Реферат по предмету "История"

Узнать цену реферата по вашей теме


Царское место



План
Введение
1 Традиция

2 Успенский собор
2.1 Описание
2.2 Значение
2.3 В современной истории


3 Царские места в других соборах


Список литературы


Введение


Царское место — в широком значении трон, престол русского царя (см.), в более специфическом — почетное место царя в православном храме, примыкающее со стороны иконостаса к одному из восточных столбов в соборе либо к боковой стене в его интерьере; включало в себя огражденное седалище за отдельным входом и завершалось богато декорированным деревянным шатром на резных колонках, который обычно был увенчан изображением короны или двуглавого орла. Самый известный подобный памятник —— в Успенском соборе Московского Кремля (так называемый Мономахов трон
).


1. Традиция


В Священном Писании описывается позолоченный престол из слоновой кости (хрисоэлефантинный) царя Соломона: «И сотвори царь престол от костей слоновых велий, и позлати его златом искушенным. Шесть степеней престолу, и образы тельцов престолу созади и верх престола кругл бе создади его, и руце сюду и сюду на престоле седалище, и два лва стояща при руках. И дванадесять львы стояще ту на шести степенях сюду и сюду: не бяше тако во всяком царстве» (3Цар.10:18-20)[1]. Золотой престол («злат стол») упоминается в Слове о полку Игореве.


2. Успенский собор


Предание рассказывает о войне Владимира Мономаха с Византией, вследствие которой будто бы император отправил в Россию многих сановников и митрополита с троном (Царским местом), регалиями и утварями. Послы, прибыв к великому князю около 1116 года поднесли ему дары, а митрополит венчал его на царство. Легенда времен Российской империи гласила, что трон в Успенском соборе и есть именно тот самый трон, на котором сидел Мономах во время этого венчания. Константинопольский патриарх Иоасаф в 1561 году письменно подтвердил венчание Владимира. Карамзин говорит, что посольство было, только не от Константина Мономаха, а от Алексея Комнина.[2].


Сегодня подтверждается документами, что царь Иван Грозный устроил Царское место (престол) в Успенском соборе в 1551 году. Оно располагалось под шатровой сенью. Узорчатая кровля (сень) стояла на четырёх столбах. Столбы сени стояли на фигурах четырёх животных: лев (лютый, скимент)
, уена
(зверя окрутное, без оберненья шеи — то есть гиена) и два других назывались оскроганами
[3]. Они должны были обозначать таинственный смысл как самого трона, так и особенно смысл царского достоинства и сана. Рядом с царским местом находилась написанная по заказу царя икона «Благословенно воинство Небесного Царя».


В Смутное время, возможно, в 1611, Царское место было разобрано. Забелин предполагает, что по приказу Боярской Думы. При Романовых Царское место было восстановлено.


2.1. Описание


Дошедший до наших дней трон изготовлен из орехового и липового дерева; над ним прорезной балдахин (шатер), поддерживаемый четырьмя искусно выточенными столбами, он был осенен двуглавым орлом. Шатер поддерживают четыре резных столбика, а вместо подножия, у него четыре льва, также вырезанные из дерева (в древних описях собора их ошибочно именуют каменными). Царское место имело занавеси, которые задвигали когда царь переоблачался в соборе.


Фриз, связывающий балдахин, покрыт со всех четырех сторон надписями, извлеченными из Священного Писания. При входе на царское место, с восточной стороны, сделаны створчатые двери. На каждой дверце в кругах вырезаны по две надписи, заключающие в себе рассказ о войне Владимира Мономаха с греками.


Столбики трона поставлены на три панели, на каждой их которых вырезано по четыре барельефа, итого выходит 12 барельефов, которые иллюстрируют сюжеты известного памятника древнерусской литературы «Сказания о князьях Владимирских».


1. Совет Владимира Мономаха «со Князми своими», на котором он рассказывает о храбрости предков, получающих дань с Царьграда.


2. Великий князь Владимир собирает «искусных» воевод и назначает начальников в войска.


3. Войска великого князя Владимира двигаются во Фракию.


4. Воеводы около фракийского города.


5. Воеводы великого князя взяли в плен фракийцев.


6. Войска возвращаются «со многим богатеством».


7. Войска Константина Мономаха сражаются с врагами — «с Персы и с Латыною».


8. Константин Мономах созывает совет и назначает послов в Киев.


9. Константин Мономах «дает честныя дары» — царские регалии — для передачи князю Владимиру.


10. Послы на корабле отправляются в путь.


11. Посланники из Царьграда прибывают в Киев к великому князю Владимиру и приносят «честныи и ины многи дары и прошаху у него мира».


12. Митрополит Неофит, прибывший из Царьграда, венчает великого князя Владимира Всеволодовича царским венцом — шапкой Мономаха.


· Панели Мономахова трона


· Совет Владимира Мономаха


· Панель с рассказом о войне Владимира Мономаха с греками


· Воеводы великого князя взяли в плен фракийцев


· Митрополит Неофит венчает Владимира шапкой Мономаха


По мнению исследователей в разработке замысла трона, несомненно, принимал участие наставник юного Ивана IV выдающийся деятель русской церкви XVI века, ныне прославленный как святой, московский митрополит Макарий. Изготовлен трон в России[2], очевидно, дворцовыми мастерами[4].


Копия конца XIX века находится в Историческом музее. Она сделана специально для Исторического музея и интересна тем, что представляет собой реконструкцию уникального памятника в его первоначальном виде с восстановлением утраченных оригиналом деталей декора, золочения и полихромной росписи.


2.2. Значение


Исследователь сакрального пространства Московской Руси Б. А. Успенский писал: «При этом „царское место“ в середине церкви, где совершается венчание, коррелирует с „царскими дверями“, ведущими в алтарь, перед которыми совершается помазание; следует отметить при этом, что наименование „царские двери“ в этот период — в отличие от периода более раннего — соотносится с Христом как Царём славы. Таким образом, два царя — небесный и земной — как бы пространственно противопоставлены в храме; иначе говоря, они находятся в пространственном распределении. Не случайно уже со времени Иоанна IV „царское место“ в московском Успенском соборе именуется „престолом“ — престол царя земного, расположенный посреди храма, очевидным образом коррелирует, опять-таки, с престолом Царя небесного, находящимся в алтаре»[5].


Каждое воскресенье русские цари стояли там, слушаю службу. Пребывание царя на «царском» месте и митрополита (затем патриарха) в алтаре служило образом «симфонии властей» и «священной сугубицы»[1]. После переноса столицы в Санкт-Петербург помазание на царство все равно совершалось на этом месте. Посягательство на него было равнозначно осквернению алтаря[1].


Забелин пишет о пасхальной службе:


Петру I при подготовке к коронации Екатерины I в 1724 году предложили убрать из собора Мономахов трон. Он ответил «Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки, Российские Государи, на нём стояли
».[7] Трон был оставлен, с него сняли дверцы (позднее они были возвращены на место), внутри его обложили золотой парчёй, а верх украсили золотой бахромой.


К коронации Николая II в ходе реставрационных работ Успенского собора были проведены работы по очистке от старых слоёв лака барельефов Мономахова трона, что нашло своё отражение в специально изданном отчёте Коронационной комиссии.[8]


2.3. В современной истории


В 1992 вице-президент Александр Руцкой привел в Успенский Собор юного Георгия Гогенцоллерна-Романова и попытался провести его на Царское место. Этому воспротивилась пожилая музейная служительница и он сказал ей: «Это наш будущий Царь»
, на что она ответила: «Вот когда будет, пусть идет»,
и претенденту не удалось посидеть на Царском месте[1].


3. Царские места в других соборах


Список литературы:


1. В. Карпец. Царское место


2. Царское место // Энциклопедия Брокгауза и Эфрона


3. Забелин И. Е. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». М., 1990, с. 239


4. Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению Государя императора Николая I


5. Б. А. Успенский. «Царь и Патриарх. Харизма власти в России». М., 1998, с. 22


6. И. Е. Забелин. Как жили в старину русские цари-государи


7. Снегирёв И. М.
Успенский собор в Москве. — М: Тип. А. Семёна, 1856. — С. 25.


8. Дорофеев В. П.
Успенский собор в Москве. Собрание фототипических снимков, издаваемых по случаю совершившегося обновления Успенского собора. — М: 1896. — С. 16.


9. Церковное убранство, богослужебные предметы, реликварии Благовещенского собора


10. Логунова М. Петропавловская крепость. СПб, 2003. С. 18. ISBN 5-94795-033-2


Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Царское_место



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Внешняя политика Германии в 1949-1955 годах
Реферат Разработка микропроцессорной системы на базе микроконтроллера для пожарной сигнализации
Реферат Вещь и право требования к вопросу о допустимости виндикации бездокументарных ценных бумаг
Реферат Внешняя политика Вьетнама от древности до начала XX века
Реферат Fallacy Essay Research Paper At 130 in
Реферат Педагогика спорта возможное направление развития
Реферат Шпоры по экономической теории 3
Реферат Судовое оборудование для работ под водой норвежского судна ОГЮСТ
Реферат Review For Midsummer
Реферат Перестройка мышц под влиянием физических нагрузок
Реферат Художественное своеобразие мифов Ч Айтматова
Реферат Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие
Реферат Веймарская республика в Германии 1919 -1993
Реферат Початок державного відродження України у 1917–1920 рр. Пошук оптимальних моделей державотворення
Реферат Первые современные олимпийские игры 1896г. в Греции