Реферат по предмету "История"

Узнать цену реферата по вашей теме


Попытки либеральных реформ Александра I

Тема 5.

Реформы и реформаторы в России


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1


Попытки либеральных реформ Александра I.

"Гроза двенадца­того года": Отечественная война 1812 года и

заграничные походы русской армии.

Николаевская реакция как историческая проблема.


ПЛАН

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


Часть I

Попытки либеральных реформ Александра I.

1. Восшествие на престол Александра I

2. Преем­ственность в политике Александра I и Екатерины II.

3.Либеральные реформы Александра I

А) министерская реформа

Б) нововведения в области народного просвещения.

В) работа комиссии под руководством М.М. Спе­ранского.

4. Анализ причин половинчатости и незавершенности либеральных реформ Алек­сандра I.


Часть II

"Гроза двенадца­того года"

Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии.


1. Внешне политическая обстановка России начала 19-го ВЕКА

2. Оте­чественная война 1812 года

3. Заграничный поход русской армии

4. Послевоенное устройство Европы, по итогам войны

5. Историческое значение победы России в Отечественной войне 1812 года


Часть III

Россия после Отечественной войны

1 Послевоенные реформы

2 Усиление реакции


Часть IV

1825..1855

эпоха правления Николая I


1. Император Николай I Павлович

2. Восстание декабристов

3. Внутренняя политика Николая I

4. Попыт­ки реформ


Часть V

заключение



Ни в одном государстве политические слова не находятся в таком противоречии с реальностью, как в России...

Михаил Сперанский




Часть I

Попытки либеральных реформ Александра I.

1. Восшествие на престол

Александр I (1777-1825), российский император с 1801 г. Старший сын российского императора Павла I.

12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота на престол вступил Александр I .

В детстве Александр был отнят у родителей и воспитывался своей бабкой - Екатериной Великой. Императрица назначила воспитателем царевича швейцарского дворянина Ф. Лагарпа, который оказал огромное влияние на формирование либеральных воззрений будущего самодержца. Пытаясь приспособиться к противостоянию Екатерины II и своего отца, Александр Павлович вынужден был лавировать между двумя противоборствующими группировками, что повлияло на формирование таких качеств его характера, как хитрость, проницательность, осторожность и двуличность. Тот факт, что Александр I знал о готовящемся заговоре против императора Павла I , но в силу слабости и жажды власти не смог предотвратить убийство отца, способствовал развитию у него мнительности и недоверия к окружающим

Принимая в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. власть над огромной державой, новый царь ясно понимал, что она нуждается в преобразованиях."Не знаю, как описать то, что происходило тогда, - вспоминал один из современников, - все чувствовали какой-то нравственный простор, взгляды сделались у всех благосклоннее, поступь смелее, дыхание свободнее". Наступало время, которое Пушкин охарактеризовал как "дней Александровых прекрасное начало", время новых попыток преобразования страны.

2.Преем­ственность в политике Александра I и Екатерины II.


Но действительно ли Александр I начинал с "чистого листа"? В какой мере опирался он на сделанное своей предшественницей Екатериной II, в какой мере судьба его реформаторских замыслов зависела от итогов ее царствования?

В манифесте о восшествии Александра I на престол молодой император обязался управлять страной по закону, по сердцу, в духе правления Екатерины II. Его слова приводятся всеми авторами, пишущими о воцарении и начальном периоде царствования Александра, и вполне справедливо трактуются как удовлетворение чаяний тех, кто возвел его на престол. Обыкновенно их интерпретируют как обещание возврата к екатерининским порядкам, гарантию от произвола Павловского времени и связывают с наступившим во второй половине XVIII столетия "золотым веком русского дворянства". Но что это значило практически? Как сам Александр понимал правление по законам и духу Екатерины II?

Мы не так уж хорошо знаем, насколько духовно близки были бабушка и внук, который с раннего детства принужден был быть как бы един в двух лицах, храня одну маску для императрицы, а другую - для отца. Но мы знаем, что воспитание и образование Александра осуществлялись в соответствии с желанными для Екатерины принципами.

Нет сомнения, что выбор в наставники внукам известного своим свободомыслием Цезаря Лагарпа был отнюдь не случаен, как не случайно императрица сохраняла за ним это место и после Французской революции, несмотря на все доносы, которые она на него получала. И, конечно же, она была в полной мере осведомлена о том, чему и как Лагарп учил великих князей. Сама же она, как рассказывал Александр придворным, заставила его прочитать опубликованную в русских газетах французскую Декларацию прав человека и гражданина и сама растолковала внуку ее содержание.

Вероятнее всего в идейном плане Екатерина и ее старший внук были единомышленники, причем не только в отношении к принципам просветителей, но и, что, может быть, даже важно, - к крепостному праву. Именно единомыслие и было, очевидно, причиной искушения: оставить престол внуку в обход сына. И дело не в том, что Екатерина не любила Павла, не испытывала к нему материнской нежности, но в том в первую очередь, что она не видела в нем продолжателя своего дела.

Что касается самой Екатерины, то свои убеждения она воплотила в политической программе своего царствования, которую терпеливо и последовательно проводила в жизнь на протяжении тридцати четырех лет пребывания на престоле. На 1797 год намечались новые важные реформы. Они должны были затронуть сферу центрального управления и заложить основы представительной власти. По некоторым данным, предполагалось также начать процесс ликвидации крепостного права. Во всяком случае, в новых учреждениях должны были заседать выборные представители от крестьян. Насколько и в какой мере Александр был осведомлен о планах бабки, неизвестно. Если он и знал о них то, скорее всего лишь в самых общих чертах. Екатерина вообще имела обыкновение обсуждать вопросы государственной политики только с теми, кто имел к этому непосредственное отношение, а в разборе ее архива Александр участия не принимал. Но был человек, который знал о намерениях императрицы во всех деталях, поскольку являлся ее первым помощником в законодательной деятельности. Это был Александр Андреевич Безбородко.

Во второй половине 1798 года Безбородко написал документ, вошедший в историографию под названием "Записка о составлении законов российских". Кочубей - один из "молодых друзей" Александра - передал эту записку другому члену этого кружка - А. С. Строганову, который в свою очередь познакомил с ней Александра. Спустя два с половиной года, когда Александр уже стал императором, Строганов напомнил ему о записке Безбородко, предложив положить ее в основу деятельности Негласного комитета. По мнению историка М. М. Сафонова, посвятившего записке Безбородко специальное исследование, само ее существование послужило как бы толчком, поводом к образованию своего рода штаба подготовки реформ.

Внимательное изучение текста показывает, что она была не чем иным, как кратким конспектом оставшихся нереализованными законодательных проектов Екатерины. Но Александру сочинения канцлера по крестьянскому вопросу не понравились. И тут мы подходим к главной проблеме, позволяющей уяснить, в чем именно состояла преемственность реформаторской деятельности Александра I и в чем были ее принципиальные отличия.

Одно существенное общее качество выделяет Екатерину и Александра среди других реформаторов в русской истории предшествующего и последующего времени. И бабка, и внук поднялись на русский престол, имея вполне определенную политическую программу. Какова была программа Александра? Об этом мы узнаем из письма Александра , Лагарпу 1797 года, в котором он пишет, что России необходима свобода, и что он готов посвятить себя задаче даровать стране эту свободу посредством введения конституции. В приведенных его словах понятие свободы сопряжено с понятием "конституции" и представительной властью. Значит, речь идет о введении сверху некоего основополагающего закона, дарующего народу свободу, реализуемую через выборные органы и ограниченную конституцией, то есть опять же законом. Противоречия с подходом Екатерины, считавшей, что свобода - это "душа всего", тут нет. Иное дело путь к ее достижению. Как и Екатерина, Александр, отлично понимал, что путь этот лежит через ликвидацию крепостничества. И тут новоиспеченный монарх оказался перед извечной для русских реформаторов проблемой: следует ли сперва создать необходимое законодательство и эффективную систему управления и уж затем освободить народ, или надо начинать прямо с освобождения, а уж после разрабатывать новые законы и основанную на них систему управления. Екатерина, убежденная, что новые законы должны быть приноровлены к обычаям страны, пошла первым путем. Александр же предпочел второй и уже в мае 1801 года внес на рассмотрение Непременного совета проект указа о запрещении продажи крестьян без земли. Это был как бы пробный шар, запущенный императором. В случае успеха он собирался затем разрешить покупку населенных земель недворянам с условием, что живущие на этих землях крестьяне станут вольными. На третьем этапе это правило должно было распространиться и на дворян. Может показаться, что Александр вел себя чуть ли не как революционер, ведь мы привыкли думать, что предшествующее ему время - это апогей крепостничества, а самым ярым крепостником была сама императрица. На самом деле наше представление - не что иное, как один из многочисленных исторических мифов. Именно при Екатерине и по ее инициативе, крестьянский вопрос впервые стал в России предметом публичного обсуждения, а способ его решения, предлагавшийся Александром, был во многом схож с планами его бабки (о чем он, правда, вряд ли знал). Екатерина еще в августе 1771 года предприняла попытку ограничить продажу крестьян без земли, а в одной из сохранившихся записок предлагала издать закон, по которому при смене владельца имения (в результате продажи или наследования) крестьяне должны были становиться вольными. Безбородко, повторяя Екатерину, в своей "Записке" также ратовал за запрещение продажи крестьян без земли, закрепление за ними права на движимую собственность, прикрепление их к земле, а не к помещику. Ратовал также за ограничение повинностей в соответствии с Указом о трехдневной барщине, который, впрочем, считал он, следовало растолковать более внятно. Однако планы Екатерины остались лишь на бумаге. Опытный политик, она признавалась, что время для таких смелых реформ не наступило. Высшее сословие любое упоминание о крестьянском вопросе, воспринимало в штыки.

По существу, Александр оказался в той же ситуации, что и его предшественница: осуществление задуманных реформ означало бы государственный переворот, изменение политического строя, а следовательно, неизбежное столкновение с дворянством и угрозу собственной власти. В результате молодой император, не желавший потерять трон и еще надеявшийся добиться своего каким-нибудь иным способом, сделал то же, что и его бабка, - отступил.

3.Либеральные реформы АлександраI

В преобразованиях царствования Александра I выделяют несколько этапов. 1801—1803гг. Этот этап связан с деятельностью Негласного комитета, не имевшего официального статуса, кружка молодых друзей царя, П. А. Строганова, Н. Н. Новосильцева, В. П. Кочубея и А. Чарто-рыйского. Обсуждались три вопроса — крестьянский, о реформах государственного аппарата и о мерах в области просвещения.

министерская реформа

В сентябре 1802 г. серией указов была создана система из восьми министерств: Военного, Военно-морского, Иностран­ных дел, Внутренних дел, Коммерции, Финансов, Народного просвещения и Юстиции, а также Государственного казначей­ства на правах министерства. Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет министров, в котором каждый из них обязывался выносить на обсуждение свои всеподданнейшие доклады императору. Первоначально статус Комитета министров был неопределенным, и лишь в 1812 г. появился соответствующий документ.

Одновременно с созданием министерств была осуществлена и сенатская реформа. Указом о правах Сената он определялся как «верховное место империи», чья власть ограничивалась лишь властью императора. Министры должны были подавать в Сенат ежегодные отчеты, которые тот мог опротестовывать перед государем. Именно этот пункт, с восторгом встреченный верхушкой аристократии, уже через несколько месяцев стал причиной конфликта царя с Сенатом, когда была сделана попытка опротестовать доклад военного министра, уже утвер­жденный императором, причем речь шла об установлении сроков обязательной службы дворян, не выслуживших офи­церского чина. Сенат усмотрел в этом нарушение дворянских привилегий. В результате конфликта последовал указ от 21 марта 1803 г., запрещавший Сенату делать представления на вновь изданные законы. Таким образом Сенат был фактически низведен до прежнего положения. В 1805 г. он был вновь преобразован, на сей раз в чисто судебное учреждение с не­которыми административными функциями. Главным же ор­ганом управления стал, по сути, Комитет министров.

Инцидент с Сенатом в значительной мере предопределил дальнейшее развитие событий и планы императора. Превратив Сенат в представительный орган с широкими правами, Алек­сандр сделал то, от чего отказался годом раньше. Теперь он убедился, что исключительно дворянское представительство без правовых гарантий другим сословиям становится для него только преградой, добиться чего-либо можно, только сконцен­трировав всю власть в своих руках. По сути, Александр пошел по тому пути, на который с самого начала его толкали «мо­лодые друзья» и старый наставник Лагарп. Вероятно, к этому времени, и сам император ощутил вкус власти, ему надоели постоянные поучения и нотации, непрекращающиеся споры его окружения, за которыми легко угадывалась борьба за власть и влияние.

нововведения в области народного просвещения.

Наряду с попытками решить важнейшие вопросы жизни России правительство Александра I осуществило крупные ре­формы в сфере народного образования. 24 января 1803 г. царь утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений:

приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. Предполагалось, что все эти учебные заведе­ния будут пользоваться единообразными учебными програм­мами, а университет в каждом учебном округе — представлять собой высшую ступень образования. Если до этого в России существовал лишь один университет — Московский, основан­ный в 1755 г., то в 1802 г. был восстановлен Дерптский уни­верситет (ныне Тартуский университет в Эстонии), а в 1803 г. — открыт университет на базе существовавшей еще с XVI в. Главной школы Великого княжества Литовского в Вильно (ныне столица Литвы г. Вильнюс). В 1804 г. были основаны Харьковский и Казанский университеты. Тогда же был открыт Педагогический институт в Петербурге, позднее переименованный в Главный педагогический институт, а с 1819 г. преобразованный в университет. Помимо этого откры­вались привилегированные учебные заведения: в 1805 г. — Демидовский лицей в Ярославле, а в 1811 г. — знаменитый Царскосельский лицей, среди первых воспитанников которого был А. С. Пушкин. Были созданы и специализированные вы­сшие учебные заведения — Московское коммерческое училище (1804 г.). Институт путей сообщения (1810 г.). Таким образом, при Александре I была продолжена и скорректирована начатая Екатериной II работа по созданию системы народного образо­вания. По-прежнему, однако, образование оставалось недо­ступным для значительной части населения, прежде всего крестьян. Но продолжение реформы в этой сфере объективно отвечало потребностям общества в грамотных, квалифициро­ванных специалистах.

работа комиссии под руководством М.М. Спе­ранского.

1809—1812 гг. Этот этап связан с деятельностью Сперанского, занявшего должность статс-секретаря и своим возвышением обязанного лично монарху. Им стал М. М. Сперанский.

Сын сельского священника Сперанский не только, не принадлежал к аристократии, но даже не был дворянином. Он родился в 1771 г. в деревне Черкутино Вла­димирской губернии, учился сперва во Владимирской, затем в Суздальской и, наконец, в Петербургской семинарии. По окончании ее был оставлен там в качестве преподавателя и лишь в 1797 г. начал свою служебную карьеру в чине титу­лярного советника в канцелярии генерал-прокурора Сената князя А. Б. Куракина. Карьера эта была в полном смысле слова стремительной: уже через четыре с половиной года Спе­ранский имел чин действительного статского советника, рав­ный генеральскому званию в армии и дававший право на потомственное дворянство.

В первые годы царствования Александра I ,Сперанский еще оставался в тени, хотя уже готовил некоторые документы и проекты для членов Негласного комитета, в частности по министерской реформе. После осуществления реформы он был переведен на службу в Министерство внутренних дел. В 1803 г. по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в Рос­сии», в которой проявил себя сторонником конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества, на основе тщательно разработанного плана. Однако практического значения Записка не имела. Лишь в 1807 г. после неудачных войн с Францией и подписания Тильзитского мира, в условиях внутриполитического кризиса Александр I вновь обратился к планам реформ.

Сперанский создал проект реформ, по которому предполагалось:

— осуществить принцип разделения властей на законодательную,

исполнительную и судебную;

— создать систему представительных учреждений — выборных волостных,

окружных, губернских дум, которую венчала бы Государственная дума,

высший законодательный орган страны;

— функции высшей судебной инстанции передать Сенату;

— уточнить функции и порядок деятельности министерств, усилить их

ответственность как высших органов исполнительной власти;

— учредить Государственный совет — совещательный орган при

императоре, связующее звено между монархом и законодательными,

исполнительными, судебными органами империи;

— у императора оставалась вся полнота исполнительной власти, он обладал

исключительным правом законодательной инициативы, мог распускать

Государственную думу, назначал членов Государственного совета;

— разделить все население России на три сословия — дворянство, «среднее

состояние» (купцы, горожане, государственные крестьяне), «народ

рабочий» (крепостные крестьяне, прислуга, мастеровые).

Все сословия обретали гражданские права, а первые два — политические права (в частности, избирательное право). Вопрос об отмене крепостного права не рассматривался, реформу предполагалось завершить к 1811г. Из предложенных Сперанским мер осуществлена была одна — в 1810 г. создан Государственный совет.

В чем же причины новой неудачи реформ? Уже само возвышение Сперанского, пре­вращение его — выскочки, «поповича» — в первого министра вызывали зависть и злобу в придворных кругах. В 1809 г. после указов, регламентировавших государственную службу, ненависть к Сперанскому еще более усилилась и, по его соб­ственному признанию, он стал объектом насмешек, карикатур и злобных выпадов: ведь подготовленные им указы посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества порядок. Когда же был создан Государственный совет, всеобщее недовольство достигло апогея.

Дворянство боялось любых перемен, справедливо подозревая, что в конечном итоге эти перемены могут привести к ликви­дации крепостного права. Даже поэтапный характер реформ и то, что на самом деле они не посягали на главную привилегию дворянства, да и вообще их подробности держались в секрете, не спасло положения. Результатом было всеобщее недовольство; иначе говоря, как и в 1801—1803 гг., Александр I оказался перед опасностью дворянского бунта. Дело осложнялось и внеш­неполитическими обстоятельствами — приближалась новая война с Наполеоном.

Развязка наступила в марте 1812 г., когда Александр I объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязан­ностей, и он был сослан в Нижний Новгород. Судя по всему, к этому времени давление на императора усилилось, а полу­чаемые им доносы на Сперанского приобрели такой характер, что было просто невозможно и далее оставлять их без внима­ния. Александра вынуждали назначить официальное рассле­дование деятельности своего ближайшего сотрудника, и, веро­ятно, он так бы и поступил, если бы хоть немного поверил наветам. Вместе с тем самоуверенность Сперанского, его не­осторожные высказывания, о которых немедленно становилось известно императору, его стремление самостоятельно решать все вопросы, оттесняя государя на второй план,— все это пе­реполнило чашу терпения и послужило причиной отставки и ссылки Сперанского

Часть II

"Гроза двенадца­того года"

Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии.


1. Внешне политическая обстановка России начала 19-го ВЕКА


С конца 18-го века в Европе шли непрерывные войны. Они начались тогда, когда коалиция европейских государств во главе с Англией выступила против республиканской Франции. В кровопролитной борьбе французский народ отстоял свое право на выбор формы государственного устройства. Ветхие феодально-аристократические режимы континентальной Европы терпели поражение за поражением от французской армии, рожденной в революции закаленной в справедливой борьбе против захватчиков. К несчастью, эта армия не заметила той грани, перейдя которую она подавила свободу собственного народа и превратилась в орудие закабаления соседних стран. Во Франции власть захватил генерал Наполеон Бонапарт. Теперь Франция вела войны, по - существу, за мировое господство. Идея мирового господства – опасная идея. Она ведет к безудержной агрессии, бесчисленным человеческим жертвам, подрыву экономики, уничтожению культурного достояния, грубому попранию воли и прав народов.

В европейские войны втягивались все новые и новые государства. Постепенно в борьбу вовлекалась Россия. В 1805 году она вступила в военный союз с Англией и Австрией против Франции. В конце того - же года русские и австрийские войска потерпели тяжелое поражение от наполеоновской армии под Аустерлицем.

После этого турецкое правительство, подстрекаемое французской дипломатией, закрыло для русских судов Босфор. В 1806 году началась русско-турецкая война. Театром военных действий стали Молдавия, Валахия и Болгария.

Тем временем продолжалась борьба с Наполеоновской Францией. Против нее сформировалась коалиция в составе Англии, России, Пруссии, Саксонии и Швеции. Главной силой коалиции были армии России и Пруссии. Союзники действовали несогласованно, и в течение 1806-1807 годов были подвергнуты ряду серьезных ударов. В июне 1807 года русская армия потерпела поражение под Фридландом. Через несколько дней в местечке Тильзит, Наполеон и Александр I заключили Тильзитский мирный договор.

Россия не понесла каких-либо территориальных потерь, но была вынуждена следовать в русле политики Наполеона и присоединиться к Континентальной блокаде, то есть порвать торговые отношения с Англией. Этого Наполеон требовал от всех правительств, с которыми заключал соглашения. Таким образом, он пытался расстроить английскую экономику.

Присоединение к блокаде поставило Россию во враждебные отношения с Англией. Между тем Швеция отказалась прекратить торговлю с Англией и продолжала с ней союзнические отношения. Для Санкт-Петербурга возникла угроза с моря и суши. Россия была вынуждена пойти на войну со Швецией, в результате которой к России отошла Финляндия.

Континентальная блокада была невыгодна для России. Русские дворяне и купцы терпели убытки, падал курс рубля. В конце концов, в обход соглашения с Наполеоном, торговля с Англией стала осуществляться на американских судах, а между Россией и Францией развернулась таможенная война. Самолюбивый Александр I тяготился навязанным ему Тильзитским миром и отвергал попытки Наполеона диктовать ему свою волю. Наполеон видел, что Россия не покорилась. Ее сокрушение с последующим расчленением на несколько полузависимых государств должно было, по замыслу французских стратегов, завершить покорение континентальной Европы и открыть заманчивые перспективы похода в Индию.

В это время, значительная часть русской армии была задействована на юге, где продолжалась война с Турцией. В 1811 году командующим армией, действующей на юге, был назначен М.И. Кутузов. Ему удалось нанести ряд серьезных поражений противнику. Затем, проявив незаурядное дипломатическое искусство, Кутузов сумел склонить Турцию к подписанию мирного договора. В мае 1812 года, менее чем за месяц до вторжения французов военный конфликт с Турцией был улажен. Наполеон, еще не начав новую войну с Россией, потерпел в ней первое (дипломатическое) поражение.

2. Оте­чественная война 1812 года

К 1812 году Наполеону осталось захватить для полного господства в Европе только Россию, на дороге, чтобы стать, "Властелином мира", стояла только она. Отношения с Францией резко ухудшались. Нарушение Россией договора о континентальной блокаде. Конфликт в польском и германском княжестве. (Наполеон сгоряча присоединил к Франции герцогство Ольденбурсгкое, а герцог приходился дядей Александру I) , личные обиды и оскорбления. (Наполеон неосторожно напомнил Александру I о его личном участии в заговоре против отца). Русский император в ответ не принял сватовства Наполеона к великой княжне Анне Павловне.

Наполеоновские войска сконцентрировались близ Варшавы и оттуда двинулись на Россию. Так началась война. В ночь на 12 июня 1812 г. французская армия перешла реку Неман и вторглась в пределы России. На главном направлении наступала группировка в 220 тысяч человек против 160 тысяч русских. Александр I издает Манифест с призывом создавать народное ополчение, собирать средства на нужды армии. Призыв нашел отклик в разных слоях общества. Купечество, например, собрало по подписке 2,5 млн. рублей. Когда у Александра I спросили, что он намерен делать, если Наполеон захватит Москву, тот ответил, что готов вести партизанскую войну.
Во главе армии с начала войны стоял военный министр Барклай де Толли. Он принял решение отходить с первой армией на Витебск и там соединиться со второй армией Багратиона. Отступление было делом не свободного выбора, а суровой необходимости. Стратегический план Наполеона был сорван, но соединиться в Витебске армиям не удалось, тогда русские стали отходить к Смоленску. В первые же дни началось партизанское движение (около 20 тысяч крестьян). Теряя солдат, «великая армия» подошла к Смоленску. У Смоленска русские армии соединились. 4 и 5 августа состоялось кровопролитное Смоленское сражение, которое по замыслу Наполеона должно было стать генеральным. Но русские решили защищаться за стенами Смоленского кремля, чтобы сохранить армию. Наполеон два дня штурмовал город, потерял 20 тысяч солдат, противнику достался разрушенный и сожженный город. Отсюда Наполеон отправил Александру I письмо с предложением заключить мир. Не получив ответа, он решил наступать на Москву.
В неудачах первых недель войны обвинили Барклая де Толли, которого не любили в армии за суровость, замкнутость; его подозревали даже в измене. В августе армия и народ потребовали назначить главнокомандующим М. И. Кутузова, знаменитого полководца, ученика Суворова. Александр I не любил Кутузова за самостоятельность, популярность в народе, не мог простить ему поражения под Аустерлицем. Но под давлением широкого общественного мнения он был вынужден назначить Кутузова, и 17 августа Михаил Илларионович принял командование армией. М. И. Кутузов подтвердил, что действия Барклая де Толли были верными, и отступил еще ближе к Москве.
Для генерального сражения было выбрано поле у села Бородино, в 110 км от Москвы. Русская регулярная армия насчитывала 125 тысяч человек, кроме того, было 29 тысяч ополченцев, а французская — 135 тысяч человек. Замысел Наполеона состоял в том, чтобы произвести на правом фланге отвлекающую атаку, а главный удар нанести по левому флангу, оттеснить русских в излучину Москвы-реки, окружить и уничтожить. 24 августа состоялся бой у Шевардинского редута, где 18 тысяч русских отражали атаки противника. Поздним вечером русские оставили укрепления, и отошли на главные позиции. 26 августа в 5 часов 30 минут началось Бородинское сражение. Наполеон намеревался прорвать левый фланг русской армии (Багратионовы флеши) и центр. В течение 6 часов войска Багратиона отбили семь атак противника. Во время восьмой атаки Багратион был смертельно ранен, русские отступили на заранее подготовленные позиции. Ценой огромных потерь французы овладели батареей Раевского, но обойти фланги и прорвать центр русских позиций им не удалось. К вечеру русские войска восстановили первоначальное положение, французы отошли на исходные позиции, оставили батарею Раевского. Потери французов составили 58 тысяч, а русских — 44 тысячи человек. Бородинское сражение не было выиграно Наполеоном, так как он не достиг своей цели — уничтожить русскую армию. Оценивая позже эту битву, Наполеон говорил, что самое страшное из всех его сражений — это то, которое он дал под Москвой.
Русская армия отошла к Москве. 1 сентября в деревне Фили под Москвой состоялся военный совет, на котором решался вопрос: дать сражение под Москвой или оставить ее. Многие генералы настаивали на сражении, но Кутузов отдал приказ отступать.2 сентября в Москву вошла армия Наполеона, который считал войну законченной. Наполеон пробыл в Москве 36 дней. Он трижды предлагал Александру I мир, но не получил ответа.
Оставив Москву, Кутузов совершил замечательный маневр: создав видимость отступления по Рязанской дороге, с основными силами перешел на Калужскую дорогу, где остановился в селе Тарутино (80 км от Москвы). Здесь был создан знаменитый Тарутинский лагерь, началось формирование новой армии, был дан отдых войскам, пополнены резервы и снаряжение.
В это время Москву грабили французские мародеры, начались пожары. Наполеон выехал из Кремля и перебрался в Петровский загородный дворец. Москва горела 6 дней. Подмосковные крестьяне уходили в леса. Развернулась партизанская война. В памяти русского народа остались герои-партизаны — Денис Давыдов, И. С. Дорохов, А. Н. Сеславин, А. С. Фигнер, крестьянин Герасим Курин, старостиха Василиса Кожина. Партизаны уничтожили 30 тысяч неприятельских солдат. Лев Толстой назвал партизан «дубиной народной войны».
Наполеон понимал, что зимовать в Москве — это обречь себя на гибель. В начале октября он покинул Москву и двинулся на Калугу, где находились продовольственные склады русской армии. 12 октября под Малоярославцем путь французам преградил Кутузов. В ожесточенном сражении город восемь раз переходил из рук в руки. Отчаявшись прорваться на юг, Наполеон повернул на Смоленск, надеясь перезимовать там. Русские войска преследовали неприятеля, нанося ему чувствительные удары. К Смоленску подошло не более половины солдат, выведенных Наполеоном из Москвы. При переправе через реку Березину французы потеряли 30 тысяч человек убитыми и пленными. Наполеон бросил армию и тайно бежал в Париж. Кутузов доложил царю о том, что война закончилась за полным истреблением неприятеля. 25 декабря 1812 г. Александр I опубликовал специальный Манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.

3. заграничный поход русской армии


После изгнания врага из пределов страны в народе и армии полагали, что война закончена. Но Александр I понимал, что Наполеон в короткий срок может собрать новую армию и вновь начать войну. Поэтому 1 января 1813г. русская армия перешла границу и начала преследование противника. Начался заграничный поход русской армии под командованием Кутузова. Это послужило сигналом к всеобщему выступлению народов
Европы против Наполеона. К весне 1813 г. была освобождена значительная часть Польши. Был заключен военный союз с Пруссией. В марте 1813г. русские войска вошли в Берлин. В августе 1813г. (после смерти Кутузова) была создана пятая коалиция в составе России, Англии, Пруссии, Австрии и Швеции. В октябре 1813г. под Лейпцигом произошло решающее сражение в ходе кампании 1813 г. — «битва народов», в которой с обеих сторон участвовало более полумиллиона человек. Армия Наполеона потерпела поражение. В марте 1814 г. союзные войска вошли в Париж, Наполеон был сослан на остров Эльба. Через год Наполеон восстановил свою власть, но уже в июне 1815г. потерпел поражение под Ватерлоо в Бельгии и был сослан на остров Святой Елены, где и умер в 1821 г.


4. Послевоенное устройство Европы, по итогам войны


Война повлекла за собой ряд дипломатических соглашений между странами, выступавшими против наполеоновской Франции. В 1814 году в Вене был созван конгресс для решения вопроса о послевоенном устройстве. В австрийскую столицу съехались представители 216 государств, но главную роль играли Россия, Англия и Австрия. По венским соглашениям в состав России перешла значительная часть Великого герцогства Варшавского (Польши) вместе с Варшавой, а во Франции восстановлена монархия, причем Александр настоял на учреждении в этой стране конституционно-монархического строя, что должно было послужить прецедентом для установления подобных режимов и в других странах.

В 1815 году, когда конгресс в Вене закончился, русский, прусский и австрийский монархи подписали договор о священном союзе. Они взяли на себя обязательства обеспечить незыблемость решений венского конгресса. В дальнейшем к союзу присоединилось большинство европейских монархов. В 1818—1822 годах регулярно созывались конгрессы священного союза. Англия не вступила в союз, но активно его поддерживала.


5. Историческое значение победы России в Отечественной войне

1812 года


Наполеоновское нашествие было огромным бедствием для России. Были полностью разрушены многие города, в огне московского пожара навеки исчезли многие драгоценные реликвии прошлого. Громадный ущерб был нанесен промышленности и сельскому хозяйству. В последствии Московская губерния быстро оправилась от опустошения, а в Смоленской и Псковской численность населения была меньше, чем в 1811 году вплоть до середины века.

Но общая беда, как известно, сближает людей. В борьбе с врагом тесно сплотилось население центральных губерний, составлявшее ядро русской нации. Не только губернии, непосредственно пострадавшие от нашествия, но и примыкавшие к ним земли, принимавшие беженцев и раненых, отправлявшие ратников, продовольствие и вооружение, жили в те дни одной жизнью, одним делом. Это значительно ускорило длительный и сложный процесс консолидации русской нации. Теснее сблизились с русским и другие народы России.

Жертвенная роль, выпавшая на долю Москвы в драматических событиях 1812 года, еще более возвысила ее значение как духовного центра России. Наоборот, сановный Санкт-Петербург, двор, официальное правительство оказались на втором плане событий. О них в тот грозный год как бы почти забыли. Александру I так и не удалось сблизиться с народом. И потому, наверное, он так не любил Кутузова, что не мог, не в пример старому фельдмаршалу, запросто попить с крестьянами чай.

Война произвела очень сильное впечатление на современников. «Мы дети двенадцатого года»--говорили о себе декабристы. «Гроза двенадцатого года» наложила неизгладимый отпечаток на творчество А.С. Пушкина. На ее преданиях выросли А.П. Герцен и Н.П. Огарев. Она не прошла бесследно.

Победа России разрушила планы Наполеона о мировом господстве. Народы Западной Европы были освобождены от наполеоновского владычества.

После наполеоновского нашествия возникло длительное отчуждение между Россией и Францией. Лишь к концу 19-го века отношения улучшились, а затем началось сближение. В 1912 году в России широко отмечалось 100-летие Отечественной войны. На Бородинском поле состоялся парад. Были возложены венки к памятнику на батарее Раевского, на могилу Багратиона. У деревни Горки, где находился командный пункт русских войск, был открыт памятник Кутузову. В торжествах участвовала французская военная делегация. На холме у села Шевардина, откуда руководил сражением Наполеон, был установлен обелиск в память о французских солдатах и офицерах, павших на полях России. Так, через сто лет, произошло примирение. Ибо не могут и не должны народы вечно хранить обиду друг на друга.

Часть III


Россия после Отечественной войны


1. Послевоенные реформы


Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр I и во внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную серию реформаторских попыток. Еще в 1809 было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственным сеймом, без согласия которого царь не мог менять законодательство и вводить новые налоги, и сенатом (правительством). В мае 1815 Александр I объявил о даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати. В 1817-18 ряд близких к императору людей (в т. ч. А. А. Аракчеев) занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России.

В 1818 Александр I дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект «Государственной уставной грамоты Российской империи», предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка (1820), воспринятое им как угроза революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем не менее, мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822-23.

2. Усиление реакции

Одним из парадоксов внутренней политики Александра I послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название «аракчеевщины». Ее символом стали военные поселения, в которых сам Александр, впрочем, видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества. В 1817 вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего синода и главой Библейского общества А. Н. Голицыным. Под его руководством фактически был осуществлен разгром российских университетов, воцарилась жестокая цензура. В 1822 Александр I запретил деятельность в России масонских лож и иных тайных обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за «дурные поступки» ссылать своих крестьян в Сибирь.

В 1821 сторонниками вооруженного переворота в России было создано Северное общество, ратующее за конституционную монархию в стране, организованную на принципах федерации, отмену крепостного права, сословного деления и провозглашение гражданские и политические права. Готовилось восстание. Император был осведомлен о деятельности подобных «декабристских» организаций, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости.

В последние годы жизни, Александр I вновь нередко говорил своим близким о намерении отречься от престола и «удалиться от мира», что после его неожиданной смерти от брюшного тифа ,19 ноября 1825 г. вдали от столицы, в Таганроге породило легенду о «старце Федоре Кузьмиче». Согласно этой легенде, в Таганроге умер и был, затем похоронен не Александр, а его двойник, в то время как царь еще долго жил старцем-отшельником в Сибири и умер в 1864. Но никаких документальных подтверждений этой легенды не существует.

Часть IV

1825..1855

эпоха правления Николая I

1.Император Николай I Павлович


Император АлександрI был бездетным. Престол после смерти должен был перейти к следующему его брату, Константину Павловичу. Но Константин отрекся от престола ранее, так как, женившись во второй раз на польке, лишал детей от этого брака, права на русский престол. Об этом он известил царствующего тогда Александра I. В манифесте от 1823 года с надписью "Вскрыть после моей смерти" Александр I назначил наследником третьего сына Павла, Николая, но по каким-то соображениям не опубликовал этот документ и не довел до сведения нового наследника. Возможно, он еще надеялся на появление собственных детей. Благодаря этому таинственному обстоятельству смерть Александра I вызвала путаницу и замешательство со вступлением на престол нового монарха. Николай и жители Петербурга принесли присягу Константину, а Константин в Варшаве, где он был русским наместником в Польше, принес присягу Николаю. После вторичного подтверждения Константином своего отречения, Николай Павлович согласился занять престол. Присяга войск и общества была назначена на 14 декабря 1825 года.

2.Восстание декабристов

Однако обстановка в связи с принятием присяги оказалась взрывоопасной. Население только что присягнуло Константину, а теперь его заставляли присягать Николаю. Документ об отречении не был официально объявлен, и складывалось впечатление, что ведется какая-то политическая интрига. Все это смущало народ и войска. Руководители Северного общества К.Ф. Рылеев и А.А.Бестужев сложившуюся обстановку использовали как повод для восстания и решили действовать. По плану восстания, 14 декабря войска должны были заставить Сенат огласить манифест к русскому народу с кратким изложением программы Северного общества. Предполагалось захватить Зимний дворец, Петропавловскую крепость, убить Николая I.
Однако план был с самого начала нарушен. Собравшиеся на Сенатской площади войска (около 3 тыс. человек) были окружены частями, присягнувшими новому царю. Восставшие отбили несколько атак конницы, но в наступление не перешли. Царь приказал стрелять из пушек. Под градом картечи восставшие побежали, и вскоре все было кончено. Из 579 человек, привлеченных к следствию, 289 были признаны виновными, многих участников суд приговорил к смертной казни. Остальные разжалованы, сосланы на каторгу в Сибирь и в кавказские полки. Солдат и матросов судили отдельно. Часть из них была забита шпицрутенами, другие же отправлены в Сибирь, и в действующую армию на Кавказ. Движение декабристов было подавлено, но наложило глубокий отпечаток на все царствование Николая I.

3.Внутренняя политика Николая I

У Николая I , ставшего императором в декабре 1825 г., не было даже намерений, связанных с изменением государственного строя России.

Родившись в 1796 году, за несколько месяцев до кончины Екатерины II. Вместе со своим младшим братом Михаилом он относился ко второму поколению сыновей Павла I, не получившему, как старшие Александр и Константин, воспитания своей знаменитой бабки. Не мечтая о престоле, Николай готовил себя к скромной карьере военного. Его не посвящали в государственные дела, в вопросы высшей политики. До 18 лет он вообще не имел каких-либо служебных обязанностей.

Для того чтобы быстрее войти в круг государственных дел, новый император принялся дотошно изучать их подробности. В первое время под свежим впечатлением недавних событий он еще думал о каких-то реформах, но затем решил ничего не менять и не вводить ничего нового в систему управления государством. Николай пришел к выводу, что государство должно управляться без всякого участия общества. Он решил, прежде всего, упорядочить законодательство. Под руководством М. М. Сперанского в 1833 году вышел "Свод Законов Российской Империи" в 15 томах.

Взявшись руководить громадной страной без общественного участия и даже подавляя его, Николай I значительно усложнил механизм центрального управления, породив огромное количество чиновников, новых комиссий, учреждений, канцелярий и т.п. Тяжелым ярмом сидела бюрократическо-чиновничья армия на шее государства.


4.Попыт­ки реформ

Крепостное право при Николае I пользовалось такой же поддержкой государства, как и при его предшественниках. Чтобы прекратить распространившиеся в начале его царствования слухи о скором освобождении крестьян, он издал манифест, в котором прямо заявил, что в положении крепостных крестьян никаких изменений не произойдет. Однако втайне он готовил материалы по этому вопросу, с тем, чтобы облегчить его решение своим последователям.

6 декабря 1826 г. был образован секретный комитет под председательством графа Кочубея. Комитет подготовил ряд законодательных проектов, автором большинства из которых был Сперанский (о перестройке высшего и местного управления, о сословной политике, по крестьянскому вопросу). Секретные комитеты по крестьянскому вопросу готовили в 30-е годы проекты постепенного освобождения помещичьих крестьян. В этой работе участвовали граф Киселев, князь Васильчиков, Сперанский, Канкрин и др. Однако проекты не были одобрены, и единственным законодательным актом стал Указ от 2 апреля 1842 г. Помещикам разрешалось предоставлять освобождаемым крестьянам земельные участки, за пользование которыми крестьяне обязывались выполнять определенные повинности.
Деятельность многочисленных секретных комитетов и реформа свидетельствовали о том, что перемены по этому неотложному для России вопросу назрели. Но новые проекты реформы крепостных отношений отвергались при обсуждении в Государственном совете. Николая I считал, что условия для освобождения помещичьих крестьян еще не созрели. Главным средством достижения политической стабильности в его царствование оставалось укрепление военно-бюрократического аппарата в центре и на местах.

Подытоживая эпоху правления Николая I Павловича, можно утверждать, что его двадцатидевятилетнее правление, было самым неблагополучным в истории России, начиная со Смутного времени. Несмотря на внешний блеск и показное величие, Россия, гигантский колосс на крепостных ногах, была тяжело больна и нуждалась в срочном лечении.

Император умер 18 февраля 1855 года. Согласно официальной версии, причиной смерти была простудная болезнь.


Часть V

Заключение

Думаю, понятно, что неудачи реформ начала XIX века объясняются отнюдь не только личными качествами императора. Причины их уходят корнями в начало XVIII века, когда в результате преобразований Петра Великого, с одной стороны, были созданы предпосылки формирования дворянства как самостоятельного сословия, представлявшего собой мощную политическую силу, способную влиять на правительственную политику, а с другой - были укреплены основы крепостнического строя. Отныне могущество дворянства, его политическое влияние напрямую зависели от сохранения крепостного права, и, защищая его, дворянство готово было на все.

Правительство оказалось в своеобразной западне, и выбраться из нее, разорвать порочный круг означало, по сути, изменить систему социальных отношений, то есть политический строй страны. Иначе говоря, нужно было совершить нечто вроде государственного переворота, поставив тем самым под угрозу стабильность государства и собственную власть. Решиться на это ни Александр I, ни его младший брат Николай, сменивший его на престоле, так и не смогли.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зырянов П.Н. «История России» Москва «Просвещение» 1994 г.

2. Каменский А. Б. « По законам и по сердцу бабки нашей...» Москва

«Знание – сила» 18 апреля 1995 года

3.Томсинов В. А. Светило российской бю­рократии: Исторический портрет

М. М. Сперанско­го. М., 1991 год.

4. Лихоткин Г. А. Сильвен Марешаль и «За­вещание Екатерины I I». Л.,

1974 год.

5. БСЭ «Советская энциклопедия» 1971 г.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Apert Syndrome Essay Research Paper Apert Syndrome
Реферат Че Гевара Харизматический лидер Творческая работа
Реферат Failure And Soft Courses Essay Research Paper
Реферат Даниил Галицкий и его внутренняя и внешняя политика (Данило Галицький - його внутрЁшня та зовнЁшня полЁтика)
Реферат Формирование орфографической зоркости как условие формирования орфографического навыка
Реферат Персонал: проблемы управления подбором и наймом специалистов на предприятии
Реферат Limnic eruption
Реферат Имре Надь
Реферат Б.Л. Пастернак "Доктор Живаго"
Реферат Средний класс в современном российском обществе
Реферат Экологическое содержание темы "Основания" в курсе неорганической и органической химии средней школы
Реферат Мерчандайзинг в системе управления торговым предприятием
Реферат Технология механизации железнодорожного строительства
Реферат Синекдоха
Реферат Великие истины понятны и доступны каждому По лирике Пушкина