Реферат по предмету "Международное публичное право"

Узнать цену реферата по вашей теме


Кыргызстан-Китай

План: Введение Глава 1. Кыргызстан в структуре внешней политики Китая. Глава 2. Китай во внешней политике Кыргызстана Глава 3. Кыргызстан-Китай: пути сотрудничества. Глава 4. Посол о Китае, о Кыргызстане и о себе
Заключение Список использованных источников Введение Китай – один из приоритетных партнеров Кыргызстана на международной арене. Качественно новый этап в кыргызско - китайских отношениях восходит ко времени провозглашения государственной независимости в 1991 году. Китайская Народная Республика одной из первых нашу независимость (27 декабря 1991 г.) и установила с ними дипломатические отношения (5 января 1992 г.). Кыргызстан и Китай — соседи, и это определяет сердцевину их отношений. Более выпукло, чем раньше, предстали истори­ческая роль этой страны, влияние плеяды китайских мыслителей, ученых, философов и поэтов на формирование человеческой циви­лизации и, конечно, величие фигур Мао Цзедуна и Дэн Сяопина, оказавших огромное влияние на историю XX века. Основываясь на анализе многовековой истории кыргызско-китайских отношений и особенно развития этих отношений в де­сятилетие после провозглашения независимости Кыргызстана, я все больше убеждаюсь в том, что на наших южных рубежах мы имеем надежного соседа, дружбу с которым мы должны хранить как зеницу ока и активно развивать во имя наших национальных интересов. Проблемы пограничного урегулирования, делимитации и де­маркации межгосударственных границ являются традиционны­ми в международной практике. Такие проблемы неизбежно всплывают при возникновении новых государств. Разумеется, при распаде Советского Союза и рождении на постсоветском пространстве пятнадцати новых государств проблемы погранич­ного размежевания вышли на одно из первых мест в их диплома­тической деятельности. Общая протяженность государственной границы Кыргызстана составляет около 4767 км, а с КНР — 1072 км. Основой делимита­ции границы между Кыргызстаном и КНР служили основные рос­сийско-китайские документы по разграничению пределов между Российской и Китайской империями на среднеазиатском участке, заключенные более ста лет назад. Кыргызстану достались в наследство участки приграничных с Китаем территорий, по которым не было достигнуто согласие об их принадлежности ни во времена Российской империи, ни во времена существования Советского Союза. Глава 1. Кыргызстан в структуре внешней политики Китая XIV съезд Компартии Китая констатировал, что "добрососедские и дружественные связи Китая с сопредельными государствами на­ходятся в самом благоприятном времени с момента образования Китайской Народной Республики". Наличие дружественных, добро­соседских отношении с соседями является приоритетным направ­лением внешней политики КНР. На XV съезде КПК в свой актив записала заметное повышение международного статуса КНР за последнее десятилетие. В оценках ситуации в мире и отношений Китая с зарубежными странами про­явилась преемственность его внешней политики и неизменность принципиальных подходов к вопросам международной жизни. Акцентирование нарастающей тенденции многополярности и раз­нообразия современного мира сочетается в анализе съезда с при­зывами борьбы против гегемонизма и силовой политики, за созда­ние нового международного порядка. Среди приоритетов Китая -добрососедство с сопредельными государствами, солидарность и сотрудничество с "третьим миром", дальнейшее улучшение отноше­ний с развитыми странами. Сопредельные страны, в соответствии с традиционными пред­ставлениями китайцев, не обязательно должны были входить в сфе­ру влияния Китая, однако, хотя бы формально, обязаны были от-фиксировать свою лояльность к существовавшему в Китае режиму, не предпринимать в одиночку либо вкупе с кем-либо нечто враждеб­ное против Китая. Во II половине XVIII это дефиницировалось как "необходимость иметь губы (сопредельные страны и народы), что­бы прикрыть зубы (граница Китая)". Важнейшей задачей внешнепо­литической деятельности Китая на современном этапе является поиск, использование, а порой и инициирование рациональных, де-идеологизированных форм и направлений во взаимоотношениях с другими государствами, в том числе и Кыргызстаном. Место Кыргызстана в структуре геополитической и региональной стратегии Китая, во многом, зависит от ряда важных факторов и ус­ловий. Прежде всего на него влияют три статусные позиции Кыр­гызстана: 1) Кыргызстан как политический партнер; 2) как экономи­ческий партнер; 3) как военный партнер. Основополагающим, конеч­но, является статус экономического партнера. С этой точки зрения в ближайшей перспективе Кыргызстан как непосредственный производитель товаров, технологий, услуг и т. д., вряд ли может представить интерес для Китая, но, как небольшая транзитная инфраструк­тура — несомненно. В этой связи следует подчеркнуть, что эконо­мика Китая с точки зрения интеграции в мирохозяйственные связи в большей степени ориентирована на Запад на АТР. В настоящее время военное партнерство, контакты по линии соответствующих министерств, в значительной степени, осуществляются как через участие Кыргызстана и Китая в деятельности "Шанхайской органи­зации сотрудничества" так и на очень хорошем двустороннем уров­не. В международной сетке взаимоотношений Кыргызстан может стать весьма важным партнером Китая в области обеспечения ре­гиональной безопасности. Созданный шестью странами в 2001 г. в Шанхае механизм конкретного взаимодействия в.областях, пред­ставляющих взаимный интерес, благоприятствует полному выяв­лению потенциала многостороннего сотрудничества. По многим важнейшим позициям мнения двух стран не только близки, но и практически идентичны (вопросы сепаратизма, религиозного экст­ремизма, терроризма и организованной преступности и т. д.). При этом китайцы, естественно, учитывают достаточно высокий авто­ритет Кыргызстана в регионе, поддерживаемый многими ведущи­ми странами мира. Подытоживая вышеизложенное, взаимоотно­шения Китая с Кыргызстаном будут не только в высокой степени политизированы, но и ориентированы на экономическое сотрудни­чество. Однако, политическое партнерство будет определять всю систему взаимоотношений с Кыргызстаном. Необходимо сказать о факторах, которые могут способствовать, либо тормозить весь комплекс сотрудничества Китая с Кыргызстаном: 1. пограничное урегулирование. С подписанием дополнительно­го соглашения о кыргызско-китайской государственной границе и кыр­гызско-казахско-китайского соглашения о стыке государственных границ в ходе Бишкекского Саммита были окончательно урегулиро­ваны пограничные вопросы; 2. отсутствие серьезных инвестиционных, торгово-экономических емкостей в Кыргызстане; 3. деятельность уйгурских сепаратистов; 4. религиозный экстремизм, терроризм и организованная преступ­ность; 5. совпадение экономических платформ — прорыв из бедности путем экономических реформ с использованием и внедрением ры­ночных механизмов;
6. поддержка Кыргызстаном позиции КНР по тайваньскому, ти­бетскому вопросам, а также по ряду позиций по проблеме прав че­ловека и поддержка КНР усилий Кыргызстана по укреплению суве­ренитета и территориальной целостности и т. д. 7. отсутствие взаимной потенциальной военной угрозы.
Глава 2. Китай во внешней политике Кыргызстана Внешнеполитическая стратегия Кыргызстана зиждется на внут­риполитических приоритетах страны, таких как демократия, рыноч­ная экономика и безопасность. Внешняя политика, являясь в общем-то, продолжением внутренней, определяется как обслуживающий инструмент. Важнейшей задачей внешнеполитической работы есть и будет создание благоприятных внешних условий для внутреннего развития. Тем не менее, с полной ответственностью осознается и обратное влияние внешней политики на внутреннюю, при этом рост и значение этого явления обратно пропорционально размерам, эко­номическому положению, уровню развития государства (означаем ли мы столько для мира, сколько он для нас). В геополитическом измерении приоритеты Кыргызстана можно расчленить на три большие группы, при этом первостепенная зна­чимость той или иной группы зависит от конкретной ситуации и кон­кретных задач, которые ставятся руководством. Первая: страны СНГ (надо иметь в виду, что говоря об СНГ зачастую приходится иметь ввиду прежде всего Россию и страны Центральноазиатского регио­на), с которыми Кыргызстан, в силу известных причин, сохраняет и будет сохранять самые тесные контакты по всем направлениям и во всем объеме. Вторая: страны, являющиеся непосредственными со­седями Кыргызстана, от уровня и качества взаимоотношений с кото­рыми зависит многое в судьбе кыргызского государства. Третья: стра­ны, независимо от геограсрического расположения, но имеющие со­впадающие или близкие приоритеты как во внутренней, так и во внеш­ней политике. В функциональном отношении во внешнеполитической страте­гии Кыргызстана приоритет отдается двум важнейшим аспектам — безопасности и торгово-экономическому сотрудничеству. Очевидно, что важное значение придается деиделогизации внешних связей Кыргызстана с любым государством мира. С точки зрения глобалистики настоящее и будущее Кыргызстана е только как независимого государства, но и монолитной этнополитической, этноэкономической и этнокультурной единицы и, соответственно, сохранения и развития ареала обитания, во-многом и преж­де всего зависит от двух гигантов: России и Китая и, в определенной степени, от их взаимоотношений друг с другом. Образно говоря, Россия и Китай рассматриваются как два огромных крыла, которы­ми надо научиться управлять. При этом конструкции сотрудниче­ства с Россией и Китаем нельзя рассматривать как заданность, как статичную, неподвижную модель. Многие другие политические и экономические компоненты и факторы, в зависимости от общего развития ситуации и конкрет­ной обстановки, играют и будут играть значительную роль в жиз­ни Кыргызстана. И все же, рассуждая о России и Китае, внешне­политическая концепция и конкретная черновая дипломатия, ви­димо, должна основываться на необходимости иметь хорошие отношения и с Россией, и с Китаем, искать и использовать свои выгоды как в рамках взаимоотношений с ними, так и в российско-китайских взаимосвязях. Политический курс КНР, направленный на сохранение стабильности по периметру границ, поддержание мира и стабильности в регионе, укрепление независимости и су­веренитета стран Центральной Азии открывает достаточно ши­рокое пространство для реализации национальных интересов Кыргызской Республики, способствует созданию стабильной бе­зопасной обстановки в Центральной Азии, благоприятной для эко­номических взаимоотношений. На сегодняшний день Китай является единственной страной, с которой Кыргызстан имеет объем взаимоотношений, превышающий по уровню связи Кыргызстана со многими странами СНГ. Кыргызс­кими экспертами, политологами Китай рассматривается в следую­щих своих ипостасях, имеющих важное значение для развития Кыр­гызстана: 1) Китай как великая держава, постоянный член СБ ООН, член «ядерного клуба», который имеет огромное влияние в мире. 2) Китай как экономический партнер Кыргызстана. В данном ас­пекте Китай сегодня, а в будущем его значение будет перманентно возрастать, является одним из важнейших торгово-экономических партнеров. Первое — Китай необходимо рассматривать как непос­редственного торгово-экономического партнера. Второе — Китай как транзит в зону АТР. По мнению большинства синологов есть все основания рассмат­ривать Китай в качестве одного из лидеров (по совокупной мощи) мира в XXI столетии. В азиатско-тихоокеанском регионе Китай, как динамично развивающаяся страна планеты, имеет колоссальный вес и авторитет. Поскольку мир в настоящее время пошел по пути обра­зования мощных экономических союзов (ЕЭС, Североамериканская зона свободной торговли и т. д.), то в мировой печати в отношении стран Азии активно муссируются две идеи. Первая — создание вос-точноазиатского экономического блока, участниками которого стали бы Китай, Корея, Япония, страны АСЕАН. Вторая — образование зоны "китайского процветания" с участием Китая, Тайваня, Гонкон­га, Сингапура. При этом надо иметь ввиду, что идет процесс пере­лива торгово-экономической массы в зону АТР. С этой точки зрения, используя Китай как непосредственного тор­гово-экономического партнера и как транзитный коридор, Кыргыз­стану необходимо суметь зацепиться за "восточноазиатский эконо­мический экспресс", при этом это можно осуществить вкупе с центральноазиатскими соседями и Россией. 3) Китай как военный партнер, прежде всего в контексте совме­стной борьбы против нарастающей волны международного тер­роризма, сепаратизма и других форм организованной преступно­сти. 4) Китай как партнер по международным вопросам. Кыргызстан, как и его соседей, серьезно беспокоит проблема афганского узла напряженности. В этом отношении Китай может играть более актив­ную роль в урегулировании конфликта. Не должны остаться вне сферы сотрудничества и другие важные проблемы глобального и регионального значения, в том числе, экологические, экономичес­кие и пр. Резюмируя изложенное выше, с учетом всех факторов, условий и обстоятельств, Китай является не просто приоритетной страной в структуре внешнеполитической стратегии Кыргызстана, но и приори­тетным направлением. Более чем очевидна необходимость даль­нейшего укрепления дружественных добрососедских отношений с Китаем. Необходимы новые формулы, новый качественный уровень торгово-экономических связей. Необходимо взаимодействие двух государств в области обеспечения региональной безопасности с выходом на формирование ее целостной системы. Глава 3. Кыргызстан-Китай: пути сотрудничества Исходя из приоритетов внутренней и внешней политики Кыргыз­стана, с учетом факторов как позитивных, так и негативных, общемировой и региональной политической и экономической ситуации, актуальности развития и укрепления добрососедских взаимоотно­шений с Китаем внешнеполитический курс Кыргызстана в отноше­нии КНР должен преследовать следующие цели:
1) Китай может стать одним из крупнейших партнеров Кыргыз­стана в торгово-экономическом плане. Основной смысл кроме об­щепринятых в мировой практике норм и обычаев, заключается в том, что Китай, как одна из наиболее быстро развивающихся стран мира, при должной постановке вопроса со стороны Кыргызстана и его ре­шении, дает шанс Кыргызстану, приближаясь к планке экономичес­кого развития КНР в рамках двустороннего экономического сотруд­ничества, стать динамично развивающейся страной.
2) Китай и Кыргызстан не должны дать возможности определен­ным силам стать источником угрозы друг для друга. 3) Китай должен быть равноправным политическим партнером, способным в силу своих преимуществ стать гарантом стабильности и развития в центральноазиатском регионе. Изложенное выше должно рассматриваться в качестве стратеги­ческих целей, при этом разумеется, что есть и текущие, и перспек­тивные, и иные цели. Для достижения этих целей необходима тщательная выработка методологии, механизма, основных направлений, форм сотрудни­чества с КНР. С точки зрения разработки методологии сотрудничества важной проблемой является укрепление взаимопонимания, что, в принципе означает не просто совпадение или взаимодополняемость (либо дополняемость) общегосударственных, национальных интересов, но и этнопсихологическая, этноэкономическая совместимость двух го­сударств и народов с учетом исторического прошлого, реалий на­стоящего и прогнозирования будущего, укрепление доверия друг другу не только путем официальных заявлений, но и конкретных мер и акций на всех уровнях. В организационно-методологическом отношении Кыргызстану необходима прочная синологическая база и соответствующая инф­раструктура, которая включала бы в себя научные, учебные, торго­во-экономические, внешнеполитические учреждения и ведомства. Несомненна полезность научно-практических, "лабораторных" про­работок. Важным атрибутом механизма взаимодействия является межпра- вительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-тех­ническому сотрудничеству, которая должна стать координирующим и направляющим органом, органом осуществляющим конкретную экономическую политику. Важно определить "системы координат", синтезируя которые можно было бы строить и развивать весь комп­лекс взаимоотношений с КНР. В частности, в аспекте торгово-эконо­мического и научно-технического сотрудничества можно выделить следующие направления: 1. отраслевые 2. территориальные (региональные) 3. международного разделения труда и кооперации 4. транспортно-информационные 5. научно-практические 6. договорно-правовые 7. военно-технические. Исходя из внутриэкономических приоритетов Кыргызстана в ас­пекте отраслевого сотрудничества главное внимание необходимо уделить программному сотрудничеству в области сельского хозяй­ства, пищевой, легкой промышленности, топливно-энергетического комплекса, туризма. Надо иметь ввиду, что все эти отрасли народно­го хозяйства в достаточно хорошей степени развиты в Китае и имен­но им руководство КНР также придает первостепенное значение. В отношении межрегионального сотрудничества следует упомя­нуть о программе экономического развития северо-западных регио­нов Китая, примыкающих к странам СНГ, в том числе Кыргызстану. Программа предусматривает ускоренное развитие северо-запада страны, вырабатываются масштабные проекты по привлечению ино­странных инвестиций, средств международных экономических орга­низаций, подъема и развития нефтеносных районов, легкой, пище­вой промышленности, сельского хозяйства и туризма. Вторым важ­ным элементом "межрегиональной системы партнерства" является необходимость серьезного прорыва Кыргызстана на юго-восток Ки­тая, в наиболее развитые районы страны (в экономическом отноше­нии). Это заслуживает внимания и с точки зрения мощного развития зоны Восточной, Юго-Восточной Азии. Международные эксперты чредсказывают блестящее будущее этому региону. И уже сейчас, эсмотря на имеющиеся колоссальные трудности, было бы жела-ельным "протоптать кыргызскую тропинку" в упомянутый район мира. В этой связи можно было бы рассмотреть проект "цепочки опорных пунктов" пути в АТР-Бишкек-Урумчи-Пекин-Гонконг или Шанхай — страны АТР. Имеет смысл установления и развития пря­мых связей между крупнейшим торгово-экономическим, финансо­вым, научным, промышленным центром Китая городом Шанхаем и Кыргызстаном. Важнейшее значение имеет эффективное использование имею­щихся транспортных коридоров, связывающих Кыргызстан с регио­ном через территорию Китая, а также продвижение отвечающих на­ших интересам проектов развития транспортных коммуникаций. В целом интенсификация, укрепление тесных двусторонних кыр­гызско-китайских отношений на всех направлениях отвечает инте­ресам обоих государств и народов. Основные направления политики КНР в отношении стран Центральной Азии. (изложены в выступлении Премьера Госсовета КНР Ли Пена 18 апреля 1994 года в Ташкенте) I. Курс на добрососедство, дружбу и мирное сосуществование. а) Китай и центральноазиатские страны имеют общие границы или являются соседями; б) Добрососедство и дружба с народами Центральной Азии пол­ностью отвечает основным интересам Китайского народа, который прилагает усилия для строительства своей страны; в) Китаю требуется долгосрочная, стабильная и мирная между­народная обстановка, особенно в районе его границ; г) Китай не преследует каких-либо корыстных целей в отношении Центральной Азии и не формирует сферы своего влияния; д) Китай и в дальнейшем, когда станет могущественной держа­вой, не будет стремится к гегемонизму, не будет прибегать к силе; II. Курс на взаимовыгодное сотрудничество в целях содействия общему процветанию. а) Китай будет строго придерживаться принципов равноправия и взаимной выгоды в экономическом сотрудничестве с центрально-азиатскими странами, не будет обставлять это сотрудничество ни­какими политическими условиями; б) Китай стремится со всеми центральноазиатскими странами постоянно улучшать условия сотрудничества, расширять его сфе­ру, повышать его уровень и идти по пути совместного развития на основе учета взаимных интересов. III. Курс на уважение выбора народов всех стран, невмешательство во внутренние дела других государств. а) Китай и страны Центральной Азии имеют право на самостоя­тельный выбор своего общественного строя, концепции ценностей и пути развития, в соответствии со своими конкретными условиями. IV. Курс на уважение независимости и суверенитета, содействие региональной стабильности. а) Китай надеется, что в центральноазиатском регионе будет сохраняться долгосрочный мир и стабильность; б) Китай приветствует и поддерживает усилия стран Централь­ной Азии по защите государственной независимости и суверените­та, развитию дружбы и сотрудничества в регионе. v. Основные позиции КНР по развитию торгово-экономических связей с центрально-азиатскими странами
(изложено в речи Премьера Госсовета Ли Пена 25 апреля 1994 года в Алматы) 1. Соблюдение принципов равентсва и взаимной выгоды. 2. Разнообразие форм сотрудничества. 3. Использование местных ресурсов. 4. Совершенствование транспортных условий (новый шелковый путь).
5. Предоставление Китаем экономической помощи странам Центральной Азии. 6. Развитие многостороннего сотрудничества и содействие сов­местному развитию. Глава 4. Посол о Китае, о Кыргызстане и о себе Беседа с Чрезвычайным и Полномоченным Послом Кыргызской Республики в Китае Муратбеком ИМАНАЛИЕВЫМ "Кутбилим", 1995г. Что вы могли бы сказать о современном состоянии отноше­ний между Кыргызстаном и Китайской Народной Республикой? Прежде чем говорить о современном состоянии отношений меж­ду Китаем и Кыргызстаном, хотел бы вернуться коротко в недалекое историческое прошлое, когда мы начинали, как самостоятельное государство, наши взаимоотношения с Китаем. Сейчас мы на дан­ном этапе имеем открытые, две крупные страницы нашего сотруд­ничества с Китайской Народной Республикой. Первая страница этой исторической книги открывается визитом Президента Кыргызской Республики А.Акаева в мае 1992 года. Это было начало периода знакомства двух стран друг с другом, поскольку до этого нам не уда­валось общаться как двум самостоятельным субъектам междуна­родной жизни. И как ни парадоксально звучит, к сожалению, была ситуация, когда мы как союзные республики, имеющие более чем 1000-километровую границу с Китаем фактически ничего не знали об этой стране. Естественно, и в Китае было мало информации о Кыргызстане. Вторая страница нашего сотрудничества — визит Премьера Гос­совета КНР Ли Пэна в октябре 1994 г. Этим визитом завершился так называемый этап «вежливости» и начался этап плодотворного со­трудничества между нашими республиками. Говоря о современном состоянии сотрудничества, надо выделить несколько моментов прин­ципиального характера. Область политического сотрудничества на сегодняшний день имеет самую благоприятную обстановку, благо­приятную политическую атмосферу, которая позволяет нам решить многие проблемы. Почему мы характеризуем обстановку как благо­приятную? Во-первых, потому что контакты между нашими страна­ми на самом высоком уровне. Они имеют позитивный, доверитель­ный характер между руководителями наших стран по многим про­блемам, которые являются весьма существенными для Кыргызста­на и Китая. По вопросам внешней и внутренней политики, наши по­зиции во многом совпадают и очень близки. Отчетливо просматриваются, формируются взаимовыгодные кыргызско-китайские отно­шения, которые позволяют с оптимизмом говорить о наших буду­щих взаимоотношениях. Второе, имеющее немаловажное значение - это состояние торговли, экономическое сотрудничество между нашими республиками. Конечно, есть определенные трудности, про­блемы, связанные со структурной перестройкой в нашей республи­ке, с реформами, происходящими сейчас в Китае. Все это требует постоянного внимания, заботы, постоянных изменений в лучшую сто­рону. Региональное сотрудничество, развитие отраслевых направ­лений партнерства сейчас складываются весьма позитивно. Китай — это государство, с которым Кыргызстан имеет хороший объем торговли, самое большое количество совместных предприятий, до­статочно динамично и продуктивно работающих в Кыргызстане. Если говорить о нашем сотрудничестве, которое может сложиться в бли­жайшем будущем, то здесь я убежден, что перед нами открываются весьма широкие перспективы. Немаловажный фактор, который спо­собствовал бы дальнейшему развитию наших экономических свя­зей — это то, что определенные области народного хозяйства и Кыргызстана, и Китая взаимно дополняют друг друга. Китай, на се­годняшний день одна из наиболее динамично развивающихся стран в экономическом отношении. Недаром, многие западные ученые-экономисты говорят, что Китай на сегодняшний день — локомотив Азиатской экономики. Думаю, что для Кыргызстана повернуться ли­цом к Азии и сотрудничать как с Китаем, так и с другими азиатскими государствами, весьма и весьма выгодно. Со дня открытия посольства Кыргызской Республики в Пе­кине прошло уже около двух лет. Какая работа за это время уже сделана и какую предстоит сделать? Во-первых, усилиями дипломатов Посольства была проведена работа по подготовке визитов глав государств на самом высоком уровне. За полтора года Китай посетили Президент, Министр инос­транных дел, Торага Жогорку Кенеша и другие руководители мини­стерств и ведомств нашей республики. И в то же время в Кыргызс­кой Республике побывали китайские руководители и большое коли­чество различных делегаций на различном уровне. Наиболее зна­чительным был визит Премьера Госсовета КНР Ли Пэна в апреле прошлого года. Посольство принимает участие во всех мероприяти­ях, связанных с этим направлением нашей работы. Это и диплома­тическое, и информационное обеспечение политического сотрудничества. Идет и будет расширяться активный поиск новых китайских партнеров в области экономического сотрудничества и торговли. Посольство приложило немало усилий для организации совмест­ных производств в Кыргызской Республике. Было достаточно много предложений передано в Кыргызстан по различным аспектам сотруд­ничества для наших министерств и ведомств. 1994 год был весьма плодотворным в отношении того, что мы впервые начали прямое ре­гиональное сотрудничество. По инициативе Посольства и с его учас­тием было подписано соглашение между провинцией Хубэй и Чуйс-кой областью, торгово-экономические делегации Китая и Кыргызста­на приняли участие в Азиатско-Тихоокеанской ярмарке. Задача По­сольства состоит не только в том, чтобы найти партнеров, но и пре­одолевать те проблемы и трудности, которые возникают в рамках со­трудничества. Не все и не всегда зависит от деятельности Посоль­ства. Если у нас в республике нет адекватной реакции на наши пред­ложения, нет стремления сотрудничать с китайскими партнерами, то Посольство вряд ли что-либо сможет сделать. Мы готовы оказать лю­бое содействие, но еще раз повторюсь, что нужна конкретная работа, которая должна проводиться в самом Кыргызстане. Планов очень много: планы по официальным визитам, по политическому сотрудни­честву, по расширению торгово-экономической работы с КНР. Сей­час ставится задача сотрудничества не только с северо-западными регионами Китая, но активно продвигаются Посольством наши пред­ложения, наши проекты на юго-восток, в приморские провинции Ки­тая, которые более развиты в экономическом отношении. Какие качества китайского характера вы высоко цените, а какие, быть может, если не осуждаете, то, по крайней мере, они вам чужды, вы их не применяете? В каждом народе есть свои специфические черты, которые при­сущи только этому народу. Есть, конечно, определенные черты, ко­торые являются типичными для всего человечества. Китайцы, что мне нравится и что я очень ценю, - это нация, которая имеет какое-то свойство или способность к новаторству, к критическому освое­нию новых, возникающих в процессе истории, моментов как глобаль­ного масштаба, так и конкретных типов. Важная черта, присущая этому народу — это честность, терпение, трудолюбие и верность. Хочу отметить, что китайцы умеют быть верными друзьями. У меня, сейчас достаточно много друзей, людей готовых сделать все в рам­ках того, что принято считать дружбой. Мне очень трудно выделить
те черты, которые мне не нравятся, которые я не приемлю. Но ду­маю, что нужно обращать внимание на те черты характера, на те особенности, которые являются позитивными, которые благоприят­ны для общения. Уважаемый посол, вы не просто очередной, а первый посол Кыргызстана в Китае. У вас не было предшественника, который мог бы оставить вам в качестве наследства собственное виде­ние Китая. Однако, в любом случае вы готовились к этой рабо­те, а значит интересовались тем, что такое Китай. Вы и сами вид­ный ученый-китаевед. Вы одним из самых первых представили наш суверенный Кыргызстан в Пекине. Совпадают ли сложив­шиеся ранее представления с действительностью?
Я хотел бы привести слова покойного Президента США Р.Никсо­на, который сказал, что Китай — это университет, который никогда нельзя закончить, университет, который нет возможности завершить. До прибытия в Пекин, у меня были собственные представления об этом народе, его характере, о многих других вещах, с которыми я был более или менее знаком по литературе, по книгам и рассказам. Но непосредственное общение с китайцами внесло весьма серьез­ные коррективы в мое мировоззрение. Изредка мне удается бывать в различных районах этого большого государства. Китайцы, прожи­вающие в других регионах, имеют особенности местного характера, и это привносит свой колорит, новое понимание этого народа. Для меня Китай — по сей день остается страной, которую полностью объять и понять практически невозможно, сколько бы лет ты здесь не прожил. Быть может через много лет, приехав в Пекин, я по-ново­му открою его для себя, я увижу новый Китай, новую нацию. Чем дольше живешь в Пекине, чем больше общаешься с китайцами, тем больше появляется вопросов, касающихся понимания и изучения этого народа, этой нации. Как вы считаете, должен ли дипломат любить страну, в ко­торую он направлен работать, или же он должен сохранять некоторую протокольную дистанцию? Суть работы дипломата заключается в том, чтобы налаживать доб­рососедские, хорошие, доверительные взаимоотношения. Если дипло­мат прибыл сюда не с этой целью, то он не дипломат. Для того, чтобы изучать страну с других позиций, есть другие специальности, другие люди. Работа дипломата направлена на то, чтобы создать благоприятные ус­ловия для нормального, добрососедского сотрудничества. Я, конечно не могу говорить о том, что каждый дипломат обязан любить страну, в которой он работает, но враждебное отношение к народу, среди которо­го он живет, для дипломата должно быть исключено. Что касается меня, то я долгое время занимаюсь Китаем, про­блемами Китая. Мне очень нравится этот народ. Крупнейшие державы прогнозируют, что 21-й век будет ве­ком Китая и называют его одной из влиятельных сил в третьем тысячелетии. Что, по-вашему, дает основания для такого про­гноза? В целом, с подобного рода прогнозами я в принципе согласен, но с некоторыми оговорками. Китай не только будет, но и сейчас влияет на развитие мировой политики, мировой экономики. Сейчас, с нача­лом реформ и укреплением экономики этого государства, есть все основания говорить о том, что в третьем тысячелетии Китай будет одним из развитых, мощных государств. Если искать какие-либо се­рьезные основания для этого, то достаточно таких вещей, как состоя­ние экономики. Есть стремление нации, стремление народа Китая к самосовершенствованию, к саморазвитию и в экономике, и в полити­ке, и в культуре. Одним из наиболее серьезных направлений разви­тия Китая, как одной из самых крупных, наиболее сильных в экономи­ческом отношении держав мира является то, что планы, которые ста­вит руководство государства, реальны, прагматичны и осуществимы. Они не делают пятилетку за три дня, они не пытаются построить ком­мунизм в течение десяти лет, они хотят достичь нормального эконо­мического развития в пределах возможного и в прогнозируемые сро­ки. Китайцам присущ прагматизм. Это народ, который реально смот­рит на свои возможности и реально прогнозирует свое будущее. Руководители нашей республики проводят экономическую ре­форму, с помощью которой хотят вывести страну из глубокого кризиса. И у нас сейчас много говорят о феномене реформ с «ки­тайской спецификой». Скажите, пожалуйста, что необходимо Кыргызстану, чтобы совершить «китайское экономическое чудо»? Мог бы Кыргызстан извлекать опыт Китая? Использовать китайский опыт необходимо, как и опыт других стран. Но самое важное, избежать механического переноса китайс­кого опыта и опыта других стран на кыргызскую почву. Механичес­кий перенос опыта не даст реальных и плодотворных результатов, В этом направлении китайским руководством найден оптимальный вариант развития государства. Китайцы никогда не строят планы на приблизительность, на какой-то расплывчатый конечный резуль­тат. Результат работы прогнозируется с точностью до доли про­цента, любой шаг проверяется, предварительно проводятся экспе­рименты и уже затем внедряются по всей стране. Это тоже нема­ловажный момент, которому нам следовало бы поучиться. Я ду­маю, что весьма серьезно нужно отнестись к опыту Китая, в част­ности, по вопросам подготовки кадров. У нас в республике подго­товка кадров совершенно хаотична, без учета наших потребностей и возможностей. Этот вопрос в Кыргызстане, к сожалению не осво­ен. В Китае не отправляют людей на 2-3 недели куда-нибудь учить­ся. Если говорить о реформах Китая, то здесь есть весьма серьез­ные направления, которые нужно поизучать, "пощупать собствен­ными руками». Я бы хотел, чтобы наши специалисты, прежде все­го экономисты, юристы, социологи, дипломаты, работники внеш­неторговых организаций чаще бывали здесь, изучали, смотрели, как это делается. В Китае развито сельское хозяйство, здравоох­ранение, народное образование и многие другие отрасли. Необхо­димо сотрудничать с ними, создавать совместные программы, раз­рабатывать проекты, и на основе этого, поднимать экономику, про­рываться вперед. Какова роль компартии Китая и ее руководителей в прове­дении экономических реформ? В Китае экономикой руководят не партийные лидеры, а эконо­мисты-профессионалы, знающие толк в этом деле. Политическое руководство Китая направлено на сохранение политической ста­бильности, развитие и укрепление государства. Конкретными эко­номическими программами и проектами занимаются специалисты. Задача же государства в том, чтобы программировать, планиро­вать развитие экономики, стимулировать развитие тех отраслей, которые выгодны на сегодняшний день, контролировать решение стратегических проблем. Государственное урегулирование долж­но быть связано с проблемами ценоообразования, укреплением финансово-кредитной, банковской систем, оказания помощи част­ным предпринимателям, что и делается на современном этапе в Китае. Поскольку речь зашла об экономике, скажите, Муратбек Сансызбаевич, есть ли у Вас свое личное видение выхода Кыр­гызстана из экономического кризиса, и в чем заключается ос­нова пути к лучшей жизни кыргызстанцев? Уровень экономической культуры кыргызской нации практически очень низок. Становление, развитие, совершенствование экономи­ческой культуры — важная задача, которой должны заниматься все наши общественно-политические партии, экономисты, ученые, ру­ководители министерств и ведомств. В чем состоит, на мой взгляд, формирование национальной экономической культуры? Прежде все­го, нужно исходить из тех географических особенностей, в которых мы живем. Я не согласен с теми людьми, которые говорят, что Кыр­гызстан находится в некоем экономическом тупике. Наоборот, он на­ходится на пересечении очень важных торгово-экономических, фи­нансовых, банковско-кредитных путей. Это одно из наиболее преиму­щественных качеств нашей географии. В развитии экономической куль­туры немаловажным является необходимость разработки общенацио­нальной идеи, идеи, которая включает в себя вопросы экономического развития страны. Экономическая идея должна стимулировать появле­ние и развитие четко обозначенных приоритетов и проблем ее безо­пасности. Речь идет о строительстве национального кыргызского госу­дарства, без чего невозможна национальная экономика.
Что такое экономика? Я не экономист, но могу сказать лишь то, что экономика в принципе — это производство и потребление. Задача, ка­залось бы, проста для нашего государства. Это накормить, обуть, одеть и дать жилье. Далее, граждане нашего государства должны войти в третье тысячелетие здоровыми и образованными людьми. Все это в совокупности называется экономическим развитием. На этом должны строиться наши экономические планы и программы. К сожалению, мы живем в мире определенных иллюзий. Иллюзии должны быть ликви­дированы из нашего сознания.
Что такое кадровое обеспечение подъема экономики? Это необ­ходимость наличия специалистов. Я ратую за то, чтобы была созда­на программа подготовки кадров, экономистов, юристов, предпри­нимателей, управленческого персонала, которые должны учиться в лучших университетах мира. И деньги на это жалеть не надо. Нельзя посылать людей за границу на год, на два, на три месяца, чтобы он посетил страну с туристическими целями. Есть очень серьезная проблема, на которую нужно обратить осо­бое внимание. Людям, обучающимся за рубежом, в США и Канаде, по возвращении необходимо создавать нормальные, оптимальные условия работы. В качестве примера приведу следущее. Африкан­ские юноши, которые изучали экономику в развитых странах, вернувшись домой, не находили себе работы. Не было соответствую­щих предпосылок, соответствующих условий и многого другого, для того, чтобы работал по-европейски образованный человек. Каждый гражданин нашей республики, независимо от национальной при­надлежности, должен быть патриотом своей страны. Родина там, где хорошо кормят — это девиз для людей, не имеющих нормаль­ных устоев. Родина там, где ты родился, где ты живешь, где похо­ронены твои предки. Никто из наших граждан не должен ощущать себя человеком второго сорта. Мы должны относиться друг к другу с пониманием. Представители других национальностей должны по­нимать, что Кыргызстан для кыргызского народа — это единствен­ное место, где он может развивать свою кыргызскую письменность, язык, культуру, экономику и национальную идеологию. Если для русских есть Россия, для немцев — Германия, для корейцев — Ко­рея, то для кыргызов единственное пристанище на этой планете — только Кыргызстан. И это представители некыргызских национальностей должны со­вершенно четко сознавать. Также как и кыргызы должны помогать другим. Мне вспоминают­ся слова Е.А.Евтушенко: «Любовь только к своей нации, без любви к другим народам, может превратиться в национальный эгоизм». За последние три года между Кыргызстаном и Китайской На­родной Республикой был подписан ряд межправительствен­ных соглашений. Как идет реализация подписанных докумен­тов? Что, на Ваш взгляд, мешает их выполнению? Между Кыргызстаном и КНР подписано более 30 различных до­говоров, соглашений и других нормативных документов, которые со­здают договорно-правовую базу сотрудничества между нашими стра­нами. Ряд их серьезно и активно работает в пользу нашего государ­ства. Это соглашения по автомобильным дорогам, по железнодо­рожному транспорту, по воздушному сообщению. Есть соглашения между Министерствами народного образования, которые сейчас ра­ботают весьма успешно. Китайская сторона дает нам 10 мест для обучения наших студентов в китайских вузах. Уже третий год у нас идет интенсивный обмен студентами. Я уверен, что через 5-7 лет с помощью ребят, которые закончат китайские вузы, мы сможем со­здать весьма солидную для Кыргызстана научную, правовую, эконо­мическую базу сотрудничества. Есть соглашения, которые подписаны, но практически не работают. Это соглашения по туризму, несколько отстает от подписанных документов состояние дел в обла­сти здравоохранения. Как Вы оцениваете в нынешних условиях возможности ино­странных, в частности, китайских инвестиций в Кыргызстане? Говоря об инвестициях, нужно сказать в общем об инвестици­онном климате, который существует в Кыргызстане. Для того, что­бы привлечь инвестиции из-за рубежа, нужны серьезные экономи­чески и технически подготовленные инвестиционные емкости, про­граммы, проекты, которые привлекли бы внимание зарубежных инвесторов. Их привлекает то, что наше государство является го­сударством, которое идет по пути демократических преобразова­ний, идет по пути укрепления рыночных механизмов в народном хозяйстве. Если говорить конкретно о китайских инвестициях, то китайские предприниматели готовы к сотрудничеству с нашим го­сударством, с нашими предпринимателями. Китайские предпри­ниматели создали уже несколько тысяч подобных предприятий в таких развитых странах, как США, страны Западной Европы и др. Думаю, что и Кыргызстан может стать местом, куда китайские ин­весторы могут вкладывать свои деньги. Я надеюсь, что наши эко­номисты и предприниматели разработают конкретные программы и проекты. Правительство КНР безвозмездно предоставило Кыргызста­ну материальные средства в сумме 1 мил. 500 тысяч китайских юаней. Помощь дается под конкретные проекты? Контролиру­ет ли китайская сторона использование этих денег? Прошу пра­вильно понять мое беспокойство, ибо часть гуманитарной по­мощи не доходит до конкретного адресата, попадая в руки го­сударственных коррупционеров. Эта безвозмездная помощь была сделана во время визита Пре­мьера Госсовета Ли Пэна в Кыргызскую Республику. К сожалению, я не знаю о дальнейшей судьбе этого подарка во-первых, потому что мне не поручали заниматься этим вопросом, во-вторых, я не могу это контролировать, потому что нахожусь слишком далеко от Кыргызстана, в-третьих, поскольку это подарок, то вопросами конт­роля и распределения занимаются сотрудники наших ведомств. То, что она не попадает к конкретному адресату — наша вина. Наши структуры должны заниматься этими вопросами, должны быть со­ответствующие контролирующие государственные органы, которые знают, куда потрачена эта помощь. Я думаю, что это должно прохо­дить в условиях гласности. Какова нынешняя политика руководства Китайской Народ­ной Республики в отношении экономических реформ в целом, их законодательного регулирования, финансовой системы? 1994 год, как и предыдущие годы, был годом не только колос­сальных успехов в экономике Китая, но и годом определенных, весь­ма серьезных проблем, в частности, в банковско-кредитной систе­ме. Китайское правительство работает в этом отношении, как мне кажется, результативно и четко. Реформам, которые проводятся в Китае, уделяется огромное внимание со стороны руководства. По­литика открытости — это основа китайской экономики. Без реформ, как говорится, нет развития, без развития нет реформ. Китайские реформы в экономике стали не только политикой государства, но и смыслом жизни всего населения. Китайский парламент большое внимание уделяет укреплению законодательной базы. «Нормаль­ному развитию экономики страны необходима крепкая законодатель­ная база» — говорит руководитель китайского парламента Цяо Ши. Каковы приоритеты Китая в международной политике? Самым главным приоритетом внешней политики Китая является мир и развитие. Это основы внешнеполитической концепции китай­ского руководства. Важный аспект, на который они обращают боль­шое внимание — это сотрудничество с окружающими государства­ми. Китайское руководство на уровне ведомств и министерств нео­днократно заявляло о том, что Китай не представляет военной угро­зы для окружающих его государств. Руководство Китая заявляет о создании безъядерного мира, о прекращении ядерных испытаний всех видов. Это очень важная и очень серьезная инициатива, кото­рую выдвигает китайское руководство.
После развала коммунистической партии в Европе и в быв­шем Союзе широко открылась дорога к многопартийной систе­ме, в результате чего сейчас в Кыргызстане официально заре­гистрировано 12 партий и общественных движений. Как вы ду­маете, не повторит ли Коммунистическая партия КНР судьбу Компартий бывших социалистических стран? Существует ли в Китае многопартийная система?
Коммунистическая партия Китая не повторит судьбу КПСС, пото­му что есть существенное, принципиальное отличие между этими партиями. Мудрость Дэн Сяопина в том, что он понял необходимость экономических реформ, подъема жизненного уровня населения, по­нял то, что ортодоксальный коммунизм большевистского типа из­жил себя, показал свою недееспособность. Последние 15 лет про­водятся серьезные реформы в Коммунистической партии Китая. Мар­ксизм, ленинизм - это не догмы, это теории, которые постоянно дол­жны находиться в развитии. Принципиальное отличие в том, что идеология должна отвечать современным требованиям. Определен­ные реформы сделаны не только в научном коммунизме, как идео­логической основе, но и в политэкономии социализма. Для китайской коммунистической партии — это вполне реальные, органично переплетающиеся понятия. Коммунистическая партия Китая движется к третьему тысячелетию с пониманием того, что социализм как общественная система, как экономическая структура должен находиться в постоянном развитии, в постоянном поиске того, что полезно для государства. В Китае, кроме коммунистической партии существует еще 8 партий. Сейчас многие видные деятели некоммунистических партий в Китае занимают солидные, руководящие посты, принимают актив­ное участие в разработке государственных проектов. Например, за­меститель Председателя КНР Жун Ижень не является членом КПК, он член совершенно другой партии. Все партии Китая объединены в Единый фронт, включая коммунистическую партию. Задача Народ­ного политического консультативного совета Китая заключается в том, чтобы путем консенсуса, выработки единых позиций решать все вопросы развития Китайской Народной Республики. Сегодня в Кыргызстане идет спор о том, нужна ли нам наци­ональная идеология. В чем должна заключаться наша нацио­нальная идеология? Национальная идеология — это одна из основ развития нации, развития экономики, развития культуры государства. Без националь­ной идеологии не существует ни одного государства. Идеология должна прежде всего заключаться в том, что мы носители нацио­нального патриотизма. С точки зрения межнационального согласия кыргызское государство должно представлять собой содружество наций и народов. Содружество наций и народностей в Кыргызстане - это реальная политическая конструкция, которую нужно развивать дальше. Если говорить об экономике, то тут речь должна идти о том, что мы хотим построить? И не обязательно речь должна идти о ком­мунизме или капитализме. Это не важно. Мы должны поставить за­дачу обеспечения населения теми условиями, в каких можно нор­мально жить и нормально развиваться. Одним из важных компонен­тов национальной идеологии является проблема экономической культуры кыргызской нации, всего народа. Это очень важная про­блема. Я сторонник того, чтобы каждая идеология имела какой-то образ. Например, образ Манаса. Создание и поклонение образу Манаса не как воину, а Манасу, как Созидателю, строителю, госу­дарства, защитнику интересов народа. Манас как строитель госу­дарства, как апологет национальной культуры, национального един­ства — образ, который нам нужен, который мы должны создавать. Уважаемый Муратбек Сансызбаевич, вы сами являетесь чле­ном какой-либо партии? Нет, я не являюсь членом какой-либо партии в Кыргызстане. Воз­можно, в Кыргызстане будет создана партия и я приобщусь к ее де­ятельности, если она будет устраивать меня с политической точки зрения. Я убежден, что такие партии появятся. Побывав в Пекине я встретился с несколькими китайскими кыргызами, которые обучаются в вузах КНР. Как живется нашим 140 тысячам соплеменников среди миллиардного китайского на­селения? Жизнь китайских кыргызов сейчас получила заметное развитие, улуч­шение. Сейчас существуют телевидение и радио на кыргызском языке, создаются школы, готовятся мероприятия к открытию ВУЗа с препода­ванием на кыргызском языке. Например, эпос «Манас» в Китае офици­ально объявлен одной из трех жемчужин устного творчества этой стра­ны. Эпос переводится на китайский язык и другие языки КНР. С точки зрения образования и культуры здесь сделаны весьма солидные шаги. Достигнуто хорошее развитие. Кызыл-Суу — Кыргызский автономный округ активно развивает собственную экономику. Я знаю очень мно­гих кыргызов, занимающих высокие посты в руководстве Синьцзян-Уйгурского автономного района, Кызыл-Суу — Кыргызского автономного округа. Есть кыргызы, которые работают здесь, в Пекине, в различных учреждениях. Учитывая, что советско-китайские договоренности в принци­пе были основой для продолжения пограничных переговоров, кыргызская сторона в 1992 году в рамках совместной делегации включавшей в себя правительственные делегации Кыргызстана, Казахстана, России и Таджикистана, в ходе длительных перегово­ров вышла на компромиссные решения по «спорным» или «несо­гласованным» участкам в отдельности, и по линии государствен­ной границы в целом. Была достигнута договоренность о том, что Китай обретает контроль над местностями Жаны-Жер и Бозайгыр-Ходжент, а Кыргызстан получает местность около Иркештама. В политичес­ком и историческом плане было принципиально важно, что Кыр­гызстану удалось отстоять пик Победы и пик Хан-Тенгри. Это на­ши национальные символы. По итогам переговоров 4 июля 1996 года Президент Кыргыз­ской Республики и Председатель КНР подписали Соглашение меж­ду Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе. Участок, распо­ложенный западнее перевала Бедель (водосбор р. Узенгу-Кууш), вошел в соглашение с особым статусом, по которому стороны до­говорились продолжить переговоры. Это соглашение в установ­ленном Конституцией порядке ратифицировано Жогорку Кене-шем Кыргызской Республики и вступило в силу 27 апреля 1998 го­да со дня обмена ратификационными грамотами. После 1996 года вопрос о прохождении линии государствен­ной границы на участке «западнее перевала Бедель» стал основ­ным предметом переговоров между Кыргызстаном и Китаем. По­сле неоднократных межгосударственных и межправительствен­ных консультаций, в результате сложных и многочисленных пере­говоров в 1999 году было найдено взаимоприемлемое решение о прохождении линии кыргызско-китайской государственной границы. По Дополнительному соглашению между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе 70% спорного участка в мест­ности Узенгу-Кууш (район перевала Бедель) перешли Кыргызста­ну, 30% — Китаю. Это соглашение было подписано Президентом Кыргызстана и Председателем КНР 26 августа 1999 года в нашей столице Бишкеке. Заключение данного соглашения ознаменовало семилетний период непростых переговоров с Китаем по погра­ничному размежеванию. Надо было выходить на этап ратифика­ции заключительного соглашения в Жогорку Кенеше.
К сожалению, вынесенное на ратификацию Жогорку Кенеша Дополнительное соглашение от 26 августа 1999 года по Бедельскому участку границы весной 2001 года натолкнулось на фронталь­ную атаку со стороны оппозиции. Более того, была сделана попыт­ка денонсации заключенного в 1996 году договора о границе, по которому уже в 1998 году произошел обмен ратификационны­ми грамотами.
К сожалению, наша дипломатическая служба в ходе парламент­ских дебатов не сумела в полной мере выполнить свою задачу по вопросу о пограничном урегулировании с Китаем. Пограничное размежевание с Китаем — это проблема, достав­шаяся Республике в наследство от Советского Союза. Спорные тер­ритории на кыргызско-китайской границе существуют. Отрицать это — означало бы не признавать очевидного. При этом Кыргыз­стан не может не учитывать, что речь идет об урегулировании спо­ра с великим и дружественным соседним государством. Вопрос надо решать на цивилизованной здравомыслящей ос­нове, без искусственной затяжки, и опираясь на наши государст­венные интересы. То, что происходит в вопросе о пограничном размежевании, это не распродажа исконной кыргызстанской земли, как это пытаются представить безответственные силы, это не капитулянт­ство перед могущественным Китаем. Это абсолютно традицион­ная в международной практике, хотя и тяжелая, переговорная си­туация, в которой обе стороны призваны решать вопросы на осно­ве компромисса.
Заключение Предки кыргызстанцев завещали нам руководствоваться мудростью и здравомыслием. Именно на этой основе они провели народ через многовековые испытания к независимому суверенному на­циональному государству. После ратификации 17 мая 2002 года Собранием народных представителей Дополнительного соглашения тема пограничного урегулирования с Китаем окончательно закрыта с большой поль­зой для нашей страны. Результаты не заставили себя ждать. Бук­вально спустя четыре дня после ратификации КНР торжественно открыла контрольно-пропускной пункт на границе в районе Иркештама. Это был праздник дружбы, нового этапа развития сотруд­ничества с нашим великим другом и соседом! Отныне граница с Китаем стала границей дружбы и сотрудничества. Возродилась еще одна ветвь Великого Шелкового пути. Китай открыл дорогу экспорту наших товаров. И что важно — угля, ведь для юга страны это важнейшая экспортная статья. В будущем КНР намерена заку­пать миллионы тонн нашего угля. Это оживит угольную отрасль республики, возродит шахтерские города, появятся тысячи рабочих мест, будут валютные поступления. Не говорю уже о других вы­годах от ратификации соглашения, в частности, скоро откроется картонно-бумажная фабрика в Токмоке, реализуется еще ряд про­ектов. Это и есть следствие разумной, правильной политики в от­ношении великого Китая. Официальный визит Президента КР в Китай в июне 2002 года был треть­им по счету. В ходе первого визита в 1992 году было подписано Совместное коммюнике, во время второго в 1998 году — Совмест­ная декларация о дальнейшем развитии и углублении дружбы и со­трудничества между Кыргызстаном и КНР. Договор 2002 года увен­чал десятилетие государственных отношений, основанных на добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Подписанный 24 июня 2002 года в Пекине Договор юридически закрепил линию прохождения государственной границы между двумя странами, что зафиксировано в нем отдельной статьей. Она гласит: «Договаривающиеся Стороны, с удовлетворением отмечая полное урегулирование пограничных вопросов между двумя стра­нами, преисполнены решимости превратить границу между ними в границу вечного мира и дружбы, передаваемую из поколения в по­коление, и прилагают для этого активные усилия. Договаривающие­ся Стороны неукоснительно соблюдают положения соответствую­щих соглашений о границе, подписанных между двумя странами». Договор, бессрочный по своему временному измерению, явля­ется примером и моделью сотрудничества, установившегося между Кыргызстаном и Китаем. Этот пример мы намерены использовать во взаимоотношениях и с другими сопредельными государствами. Достигнут прогресс в переговорах по строительству транскон­тинентальной железнодорожной магистрали, которая соединит Шанхай и Париж через Центральную Азию. Этот проект назван проектом столетия, возрожденным из глубин веков, открывающим странам нашего региона, как это было во времена Великого Шелко­вого пути, выход в широкое экономическое пространство. Цент­ральная Азия в состоянии вернуть свое былое историческое значе­ние — служить посредником между различными культурами и та­ким образом содействовать всеобщему миру и стабильности. В 2001 году была достигнута договоренность о выборе север­ного варианта железнодорожной магистрали, проходящей по маршруту Кашгар-Торутарт-Джалал-Абад-Андижан. В свете при­оритетности данного маршрута для развития экономики Кыр­гызстана, я высоко оценил решение Правительства КНР, поддер­жавшего позицию Кыргызстана. Строительство железной дороги создаст необходимые дополнительные условия для развития торгово-экономических отношений между нашими странами, а также послужит расширению связей Кыргызстана и Китая со странами Запада и Востока. Приоритетным является торгово-экономическое сотрудничество между Кыргызстаном и Китаем в энергетической и других отраслях. Список использованных источников: 1. М. Иманалиев «Очерки о внешней политике Кыргызстана», Бишкек 2003 г. 2. Аскар Акаев «История, прошедшее через мое сердце», Бишкек 2003 г. 3. Энциклопедия «Кыргызстан». – Бишкек 2001 4. Этапы становления и развития кыргызской государственности: сборник материалов Международной научной конференции в RUYE (май 2002). – Бишкек 2002


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Екліптика Видимий рух Сонця і Місяця 2
Реферат Завдання Цивільної оборони України 2
Реферат Захист від зброї масового ураження наслідків зруйнувань радіаційно
Реферат Задачі артилерійської батареї в ході оборонного бою
Реферат Застосування з єднань та військових частин підрозділів армійського 2
Реферат Захист від зброї масового ураження наслідків зруйнувань радіаційно 2
Реферат Загальний стан збройних сил провідних країн світу та суміжних держав напрямки їх реформування
Реферат История войн и военного искусства
Реферат Засоби індивідуального захисту людей
Реферат Застосування з єднань та військових частин підрозділів армійського
Реферат Захист населення у надзвичайних ситуаціях 2
Реферат Захист від зброї масового ураження наслідків зруйнувань радіаційно хімічно небезпечних обєктів
Реферат Цели рекламной кампании
Реферат Исследование динамики ракеты при ее выходе из пусковой шахты при работающем двигателе
Реферат Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций