Реферат по предмету "Издательское дело и полиграфия"

Узнать цену реферата по вашей теме


Типологические признаки литературно-художественного книжного издания

 

Кожевников Г.В.

Систематизация литературно-художественных изданий - наиболее разработанная область книговедческой типологии. Этому способствовало исследование проблемы в русле прикладной филологической дисциплины - текстологии, а также в русле традиционных книговедческих дисциплин - библиотековедения, библиографоведения, теории и практики редактирования. В последнее время предпринимаются попытки систематизации литературно-художественных книжных изданий (чаще их навивают - "литературно-художественные издания") на общекниговедческом уровне.

Однако в этих исследованиях сам объект систематизации (типизации) берется как некоторая данность, без выявления его сущностных характеристик, без определения его специфики. Это связано с пониманием типологии литературно-художественных книжных изданий только как систематизации, классификации этой группы книжных изданий, без учета того, что типология - это не только систематизация по существенным признакам, а и учение о "типе", то есть о сущности, о наиболее общем в систематизируемых явлениях.

Такое же понимание типологии бытует и в современных работах по теории книговедения. Необходимость выявления сущности систематизируемых объектов объясняется еще и тем, что без этого невозможно определить существенные признаки ("основание деления"), которые и являются критерием систематизации (типизации).

Наиболее перспективным для типологии литературно-художественных книжных изданий представляется подход, предлагающий рассматривать эту проблему не изолированно и не только на уровне систематизации изданий, а в связи с общими проблемами типологии книги, в связи с типологическим изучением ее сущности и форм движения в обществе. В этом случае издание предстает как один из уровней, один из этапов опосредования социальной информации в коммуникационном процессе "книжное общение", как форма существования книги, как результат организации, опосредования литературного произведения в книжном общении.

Важно также помнить, что нас интересуют не все издания, а только книжные. Обычно понятие "литературно-художественное издание" употребляется как синоним понятия "литературно-художественное книжное издание". Между тем издание как способ существования в обществе литературного произведения неоднородно, и поэтому литературное произведение может в книжном деле опредмечиваться в различные его формы: книжное издание, газетное издание. Эти формы издания отличаются друг от друга не только по периодичности выхода в свет и не только по материально-конструктивной форме, как традиционно принято считать, но и по своей сущности, по своей роли в коммуникационном процессе. Совершенно ясно, что литературное произведение (в том числе и литературно-художественное) по-разному будет организовываться, воплощаться в эти формы издания. В то же время эти формы издания не исключают друг друга, а сосуществуют в каждой из сфер книжного общения. В этом случае различия в материальной конструкции и в периодичности выхода в свет являются следствием сущностной специфичности каждой из форм издания.

Книжное издание по сравнению с газетным, журнальным представляет наиболее сложную форму, позволяющую отразить литературное произведение в издании с наибольшей полнотой, во всем многообразии его текста и контекста (предмет книжного издания), предназначенную для распространения (обмена) в обществе наиболее сложно организованного средствами книжного дела литературного произведения (целевое назначение) и направленную на "книжный" тип читательского восприятия, на удовлетворение потребности общества в фундаментальном, многократном, длительном пользовании, восприятии литературных произведений (читательский адрес).

Литературно-художественное книжное издание является одним из этапов коммуникационного процесса: словесная художественная деятельность (словесное художественное творчество) - его субъект и результат - словесный художественный образ; литературно-художественное общение (художественная литература) - его субъект и результат - литературно-художественное произведение; литературно-художественное книжное общение (литературно-художественная книга) - его субъект и результат - литературно-художественное книжное издание.

Как явление одного из этапов данной коммуникационной системы, форма существования литературно-художественной книги в книжном деле литературно-художественное книжное издание содержит в себе в снятом виде все предыдущие и характеризуется таким же системным типологическим признаком: предметом, целевым назначением и читательским адресом данного способа социальной коммуникации.

Предметом литературно-художественного книжного издания является литературно-художественное произведение, организованное с наибольшей степенью сложности отражения его контекста и текста.

Сложность предмета литературно-художественного книжного издания обусловливается и сложностью самого литературно-художественного произведения как результата коммуникационного процесса "литературно-художественное общение". Этот результат можно представить как единичное конкретное литературно-художественное произведение. Можно представить его и как особенную часть, как результат развития какой-либо части литературно-художественного общения (одного жанра, одной исторической литературно-художественной эпохи и т.д.). Правомерно представить его и как всеобщий результат литературно-художественного общения, не только как сумму конкретных литературно-художественных произведений, но и как целостное, всеобщее литературно-художественное произведение.

Целевое назначение литературно-художественного книжного издания обусловлено его спецификой как определенного этапа опосредования словесной художественной информации, словесной художественной деятельности и ее результата - словесного художественного образа - в коммуникационном процессе, как субъекта и результата литературно-художественного книжного общения, как формы существования в книжном деле литературно-художественной книги. Поэтому оно включает в снятом виде целевое назначение всех предыдущих уровней этого коммуникационного процесса и его реализация в целостности литературно-художественного книжного издания становится действительностью всех предыдущих уровней.

Целевое назначение литературно-художественного книжного издания можно определить как обеспечение обращения в обществе литературно-художественного произведения, организованного с наибольшей степенью сложности отражения его контекста и текста, отношения общёства к нему средствами литературно-художественного книжного общения. При этом следует отметить сложность и многоуровневость целевого назначения литературно-художественного книжного издания, связанные со сложностью и многоуровневостью его предмета. Таким образом, помимо общего целевого назначения можно выделить соответственно уровням системы "предмет" и различные уровни целевого назначения.

Такой же сложностью отличается и читательский адрес литературно-художественного книжного издания, определяемый как направленность книжного издания на литературно-художественный "книжный" тип читательского восприятия, на удовлетворение потребности в литературно-художественном книжном общении, потребности общества в фундаментальном, многократном (длительном) восприятии литературно-художественных произведений. Здесь важно отметить, что мы имеем дело не с потребностью в словесном художественном освоении действительности и не с потребностью в освоении словесного художественного образа в чистом виде, и даже не с потребностью в литературно-художественном общении и в освоении литературно-художественного произведения, а с потребностью в них же, но опосредованных литературно-художественным книжным общением, то есть с потребностью в освоении литературно-художественного книжного издания. И эта специфичность читательского адреса, направленности литературно-художественного книжного издания на определенный тип читательского восприятия объективно отражается в самом книжном издании, в способах организации литературно-художественного произведения в книжное издание.

Сложность читательского адреса тесно связана с тем, что читательские (общественные) интересы могут выражаться как интерес к различным уровням предмета литературно-художественного книжного издания: как интерес к конкретному отдельному литературно-художественному произведению, как интерес к какой-либо части литературно-художественного общения (части творчества одного писателя, группы писателей одного жанра, литературного направления, эпохи и т.д.), как интерес к результату литературно-художественного общения в целом (всей совокупности литературно-художественных произведений одного автора, различных авторов).

Кроме того, и в читательском художественном восприятии можно выделить несколько взаимосвязанных уровней. Так, обобщая опыт советских исследователей этой проблемы, Ю.С. Зубов выделяет следующие уровни целостного читательского художественного восприятия: элементарное (то есть восприятие с позиций обыденного сознания) и направленное, конкретное и системное (собственно целостное художественное восприятие) .

Основанная на таком подходе дифференциация читателей литературно-художественных книжных изданий и соответствующая ей дифференциация внутренних уровней читательского адреса охватывают и отражают все многообразие различных типов читательского восприятия литературно-художественного произведения.

Систему уровней читательского художественного восприятия, а следовательно, и его типы можно представить в таком виде. Первый - элементарное читательское художественное восприятие, на котором литературно-художественное произведение осознается как конгломерат отдельных литературно-художественных элементов, мир художественно осваивается читателем в конкретных, разрозненных проявлениях, с преобладанием освоения отдельных элементов произведения, но при неосознанном воздействии всех других (именно в этом заключается возможность художественного развития читателя - в осознании сначала отдельных элементов литературно-художественного произведения, а затем осознания их как системы). Второй - "квалифицированное" (объединенное, "направленное" и "конкретное") читательское художественное восприятие, на котором литературно-художественное' произведение осваивается, осознается как комплекс литературно-художественных элементов, мир художественно осваивается читателем с помощью осознаваемых им словесных художественных образов, с осознанным восприятием всех элементов произведения. На этом уровне для читателя характерно наличие своеобразной модели восприятия литературно-художественного произведения, некоторой "системы ожидания". Третий - системное ("концептуальное", "профессиональное", "специальное") читательское художественное восприятие. На этом уровне литературно-художественное произведение осваивается как целостное, системное единство во всем многообразии его исторического и художественного контекста.

Соответственно этим уровням читательского художественного восприятия можно выделить группы читателей, а следовательно, и модификации читательского адреса литературно-художественных книжных изданий.

Литературно-художественное книжное издание является способом существования литературно-художественной книги в книжном деле, формой литературно-художественного издания, предмет которого - диалектическое единство литературно-художественного произведения и выраженного отношения общества к его контексту и тексту; целевое назначение - обеспечение обращения в обществе организованных средствами книжного дела литературно-художественных произведений; читательский адрес - направленность на литературно-художественный "книжный" тип читательского восприятия, на удовлетворение потребности общества в фундаментальном, многократном длительном восприятии (освоении) литературно-художественных произведений.

Существуя как целостный субъект и результат литературно-художественного книжного общения, литературно-художественное книжное издание на уровне конкретного реализуется как сложная система разнообразных литературно-художественных книжных изданий, обладающих как общими, так и отличительными чертами, признаками. Различные способы организации литературно-художественного произведения в книжное издание в связи с дальнейшей конкретизацией его предмета, целевого назначения и читательского адреса фиксируются в традиционных книговедческих типологических категориях "тип" и "вид" литературно-художественного книжного издания.

Впервые попытка определить эти категории, выявить их сущность сделана С.П. Омилянчуком в диссертации "Собрание сочинений как вид издания" (М., 1971). Ранее "вид" и "тип" литературно-художественного книжного издания как книговедческие типологические категории не определялись и исследовались как некоторая данность, что приводило к известному различию в подходах и сказывалось на строгости самой типологической системы. С.П. Омилянчук определяет вид литературно-художественного издания как книговедческую категорию, "сущность которой отражает опосредованный в издании, во всех его основных признаках и характеристиках, способ организации литературного материала в отдельное издание" . Тип издания в его понимании - "это книговедческая категория, отражающая сущность опосредованного в издании способа организации литературного материала в издание, конкретизацию основного признака вида" . Эти определения отражают сложившееся в настоящее время понимание соотношения двух основных типологических категорий литературно-художественных книжных изданий: под первым, более общим, уровнем систематизации литературно-художественных изданий понимается категория "вид издания", а под вторым, конкретизирующим первый, - "тип издания". Практически все существующие типологические системы литературно-художественных книжных изданий придерживаются этого двухуровнего принципа систематизации, нарушая общепринятую во всех науках иерархию классификационных уровней "тип - род - вид", где тип выступает как наиболее общий уровень систематизации. Однако для сопоставимости в анализе различных типологических схем литературно-художественных книжных изданий мы в дальнейшем будем использовать традиционную книговедческую иерархию "вид издания - тип издания".



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать Узнать цену написания по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Sun Also Rises By Ernest Hemingway
Реферат Язычество Древних славян 3
Реферат Iii международная научно-практическая конференция
Реферат Ii тур русский язык Прочитай текст, вставь пропущенные орфограммы
Реферат Diamond In The Rough Essay Research Paper
Реферат Iii всероссийская конференция XIII школа молодых ученых
Реферат In article actual problems of the state and legal building of Russia in comparison with other countries are considered
Реферат Iii международная конференция
Реферат Ii региональная конференция «Стратегия перехода к устойчивому развитию строительного комплекса России» Место проведения
Реферат Iv научная конференция памяти В. И. Смирнова, Кострома-Галич, 19-20 ноября 2009 г. О. В. Румянцева, ведущий искусствовед огу «Наследие»
Реферат The True Hacker A Distortion Of Reality
Реферат Views On Slavery Essay Research Paper There
Реферат The Shampoo Essay Research Paper Insomnia The
Реферат AuschwitzThe Toture Camps Essay Research Paper Auschwitz
Реферат Cockroaches Essay Research Paper When people think