Реферат по предмету "Информатика"

Узнать цену реферата по вашей теме


Информационные технологии в финансовом менеджменте

Содержание


Введение

.……………………………………………………………………………………3 стр.


Раздел 1.

Информационные технологии в финансовом менеджменте…………………………………................................................5 стр.


1.1. Понятие и значение информационных технологий


в финансовом менеджменте……………………………………………………….5 стр.


1.2. Организация информационных технологий в управлении


финансово-кредитной сферой…………………………………………………….…5 стр.


1.3. Технические и программные средства реализации


информационных технологий финансового менеджмента


в офисе……………………………………………………………………………..11 стр.


1.4. Решение функциональных задач финансового менеджмента


с применением ПЭВМ и ППП…………………………………………………...17 стр.


1.5. Общие тенденции и перспективы развития информационных


технологий в финансово-кредитной сфере…………………………………….…19 стр.


Раздел 2.

Анализ программного обеспечения финансового


менеджмента……………………………………………………………...20 стр.


Заключение

……………………………………………………………………………….27 стр.


Список использованной литературы

…………………………………………….28 стр.


Введение.


Главным направлением перестройки менеджмента и его радикального


усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов.
Финансовый менеджмент зародился в начале XX века, а в конце 1950-х годов появились ЭВМ, и стремительное совершенствование их эксплуатации создало реальные предпосылки для их применения при решении сложных задач оптимизации разного характера. С 60-х по начало 70-х стала широко использоваться электронная обработка плановой и текущей информации. В 70-х годах стала осуществляться комплексная обработка информации на всех этапах управленческого процесса. В 80-е годы появилась тенденция к децентрализации, многопользовательской обработке информации. В 1985-94 годы стали решаться задачи с оптимизацией издержек на уровне предприятия в целом и контроля за проведением финансово-хозяйственных операций. В 1990-1996 годы с выделением отдельных функций в финансовом менеджменте стали решаться задачи отдельных функций. С 1993 по сегодняшний день с началом применения системного подхода (выделение систем: по стадиям общественного воспроизводства, уровню управления и функциям управления) стали создаваться интегрированные системы финансового менеджмента. С 1999 с использованием системно-информационного подхода стала внедряться горизонтальная и вертикальная интеграция, разрабатываться интегрированные системы с учетом взаимосвязанных показателей.
На текущий момент большинство предприятий начало, наконец, осознавать необходимость внедрения серьезных информационных технологий для нужд управления предприятием и поддержки принятия решений. Существует базовый нормативный документ Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" №149 РФ
, юридически описывающий понятия и определения области информационной технологии и задающий принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, а также регулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий. Но сожалению, на большинстве российских фирм в процессе принятия решений не используются данные информационных систем, или используются в незначительном объеме.
При анализе "проблемных" российских предприятий эксперты, как правило, указывают на ряд причин, приведших их к кризису. Ошибки в стратегическом управлении юридическим лицом, являются одними из таких причин. Так, для собственников и руководителей предприятий ресурсы является скорее организационным, чем экономическим понятием. Соответственно, у них и задача формируется по особому принципу. Она заключается в том, как сохранить организацию, а не как развивать сам бизнес. Часто руководители предприятия говорят, вот мы производим хорошую продукцию, но у нас ее почему-то никто не покупает. Получается, что они идут не от потребностей рынка, а от собственного потенциала.
На предприятиях с более или менее внятной системой управления обычно используется стратегия по сокращению расходов, то есть минимизация издержек. В ее основе лежит переход от производственной к маркетинговой ориентации управления, внедрение управленческого учета и современных методов финансового менеджмента, изменения самой организационной структуры, внедрение автоматизированных информационных систем, методов финансового менеджмента.


Цель данной работы - показать преимущества использования информационных технологий в финансовом менеджменте, в частности, в процессе принятия важных управленческих решений кризисных предприятий.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные цели и задачи финансового менеджмента
- рассмотреть инструменты финансового менеджмента
- изучить организационная структура финансового менеджмента
- рассмотреть информационные технологии в контуре управления предприятием с помощью методов финансового менеджмента


- изучить разработку и принятие краткосрочных финансово-экономических решений на основе информационных технологий.


Раздел 1.

Информационные технологии в финансовом менеджменте.


1.1. Понятие и значение информационных технологий в финансовом менеджменте.


Для современной рыночной экономики финансовый рынок является «нервным центром» экономического организма. По состоянию финансового рынка можно судить о ''здоровье'' экономики; воздействуя на финансовый рынок, можно управлять экономической активностью общества.


Современный финансовый рынок это чрезвычайно сложная структура с множеством участников – финансовых посредников, оперирующих с разнообразными финансовыми инструментами и выполняющих широкий набор функций по обслуживанию и управлению экономическими процессами. Но, тем не менее, это рынок, на котором присутствуют продавцы и покупатели, есть товар, который продается и покупается. Товар этот особый – деньги, предоставляемые в пользование,– на время, в форме займов под обязательства, или навсегда – под акции.


Кардинальное воздействие на судьбы современной и будущей экономики оказывает процесс формирования новых финансовых технологий. Этот процесс стал отчетливо проявляться в начале 70-х гг., что связано с фатальным кризисом бреттон-вудской системы и совпало с началом информационной революции. Что в свою очередь привело к стремительной виртуализации денег, прогрессирующему росту всего семейства финансовых инструментов. В результате мир финансов стал фактически самостоятельным, утратив прямую зависимость от физической реальности.


Новая финансовая реальность оказалась необычайно эффективной и жизнеспособной именно в условиях технологизации и компьютеризации валютно-финансовой деятельности. Быстрое развитие микропроцессорной техники, цифровых технологий, телекоммуникаций создало необходимую информационную среду, способную координировать события и действия в масштабе планеты, а также в режиме реального времени, оперативно производить многообразные платежи и расчеты и мгновенно перемещать их результаты в форме ''электронных денег'', стимулируя, таким образом, интенсивный рост новой глобальной субкультуры — финансовой цивилизации. Но здесь следует отметить, что в настоящее время ежегодный объем мировых финансовых трансакций оценивается астрономической суммой более полуквадрильона долларов, что создает ситуацию кредитного риска в глобальном масштабе, чреватую общесистемным кризисом.


Эта ситуация требует от специалиста в области финансового управления умения ориентироваться в информационных технологиях и умения в их применении. Для подготовки к решению указанных задач и изучается предмет ИТ в финансовом менеджменте.


1.2. Организация информационных технологий в управлении финансово-кредитной сферой.


Для информационного рынка, как и для других отраслей и сфер деятельности одной их важнейших проблем выступает проблема реализации.


Конкретным выражением структуры рынка выступает цена информации.


Рынок информационных услуг представляет собой слияние экономических, правовых и организационных отношений по торговле (покупке и продаже) информационных услуг между поставщиками и потребителями, и характеризуется определённой номенклатурой услуг, а также условиями и механизмами их представления.


Традиционно проблемы автоматизации финансовой деятельности делятся на две большие группы: автоматизация внутриструктурной деятельности и создание современной финансовой телекоммуникационной среды. Эти две проблемы относительно независимы друг от друга. В отличие от автоматизации внутриструктурной деятельности, характерные особенности решения коммуникационных задач заключаются в весьма существенной зависимости финансовой структуры от внешней среды, которая может сказываться в различных аспектах надежность, быстродействие и качество каналов связи, организационные проблемы и т.д.


Так как всё больше и больше финансовых структур переходят на безбумажную технологию информационного обмена, он должен обеспечивать решения следующих ТРЁХ основных функциональных задач в рамках телекоммуникационной сети финансовой структуры:


- Обеспечение передачи электронных финансовых документов между поздравлениями структуры и центрами по обработке информации.


- Поддержка различных финансовых транзакций при выполнении электронных расчётов и, в дальнейшем, при введении новых информационных услуг.


- Введение передовой финансовой технологии электронного обмена для обеспечения межрегиональных и межреспубликанских расчётов с учётом развития инфраструктуры информационной системы.


В этих трёх основных задачах также можно выделить шесть больших групп услуг, каждая из которых имеет свои проблемы и пути их решения, которые и должна предоставить финансовым структурам полноценно действующая комплексная финансовая телекоммуникационная система:


- Электронная безбумажная передача денежных средств.


- Клиринговые операции по межбанковским расчётам.


- Доступ к международным сетям передачи данных и крупнейшим специализированным финансовым информационным службам и базам данных.


Финансовые услуги.


Информационные ресурсы в области финансовых услуг включают справочники и базы данных по организациям, оказывающим финансовые и связанные с ними услуги – банкам, биржам, брокерским фирмам, справочники и базы данных по финансовым услугам, сборники и базы данных соответствующих коммерческих предложений, а также специальные базы данных текстовой информации.


На Западе обращение к услугам сектора биржевой и финансовой информации, прежде всего, осуществляется для получения данных по биржевым котировкам фьючерсных контрактов товарных рынков и рынков ценных бумаг, сведений по обменным курсам валют, учётным ставкам и ценам кредитных ресурсов и долговых обязательств. Схожесть биржевой и финансовой информации заключается в том, что сами финансовые ресурсы, например, валюта, кредиты или депозиты продаются как обычные (хотя и специфичные) товары или ценные бумаги (например, в случае депозитных сертификатов и векселей).


Биржевая и финансовая информация является по своему содержанию текущей, изменяется ежеминутно, отражая события, происходящие на рынке, и включает сведения о ценных бумагах, фьючерсах по основным товарам, реализуемых через биржи, обменных курсах валют, рынке недвижимости, денег, капитала и страхования.
Информация о котировках ценных бумаг (акций, облигаций, векселей, закладных, купчих), фьючерсных и товарных форвардных контрактах, учётных ставках и обменных курсах выступает основой на данном рынке.


Биржевая и финансовая информация в большинстве случаев требуется в реальном масштабе, то есть по возможности одновременно с совершением сделки на рынке или немедленно после её регистрации. Счёт здесь может идти на секунды и 30-40 секундная задержка рассматривается как значительная.


Фактор оперативности получения финансовой информации настолько важен, что одна из фирм вложила 35 миллионов долларов в суперкомпьютер для того, чтобы получить двухсекундное преимущество перед другими при сделках на Токийской бирже.


При всём быстродействии на торговых столах и в операционных залах сделки заключаются вовсе не там. Обеспечение соответствия сделки действующему законодательству, перевод денежных сумм в счёт платежа, переоформление уже заключенных сделок – всё это делается в «периферийных офисах» тысячами помощников. Но их система в отличие от дилерской слишком медлительна для сектора, способного всего за несколько часов обанкротить весь мир.


Их главным инструментом является Общество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций S.W.I.F.T. (англ. SocietyforWorldwideInterbankFinancialTelecommunication). Эта организация управляет самой эффективной частной сетью телекоммуникаций в мире, к которой подключены более 5000 учреждений. С помощью нескольких десятков региональных узлов и двух суперкомпьютеров в засекреченных пунктах вблизи Амстердама и Вашингтона S.W.I.F.T. ежегодно обрабатывает свыше 500 миллионов платёжных поручений по всему миру. Только здесь, пользуясь кодами на уровне военных стандартов, банки обмениваются между собой и клиентами соглашениями, имеющими юридическую силу.


Основными потребителями биржевой и финансовой информации являются профессиональные инвесторы и оптовики, а также аналитические и консультационные службы, ориентированные на их обслуживание, которые приносят основные доходы. В то же время в последние годы сектор биржевой и финансовой информации стал привлекательным для конечных потребителей – в основном это непрофессиональные инвесторы и просто любители – владельцы персональных микроЭВМ, которым ранее этот рынок был просто недоступен из-за сравнительно высоких цен.


Работа на товарном рынке также может требовать комплексного информационного обеспечения. В особенности это важно в том случае, когда речь идёт о торговле фьючерсами и опционами, например, по продовольствию и сельскохозяйственной продукции или удобрениям, спрос на которые зависит от погоды или распространения сельскохозяйственных вредителей. Или о торговле металлами, спрос на которые определяется общей экономической конъюнктурой и используемыми технологиями, или нефтью, торговля которой сильно подвержена влиянию политических факторов.


Службы биржевой и финансовой информации, которая в виде тикерной строки может быть получена непосредственно на бирже или по каналам связи, связавшись с биржей, сколько в том, как и в каком виде, эта информация предоставляется пользователю.


Информационные службы, действующие в биржевом и финансовом секторе рынка информационных услуг, предпринимают отчаянные шаги по решению этой задачи и первыми пытаются применить новые информационные технологии. Целью усовершенствования информационных услуг выступает обеспечение для потребителей возможностей более быстрого доступа к требуемой информации, отбираемой из большего объёма биржевых и финансовых данных, а также представление им новых средств её обработки и анализа. Например, таких как программное обеспечение для управления портфелем ценных бумаг и контроля риска, а также новых имитационных моделей поведения на бирже.


Выделяются два основных подхода к представлению биржевой и финансовой информации в удобной для восприятия форме. Это подходы, основывающиеся на возможностях статистического анализа и обработки информации и подходы, базирующиеся на визуализации представляемой информации в графических и табличных формах, которые поддаются для человеческого восприятия в большой мере.


Снабженные рабочими станциями потребители – в основном брокеры – получают больше чем ценовую информацию. Они могут выявлять перспективных клиентов с использованием возможностей поиска в мультиаспектных базах данных и анализировать позиции клиента, применяя пакеты управления риском и портфелем ценных бумаг со встроенным искусственным интеллектом. Кроме того, они могут общаться через электронную почту, и что самое важное, все эти задачи могут решаться одновременно.


Финансовая информация включает, прежде всего, информацию по обменным курсам валют и информацию по рынку временно свободных денежных средств. Как и в случае биржевой информации, для пользования базами данных финансовой информации потребителю часто требуется располагать специальным программным обеспечением, поставляемым при подписке на базу данных.


Для того, чтобы понять важность такого вида финансовой информации, как информация о курсах валют, необходимо иметь в виду, что ежедневный оборот валютных бирж составлял в 90-х гг. почти 500 миллиардов долларов и 90% сделок были не связаны с торговыми операциями и осуществлялись международными банками.


Такие объёмы и динамика валютного рынка заставляют предпринимателей постоянно следить за данным рынком, а, следовательно, постоянно получать и использовать информацию о нём. Это касается как финансовых менеджеров торговых или промышленных предприятий, так и валютные отделы банков.


Очевидно, что на валютном рынке, который охватывает весь мир и функционирует днём и ночью, быстрота получения информации является решающим фактором, так как курсы валют меняются в течении секунд. Поэтому, терминалы служб валютной информации имеются в большинстве банков и у брокеров, а также крупнейших предприятий. Получение информации об условиях валютных сделок осуществляется без специального подтверждения продавца и покупателя, на основе представленных им в сеть данных. Продавцы и покупатели не обязаны заключать сделку по той информации, которая ими представлена в сеть, но такие отказы не приветствуются и могут отпугнуть партнёров.


Базы данных по валютным курсам, как правило, содержат текущую информацию валютных бирж и ведущих банков, обновляемую в реальном масштабе времени, а также историческую информацию, подготовленную организацией, создающей базу данных, а также службами новостей. В подготовке без данных финансовой информации и, прежде всего, по валютным курсам участвуют организации, специализирующиеся на подготовке баз данных экономической и статистической информации, например, “I.P.Sharp Associates”. Информация о валютных курсах может использоваться непосредственно в валютных операциях, и многие системы финансовой информации предоставляют возможность ведения таких операций в диалоговом режиме. С информацией по валютным курсам тесно связана товарная биржевая информация по драгоценным металлам и в некоторых базах данных это информация объединена. Кроме того, валютная информация обычно сопровождается общеэкономическими и статистическими данными, например, по состоянию платёжного баланса страны, а также деловыми новостями в виде мнений и крупнейших банков и отчётов о выполненных делах.


Базы данных финансовой информации предоставляются через информационные системы, предлагающие средства оценки, анализа и моделирования с использованием различных инструментов и моделей, а также через системы массового информационного обслуживания, например, через сети, объединяющих владельцев персональных микроЭВМ. В последнем случае потребитель имеет возможность проведения экономического анализа на собственной ЭВМ с использованием специального программного обеспечения. Информация по рынку денежных средств тесно связана с коммерческой информацией по предприятиям и организациям, а также их финансовому состоянию. Поэтому, некоторые базы данных по рынку денег предоставляются центрами обработки общего назначения, например, такими как "Data-Star" или "DIALOG".


Для российских потребителей важнейшим источником биржевой и финансовой информации выступает московское бюро агентства новостей "Reuter".


Российские потребители "Reuter" представлены в основном, известными и крупными коммерческими банками, внешнеторговыми организациями, коммерческими торгово-промышленными структурами, средствами массовой информации, а также зарубежными фирмами и организациями.


Основные базу данных "Reuter", доступные в Москве, содержат информацию, предоставляемую в режиме реального времени, по ценным бумагам, валюте, товарным рынкам, а также общеполитические и деловые новости, материалы других агентств новостей и прессы, международных и правительственных организаций.


Базы данных "Reuter", доступные в России, сгруппированы в несколько служб-комплексов:


- Reuter Money 2000;


- Treasury 2000;


- Reuter News 2000;


- Reuter Commodities 2000;


- Reuter Equities 2000;


Другим примером систем доступа к базам данных финансовой информации, появившимися в России в 1994 году, выступает фирма "Tenfore", предлагаемая компанией "Tenfore-Russia". Информационный пакет, созданный специально для российских пользователей, включает валютные курсы, котировки ведущих бирж, деловые новости пяти агентств. Система продажи информации – та же, что и в случае "Reuter": пользователь получает в аренду на время подписки рабочую станцию и антенну космической связи, однако цена – примерно вдвое ниже, чем у "Reuter".


Для российских потребителей, не располагающих значительными валютными средствами важным источником биржевой и финансовой информации могут служить и некоторые печатные издания, например, это ведущие финансовые ежедневные газеты, такие как "Financial Times" или "Wall Street Europe", еженедельники например, "Economist", "Businessweek" и некоторые другие издания, доступные за рубли и сравнительно низким ценам.


Важным источником информации о состоянии российского финансового рынка выступает единственная в России ежедневная стандартизованная информационная вкладка "Международного агентства финансовой информации" ("МАФИ"), публикуемая ряде деловых газет, например, "Экономика и жизнь", "Бизнес, Банки, Биржи", "Финансовая газета" и некоторых других, а также ежедневно рассылаемая по факсу или через сети электронной почты.


На современном этапе все большее значение в финансовых расчетах принимает всемирная сеть Internet. Рассмотрим технологии электронных финансовых сделок на примере платежных систем в Российской части сети Internet.


Российские платежные системы можно условно разделить на следующие категории:


  1. Платежные системы с использованием кредитных карт. В их число входят CyberPlat, Assist, WebPlus, Instant, ЭлИТ и другие.

  2. Системы электронных наличных – PayCash и WebMoney.

  3. 4.Системы Internet-банкинга – “Телебанк” Гута-банк и “Домашний банк” Автобанка.


Платежные системы с использованием кредитных карт.


CyberPlat – система безналичных расчетов в Internet реальными деньгами в реальном времени.


Основными достоинствами системы являются:


- Моментальность взаиморасчетов за счет проведения on-lineвсех операций


- Простота подключения к системе и простота технологии проведения финансовых и нефинансовых операций


- Эффективная система защиты счета клиента и обеспечения конфиденциальности: взаимодействующие стороны используют электронные цифровые подписи (ЭЦП)


- Контроль над всеми операциями проведения платежа в режиме on-lineи их документальное подкрепление


- Документальное подтверждение каждого этапа операции; документы заверяются ЭЦП сторон и имеют юридическую силу


- Управление своим счетом через Internet – возможность заплатить со счета в CyberPlat на любой другой счет в другом банке через внешние платежные системы


Технология оплаты.


1. Покупатель через Internetподключается к WEB-серверу магазина, формирует корзину товаров и направляет магазину запрос на выставление счета.


2. Магазина в ответ на запрос покупателя направляет ему заверенный своей ЭЦП счет


3. Покупатель заверяет своей ЭЦП предъявленный ему счет и отправляет его обратно в магазин, совершая тем самым акцепт. Счет, подписанный покупателем, становится чеком.


4. Подписанный двумя ЭЦП (магазина и покупателя) чек направляется магазином в Банк для авторизации.


5. Банк проводит обработку подписанного чека:


- Проверяет наличие в системе магазина и покупателя


- Проверяет ЭЦП покупателя и магазина


- Проверяет остаток и лимиты средств на счете покупателя


- Сохраняет копию чека в база банка данных


В результате проверок формируется разрешение или запрет проведения платежа.


1. При разрешении платежа:


- Банк переводит денежные средства со счета покупателя на счет магазина


- Магазин отпускает товар


2. При запрете платежа:


- Банк передает магазину отказ от проведения платежа


- Покупатель получает отказ с описанием причин


В качестве документального подтверждения совершенной сделки у каждой стороны остаются подписанные ЭЦП чеки, удостоверяющие факт совершения сделки и имеющие юридическую силу.


Системы электронных наличных PayCash.


PayCash – совместный проект, разрабатываемый банком Таврический и группой компаний ²Алкор-Холдинг². Система задумана как доступное средство быстрого и эффективного проведения платежей в широком диапазоне сумм в рамках Всемирной сети Internet.


Участниками платежной системы PayCash являются банк, компания-оператор системы, и клиенты. Все клиенты равноправны с точки зрения банка. Все свои операции в рамках системы PayCash клиент проводит при помощи специального программного обеспечения, называемого ²Кошелек². Взаимодействие участников системы между собой происходит посредством пересылки сообщений по Internet.


Схема работы следующая. Будущий клиент при помощи ²Кошелька² по Internet открывает счет в банке и каким-либо способом переводит на этот счет деньги и тем самым становится клиентом системы. Чтобы иметь возможность расплачиваться в рамках системы, клиент создает у себя в компьютере при помощи ²Кошелька² одну или несколько платежных книжек. Затем, опять же при его помощи, переводит некоторую сумму денег со своего счета на одну из книжек, т.е. в свой компьютер. Теперь клиент может расплачиваться, причем анонимно, теми деньгами, которые лежат на его платежных книжках. Каждый платеж авторизуется банком. Нужно иметь ввиду, что если компьютер клиента ²сгорит² или его украдут, то клиент лишится всех денег, которые он перевел в свой компьютер и не успел потратить. Таким образом, система PayCash – это система анонимных электронных денег, а не просто система банк-клиент.


Internet-банкинг.


Отдельную группу среди платежных систем составляют системы, выполняющие функции Internet-банкинга, т.е. проведения банковских операций через сеть Internet. Операции, которые они позволяют производить, включают практически полный набор услуг по управлению банковскими счетами с получением выписок по произведенным операциям. В число систем Internet-банкинга входят, например, системы банков ²Автобанк² и ²Гута-банк².


Система Internet-банкинга Автобанка носит название ²Домашний банк² и находится по адресу http://www.avtobank.ru/homebank.


Система ²Домашний банк² предназначена для управления банковскими счетами частных лиц через сеть Internet. ²Домашний банк² предоставляет полноценный банковский сервис своим пользователям круглосуточно в режиме реального времени и из любой точки планеты. ²Домашний банк² позволяет через Internet в режиме реального времени производить следующие операции:


- Покупать и продавать доллары США


- Оплачивать коммунальные услуги


- Осуществлять внутри- и межбанковские переводы


- Оплачивать счета Internet-провайдеров


- Оплачивать счета операторов пейджинговой связи


- Открывать депозиты


- Иметь доступ к истории платежей, получать выписки по счетам


- Пополнять карточные счета


Для работы в ²Домашнем банке² необходимо иметь:


1. Компьютер, подключенный к сети Internet.


2. Microsoft Internet Explorer 5.


3. Ключевой элемент памяти плюс адаптер, которые предоставляются Автобанком.


4. Счет в Автобанке.


Адаптер подсоединяется к компьютеру через порт СОМ или LPT. Ключевой элемент памяти содержит набор уникальных ключей пользователя и является идентификатором клиента в системе ²Домашний банк². Совершение любой операции в системе необходимо подтверждать с помощью ключевого элемента памяти и пароля. Программный компонент ²Домашнего банка² выполнен в виде модуля MicrosoftInternetExplorer 5 и предоставляется вместе с оборудованием.


1.3. Технические и программные средства реализации информационных технологий финансового менеджмента в офисе.


Понятие электронного офиса.


Рассмотрим задачи, стоящие перед любым офисом, решающим финансовые и экономические задачи.


1. Обработка входящей и исходящей информации: ответы на письма, написание отчетов с графиками, таблицами, рисунками и т.п.


2. Сбор и анализ информации за определенный период: отчетность, сводки и т.п.


3. Хранение поступившей информации с целью использования ее в дальнейшем, для чего необходимо организовать ее быстрый поиск по различным критериям.


Кроме того, вся работа должна быть скоординирована между пользователями. Должны быть предусмотрены возможности связи между офисами внутри организации и между организациями внутри более крупных объединений.


На рынке программного обеспечения имеются соответствующие программные пакеты, реализующие указанные требования. Эти пакеты получили название программных пакетов для электронных офисов или офисных систем.


Характеристика технических средств реализации информационных технологий финансового менеджмента в офисе, критерии их выбора.


В зависимости от преобладания каких-либо информационных процессов, их интенсивности и значимости выбираются соответствующие средства их реализации.


Технические средства можно разбить на следующие группы:


- средства компьютерной техники;


- средства коммуникационной техники;


- средства организационной техники.


Средства компьютерной техники
предназначены для реализации комплексных технологий обработки и хранения информации и являются базой интеграции всех современных технических средств обеспечения управления информационными ресурсами.


Средства коммуникационной техники
предназначены для реализаций технологий передачи информации и предполагают как автономное функционирование, так и в комплексе со средствами компьютерной техники.


Средства организационной техники
предназначены для реализации технологий хранения, представления и использования информации, а также для выполнения различных вспомогательных операций в рамках тех или иных технологий информационной поддержки финансовой деятельности.


Средства компьютерной техники можно классифицировать следующим образом:


- персональные компьютеры;


- корпоративные компьютеры;


- суперкомпьютеры.


Персональные компьютеры представляют собой вычислительные системы, все ресурсы которых полностью направлены на обеспечение деятельности одного рабочего места работника в какой-либо области деятельности (напр., финансовой). Здесь выделяют компьютеры IBMPC и совместимые с ними, а также ПК Macintoshфирмы Apple.


Корпоративные компьютеры (мини-ЭВМ или mainframe ) представляют собой вычислительные системы, обеспечивающие совместную деятельность многих работников в рамках одной организации, одного проекта, одной сферы информационной деятельности при использовании одних и тех же информационно-вычислительных ресурсов. Это многопользовательские системы с центральным блоком большой вычислительной мощности, к которому подсоединяется большое количество рабочих мест с минимальной оснащенностью (видеотерминал, клавиатура, ²мышь² и, возможно, устройство печати). Область использования корпоративных компьютеров – реализация информационных технологий в крупных финансовых и производственных организациях, организация различных информационных систем, обслуживающих большое количество пользователей в рамках одной функции (биржевые и банковские системы).


Суперкомпьютеры представляют собой вычислительные системы с предельными характеристиками вычислительной мощности и информационных ресурсов и используются в военной и космической областях деятельности, в фундаментальных научных исследованиях и т.п.


Вычислительные сети.


Вычислительные сети, в рамках которых ПК получают возможность совместного функционирования с объединением их информационно-вычислительных ресурсов, являются альтернативой корпоративным компьютерам с их огромной стоимостью.


В зависимости от используемых средств коммуникаций различают локальные и глобальные вычислительные сети.


В локальных сетях для объединения ПК используют различные виды кабеля с соответствующими платами расширения. Здесь имеются существенные ограничения по пространственному размещению вычислительной сети.


В глобальных сетях для соединения ПК используют телефонные сети или региональные или межрегиональные кабельные системы общего назначения. Для подсоединения к каналам телефонной связи необходим модем.


Общие рекомендации по выбору компьютерных средств.


  1. Если объем работ по информационному обеспечению финансовой деятельности определяется лишь одним рабочим местом без необходимости получения информации из других источников, то целесообразно обойтись ПК стандартной конфигурации. Такая ситуация характерна для небольших фирм (до 10 – 15 человек персонала).

  2. Если деятельность организации предполагает совместное обеспечение нескольких рабочих мест информационными ресурсами, то при относительно небольшом количестве объединяемых рабочих мест рекомендуется организация локальной вычислительной сети. Если речь идет о большом количестве объединяемых рабочих мест и такое объединение необходимо произвести сразу, то при наличии необходимых средств целесообразно приобретение корпоративного компьютера.

  3. Если при организации деятельности необходима на постоянной основе информация из внешних источников, то целесообразно подключение имеющихся средств компьютерной техники к соответствующей глобальной вычислительной сети.

  4. В редко встречающихся случаях выполнения работ, требующих гигантских информационно-вычислительных ресурсов, целесообразно использовать аренду времени крупных корпоративных компьютеров или суперкомпьютеров.


В каждом конкретном случае все рекомендации должны быть конкретизированы.


К средствам коммуникационной техники относятся:


- средства и системы стационарной и мобильной телефонной связи;


- средства и системы телеграфной связи;


- средства и системы факсимильной передачи информации и модемной связи;


средства и системы спутниковой связи.


Особо отметим здесь офисные АТС, основным достоинством которых является увеличение количества дополнительных внутренних телефонов, автоматическая работа АТС и практически бесплатное пользование внутренней телефонной связью.


Отметим также компьютерную телефонию. Это – технология, в которой компьютерные ресурсы применяются для выполнения исходящих и приема входящих звонков и для управления телефонным соединением.


Перечислим некоторые средства и системы радиотелефонной связи, которая приобретает все более важное значение по обслуживанию работы офисов:


- сотовая система радиотелефонной связи;


- транкинговые радиотелефонные системы;


- телефоны с радиотрубкой;


- телефонные радиоудлинители;


- персональная спутниковая связь;


пейджинговые системы связи.


Характеристика и критерии выбора программных средств.


Программное обеспечение (ПО) – совокупность программ, позволяющая организовать решение задач на компьютере. Важнейшими классами ПО являются системное и специальное (прикладное), представленное пакетами прикладных программ ППП.


Системное ПО организует процесс обработки информации в компьютере. В его составе можно выделить:


- операционные системы;


- тестовые и диагностические программы;


- антивирусные программы;


- командно-файловые процессоры (оболочки).


Операционные системы классифицируются следующим образом:


- однопользовательские однозадачные системы (MS-DOS, DR-DOS);


- однопользовательские многозадачные системы (OS/2, Windows 98);


- многопользовательские системы (системы семейства UNIX).


Для руководителя любого подразделения современного коммерческого предприятия основной операционной системой в работе является Windows 98. В концепции создания и развития Windows 98 реализована идея интеграции графической пользовательской системы с инструментарием и идеологией широкого распространения глобальной сети Internet. Пользовательский интерфейс Windows 98 обеспечивает взаимодействие с Internet из любого элемента системы. Таким образом, благодаря Windows 98 происходит фактическое превращение Internetиз относительно обособленной глобальной сети в массовый инструмент повседневного компьютерного общения на уровне потребительского рынка программно-технических средств.


Новая, следующая за Windows 98, операционная система носит кодовое название – Millenium. В ней практически полностью сохранен интерфейс, только добавлен ряд дополнительных удобств. Например, есть возможность доступа к Internetчерез один модем со всех компьютеров небольшой сети в офисе или дома, имеется поддержка переноса изображения с цифровой камеры или сканера прямо в компьютер (PictureAcquisitionWizard) и др.


WindowsNT (Windows 2000 – следующая ее версия) – высокопроизводительная 32-разрядная операционная система, разработанная специально для корпоративных пользователей. Все процессы, выполняющиеся в среде этих ОС, полностью независимы и поэтому вероятность сбоя в системе незначительна. Системы спроектированы таким образом, что если в одном из работающих приложений возникает ошибка, это не приводит к ²зависанию² всей системы. Это приводит к снижению затрат на техническую поддержку.


Права доступа к данным систем распределяются согласно критериям привилегий пользователей, что снижает порчу файлов неквалифицированными пользователями, что приводит к улучшению дисциплины на рабочем месте.


WindowsNT (2000) является ²закрытой² для неавторизованного доступа извне к ресурсам компьютера или локальной сети. То есть, не являющийся пользователем домена не сможет получить доступ к ресурсам сети.


Самое крупное новшество содержится в сетевой версии Windows2000: единая база данных всех ресурсов и пользовательской сети предприятия (ActiveDirectory).


Операционная система IBMOS/2 Warpпредназначена для работы с большими базами данных в случаях, когда очень важна стабильность ОС. Она представляет собой быстродействующую многозадачную ОС с поддержкой собственной файловой системы.


На рынке операционных систем были вытеснены практически все реальные конкуренты компании Microsoft (OSMacintosh, OS/2, Unix). Противостоит Windowsтолько ОС Linux.


Linuxпредставляет собой ОС с открытым исходным кодом. Открытость кода означает, что для исправления ошибок, оптимизации производительности и добавления новых функций сторонний программист может вносить свои изменения. Однако, эти изменения могут привести к созданию индивидуальной и не совместимой ОС.


Преимущества Linux состоят в том, что она распространяется бесплатно, занимает мало места на жестком диске и может работать без сбоев годами. Главное препятствие – отсутствие удобств и проблемы с поддержкой аппаратуры.


Прикладные программные средства можно классифицировать следующим образом:


- системы подготовки текстовых документов;


- системы обработки финансово-экономической информации;


- системы управления базами данных;


- личные информационные системы;


- системы подготовки презентаций;


- системы управления проектами;


- экспертные системы и системы поддержки принятия решений;


- системы интеллектуального проектирования;


- прочие системы.


Системы подготовки текстовых документов
предназначены для организации технологии изготовления различных информационных материалов и документов текстового характера. Они включают в себя текстовые процессоры и настольные издательские системы.


Системы обработки финансово-экономической информации
предназначены для обработки числовых данных, характеризующих различные производственно-экономические и финансовые явления и объекты. Они включают в себя:


- универсальные табличные процессоры;


- специализированные бухгалтерские программы;


- специализированные банковские программы (внутрибанковских и межбанковских расчетов);


- специализированные программы финансово-экономического анализа и планирования.


Системы управления базами данных
предназначены для создания, хранения и манипулирования массивами данных большого объема. Разные системы этого класса различаются способами организации хранения данных и обработки запросов на поиск информации, а также характером хранящихся в базе данных.


Личные информационные системы
предназначены для информационного обслуживания рабочего места управленческого работника и по существу выполняют функции секретаря.


Системы подготовки презентаций
предназначены для квалифицированной подготовки графических и текстовых материалов, используемых в целях демонстрации на презентациях, деловых переговорах, конференциях.


Системы управления проектами
предназначены для планирования и управления ресурсами различных видов (материальными, техническими, финансовыми, информационными) при реализации сложных научно-исследовательских работ.


Экспертные системы и системы поддержки принятия решений
предназначены для реализации технологий информационного обеспечения процессов принятия управленческих решений на основе применения экономико-математического моделирования и принципов искусственного интеллекта.


Системы интеллектуального проектирования
предназначены для использования так называемых CASE-технологий, ориентированных на автоматизированную разработку проектных решений.


В последнее время все более возрастает потребность в данных коллективного пользования. Это послужило причиной все усиливающегося внимания к различным системам распределенной обработки данных, к которым относятся:


- распределенная обработка данных;


- базы данных с сетевым доступом;


- архитектура ²клиент-сервер²;


- распределенные базы данных.


Под распределенной обработкой данных
понимают обработку приложений несколькими территориально распределенными машинами. При этом в приложениях, связанны с обработкой базы данных, собственно управление базой данных может выполняться централизованно.


Архитектура систем баз данных с сетевым доступом
предполагает выделение одной из машин сети в качестве центральной. Эта машина обеспечивает функционирование той части сетевой версии СУБД, которая называется сервером файлов
. Предполагается, что центральная машина обладает жестким диском достаточно большой емкости, на котором хранится совместно используемая база данных. Все другие машины сети выполняют функции рабочих станций, с помощью которых поддерживается доступ пользователей системы к централизованной базе данных. Рабочая станция должна иметь достаточно ресурсов для обеспечения приемлемого уровня реактивности при обработке пользовательских запросов.


В архитектуре ²клиент-сервер
²
каждый элемент играет свою роль: сервер владеет и распоряжается информационными ресурсами системы, клиент имеет возможность воспользоваться ими.


Сервер базы данных представляет собой мультипользовательскую версию СУБД, параллельно обрабатывающую запросы, поступившие со всех рабочих станций. В его задачу входит реализация логики обработки транзакций с применением необходимой техники синхронизации с поддержкой протоколов блокирования ресурсов, обеспечением предотвращения и/или устранения тупиковых ситуаций.


В ответ на пользовательский запрос рабочая станция получает не ²сырье² для последующей обработки, а готовые результаты. Это позволяет существенно уменьшить сетевой трафик, сократить время на ожидание блокированных ресурсов данных в мультипользовательском режиме, разгрузить рабочие станции и при достаточно мощной центральной машине использовать для них более дешевое оборудование. Для современных СУБД архитектура ²клиент-сервер
²
стала фактически стандартом.


Для централизованной СУБД, находящейся в узле телекоммуникационной сети, с ростом объема информации и количества транзакций возникают следующие трудности:


- большой поток обменов данными;


- низкая надежность;


- низкая общая производительность;


- большие затраты на разработку.


Для решения этих проблем предлагается децентрализация данных. При децентрализации достигается:


- более высокая степень одновременности обработки вследствие распределения нагрузки;


- улучшенное использование данных на местах при выполнении удаленных запросов;


- меньшие затраты.


Затраты на создание сети, в узлах которой находятся малые ЭВМ, гораздо ниже, чем затраты на создание аналогичной системы с использованием большой ЭВМ.


Дадим следующее определение: распределенная база данных
– это набор файлов (отношений), хранящихся в разных узлах информационной сети и логически связанных таким образом, чтобы составлять единую совокупность данных (связь может быть функциональной или через копии одного и того же файла).


Распределенная база данных предполагает хранение и выполнение функций управления данными в нескольких узлах и передачу данных между этими узлами в процессе выполнения запросов. Разбиение данных в распределенной базе данных может достигаться путем хранения различных таблиц на разных компьютерах или даже хранения разных частей и фрагментов одной таблицы на разных компьютерах. Для пользователя (или прикладной программы) не должно иметь значение, каким образом распределены данные между компьютерами.


Таким образом можно отметить, что программное обеспечение играет ключевую роль в реализации технологий управления информационными ресурсами, во многом определяя конкретные особенности выполнения функций информационной поддержки финансовой деятельности.


С точки зрения общей информационной поддержки важное значение имеет выбор системного программного обеспечения, и прежде всего операционной системы, определяющей эффективность взаимодействия пользователей с компьютерными комплексами.


Выбор и реализация конкретных технологий управления информационными ресурсами определяется конкретными потребностями организации и имеющимися финансовыми возможностями.


В любом случае имеется определенный фиксированный набор базовых технологий, реализация которых необходима практически для любых форм и масштабов управленческой деятельности (в т.ч. и финансами): подготовка текстовых документов; обработка финансово-экономической информации и подготовка табличных документов; управление базами данных; личная информационная поддержка.


Характеристика типовых комплексов ППП автоматизации офисной деятельности на базе ПЭВМ.


В настоящее время активно реализуется подход к интеграции программных средств, носящий объектно-связанный характер: объединение специализированных пакетов в рамках единой ресурсной базы, обеспечение взаимодействия приложений (программ пакета) на уровне объектов и единого упрощенного центра-переключателя между приложениями. Типичные и наиболее мощные пакеты данного типа: Borland Office for Windows, Lotus SmartSute for Windows, Microsoft Office. В профессиональной редакции этих пакетов присутствуют четыре приложения: текстовый редактор, СУБД, табличный процессор, программы демонстрационной графики.


Особенностью этого типа интеграции пакетов является использование общих ресурсов. Здесь можно выделить четыре основных вида совместного доступа к ресурсам.


1. Пользование утилит, общих для всех программ комплекса. Так, утилита проверки орфографии доступна из всех программ пакета.


2. Применение объектов, которые могут находиться в совместном использовании нескольких программ.


3. Реализация простого метода перехода (или запуска) из одного приложения к другому.


4. Реализация построенных на единых принципах средств автоматизации работы с приложением (макроязыка), что позволяет организовать комплексную обработку информации при минимальных затратах на программирование и обучение программированию на языке макроопределений.


Механизм динамической компоновки объектов дает возможность пользователю помещать информацию, созданную одной прикладной программой, в документ, формируемый другой. Пользователь может редактировать информацию в новом документе средствами того продукта, с помощью которого этот объект был создан. Данный механизм позволяет переносить OLE – объекты из окна одной прикладной программы в окно другой.


1.4. Решение функциональных задач финансового менеджмента с применениемПЭВМ и ППП.


Основой организации финансов предприятия является наличие финансовых ресурсов в размерах, достаточных для осуществления производственной и коммерческой деятельности. Финансовые отношения предприятий строятся на ряде общих и специфических принципов. К ним следует отнести принцип плановости, принцип обеспечения финансовых резервов, принципы разграничения средств основной и инвестиционной деятельности, источников формирования оборотных средств на собственные и заемные, принцип их сохранности. Важной стороной деятельности финансов предприятий является формирование, управление и использование средств целевых денежных фондов, что является содержанием еще одного принципа организации финансов предприятий.


В соответствии с базовыми принципами коммерческой и производственной сферы создаются пакеты прикладных программ для автоматизации различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Рассмотрим некоторые из них.


Программный продукт ²Альт-Инвест-Прим² фирмы ²Альт² предназначен для проведения экспресс-оценки коммерческой привлекательности инвестиционных проектов, не требующих дополнительной проработки исходной информации. Программа позволяет произвести отбор проекта из большого потока коммерческих предложений, оценить потенциальную коммерческую привлекательность проекта, выбрать направления его дальнейшей проработки. Программа ²Альт-Инвест-Прим² построена на упрощенных алгоритмах расчета. Для проведения всесторонней оценки коммерческой привлекательности инвестиционных проектов предназначен другой программный продукт фирмы ²Альт² – ²Альт-Инвест².


Программа ²Альт-Инвест² позволяет оценить финансовую состоятельность и потенциальную эффективность проекта независимо от его масштабов и отраслевой принадлежности, определить допустимые границы изменения исходных параметров при достижении приемлемой величины итоговых показателей расчета.


Программа ²Альт-Финансы² фирмы ²Альт² позволяет провести всесторонний анализ финансового состояния предприятия на момент исследования, определить точки возникновения финансовых диспропорций и возможности по улучшению параметров важнейших финансовых показателей. В программе анализируется структура баланса, чистый оборотный капитал и структура затрат, показатели прибыльности, ликвидности, финансовой устойчивости, оборачиваемости, рентабельности и эффективности труда.


Программа ²Альт-План², как и остальные продукты фирмы ²Альт², разработана в формате электронных таблиц Excel и представляет собой универсальную систему для оперативного и среднесрочного финансового планирования и управления финансовыми ресурсами. Программа помогает вырабатывать оптимальный финансовый план и позволяет оценивать потребности в сырье и материалах для производственного процесса, рассчитывать текущие и планируемые затраты, определять рациональную структуру и объем производства различных видов продукции, вырабатывать принципы построения взаимоотношений с покупателями и поставщиками, исследовать влияние различных составляющих на финансовые показатели. Принцип взаимосвязанного планирования, реализованный в программе ²Альт-План², позволяет управлять такими сферами деятельности предприятия, как формирование запасов, производство, сбыт, финансовая и инвестиционная политика.


Следует отметить, что наиболее значимым в долгосрочной перспективе представляется стратегическое планирование, предполагающее планирование не только будущих изменений, но и планирование возможных последствий от решений, принимаемых в настоящем.


Одной из наиболее популярных программ в этой области является компьютерная программа PROJECT EXPERT фирмы Про-Инвест-Консалтинг.


ProjectExpert 5 позволяет готовить финансовые документы, отвечающие Международным стандартам бухгалтерского учета – поддерживаемым GAAP большинства развитых стран. При этом гибкие параметры ввода данных обеспечивают учет специфики российской экономики (налоговые изменения, задержки платежей и т.д.).


ProjectExpert 5 позволяет пользователям, не имеющим специальной подготовки в области финансового анализа, в короткий срок решить следующие задачи:


- детально описать и спроектировать деятельность любого предприятия с учетом изменения параметров внешней среды (инфляция, налоги, курсы валют);


- разработать план развития предприятия или реализации инвестиционного проекта, стратегию маркетинга и стратегию производства, обеспечивающую рациональное использование материальных, людских и финансовых ресурсов;


- определить схему финансирования предприятия;


- апробировать различные сценарии развития предприятия, варьируя значения факторов, способных повлиять на его финансовые результаты;


- подготовить финансовые отчеты (отчет о движении денежных средств, Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об использовании прибыли) и бизнес-план инвестиционного проекта, полностью соответствующие международным требованиям, на русском и английском языках;


- провести всесторонний анализ предприятия (проекта), в том числе анализ общей эффективности, анализ чувствительности, анализ денежных потоков для каждого участника проекта, анализ финансового состояния и доходности предприятия с помощью трех десятков автоматически исчисляемых показателей.


Новая модификация программного продукта ProjectExpert – BizPlanner предназначена для планирования и анализа эффективности инвестиций на предприятиях малого и среднего бизнеса. Она позволяет быстро и эффективно разрабатывать качественный бизнес-план предприятий, действующих в промышленности, в сфере услуг, а также в области строительства.


Среди программ, обслуживающих финансовые расчеты, отметим компьютерную программу AuditExpert, которая является эффективным инструментом комплексного анализа финансового состояния и результатов деятельности предприятия.


Стандартизированные аналитические таблицы, полученные при помощи AuditExpert, позволяют провести детальный анализ предыдущей деятельности и текущего состояния предприятия:


- рассчитать наиболее применяемые показатели ликвидности, устойчивости, рентабельности и деловой активности предприятия;


- оценить структуру баланса по методике Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий;


- проанализировать динамику изменения структуры баланса с различным шагом, как в абсолютных величинах, так и в процентах.


В общей сложности более 70 рассчитываемых параметров помогут оценить все стороны финансового состояния предприятия.


Среди других программных продуктов отметим модули ProjectQuestionnaire и ProjectRisk. Это – инструмент, который позволяет проводить профессиональную экспертизу инвестиционных процессов средствами качественного анализа. Основанные на использовании методов экспертных оценок, они предоставляют пользователю удобный механизм оценки эффективности проекта или предприятия при различных вариантах и условиях его развития.


ProjectQuestionnaireпозволяет одному или нескольким независимым экспертам посредством многокритериального анализа провести качественную экспертизу инвестиционного проекта, рассчитать интегральный показатель уровня его эффективности.


В модуле ProjectRisk предусмотрены средства, которые позволяют экспертам при помощи диалога проанализировать риски проекта, выделить факторы наибольшего риска и прокомментировать причины их возникновения. При помощи специальных средств модуля эксперт может подготовить перечень факторов риска, учитывающий специфические условия реализации проекта.


Программный продукт ForecastExpert(фирма Про-Инвест-Консалтинг) предназначен для построения прогнозов временного ряда с помощью модели авторегрессии и интегрированного скользящего среднего. В качестве прогнозируемых могут выступать и параметры финансового рынка – цены покупки и продажи акций, деловая активность участников рынка, объем предложений свободных средств инвесторами и многое другое.


Отдельную группу программного обеспечения финансовой деятельности составляют программы автоматизации банков. В процессе автоматизации банков главной целью является обеспечение единого информационного пространства. Это жизненно важная характеристика, которая способна обеспечить функционирование всей банковской системы в реальном масштабе времени на основе электронных платежей и ведомственного электронного документооборота. Для этого необходимо подключение банков-филиалов к центральному офис, что требует использования различных средств – от создания мультисервисной сети до применения спутников в удаленных филиалах. В свою очередь любой банк (его филиал) может автоматизировать процесс обслуживания клиентов.


Применение ППП общего назначения (ЭТ Excel) для решения задач финансового менеджмента.


ЭТ Excelобладает огромными возможностями по созданию технологий обработки различных финансовых показателей. С одной стороны Excelпозволяет вводить финансовые формулы в ячейки таблицы для дальнейших расчетов, с другой стороны Excel предоставляет большой спектр функций финансового анализа: от нахождения платы по процентам, амортизации оборудования, регулярных выплат по займу до оценки эффективности капиталовложений. Более подробно эти вопросы будут разобраны на лабораторной работе, посвященной созданию технологии обработки финансовых показателей с помощью ЭТ Excel.


1.5. Общие тенденции и перспективы развития информационных технологий в финансово-кредитной сфере.


Выделяют пять основных тенденций в развитии информационных технологий.


  1. Усложнение информационных продуктов (услуг).

    Информационный продукт в виде программных средств, баз данных и служб экспертного обеспечения приобретает стратегическое значение.

  2. Способность к взаимодействию.

    С ростом значимости информационного продукта возможность провести идеальный обмен этим продуктом между компьютером и человеком или между информационными системами приобретает значение ведущей


технологической проблемы. Среди прочих это и проблема совместимости технических и программных средств.


3. Ликвидация промежуточных звеньев.

Развитие способности к взаимодействию ведет к совершенствованию процесса обмена информационным продуктом, а следовательно, при взаимоотношении поставщиков и потребителей в этой области ликвидируются промежуточные звенья. Не нужны посредники, если есть возможность размещать заказы непосредственно с помощью информационных технологий.


4. Глобализация.

Фирмы могут с помощью информационных технологий вести дела где угодно, получая исчерпывающую информацию. Глобализация рынка информационного продукта. Получение преимуществ за счет распределения постоянных и полупостоянных расходов на более широкий географический регион.


5. Конвергенция.

Исчезают различия между изделиями и услугами, информационным продуктом и средствами, использованием в быту и для деловых целей, информацией и развлечением, а также среди различных режимов работы, таких, как передача звуковых, цифровых и видеосигналов.


Применительно к бизнесу эти тенденции приводят к следующему:


- осуществление распределенных персональных вычислений, когда на каждом рабочем месте достаточно ресурсов для обработки информации в местах ее возникновения;


- создание развитых систем коммуникаций, когда рабочие места соединены для пересылки сообщений;


- гибкие глобальные коммуникации, когда предприятие включается в мировой информационный поток;


- создание и развитие систем электронной торговли;


- устранение промежуточных звеньев в системе интеграции организация – внешняя среда.


Раздел 2.

Анализ программного обеспечения финансового менеджмента.














Фирмы – разработчики программного обеспечения для финансового менеджмента Характеристика ПП
БЭСТ-5
  • Развитая функциональность
    В программе имеют средства для ведения учета и выработки управленческих решений по всем аспектам деятельности современного торгового, производственного или бюджетного предприятия. Для этих целей в программе имеется ряд базовых функциональных блоков: ФИНАНСЫ, ТОРГОВЛЯ, ПРОИЗВОДСТВО, ПЕРСОНАЛ. Кроме того, имеется постоянно расширяемый набор отраслевых и специализированных решений (БЭСТ-МАГАЗИН, БЭСТ-АЛКО, БЭСТ-ПИТАНИЕ и др.), которые развивают и дополняют основную программу.

  • Всесторонний учет операций
    Система предоставляет развитые и гибкие средства регистрации фактов хозяйственной жизни в оперативном режиме с одновременным их отражением в бухгалтерском, налоговом и управленческом учете. Автоматизировано большинство бизнес-процессов предприятия с адекватным документарным представлением. Имеются возможности для прямой регистрации данных в учете соответствующего вида. Дана возможность организации специального учета по собственным планам счетов.

  • Планирование и контроль
    Управленческие функции программы базируются на подсистеме бюджетирования деятельности предприятия и контроля исполнения планов (план-факт анализ). Пользователь программы может самостоятельно разработать набор операционных, дополнительных, финансовых и специальных бюджетов и рассчитывать бюджеты по периодам, вариантам плана, центрам финансовой ответственности и в других аналитических разрезах. Имеются средства для настройки специальных форм план-фактного анализа и расчета финансовых коэффициентов для контроля исполнения бюджетов и выработки управленческих решений.

  • Высокая адаптируемость
    Концепция системы ориентирована на быструю параметрическую настройку программного комплекса без привлечения специалистов по программированию. В подавляющем большинстве случаев этого оказывается достаточно. Вместе с тем, в программе имеются средства программных доработок. На первом уровне пользователю предоставляется возможность разработки небольших программ (PlugIn) с сохранением базовой функциональности. На втором уровне система предлагает полноценную встроенную среду разработки, вплоть до создания новых приложений.

  • Наличие среды разработки
    В системе БЭСТ-5 имеется встроенная интегрированная среда разработки (IDE), которая используется при создании самой программы и предоставляется всем пользователям для создания собственных функциональных элементов. Программирование может осуществляться на высокоуровневом языке Harbour или с использованием языка программирования Си с использованием отладчиков и других средств ускоренной разработки. Среда разработки поставляется бесплатно.

  • Низкая стоимость владения
    Программный комплекс ориентирован на использование малыми и средними предприятиями. Учитывая это обстоятельство, разработчики системы БЭСТ-5 поставили целью создания программного комплекса с минимальной стоимостью владения.

    • Программный комплекс имеет невысокую продажную цену, которая приемлема практически любому предприятию. Гибкая ценовая политика допускает приобретение системы в разных вариантах комплектации и с необходимым количеством рабочих мест. Используются продажи со скидками

    • При использовании системы не требуется приобретение других, зачастую дорогостоящих программных компонентов, например, серверов базы данных, генераторов отчетов и т.д. Система интегрирована с офисным пакетом MS Office, но также работает с бесплатно распространяемым пакетом Open Office.

    • Программа предъявляет весьма "щадящие" требования к рабочим компьютерам, серверам, сетевому оборудованию. Система оптимизирована под использование в терминальном режиме, при котором затраты на клиентские рабочие места минимальны.

    • Развертывание системы у пользователя не требует дополнительных затрат. В большинстве случае пользователи делают это самостоятельно без привлечения дорогостоящих специалистов со стороны.

    • Сопровождение программы в процессе эксплуатации, как правило, выполняется пользователями программы и не вызывает трудностей. Компания своевременно реагирует на изменения законодательства и учитывает их в программе.



Система управления предприятием БЭСТ-5 предназначена для использования малыми и средними предприятиями. Она обеспечивает ведение оперативного, бухгалтерского, налогового и управленческого учета, планирования и контроля хозяйственной деятельности на предприятии.


Основные области применения:


  • Оптовая торговля

  • Розничная торговля

  • Производство

  • Общественное питание

  • Сфера услуг

  • Бюджетные организации


Программа может быть использована для одного предприятия или произвольного набора не связанных между собой предприятий.



Система управления предприятием состоит из набора функциональных элементов - приложений. Каждый такой элемент автоматизирует определенное направление деятельности предприятия. Приложения объединены по функциональные блоки, так что система имеет двухуровневое строение. Набор функциональных блоков следующий:


  • Финансы.
    Группа приложений, предназначенных для ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учета, финансового планирования хозяйственной деятельности, а также учета денежных средств, расчетов по обязательствам, имущества предприятия.

  • Торговля.
    Группа приложений для ведения учета торговых операций, включая учет закупок, товарных запасов на складах, продаж, в т.ч. продаж в торговом зале (магазин), учета мобильной торговли и работы автотранспорта.

  • Производство.
    Группа приложений для использования производственными предприятиями. Включает подсистемы учета сырья и материалов, планирования и учета производства. Кроме того, в этот блок включена специализированная подсистема для учета производственного процесса на предприятиях общественного питания.

  • Персонал.
    Группа приложений для ведения кадрового учета, табельного учета и выполнения расчетов по оплате труда.


Система БЭСТ-5 - современное 32-разрядное приложением среды Windows. Она может эксплуатироваться на любых компьютерах, работающих под управлением этой среды, начиная с версии MS Windows 2000 и выше. Возможна работа на одном компьютере или в локальной сети. Ограничения на сетевую операционную систему отсутствуют. В программе применяется распределенная модель обработки данных с использованием сервера приложений. Для работы сервера приложений требуется компьютер, работающий под управлением Windows.


Галактика Business Intelligence

Галактика Business Intelligence – это комплекс приложений для поддержки принятия решений в различных сферах управления предприятием (например, управление сбытовой деятельностью)


Решения, входящие в состав комплекса Галактика Business Intelligence, построены на основе платформы, при создании которой были использованы новейшие разработки в области информационных технологий – платформа Microsoft.NET, сервис-ориентированная архитектура (SOA), web-сервисы, OLAP-технологии.


Каждый руководитель хочет иметь доступ к данным, помогающим ему принимать решения, отслеживать тенденции и реагировать на ситуации как можно быстрее. Огромное количество времени затрачивается на сбор данных и выполнение анализа в условиях, когда предприятие не имеет стратегических аналитических приложений.


Галактика Business Intelligence (BI) – это решение в области интеллектуального ведения и сопровождения бизнеса. С решением Галактика BI вы будете тратить значительно меньше времени на технические процедуры сбора и представления данных, необходимых для анализа ситуации и принятия решений.


При помощи современных инструментов в составе Галактика BI, может быть создано прикладное решение, позволяющее анализировать деятельность предприятия по любым ключевым показателям, критичным для руководителя.


Процесс выработки и принятия решений должен основываться на точной и своевременной информации. Галактика BI имеет в своем составе BI-платформу, обеспечивающую средства добычи, трансформации и очистки данных, их интеграцию в информационное хранилище, средства многомерного анализа данных.


Общие компоненты анализа:


  • Хронологический анализ
    – отражает тенденции развития предприятия на длительных промежутках времени, позволяет провести сравнение данных прошлых и текущих периодов;

  • Рейтинговый анализ
    – представляет собой оценку показателя, отнесение к определенному рангу, разряду. Позволяет распределить объекты по степени надежности, важности для предприятия (лидеры, аутсайдеры);

  • ABC-анализ
    – группирует объекты по степени их влияния на общий результат. ABC-классификация строится на основании принципа Парето;

  • XYZ-анализ
    – группирует объекты по степени однородности показателя (коэффициенту вариации), что позволяет анализировать и прогнозировать стабильность тех или иных бизнес-процессов. Интегрированный ABC(XYZ)-анализ, который расширяет перечень классификационных групп и значительно упрощает работу с ними;

  • Сравнительный анализ
    – обеспечивает сравнительный анализ изменений в абсолютных и относительных величинах, а также структурных изменений за различные периоды;

  • Структурный анализ
    – предоставляет анализ структуры основных индикаторов в различных аналитических разрезах.


Комплекс Галактика Business Intelligence включает приложения:


Система Галактика Бизнес-Монитор
является эффективным инструментом для быстрого создания решений класса Business Intelligence - систем интегральной оценки деятельности предприятия на основе показателей эффективности. Система Галактика Бизнес-Монитор – это универсальное решение для средних и крупных предприятий.


Галактика BI Запасы
.


Контроль и анализ структуры и свойств запасов на складах, в строительстве, производстве, консигнации – важнейшая задача управления деятельностью компанией. Успешность сбытовых и производственных бизнес-проектов во многом зависит от грамотного и эффективного управления запасами, своевременного их пополнения и поддержания необходимого уровня. Система Галактика BI Запасы
помогает оперативно контролировать состояние запасов, проводить анализ тенденций и временной динамики, классифицировать группы. Контроль и анализ сроков годности, оборачиваемости, уровня неликвидов и сверхнормативов позволяет избежать финансовых потерь и «замораживания» оборотных средств, тем самым повысим эффективность работы компании.


Галактика
BI Сбыт
.


Управление сбытом, контроль и анализ коммерческой и сбытовой деятельности – одна из ключевых задач для любой компании. Отлаженное снабжение, четкое управление ресурсами, рациональное финансовое и производственное планирование не всегда служат гарантией получения прибыли. Весь положительный эффект от грамотного управления производственной деятельностью компании может быть сведен к нулю из-за отсутствия адекватной системы управления сбытом.


RS-DataHouse:Бюджетирование


Бизнес-приложение «RS-DataHouse:Бюджетирование» разработано с учетом необходимости вовлечь в бюджетный процесс всех сотрудников банка, принимающих экономические решения. Поэтому для хранения информации и расчета финансовых и нефинансовых показателей используется информационно-аналитическая система RS-DataHouse, основу которой составляет высокопроизводительная и надежная СУБД Oracle, а в качестве клиентской части выбран безусловный лидер среди табличных процессоров — MS Excel. В совокупности эти программные средства обеспечивают гибкость настроек и форматирования, а также удобный и привычный для пользователя интерфейс. Реализованная в системе бизнес-логика содержит набор бюджетных алгоритмов, которые позволяют увязывать отдельные бюджеты как между собой, так и с фактической информацией.


Уникальность идеи алгоритма, предназначенного для связи бюджетов, состоит в добавлении хранилища бюджетных операций и механизма преобразования исходных данных каждого бюджета в данные бюджетных операций и наоборот — данных бюджетных операций в данные бюджета. Сколько бы новых бюджетов вы ни добавляли, механизм их связи всегда остается простым, надежным и прозрачным. Бюджет в этом случае — это лишь окно, через которое мы смотрим на бюджетные операции.


«RS-DataHouse:Бюджетирование» — это современная полнофункциональная система бюджетирования для банков и финансовых холдингов, ориентированная на максимальную автоматизацию всех этапов бюджетного процесса — от планирования до анализа и прогнозирования. Она может стать интегрирующим звеном, которое позволит оптимизировать технологии управления на всех уровнях иерархии Вашего банка. Мы не призываем отказаться от привычных и хорошо зарекомендовавших себя управленческих методик, но благодаря уникальной гибкости «RS-DataHouse:Бюджетирование» и реализованным в ней ноу-хау компании «R-Style Softlab» ваши механизмы управления будут работать еще эффективнее.



Заключение.


Целью данной работы являлось показать преимущества использования информационных технологий в финансовом менеджменте, в частности, в процессе принятия важных управленческих решений кризисных предприятий.
Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
- изучить основные цели и задачи финансового менеджмента
- рассмотреть инструменты финансового менеджмента
- изучить организационная структура финансового менеджмента
- рассмотреть информационные технологии в контуре управления предприятием с помощью методов финансового менеджмента


- изучить разработку и принятие краткосрочных финансово-экономических решений на основе информационных технологий.


В первом разделе рассматриваются несколько пунктов, касающихся Информационных Технологий в финансовом менеджменте. К ним относятся: понятие и значение информационных технологий в финансовом менеджменте, организация информационных технологий в управлении финансово-кредитной сферой, решение функциональных задач финансового менеджмента с применением ПЭВМ и ППП, общие тенденции и перспективы развития информационных технологий в финансово-кредитной сфере.


Второй раздел является практическим. Технология решения задач финансового менеджмента в условиях автоматизации ИТ в общем случае включает выполнение следующих процедур: сбор и подготовку информации; обработку, накопление и хранение данных; моделирование данных; формирование результативной информации; передачу информации лицу, принимающему решения; принятие решения.


В зависимости от вида и особенностей конкретной задачи, а также технологических решений по организации автоматизированной обработки информации на данном предприятии некоторые из перечисленных процедур отсутствовать. Как правило, это характерно для задач, решение которых требует использования внутренней информации управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, предполагающих использование единой информационной базы. Примерами таких задач могут служить: анализ финансового состояния предприятия, осуществляемый его менеджментом; текущее планирование; управление оборотными средствами; оперативный контроль за осуществлением расчётов и платежей.


Программное обеспечение подобных задач выполнено в виде отдельных модулей, подсистем, которые являются составной частью программного обеспечения комплексной системы автоматизации управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.


Мной был проведён анализ программного обеспечения финансового менеджмента. Характеристика и сравнение проводились между такими программами как БЭСТ-5, Галактика Business Intelligence, RS-DataHouse:Бюджетирование.


Список используемой литературы


  1. Алиев В.С. Информационные технологии и системы финансового менеджмента. – М.: Форум, Инфра - М, 2007. –

  2. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. – М.: Инфра – М, 2009. –

  3. www.e-nigma,ru

  4. www.inventech.ru/lib/finances

  5. www.gosecure.ru

  6. Титаренко Г.А. Информационные технологии в экономике и управлении. – М.: Юнити – Дана, 2008. –

  7. Козырёв А.А. Информационные технологии в экономике и управлении. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. –

  8. Экономическая информатика и вычислительная техника. / Под редакцией В.П. Косарева, А.Ю.Королева. – М.: Финансы и статистика, 2005. –

  9. www.security.Belgorod-net.ru

  10. Грабауров В.А. Информационные технологии для менеджеров.- М.: Финансы и статистика, 2001. –

  11. И.В. Успенский Интернет-Маркетинг. – СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003. –

  12. Бланк И.A. Основы финансового менеджмента. – К.: Ника-Центр, Эльга – Н, 2007. –

  13. Автоматизированные информационные технологии в экономике. / Под редакцией Г.А. Титоренко. – М.: Юнити, 2003. –

  14. www.revolutionair/00014761_0.html

  15. www.roman.by/r-15380.html

  16. www.ref.by/refs/67/26218/1.html

  17. Гринберг А.С., Информационные технологии управления. - М.:Юнити- Дана, 2004. –

  18. www.ricenter.ru/kommercheskie_organizacii/programmnye_produkty_1s/1s_dlya_upravleniya_finansami

  19. http://www.businessuchet.ru/content/document_r_114FF727-7F46-4433-9413-238926D040E4.html

  20. Информационные технологии в экономике./ Под редакцией д.э.н., профессора Ю.Ф. Симионова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. -



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :