Большого театра выступали известные певцы Л. В. Собинов, Д. В. Нежданова, Н. А. Обухова, В. В. Барсова, И. С Козловский, С. Я. Лемешев, А. С. Пирогов, М. П. Максакова; дирижеры М. М. Ипполитов-Иванов, Н. С. Голованов, С. А. Самосуд. Театр известен и именами знаменитых балерин О. В. Лепешинской и Г. С. Улановой.
В советское время Большой театр был местом проведения ряда съездов и конференций: в нём проводились I-VII съезды Советов, Ι-ΙΙΙ конгрессы Коминтерна, более 30 раз выступал В. И. Ленин; здесь был утвержден план ГОЭЛРО (1920) и провозглашён Союз Советских Социалистических Республик (1922). Рядом с Большим театром расположено здание Малого театра, созданное в 1821-1824 годах как частный дом архитекторами А. Ф. Элькинским и О. И. Бове и перестроенное внутри для театра по проекту К. А. Тона в 1838-1840 годах. Днём рождения театра считается 14 (26) октября 1824 года, когда драматические спектакли впервые были перенесены со сцены Большого в здание Малого театра. На сцене этого театра выступали известные исполнители М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, И.В. Самарин и С. В. Шумский. В 1850-1870-е годы основным содержанием репертуара Малого театра становятся пьесы драматурга А. Н. Островского (47 пьес); к этому театральному периоду относится деятельность актёров П. М. Садовского и Г. Н. Федотовой. На рубеже XIX-XX веков с судьбой театра были связа­ны имена М. Н. Ермоловой, А. П. Ленского, А. И. Южина и А. А. Яблочкиной. В 1926 году на его сцене ставится «Любовь Яровая» К. А. Тренёва - этапный спектакль в истории советского театра. В 1929 году перед фасадом Малого театра скульптором Н. А. Андреевым был установлен памятник А. Н. Островскому. Вблизи бывшей Театральной площади располагается Колонный зал, известный как место проведения концертов лучших исполнителей. Зал был построен в конце XVIII века М. Ф. Казаковым, имеет площадь около 1 тыс. кв. м. и окаймлён по периметру колоннадой коринфского ордера, образующей боковые проходы. Рассмотренная площадь объединяется с площадью Революции, образованной в 1818-1820-х годах после заключения протекающей здесь реки Неглинной в подземный коллектор. Современный облик эта площадь приобрела в конце XIX - начале XX века. На южной стороне площади выделяется каменное здание 1679 года, в состав которого вошла палата от существовавшего здесь в XVI веке Печатного двора. Известным памятником площади является также ансамбль Заиконоспасского монастыря, в котором с 1687 года свыше 100 лет находился первый русский вуз - Славяно-греко-латинская академия, где учились М. В. Ломоносов и В. И. Баженов. Главным строением на площади Революции является здание музея В. И. Ленина, возведённое в 1890-1892 годах архитектором Д. Чичаговым. Здесь собраны все документы, характеризующие жизнь и деятельность вождя мирового пролетариата. Бывшая Театральная площадь соединена также с созданной в 1932-1938 годах площадью 50-летия Октября, открывающей обзор зданий Манежа и Московского государственного университета. Здание Манежа было возведено в 1817 году в память победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Оно сохранило уникальную систему деревянных стропильных форм, дополненных в 1940-х годах металлическими элементами. Архитектурная отделка Манежа выполнена под руководством О. И. Бове. Сейчас здесь располагается Центральный выставочный зал, в котором проводятся выставки произведений российских и зарубежных мастеров. Московский университет является старейшим русским университетом страны – он основан М. В. Ломоносовым в 1755 году. С историей университета связаны имена Новикова и Радищева, Грибоедова и Лермонтова, Белинского и Герцена, Тургенева, Чехова и Тимирязева. Его здание построено М. Ф. Казаковым в 1786-1793 годах, но после пожара 1812 года оно в 1817-1819 годах восстанавливалось архитектором Д. И. Жилярди с изменением главного фасада. Центр этого фасада выделяется гармоничным восьмиколонным дорическим портиком, перед которым находятся памятники А. И. Герцену и Н. П. Огарёву, установленные в 1922 году скульптором Н. А. Андреевым. Слева от улицы Герцена располагается новое здание университета, построенное в 1833-1836 годах по проекту архитектора Е. Д. Тюрина. У его главного входа в 1957 году скульптором И. Козловским был установлен памятник М. В. Ломоносову. Южную сторону площади замыкает Александровский сад, заложенный в 1821-1823 годах под руководством О. Бове; ему же принадлежит парковое сооружение «Грот» у Средней Арсенальной башни. В Александровском саду у кремлёвской стены на­ходится ансамбль «Могила Неизвестного солдата» с вечным огнём Славы. Восточная сторона площади 50-летия Октября формируется зданием гостиницы «Москва» (архитекторы А. Щусев, Л. Савельев, О. Стапран), - одной из первых гостиниц, возведённых в столице за советское время (1932-1935). Росписи ресторана этого отеля исполнены художником Е. Лансере. Далее по проспекту расположен комплекс зданий Государственной библиотеки имени В. И. Ленина, основанной в 1862 году как часть Московского публичного Румянцевского музея. Сейчас эта библиотека является одним из крупнейших в мире книгохранилищ; в её фондах находится свыше 30 млн. единиц хранения, в числе которых рукописные материалы на 200 языках мира. Библиотека располагает древнерусскими рукописями, ранние из которых относятся к XI веку (византийские – к VI в.) и коллекцией кирилловской печати XV-XVIII веков, в том числе Ивана Фёдорова, Петра Мстиславца, Франциска Скорины. Велико также библиотечное собрание иностранных книг XVI-XVII веков, в числе которых прижизненные издания Джордано Бруно. Комплекс библиотеки включает старое здание, известное как «Пашков дом», и новое строение в составе нескольких корпусов, закладка которых датирована 1927 годом. Фасады главного корпуса библиотеки украшены скульптурными портретами Архимеда, Коперника, Галилея, Ньютона, Ломоносова, Пушкина, Лермонтова и других известных деятелей науки и литературы. «Пашков дом» является шедевром русского зодчества XVIII века; это произведение В. И. Баженова характеризу­ет московскую школу архитектуры классицизма. Ему свойственна контрастность перепадов высоких боковых флигелей с низкими галереями и наличие ротондального бельведера. В построении главного фасада дома применён редкий приём сочетания трёх одинаковых четырёхколонных портиков. Недалеко от Кремля, на противоположной стороне Москвы-реки, в Лаврушинском переулке стоит украшенное древним гербом Москвы здание Государственной Третьяковской галереи. Его фасад выполнен в стиле модерн начала XX века по рисунку В. Васнецова, а в советские годы справа от главного входа в него по проекту А. Щусева была сделана пристройка по васнецовским мотивам. На фасаде здания вязью древнерусского шрифта написано: «Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Основана П. М. Третьяковым в 1856 году и передана им в дар Москве в 1892 году совместно с завещанным городу собранием С. М. Третьякова».
Галерея была открыта для обозрения в 1874 году, а для посещения широкой публики - в 1881 году. Подписанный В. И. Лениным 3 июня 1918 года декрет национализировал Третьяковскую галерею, и в первые годы Советской власти её коллекции были пополнены многочисленными частными собраниями. В 1919 году было принято решение о разделении собраний галереи на запасной фонд и выставочную экспозиционную часть.
В числе шедевров галереи произведения Репина и Сурикова, Ал. Иванова и Брюллова, Левитана и Серова, Кипренского и Васнецова, Перова, Федотова и Андрея Рублёва. Третьяковская галерея располагает наиболее полным собранием произведений И. Репина. Его полотно «Иван Грозный и сын его Иван» было написано в 1881 году, в год убийства народовольцами Александра II, и вызвало сильный общественный резонанс. В Москве картина была снята с экспозиции. Кисти Сурикова принадлежат такие известные полотна, как «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин», «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове» и «Боярыня Морозова». Галерея располагает наиболее полными собраниями лучших произведений древнерусской живописи XI-XVII столетий и подлинных произведений Рублёва, в числе которых легендарная «Троица» (начало XV в.). В ней также хранятся произведения создателя фресок собора Ферапонтова монастыря Дионисия (вторая половина XV в.). 2.5. Подмосковные усадьбы: Коломенское. Своеобразие архитектуры подмосковных усадеб – Коломенского, Кусково, Архангельского и других - обусловлено особенностями исторических условий России конца XVIII - первой половины XIX века. Владельцами таких усадеб являлись крупные помещики, имевшие собственных крепостных зодчих и художников. Самобытное художественное дарование этих народных мастеров предопределило национальный колорит всех усадебных ансамблей. В том случае, если профессионально образованные архитекторы, обычно строившие в Петербурге и Москве, составляли проекты загородных усадебных зданий, выполнение проекта также осуществлялось местным крепостным зодчим. Архитектура подмосковных усадеб в этой связи занимает промежуточное положение между народным зодчеством и профессиональной архитектурой; от народной основы она восприняла красочность образа, отсутствие строгого следования стилевым канонам и простоту художественного исполнения. Первое летописное упоминание о Коломенском относится к 1328 году - времени княжения Ивана Калиты. Коломенское долгое время было излюбленным загородным местопребыванием московских великих князей, а позднее, вплоть до конца XVII века, - загородной царской резиденцией. Архитектурный ансамбль Коломенского складывался в течение нескольких веков. При Дмитрии Донском в селе Коломенском был построен не сохранившийся до нашего времени храм, а в начале XVI века здесь стоял княжеский дворец. В 1532 году перед обращённым к реке фасадом дворца Василием III в честь рождения сына - будущего царя Ивана Грозного - был возведён храм Вознесения, служивший сторожевым постом на пути с юга, откуда совершались набеги татар на Москву. Высота храма составляет более 60 метров и символизирует стремительность; завершающая форма шатра придаёт собору выражение покоя. Особенностью этого памятника является трёхкратное повторение в его композиции формы кокошника. В построении храма чётко прослеживается пирамидальность и постепенное упрощение архитектурных форм в направлении снизу вверх. В 1640-1660-х годах в Коломенском возводятся каменные Казанский храм и Водовзводная башня, снабжавшая водой царскую резиденцию. Наибольший размах строительство в селе приобретает при Алексее Михайловиче – здесь обновляется всё дворцовое хозяйство и создаётся дворец царя. Центром ансамбля служил деревянный дворец, вокруг которого располагались остальные постройки. Восточный, парадный фасад дворца был обращён к Москве-реке, к храму Вознесения. На площади, где он стоял, проводились парадные церемонии, встречи иноземных послов. Общая перестройка дворца Алексея Михайловича началась в 1667 году и за­кончилась, включая внутреннюю отделку, в 1671 году. Работами руководили С. Петров и И. Михайлов; деревянную резьбу делали мастера во главе со старцем Арсением, а росписи выполнялись царскими живописцами под руководством Симона Ушакова и Богдана Салтанова. В рубленном из дерева дворце поражала обширность, несопоставимая с привычными масштабами архитектуры XVII столетия. Дворец представлял собой гигантский комплекс помещений, каждое из которых было выполнено в виде отдельной клети, закреплённой на цокольном этаже с подсобными помещениями; имелись также верхние «светёлки». Клети объединялись в группы - хоромы, соединявшиеся между собой крытыми внутренними переходами, что позволяло обойти все помещения дворца, не выходя на улицу. Такой же переход соединял дворец с Казанской церковью. Основной группой помещений дворца являлись хоромы царя с большой Столовой парадной палатой. К ним примыкали хоромы царевича, далее стояли хоромы царицы, еще дальше - большие, средние и малые хоромы царевен и другие помещения. Формировавшие хоромы клети перекрывались автономными разными по форме кровлями: «бочками», «шатрами», «палатками» и другими. Многократно повторяемые, они создавали богатство архитектуры асимметричного дворца, дополняемое исполненным в стиле русского барокко интерьером. Обветшавший дворец Алексея Михайловича был разобран в XVIII веке, тогда же была сделана его модель из дерева, хранящаяся в экспозиции музея-заповедника. На территории этого музея сохраняются перевезённые в Коломенское памятники зодчества. В их числе домик Петра I, построенный в 1702 году в устье Северной Двины, состоящий из двух срубов с сенями посередине и включающий четыре комнаты: светёлку (кабинет Петра), светлицу (столовую), почивальню и чуланец. Рядом с домиком расположена крепостная башня Братского острога, построенная на Ангаре в 1652 году; с побережья Белого моря сюда доставлена башня Николо-Карельского монастыря (1692), а из села Преображенского - медоварня - единственная деревянная постройка Москвы XVII века, сохранившаяся при пожаре 1812 года. Несколько в стороне от основного комплекса расположен храм Иоанна Предтечи, построенный в селе Дьякове в первой половине XVI века, как предполагают, в качестве обетного собора. Он является архитектурным предшественником собора Василия Блаженного.

2.6. Кусково. Кусково, ранее отстоявшее от Москвы на 10 километров, теперь входит в границы города и является одной из живописных зон отдыха страны. С первой четверти XVII века Кусково принадлежало Шереметевым, постоянно проводившим в нём строительство, но художественный расцвет усадьбы относится к 50-80-м годам XVIII века. Общая территория Кусково в то время многократно превышала нынешнюю, представляющую собой лишь центральную часть прежней усадьбы. Из типичного подмосковного поместья к концу XVIII века Кусково превратилось в загородную резиденцию графа Шереметева, где отсутствовали многочисленные подсобные помещения. Однако композиция центральной части Кусково сохранила планировку подмосковной усадьбы (крепостные архитекторы Ф. С. Аргунов, А. Ф. Миронов и Г. Е. Дикушин при участии архитектора К. И. Бланка).
После переезда владельца усадьбы Н. П. Шереметева в Останкино, где он возвёл дворец-театр для своей жены, бывшей крепостной актрисы П. И. Жемчуговой-Ковалёвой, кусковский ансамбль пришёл в упадок, а Отечественная война 1812 года и разграбление усадьбы французами нанесли ей невосполнимый ущерб. По окончании Великой Октябрьской революции Кусково превратилось в музей, и сохранившиеся в нём к тому времени ценности были приведены в порядок.
В настоящее время Кусково является наиболее ранним среди сохранившихся памятников русского усадебного искусства второй половины XVIII столетия; он выполнен в стиле, переходном от барокко к классицизму. Главный усадебный дом стоит на берегу пруда, к которому дом обращён парадным фасадом. Прямоугольный дворец имеет высокий парадный этаж, выполненный из дерева и поставленный на высокий подклет. Главный фасад здания формируется крупными окнами, входным и боковыми портиками. Центральное место в доме занимает парадный вестибюль и большой Танцевальный зал. Его крупные настенные зеркала соответствуют расположению оконных проёмов и иллюзорно расширяют пространство. Поскольку дом строился как центр летних увеселительных празднований, помещения его основного этажа имели богатое оформление и не включали жилые комнаты. Всего во дворце 26 комнат, причём среди парадных помещений нет и двух одинаковых: они различны по пропорциям, убранству и цветовой гамме. Вместе с тем во всех парадных помещениях есть сходные детали: карнизы, невысокие панели, характер декоративной обработки оконных и дверных проёмов. Первой в южной части дома расположена прихожая-гостиная, далее - вторая гостиная; стены обеих комнат украшены шпалерами фламандских мастеров XVII века. Во второй гостиной расположен мраморный бюст владельца Кускова П. Б. Шереметева работы Ф. И. Шубина; здесь же стоит стол для хранения нот с крышкой, на которой выполнена панорама усадьбы со стороны Большого пруда. Противоположная парадному фасаду сторона дворца выходит в парк. Особую индивидуальность парку Кусково придают мраморные статуи, среди которых есть более и менее совершенные работы. На востоке от дома на берегу пруда расположены усадебная церковь (1739) и колокольня (1792), а на западе - Голландский домик с небольшим искусственным прудом, соединённым каналом с Большим прудом. Большой пруд является древнейшей частью Кускова и кажется прямоугольным, однако в действительности у него более сложная форма, создающая впечатление большой протяжённости. Голландский домик (1749-1751) сохранился в Кусково в изначальном облике и впечатляет своей подлин­ностью. Он выполнен из красного кирпича и предельно скромен по внешней архитектуре. Его интерьер по-домашнему уютен, что резко отличает его от парадных помещений дворца. Крупные окна домика с мелкими переплётами открывают вид на скромный пруд, который в унисон интерьеру этого строения выглядит столь же интимным. Перспективу парка замыкает здание Оранжереи, возведённое из камня в 1761-1764 годах взамен прежнего деревянного; с восточной стороны парка располагаются Грот, Воздушный театр и Итальянский домик, возле которого сохранился павильон Эрмитаж. Территория парка окаймлена каналом с насыпным земляным валом. Строительство Грота (1755-1775, архитектор Ф. С. Аргунов) было обусловлено прихотями праздной жизни высшего дворянства. Грот сохранил первоначаль­ные архитектурные формы и интерьеры. Его полукруглый зал с примыкающими к нему двумя поме­щениями образует единое внутреннее пространство. Во внешнем облике павильона, выполненном в стиле ба­рокко, доминирует массивный купол с окнами и небольшим завершающим фонариком. Линии фасадов Грота многократно преломляются, то как бы выступая вперед, то отступая; плоскости фасадов разделены нишами и колоннами, что создаёт впечатление вибрирующей поверхности стен Грота. Итальянский домик первоначально служил усадебным музеем произведений итальянских мастеров. Возведённый в середине 50-х годов XVIII столетия архитекторами Ю. И. Кологривовым и Ф. С. Аргуновым, он имеет вид небольшого двухэтажного здания с простой планировкой, но впечатляет выразительностью облика. Окна низкого первого этажа украшены богатыми обрамлениями, а у высокого верхнего, парадного этажа окна крупные с изящным рисунком на наличниках. Эрмитаж Кусково («эрмитаж»- от фр. «место уединения», 1765-1767) наделён небольшим объёмом и округлыми выступами; он выполнен в стиле барокко и расположен на пересечении восьми аллей. Первоначальные интерьеры этого строения не сохранились. На территории Кусково находится также Государственный музей керамики, который был создан по декрету В. И. Ленина от 24 декабря 1918 года и открыт в Москве в 1919 году, а в 1932 году переведён в Кусково. В настоящее время в музее экспонируется одна из крупнейших и лучших в мире коллекций русского фарфора. Среди ранних изделий первого в нашей стране фарфорового завода, основанного в 1744 году под Петербургом, в музее выделяется серия «Народы Российского государства», «Уличные ремесленники и торговцы» (XVIII век). В музее широко представлены изделия XVIII века завода Ф. Я. Гарднера в селе Вербилки, среди которых особенно знамениты четыре орденских сервиза: Андреевский, Георгиевский, Владимирский и Александра Невского. 2.7. Останкино. Находящаяся на территории Москвы бывшая усадьба Останкино является редчайшей в истории мирового искусства; она возводилась архитекторами Ф. Кампорези, П. И. Аргуновым и А. Ф. Мироновым. Главной достопримечательностью этого ансамбля XVII-XVIII веков признан упоминавшийся ранее дворец-театр. За время своего существования с XVI столетия Останкино принадлежало нескольким владельцам, но наибольшую известность оно приобрело в конце XVIII века при Н. П. Шереметеве. Древнейший памятник Останкино - церковь Троицы, построенная в 1678-1683 годах под руководством крепостного зодчего П. С. Потехина; её внутренняя отделка была завершена в 1692 году. Основу храма составляет кубовидный объём (четверик), перекрытый сводом. Снаружи объём дополнен декоративными кокошниками и завершён пятиглавием. С восточной стороны к четверику примыкает алтарная часть, а остальные стороны объёма окружены крытой галереей, заканчивающейся на восточной стороне двумя небольшими придельными храмами. Заказчик строительства храма М. Черкасский, слывший приверженцем старины, как предполагают, оказал определённое влияние на его внешний облик: архитектура храма для времени его возведения уже была данью традиции. Построенный в XVIII столетии останкинский дворец-театр выделяется скромными размерами и создаёт ощущение уюта. Его здание строилось постепенно: в 1792 году из дерева было возведено театральное сооружение с традиционными для него помещениями. В 1793-1795 годах был воплощён замысел театра как дворца; его основу составляет объём театра с зрительным залом и сценической частью. Последняя одноэтажными галереями соединена с симметрично расположенными по сторонам здания двухэтажными Египетским и Итальянским павильонами. От них галереи продолжаются до жилых корпусов, образуя в композиции букву «П».
Особенностью останкинского дворца-театра является иллюзорность вида его строительных и отделочных материалов: стены, перекрытия дворца и рисунки его интерьеров выполнены из дерева, которое кажется мрамором, металлом, алебастром или гипсом. Наибольшую ценность представляет театр Останкина, входивший в число 170 российских городских и усадебных крепостных театров рубежа XVIII-XIX веков. Этот театр располагал самой крупной и одарённой крепостной труппой - около 200 человек, - наиболее совершенным сценическим оборудованием и богатыми костюмами (свыше 5 тысяч), а также огромным собранием декораций лучших художников-декораторов того времени - П. Гонзаго, К. Бибиены, Валезини,- крепостными художниками Т. Мухиным, С. Калининым и другими. Зал театра сохраняется в том виде, какой был ему придан при ремонте 1870 года: его пол был поднят до уровня сцены, сиденья для зрителей ликвидированы, а на сцене установлены передвижные колонны, выполненные в виде обитого картоном деревянного каркаса.
В Картинной галерее дворца сохраняются полотна французских, фламандских и итальянских мастеров XVII-XVIII веков. Его Египетский павильон предназначался для концертов и банкетов; в нём расположен опирающийся на четыре колонны крупный квадратный зал со скульптурой богини здоровья Гигейи, ранее украшавшей виллу римского императора Адриана (римская копия ΙΙ в. н. э. с греческого оригинала V в. до н. э.). Сходный по плану Итальянский павильон дворца-театра занимает его западное крыло; своё наименование он получил по первоначальному назначению быть музеем римской скульптуры. Наиболее редкими изваяниями в нём являются «Козочка» (из раскопок Помпеи I века до н. э.), голова Афродиты (римская копия ΙΙ века н. э. с греческого оригинала IV века до н. э.), бюст императора Каракаллы, а также работы XVIII века Ж. Гудона, Э. Лемуана и других. В современном Останкино располагается ансамбль Телевизионного технического центра с телебашней общей высотой 539 метров (1967, главный конструктор Н. В. Никитин, архитекторы Л. И. Баталов и Д. И. Бурдин). Эта башня расположена на противоположном от дворца-театра берегу большого пруда усадьбы. 2.8. Архангельское. В отличие от Кусково и Останкино Архангельское находится за чертой Москвы, но его роднит с ними слава одного из трёх выдающихся ансамблей старинного Подмосковья. Бывшая усадьба Архангельское расположена на северо-западе от Москвы по волоколамской дороге, проходящей через связанное с событиями Смутного времени начала XVII века село Тушино. Красивая природа и отдалённость этих мест от путей подхода к Москве татар в XIV-XV веках обусловили появление здесь усадеб знати, которые в XVII столетии становятся летними резиденциями своих владельцев. История Архангельского прослеживается с XVI века. В 1584 году здесь существовало село Уполозы вотчинника А. Уполоцкого; с 1646 года оно принадлежало Ф. Шереметеву и впервые упоминалось как «Архангельское тож», а в 1681 году село перешло к М. Черкасскому. В то время в селе уже стояла каменная церковь, сохранившаяся до настоящего времени. В 1703 году владельцем Архангельского становится Д. М. Голицын, построивший новый деревянный дом и заложивший парк, от которого остались лишь лиственницы. При его внуке Н. А. Голицыне в 80-х годах XVIII века был выстроен сохранившийся главный дом и устроены парковые террасы. Наибольшее развитие ансамбль Архангельского по­лучил в первой трети XIX столетия, когда им владел Н. Б. Юсупов. Несмотря на то, что в композиции Архангельского ансамбля звучат мотивы Версаля, итальянских вилл Андреа Палладио и английских пейзажных парков, эта усадьба отличается своей самобытностью. Миновав ворота с кованой изящной решёткой, посетитель входит на парадный двор, откуда виден дворовый фасад стоящего на возвышенности главного дома. Дом включает высокий парадный первый этаж и низкий верхний. Центром южного, паркового фасада дома является полукруглый выступ Овального зала. Парадный двор образуют две колоннады; они объединяют главный дом с флигелями, формирующими арку парадного въезда. Из Овального зала на Малую, или верхнюю, террасу парка ведут три высокие двери. Терраса является квадратной и по ширине равна главному дому; на ней установлена мраморная группа «Антей и Геракл». Верхняя терраса с южной стороны заканчивается уступом рельефа в виде подпорной стенки с балюстрадой и мраморными вазами. Лестница в центре этой стенки украшена изваяниями львов и ведёт на нижнюю, - Большую террасу. Эта терраса охватывает Малую с трёх сторон; в её центре устроены две лестницы, ведущие на нижний партер. Он также имеет ширину южного фасада главного дома, но сильно вытянут в длину до обрыва рельефа к Москве-реке. С восточной и западной сторон партер ограничен аллеями липовых деревьев, а его южная сторона оставлена открытой и позволяет рассмотреть панораму Архангельского с любой точки его террас. План пониженной части парка, расположенной по обе стороны партера, сформирован прямоугольной сеткой равных по размерам аллей-дорожек. В восточной части парка находятся постройки «Каприз» и «Чайный домик» (старое здание библиотеки), вблизи которых расположен памятник Екатерине II; с западной стороны от главного дома находится памятник А. С. Пушкину. Первоначальный интерьер главного дома конца XVIII века был изменён новым владельцем усадьбы Н. Б. Юсуповым, при котором дом стал своеобразным музеем произведений западноевропейской живописи. Один из богатейших людей своего времени, Юсупов был знатоком искусств; в 1791 году он заведовал императорскими Эрмитажем и театрами. Из светло-серого вестибюля через аванзал вход ведёт в Овальный зал и через него на верхнюю террасу; вестибюль также связан с парадными помещениями дворово­го северного фасада. Первое крупное помещение расположено справа - это салон Тьеполо, или Венецианский зал. Здесь размещены картины Дж. Б. Тьеполо «Пир Клеопатры» и «Встреча Марка Антония и Клеопатры». Огромный размер этих полотен в 1816 году потребовал перестройки двух помещений в одно крупное. Общий тон стен салона бледно-зелёный, в унисон которому сделана обивка массивной мебели красного дерева. Общее цветовое решение салона гармонирует с колоритом основных экспонатов - полотен Тьеполо. Следующее помещение, угловое, - Второй салон Гюбера Роббера; оно также получило свое наименование согласно имени автора расположенных в нём картин. Первоначально квадратная угловая комната в 1816 году для установления крупных полотен Г. Роббера получила восьмигранную форму. Стены салона выполнены в желтоватом тоне и гармонируют с колоритом картин и малиновой обивкой мебели. Отсюда есть выходы на парадный двор и в Античный зал, в котором представлены подлинники из помпейских раскопок и произведения французских и итальянских скульпторов XVIII века. Наибольший интерес в зале вызывает бюст Нерона из Помпеи, относящийся к I веку н. э. Стены зала покрывает роспись серого цвета из чередующихся изображений античных щитов, голов медуз и грифонов. Искусная роспись плоского потолка зала создаёт иллюзорное впечатление свода. Мебель зала в стиле Людовика XVI из позолоченного дерева с шёлковой обивкой малинового цвета сочетается с общей сероватой гаммой его интерьера.
Следующее угловое помещение - Первый салон Гюбера Роббера - также было превращено в восьмигранник для удобства размещения полотен художника. Стены зала исполнены в коричневатом цвете, создающем эффект тепла. Он усиливается в солнечные дни, когда зал залит лучами солнца, льющимися через огромные оконные проёмы.
Расположенная далее комната именуется Спальней герцогини Курляндской, поскольку сестра Н. Б. Юсупова была супругой П. Бирона. Четыре колонны разделяют это помещение на две части. Одна из них служила будуаром, а другая - альковом,- модной для XVIII века парадной спальней, которой в Архангельском никто не пользовался. Цветовая гамма спальни образуется сочетанием белых, серебристых и голубых тонов. Последующим залам южного фасада - Императорскому, Амурному и Кабинету - свойственна общность интерье­ров. Их стены плотно заполнены картинами и не получили архитектурной обработки; лишь отделка потолков и карнизов превращает эти помещения в парадные. Наиболее праздничным помещением дворца является Овальный зал. По его периметру находятся 16 попарно расположенных колонн, выполненных из золотистого искусственного мрамора; убранство помещения дополняется росписями над дверными проёмами. Интерьер зала сверху завершает уплощённый купол, расписанный в имитирующих лепку золотистых тонах. В его центре помещено живописное панно французского художника начала XIX века Н. де Куртейля «Амур и Психея». Цветовое решение зала гармонирует с колоритом мебели из карельской берёзы, обитой золотистым штофом с изображениями роз.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Естетика готики в новелах Едгара Аллана По
Реферат Анализ произведения Гофмана Крошка Цахес
Реферат Антикризисное управление в России институциональные, правовые и финансовые механизмы обеспечени
Реферат Жан-Батист Ламарк 2
Реферат Анализ консалтинговых услуг на предприятии на примере ОАО САЗ
Реферат Совершенствование системы управления лояльностью потребителей ООО ДИНА-МЕД
Реферат Жанр пародыі і эпіграмы ў беларускай літаратуры
Реферат Антиутопия в русской литературе второй половины ХХ века
Реферат Особенности венчурного инвестирования в период международного финансового кризиса
Реферат Анализ системы управления качеством
Реферат Анализ эпизода Прощание Веры Николаевны с Желтковым
Реферат Антикризисная стратегия предприятия
Реферат Анализ повести Василия Шукшина Калина красная
Реферат Жанр пародыі і эпіграмы беларускай літаратуры
Реферат Поети поза літературними угрупуваннями. Трагічні долі митців срібної доби