Реферат по предмету "Культурология"

Узнать цену реферата по вашей теме


Эрмитаж

НГТУ Кафедра экономики сервиса Реферат по музеелогии на тему Государственный Эрмитаж Выполнила студентка 1 курса ЗФ ИДО гр.309а Пронина Светлана Васильевна Новосибирск-2004 План 1. Введение 2. История Эрмитажа а основание Эрмитажа б Эрмитаж в царствование Николая 1 в Октябрьская Революция г 1928-1932 гг. д

Эрмитаж в 30-е годы е годы Великой Отечественной войны ж после войны з Настоящее время 3. Заключение Введение. Эрмитаж один из крупнейших музеев мира. Каждый человек, находясь в Петербурге, считает своим долгом посетить этот музей. Эрмитаж это живые страницы нашей истории. Целью данной работы является описание Эрмитажа в общем виде, затрагивая страницы его истории.

Для достижения данной цели избираются следующие задачи 1. Выяснить, как возник Эрмитаж 2. Отследить основные этапы его исторического развития 3. Показать, что представляет собой Эрмитаж в данный момент и какое значение он имеет в жизни города и страны в целом Данная работа носит реферативный характер для е написания был использован метод работы с литературными источниками. Структура работы включает

Введение, Основную часть, состоящую из 8-ми пунктов, Заключение и Список используемой литературы. История Эрмитажа. Историю Эрмитажа начинают с 1764 года, с доставки в Зимний дворец картин, купленных в Берлине у купца Гоцковского при посредстве посла В.С.Долгорукого. Эта большая коллекция, собранная в сво время для прусского короля

Фридриха Второго, состояла из 255 картин, преимущественно голландских и фламандских художников. Остатся неизвестным, в каких помещениях Зимнего дворца были они развешаны. Зимний дворец был закончен в основном в 1762 году, через 2 года в него переехала императрица Екатерина Вторая. Особенно парадным был зеркальный кабинет, устроенный в 1776 году на месте библиотеки, из него скрытый ход через створки шкафа вл на антресоли, где располагались интимные комнаты с личными

коллекциями императрицы, которые она называла Эрмитажем. В 17 веке вокруг Зимнего дворца садов не было, здесь простирались военные плацы, и Екатерина поручила в северном павильоне на конце Висячего сада, в Оранжерейном доме, устроить Эрмитаж. В небольшой комнатке были сооружены 2 подъмных стола на 12 персон. Позднее стены е были сплошь увешаны картинами, которые покупались за границей и в большом количестве

стали поступать в Зимний дворец. Первый ужин в Эрмитаже состоялся в 1769 году. Подобный Эрмитаж на 16 персон был и во временном дворце Елизаветы Петровны. По мере роста коллекций в 1775 году были построены 2 галереи по сторонам Висячего сада. Картинная галерея росла быстро. В не вливались обширные по размеру, неимоверной ценности коллекции. Уже через 10 лет галерея насчитывала 2080 картин, а ещ через 10 лет цифра возросла до 2568

картин. В связи с этим было решено в линию с Зимним дворцом, на набережной Невы построить новое здание, разрушив на этом месте особняки знати. Новое здание было сооружено по проекту архитектора Ю.Фельтена. Это здание, называющееся Большим Эрмитажем, имеет 2 этапа строительства сначала был возведн трхэтажный корпус в 10 окон, законченный в 1776 году, затем после разборки домов

Олсуфьева и Кошелева, был достроен в 1784 году новый корпус в 17 окон. Таким образом, территория выставочных залов екатерининского Эрмитажа увеличилась не сразу, постепенно. Ещ до окончания фельтеновского здания архитектором Дж. Кваренги было построено здание театра, возведнное на месте старых дворцов Петра 1 и Екатерины 1. Увлекаясь театром, Екатерина

Эрмитажем называла также вечера, устраиваемые для придворных и знати. К концу 18 века Эрмитаж становится одной из самых значительных картинных галерей Западной Европы, включавшей, согласно каталогу 1783 года, 2658 картин, но и другие экспонаты музея имели не меньшую, чем картины, ценность. При вступлении на престол Павла 1 нарушилась непосредственная связь

Эрмитажа с Зимним дворцом, т.к. императорской резиденцией стал Михайловский замок, летом же император жил в Павловске и Гатчине. Указом от 12 ноября 1796 года ведение Эрмитажем было поручено В.С.Попову, одному из приближнных Екатерины 2 , но вскоре Павел изменил сво решение, 14 декабря того же года в сво ведение

Эрмитаж принял Н.Б.Юсупов. Это был хорошо образованный придворный , имевший свою картинную галерею, театр и библиотеку, но Эрмитажем занимался мало. Отрыв музея от дворца привл к финансовым затруднениям. Для пополнения картинной галереи приобретались лишь отдельные художественные произведения. Появились и хозяйственные затруднения и в части снабжения и штатов служащих. В административном отношении Эрмитаж при Павле 1 делился на 3 части, картины были поручены

Ф.И.Лабенскому, эстампы архитектору В. Бренна, резные камни Г.К.Клеру, крупному ученому в области античного искусства. После вступления на престол Александра 1 в 1802 году Эрмитаж был поручен Д.П.Бутурлину. В архиве Эрмитажа сохранилась его записка 1804 года о положении Эрмитажа, в которой рекомендовалось изъять второстепенные картины и усилить собрание итальянской живописи,

об открытии доступа в музей публики, особенно ученых и художников, а также установление правил посещения музея. В апреле 1805 года Александром 1 было подписано Положение, полагаемое к учреждению по Эрмитажу, по которому в музее было образовано 5 отделений 1. Библиотека, резные камни и медали начальник Г.К.Клер 2. Картинная галерея, кабинет редкостей, бронза, изделия из мрамора начальник

Ф.И.Лабенский 3. Гравюры начальник И.С.Клаубер 4. Рисунки начальник М.М.Иванов 5. Кабинет натуральной истории. Минералогическая коллекция начальник Орловский В 1812 году после вступления армии Наполеона в Москву поступило распоряжение Александра 1 о немедленной упаковке и вывозу Эрмитажных ценностей. Этот секретный груз был направлен в

Вытергу, Лодейное поле и Каргополь и возвратился в Петербург в июне 1813 года. При Александре 1 Эрмитаж пополнился двумя крупными собраниями картин коллекцией Кузевельта, купленной в Амстердаме, и приобретнной в Париже Мальмезонской картинной галереи супруги Наполеона Жозефины, а также отдельными покупками картин и скульптур у разных лиц.

Лично сам император своим придворным музеем интересовался мало. При Николае 1 картинная галерея стала неотъемлемой частью Зимнего Дворца и по-прежнему находилась в ведении Министерства Двора как собственность императорской фамилии. После подавления восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади для допроса арестованных декабристов был предоставлен большой зал невской анфилады

фельтеновского здания, где висело 108 картин художников итальянской и испанской школ. Сам император находился рядом, в надворном зале, среди картин Рубенса и Ван Дейка. Император постоянно вмешивался в дела музея и дворца, естественно, им были убраны из галереи героев 1812 года портреты декабристов, но он также удалил из дворца и музея портреты фаворитов Екатерины Второй Зубова, Ланского и других. Не пощадил

Николай и семейные драгоценности своей бабушки. Так, в 1847 году была переплавлена значительная часть сервизов Екатерины. В декабре 1837 года грандиозный пожар, длившийся более суток, уничтожил весь Зимний дворец. Эрмитаж был спасн тем, что переходы из дворца в Малый Эрмитаж были разобраны, а окна, прилегающие к пожару, были заложены. После пожара Николай 1 предписал восстановить Зимний дворец в кратчайшие сроки.

Строительство нового Эрмитажа заняло 6 лет напряженного труда. К открытию Нового Эрмитажа была проведена большая подготовительная работа по учету коллекций музея и по составлению плана новой экспозиции по залам, с расстановкой существующей и вновь заказанной мебели. Новый Эрмитаж поражал посетителей роскошью, красотой залов, разнообразием коллекций, в нм представленных. Открытие этого музея для широкой публики было крупнейшим событием в культурной жизни не только

Петербурга, но и всего государства. С начала существования Нового Эрмитажа как музея вход в него разрешался только по пригласительным билетам, по которым могли пройти не более 5-ти посетителей в установленное для действия музея время. После вступления на престол в 1855 году Александра Второго положение Эрмитажа при императорском дворе стало изменяться.

В 1852 году министром Двора был назначен В.Ф.Адлерберг. Эрмитаж стал постепенно выходить из непосредственного подчинения управлению Дворцовой конторы, получая некоторую самостоятельность. Сильно возрос авторитет руководящего состава музея. Встал вопрос о введении должности директора Императорского

Эрмитажа с присвоением ему высокого придворного чина. Но для занятия этой должности необходимы были близость к императорскому двору и авторитет в широких кругах петербургской интеллигенции. Выбор пал на С.А.Гедеонова, сына директора Императорских театров, одаренного человека, крупного ученого по ранней истории России, имевшего уже заслуги перед Эрмитажем в деле приобретения коллекций античных древностей и картин.

Была изменена и структура музея вместо 2-х отделений стало 5 1. отделение греческих и римских древностей зав. академик Л.Стефани 2. отделение медалей и монет зав. М.Броссе 3. отделение скифских и русских древностей зав. А.Куник 4. отделение гравюр и рисунков зав. Ф.Иордан 5. отделение картин и портретов Романовской галереи зав. Т.Нефф В 1885 году структура

Эрмитажа была вновь изменена, и музей был разделен на 5 отделений 1. классическая археология 2. Средние века и эпоха Возрождения 3. живопись, гравюры и рисунки 4. нумизматика 5. русское искусство Мирная жизнь Эрмитажа была прервана осенью 1914 года Первой Мировой войной. Сразу же с началом военных действий на фронтах Эрмитаж стал готовиться к эвакуации, которая была осуществлена только после свержения самодержавия,

уже при Временном правительстве, в мае 1917 года. Февральскую революцию 1917 года Эрмитаж, как большая часть петербургской интеллигенции, принял спокойно, сразу же сделав заявление о признании новой власти. В марте 1917 года на общем собрании сотрудников Эрмитажа обсуждался вопрос о продолжении работы в музее, было решено продолжать работу в полном объме, но от впуска публики временно воздержаться. Но вскоре этот вопрос был решен положительно.

Великую Октябрьскую революцию Эрмитаж встретил растерянно, т.к. его штат был настроен реакционно и аполитично. Штурм Зимнего дворца Эрмитажа не коснулся, музей и в предшествующие дни был совершенно изолирован от дворца, да и сразу после штурма в Эрмитаж для охранной службы был направлен отряд красноармейцев. 7 ноября на совещании служащих Эрмитажа обсуждался вопрос об установлении связи с батальоном Преображенского полка, находившимся на противоположном берегу

Зимней Канавки, для усиления охраны музея, о проверке сигнализации и внутренних телефонов и о постоянной проверке всех дверей, соприкасающихся с помещениями Зимнего дворца. Через 3 дня собралось совещание служащих Эрмитажа, на котором был заслушан доклад В.В.Воинова о собрании членов Союза служащих бывшего Министерства Двора. Было единогласно принято решение присоединиться к союзу союзов

служащих всех правительственных учреждений и в частности к мерам бойкота представителей захватчиков власти с целью не дать им возможности укрепиться, выражавшемуся в следующем не признавать власти представителей захватчиков и продолжить исполнение всей текущей работы. В случае вмешательства а персонального отвечать бойкотом в той форме, которая окажется наиболее целесообразной в каждом отдельном случае б письменного пакеты вскрывать, но оставлять без действий

Эрмитаж жил в тревоге по поводу эвакуированных в Москву своих сокровищ. В связи с этим заместитель директора Я.И.Смирнов, избранный в мае 1917 г. академиком, дважды совершал трудный путь в Москву для выяснения истинного положения. Тревоги оказались необоснованными. В начале августа комиссаром Эрмитажа был назначен Н.Н.Пунин, что вызвало неудовольствие, т.к. он активно поддерживал футуризм.

Был поставлен вопрос о реорганизации музея, которая началась с перевыборов всего научного состава. Было избрано 28 научных сотрудников. Осенью 1919 г. было проведено окончательное утверждение состава сотрудников музея и упорядочена структура 4-х отделов отдела древностей, прикладного искусства, Картинной галереи, нумизматики и глиптики, состоящих из 19 отделений. 19 ноября 1920 г. для Эрмитажа настал долгожданный день был привезн последний ящик с эвакуированными

в Москву музейными ценностями. Завершился период тревог и организационных хлопот. В конце 20-х годов возникла серьзная опасность потери художественных сокровищ. В связи с тяжлым положением нашего государства на международном рынке, в связи с блокадой советской торговли для пополнения валютного фонда Государственного банка Антиквариат, по решению Комиссариата внешней торговли, стал направлять на заграничные аукционы предметы

искусства из музейного фонда. Против этого в сентябре 1928 года решительно выступил народный комиссар просвещения А.В.Луначарский, проведя закон о запрещении вывоза из Советского Союза памятников искусства, но он не смог противостоять комиссару внешней торговли. Активная продажа памятников искусства и культуры из советских музеев на заграничных рынках происходила в 1929-1932 гг. при посредстве многих фирм-комиссионеров.

В эти трагические годы Картинная галерея Эрмитажа потеряла более 50 шедевров. Продажа художественных ценностей из музеев была прекращена в 1933 году, но Всесоюзное объединение Антиквариат ещ продолжало коммерческие связи с иностранцами. В 1939 году был торжественно отмечен 175-летний юбилей Эрмитажа, превратившегося в подлинно мировой музей.

В Министерском коридоре Зимнего дворца была разврнута большая выставка по истории музея, отражавшая все этапы его жизни, начиная с середины 18 века. Выставка отчтливо показывала, как музей при дворце русского императора стал подлинно народным музеем, центром эстетического воспитания широких кругов. С 30-х годов в широком масштабе стала проводиться строительная деятельность Эрмитажа, освобождение интерьеров Зимнего дворца от поздних достроек, разборка антресолей, расширение

экспозиционных залов. В процессе этих работ заменялись каменные полы первого этажа Зимнего дворца, реставрировались и заново выполнялись художественные паркеты парадных зал, закладывались старые и пробивались новые дверные промы для упорядочения потока посетителей музея. В связи с этим, вновь построенным переходом Новый Эрмитаж был соединн с Зимним дворцом. В 1938 г. стали уже явными агрессивные планы гитлеровской

Германии, а во 2-ой половине 1939 г. Советский Союз находился перед реальной опасностью войны, причм угроза одновременно была как с запада, так и с востока. За это время Эрмитаж провел огромную работу по подготовке своих сокровищ к эвакуации в глубокий тыл. Эрмитаж смог заранее изготовить основную часть ящиков для упаковки ценностей, которые предназначались для отправки двумя железнодорожными составами. На рассвете 22 июня 1941 г. фашистские войска вступили

на советскую территорию, и война началась. Эвакуация Эрмитажа была объявлена двумя днями позже. Для упаковки музейных ценностей на помощь сотрудникам Эрмитажа пришли художники, артисты, учные, студенты, не призванные в армию. Упаковка производилась круглые сутки. Кроме общей эвакуации Эрмитажем в глубокий тыл 24 июля было отправлено 146 детей сотрудников музея, совершивших длинный и

тяжлый путь на восток. 8 сентября 1941 г. немецкие самолты первый раз бомбили Ленинград. Один из первых снарядов, направленных на Ленинград, разорвался на мосту через Зимнюю Канавку и сегодня на каменном цоколе здания Нового Эрмитажа можно видеть следы разорвавшегося снаряда. В Эрмитаже вс время шла напряженная работа по приведению зданий музея в порядок.

Ещ до окончания войны можно было подвести печальные итоги. Из числа научных сотрудников Эрмитажа на фронтах погибло 6 человек, а в блокированном Ленинграде умерло 43 сотрудника. В здания музея попали 2 авиационные бомбы и 17 артиллерийских снарядов, причинившие большие разрушения. При эвакуации затерялась одна картина, по размерам она не вошла в приготовленный ящик, была заменена другой, но куда е дели неизвестно.

Эрмитаж долго залечивал раны, нанеснные войной 1941-45 гг. Надо было не только ликвидировать разрушения от прямого попадания снарядов и бомб, но и производить реставрационные работы в залах, промерзавших и оттаивающих в дни блокады и длительное время стоявших с выбитыми окнами. В конце войны в Эрмитаж на временное хранение поступали в большом количестве коллекции немецких музеев и предметы искусства, захваченные фашистским правительством

Германии в оккупированных странах. Значительно расширялась деятельность археологических экспедиций Эрмитажа, особенно в Средней Азии и Закавказье. В ноябре 1950 г. Эрмитаж принял большую выставку по истории культуры Китая, в которую вошли более 1000 экспонатов. Эрмитаж в 1960 г. полностью выполнил работы по экспозиционному плану, значительно увеличилось число посетителей музея не только нашей страны, но и иностранных туристов.

Расширялась связь с иностранными музеями, и начался систематический обмен представительными выставками. Зарубежные художники стали часто посещать Эрмитаж. В 1959 г. американский художник Рокуэлл Кент передал Эрмитажу ряд своих картин, а в 1960 г. председатель Союза художников ГДР Леа Грундиг подарила музею несколько своих живописных и графических произведений

и картины своего мужа Ганса Грундига. 1950-е и 1960-е годы были годами подъма популяризации Эрмитажа, быстрыми темпами росла посещаемость музея, вызванная усилением интереса к истории культуры, к культурному наследию прошлого и к большому числу выставок из-за рубежа. 20 октября 1964 г. Эрмитаж торжественно отметил сво 200-летие. В 1952 г. годовое число посетителей выросло до 1 миллиона 30 тысяч человек, и это число стало прогрессивно

увеличиваться. В основном музей посещают городские жители и гости, приезжающие из других городов нашей страны. Число же иностранных туристов не достигает полумиллиона. Такая огромная посещаемость требует налаженной организации их обслуживания, что в основном лежит на Научно-просветительном отделе Эрмитажа, организующем экскурсии по музею, как силами своих сотрудников, так и экскурсоводами других организаций. Большую работу проводит

Эрмитаж со школьниками и студентами. Для детей дошкольного возраста организуются кружки рисования, для школьников специальные тематические кружки. Эрмитаж в настоящее время представляет собой сложный организм, он является государственным хранилищем художественных ценностей, научно-исследовательским и научно-просветительским учреждением. Это один из крупнейших в нашей стране музеев истории культуры и изобразительного искусства народов мира с древнейших времен и до наших дней.

В связи с этим задачами была выработана новая структура музея, по которой Эрмитаж стал состоять из 9 основных подразделений дирекции, отдела внешних связей, отдела главного архитектора, отдела капитального строительства, научной части, учетно хранительской части, специальных научно-производственных мастерских и службы кадров и режима. Численность штата стала превышать 1000 человек. Научная часть Эрмитажа состоит из следующих отделов

Археологии Восточной Европы и Сибири, истории культуры античного мира, зарубежного и советского Востока, истории русской культуры, западноевропейского искусства, нумизматики и арсенала. Основная задача Эрмитажа состоит не только в улучшении обслуживания посетителей музея, экспозиции которого размещены в 4-х зданиях и занимают громадную площадь, но и в значительном расширении экспозиции, использовании большого числа экспонатов, находящихся в запасниках.

Особое внимание уделяется также коренной реконструкции реставрационных и производственных мастерских, созданию новых лабораторий, использованию компьютерной техники. Только при выполнении намеченных задач Эрмитаж сможет и впредь сохранять сво положение как крупного научного центра и музея мирового масштаба. Заключение. История Эрмитажа начинается с 1764 г со времен правления императрицы

Екатерины Второй. Сначала Эрмитаж был лишь пристрастием императрицы к искусству. Екатерина просто коллекционировала картины. Эрмитаж на раннем этапе занимал маленькую потайную комнатку императрицы, и вход в не осуществлялся только через личные покои императрицы. Очень скоро Эрмитаж расширил свои коллекции и уже не смог существовать в таком маленьком пространстве. Расширялись его коллекции, расширялись и занимаемые им территории.

Были и трудные времена в жизни Эрмитажа он пережил революции, войны, пожары, но ничто не смогло до конца разрушить то великолепие, которое он хранил. И сейчас остатся только восхищаться тем наследием, которое нам осталось, и быть благодарными тем людям, которые боролись за сохранение его коллекций. Список используемой литературы. 1. Пиотровский Б.Б История Эрмитажа. М, 1980 г. 2.

Эрмитаж. История и современность. М, 1990г. 3. Эрмитаж. Ленинград. История и архитектура зданий. Л, 1974г. 4. Эрмитаж, который мы потеряли. М, 2001г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.