Реферат по предмету "Искусство и культура"

Узнать цену реферата по вашей теме


Курские храмы: история и современность

ПЛАН I. Введение. II. Из истории Курских монастырей. 1) Первые упоминания о монастырях в Курском крае. 2) Хозяйство курских монастырей.
3) Период активного строительства монастырей на Курской земле (XVI – XVII). 4) Экономическое положение курских монастырей III. Архитектура Курска. 1) Архитектура церквей. 2) Смена архитектурных стилей. 3) Архитектурное своеобразие храмов Курска. IV. Соборы, церкви, часовни Курска. 1) Курск в начале XX века. 2) Церкви в сегодняшнем Курске. ВВЕДЕНИЕ Цель моего реферата – показать красоту и своеобразие церквей, храмов и монастырей Курской области, рассказать историю их возникновения и распространения на территории нашего края. Также я хочу рассказать о роли церквей и храмов в истории становления Курска, об отношениях к ним в разные времена и об их влиянии на русский народ в целом. Тема истории и современности Курских храмов, на мой взгляд, очень актуальна в наше время. Хотя сейчас многие церкви восстановлены, но не то трепетное отношение к ним как к культурным центрам нашего народа и как к памятникам архитектуры воссоздать не удалось. Основной задачей моего реферата является пробудить в людях чувство уважения и восхищения как к храмам – зданиям, так и к храмам – религиозным центрам. ИЗ ИСТОРИИ КУРСКИХ МОНАСТЫРЕЙ Сведения о древних монастырях на территории Курского края отрывочны, разрозненны и неопределенны. Чаще всего это лишь предположения и выводы, основанные на косвенных свидетельствах. К примеру, из жития Феодосия Печерского очевидно, что в двадцатых -начале тридцатых годов XI века в Курске и его окрестностях еще не было ни одной христианской обители, и юный подвижник для обращения в монахи ушел с пилигримами в Киев. О ктиторском княжеском монастыре в Путивле XII столетия свидетельствует надгробный камень X1I-XIII века с захоронениями семьи удельного князя Василия Георгиевича из Спасо-Преображенского мужского монастыря. Казалось бы, первое достоверное письменное упоминание о курском монастыре мы находим в рукописном житии Святого Петра Митрополита Московского и Всея Руси Чудотворца, возглавлявшего древнерусский архиерейский престол с 1308 по 1326 годы. "Истории о граде Курске ." издания 1792 года, ссылаясь на рукописное житие, рассказывает о том, как святой, будучи родом из волынской земли, в 12 лет оставил родительский дом. бежав в один из окрестных монастырей, где принял иноческое пострижение, удостоился священства и изучил иконопись, а позже основал монастырь в 15-ти верстах от "бывшего г. Курска" на реке Рати, что впадает в реку Сейм, где воздвиг храм, устроил кельи, собрал братию. Однако, отнесение этих событий на курскую реку Рать, к сожалению, ошибочно: в кратком житии Святителя Петра, изложенном в Анфилогионе львовской печати, изданном значительно раньше (в 1694 году) "Истории о граде Курске", говорится: '' .водрузи жилище себе на реке Рати, ныне реченном монастырь Дворцы". Но монастырь с таким названием существовал совсем в другом месте. "На лесистой и гористой возвышенности одного из северных острогов Карпат у верховьев реки Раты, в селе Дворцах в X11I столетии славился Ворхоратский монастырь, основанный Святителем Петром, бывшим игуменом, а после митрополитом Московским". Первый историк русской церкви Амвросий в "Описании Русской иерархии ." указывает: "Ратский Воздвиженский мужской монастырь основан около 1302 года (Волынская губерния, епархия Житомирская) на реке Рати, близ места Ратня Петром Митрополитом". - Таким образом, у нас нет оснований связывать начало монастырской жизни в нашем крае с именем Святителя Петра. А что же монастырь? Был ли он на самом деле? "История о граде Курске, о явлении Чудотворной иконы Божией Матери Курские ." упоминает факт более позднего времени, казалось бы косвенно подтверждающий существование монастыря: " .в 1650 году во время построения в Курском Знаменском монастыре по царскому указу и на царское иждивение Соборной церкви - курский протопоп Григорий сыскал на старом городище, отстоящем от Курска за 15 верст близ реки, именуемой Рать, в земляном валу от древности вшедшие в землю палаты . с оных палат был ломан рабочими людьми кирпич и дикий камень .". Однако в сохранившихся текстах XVII века нет упоминаний о Ратском монастыре, но называется "Ратская крепостца" - одно из сторожевых укреплений под Курском. Документальные сведения об основании и устройстве курских монастырей относятся ко второй половине 16 столетия - времени активного наделения южно-русских монастырей вотчинами и льготами. Предполагается, что в предшествующие времена практиковалась преимущественно жизнь отшельническая. На территории края еще в прошлом веке находили следы рукотворных пещерных монастырей. Сохранились описания некоторых из них: " .в двух верстах от села Шмарного в Старооскольском уезде в 40 саженях от проселочной дороги в меловой горе пещера сочень неудачным входом. От входа идет спуск до коридора, длиной 3 аршина, затем коридор делится на три прохода с арками, разделенными колоннами, и высеченными по бокам углублениями разной формы, в которых свободно может поместиться человек. Высечены по стенам кресты и углем написаны разные изречения. В восточной стороне (по проходу) нечто вроде церкви; потолок куполообразный, в центре как бы иконостас с царскими дверями, от которых уцелела правая колонна и нижняя часть левой. Все это высечено из мела. Длина переходов до 15 саженей". Н. Златоверховников в книге "Памятники старины и нового времени .", опубликованной в 1902 году, описывает пещеру, именуемую "Синайка", в двух верстах от г. Рыльска: "В этой расположенной крестообразно пещере, со входом в виде арки, на стенах имеются священные изображения, пострадавшие от времени". Очевидно - это пещерные монастыри. К сожалению, авторы описаний не пытаются определить время их происхождения. Однако, можно предполагать, что появились они значительно раньше наземных. Скорее всего их копали киевские отшельники, хранившие традиции своего монастыря и спасавшиеся в наших краях от татарских набегов во времена татарских погромов XIII века, когда были порушены многие города, в том числе Курск и Киев. В истории Молченской Рождества-Богородицкой пустыни, составленной в 1845 году, говорится, что возникла она еще в конце XIII века и в годы "разорения и запустения края служила единственным убежищем". Ее авторы, опираясь на местное предание, полагают, что основание пустыни связано с "отшельниками, ископавшими в конце XIII века на Чудной горе пещеры", след которых еще сохранялся в начале XX века. "Они принесли с собою образ Пресвятой Богородицы, пред коим и совершали пустынники молитвы свои и славословия . На месте сем скончались и погребены в той же пещере, в коей жили .," -гласит предание.
По древней традиции зачастую началом монастыря служило "явление" иконы. В письменных источниках XIX века приводятся две даты обретения иконы Молченской Богоматери: 1283 и 1405 год. Кажется вероятным, что первая из них указывает на начала пещерного монастыря, когда икона была принесена монахами-пустынножителями; другая скорее всего, связана со вторичным обретением иконы после долгого забвения, последовавшего за смертью иноков-отшельников. В этом смысле кажется правдоподобным отнесение некоторыми источниками начала Коренной Рождество-Богородицкой пустыни к концу XIII века - времени явления (1295 год) чудотворной иконы Знамения Богородицы Курская Коренная, поскольку именно это событие послужило основанием монастыря.
Поселения отшельников служили в крае центрами, вокруг которых группировались новые пришельцы. Тихая пустынь обращалась в монастырь, которому князья, понимавшие его огромную нравственную силу, давали право на владение землей, лесом, водою и другими угодьями. Раз избрав место, монашествующая братия уже не расставалась с ним даже в годины погромов и разорений, стремясь при этом приобрести место в городах - "осадный двор", необходимость которого была связана с постоянными набегами татар. Очевидно, что ни один из курских монастырей ни в ранние, ни в более поздние времена, не строился как крепость. В основном все они были деревянными, многие были огорожены простым плетнем, крыты соломой или дранкой. Государи поддерживали их ни как необходимые военные укрепления, а как центры привлечения населения для обживания "московских окраин". Получая тарханные грамоты, дававшие их хозяевам большие льготы в области платежа податей и суда, и вотчинные земли по царскому указу в "диком поле", обрабатываемые частью самими монахами, частью принимаемыми на житье крестьянами и бобылями, монастыри привлекали к себе и "осаживали" вольных людей, которые распахивали степи, обихаживали сенные покосы, рубили лес на постройки - увеличивали число новых поселений. Большинство курских монастырей конца XVI - начала XVII века жили рыбными ловами и бортными угодьями, заводили пасеки, сады, огороды, бахчи, содержали скот. Путивльскому Молченскому монастырю, как видно из жалованных грамот, принадлежало большое количество земель - сел. деревень, угодий -звериных и рыбных ловов, бортных ухожей, бобровых гонов. При этом и братии, и крестьянам, жившим на монастырских землях, были даны значительные льготы, а игумену представлено право суда над ними, причем челобитную и крестьяне, и монахи могли подавать только в Москве и только в определенные сроки. И. Н. Миклашевский утверждает, что " .Молченский монастырь был единственным в своем роде по тем привелегиям, которыми он обладал". Его вотчинное владение подтверждалось неоднократно грамотами царей династии Романовых вплоть до Петра I. Монастырское землевладение тесно связано с колонизаторской деятельностью православных обителей. "Привелегированное монастырское землевладение . имело все шансы привлекать к себе крестьянство теми льготами, которые не имело небогатое служилое сословие окраины, и потому оно развивая хозяйство, создает крупные поселения". С монастырских слобод начинались в Курском крае Царев град (Новый Оскол), Обоянь, Льгов, Дмитриев. С. Д. Ларионов, описывая в 1795 году Курское наместничество, называет и Тим бывшим экономическим селом, т. е. монастырским до секуляризации. В других случаях монастыри возникали почти одновременно с новыми городами с селениями. В 1599 году повелением царя Бориса Годунова Николаевский монастырь у Белгородского острога получил от государя "две выписки . на землю у р. Донца, в 1626 году- .на Огурцовскую поляну и на село Никольское, в 1638 году- грамоту на дикое поле и сенные покосы .под Разуменским лесом". В 1649 году обитель уже имела 65 крестьянских дворов. Другой, основанный в Белгороде в это же время монастырь-женский Рождества Пресвятой Богородицы, по челобитной старицы Апполинарии Прытковой в 1622 году получил в городе место под церковь и кельи, а в 1626 году ему отвели "на пропитание" дубраву и сенокос, которые он, не имея крестьян, не смог обрабатывать, и земли отошли в 1636 году "черкасам". Монахини же получили денежное содержание по 15 рублей в год на каждую. Это была первая волна активного строительства монастырей на курской земле, связанная, без сомнения, с политикой Московского государя второй половины XVI - начала XVII веков по укреплению южных и юго-западных границ Руси. Вторая волна наблюдалась в середине и второй половине XVII века - годы бегства православных от Унии с Украины, из Белоруссии, Литовских земель. "Население оставляло приделы Речи Посполитой и переселялось по разрешению государства в Курскую и Полтавскую губернии". К 1650 году более 80 тысяч "черкас" переселились из Киевской и Волынской земли, из литовских городов и польских владений - Вильно, Львова и других. Одни основывали отдельные слободы на окраинах Московского государства, которые со временем, в 1640 - 1670 годах, были укреплены и превратились в города Суджу, Мирополье, Сумы, Краснополье, Харьков, образовав одну большую область, называемую слободской Украиной. Другие присоединились к русским селениям по рекам Пслу, Суле и Локне. Бежали из Польши и монахи, оставив свои монастыри. "Известно, что берега Десны, Сейма, Псла с протоками были усеяны пустынниками, выходцами из-за Днепра, спасавшими свою жизнь и веру от притеснений Унии. Тогда же и были основаны, в большинстве своем на средства казны, Белогорский , Миропольский, Льговский, Ахтырский, Троицкий, Обоянский Знаменский, Духов Путивльский, Холковский Старооскольский монастыри, Льнинская, Словенская, Амонская. Огурцова, Карповская Новоосколькая пустыни". К середине XVIII века на территории края организуется обширное по масштабам и разнообразное по характеру деятельности монастырское хозяйство. Непосредственно перед секуляризацией за Курским Знаменским монастырем числилось 4836 крестьянских дворов, Рыльским - 1365, а Софрониева пустынь называлась в числе самых знаменитых русских православных обителей - Ниловой, Флорищевой и Саровской. Почти все курские монастыри имели перевозы, мельницы, винокурни, занимались земледелием, лесоводством, скотоводством, пчеловодством, звероловством, огородничеством, садоводством, сами обрабатывали продукты деятельности-кожи, шерсть, коноплю. Некоторые монастыри активно внедряли в свой хозяйственный быт и быт своих вотчин разные ремесла. К 1726 году Знаменский монастырь освоил производство юфти - высококачественной кожи, а его экипажи славились за пределами края. Севский архимандрит писал в 1721 году в Знаменский монастырь, заказывая карету: " .понеже у нас таких мастеров нет". Числились среди монастырских умельцев и сапожники, портные, столяры, кузнецы, плотники, каменщики; кирпичники из монастырских вотчин признавались лучшими в епархии. Славился Знаменский монастырь и "своими малярами": в 1755 году консисторским указом был затребован в Белгородский архиерейский дом монах Соломон "для написания икон к поднесению знатным персонам". В 1758 году аналогичным распоряжением предписывалось монастырскому крестьянину Ефиму написать три образа: Живоначальной Троицы. Ахтырской и Каплуновской Богородицы "добрыми венецианскими красками", за что обещано мастеру и вознаграждение. В 1761 году в город Харьков к живописцу Венедикту Свидерскому на 4 года монастырем были отправлены дети крестьян Ивана Сныткина и Ивана Агаркова, "чтобы . выучил означенному живописному мастерству совершенно так, как и сам умеет". Девочки-сироты набирались "для отдачи их в научение доброго ремесла".
Монастырские имения, особенно большие и разбросанные по разным местам, управлялись приказчиками, поселявшимися "в монастырском дворе" и управлявшими по подробной инструкции, даваемой монастырем. Управитель отвечал за вотчинное хозяйство, наблюдал за хозяйством крестьян, следил за выполнением повинностей, "чинил суд и расправу", защищал крестьян от обиды со стороны и "привлекалк ответственности по силе законов". Главной задачей "монастырского служки" - иметь лучший прибыток от вотчинного хозяйства". Первоначально служки назначались из числа монахов, но в 1769 году Белгородский архиерей Самуил Миславский направил в монастыри предписание:" . в села, деревни и хуторы в управительские или приказческие должности (вызывающие нарекания) из монашеского чина не посылать в принадлежащие монастырям вотчины, а содержать для того светских приказчиков, людей вольных, к тому способных . или выборных по общему тамошних монастырских жителей согласию".
Монастырские крестьяне состояли на барщинном положении, выполняя все необходимые монастырю работы: пахали, сеяли, молотили, косили, пасли стада, ловили рыбу, строили, давали подводы, служили на мельницах, винокурнях, пасеках. Собирали с них и оброк продуктами крестьянского хозяйства или ремесла на определенную сумму. Повинности и оброк определял монастырский собор, и. хотя не обходилось без злоупотреблений, в управлении монастырскими вотчинами зачастую было больше порядка и человечности, чем в имениях дворян. Жалованные грамоты освобождали монастыри и монастырских крестьян от податей и пошлин, подсудности, (кроме "душегубства, разбоя и татьбы"), от проезда через их села царских чиновников, выдачи им корма, подвод и проводников. По немногочисленным и разрозненным сведениям, приведенным А.А. Танковым в "Материалах для истории Курской епархии" можно утверждать, что в 1746 - 56 годах в Белгородской митрополии в 19 мужских монастырях жило 364 человека - 1-76 монахов, остальные - послушники, а в 8женских- 219 монахинь. К концу XVIII века количество монастырей в Курской губернии значительно сократилось. Часть из них закрылись самостоятельно ( по неведомым нам причинам), другие были упразднены или слиты екатерининскими указами "об отобрании от монастырей бывших за ними крестьян и об обращении их в экономические" -так называемыми Указами о секуляризации монастырских земель 1764 и 1788 годов. Интересны сведения, приведенные в "Курских епархиальных ведомостях" 1890 года: "Все монастыри и пустыни ежегодно жертвуют духовноучебным детским заведениям 4130 рублей. При Курском Знаменском монастыре с 1869 года существует для малолетних сирот-мальчиков, детей духовенства епархии, приют. При Рождество-Богородицкой Глинской пустыни в 1890 году открылся Дом трудолюбия для индивидуального обучения мальчиков 12 -15 лет иконописному, портняжному, сапожному, столярному и токарному ремеслам. При Глинской, Софрониевой,. Коренной пустынях, Курском и Белгородском женских монастырях, Борисовской женской пустыни, функционируют больницы, а в Борисовской же пустыни и курском женском Троицком монастыре еще и богадельни для престарелых" Накануне революции в Курском Знаменском, Белгородском Свято-Троицком, Рыльском Николаевском, Обоянском Знаменском, Путивльском Молченском мужских монастырях и пустынях - Глинской, Белгородской, Путивлъской Софрониевой - было 3 епископа, 4 архимандрита, 165 иеромонахов, 106 иеродьяконов. 322 монаха, 140 послушников, 341 человек на предварительном испытании. В женских - Курском Троицком, Белгородском Богородицком, Льговском Знаменском монастырях и Борисовской Тихвинской пустыни жило 218 монахинь, 303 послушницы и 1814 женщин на предварительном испытаниии. Монастыри обладали значительным материальным богатством, ревностно хранили религиозные святыни и вековые культурные традиции. Располагаясь в самых красивых местах края, были "придивны зело" и освещали местность красотой своей. АРХИТЕКТУРА КУРСКА Культовая архитектура Курской области чрезвычайно разнообразна. Самая ранняя постройка, сохранившаяся до наших дней, Троицкий мужской монастырь в г. Курске относится к концу XVIII в. Первоначально монастырь был основан при правлении Бориса Годунова, но во время польской интервенции он был до основания разрушен, и стал восстанавливаться только в период Михаила Федоровича. В 1612 году по жалованной царской грамоте началось восстановление монастырских строений: "По грамоте царя Бориса, строил Иона в Курске на краю посада, за речкою Куром монастырь Троицы Живоначальной и в тот монастырь братию собирал". В переписи 1631 года, цитируемую Сергеем Ларионовым, говорится: "В Курском посаде монастырь, построенный Ионою Тиолкою. в котором монастыре церковь Живоначальной Троицы с приделом Бориса и Глеба, деревянная. К тому монастырю Троицкая слободка приписала за речкою Куром при Тускаре". Повое разорение монастыря польским войском произошло в 1634 году, после чего ему уже, вероятно, не удалось оправиться. В 1734 г. на месте обветшавшей деревянной церкви Живоначальной Троицы была заложена новая кирпичная, о чем свидетельствуют консисторские документы Центрального государственного архива древних актов. В 1764 году монастырь был упразднен и приписан Курскому Знаменскому монастырю; а Нижняя Троицкая церковь обращена в приходскую. При восприятии архитектурных форм независимо от времени их сооружения и размеров всегда прослеживается сомасштабность человека и здания, которая достигается соблюдением определенных пропорций между человеческим ростом и входной дверью, порталами, оконными проемами, ступенями крыльца и папертью. В христианском храме человек не чувствует себя маленькой песчинкой, как, например, в древних пирамидах Хеопса и Хефрена в Египте. Важную роль при этом играет гармоничная увязка церковного сооружения с естественным окружением, ландшафтом. Культовые постройки, как правило, находятся на возвышенном месте и являются своеобразным ориентиром на местности, видимым издалека, и подчеркивающим своим своеобразным четким силуэтом тот или иной населенный пункт. Стоящая в центре села на краю высокого берега реки Покровская церковь в с. Баниши Льговского района великолепно организует деревенские постройки и хорошо просматривается при въезде в деревню, а в ясный солнечный день ее силуэт можно увидеть с расстояния более шести километров. Получившие распространение в XVII в. декоративно-силуэтные пятиглавые храмы характерны для южных районов области ( Беловского, Большесолдатского, Суджанского). Интересным образцом пятиглавого храма периода барокко является церковь Рождества Богородицы в с. Долгие Буды Беловского района. Для стиля барокко характерны ярко выраженные самобытные национальные особенности: нарядная полихромия зданий, выразительная пластичность архитектурных форм и простота объемно-планировочного решения, многоколонное убранство в виде пристенных портиков, колонн, многочисленные обрамления окон живописными картушами. Наивысший расцвет архитектура барокко достигла в творчестве зодчего Ф. Б. Растрелли.
Смена архитектурных стилей происходит в конце XVIII в., когда барокко уступает место классицизму, сложившемуся под влиянием творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи Возрождения. Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, симметричная композиция и строгость пропорций, простота, ясность и выразительность.
Фасады окрашивают устойчивыми красителями серого, оранжевого, красного цвета. На фоне стен выделяются белые колонны, сандрики. наличники . Продолжается традиция золочения церковных куполов, главок и крестов. Одним из красивейших храмов области эпохи зрелою классицизма является Успенский собор в г. Рыльске. построенный в 1811 г. на средства известного местного купца Филимонова. Значение собора как одной из главных архитектурных доминант города особенно ясно ощутимо при восприятии его с дальних точек обозрения - от Николаевского монастыря, с горы Ивана Рыльского. Огромная 60-ти метровая колокольня собора придает панораме города подчеркнуто выразительное звучание. Главы его были видны за несколько десятков километров, служа прекрасным ориентиром. По своим художественным достоинствам, по мнению специалистов архитекторов-реставраторов, он превосходит как Покровскую церковь, построенную в 1822 году по тому же проекту, так и Вознесенскую (1866 г.), выполненную в псевдо- византийском стиле. Изменение архитектурных форм культовых зданий с середины XIX века связано с социально-экономическими условиями развития России в период становления капитализма При строительстве куполов применяются металлические структуры, появляются новые оригинальные конструкции, используемые в качестве перекрытий. В архитектуре утверждается русско-византийский стиль, олицетворяющий собой "национальную" самобытность храма . К этому периоду относится пятиглавый Вознесенский храм в г. Рыльске, эклектично сочетавший в себе форму средневекового культового русского зодчества с элементами византийской архитектуры. Крестообразный в плане с большим центральным куполом на четырех внутренних опорах и малыми куполами на здании храм удовлетворял требованию Синода об обязательном пятиглавии. Значительная часть храмов не может быть отнесена к какому-либо определенному архитектурному стилю в чистом виде, поскольку длительное время сохраняется провинциализм в архитектуре, изолированность, эклектичность форм и деталей, что тем не менее, не умаляет значения культовых построек области как памятников истории и культуры местного значения. СОБОРЫ, ЦЕРКВИ, ЧАСОВНИ КУРСКА В первые десятилетия двадцатого века главную площадь Курска - Красную - окружали вертикали ступенчатых колоколен церквей мужского Знаменского и женского Свято-Троицкого монастырей, небольшого, но красивого Воскресенского собора: над площадью нависла тогда самая высокая в городе колокольня Флоровской церкви; в небо над ней вознеслась увенчанная высоким шпилем колокольня Николаевской церкви (что на торгу), а в створе Московской улицы (ныне ул. Ленина) просматривался с центральной площади высокий острый шпиль немецкой кирхи. Древний город архитектурой старинных культовых зданий напоминал о своей многовековой истории. На главной площади города гудел базар. Здесь люди толкались в теснине толпы, страстно торговались, искренне сердились или радовались покупке, слонялись среди сотен лавок, лабазов и рундуков в шапочном, мануфактурном, рыбных рядах, а над их головами сверкали в лучах солнца золотые кресты храмов. Но в тридцатых годах после дикого по своей сути постановления правительства, подписанного небезызвестным Лазарем Кагановичем по прямому указанию Иосифа Сталина по всей огромной стране прокатилась широкая волна погрома культовых зданий. В Курске чудом сохранилась из архитектурного ожерелья вокруг Красной площади древнейшая каменная церковь Верхней Троицы. Борцам за сохранение архитектурных памятников в городе все же удалось в тридцатых годах уберечь от разрушения замечательный купол и подкупольный барабан кафедрального Знаменского собора, но две его чудные шатровые колокольни с огромными колоколами и прекрасным звоном громадных соборных часов все же были уничтожены. Разрушена была до основания церковь святого Николая (что на торгу). Теперь на ее месте у театра кукол устроен небольшой сквер со скульптурной композицией "Спутник". Ничего не осталось от изящной церкви святых Флора и Лавра, когда-то стоящей на углу нынешних улиц Марата и Радищева (у ресторана "Центральный''). На ее клиросе мальчиком пел знаменитый самоучка-астроном Ф. А. Семенов Стены этих двух церквей были очень энергично, в короткие сроки, разобраны, а из кирпича старинных храмов еще быстрее, буквально а рекордный срок, была выложена коробка строившегося к двадцатилетнему юбилею Октябрьской революции здания цирка на Красной площади. Ничего не осталось от стен каменной Георгиевской (Смоленской) церкви. Хранит долгую людскую память о ней до сих пор аптека № 1 на улице Дзержинского, ее называют "Георгиевской". Такая же трагическая судьба постигла каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, стоявшую на углу нынешних улиц Верхней Луговой и Большевиков. По имени этой церкви долгое время нынешний Центральный рынок назывался Покровским базаром. На нынешней улице Гайдара, на пересечении её с улицей Красной Армии, когда-то находился сквер, в центре которого высилась чудная пятиглавая Преображенская церковь. До нее на этом же месте стояла древнейшая курская деревянная церковь. До Отечественной войны в каменных стенах бывшего храма был устроен хлебозавод, а в годы войны здание окончательно погибло. Зал музыкального училища - это остаток алтарной части Благовещенской церкви, в которой долгие годы хранился древний вестовой колокол с Пятницкой церкви, когда-то стоявшей в мужском Знаменском монастыре. В Ямской пригородной слободе до революции было две церкви. Одна, стоявшая у нынешнего Дома культуры железнодорожников, в советское время была лихо снесена. Здания Богословской, Никольской (в Стрелецкой слободе), Успенско-Ахтырской. Всехсвятской церквей всё же уцелели, хотя их колокольни были начисто срезаны. Теперь мы видим, что на Богословской и Всехсвятской церквях вновь восстановлены их колокольни, здесь происходят церковные службы, только в стенах бывшей Успенско-Ахтырской церкви ютится спецмагазин "Медтехника". Замечательно, что в последние годы вновь проходят церковные службы для прихожан в наименее пострадавших Михайловской и Успенской церквях. В дореволюционном Курске было много домовых церквей. В доме архимандрита мужского монастыря находилась когда-то Крестовая церковь. Маленький купол над входом в краеведческий музей напоминал об этом. А вот красивый купол и подкупольный барабан домовой Скорбяшенской церкви в бывшей больнице богоугодных заведений на улице Садовой, к большому сожалению, не сохранились. Домовые церкви были в мужской гимназии, в реальном училище, в духовной семинарии, в воинских казармах, в губернской тюрьме и арестантском отделении. Домовые церкви были даже в доме губернатора, в ряде частных богатых домов, на железнодорожном вокзале "Курск-1" (Сподручницы Грешных) в Ямской слободе.
На Красной площади когда-то стояла красивая каменная часовня. заложенная в 1886 году в память об убитом императоре Александре II; небольшая деревянная часовенка была у Богословской церкви на одноименной площади; еще одна находилась за нынешней площадью Перекальского. В Ямской слободе на площади у железнодорожного вокзала стояла часовня, сооруженная в память "избавления от смерти" императора Александра III при крушении царского поезда и 1888 году у станции Борки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Курск - один из старейших русских городов. Своеобразие, неповторимость его облику придают сохранившиеся здания храмов и монастырей, которые выделяются своей необычной архитектурой из окружающей застройки. Именно церковные здания во многом определяют панораму города. Созданные пожертвованиями, трудом, талантом народа, храмы являются гордостью, символом не только самого Курска, но и курского края в целом. В то же время они - памятники нашей российской истории, нашей духовности и культуры. К сожалению, многие замечательные здания были утрачены. Время оказалось беспощадным к городским храмам. Особенно активно процесс разрушения церквей, колоколов, икон осуществлялся в 20 - 30-ые годы, когда борьба с религией свелась к планомерному уничтожению церковных сооружений, массовому закрытию и уничтожению храмов. Все это было типичным для того времени явлением, и не обошло оно стороной и курскую землю. Тем самым был нанесен колоссальный урон не только самой православной церкви, но и культуре нашего народа, его нравственному воспитанию, многовековым национальным традициям. Ведь кроме основного назначения - совершения богослужения - в храмах происходили встречи и общение людей. Сюда приходили во время наиболее важных событий в жизни: при вступлении в брак, рождении детей. Здесь провожали в последний путь близких. В храм обращались, чтобы получить благословение перед каким-либо важным делом, чтобы покаяться в грехах или вспомнить об умерших. Духовные беседы и проповеди способствовали нравственному воспитанию прихожан. В храмах хранились исторические и национальные святыни. При восстановлении храмов-памятников первоочередной задачей является не улучшение и приукрашивание их достоинств, а максимальное сохранение, как комплексного, многогранного источника определенной исторической эпохи, содержащего идеологические, худо-жертвенные и технические сведения о времени создания памятника. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Степанов В. Б. – Соборы, церкви, часовни Курска Кисилёва О. В. – Из истории храмов города Рыльска Кулагин В. В. – Крестный ход, возвышающий душу Плотников А. А. – Курский край: история и современность Златоверхников Н. – Памятники старины и нового времени Друговская А. Ю. – Из истории монастырей и храмов Курского края


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ финансовых результатов деятельности ООО "Элара" за 2006-2007 гг.
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО "Финист-Мыловар"
Реферат Аналіз проекту інвестицій
Реферат Аналіз фінансового стану ВАТ "Радсад"
Реферат Аналіз фінансового стану підприємства АТЗТ "Мукачівська лижна фабрика "ТИСА"
Реферат Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО "Укрнафта"
Реферат Аналіз фінансового стану підприємства та місце довгострокових зобов’язань у цьому процесі
Реферат Аналіз сучасної системи оподаткування
Реферат Империя инков от туманных мифов к исторической традиции кипукамайоков
Реферат Аналіз купівельної спроможності і грошових коштів
Реферат Аналіз фінансових ресурсів підприємства
Реферат Аналіз фінансового стану підприємства (на матеріалах ЗАТ "АТБ Групп")
Реферат Аналіз фінансових джерел формування інвестиційних ресурсів в Україні
Реферат Аналіз бюджету Новотроїцької районної державної адміністрації
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Полтавская Нефтебаза"